• Игры для развития грамматического строя речи.
  • Развитие связанной речи

  • Скачать 64.54 Kb.


    Дата11.07.2018
    Размер64.54 Kb.

    Скачать 64.54 Kb.

    Игры для развития словаря. Примерный материал для «Зоологического лото»



    Игры для развития словаря.

    Примерный материал для «Зоологического лото»:



    Игра «Кто как передвигается»

    Цель: уточнение глагольного словаря по данной теме. Первый вариант

     Ход игры: У детей большие карты. Ведущий называет слово-действие ( прыгает, бегает, ползает, летает), а дети называют нужное животное и кладут на картинку фишку. Выигрывает тот, кто первым закроет предметные картинки фишками.

    Второй вариант

     Ход игры: У детей большие карты, а у ведущего маленькие карточки с изображениями животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как передвигается это животное.

     

    ИГРА «Кто как голос подает»

    Цель: уточнение глагольного и предметного словаря по теме.Первый вариант

     Ход игры: У детей большие карты. Ведущий называет словодействие, а дети называют нужное животное.

    Для справок: конь ржет, корова мычит, свинья хрюкает, овца блеет, коза мекает собака лает, кошка мяукает, курица кудахчет, петух кукарекает волк воет, медведь ревет, , еж фыркает, , дятел стучит, скворец поет, сорока стрекочет, воробей чирикает, кукушка кукует.Корова мычит. Гусь гогочет медведь ревет

     Второй вариант Ход игры: У детей большие карты, а у ведущего маленькие карточки с изображениями животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как подает голос это животное.Н: кукушка кукует



    Игра «Домашние и дикие»

    Цель: различение групп домашних и диких животных.

    Ход игры: Для игры берутся предметные картинки из группы «Домашние животные» и из группы «Дикие животные». Играют двое: ребенок и взрослый. Они договариваются, кто «главнее»: дикие или домашние животные. По условию игры «главный» забирает «подчиненного». Затем раздают все картинки поровну и одновременно выкладывают на игровой кон по одной любой картинке. Лавная картинка «Забирает» второстепенную. Если выпали две картинки из одной условной группы (две лавные или две второстепенные), выкладывают еще по одной, и так до тех пор, пока какая-нибудь не победит.

     Игра «Угадай по описанию» Цель: развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса прилагательными, обозначающими признаки диких и домашних животных.

    Ход игры: У детей по несколько предметных картинок из «Зоологического лото». Ведущий дает описание животного с помощью прилагательных. Ребенок, у кого есть нужная картинка, изображающая данного животного, должен поднять эту картинку и назвать ее. Если загадка разгадана правильно, ребенок получает фишку и кладет ее на картинку. Выигрывает тот, кто раньше закрыл все свои картинки фишками.Примерные картинки для игры: медведь, волк, еж, белка, заяц, лиса, корова, кошка, собака, гусь, слон, тигр, лев, обезьяна.

    - лохматый, косолапый, бурый;

    - голодный, серый, злой;

    - колючий, маленький, серый;

    - маленькая, быстрая, рыженькая;

    - трусливый, прыткий, белый;

    - хитрая, ловкая, рыжая;

    - крупная, рогатая, добрая;

    - пушистая, ласковая, серая;

    - сторожевая, сильная, верная;

    - белый, крикливый, домашний;

    - огромный, добрый, толстый;

    - полосатый, хищный, злой;

    - опасный, мощный, гривастый; - смешная, озорная, быстрая.



    «Найди детеныша», «Назови одним словом», «Какой, какая, какие?» «Часть и целое»
     

    Игры для развития грамматического строя речи.

    Назови ласково

    Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково. Напримере зоологического лото укоровы- рога , а у теленка-рожки, хвост. Голова., ит.д. Можно взять любые предметы Посуды. Одежды. игрушки



    Чего не стало

    Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  различных  предметов 4 – 7 штук.

    Затем  просит  ребенка  запомнить  все  предметы  и  отвернуться,   сам  в  это  время  убирает один  любой  предмет. Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно  и  назвать,  чего  не  стало. Обязательно  нужно  обращать  внимание  на  окончания  в  словах.

    Жадина и щедрый.

    Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой.

    Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щед­рым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».

    «Какой какая какие?»

    Например : «Какое яблоко?-зеленое. Какое небо?- голубое и т.д.



    «Угадай, кого загадали»

    Взрослый объявляет, что он загадал одну игрушку, и дает описание ее места положения относительно ребенка: «Игрушка находятся слева от тебя». Ребенок должен назвать загаданную игрушку. Затем загадывают следующую игрушку.



