Скачать 107.38 Kb.


Дата16.05.2019
Размер107.38 Kb.

Скачать 107.38 Kb.

Гуляния на глядене



ГУЛЯНИЯ НА ГЛЯДЕНЕ
Между деревнями Тарасовой и Грозиной стояла деревня Белькова, в которой насчитывалось 16 крестьянских дворов. Деревня находилась в полукилометре от проезжей проселочной дороги, соединяющей Талицу с селом Беляковским.

Построены крестьянские дома на возвышенном берегу озера Бельковского, которое протянулось вдоль проселочной дороги до двух километров. Раньше в озере было много рыбы. (Сейчас озеро превращено в Бельковский пруд, в нем выращивают карпов).

К юго-западу от деревни раскинулся сосновый бор. В нем росло много-много грибов, ягод. Водились в лесу волки, лисы, лоси, белки, бурундуки, зайцы. Много было и птиц: косачи, глухари, рябчики. Местные охотники любили охотиться за рябчиками и поставляют их заводчику Поклевскому-Козелл. Сейчас зверей и птиц живет в лесу мало, т.к. лесов остались островки: основная масса вырублена.

С северо-восточной стороны Бельковой протекает река Пышма. По обеим сторонам реки Пышмы богатые заливные луга. Много озер. На заливных лугах растут кусты малины, боярышника, черемухи, калины, шиповника. Много росло хмеля.

Живописная природа манила молодежь в луга, на Гляден.

От деревни Бельковой в сторону Тарасовой на левом берегу реки Пышмы расположен курган «Гляден». Он просматривается с проселочной дороги, соединяющей Мохиреву и Беляковку. Высота «Глядена» около 15 метров. Площадь его около двух гектаров. На кургане «Глядене» растут сосны, немного берез и мелкий кустарник. Откосы кургана пологие, а в сторону реки Пышмы откос крутой. Внизу «Глядена» на расстоянии двадцати метров протекает река Юшаловка, впадающая в реку Пышму.

Среди старых жителей деревень ходят слухи, что этот высокий курган насыпан татарами, которые хозяйничали на Руси не одно столетие. Курган служил для татар как бы местом, где находились сторожевые посты. Татары якобы следили за передвижением людей по просматриваемой дороге из Мохиревой в Беляковку.

Очень долго татары-завоеватели оставались в памяти народа. Еще наши матери пугали нас: «Вот придет татарин и унесет, если будешь реветь». Бытуют и пословицы: «Незваный гость хуже татарина». О тупом ноже и сейчас говорят: «Таким тупым ножом и татарина не зарезать».

Около деревни Мохиревой расположено «Татарское городище». Оно расположено на левом берегу реки Пышмы в 5 км от «Глядена». Предание гласит, что у татар был обычай: весной съезжаться на возвышенности с той целью, чтоб поглядеть и выбрать себе невесту. Вот поэтому получил курган название «Гляден».

Трудно сделать вывод: природа создала этот курган или это дело человеческих рук.

Доподлинно известно, что русские девушки с незапамятных времен весной и летом собирались на «Глядене» и на лугах вокруг «Глядена».

В «Николин» день (престольный праздник Беляковки и Грозиной, 22 мая) и в Троицу молодежь эти красивые места использовали для народного гуляния.

Молодежь Беляковки шла на «Гляден» около пяти километров. С песнями, частушками, под веселый перебор тальянок, балалаек шла она. Грозинская молодежь шла к Бельковой. Здесь вместе с бельковской молодежью переправлялись на лодках на «Гляден». Нежный, ласковый голос девушек раздавался под радостные, возбуждающие переливы гармоней. Плывут по реке грозинские, а там уже их ждут молодежь из Тарасовой. Им ближе. Они приходили раньше. Целыми толпами двигались молодежь из Ретиной, Мохиревой. Любуются старушки, глядя на молодежь, вспоминая свою ушедшую молодость. Ходили на гульние и женщины, чтоб порадоваться на своих сыновей и дочерей. Кругом играют гармони. Каждый гармонист старается громче, задушевней играть, чтоб очаровать игрой девушек, да отстоять честь своей деревни. Много было музыкантов-гармонистов в каждой деревне. Льется и льется бодрящая мелодия. Радость, веселье разливается по лугам. Здесь и знакомились парни и девушки между собой.

