• Поход 1. 2006 год.
  • Поход 2. 2007 год.

  • Скачать 180.65 Kb.


    Дата19.11.2017
    Размер180.65 Kb.
    ТипРассказ

    Скачать 180.65 Kb.

    График движения



    Три путешествия в районе между Телецким озером и Катунью. (2006–2008 гг.)
    Я хочу рассказать о походе 2008 года из района Телецкого озера в направлении Катуни. Изначально поход планировали путём разглядывания карты-двухкилометровки. При проработке деталей выяснилось, что он частично совпадает с бывшим 77 всесоюзным маршрутом и его вариантами. Некоторые полезные сведения о районе удалось почерпнуть из Интернета, например, из отчета Константина Голоюхова (спасибо!). Как раз чтение этого отчёта навело на мысль написать коротенько и о нашем путешествии, тем более что некоторые детали нам пришлось выяснять уже на месте. Возможно, наше описание кому-то поможет. В 2006 и 2007 гг. мы ходили в этих местах более короткие маршруты и базовые участники всех трёх походов были одни и те же.
    Сначала очень коротко о первых двух походах.
    Поход 1. 2006 год.

    Окрестности южной части Телецкого озера. Ходовых дней – 6.


    Маршрут: Новосибирск – Бийск – Артыбаш (поезд, авто.)

    Артыбаш – Чулышман (катер «Волга»)

    Балыкча – р. Ачелман – р. Аба – г. Корумбу – р. Аба– р. Большая Чили– г. Актуру – р. Пыжа – Обого (пешком) и далее на авто в Артыбаш.

    Это по плану, фактически вернулись в Артыбаш через Балыкчу и озеро, паромом «Белка».


    Участники: (фото 1, Балыкча, слева направо)

    1. Владимир – комиссар (он же завхоз).

    2. Михаил – командир.

    3. Евгений – доктор.

    4. Тима – сын Михаила.

    5. Константин (фото 2, на фоне Телецкого) – кандидат (ныне тоже доктор хим. наук).


    Цель похода: Побывать на Телецком озере, посмотреть на озеро сверху (с г. Корумбу), пройти небольшой поход в этом районе.
    Песня похода (в связи с временной потерей ориентировки):

    … Если даст отказ вторая –

    Мы в Алтае иль в Китае … (Ю.Визбор)


    Фото 1


    Фото 2


    Фото 3


    Фото 4

    Поставленные цели были достигнуты, не удалось только выйти на реку Пыжа и вернуться в Артыбаш через Обого и Иогач. Причины – ошибки навигации и жесткий срок возвращения. При выходе на р. Большая Чили (фото 3) мы некоторое время не понимали, где в точности находимся, успели даже осмотреть несколько км каньона, куда река входит, а когда разобрались с местоположением – решили вернуться известным путём, чтобы не опоздать к заданному сроку. Тем более, повезёт ли на Пыже и в Обого с автотранспортом, было неясно. В результате, правда, всё равно на несколько часов опоздали, но это от нас уже не зависело: на озере был шторм и плавсредства не ходили. Зато посетили т/базу Кырсай, где нас полдня непрерывно вкусно кормили, пока мы ожидали отплытия «Белки».

    Вывод по окончании похода: в этих местах лучше ходить не вдоль рек, а верхами, наилучшая высота 1800 – 2000 м, т.е. граница леса и альп. луга. Тропы вдоль рек, обычно конские, – это канавки с грязной водой, а ходить без тропы по росе, по берёзке и карликовой иве высотой 2 метра – сущее проклятие. Можно посмеяться над этим «открытием», но так вышло, что наш опыт походов был получен, в основном, в Средней Азии, там иначе.

    Ещё один результат: поучительная фотография двойной радуги, сделанная с тропы при подъёме от Балыкчи (фото 4). Радуга снята не на фоне неба, а на фоне противоположного склона. Отчётливо видно, что окрашенные полоски с разнонаправленным чередованием цветов являются границами трёх зон: светлая, тёмная, светлая. Именно так выглядела бы «радуга» в монохроматическом свете. Положение этих границ, естественно, должно зависеть от длины волны света, отражающегося от капель воды. Вот вам и радуга. Подробнее о радуге смотри, например, популярную статью [Трифонов Е.Д. Соросовский образовательный журнал т.6, №7, стр. 53, 2000 г.]
    Поход 2. 2007 год.

