Скачать 140.43 Kb.


Дата31.08.2018
Размер140.43 Kb.

Скачать 140.43 Kb.

I действие II картина




Тема № 18

Александр Порфирьевич Бородин

(1833-1887)




Талант Бородина равно могуч и поразителен, как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой.

В.В. Стасов

Бородин обладал многими талантами: был выдающимся композитором, ученым-химиком, педагогом, общественным деятелем. Выступал в качестве дирижера и музыкального критика. Музыку писал в свободное время.

Мироощущение Бородина было светлым, гармоничным, уравновешенным. Его произведениям несвойственен драматизм. Преобладают эпические, легендарные богатырские образы; немало картин природы и быта. Лирика светлая, объективная, одухотворенная.

В своих сочинениях композитор подолгу развивает один образ без резких контрастов => монументальность, уравновешенность, широта. Форма складывается из крупных завершенных разделов. Музыкальный язык Бородина самобытен, несмотря на классическую основу. Мелодика разнообразна, большинство тем развернутые, протяженные, но есть и короткие мотивы-тезисы. Гармонии традиционные, для изображения фантастических или восточных образов – красочные альтерации, аккорды с добавочными тонами и т.д. Инструментовка массивная, плотная, многозвучная.


Тема № 19: Опера «Князь Игорь»

опера в 4-х действиях с прологом.

Либретто по сюжету «Слова о полку Игореве». Основная идея – государственное объединение Руси. Создавалась более 20 лет, закончена Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым.



Пролог открывается монументальной хоровой сценой.

Хор «Слава» – величальный, торжественный (C-dur, tutti, переменный лад, трихордовые попевки, многотемность).

Сцена затмения – зловещая, напряженная (тональная неустойчивость, хроматизмы, неразрешенные септаккорды, увеличенный лад, тремоло).

Комическая сцена Скулы и Ерошки. Прощание с Ярославной.

I действие. 1 картина. Разгульный пир на княжом дворе Владимира Галицкого. Шуточные, величальные и молодецкие песни.

Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» – музыкальный портрет «князя-босяка». Широкие скачки, плясовой ритм, возгласы «Эх!», стремительные пассажи в оркестре.

I действие. 2 картина. Покои Ярославны.

Ариозо Ярославны – настроение тревоги и глубокого раздумья. Трёхчастная форма, лирический образ.

Хор девушек « Мы к тебе, княгиня» – на интонациях плача, минор, уменьшённые созвучия.

Сцена с Галицким – конфликт. Ярославна: твёрдая духом, гордая правительница (партия Игоря из Пролога). Финал – кульминация действия.

Хор бояр « Мужайся, княгиня» – суровый, мрачный (низкий регистр, унисоны, минорные бемольные тональности, угловатая мелодия).

Сцена пожара на фоне набатного звона – неразрешённые D7 разных тональностей, реплики Ярославны и бояр => картина народного бедствия.

II действие. Половецкий стан.

Хор девушек « На безводье» – картина южной степи, нега и покой. Andantino, органный пункт, орнаментика, прихотливая ритмика, синкопы, триоли, ув.2, переменный лад. Солируют деревянные духовые.

Каватина Кончаковны – восточный колорит (средства – см. выше).

Дуэт Владимира Игоревича с Кончаковной – любовный, страстный. Романсовые и хроматические мотивы.

Ария князя Игоря – многогранная характеристика заглавного героя. Трёхчастная форма с речитативным вступлением и заключением. Сквозное развитие. Вступление «Ни сна, ни отдыха измученной душе» – сосредоточенное раздумье. Первый раздел – воспоминания о битве «И бранной славы пир весёлый» – решительный, мужественный. Первая тема маршевая, с восходящими квартами, пунктирный ритм. Вторая тема «Погибло всё» – взволнованная, патетическая (бурные пассажи, диссонантные аккорды). Средний раздел – светлые мысли о Ярославне «Ты одна голубка лада»; лирическая мелодия, распевы, Des-dur. Репризный раздел наиболее драматичен.

