• ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА "ЗАРЯ" Методика экологичной организации игровой деятельности
  • Методика экологичной организации игровой деятельности в учреждении дополнительного образования
  • Игра как инструмент педагога
  • Классификация игр по виду деятельности участников
  • Советы организатору игры
  • Как объяснить и провести новую игру
  • Возрастные особенности детей и подростков, которые необходимо учитывать при организации игровой деятельности.
  • Игра – это вечный спутник детства. И пусть каждый человек навсегда останется ребенком, сохранив тепло игры в своей душе…

  • Скачать 355.93 Kb.


    Дата11.12.2018
    Размер355.93 Kb.

    Скачать 355.93 Kb.

    Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр развития творчества детей и юношества "заря" Методика экологичной организации



    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА "ЗАРЯ"

    Методика экологичной организации

    игровой деятельности

    в учреждении дополнительного образования

    Педагог-психолог

    Гокинаевой Татьяны Юрьевны

    г.Владикавказ

    2017 год

    Методика экологичной организации игровой деятельности

    в учреждении дополнительного образования

    Экологичная организация игровой деятельности в учреждении дополнительного образования занимает особое место. Данная тема актуальна и для членов педагогического коллектива, которые будут работать в каникулярное время, и для родителей, и для старшеклассников, у которых есть младшие братья и сестры, и даже для тех, чья деятельность никак не связаны с обучением и воспитанием детей, но, тем не менее, имеют большое желание и потребность не останавливаться в своем внутреннем развитии и личностном росте.

    В полезности и важности данной темы меня убеждают не только те знания, которые получены мной во время моей профессиональной подготовки и обучения, но и мой реальный игровой практический опыт, о котором я тоже хочу рассказать и который состоит из двух разных частей.

    В свой практической деятельности педагога-психолога приемы игровой динамической терапии я использую и для диагностики и для коррекции возникающих проблем, особенно экологично эти приемы и методы работают с детьми младшего школьного возраста, и не только потому, что в этом возрасте у детей совершается смена вида ведущей деятельности с игровой на учебную, но и потому, что эти методы выполняют сразу несколько функций:



    • диагностическую,

    • развивающую,

    • обучающую,

    • снимающую нервное напряжение,

    • повышающую у ребенка уверенность в собственных силах,

    • помогающую сделать более адекватной его самооценку.

    А в 2014 году мне довелось приобрести новый неожиданный игровой опыт, когда администрацией местного самоуправления нашего города был организован турнир «Построй свою башню» по игре «Что? Где? Когда?» среди команд педагогов. И я очень благодарна капитану и всем участникам команды «Perfectum» за то, что они пригласили меня на игру и, особенно, за то, что после победы в этом турнире, команда продолжила играть в республиканском интеллектуальном клубе «Альбус».

    Очень порадовало всех членов команды то, что после первой серии игр в интеллектуальном клубе «Альбус» «Perfectum» получил право играть в высшей лиге, обыграв многие весьма опытные команды. Было так же радостно ощущать себя единственной командой, состоящей из школьных педагогов, и кроме «Perfectum» в игре принимала участие команда преподавателей из ГМИ, а остальные команды состояли из студентов и старшеклассников. Это участие для каждого из нас было радостным и волнительным.

    Прошло совсем немного времени, около двух лет, и среди команд, участвующих в интеллектуальных состязаниях, стало появляться все больше команд, состоящих из педагогов разных образовательных учреждений. Наблюдая за своими коллегами во время игровых состязаний, нельзя не заметить, как молодеют их лица, радостным светом лучатся глаза. И этот факт, бесспорно, вызван тем, что такие игры помогают сохранить хорошую интеллектуальную форму, по-новому шлифуют уже имеющиеся способности, но, самое главное, оставляют необыкновенно яркие эмоциональные впечатления, заряжают оптимизмом и заметно повышают уровень жизненной энергии.

    2 февраля 2016 Интеллектуальным Клубом «Альбус» традиционный республиканский турнир «Своя игра» впервые проводился не для студентов и школьников, а для игроков старшей возрастной категории. Среди участников были и такое интеллектуальные «зубры» как магистр Интеллектуального Клуба Сергей Дзуцев, и совсем начинающие интеллектуалы, то есть те, кто только-только пробует свои силы в состязаниях подобного рода, не было среди собравшихся только скучающих и равнодушных. Атмосфера в зале во время игры была такой незабываемой, что Призидентом ИК «Альбус» РСО-Алания Жанной Бориевой было принято решение сделать 2 февраля «День Сурка» традиционным для проведения ежегодных турниров по интеллектуальной игре «Своя игра» для возрастной категории 25+.

    Февраль месяц стал весьма насыщенным запоминающимися событиями для интеллектуальных команд нашей гимназии: «Manipula» (команда, состоящая из старшеклассников) и «Perfectum» (команда, состоящая из педагогов) 14 февраля 2016 года приняли участие в фестивале интеллектуальных игр, посвященном «Дню Книги», проходившем в Республиканской Национальной Научной библиотеке. Программа фестиваля предусматривала несколько блоков ответов на вопросы и творческий конкурс. Обе команды нашей гимназии приняли самое активное участие в творческом конкурсе и получили массу призов, положительных эмоций и львиную долю зрительских симпатий.