    К горе Альбаган. Ходовых дней – 6.


    Маршрут: Новосибирск – Бийск – Чемал – р. Куба – р. Сергузю. (поезд, авто.)

    р. Сергузю – Ложинские озёра – пер. Альбаганский – р. Южеме – р. Тюрдем – р. Сайгонош – пос. Эдиган. (пешком).

    Эдиган – пос. Еланда – т/б «Среда обитания» – Чемал – Новосибирск (авто.).
    Участники: (фото 5, слева направо)


    1. Таня – дочь Екатерины, 10 лет.

    2. Алексей – «радио гор», носитель большого рюкзака.

    3. Екатерина – кмс по ориентированию, носитель JPS

    4. Владимир – комиссар.

    5. Михаил – командир.

    6. Евгений – доктор (но не врач).

    7. Ольга – врач (но не доктор).


    Анекдот похода (идём под дождём):

    Танечка: - «Дядя Володя, а зачем дядя Миша опять в берёзку полез?»

    Владимир (поучительно): - «Это, Танечка, чтобы жизнь мёдом не казалась».

    Танечка (вздыхая): - «А мне и сейчас не кажется!»


    Цель похода: пройти в хорошей компании маршрут, посильный для участника №1.
    С учетом опыта похода №1 был придуман план: доехать по р. Куба на ГАЗ-66 до р. Сергузю, подняться на плато и пройтись по травке до Ложинских озер и района г. Альбаган. Потом по тропе выйти на Эдиган. В целом план был реализован, но, как учил граф Монте-Кристо, чтобы удовольствие было полнее – сначала нужно пострадать. Поэтому первые два дня ходили под дождём по грязи, зато, когда вышли на Ложинские озера и просушились, обнаружили вокруг красивейший вид. Кстати, случайно получилась очень удачная фотография (фото 6), я видел в Интернете фото снятые практически с той же точки, но «наша лучше». Ещё сделана интересная фотография выворотня чуть выше места, где тропа уходит от р. Сайгонош в сторону Эдигана. Прямо-таки Босх, особенно в искусственной раскраске (фото 7). В этом месте хорошо проявила себя наш врач Ольга, когда у командира среди ночи приключилось что-то вроде почечной колики, зрелище ещё то, даже со стороны. Последние два дня до Эдигана шли перебежками в промежутках между приступами, которые, правда, становились всё слабее. А в Новосибирске медицина ничего не обнаружила.


    Фото 5


    Фото 6


    Фото 7


    Фото 8

    На выходе два дня постояли на т/б «Среда обитания», где очень понравилось (фото 8). Прекрасный песчаный пляж, вход в воду по песку, большая бухта почти без течения, доброжелательный персонал, баня, кони, сплав, автобус до Ак.городка прямо от базы, в 2 км деревня с магазином и дарами огородов, база не видна с дороги и дорога с базы. Правда, не домики, а палатки, что было даже удобнее. Есть столовая, но мы питались сами.
    Поход 3.

    От Телецкого озера до Катуни. Ходовых дней – 10.



    Маршрут:

    Новосибирск – Бийск – Артыбаш – р. Иогач – приют Обого (поезд, авто).

    Обого – р. Пыжа – р. Эвий – р. Учал – пер. «2У» – р. Уймень – «хариусное озеро» - пер. от озера – развилка троп – пер. в верховья р. Чепош – пер. через вершинку 2379 – р. Бостал – р. Тюрдем – р. Сайгонош – пос. Эдиган. (пешком).

    Эдиган – пос. Еланда – т/б «Среда обитания» – Чемал – Новосибирск (авто).


    Участники (фото 1, слева направо):

    1. Михаил – командир.

    2. Евгений – поэт.

    3. Наталья Ивановна – муза поэта, спортсменка, в горах впервые.

