Скачать 138.75 Kb.


Дата14.01.2018
Размер138.75 Kb.

Скачать 138.75 Kb.

Homo ecstaticus: женский и мужской типы его транса



Белик А.А.

Homo ecstaticus: женский и мужской типы его транса
Измененные состояния сознания (в дальнейшем – ИСС) – это не просто комплекс экзотических феноменов и различные формы особых состояний человека, а сторона его жизнедеятельности, сопутствующая ему на протяжении все истории, у всех народов и в самые различные исторические эпохи. Понимание этого необходимо не только для анализа особенностей культур и осмысления разнообразных стереотипов поведения, существующих в них, но и для поведения каждого человека в обычной повседневности. Выделение ИСС в особый, но в то же время неотъемлемый аспект функционирования любой культуры, поведения любого индивида предполагает признание чувств и чувственности полноценным компонентом человеческой активности. А это в свою очередь ведет к особому мировидению основателем которого в Новое время был И.Кант с его критикой "чистого разума", в определенном смысле Гегель и их продолжатели в лице "философии жизни" (Ницше, Дильтей, Шпенглер). Основная особенности подобного подхода – невозможность Разума без чувств, в частности без воображения. Это в свою очередь предполагает неприятие "сухого, рассудочного рационализма", одномерного количественного видения человека. Признание чувственного важнейшим аспектом деятельности человека позволяет увидеть бесконечную гамму оттенков проявления индивидуального Я и восхищаться этим. Ибо восхищение, удивление есть рядовое свойство человека без которого он невозможен как живое существо. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что понимание и осознание роли ИСС это не просто согласие (или несогласие) с интерпретацией ряда фактов, а это "философия" и настрой на аффективно-чувственное видение действительности. ИСС в различных формах и с различной степенью интенсивности – это проявление жизнедеятельности человека как живого чувствующего существа, обладающего метафорическим и символическим видением действительности, образующим иную реальность. Игнорирование эмоционально-чувственного аспекта ведет к печальным последствиям. Человек "не может и не должен отрицать свои чувства, если же он отрицает их, противореча своей природе, то теперь уже он не может утверждать их иначе как отрицательным, противоречащим себе, уродливым путем". (Л.Фейербах).

Чудовище современного индустриализма с его все нарастающим и бессмысленным ростом подавляет всякие проявления эмоциональности вообще и индивидуальной чувственности в частности. Ему нужны лишь небольшие фрагменты универсального существа – "Человек". И уже совсем ему чужды стремления человека реализовать огромный диапазон возможностей, заложенных природой и культурой. Сила Живого в разнообразии, сила живого Человека в бесконечных формах индивидуальности, проявляемых в том числе, и в интенсивных чувственных (аффективных) формах.

Одни из важнейших аспектов ИСС – демонстрация разнообразных форм аффективных состояний, существовавших и существующих на Земле. Но при анализе данных феноменов наиболее рельефно проявляется типология, разнообразие видов организма человека и их соединения с особенностями психологических стереотипов поведения.

Последнее время, особенно в медицине как-то пытаются учесть специфику организма (смертность от лекарства уверенно занимает 4-5 место в мире). Но обычно это выражается в просом опросе. Например, как вы переносите сульфапрепараты? Конечно, с разнообразием наших индивидуальностей дело обстоит намного сложнее и тоньше. В том числе это касается и приема лекарств. Одним из аспектов этой важной проблемы является гипотеза американского антрополога Э. Бургиньон о двух типах ИСС: для мужчин и женщин. Оговоримся сразу – речь не идет о 100% связи каждого типа с полом. Но все же на основании имеющейся статистики о традиционных обществах индейцев Северной Америки и культур Африки можно говорить о 85-90% соответствии. При рассмотрении типов трансов хорошо видно, что данная типология может быть применена для любого общества в том числе современного, индустриального.