Ария хана Кончака – разносторонняя характеристика: сочетание жестокости и великодушия, хитрости и благородства. 1-й эпизод «Ты ранен в битве при Каяле» –

ритм скачки, Allegro. 2-й эпизод «О нет, нет, друг» – трёхчастная форма, ариозный, восточный (синкопированный ритм, органный пункт, триоли). 3-й эпизод (заключительный) «Хочешь ли пленницу» – Allegro, танцевальный ритм, хроматизмы. Финал – грандиозная вокально-хоровая сцена. Хор невольниц «Улетай на крыльях ветра» – поэтический, задумчивый (Andante, синкопы, органный пункт, орнаментика). «Дикая» пляска мужчин (лезгинка). Хор «Слава хану» – грозный, воинственный (fortissimo, tutti, смешанный хор, синкопы, нисходящие хроматические пассажи в оркестре).



III действие. Половецкий стан. Побег князя Игоря с Овлуром.

IV действие.

Плач Ярославны (ария). Форма – рондо. Рефрен «Ах, плачу я» – одноголосные фразы, ув.2, распевы. 1-й эпизод «Я кукушкой перелётной» – тема из арии Игоря II действия. Обращение к солнцу, ветру, реке (текст взят из «Слова о полку Игореве»).

Хор поселян – в духе протяжных песен.

Сцена Скулы и Ерошки. Финальный хор – радостный, торжественный.
Тема № 20: Симфония № 2 («Богатырская»), h-moll.

Создавалась параллельно с «Князем Игорем».



I часть «Собрание богатырей». Сонатное Allegro. Г.П.: первый элемент – «ядро» всей симфонии, суровый, мужественный, богатырский образ (низкий регистр, унисоны, forte, переменный лад); второй элемент – более подвижный, танцевальный (терции в высоком регистре). П.П. – лирическая, светлая, «девичий хоровод» (D-dur, плавная диатоническая мелодия, подголоски). Заключительная партия – решительная, маршевая, на мотиве главной партии. Разработка – несколько разделов, сквозное развитие. Ритм скачки, тональная неустойчивость, мотивы главной и побочной партий. Реприза. Начало главной партии – кульминация (fff, тема в ритмическом увеличении, tutti). Побочная партия звучит мягко и нежно. Заключительная партия – энергично и решительно. Coda – на ритме скачки, утверждается первый элемент главной партии.

II часть «Богатырские игры». Скерцо, трёхчастная форма. Первая тема – стремительные восходящие и нисходящие пассажи, ровный частый пульс (prestissimo, pizzicato). Вторая тема – более восточная (хан Кончак), синкопы. Трио (средний раздел) – томный Восток (медлительная мелодия, переменный лад, ув.2, триоли, органный пункт).

III часть «Песнь Баяна». Эпическое, былинное Andante. Г.П. – величавая, в духе старинных былин: арфа («гусельные переборы»), тема у валторны, переменные размер и лад (Des – b). П.П. – трепетная, печальная, повторяющийся мотив на фоне тремоло pianissimo, «перекличка» регистров. Эпизод – «рассказ о подвигах», батальная сцена: имитации, контрастная динамика, piu animato.

IV часть «Богатырский пир». Сонатное Allegro, H-dur. Вступление – «скоморошьи наигрыши». Г.П. – «лихая пляска», диатоника, переменный размер. П.П. – неконтрастна, более лирична, на фоне секундовых интонаций «гудка». Разработка, реприза – стремительные, жизнерадостные по характеру. Coda – на теме «скоморошьих наигрышей» из вступления.

«Богатырская» симфония Бородина знаменовала собой начало эпического симфонизма в русской музыке.


Тема № 21: Вокальное творчество

16 романсов и песен, 9 на собственные слова и переводы. Стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А. Толстого. Первые 4 романса – « русская песня» на народные слова или неизвестного автора.