    4. Ольга – штурман, носитель JPS и врач.

    5. Тима – сын Михаила, уже имеет паспорт.

    6. Владимир – комиссар, завхоз и разработчик маршрута.

    9. Группа на ст. Сеятель перед отъездом




    10. Обого, начало движения.




    Цель похода: пройти из района [Телецкое озеро, р. Пыжа], с которым мы познакомились в 2006 году в район [хребет Иогло, Эдиган], где мы были в 2007 г. Стартовая точка была выбрана с таким расчётом, чтобы уложиться в 10 ходовых дней.
    Стихотворение похода (фрагмент). Автор – поэт Евгений.
    …И тогда кричу я: – «Тело!

    Ты ж от бодрости звенело!

    И теперь не прекословь,

    А гони быстрее кровь!»


    Отвечает грустно тело: –

    «Не во мне, хозяин, дело.

    Это, милый, всё душа,

    Ей не надо ни шиша!»


    Автомобильная часть путешествия имела свои забавные моменты, о которых я расскажу в конце. Замечу пока, что поездка от Бийска до Артыбаша на раритетном автомобиле, изготовленном фирмой «Пежо» и предоставленном фирмой «Бийск Алтай тур» заняла 12 часов и в Обого мы попали за полчаса до темноты. В результате на старте было потеряно примерно полдня, которые пришлось нагонять по ходу движения. За вечер и утро в Обого прояснилась ситуация с окончательным выбором маршрута движения на первые два дня. В Новосибирске полных данных получить не удалось.

    От приюта Обого в долину реки Учал можно попасть двумя путями: можно подняться по р. Пыжа до впадения в неё Учала, либо двинуться вниз по Пыже, с перспективой перевалить на Учал в его среднем течении. Местное население в пос. Обого рекомендовало второй путь, пояснив, что тропа, обозначенная на карте вдоль всего русла р. Учал, находится в исчезающем состоянии, а действующая тропа идёт верхом, но до устья не доходит. Сказали ещё две вещи: во-первых, идти нам до Эдигана 15 дней, конники ходят за 10 (у нас по расчёту – 10 ходовых дней, продуктов на 11) и, во-вторых, в этом году особенно много медведей. По этим пунктам мы решили – принять к сведению и своих планов не менять. Оказались правы.



    Распорядок дня. Обычно «старослужащие» Михаил, Владимир и Женя вставали в 6-7 утра и начинали готовить завтрак (молочная каша – одна из четырёх – или лапша). Ольга тоже просыпалась, юные организмы – Тима и Наталья Ивановна – спали ещё минут сорок, потом завтракали и начинали собираться. Выходили в 8–9 утра. Погода, слава Богу, не огорчала, все десять дней стояла умеренно жаркая малооблачная погода. Иногда в середине дня даже хотелось прохлады.
    26.07.2008. Первый ходовой день.

    Вышли в 9 утра. Вслед за нами ожидался выход группы конных туристов, которые шли, как и мы, на Учал и далее в Эдиган, но они должны были выходить на тропу 77 маршрута, и переваливать Сумультинский хребет через пер. Штатив.

    Первые 6 км пути вполне можно было проехать на машине, если бы не вчерашние приключения с «Пежо» фирмы «Бийск Алтай тур». Дорога – ровный грейдер отсыпанный мелким отсевом. Через 6 км – мост через р. Пыжа, дорога переходит на левый берег, но почти сразу за мостом следует участок метров 300–400 вдрызг разбитый тракторами. В сухую погоду там УАЗик пройдёт, но в дождливую – вряд ли. Через 1.5 км дорога уходит от р. Пыжа в долину р. Эвий. Тут есть разные возможности перейти в долину Учала (Они видны в Google), но наиболее правильный путь – двигаться по «главной дороге» общим направлением на юг, не сворачивая влево на развилках и волоках. Первые 6-7 км после моста через Пыжу дорога – такой же прекрасный грейдер. Немного не доходя до его окончания, мы пообедали. Конец обеда был вначале омрачён потерей любимой ложки, которая ходила с комиссаром на Фаны, Матчу и Терскей, но всё окончилось счастливо – потеря нашлась. После обеда качество дороги ухудшилось, из грейдера она превратилась просто в изрядно разбитый глинистый проселок, проходимый, впрочем, для УАЗика в сухую погоду. Ещё км через 6 просёлок превратился в идущую на юг разбитую конскую тропу. Тут важно было не свернуть вправо на тропу по р. Кызылдол, которая идёт на запад. После нескольких км пути по мокрой и грязной тропе (канавка с водой и навозом) стали возникать крамольные мысли: а не пойти ли по азимуту на Учал? В этом момент нас нагнали конники и сообщили, что менее чем в километре впереди отличная поляна с избушкой, где они будут ночевать. Так и оказалось. Поляна настолько большая, что на ней могут разместиться несколько групп, совершенно не мешая друг другу.
    27.07.2008. Второй ходовой день.