Итак, мужчинам свойственен (хотя и не всегда) тип транса, сопровождающийся видениями разного рода. И этот вид ИСС назовем просто транс. Среди женщин в наибольшей степени распространен транс, связанный с длительными специфическими движениями при сопровождении ритмической музыкой и с проявлением одержимости, истеричности. "Женский" тип ИСС получил название транс одержимости. Предварительно заметим, что мужчины все проходят состояние транса, так как он является важнейшей составной частью инициации, посвящения во "взрослого" мужчину. Транс одержимости и культ одержимости существует не для всех женщин, а в некоторых культурах для меньшинства. В самом общем виде мужской транс представляет собой поиски видений, в процессе которого участник учиться трансформировать образы (от ужасных к эйфорическим), одерживает воображаемые победы, просит силы у духов… Нередко при этом употребление наркотических веществ, хотя иногда обходится и без этого. Транс одержимости – это как правило экстатический танец до изнеможения, символизирующий полное слияние с божеством. Для женщин практически исключено использование наркотиков. Таким образом, явно выражено различие способов вхождения в транс. У мужчин транс вызывается состоянием гипогликемии (понижением сахара в крови), обусловленного постом, сенсорной депривацией (лишением впечатлений, изоляцией), смирением и наркотиками. При этом предварительно присутствует обучение тому, что можно ожидать и как интерпретировать образы – видения. У женщины же транс одержимости вызывается дробью барабанов, особыми песнями, танцем, заражением толпы и очень редко небольшой дозой наркотиков (иногда осуществляется предварительная специальная диета).

Наиболее интересными при анализе двух типов транса является сравнение психологических ролей участников и символизма, образности этих ИСС. Транс (у мужчин) включает в себя взаимодействие с одной и более личностями, существом или силами (духами) через опыт видений, в то время как транс одержимости (женский) предполагает воплощение другой личности. Впадающий в транс видит, слышит, ощущает, воспринимает Другого и взаимодействует с ним; испытывающий транс одержимости становится этим Другим. Таким образом, транс – это переживание, транс одержимости – представление.


Представление совершается перед зрителями, так как транс одержимости сопровождается амнезией (потерей памяти) и требует аудитории, чтобы сохранить память о данном событии. Только зрители могут сообщить о действиях и о послании воплотившегося духа. Опыт же транса запоминается его участником. В противном случае он бы не имел смысла. Для впадающего в транс переживания в нем являются личностно-индивидуальными. В то время как участник транса одержимости и включен в активное представление, исполняя роль перед зрителями, физически пассивный визионер взаимодействует с Духами. Психологически пассивное тело женщины в трансе одержимости используется как средство, при помощи которого духи взаимодействуют со зрителями, пока сама она психологически отсутствует. Активный транс одержимости представлен пассивной образностью. Впадающая в транс одержимости является женой и "оседланной" духом или его сосудом. Дух входит в нее, она действительно одержима им. В трансе же мужчина говорит с духами, даже сражается с ними. Он получает от них дар, будь то исцеление, особую силу или знание, оставаясь при этим самим собой. Интересно при этом, что в трансе (особенно при инициации) мужчины от чувства ужаса – беспомощности переходят к обладанию бескорыстным наслаждение в котором синкретично представлен религиозный и сексуальный экстаз. Один из участников подобного ритуала так описывает свои ощущения: "испытываешь желание свободно длящегося удовлетворения, секса без антогонизма, дружбы без соперничества" и еще более образно. "Принятие yaje (галлюциноген) представляет собой "духовный коитус….".

Таким образом, в результате транса мужчины получают кроме силы, знания и особых даров специфический сексуальный опыт, совершенствуют независимость и силу своего "я". Кроме этого у них есть могущественный покровитель в виде воображаемого духа – помощника на охоте и в боевых действиях. А что же женщины? Они тоже достигают силы отрекаясь от своего собственного "я", идентифицируясь с более сильным "я" духа. Тело ее принимая духа совершает яркие действия. Она перестает быть собой, идентифицирует себя с более могущественным Другим. Кстати в ритуалах подобного рода может имитироваться, а может и реально осуществляться открытое сексуальное поведение. А ряд женщин испытывают оргазм во время слияния с духом (не путать с реальной физической близостью, которая нередко случается во время таких ритуалов).