На собственные слова:

«Спящая княжна». Рондо, рефрен в жанре колыбельной (умеренный темп, мерный покачивающийся аккомпанемент, синкопированные секунды в сопровождении, As-dur). Первый эпизод – «Ведьм и леших шумный рой» – нисходящая целотонная гамма, диссонансы. Второй эпизод – «Богатырь придет могучий» – C-dur, гармоническое «прояснение», колокольность (аккордовая фактура в разных регистрах).

«Песня темного леса» – «старая песня» (Бородин) в духе старинных песен вольницы. Былинная мелодия, унисоны сопровождения, переменный размер, кульминация в среднем разделе.

«Морская царевна» – сказочный, фантастический образ, морской пейзаж, призыв русалки.

«Море» – баллада. Сквозное развитие. Первая тема – «бушующее море», стремительные волнообразные пассажи в низком регистре. Вторая тема – «пловец молодой» – речитативная, патетическая.

Лирические романсы: «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота», «Из слез моих, «Для берегов отчизны дальной».

«Для берегов отчизны дальной», слова А.С.Пушкина – элегия, написана под впечатлением от смерти М.П.Мусоргского. Настроение глубокой скорби (статичная мелодия, мерные аккорды в сопровождении, секунды, cis-moll, Andantino). Середина патетическая.

Юмористические романсы: «У людей-то в дому», «Спесь».

«Спесь» на слова А.К.Толстого. Звукоизобразительность: походка «надуваючись, с боку на бок переваливаясь», рост «аршин с четвертью», шапка «во целу сажень», «радуга» и т.д.
Тема № 22

Модест Петрович Мусоргский

(1839-1881)




Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона.

М.П.Мусоргский

Самый самобытный русский композитор, принципиальный новатор (нигде не учился). Музыку считал средством общения с людьми. Обладал феноменальным слухом и редкой фантазией.

Мировосприятие Мусоргского было трагедийным. Основной темой его творчества стало изображение теневых сторон жизни, показ уродливых явлений, убожества. Произведения композитора тесно связаны со словом, текстом => основные жанры – песня и опера. Даже инструментальные произведения Мусоргского программны.
Музыкальный язык глубоко оригинален. Композитор был непревзойденным мастером вокального письма => разнообразная мелодика от народной песенности до обыденной речи. Гармонии нетрадиционны, чаще диссонантны (нетерцовые аккорды, побочные тоны, необычные лады); чередование функций свободное, не классическое. Основные приемы развития – варьирование и полифония.
Тема № 23: Оперное творчество Мусоргского

Два шедевра – «Борис Годунов» и «Хованщина». Неоконченные оперы: «Саламбо », «Женитьба» по Н.В.Гоголю, «Сорочинская ярмарка».

Обращаясь к историческим сюжетам, Мусоргский воплощал в них острые проблемы современности. Либретто писал сам. Драматургия опер сложна: много сюжетных линий, персонажей, конфликтов. Развитие целого непрямолинейно, насыщенно внезапными переломами, сдвигами. Формы сквозные, динамичные, тесно связанные с действием, почти нет репризных. Основной сольной характеристикой героев является монолог.
Опера «Борис Годунов»

опера в 4-х действиях с прологом.

Создавалась в 1868-1874 годах. Либретто по трагедии А.С.Пушкина. Две редакции. Многоуровневый конфликт: 1) Годунов – поляки, 2) Годунов – народ, 3) Годунов – бояре, 4) внутренний конфликт Бориса.



Пролог. 1 картина. Вступление в духе протяжных песен; cis-moll, подголосочная полифония, один из подголосков – «плач» на секундовых интонациях. Тема Пристава – грозная, «долбящая» (унисоны в низком регистре, sf, акценты).

Хор «На кого ты нас покидаешь» – на интонациях протяжных плачей, жалобный, молящий. В среднем разделе – комическая сценка («Митюх, а Митюх…»), хоровой речитатив.