    Утро порадовало солнечной погодой, мы ещё не знали что так (тьфу-тьфу) будет каждый день. Конники рассказали про дальнейшую дорогу: тропа идёт вверх по ручью, после 5 бродов уходит от ручья и начинается постепенный подъём на перевал в долину Учала. По Учалу тропа идёт верхом по левому берегу (орогр., т.е. по ходу движения – по правому).

    Вышли около 9-00. Действительно, вскоре начались броды с одного берега на другой. После седьмого брода (обещали 5), вспомнился анекдот: – «Да, Гогия, где-то так: сэмь - восэмь». После девятого брода возникло предположение, что бродов не 5, а 5 пар, т.е. 10. И оно оказалось верным! В это утро народ сильно порадовался, что у всех кроме ботинок были и ходовые кроссовки – вода вытекает из них гораздо быстрее. Но ботинки в дальнейшем ещё пригодились. Пообедали, как всегда около 13-00 (суп, сало, колбаса, сухари, чай) и двинулись дальше к перевалу.

    Перевал на Учал выражен слабо, но тропа хорошо набита и отчетливо видна, только на полянах, как всегда, разбредается. После подъёма на «перевал» нужно пересечь низинку шириной около 1 км и подняться на взгорок, за которым открывается долина Учала. Здесь тропа разветвляется: одна спускается вниз к озеру, там наверняка хорошая стоянка, а другая идёт направо, вверх по долине. Мы пошли направо и минут через 30 засомневались. Пора ставать на ночёвку, а воды вблизи не видно. Разведка показала, что немного выше, под осыпным склоном, около хребта есть большое непроточное дождевое озеро. Вода чистая, но тёплая, поэтому пить её лучше кипяченой. Кое-кто, впрочем, пил сырую и без последствий. Дров на этой стоянке нет, но в нашем случае это было некритично, т.к. мы всегда берём с собой бензин, примус и скороварку. Примус, конечно, добавляет вес, но экономит время и нервы, особенно в дождливую погоду. Скороварка конструкции Михаила, прошла много походов, она лёгкая и компактная. Стандартный расчёт бензина – 100 мл в день на человека.


    28.07.2008. Третий ходовой день.

    Цель дня – дойти до перевала «2У», который ведёт из долины р. Учал в долину реки Уймень. Перевал планировался, как одна из изюминок путешествия, и был включён в маршрут с целью добавить в пешеходный, в общем-то, поход элементы горного туризма, из которого «родом» большинство участников. Условное название перевала «2У» связано с тем, что на карте-двухкилометровке в слове СУМУЛЬТИНСКИЙ (хребет) вторая буква У как раз совпадает с этим перевалом. Сведения о перевале были получены путём долгого разглядывания карты и гугловских снимков низкого разрешения. Запасной путь – через пер. Штатив, но это + 1 день.