Итак подводя итог этим двум видам транса их различие можно выразить следующим образом. Физически пассивный участник транса психологически активен в ритуале. Он играет активную роль – борется, сражается, одерживает победы в том числе сексуальные (правда в своем воображении). Более того он участвует в трансформации образов, по существу иногда корректирует содержание фантазии (как в некоторых снах, когда мы можем вмешиваться в ход событий). Пассивность его выражается в механической неподвижности тела, расслабленности, но это не исключает статичную напряженность, связанную с работой мозга. Таким образом наблюдается парадоксальная ситуация – сверхактивность мозга при телесной недвижимости очень похожая на течение быстрого сна (со сновидениями). В одержимом же трансе присутствует нередко максимально возможная активность тела женщины, при психологической пассивности в образно-символической сфере. Строго говоря, ее "я" психологически отсутствует, она полностью подчинена духу. Человек в этом случае перестает быть собой, идентифицирует себя с могущественным Другим и воплощает Другого. Интересно, что выступая в качестве этого другого послушная и пассивная личность может не только дать разрядку запрещенным и подавленным чувствам, но и положить начало изменениям в своей собственной жизни, в межличностных отношениях с реальными другими людьми.

Безусловно, что описанные типы трансов имеют достаточно рациональные социально-психологические функции. Компенсация, реализация в культурно- приемлемой форме деструктивно-запрещенных импульсов, желаний. Кроме этого и что более важно эти обеспечивают налаживание коммуникации, общения с не-родственниками, с другими. Там, где особенно активно используется транс форма брака такова, что мужчины попадают в чужое окружение (семья жены) и должны установить контакт с родственниками жени и занять достойное место в иерархии мужчины. Кроме этого при переходе из одной общности в другую нарушается эндорфиновая стимуляция и ослабевает иммунитет, нарушаются межличностные связи. То же самое касается женщин в тех культурах, где особенно практикуется одержимый транс, с той лишь разницей, что они попадают после свадьбы в "чужое" окружение семьи мужа. (Кстати наш российский вариант). А если учесть, что в культурах с трансом одержимости до сих пор распространено многоженство, то уступчивость, послушание играет в них огромную роль. Таким образом, выбор того или иного типа транса во многом определяется точками напряжение, стресса в том или ином обществе.

Итак, одним из важнейших итогов охарактеризованных типов трансов является повышение уровня коммуникабельности, понимания общения, согласованности и понижение уровня конфликтности, агрессивности, враждебности. К тому же все это накладывает отпечаток на нейро (био) химический баланс внутриорганических процессов. Безусловно, что это далеко не единственная фундаментальная функция экстатических ритуалов. Но прежде чем дать характеристику других, обратим внимание на одну деталь. В обоих типах ритуалов присутствует изменение личностного "я". И если в трансе одержимости полное растворение "я" и замена его Другим, то в трансе видений в наличии "забывание" реального "я" и формирование иного образа себя. При этом мужчины помнят содержание транса, а женщины нет (амнезия). Подобно тому как иногда мы помним сновидения, а иногда нет. А ведь мы каждую ночь видим сны.

Обращаясь же к фундаментальным функциям ИСС как в традиционном, так и в современном обществе можно выделить несколько важнейших направлений их воздействия. Это обеспечение улучшения коммуникации, понимания, общения и активация или поддержание соответствующих внутриорганических процессов, в том числе связанных с фунционированием эндорфинного механизма, обеспечивающего комфортное состояние и ощущение сбалансированного "я". Наиболее фундаментальная функция ИСС состоит в преодоления эмоциональной асинхронии в группе, в межличностных взаимодействиях, а также на других уровнях (рефлексивном, биохимическом, ритмико-циклическом). Достижение в связи с этим психобиологической синхронизации, является центральной задачей выживания и развития общности и индивидуального "я". И, наконец, наиболее многогранная и специфическая потребность человека в реализации всех потенциальных возможностей в качестве компенсации однообразного существования в индустриализме – стремление к изменению (хотя бы на время) своего Я получает реализацию в различных видах …. иногда это выражается в поиске острых ощущений, адреналина). Кроме этого стремление быть Другим, сопереживать чувства Другого есть реализация человеческого чувства "любить и быть любимым" и реакция усталости на одинаковость, монотонность, которая противоречит важнейшему качеству Живого стремлению к разнообразию.

