• Оглавление
  • Психологические заповеди будущего педагога
  • Введение. Состояние здоровья детей и готовность педагогических работников к коррекционно-образовательной деятельности



  • страница1/37
    Дата17.10.2017
    Размер6.85 Mb.
    ТипКонтрольные вопросы

    I. Общие вопросы специальной психологии


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

    Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

    Оглавление


    Психологические заповеди будущего педагога

    Введение. Состояние здоровья детей и готовность педагогических работников к коррекционно-образовательной деятельности

    Раздел I. Общие вопросы специальной психологии

    1.1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики

    1.2. Основные направления (разделы) специальной психологии

    1.3. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

    1.4. Факторы психического развития человека

    Механизмы генетических влияний

    Соматический фактор

    Индекс повреждения головного мозга

    Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка

    Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития

    1.5. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)

    Возрастная обусловленность дизонтогении

    Этиология нарушений

    Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации

    Основные виды психического дизонтогенеза

    1.6. Общие закономерности отклоняющегося развития

    Контрольные вопросы и задания

    Литература

    Приложение к разделу 1

    Раздел II. Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации

    Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка

    1.1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей

    1.2. Исторический экскурс

    1.3. Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу

    1.4. Особенности развития познавательной сферы

    1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

    1.6. Особенности деятельности

    Глава 2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития - ЗПР)

    2.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии

    2.2. Исторический экскурс

    2.3. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу

    2.4. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР

    2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

    2.6. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии

    2.7. Вопросы психологической диагностики и коррекции при дизонтогениях по типу ретардации и дисфункции созревания

    Контрольные вопросы и задания

    Литература

    Приложение к разделу II

    Раздел III. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа

    Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология)

    1.1. Предмет и задачи сурдопсихологии

    1.2. Исторический экскурс

    1.З. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей

    1.4. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

    1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

    1.6. Особенности деятельности

    1.7. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей

    Контрольные вопросы и задания

    Литература

    Глава 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология)

    2.1. Предмет и задачи тифлопсихологии

    2.2. Исторический экскурс

    2.3. Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей

    2.4. Особенности развития познавательной сферы

    2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

    2.6. Особенности деятельности

    2.7. Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции и коррекция этих нарушений

    Контрольные вопросы и задания

    Литература

    Глава 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)

    З.1. Предмет и задачи логопсихологии

    3.2. Исторический экскурс

    3.3. Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений

    3.4. Особенности развития познавательной сферы

    3.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

    3.6. Особенности деятельности

    3.7. Психологическая диагностика и коррекция при тяжелых нарушениях речи у детей

    Контрольные вопросы и задания

    Литература

    Глава 4. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

    4.1. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

    4.2. Исторический экскурс

    4.3. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе (ДЦП). Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича

    4.4. Особенности развития познавательной сферы

    4.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

    4.6. Особенности деятельности

    4.7. Психологическая диагностика детей при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и коррекция этих нарушений

    Контрольные вопросы и задания

    Литература

    Раздел IV. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения

    Глава 1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма

    1.1. Предмет и задачи психологии детей с РДА

    1.2. Исторический экскурс

    1.3. Причины и механизмы возникновения РДА. Психологическая сущность РДА - классификация состояний по степени тяжести

    1.4. Особенности развития познавательной сферы

    1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

    1.6. Особенности деятельности

    1.7. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме

    Контрольные вопросы и задания

    Литература

    Глава 2. Психология детей с дисгармоническим складом личности

    2.1. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим складом личности

    2.2. Исторический экскурс

    2.3. Причины дисгармонического развития. Типология патологических характеров

    2.4. Диагностика и коррекция дисгармонического развития

    Контрольные вопросы и задания

    Литература

    Приложение к разделу IV

    Раздел V. Психология детей со сложными нарушениями развития

    5.1. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития

    5.2. Исторический экскурс

    5.3. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития

    5.4. Особенности развития познавательной сферы

    5.5. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы

    5. 6. Особенности деятельности

    5.7. Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития

    Контрольные вопросы и задания

    Основная литература

    Раздел VI. Первичное выявление отклонений в развитии (основы психологической диагностики)

    6.1. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием педагогического наблюдения

    6.2. Общие вопросы психолого-педагогической диагностики

    Контрольные вопросы и задания

    Литература

    Приложение к разделу VI

    Раздел VII. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными образовательными потребностями

    7.1. Общие методологические вопросы профилактики и коррекции

    7.2. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений

    7.3. Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного недоразвития в дошкольном возрасте

    Работа с родителями

    Повышение психологической компетентности воспитателей ДОУ

    Контрольные вопросы и задания

    Литература

    Приложение к разделу II
    В учебном пособии излагаются история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, проблемы организации специальной психологической помощи и психокоррекционной работы в системе образования, даны клинико-психолого-педагогические «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии

    Рекомендуется всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии.