    Вышли опять около 9. Погода – см. выше, день второй. Хорошая, чистая тропа идёт верхом долины. Попытка «срезать», как всегда показала, что «тропа в 50 раз умнее отдельного человека»: через полчаса вернулись опять на тропу. Часа через три тропа стала спускаться в зону леса, терять высоту было жалко, но пошли куда ведут. Зато посмотрели водопад и пообедали в лесу под деревьями, а вела тропа к очередной хорошей стоянке с кострищем и пр. Далее тропа опять вышла из зоны леса и привела к каскаду красивейших озёр. Фотографии не отражают в полной мере их красоту, уже не было времени бегать в поисках оптимальной точки съёмки. К вечеру вышли к перевалу «2У».


    29.07.2008. Четвёртый ходовой день.

    Встали пораньше, позавтракали, надели ботинки и вышли около 8 часов. Подъём – по правой стороне долины (цирка?) по крупной осыпи, местами поросшей. По мере подъёма становятся видны два озера, показанные на карте. С места ночёвки мы их не видели. С юго-восточной стороны, т.е. со стороны подъёма, перевал не представляет большой сложности, но даже здесь идти следует в ботинках и с палкой (альпенштоком). После подъёма на перевал открывается следующая картина (см. фото). В средней и левой части перевал имеет ярко выраженный гребень, которые обрывается на запад (северо-запад) скалами или неприятными осыпями, на вид «живыми». В правой части, куда мы поднялись, спуск преимущественно осыпной, осыпи держатся, но в средней части спуска пересекаются скалами, которые сверху плохо видны (скалы круче осыпей), однако угадываются. Примерно это мы и ожидали увидеть, поскольку и по карте и в Google средняя крутизна спуска градусов 35 – 40. Словом перевал на уровне 1Б.



    11. Гребень перевала «2У».



    12. Пер. «2У» со стороны спуска.


    Потом, после спуска, посмотрев на него снизу, мы добавили ещё звёздочку (1Б*). Звездочка за то, что при выборе пути спуска лучше не ошибаться, а то верёвка будет нужна не «в принципе», а конкретно. Спуск с перевала ( 400 м) занял около часа. Шли компактной группой, медленно, подвижные участки осыпей, 5-6 метров, перебегали по одному по команде. После спуска к ручью стали на обед. За обедом пошутили, что для группы, где руководитель имеет опыт прохождения перевалов 3А, 3Б, а половина участников – 2А, 2Б, перевал «2У» сложности не представляет. Если без шуток, то данный перевал требует серьёзного к себе отношения и для чисто пешеходного туризма не подходит. Возможно, существует более безопасный путь спуска, если после подъёма пойти по гребню вправо, но не факт. Для нас перевал «2У» был привлекательным ещё тем, что он сильно сокращал дорогу до левого истока р. Уймень и до «хариусного» озера. Перевал «2У» можно назвать Уйменский удивляющий.

    После обеда пошли вниз по ручью, и выяснилось что «культурная программа» для нашей группы «отдыхающих» на этот день ещё не закончена. То, что тропы не будет – было ясно изначально, но мечталось, что хотя бы до половины можно будет идти по лугам и мелким кустикам. Однако лес начался довольно быстро и спуск по кабаньим тропам сильно утомил. Скорость продвижения около 1 км в час. Поэтому, не дойдя до долины р. Уймень 2 км, мы встали на ночёвку на довольно приличной и почти ровной площадке. Поскольку на следующий день планировалась полуднёвка, это не сильно нарушало график.
    30.07.2008. Пятый ходовой день.

    После вчерашнего тяжёлого дня встали чуть позднее, и вышли в 9-20. С утра по лесному склону шли веселее, звериные тропы казались лучше и через час с небольшим мы были в широкой долине р. Уймень на «человеческой» тропе. Далее очередным пунктом в «культурной программе» планировался брод через правый приток Уйменя. Параметры брода указанные на карте (глубина 0.6 метра) будили желание посмотреть: что же там на самом деле. Оказалось, ямку 0.6 метра в районе брода при желании действительно можно найти, но фактическая глубина сантиметров 40. Правда одна из наших девушек всё равно пыталась поскользнуться. Ещё примерно через час дошли до «подставы»: избушка, действующая банька и сарайчик. Перед подставой встретили пешую группу из б-СССР. В основном Украина и Прибалтика. Плановая группа, шли вниз по Уйменю под руководством инструктора, выглядели достаточно бодро и свежо, все молодые. Они сказали, что конная группа, с которой мы начинали в Обого и расстались в начале второго дня, ушла с подставы всего за час до нас. Так что через «2У» короче, чем через «Штатив»! Инструктор посмотрел наш вариант движения в районе хребта Иолго и место перевала через хребет одобрил. Это было доброе дело, а недоброе – подарил Михаилу пачку сигарет и этим загубил его попытку бросить курить.



