• Дипломная работа Питание и туризм: разработка туров для гурманов
  • Методы исследования: литературный, аналитический, статистический. При подготовке работы были использованы различные компьютерные программы и соответствующая оргтехника.
  • Дипломная работа может быть использована на практике руководителями и менеджерами туристских фирм, при подготовке и организации туров для гурманов.
  • Уровни обслуживания туристов предприятиями питания.



  • страница1/4
    Дата09.07.2017
    Размер1.14 Mb.
    ТипРеферат

    Им. Аль-фараби географический факультет


      1   2   3   4


    Казахский национальный университет

    им. АЛЬ-ФАРАБИ


    Географический факультет

    Кафедра туризма












    Дипломная работа

    Питание и туризм: разработка туров для гурманов



    Исполнитель:

    студентка 5 курса А. Жамиева

    Научный руководитель

    ст. преподаватель А.К. Уварова

    Нормоконтролер И.В. Ляпунова


    Допущена к защите зав. кафедрой С.Р. Ердавлетов

    Алматы 2007

    Реферат



    Дипломная работа «Питание и туризм. Разработка туров для гурманов» изложена на 77 страницах машинописного текста. Состоит из введения, 4-х глав, заключения и 40 использованных источников. В работе использованы диаграммы, графики, фотографии, карта-схема.

    Перечень ключевых слов: питание, туризм, рациональное питание, традиции и обычаи питания, туры для гурманов, кулинарные и гастрономические пристрастия, предприятия питания туристской индустрии, ресторан, шведский стол, кейтеринг.

    В работе затронуты вопросы индустрии питания в мире. Взаимосвязь питания и туризма, требования, предъявляемые к предприятиям питания в туристской индустрии, состояние дел на мировом рынке туров для гурманов.

    Целью дипломной работы является изучение принципов организации туров и на этой основе разработать свой тур пакет для тура для гурманов в республике Казахстан. Задачами являются изучение влияния географических условий на систему питания разных народов, типологии стран по рациону питания, особенностей организации и функционирования предприятий питания в туристской индустрии, анализ состояния и тенденций кулинарного туризма в мире, маршрутов, предлагаемых туристскими фирмами, а также изучение предпосылок развития туров для гурманов в Казахстане и разработка собственного туристского пакета.

    Методы исследования: литературный, аналитический, статистический. При подготовке работы были использованы различные компьютерные программы и соответствующая оргтехника.

    Дипломная работа может быть использована на практике руководителями и менеджерами туристских фирм, при подготовке и организации туров для гурманов.



    Содержание



    Введение

    1Влияние природных и культурно-исторических условий на питание населения

      1. Типология стран по рациону питания

    2Индустрия питания в туризме

      1. Классификация предприятий питания в индустрии туризма

      2. Требования к туристским предприятиям питания

        1. Специальные формы обслуживания

        2. Организация питания туристов во время путешествий на транспорте

    1. Традиции питания разных народов как основа разработки туров для гурманов

      1. Особенности национальных блюд и история их происхождения

      2. Маршруты туров для гурманов разных стран

    2. Возможности организации туров для гурманов в казахстане

      1. Особенности казахского национального застолья

      2. Разработка тура для гурманов «Дастархан-Тур»

    Заключение

    Список использованных источников




    Введение

    Национальная кухня – это один из важных факторов привлечения иностранных туристов в страну. Это и понятно, ведь в кулинарном искусстве прочно сохраняются национальные особенности и традиции народа, которые всегда интересны представителю иной страны. Туристы, приехавшие в Казахстан, безусловно, желают отведать традиционные местные блюда. Поэтому одним из важнейших аспектов развития туристского сервиса в республике является ознакомление туристов с особенностями традиционного питания казахского народа и развитие сферы обслуживания в этом направлении.

    Внимание к данному вопросу не случайно. В ноябре 2000 года на Кипре состоялась первая международная конференция на тему «Местное питание и туризм», организатором которой выступила Туристская Организация Кипра при поддержке и сотрудничестве с Всемирной Туристской Организацией. Основными целями данной конференции было ознакомление с устоями и традициями местного питания и кулинарной практики в туристском развитии, определение ценностей питания местных культур и воздействие на качество туристского продукта. Кроме того, уже несколько лет на кафедре туризма проводится спецсеминар «Гастрономия народов мира», разработанный научным руководителем данной дипломной работы, на котором особое внимание уделяется историко-этнографическим корням национальной кухни, ее особенностям и современным тенденциям развития в контексте развития туризма /1/.

    Целью работы является изучить проблемы индустрии питания в туризме, ознакомиться с принципами разработки туров для гурманов и предложить собственные разработки в данной сфере, а именно разработка аналогичного тура в Казахстане.