2 картина. Коронование. Праздничный колокольный звон. Величальный хор «Слава» на народной теме.

Монолог Бориса – скорбный, сурово-сосредоточенный. Начинается с лейттемы, мелодика речитативная, секундовые интонации, c-moll, тремоло.

I действие. 1 картина. Монашеская келья.

Монолог Пимена «Еще одно последнее сказанье» – спокойное повествование. 1 тема – «пишущее перо», ровное движение шестнадцатых у виолончелей. Вторая тема – торжественная, возвышенная, «православная».

В рассказе Пимена об угличском убийстве звучит лейттема Димитрия.



2 картина. Сцена в корчме на литовской границе.

Вступление на темах из картины (песня Варлаама, тема старцев, лейттема Димитрия).

Песня Шинкарки – шуточная, плясовой ритм.

Песня Варлаама «Как во городе было во Казани» – разгульная, удалая, молодецкая. Широкая мелодия, размашистые интонации, четкий ритм. Вариации остинато. Звукоизобразительность: огонь, взрыв бочки.

Заключительная сцена с приставами – динамичная, сценический конфликт.



II действие. Царские палаты.

Плач Ксении, шуточная «Песня про комара», игра в хлест.

Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» – масштабная многогранная характеристика заглавного героя. Начинается лейттемой, затем речитативное вступление. Тема несбывшихся надежд («Напрасно мне кудесники сулят») – спокойная, суровая. Тема отеческой любви «В семье своей я мнил найти отраду» – лирическая, возвышенная (As-dur, хоральный склад). Тема скорби «Тяжка десница грозного судии». Заключительный эпизод (кульминационный) – на теме галлюцинаций; быстрые хроматические нисходящие пассажи в оркестре, тремоло, речитатив, переходящий в обычную речь («Чур, чур меня»).

Сцена с Шуйским.

III действие. Две картины. Характеристики Марины Мнишек и Самозванца.

IV действие. 1 картина. На площади у храма Василия Блаженного.

Песня Юродивого – плач. Бессмысленный текст, сопоставление далеких тональностей.

Хор «Кормилец батюшка» вырастает из песни Юродивого, те же нисходящие секунды. Кульминация – «Хлеба!».

Сцена Бориса с Юродивым – обвинение царя в убийстве.

2 картина. Кремль.

Монолог Бориса «Прощай, мой сын, умираю» – сопоставление контрастных тем и эпизодов. Лейттема звучит как похоронный марш, наставления Федору – взволнованный, патетический речитатив. Молитва Бориса (Des-dur) на церковных интонациях, заключительный эпизод (сцена смерти) на фоне колокольного хора и погребального пения.

3 картина. Крестьянский бунт. Сцена под Кромами.

«Величание» боярина. Пение Варлаама и Мисаила о грехе Бориса – на народной теме («О Вольге и Микуле»).

Хор «Расходилась, разгулялась» – в духе разбойничьих молодецких песен. Трехчастная форма. Средний раздел «Ой ты, сила, силушка» – плясовой, на народной теме.

Заканчивается опера песней Юродивого – мрачным предсказанием «земле русской».


Вступление к опере «Хованщина»

«Рассвет на Москве-реке»

Картина солнечного раннего утра. Звукоизобразительность: пение петухов, трубы стрельцов, восход солнца. Варьирование одной темы – лирической, величавой, в духе протяжных народных песен. Постепенное крещендо, тональное «просветление», аккорды арпеджиато («гусли»). Колокольный звон.


Тема № 24: Вокальное творчество

Значительная область наследия. Основная тема – социальное обличение. Лирических романсов немного. Тексты: Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченко, А.Н. Плещеева, М.И. Голенищева-Кутузова и др. Немало песен на собственные слова. Традиции Даргомыжского (детальное воплощение текста). Жанры: монолог (рассказ, сценка), баллада, «русская песня». Характерен синтез трагического и комического. Мелодика чаще речитативная, декламационная, на основе речевых типических интонаций.



