• Введение.



  • страница1/4
    Дата29.07.2018
    Размер1.32 Mb.

    I. Теоретико-методические основы изучения социально-культурной активности личности


      1   2   3   4


    Оглавление


    Введение. 2

    Глава I. Теоретико-методические основы изучения социально-культурной активности личности 8

    1.1 Повышение уровня социально-культурной активности молодежи в условиях школьного самоуправления. 8

    1.2 Возможности Общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в повышении уровня социально-культурной активности молодежи в условиях школьного ученического самоуправления. 18

    Глава 2. Практики и групповые формы работы в социально-культурной активности молодежи 25

    2.1 Технологии формирования социально-культурной активности молодежи. 25

    2.2. Методика создания ученического совета. 32

    Заключение 35

    Список литературы. 39

    Приложение 1 42

    Приложение 2 45

    Приложение 3 48

    Приложение 4 56

    Приложение 5 58




    Введение.


    В современном российском обществе социально-культурная деятельность способствует осуществлению гуманистического предназначения человека и утверждению приоритета личности. Это усиливает общественную значимость формирования социально-культурной активности в виде существенного качества современного человека в образовательных организациях и учреждениях культуры. Личность имеет широкие возможности для созидательного поиска во всех сферах общественной жизни, в том числе в социально-культурной деятельности, которая предоставляет максимальные возможности для выражения субъектных качеств, формирования навыков автономии действий в досуговой среде, осознанного выбора форм творческой самореализации.

    Приоритетной задачей нашего государства на сегодняшний день является процесс приобщения молодежи к социально-культурной активности, ведению здорового образа жизни, самоопределения и развития характерных особенностей личности. В современных условиях, когда общество переживает непростой период социокультурной трансформации, на первый план выдвигаются проблемы активности человека, его сознательного участия в общественной жизни, формирования его культурной компетентности, ответственности перед собой и другими, готовности к самостоятельному жизненному выбору.[12]

    Следуя из этого, воспитание социально-культурной активности молодежи должно осуществляться посредством различных социальных институтов общества, в том числе: образовательными организациями и учреждениями культуры. На базе, которых происходит процесс расширения социальных связей молодежи с внешним миром. Это является общей характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Тем самым современные учреждения культуры и образовательные организации, выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих трех сфер, меняя личность молодого человека. Основной задачей современных культурно - досуговых учреждений и образовательных организаций, является максимальная реализация развивающих досуговых проектов и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для учащейся молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодых людей.

    Развитие социально-культурной активности личности происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или школе, университете, на работе. Особенности в подходах к развитию социально-культурной активности молодежи имеют многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры.



    Сегодня запросы и интересы молодых людей постоянно изменяются и растут, усложняется и сама структура досуга. Организация досуга должна включать в себя разнообразные виды деятельности. В связи с этим вся работа современных культурно-досуговых центров и учреждений образования, должна базироваться на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности во всестороннем развитии личности, обучении, получении новых знаний, профориентации, отдыхе, или в новой информации, но и смогла развивать различные способности личности.

    Таким образом, современные особенности развития социально-культурной активности учащейся молодежи представляют собой многогранный процесс, в котором происходит вовлечение молодого поколения в социум, формирование компетентности и ответственности личности перед собой и другими, готовности к самостоятельному жизненному выбору.

    Культурно-досуговые учреждения и образовательные организации являются одними из главных социальных институтов по развитию социально-культурной активности молодежи, также они играют значительную роль в формировании эстетических ценностей личности, опираясь на духовно-нравственный гуманистический потенциал современных и традиционных информационно-просветительных программ.

    Выбирая тему и площадку для дипломной работы остановилась на образовательном учреждение, выбрав общеобразовательную школу города Казани, Нова - Савиновского района МБОУ СОШ № 103. Затронув тему, развитие социально-культурной активности молодежи в условиях школьного самоуправления.

    Тема школьное самоуправления заинтересовала меня, прежде всего, тем, что оно открывает широкие возможности для воспитания у школьников активной гражданской позиции и обучения лидерству.

    Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

    Важнейшую сферу и особый уровень активности учащегося среднего общеобразовательного учреждения составляет его социальная активность.

    Понятие социальной активности разрабатывалось в работах ведущих отечественных педагогов и психологов XX века: Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, Д.М. Архангельского, В.Т. Афанасьева, Т.Н. Мальковской, М.С Кагана, К.К. Платонова, А.В. Петровского, ЭТ. Юдинидра, В.З. Когана и др. Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности представляется определение ее В.З. Коганом:

    «Социальная активность – это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность является реальным проявлением социальной активности человека». [11]

    Социально-культурная активность - одно из существенных свойств личности, где наиболее полно проявляется ее индивидуальное, особенное. Социально-культурная активность личности имеет четко выраженную социальную обусловленность, и ее следует рассматривать как социальную ценность, как показатель уровня развития общества. Ее уровни и формы могут быть различными, а, следовательно, может оказаться различной и объективная ценность профессиональной активности.

    Формирование социально-культурной активности взаимосвязано с развитием самостоятельности. Социально-культурная активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. Основные компоненты социально-культурной активности учащихся: потребности, интересы, склонности к социально-культурной деятельности; преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам; готовность к преобразующей деятельности; эвристический потенциал; сама преобразующая деятельность.

    Существует небольшое количество научных исследований, посвященных изучению проблемы социально-культурной активности личности в педагогике, психологии, социологии. Заметный вклад в развитие представлений об активности, ее общественной и культурной составляющей внесли отечественные философы: К.А. Абульханова-Славская, В.М. Анисимков, Е.А. Ануфриев, Г.С. Батищев, Ф.А. Батурин, В.И. Войтно, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Т.С. Лапина, Н.С. Мансуров, А.Т. Москаленко и др.

    Среди зарубежных исследований социальной активности и деятельности в культурной сфере выделяются работы А. Моля, В. Момова, Л. Николова и других культурологов, социальных философов.

    Социальный заказ государства на образование направлен на воспитание человека образованного, социально-нравственного, культурного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации. Это усиливает общественную значимость формирования социально-культурной активности в виде существенного качества современного человека в учреждениях культуры и образования.

    Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбрать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

    Критическим важным элементом в этом процессе, является школа. Современная школа ставит перед собой задачи – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентом мире.

    Одним из важных направлений деятельности школы является проблема развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении.

    Проблема исследования изучить процесс развития социально-культурной активности в условиях школьного самоуправления.

    Объект исследования является процесс развития социально-культурной активности молодежи в условиях школьного самоуправления.

    Предмет исследования социально – культурная активность (СКА) в ученическом самоуправлении молодежи.

    Целью данной работы является изучение теоретических основ организации ученического самоуправления в образовательном учреждении.

    Задачи исследования:

    1. Анализ терминов и понятий «самоуправление», «молодежная активность»;

    2. Рассмотреть культурно-досуговую деятельность молодежи;

    3. Предложить программу по организации самоуправления (годовой план);

    4. Проанализировать внеурочную работу школьного ученического совета (ШУС) в организации деятельности школы.

    База исследования. МБОУ СОШ русско-татарская № 103.

    Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    I. Теоретико-методические основы изучения социально-культурной активности личности