    Для достижения цели в ходе написания дипломной работы будут решены следующие задачи:


    • изучить влияние географических условий на систему питания;

    • проанализировать типологию стран по рациону питания;

    • рассмотреть состояние индустрии питания в туристской отрасли;

    • выявить возможности организации туров для гурманов в Казахстане;

    • разработать туристский пакет тура для гурманов «Дастархан тур».

    Кулинарное наследие составляет часть туристского опыта. Кроме того, существует путь более углубленного изучения традиционной кухни в понимании и интерпретации социальных, культурных, коммерческих, технологических, экономических и оздоровительных контекстах. Также следует отметить, что аспект питания в туризме имеет выраженный этногеографический подход, поскольку пища интересует туриста не столько с точки зрения технологии ее приготовления, а как явление бытовой культуры, развивающейся в определенных географических условиях. Национальная кухня находится в тесной взаимосвязи с другими аспектами жизни, которые отражают взаимоотношения людей в обществе, нормы и формы поведения, традиционные для данной нации. Поэтому в настоящее время возникает необходимость исследования влияния системы местного питания и кулинарных традиций на развитие туризма.

    Данная тема действительно является актуальной имеет несомненную новизну, так как ранее в нашей стране и странах СНГ подобных исследований в рамках индустрии туризма практически не проводилось. Информация касательно туров для гурманов в большинстве своем носила и до сих пор носит рекламный характер или же практически отсутствует, что во многом осложняет освещение этой темы с научной точки зрения и в настоящее время.

    Раскрытие данной темы стало возможным благодаря детальному анализу собранной информации из литературных источников, в том числе зарубежных авторов на языке носителей, обзора деятельности туристских фирм, работающих в данном сегменте рынка, изучения туров для гурманов, предлагаемых ими.

    Тематика работы затрагивает вопросы питания и туризма, фокусируясь на полезных, медицинских, внутренних, социальных, исторических свойствах питания. В ней также освещены вопросы питания в туристской индустрии, затрагивая при этом историю, современное состояние и новые тенденции организации питания туристов и разработку кулинарно-гастрономических туров. Она рассматривает не единичную степень влияния местного питания на развитие туризма, но также затрагивает влияние туризма на развитие и потребление пищи. В работе аргументировано объясняются причины, по которым питание может лечь в основу разработки туристских маршрутов, которые могут носить характер гастрономических или кулинарных туров.

    За рубежом, где индустрия гостеприимства является мощной отраслью экономики, приносящей огромные доходы в казну государства, она тесно взаимодействует индустрией питание, которая обеспечивает ее бесперебойное функционирование.

    В эру экономической глобализации и мобильности, туризм является быстро растущей индустрией в мире. Поддержка существующего строя является объективным доказательством национальной туристской политики. В развитии туризма существенную роль занимает система местного питания. Производимые продукты питания отвечают требованиям здравоохранения, несмотря на трудности в распределении ресурсов и охраны окружающей среды, определяя равномерное развитие.

    Существует путь более углубленного изучения традиционной кухни в понимании и интерпретации социальных, культурных, коммерческих, технологических, экономических и оздоровительных контекстах. Поэтому возникает надобность исследований влияния туризма на систему местного питания, кулинарных традиций и общественных отношений. В наше время потребитель высоко заботится о своём питании. Новые исследования показывают, что пища богатая волокном, свежими фруктами, овощами, оливковым маслом и рыбой снижает риск заболеваемостью раком, и сердечной недостаточностью, способствует долголетию и улучшает жизненное состояние.

    Защита характеристик и культурной идентичности системы местного питания и соответственно развитие необходимой инфраструктуры, которая позволит работать продуктивно с выгодой – является ответственностью любого, кто работает в секторе планирования развития и продвижения продукции сегодняшнего туризма.



    1. Влияние природных и культурно-исторических условий на питание населения
    Испокон веков страны имеющие различия в природно-климатических условиях имели, и различия и в традициях вкушения пищи, что имеет свое рациональное объяснение – продукты, имеющиеся в наличии в тропиках совершенно недоступны в арктической зоне и наоборот /2/.

    Пища-основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека-это не только его личное, но и общественное дело. При нынешнем уровне социализации, т.е. вовлеченности каждого человека в общественную жизнь, современный индивидуум пытается быть в курсе всего происходящего, и даже в вопросах сугубо приватных как питание старается ориентироваться на сложившиеся тенденции и процессы. Вопросы питания в туриндустрии стало занимать и затрагивать сегодня все большее количество людей, поскольку популярность и динамика развития туризма растет быстрыми темпами.

    Французскому физиологу Брмат-Саварену принадлежит выражение: «Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться». «Уметь питаться» ничего общего не имеет с утолением голода. Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке-культуре питания необходимо учиться, учиться смолоду. Так что кухня-дело очень серьезное и требует к себе уважительного отношения /4/.