    Если вы не видите немедленного результата

    хорошего или плохого, — будьте терпеливы и наблюдайте

    Дипак Чопра

    Психологические заповеди будущего педагога


    Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он есть.

    Верь, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста.

    Учись отделять отдельные поступки человека от его целостной личности.

    Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нравоучений.

    Старайся понять другого человека, развивай в себе активное эмпатическое слушание.

    Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чувства, но делай это в неоскорбительной для других форме.

    Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенным в своей профессиональной компетентности: «Делай как должно. И пусть будет что будет».

    Не допускай унижения своего личного и профессионального достоинства.

    Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса.

    Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду или предполагаемую: «День спасения человека — сегодня!»


    Введение. Состояние здоровья детей и готовность педагогических работников к коррекционно-образовательной деятельности


    Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии (СНОСКА: Вплоть до последнего времени наиболее употребляемым был термин «аномальные дети»; в настоящее время появились проекты государственных образовательных стандартов с использованием термина «лица с ограниченными возможностями здоровья» Поиск новых терминов связан с общей гуманизацией образования.) как в отечественной, так и в зарубежной педагогике всегда придавалось большое значение. К. Д.Ушинский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Однако уже сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо поднять общий уровень грамотности в области специальной психологии и педагогики у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая родителей, воспитателей дошкольных учреждений всех видов, учителей, практических психологов образования, медицинских работников).

    Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, когда организм очень хрупок и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией. Например, при правильном и своевременно поставленном диагнозе вместо глухоты у ребенка может развиться лишь частичное снижение слуха (тугоухость) или даже при сохраняющейся степени тяжести слухового дефекта ребенок будет способен выйти на более полный уровень компенсации и самореализации себя как личности.

    Данное учебное пособие адресовано прежде всего студентам педагогических колледжей и содержит необходимый фактический и иллюстративный материал в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к подготовке по специальностям: «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

    Воспитатели дошкольных учреждений всех видов, учителя начальной школы встречаются с детьми, имеющими различные отклонения (особенно это относится к слабовыраженным отклонениям в психофизическом и социальном развитии), зачастую раньше специальных педагогов и специальных психологов. Именно им принадлежит решающая роль в первичном выявлении детей, нуждающихся в углубленной психолого-педагогической диагностике и коррекции. Не случайно в Концепции коррекционо-развивающего обучения записано: «...Нельзя готовить просто учителя или просто психолога. Это должны быть учитель-психолог, психолог-учитель, учитель-логопед, воспитатель детского сада учитель. Детским садам и школам необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии, социологии» (СНОСКА: Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М., 1997. — С. 33.).

    В книге нашли отражение: история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, ее связи с другими науками и отраслями психологической науки, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, клинико-психолого-педагогические «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Кроме того, рассмотрены вопросы организации специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации; основные принципы психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития и вопросы психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетентности будущего специалиста.

    Пособие состоит из введения и семи разделов.

    Раздел I посвящен общим вопросам специальной психологии, таким, как история становления специальной психологии и характеристика ее современного состояния, клиническая симптоматика, классификация основных видов дизонтогенеза.

    В разделах IV—V даны характеристики детей, имеющих тот или иной тип дизонтогенетического развития, например, раздел II посвящен психическому развитию детей при дизонтогениях по типу ретардации, раздел III — психическому развитию при дизонтогениях дефицитарного типа и т.д.

    При изложении материала авторы придерживались единого плана, а именно:

    предмет и задачи соответствующего раздела специальной психологии;

    причины возникновения данного вида дизонтогенеза;

    особенности познавательной деятельности;

    особенности личности;

    особенности деятельности;

    вопросы психологической диагностики и коррекции.

    Специальные разделы посвящены вопросам первичного выявления отклонений в развитии (раздел VI) и методам профилактики и коррекции (раздел VII).

    Контрольные вопросы, которыми завершается изложение каждой темы, позволяют проверить степень усвоения материала; предлагается также список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения по данному курсу.

    Наиболее важные положения иллюстрируются выдержками из оригинальных текстов выдающихся ученых и практиков. Некоторые разделы имеют приложения, где представлены нормативные документы, а также простейшие методы первичного выявления и коррекции недостатков в развитии детей; ими смогут пользоваться в своей практике как будущие специальные психологи, так и будущие педагоги.

    Учитывая, что книга адресована прежде всего студентам, которым предстоит работать с дошкольниками и школьниками младших классов, представленный материал в основном будет касаться особенностей психического развития детей этого возраста.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    I. Общие вопросы специальной психологии