    «Где мячик?» (Под столом, на стуле, за диваном…)

    «Один-много» Взрослый говорит ложка- ребенок ложки и т.д.
    Развитие связанной речи

    К четырем годам ребенок уже способен пересказать знакомую сказку, конечно, в том случае, если ему с раннего детства систематически рассказывали или читали сказки, рассказы, стихи, учили следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы. Затем можно попробовать так называемый совместный пересказ, когда взрослый, рассказывая сказку, побуждает ребенка произносить отдельные слова и предложения.

     Хорошо известную сказку дети с удовольствием разыгрывают, не утомляются повторять еще и еще раз. Взрослому нужно проявить внимание и терпение, включиться в игру, не отказываться. Такие игры – мощный стимул к развитию речи и вообще психического здоровья ребенка. Драматизации подлежат любые сказки, но инициатива чаще идет от ребенка. Не стоит ее сдерживать и навязывать другие, с вашей точки зрения более развивающие сюжеты. От вас зависит, что вы ему читаете. Если высокохудожественные тексты, то не все ли равно, с какой любимой сказкой будет вырастать ваш малыш? Кто-то в детстве обожал быть колобком, кому-то нравилось быть медведем и нести короб, кто-то мер вместе с волком и ловил рыбу из проруби. Замечено, что дети выбирают из множества сказок какую-то одну и все время в нее играют. Значит, их характеру ближе те герои, в которых они перевоплощаются.

      Если ваш малыш не проявляет инициативы, начните сами. Предложите ему выбрать героя и сами убедительно играйте, показывая образец поведения и речевого сопровождения.

      Какие сказки доступны в четырехлетнем возрасте для драматизации? Это «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и волк», а также «Три поросенка» Михалкова, «Заяц-хваста», «Теремок», «Лиса и заяц», «Репка», «Соломенный бычок – смоляной бочок», «Волк и козлята», «Три медведя», «Лисичка со скакалочкой».

      Родителям нужно понять одно очень важное правило при выборе книг для чтения: своевременность той или иной сказки. Плохо не только слишком рано знакомить ребенка со сказкой (когда он еще ее не понимает), но и слишком поздно (когда она ему уже не интересна). Важно соблюдать постепенность в чтении. Волшебные сказки со сложным фантастическим сюжетом еще недоступны четырехлетнему ребенку, а «Курочку Рябу», «Колобок» лучше прочесть двухлетнему. Каждой сказке – свой возраст.


    Обучить пересказу можно с опорой на картинки, которые взрослый рисует по мере рассказывания сказки. Затем ребенок смотрит на эти картинки и вспоминает сказку. Данный метод – метод мнемотехники– тренирует память ребенка и его воображение (ребенок вместе со взрослым может рисовать такие быстрые картинки). Для подобных зарисовок лучше брать тексты с наличием динамичного сюжета, который легко изображается.

    Формирование разговорной речи происходит прежде всего в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Например, после возвращения малыша с прогулки пусть кто-нибудь из старших спросит: «Кого (или что) ты видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Тани)? Что ты лепил из снега?» Добивайтесь, чтобы он давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог кратко описать ее.

    Учите малыша и самостоятельно описывать предметы. Сначала покажите, как это делается. Например, поставив перед ребенком чашку, предложите ему еще раз внимательно рассмотреть ее, а затем задайте примерно такие вопросы:

    Взрослый. Что это?

    Ребенок. Чашка.

    Взрослый. Чашка какого цвета?

    Ребенок. Белого.

    Взрослый. Что на ней нарисовано? (Показывает на рисунок.)

    Ребенок. Цветочек.

    Взрослый. А это что у чашки? (Показывает на ручку.)

    Ребенок. Ручка.

    Взрослый. Зачем нужна ручка?

    Ребенок. Чтоб держать чашку.

    Взрослый. Зачем нужна чашка?

    Ребенок. Пить.

    Взрослый. Что можно пить из чашки?

    Ребенок. Воду, чай, молоко.

    Взрослый. Правильно, а еще можно пить из чашки компот, кисель, кофе, какао.



    Через некоторое время ребенок с большим интересом сможет рассказать о какой-либо из своих игрушек: кукле, зайке, слоне, машине, мячике. После того как ребенок научится справляться с такими заданиями, их можно усложнить. Так, рассматривая вместе с малышом собачку, отметьте, что собачка пушистая, черная, с длинными ушками. А затем спросите: «Как можно назвать такую собачку?» (Пушок, потому что она «пушистая»; Черныш — «черная»; Ушастик — «ушки растопырены».) Предложите ему самому придумать клички животным. Спросите его, почему он назвал котенка Усатиком

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Игры для развития словаря. Примерный материал для «Зоологического лото»

    Скачать 64.54 Kb.