Не менее существенным представляется значение ИСС в балансе доминантности (подчинения, приобретения/отдавания, дарения (по психоаналитической терминологии садистская и мазохистская тенденция). А с этим связан переход от активного к пассивному состоянию от работы к отдыху и наоборот. Это то, что затрагивает огромный пласт мучительных состояний, охватывающих весь индустриальный мир (бессонница, депрессии, стремление к релаксации любым путем). Баланс между активным и пассивным поведением, переход от энергозатратного и энергосебергающему связан также со сложной системой ритмов/циклов существующей во внутриорганических процессах, в культурных нормах в природных процессах.

Следует заметить, что ИСС представляет собой широкий спектр состояний от сильных, глубоких трансов (типа рассмотренных в начале статьи) до легких аффективно-эйфорических состояний. Среди них можно выделить "высшие переживания" (А.Маслоу) которые есть "огромная интенсификация любого переживания, в котором присутствует потеря "я" или его границу или забывание себя и восхищение музыкой или искусством".

Потребность тесной связи с Другим есть основа человеческих общностей только в рамках которых и может проявляться и реализоваться индивидуальное "Я". Теснейшая "привязанность" между ребенком и родителями, его ближайшим окружением обеспечивает нормальное внутриограническое и социальное развитие, в том числе активизацию эндорфиновой системы, ответственную за ИСС. Потребность соотносить себя с Другим, в определенном смысле даже быть Другим удовлетворяется соответствующей способностью формируемой в детстве. Дети видят перед собой свое будущее состояние – взрослых и их мир. Они уже представляют себя Другими, в своих играх преобразуют действительность в образной, идеальной форме. При знакомстве со сказками ребенок сопереживает героям, они для него существуют реально, он верит и доверяет им. Именно здесь в детстве формируются основы культурного взаимодействия с воображаемыми феноменами, продуктами фантазий, составляющими огромную часть культуры. Есть здесь некоторая двойственность – даже маленький ребенок чувствует, что нечто есть (его воображаемая роль в игре и одухотворенные вещи превращенные в нечто иное, сказочные герои) и в то время их нет. И он задает взрослым классические вопросы – А есть ли Дед Мороз, Лугонишка, Аленушка?

И смотрит как на это будут реагировать взрослые. (Интересно с этой точки зрения посмотреть на дискуссию о Штирлице, которого не было. Но он тем не менее есть и долго еще будет жить). Все эти сложные взаимодействия в детстве есть подготовка к последующему восприятию искусства, коммуникации с людьми…. (Недаром, говорят, что Эйнштейн познакомившись с изучением детства Пиаже сказал: "Моя теория относительности игра по сравнению с детской игрой".

В последствии в более взрослом состоянии "социальная привязанность" к реальным людям может замещаться внутренними представлениями и символы и образы могут занимать место людей. Этот аспект очень хорошо выразил канадский ученый Р.Прикс в гипотезе "иммитативного гиперстресса". Основной смысл ее в том, что организм реагирует на образы как на реальность (например во сне, и не только) верит в их действительность. В этом, видимо путь особого человеческого способа жизнедеятельности, придавшего статус реальности мифам, образам, продуктам фантазии. Таким образом наши внутренние субъективные состояния, переживания могут влиять на внутриорганические процессы. Или "психический процесс может модулировать биологический процесс" (Э. Росси). Именно на этом основана эффективность воздействия различных форм ИСС, психотерапии, очищающего влияния искусства и религиозных ритуалов.

Как в нашем внутриорганическом функционировании, так и в психологических состояниях регулярно накапливается рассогласованность, асинхрония. Как раз на устранение этой асинхронии направление ИСС всех видо. Так же как в описанных типах транса очень часто речь идет о переходе от "страдания" к радости". Например, в процессе восприятия произведения искусств человек сопереживает, становится соучастником, погружается в поток описываемых или изображаемых событий, полностью отдаваясь происходящему. Он на время забывается, отдает частицу своего "Я" и присоединяет ее к Другому. Катарсическое воздействие искусства подобно очищающему действию грозы, который предшествовало мучительно предгрозовое конфликтное состояние. Один из лучших символов просветления – финал фильма А.Тарковского "Андрей Рублев" – гроза в финале и легкий теплый дождь подсвеченный солнцем. Эта сцена несет в себе гармоническое начало, символизирует блаженство и зрители чувствуют легкость и просветление. Собственно говоря и психотерапия направлена на вытеснение во вне заторможенных травмирующих переживаний, переживание их с избытком, изображения себя в прошлом состоянии и согласование "себя-другого" с "настоящим "я".