    13. Подстава



    14. Озеро «хариусное»



    На подставе мы не спеша, пообедали и через час после обеда переместились к «хариусному» озеру. Классное место! Не зря его хвалят в описаниях! Глубокое чистое озеро в окружении скал высотой полкилометра или близко к тому, которые обступают его почти со всех сторон. Рядом с озером отличная стоянка, костровище, даже есть электрическая розетка 220 вольт, можно зарядить сотовый телефон. (Чья-то шутка, розетка действительно есть, а вот напряжение …). Озеро очень холодное, камни скользкие и острые. Купались в кроссовках, но проплыть несколько метров удалость только со второго захода: дыхание перехватывает. В озере и речке много хариуса. Мы не ловили, но через час после нашего прихода с перевала начала подтягиваться группа (и тянулась 1.5 часа). Первыми спустились два инструктора и сразу рассказали, что прошлую ночь их пугал медведь, бродил около палатки и даже костра не сильно боялся. Правда, это было на тропе 77 маршрута, с которой мы завтра сходим в верховья р. Чепош. Эти ребята быстро наладили рыбалку и за ужином угощали наших девушек хариусом, а у нас на ужин по случаю полуднёвки были плов, компот и по 100 грамм. В компот добавили немного жимолости, и получилось очень вкусно. В группе была девушка – давняя знакомая нашего Тимочки и они весь вечер наслаждались общением. А всех удивил и порадовал Гоша, он же Георгий Георгиевич Матушкин. Человек вообще-то известный в туристических кругах Новосибирска, но я про него только слышал. В 82 года ходить по Алтаю! Это радует и обнадёживает. Может и нам ещё рано подковы обрывать? Тем более что сейчас снаряжение совсем не то, с чем ходили 25 лет назад. Мы с Г.Г. вспомнили абалаковские рюкзаки, вибрамы из непонятной кожи, брезентовые палатки. Нашлись и общие знакомые, особенно тепло Георгий вспоминал Витю Кобрина, который уже не живёт, к сожалению. У Михаила с Гошей было много общих воспоминаний: и люди и Памир, на котором они оба бывали, пусть даже и в разное время.
    31.07.2008. Шестой ходовой день.

    Вот и закончилась первая половина похода. Как быстро. Цель дня: пройти два перевала: сначала на запад, по 77 маршруту, в долину реки Аксазкан, но на развилке троп свернуть на северо-запад в направлении перевала недалеко от отметки 2601 и начать спуск в долину р. Чепош.

    Вышли в 8-00. Сразу после озера начинается крутой подъём. Да, подниматься тут явно приятнее, чем спускаться! Не зря вчерашняя группа растянулась на этом спуске. По дороге красивые места, виды, водопады. Нужно не забывать смотреть не только на ботинки впереди идущего, но и вокруг. Как и обещали, подъём на перевал проходит через три ступени, вершина перевала довольно плоская. Первый турик стоит не на перевале, а у соединения троп: к тропе, по которой мы поднимались, примыкает тропа, которая идёт с Уйменя, минуя озеро. Возможно, она проще для спуска, но обходить «хариусное» озеро не стоит, уж больно красивое. Хребет Иолго, наша ближайшая цель, с перевала не виден, закрыт более близкими горами. Спуск до развилки идёт по хорошей тропе, правда среди берёзки и ивняка. Около развилки, слева у ручья есть стоянка, где мы пообедали. Мимо проезжали очередные конники, подтвердили, что тропа через хребет Иолго есть и идёт прямо через вершинку отм. 2379. В долину р. Чепош ведёт тропа, с перевала красивый вид, но хребет Иолго опять-таки не виден. Километра через два после входа в зону леса прямо вокруг тропы – стоянка.
    01.08.2008. Седьмой ходовой день.