Девушки были одеты в яркого цвета одежды. На головах носили шелковые кашемировые шали, полушалки, шелковые фальшонки. Носили длинные, широкие юбки, различных цветов сарафаны. Блузки облегали туловище девушек и застегивались на множество пуговиц. На некоторых блузках ажурные красивые кружева. Блузки подпоясывали широкими шелковыми поясами с медными бляшками. На ногах носили ботинки с длинными голенищами на высоком каблуке. Они зашнуровывались черными шнурками. Носили ботинки на резинках и с пуговицами. Более бедные девушки ходили в сандалиях и в обутках.

Пели:
«Меня милый буткал,

Не ходи в обутках,

А ходи в ботиночках,

Ботинки на резиночках».


Юбки украшались пуговицами, иногда в два ряда. Украшали одежду широкими, яркими атласными лентами. Из лент делали банты, прикрепляли их к груди (к вороту), к юбке. Прикалывали бант с длинными концами к поясу юбки. Его нежно раздувал ветер. Об одежде девушек рассказала Шарова Анна Федоровна, 1887 года рождения, житель села Беляковского. «Как маков цвет цветет на лугах, столько нарядных девушек приходило на гуляние», - вспоминает и Александра Алексеевна Фарносова.

Парни были в пиджаках, некоторые в рубашках, но все обязательно в фуражках. На ногах сапоги с длинными голенищами. Из-за голенищ сапог некоторых юношей виднелись вышитые портянки. Это было модно. Девушки вышивали для своих любимых носовые платки, шили кисеты, фартуки, вышивали портянки, ремни к гармони. «А если не успеют вышить портянки, то иногда разрывают вышитые полотенца», - говорила Неупокоева Варвара Ивановна, 1912 года рождения. О вышивках пелось в частушках:


«Мил гармошечку купил,

Горюшка прибавил.

К новой музыке ремень

Вышивать заставил.


Сербиянка шьет портянки,

Вышиват букетами.

Я бы эту сербиянку

Закормил конфетами.


Ты матаня-матанек,

Пойдем-ка в уголок.

Ты мои конфеты ела,

Я выманивал платок».


Парни угощали девушек конфетами, пряниками, орехами. Дарили броши, гребенки, сережки, кольца, ленты.

Пели:
«Моя милая, подумай,

Дорогая, погадай.

Дорого колечко носишь,

Поносить колечко дай».
Юноши носили рубашки-косоворотки. У более зажиточных они были вышиты: ошейник, рукава и подол рубашки.

Шуткам, смеху, прибауткам и веселью тон задавали гармонисты. Девушки и парни танцевали «ланце» в четыре и в шесть пар. Это назывался круг. Часто танцевали в три круга, а аккомпанировали тогда два гармониста. Танцевали «парижанку», «кадриль» по две пары. В паре обязательно парень и девушка. При исполнении танца парни выбивали дробь, порою не отставали и девушки. Плясали барыню. Во время танца пели частушки:


«Ты, подруга, дроби,

Чтобы выходило.

Ты такого завлеки,

Чтобы сердце ныло.


Грубияночка дробила,

Как на крыше воробей,

Ты бы лучше не дробила,

Не смешила бы людей.


Грубиянка, дроби, дроби,

Дроби, подколачивай.

Из-за боли на меня

Шары не выворачивай.


Грубиянка, дроби, дроби,

Выводи красиву дробь.

Грубиянка, не ленися,

В чистом поле пуще робь».


Сначала в гулянии был один общий круг, потом, как будет много молодежи, делились на несколько кругов. Гармонистов было всегда достаточно, около них и собирались молодые люди. Пели частушки, плясали, отдыхали на зеленой траве. Без песен и частушек гуляния никогда не бывали.