    Кроме обычной и неотъемлемой потребности, питание в туризме рассматривается и как важный элемент развлечения и познания местной культуры. Национальная кухня являет собой важный элемент культуры народа, несет четкие отличительные черты, представляет элемент познания и способ получения удовольствия.

    Для того чтобы объективно взглянуть на проблемы питания в рамках туризма, необходимо рассмотреть существующие на сегодняшний день тенденции питания, влияние природных, социально-экономических, культурных, идеологических и других факторов на формы и виды питания разных народов.

    Современная политическая карта мира представляет собой пеструю смесь из множества стран, с проживающими в них многочисленными народностями и нациями, каждая из которых уникальна по своим культурно-историческим, социально-экономическими, религиозно-философскими характеристиками. А если попытаться карту под названием «Национальные кухни народов мира», то она наверняка будет в сто раз ярче и красочней, поскольку кухня каждого народа настолько неповторима и уникальна в своем роде, что каждая требует отдельного изучения и своеобразного подхода /2/.

    Для того чтобы определить, какая страна наиболее перспективна и притягательна для развития в ней кулинарного или гастроно6мического туризма, необходимо изучить природные, социально-экономические, культурные факторы или условия, влияющие на традиции питания. Питание и туризм, казалось бы, два этих понятия достаточно далеки друг от друга, хотя в действительности они тесно взаимосвязаны между собой населения и определяющие самобытность национальной кухни этого народа.

    Рассматривая систему питания разных народов по территориальным признакам, а именно учитывая природные условия тех или иных стран, можно выявить следующую картину на мировой арене питания.



    Если рассматривать регионы, определяя тип и систему питания согласно географическому положению на планете, то можно выделить следующие типы стран /5/:

    • страны с континентальным типом питания;

    • страны, питающиеся дарами моря;

    • страны «вегетарианцы»;

    • страны «мясоеды»;

    • страны, где определяющим фактором типа питания населения служат, взращиваемые в них сельскохозяйственные культуры;

    • определение системы питания, учитывая религию и верования народов в них проживающих;

    • определение системы питания населения при помощи учета характера оседлости населения (система питания кочевников и оседлых народов);

    • определение системы питания по степени урбанизации населения.

    Приведенная выше классификация является лишь условной и не исключает включения в нее возможных вариантов определения системы питания и по другим параметрам, учитывая при этом многочисленные хозяйственные, культурные, идеологические и др. особенности различных наций и народностей, населяющих земной шар.

    Страны с континентальным типом питания: это те страны, которые не имеют выхода к морям и океанам, и население которых питается в основном животными и выращиваемыми на территории данной страны растительностью. Но нельзя утверждать, что население таковых стран совершенно не употребляет в пищу дары моря, при современном уровне развития транспортировки и хранения пищевых продуктов это было бы абсурдным заявлением, к тому же если в стране развита густая гидрографическая сеть, то думается, на столе у людей частенько появляются форель и другая рыбка. К таким странам можно отнести Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Чехию, Австрию, Венгрию, Швейцарию, Нигер, Чад, Судан, Боливию, Парагвай и многих других. Рацион питания населения этих стран нельзя назвать идентичными, поскольку единственное, что их объединяет это то, что все они не имеют выхода к морю, а природные условия в них отличаются в соответствие с географической зональностью, рельефом территории и сложившимися культурно-историческими особенностями.

    Страны, питающиеся дарами моря – это огромное количество стран на карте мира, которые имеют выход в океан, а также страны, имеющие внутренние моря и озера приравненные к ним. Такие страны целесообразно выделять по бассейнам морей и океанов, как в нижеследующем списке:

    • страны Северной Атлантики: Северное и Норвежское моря (Норвегия, Швеция, Дания, Великобритания, Ирландия, Исландия) – в рацион питания населения данных стран обязательно включены рыба и разнообразные морепродукты, как в свежем виде, так и в любой другой кулинарно-термичекой обработке. Хотя меню в питании населения этих стран абсолютно разное, например, Англия всегда держалась «особнячком» и даже в таком деле как питание выказывала свою чопорность и строгую приверженность к традициям;

    • страны Средиземноморья – кухня стран данного региона довольно похожа друг на друга, и блюда кухни одной страны нередко можно встретить на обеденном столе соседней страны. Это такие страны как: Греция, Турция, Кипр, Италия, Франция и др;

    Следующие страны имеют выход сразу к нескольким морям и океанам, поэтом их выделяют не по бассейну моря или океана, как было сделано выше, а по отдельности;

    • США и Канада (бассейны Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов);

    • страны Латинской Америки (бассейны Тихого и Атлантического океанов);

    • страны Африки, имеющие выход в Атлантический и Индийский океаны;

    • страны Персидского залива;

    • страны бассейна Индийского океана;

    • страны Юго-Восточной Азии;

    • Россия;

    • страны Балтики;

    • страны Тихоокеанского бассейна.