    «Manipula» просто потрясла и восхитила всех, собравшихся в зале библиотеки, великолепно выполненными костюмами и гримом героев фильма «Звездные войны», которые были выполнены ребятами на очень высоком уровне, почти профессионально, и при этом полностью самостоятельно. А «Perfectum», который по случаю присоединил к своему названию креативный слоган «освобожденные женщины Востока», подготовил для присутствовавших целый творческий блок, состоящий из костюмированного музыкального номера, творческих задний на знание классики отечественного кинематографа и поощрительных призов с угощением. Это событие дало нам массу незабываемых впечатлений!

    1 апреля 2016 года, во время весенних каникул, эти же команды были приглашены принять участие в ежегодном традиционном республиканском фестивале «Умные каникулы» (автор проекта директор школы поселка Верхний Фиагдон – Каменева Н.Н.). Этот замечательный фестиваль пользуется большой популярностью среди школьников и педагогов нашей республики и каждый год предлагает новые неожиданные творческие формы проведения.

    В этот раз программа фестиваля была особенно насыщенной и неожиданной для всех участников. Команды, прибывшие в пос. Верхний Фиагдон по приглашению организаторов, состояли из педагогов и учащихся старших классов. Гости посетили такие достопримечательности Фиагдонского ущелья как Зивгисская крепость, Храм Святого Георгия – одно из самых древних культовых сооружений в нашей республике, о которых им с любовью рассказали учащиеся фиагдонской школы. Затем гостям была предложена увлекательная литературная игра по аллегорической повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

    Замечательной творческой находкой организаторов в этой игре, на мой взгляд, стало то, что соревновались между собой команды педагогов (при чем составлены они были путем случайного выбора, и в одной команде вперемешку оказывались представители разных школ из Ардона, Владикавказ, Фиагдона и Алагира, которые прежде даже не были знакомы друг с другом), а жюри составили из школьников, так же прибывших из разных уголков нашей республики.

    Мне же еще предоставили возможность для участников фестиваля провести мастер-класс по психологическим играм, направленным на саморегуляцию и выработку навыков управления и коррекции эмоциональных состояний. Сотрудничество, от которого я лично получила огромное удовольствие, с такой теплой и творческой аудиторией – это и радость общения, и взаимообогащение и большая ответственность!



    Игра как инструмент педагога

    Игра – это путь к познанию ребенком самого себя. И это понятие многогранно. Существуют разные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, терпение и т.д. Игра – отличное дополнение к процессам развития важнейших психических свойств, выработки необходимых трудовых навыков, приобретения высоких моральных качеств, формирование гражданского сознания и совершенствования коммуникативных способностей.

    Игра – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Это и познание многогранной реальности окружающей действительности, бесконечного многообразия жизни в самых разных ее проявлениях и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, освободиться от многих житейских сложностей, физического или интеллектуального напряжения.

    Игра – дело серьезное, как ни парадоксально это звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра может стать эффективным инструментом обновления содержания совместной деятельности детей и взрослых, объединения их во имя общих созидательных целей.



    Детская игра – сфера активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении. Игра – важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию.

    Классификация игр по виду деятельности участников

    Художественные игры, требующие от участников проявления творческих и художественных способностей: •музыкальных, •актерских,•изобразительных, •литературных (лингвистических).

    Спортивные игры, направленные на физическое развитие: •игры на местности, •эстафеты, •игры-упражнения, тренирующие координацию движений, ловкость, реакцию.

    Познавательные игры, активизирующие познавательную деятельность детей и включающие вопросы и задания, связанные с различными областями знаний: •викторины, конкурсы, •загадки и головоломки, •ребусы, шарады.

    Интеллектуальные (развивающие) игры, направленные на тренировку психических процессов и умственных способностей: •памяти, •внимания, •наблюдательности, •логического мышления, •воображения.

    Психологические игры, дающие возможность углубиться в мир взаимоотношений с окружающими и с самим собой, направленные на: •осознание себя, самопознание,•доверие, взаимопонимание, •умение слушать, •достижение согласия и разрешение конфликтов.

    Организаторские игры, связанные с решением вопросов, возникающих при создании коллектива и в дальнейшей работе с ним: •знакомство с людьми и с местностью, •разбивка на группы, •выявление лидера, •раскрепощение, сплочение группы, •планирование, •игры с залом (классом, большой гшруппой людей.

    Трудовые игры, позволяющие участникам реализовать себя в реальной или смоделированной трудовой деятельности: •экономические, •профессионально-имитационные,

    Игровая деятельность

    • соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности;

    • оказывает многостороннее воспитательное воздействие на всех участников;

    • укрепляет здоровье детей, которые лучше развиваются физически, у них улучшается координация движений, снимается усталость благодаря игре;

    • способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию.