Парни всегда были подпоясаны по рубашкам поясами. Пояски были самые разнообразные: шелковые, шерстяные, холщовые (домотканые). На концах поясов были пушистые многоцветные кисти, их красиво раздувал ветер, особенно при пляске. Пояски были узкие, широкие, а на некоторых были вытканы частушки. Например:


«Куда мой миленький скрылся?

Где его буду искать?

Бедну девушку покинул

Плакать, горевать».


Парни и девушки при пляске пели частушки, пели и при гулянии по лугам.
«Отойди, милашка, дальше,

Отойди, я говорю.

Хоть красиво нарядилась,

Все равно я не люблю.


У меня голосу-то нету,

Не то ли, что голоска.

Мил веревочки не стоит,

Не то ли, что пояска».


Все крестьянские девушки носили косы. В них вплетали разноцветные атласные ленты. Косы были в большом почете. Девушка имеющая длинную косу, всегда завладеет вниманием каждого парня. Заплетали в три и несколько прядок. Коса в несколько прядок называлась мелкой.
«Гармониста я любила,

Высоко себя вела.

Семь гребеночек носила,

Косу мелкую плела».


Были и пословицы о косе: «Расти коса до пят, женихи торопят». Косы украшали лентам: делали банты из лент у основания косы и в конце косы.

В праздник девушки носили несколько гребенок. Их в волосы втыкали «лесенкой». Конечно, не у всех девушек в волосах были «лесенки» из разноцветных гребенок.

Парни одной деревни знакомились с девушками из другой деревни. Появлялись обиды, но они высказывались через частушки.
Мой миленочек трепач,

Весь уж истрепался.

За тебя, за трепача,

Никто не сохватался.


Передайте, передайте

Боле треповатому,

Чтобы век ему трепаться,

Не бывать женатому.


Болечка калоши моет,

Номера девятого.

Я пойду, в реку столкну,

Изменщика проклятого.


Не бракуй, миленочек,

Бракована не буду.

Ты настолько дорог мне:

В пять минут забуду.


Мне сказали, мил изменит,

Я стою и хохочу.

По такому трепачу

Даже думать не хочу.


Мне бобы, мне бобы

По полу катилися.

Я запела, заплясала,

Взад заворотилися.


Сема, Сема, Семушка,

Расцвела черемушка.

Рано распушилася,

Дружба нарушилася.


Мы с миленочком расстались,

И пошли по сторонам.

Он запел, а я заплакала,

Легко ли было нам.


Боля, слушай, что к чему,

Тебе навесточку даю,

Придешь домой и сядь на лавочку,

Подумай, что к чему.


Я играю, не теряю,

Березовый бадажок.

Я люблю, не забываю

Милки каренький глазок.


Шмара, Дале, шмара, Дале,

Шмара, Дале от меня.

Забинтованные раны,

Шмара, все из-за тебя.


Частушки записала у Грозиной Варвары Егоровны, Неупокоевой Варвары Ивановны, некоторые помнила сама. До сих пор помнит Грозина В.Е., как по широкому лугу раздавались протяжные голосистые песни, которые пели парни и девушки.

Любила молодежь играть на Глядене в «стенку»: встают в шеренгу парни и девушки плечом к плечу не менее пятидесяти человек, а то и более. В этой же шеренге стоят и гармонисты, играют. Девушки, как всегда, поют частушки. В этой игре и продолжают парни и девушки знакомиться между собой. Игра начинается так: выстроившись в шеренгу с правого фланга, парень идет вдоль шеренги и выбирает себе в пару нравившуюся девушку. Затем идет с ней вдоль шеренги, разговаривают между собой. Пройдя всю шеренгу, встают в конец шеренги плечом к плечу. А с правого фланга за ними двигается уже новая пара. Парни выбирают красивых, любимых, боевых девушек. Музыкант тоже выбирает себе девушку-певунью, которая, идя с ним в паре, звонко поет частушки. Девушки, которые оставались на правом фланге, тоже шли и выбирали в пару себе подруг, но редко осмеливались сами выбирать парня. Не каждая девушка выберет себе любимого парня, стесняется. Были и боевые девушки, которые с шутками, с пляской подходили к нравившемуся парню и приглашали пройти с ней в паре вдоль шеренги. Бывало, из шеренги выходил музыкант и вставал в середину к двум идущим девушкам. Тут уже частушек пелось много веселых, радостных о любимых и желанных.