    День планируется, как день активного отдыха, полуднёвка. Цель – дойти до озера под перевалом 2379 (перевал через вершинку) и посмотреть затмение.

    Вскоре после выхода встретили группу из четырёх здоровых мужиков, дали нам уточняющие советы по движению к озеру. Нужно не спускаться до отметки 1608, а на первом же левом притоке поворачивать на запад и далее через седловину выходить к озеру. В принципе, на этом пути есть тропа, но мы не сразу её нашли. Зато поели черники, которой много. Тропа переваливает через седловину к озеру.


    15. Хребет Иолго и озеро для просмотра затмения.



    16. Покажут полную фазу или нет?!



    17. Показали.


    На озере, в месте, где вытекает ручей – стоянка среди невысоких кедров, вода теплее, чем в «хариусном» озере, но босиком в воду не зайдёшь, а кроссовки не хотелось мочить. Опять приготовили плов, компот (день отдыха!) и начали наблюдать затмение. В первой половине дня небо было совершенно чистое, а к затмению начали подтягиваться тучки, и до самого последнего момента было не ясно: увидим полную фазу или нет. Увидели. В момент начала полной фазы на солнце набежала тучка, в которой был небольшой просвет и он спас дело. Было видно черный диск солнца, корону, Венеру. За несколько секунд до появления яркого серпика опять набежало облако, но это даже к лучшему, так как можно было вести непрерывную видеосъёмку и записать переход от тьмы к свету без риска повреждения матрицы. Получился отличный фильм (снимала Наталья Ивановна). Вечером немного покапал дождь, даже порадовал, а то, как же это – столько дней без дождя.


    02.08.2008. Восьмой ходовой день.

    Цель – перевал через вершинку 2379 и выход по р. Бостал (или Богустал, называют по разному), на р. Тюрдем, к впадению р. Южеме и далее на р. Сайгонош.

    Подъём на вершинку идёт по тропе, потом по осыпям (тропа видна) и не представляет сложности. На вершине сложен большой тур и триангулятор. Хорошая панорама хребта Иолго. Перевал, при желании, можно классифицировать, как 1А, а

    можно и как н/к, в зависимости от цели. Спускаться начинали вроде по тропе, но потом она куда-то пропала, и мы немного прошли вдоль речки по склону. Пообедали, и сразу нашлась тропа. Дальше спустились без проблем, ручьи сначала можно было переходить по камушкам, потом начали бродить. Последние броды – через Южеме и через Сайгонош. После этого брода сразу стали на ночёвку. Тропа тут разветвляется, нам – по левой, на Эдиган. Впервые с момента выхода вошли в расчётный график движения! До этого полдня, потерянные из-за поломки «Пежо» на стадии заезда до Артыбаша, не удавалось полностью скомпенсировать.


    03 и 04.08.2008. Девятый и десятый ходовые дни.

    Началась операция «выход». Мы шли по пути, пройденном в прошлом году. Тропа хорошая, в отличие от прошлого года никого не встретили. Ночевали около озера перед подъёмом на последний перед Эдиганом перевал. В Эдиган вышли 04.08.2008 около 17-00. Возможно, сделали ошибку. За 5 км до деревни на дороге был указатель: т/б «Эдиган», 1 км. Вероятно, стоило туда зайти, переночевать, сходить в баньку, на базе живёт УАЗик, он мог нас подбросить до очередной цели: т/б «Среда обитания» на Катуни. (Сведения получены в деревне от совладельца тур. базы). С другой стороны, продукты в последние два дня мы не экономили, съели и выпили НЗ, потому деревенский магазин с едой, мороженым, пивом и бутылочкой водки нас манил. С транспортом в Эдигане проблемно. Но нам, как и в прошлом году, повезло. Около 18-00 мы были уже за Еландой, на т/б «Среда обитания», нам затопили баню, и активная часть похода закончилась.