«Калистрат» на слова Некрасова – монолог крестьянина-бедняка. Контраст между мечтой матери и реальной жизнью. Колыбельная (повторность попевок, покачивающийся аккомпанемент, умеренный темп).

«Колыбельная Еремушке» на слова Некрасова – также монолог крестьянина. Ирония: угодливость и покорность помогут «выйти в люди». Рефрен «Баю-бай».

На собственные слова:

«Сиротка» – монолог бездомного ребенка, просящего подаяние. Жалобные нисходящие интонации, отсутствие заключительного каданса.

«Озорник» – уличная сценка (мальчишка дразнит старуху). Трагикомизм ситуации. Быстрый темп, речевые интонации, 5/4, смещение метрических акцентов.

«Светик Савишна» – юродивый просит о любви молодую женщину (5/4, отсутствие распевов, нисходящие короткие попевки).

«Семинарист» – комический монолог. «Зубрежка латыни» чередуется с воспоминаниями о поповской дочке и молитвенными интонациями.

Драматические песни последнего периода:

Баллада «Забытый» на слова Голенищева-Кутузова (по картине В.В.Верещагина). Маршевый ритм, es-moll,постепенная драматизация.

Цикл «Песни и пляски смерти» на слова Голенищева-Кутузова. Глубоко трагическое содержание. 1) «Колыбельная» (ребенку) – речевые интонации, ходы на тритон, «ползущие» хроматизмы в сопровождении. 2) «Серенада» (девушке) – два раздела; первый – ночной пейзаж, второй – серенада в ритме сицилианы. 3) «Трепак» (мужичок замерзает в метель) – вариации. Вступление «Лес да поляны» – пустынный пейзаж. Метель – нисходящие хроматические пассажи. Тема трепака – плясовая с четким ритмом. 4) «Полководец» (на поле брани Смерть проводит смотр войскам). Первый эпизод – батальная сцена. Второй эпизод – «ночная тишина». Третий раздел «Кончена битва» – монолог Смерти (революционная польская песня «С дымом пожаров»).
Тема № 25: «Картинки с выставки»

Фортепианный цикл, 1874 год. Создавался под впечатлением от посмертной выставки архитектора Виктора Гартмана. Десять разнохарактерных пьес, объединенных «Прогулкой» (сквозная тема).



«Прогулка» – величавая, эпическая. Переменный размер, диатоника, B-dur.

  1. «Гном» – портрет маленького уродливого существа, его ужимки и стенания. Первая тема – бег с остановками, вторая тема – стоны.

  2. «Старый замок» – серенада трубадура. Красивая мелодия на фоне тонического органного пункта, gis-moll, Andantino.

  3. «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры») – жалобные интонации, тональная неустойчивость. Тема нянюшек – спокойная, умиротворенная.

  4. «Быдло» (тяжелая телега, запряженная волами) – низкий регистр, мерный ритм, pesante, акценты.

  5. «Балет невылупившихся птенцов» (скерцино) – трели, форшлаги, высокий регистр, быстрый темп.

  6. «Два еврея, богатый и бедный». Богатый – широкие ходы, унисоны, f. Бедный – репетиции на одном звуке в высоком регистре.

  7. «Лиможский рынок» («Большая новость») – стремительное моторное движение.

  8. «Катакомбы» – чередование долгих звуков и диссонансов, контрастная динамика. Тема «Прогулки» – «С мертвыми на мертвом языке».

  9. «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга») – образ злой, страшной ведьмы. Средний раздел – колдовство.

  10. «Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве») – мощный, торжественный, величественный финал. Первая тема – гимническая, хорального склада, ff, Es-dur. Вторая тема – молитва, as-moll. Колокольный звон. Заканчивается цикл темой «Прогулки».

Коьрта
Контакты

    Главная страница


I действие II картина

Скачать 140.43 Kb.