Очень похожая ситуация складывается на концерте (спектакле, балете…) известного и любимого (аффективная связь уже есть!) артиста (рок-звезды, спортсмена, "гуру"… шамана, проповедника…) . Ведущий (рок, звезда, шаман или… само действие) "управляет" эмоциональным состоянием зрителей (участников), которые на время обо всем "забыли" и сконцентрировали свое внимание на происходящем (!) и ждут "любимых" (знакомых) и новых мелодий и может небольшого "чуда". Путем специфической настройки и перенастройки достигается эмоциональная синхрония. В процессе действия "энергия" участников получает иную структурную форму и направленность. На время представления (ритуала) люди находятся в состоянии согласования, коммуникации друг с другом через Другого. Актер, поп-звезда выступает посредником, медиатором, связующим звеном в достижении синхронии. Особо обратите на ритмические аплодисменты (а ведь на кончиках пальцев – сосредоточены нервные окончания) или на руки поднятые вверх в овации. Последнее – классическая поза в достижении ИСС. Вполне вероятно, что для осуществления коммуникации, синхронизации, гармонизации человеку необходимо вынести во вне свою сущность в виде слов, образов, чтобы потом объединиться с ней через посредника будь-то бог, символ, шаман как посланник бога или рок-звезда как объект поклонения. Чтобы найти Себя человек вынужден объективировать себя во вне в различных формах, а затем стремиться опять объединиться с "бытиём, брошенным в мир".

Итак, все рассмотренные формы ИСС ( в том числе включенные в религиозные ритуалы и присутствующие при восприятии искусства) синхронизируют, гармонизируют наше психологическое состояние и биологические процессы. Общая основа восстановления ритмичности, преодоление асинхронности временное отключение той или иной системы, ее поднастройка и запуск. На психологическом уровне это изменение, забывание Себя, а в случае более глубинных ИСС отключение и отдых, глубокое торможение, вызванное активизацией эпилептоидной тенденции и другие более сложные процессы.

То, что человек подчинен в своей активности самым различным ритмам знали еще в VI в. до н.э. орфики – пифагорийцы, которые говорили о неслышном шёпоте небесных сфер. А Орфей наглядно демонстрировал илу гармонических колебаний. В конце же века XX было совершенно открытие основных ритмов человеческого организма. Выяснилось, что одни из основополагающих – это периодичность активного сна (примерно 90 мин.), которой подчиняется активность и бодрствующего человека. А задает этот и другие ритмы скорость деления клеток в нашем организме (Кстати большинство страшных болезней, терзающих человечество связаны именно с нарушением этого ритма, а также ритмов сердечной и мозговой активности). И что самое главное, что синхронизация органических ритмов может модулироваться ИСС, в том числе "эриксоновской" формой психотерапии (Э.Росси). Ко всему сказанному можно добавить, что на человека действуют самые различные внешние циклы, ритмы и т.д. А каждая клеточка нашего организма есть резонатор (Чижевский)…

Возвращаясь в заключении к осмыслению "мужского" и "женского" типа транса можно оценить как две форма достижения гармонического состояния, преодоления десинхронизации в нашей жизни. Оба они в различных культурах обеспечивают баланс активности/пассивности, подчинения/доминирования (господства), приобретения/отдавания. Что же касается предназначенности того или иного типа мужчинам или женщинам, то все же надо прислушаться к мудрости традиции и помнить, что жизнедеятельность мужчин и женщин подчиняется различным ритмам/циклам и биологическое предназначение у них различно. Но тем не менее каждый может выбрать себя путь совершенствования Я, но не забывать, что наше Я устает от Себя и хочет отдохнуть от монотонности повседневности. Путь познания и изменения своего "я" может быть различен, но главное не уходить в себя, а наоборот в Себя войти и искать блаженства в соединении с Другим.






Коьрта
Контакты

    Главная страница


Homo ecstaticus: женский и мужской типы его транса

Скачать 138.75 Kb.