    05 и 06.08.2008.

    Отдохнули два дня на турбазе, вечером 6 августа на попутке добрались в Чемал и рейсовым автобусом отбыли в Новосибирск.


    Особенности национального алтайского автотранспорта.
    Поездка №1. Бийск – Артыбаш – Обого – и дальше сколько проедем.

    Вот ради этого «и дальше, сколько проедем» мы и заказывали заранее в «Бийск Алтай Тур» УАЗик. Не обманула эта фирма в одном: УАЗик от Артыбаша до Обого действительно стоит дороже (9000 р), чем от Бийска до Обого (7700 р).

    Но:

    - Вместо УАЗика, который сломался, нам подогнали некий раритет фирмы «Пежо», не полноприводной. Вместо сидений вдоль крохотного салончика стоял гостиничный диванчик, куда вошли рюкзаки и (n–1) человек. Правда, рано мы ворчали на тесноту, всё было ещё впереди.



    - Выезд из Бийска по правилам фирмы состоялся только через 2.5 часа после прибытия поезда.

    - Вопреки уверениям хозяина фирмы, оказалось, что водитель едет в Артыбаш первый раз, дороги на Обого не знает, пришлось в Горно-Алтайске искать в магазинах атлас.

    - На полпути до Артыбаша перестали переключаться скорости. Как постепенно выяснилось, ещё накануне там развалился синхронизатор и водила, полагая, отчасти справедливо, что ездить можно и без него – положился на алтайский «авось» и повёз нас. Добрались на прицепе до ближайшей деревни, и часа за четыре водитель разобрал всё что нужно, добрался до коробки, разобрал коробку, гордо продемонстрировал обломки синхронизатора, собрал, залил нигрол (ждали, пока продавщица управится с домашними делами и появится в магазине, где его продавали). Работал водитель, честно говоря, чётко и красиво, но не имел понятия, что мы платили деньги вовсе не за лицезрение его трудового подвига.

    - Разумеется, в Обого разговоры на тему «… и дальше, сколько проедем» успеха не имели и следующий день мы с утра шли пешком по хорошей дороге.


    Поездка №2. Эдиган – Еланда.

    Ещё на маршруте, одна из встречных групп поинтересовалась: как мы будем выбираться из Эдигана. И в ответ наш оптимизм сказали: – «Ну-ну». Транспорта, действительно, там мало, к тому же вечером в полшестого народ в деревне уже принял на грудь и наши проблемы мало кого волновали.

    Предложение подбросить нас за 40 км до Еланды на Жигулях (то ли двойка, то ли четвёрка) сначала показалось шуткой, но за неимением лучшего… И ведь влезли! 6 человек, 6 рюкзаков. Рюкзаки, конечно, легкие, но объём с уменьшением веса, почему-то не сильно уменьшился. А мы ещё ворчали, что в «Пежо» было тесно! Водитель повеселил следующим пассажем. Начал рассказывать про предполагаемое строительство ГЭС, потом запутался в цифрах и сказал: – «Ладно, не буду врать, я сейчас пьяный». А ехал нормально.
    Поездка №3. Еланда – Чемал.

    Решили доехать на попутках. Вышли к дороге, и вскоре показался автобус подходящего вида. Только почему-то в 200 метрах от нас остановился и стоит. Он нас, в конце концов, и довёз, но причина остановки была забавная. Автобус шёл с прицепом, у которого отвалилось напрочь одно колесо (из двух). Народные умельцы приспособили вместо колеса обломки брёвен (типа лыжи) и вот эта конструкция и требовала поправки. По дороге до Чемала это выглядело так: автобус идёт по асфальтовому шоссе со скоростью 60-70 км/час, из-под бревна валит дым, от проволоки, которым оно прикручено, летят искры. Попались по дороге ГАИшники, но тормозить или догонять не стали, видали, стало быть, и не такое.




    Ремонт коробки в полевых условиях с видом на деревенский филиал Пенсионного фонда.



    А может так даже лучше?




    Владимир Рогов. rogov@catalysis.ru

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    График движения

    Скачать 180.65 Kb.