Кабы, болечка, не ты,

Не ходила б в горенку,

Не любила бы тебя,

Не брякалась в околенку.


Болечка, болиночка,

Во мне твоя кровиночка,

Кабы крови не было,

К тебе любви бы не было.


Мой миленок, мой миленок,

Ты зачем меня завлек.

Растревожил мое сердце,

Как каленый уголек.


Не катитесь, слезы, градом,

Не мочите личико.

По миленочку тоскую –

Что меня не лечите?


Не одна в поле березка,

Не одна и елочка.

Ни кому я не поверю,

Что не жаль миленочка.


Ой, подруга, дорогая,

Все ребята хороши.

Только чаще бы ходили

Веселиться от души.


Милый ландыш серебристый,

Незабудка у ручья,

На других смотреть девчонок

Запрещаю тебе я.


Мы с миленочком прощались

На горе, горе, горе.

И веселы разговоры

Раздавались на заре.


Знакомились девушки, когда играли в игру в горелки. Любила молодежь эту игру, так как она сближала полюбивших друг друга молодых юношу и девушку. Играющая молодежь разделялась на пары. И все, взявшись за руки, образовали большой круг и пели, идя по кругу:
Журавли вы долгоноги,

Не нашли пути-дороги.

Шли вы стороной,

Боронили бороной.

Борона железная,

А зубья деревянные,

А потяга мочальная,

Потяги урывалися,

Мы трижды целовалися.
После этого трижды целовались. Выбирал себе пару девушку парень, девушке выбирать не разрешалось. С этой игрой познакомила Долгушина М.Н.

После игр молодежь расходилась небольшими группами вокруг гармонимтов, а некоторые расходились парами по лугам. На лугах рос зеленый полевой лук. Почти в каждом доме после гуляния появлялся лук. Рвали его и влюбленные.

До позднего вечера на лугах гуляла молодежь. Много было спето песен и при проводах друг друга. В один праздник Беляковская молодежь провожает тарасовскую, мохиревскую и ретинскую молодежь. В следующий год – наоборот. Дружна была молодежь.

Есть книга венчания, в которой записано, что Беляковские девушки выходили замуж в Ретину, Мохиреву, Тарасову. Мохиревские, тарасовские выходили замуж в Беляковку, Грозину.

Попцева Елизавета Андреевна рассказывала, что засидевшихся богатых девушек-невест привозили из Рамыла, Антоновой, Яра в гости Рамылской волости: Беляковку, Озерную, Грозину, Белькову.

Приезжие девушки шли с местными девушками на Гляден и там знакомились с будущими женихами.

Книга «Обыск брачный» подтверждает это.

И сейчас в низинах растет полевой лук, только по него никто уже не ходит.

Были гуляния на Глядене до Отечественной войны 1941-1945 годов, но не такие массовые и веселые, как раньше, т.к. гармонистов стало мало и время нелегкое. После войны никто не ходит на Глядене.

Когда я спрашиваю о гулянии, то некоторые пожилые люди с волнением, с радостными воспоминаниями, с веселой искоркой в глазах делились о прожитом, о гулянии, которые длились целый день до позднего вечера. Никто сейчас не водит хороводы с задушевными напевными песнями. Не увидишь деревенских веселых парней, танцующих барыню, ланце, парижанку, кадриль. Все забыто. А надо бы, надо возродить, вдохнуть настоящую жизнь в деревне. Да нет, совсем мало девушек, которые вдохновляли парней в давние времена.



А Гляден стоит, как и сотни лет назад. И, что интересно, что не бывает там комаров, высоко относит ветер или дурманящий запах деревьев, особенно распустившейся черемухи, отгоняет их с припышминских лугов.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Гуляния на глядене

Скачать 107.38 Kb.