    • развивает взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность, честность, добросовестность и ответственность;

    • помогает развивать память, внимание, наблюдательность, умение логически мыслить; овладевать трудовыми навыками.

    Увлекательные игры чаще оказываются более действенными в воспитании детей, чем слово. В зависимости от возраста игровая деятельность имеет свои специфические особенности, отличия по содержанию, форме, по методам организации и проведению игр.
    Советы организатору игры

    • Игра хороша тогда, когда приносит радость ее участникам. Умейте радоваться успехам детей в игре.

    • Заинтересуйте ребенка игрой, но не заставляйте играть. Удерживайтесь от обидных замечаний.

    • Начинайте с игр, предлагающих более простые правила, постепенно переходя к более сложным. Успех в самом начале игры – обязательное условие.

    • Если ребенок не справляется с условиями игры, значит, вы переоценили его уровень развития и готовности в данный момент. Тактично поменяйте условия игры.

    • Увлечение игрой у детей проходит "волнами", поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, умейте предложить другой вид деятельности.

    • Больше хвалите детей за их конкретные успехи и в случае неудачи умейте подбодрите их.

    • Создавайте в игре непредвиденную обстановку. Не сдерживайте двигательной активности ребенка.

    • К проведению игр готовьтесь достаточно серьезно. Подумайте, как вы объясните детям правила игры, как вы предложите игру.

    • Заранее готовьте игровой инвентарь, призы.

    • Не забудьте подвести итоги игровой деятельности.


    Как объяснить и провести новую игру

    Предлагая ребятам новую игру. Надо ее объяснить. Лучше это сделать в кругу, причем объясняющему стоять лучше на линии круга, а не в центре, чтобы половина слушающих не оказалась за спиной говорящего. Порядок объяснения игры рекомендуется следующий: название игры и краткая характеристика (например: в этой игре важна не только скорость бега, но еще больше наблюдательность, как у настоящего разведчика). Каковы роли играющих, их исходное положение. Ход игры и цели, к которым стремятся играющие. Чем заканчивается игра. Еще раз повторить и четко сформулировать правила, которые в конце объяснения все должны твердо запомнить. Спросите, все ли понятно в игре ее будущим участникам, покажите при необходимости отдельные моменты и приемы игры, договоритесь о сигналах начала и остановки игры (свисток, словесная команда, взмах флажком или рукой, начало или прекращение музыкального сопровождения и др.).

    Несколько минут нужно предусмотреть на организованное завершение игры: подведение итогов, необходимые замечания и разъяснения, приведение в порядок площадки, инвентаря, внешнего вида участников игры, спад игрового возбуждения, без чего трудным будет переход к другим занятиям.

    Желательным является разбор (анализ) игры, при котором коллективно обсуждаются достижения и недостатки отдельных участников и всего игрового коллектива. В первую очередь надо отметить все положительное, на что можно опереться в будущих играх.

    Общий тон обсуждения должен быть спокойным, ободряющим, вселяющим веру в новые достижения.
    Возрастные особенности детей и подростков,

    которые необходимо учитывать при организации игровой деятельности.

    Дети младшего возраста (5-8 лет)

    Играя и слушая ведущего, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе.

    Каковы условия выполнения детьми поручений в этом возрасте?

    Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в то же время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять. Они должны быть игровые, чтобы их интересно было выполнять.



    Дети среднего возраста ( 9-11 лет)

    В этот возрастной период для ребенка следует выбирать такие подвижные игры, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок. Некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек.



    Как ввести ребят в игру?

    Объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна. Делить ребят на группы, так же как и в случае с детьми младшего возраста. Ведущий играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, старший не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).



    Подростки (12-16 лет)

    В этом возрасте очень важно, чтобы игра была осмысленная, деятельная, достаточно сложная; она может быть рассчитана на длительную подготовку; важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность ее.

    Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им видам деятельности.

    Как ввести подростка в игру?

    Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества взрослых, детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач, что не только создает у них интерес к предстоящей игре, ожидание ее, но и предотвращает многие педагогические просчеты. Включение детей в разработку игры — залог их активного участия в ее проведении.

    Разделить подростков на команды можно различными способами или в зависимости от личных привязанностей, интересов. В ходе подготовки к игре можно поступать следующим образом:

    назначить лидеров (зная о способностях ребят) по количеству групп, необходимых для подготовки;

    предложить каждому из них пригласить по одному человеку из группы к себе в команду, затем «новичок» приглашает следующего и т.д.

    Это позволяет скомплектовать разноликие группы с определенной направленностью деятельности. Взрослый ведущий играет роль организатора штурма игры. Далее делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельность.



    Игра – это вечный спутник детства.

    И пусть каждый человек навсегда останется ребенком,

    сохранив тепло игры в своей душе…

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр развития творчества детей и юношества "заря" Методика экологичной организации

    Скачать 355.93 Kb.