    Подробно описывать режим и рацион питания населения каждой из этих стран не является возможным в рамках работы такого масштаба, и поэтому целесообразно лишь перечислить их вышеприведенном порядке.

    В силу сложившихся в стране культурно-исторических, религиозных и прочих особенностей тип питания в стране может быть вегетарианского типа: есть страны, где часть населения совершенно отказывается от мяса, такие как Индия и Непал. Существуют также страны, где в меню населения входит огромное количество растительной пищи (в основном страны, расположенные в субтропиках и тропиках, а также благоприятных районах для земледелия умеренного климата) – Бразилия, Индонезия, Греция, Венесуэла, Гайана и др.



    Страны мясоеды – это те страны, где традиционным видом хозяйствования населения является молочное и мясное животноводство, типичными представителями которых служат: Казахстан, Монголия, Аргентина, Бразилия, Австралия, Германия и др.

    Страны, где определяющим фактором типа питания населения являются взращиваемые здесь сельскохозяйственные культуры:

    • рисовые страны – это страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, где основным продуктом питания людей является рис, в разнообразных вариациях термической обработки и в различном сопровождении;

    • банановые страны – страны расположенные в тропическом, субтропическом, экваториальном, субэкваториальном поясах, и жители которых очень широко употребляют в пищу бананы: Бразилия, Эквадор, Мексика, Судан, Чад и другие;

    • шоколадные страны - страны, где выращивается шоколадное дерево;

    • кофейные страны;

    • картофельные страны.

    Страны, где определяющими факторами рацион питания населения являются религиозные верования населения, а именно: страны с мусульманским кошерным, христианским и буддистским типами питания. Следует отметить, что турист-мусульманин ни за что не будет, есть свинину, а еврей будет требовать полагающуюся ему кошерную трапезу, к чему менеджер, составляющий тур пакет, должен быть готов заранее.

    Определение системы питания, учитывая степень урбанизации стран:



    • страны с городским типом питания: популярность системы «фастфуд», обилие ресторанов, кафе и закусочных. Население данных стран предпочитает питаться вне дома, а при приготовлении ее в домашних условиях затрачивается минимум усилий;

    • страны с деревенским типом питания – люди питаются в домашней обстановке, все стадии кулинарно-термической обработки продуктов ведется вручную, без особого использования современных средств кухонного оборудования;

    Определение системы питания населения страны по степени оседлости населения:

    • система питания оседлых народов – трудно дать определение данной системе питания, стоит лишь сказать, что она характерна большинству стран с различными вариациями в меню, ассортименте блюд;

    • система питания кочевых народов – традиции питания бедуинов, монголов-скотоводов и тех немногих народов, которые ведут кочевой образ жизни. Специфика кухни таких народов состоит в том, что блюда традиционного меню легко приспособляемы к походным условиям.

    Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить что, страна не может обладать лишь единственным из приведенных типов рациона в питании населения, а сочетает многие черты и в итоге прорисовывается основной профиль системы питания того или иного народа.
    1.1 Типология стран по рациону питания
    Поскольку в данной работе питание рассматривается в большей степени под «географическим углом зрения», то не лишним будет рассмотреть, как географы рассматривают проблемы питания в мире. Многие труды по социально-экономической или так называемой «публичной» географии западных стран очень широко освещают вопросы питания, учитывая при этом все факторы и условия, тормозящие и двигающие его состояние и развитие /4/.

    Сделав, подробный анализ и синтез исследований в области изучения традиций питания известный французский этнограф и физиолог Брмат-Саварен предлагает следующую классификацию стран по рациону питания, подразделяя их на 4 группы /5/:

    1) «переедающие» страны;

    2) страны с удовлетворительным рационом питания;

    3) страны с неудовлетворительным рационом питанием;

    4) «недоедающие» страны.

    Здесь целесообразно привести требования к рациональному и сбалансированному питанию, предъявляемые ВОЗ.

    Сохранение здоровья населения является одной из задач государственной важности, и одной из важных на сегодня тенденций, является популяризация рационального и здорового питания /7/.

    В последние годы благодаря возрастающей технизации и автоматизации многих производственных процессов уменьшилась доля физической работы, соответственно снизился расход энергии. Это привело к тому, что энергетическая ценность пищи превышает энергозатраты. В связи с этим резко увеличилось число людей, страдающих ожирением и связанными с ним хроническими неинфекционными заболеваниями. К их числу можно отнести так называемые массовые дегенеративные болезни, главным образом атеросклероз, гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, сахарный диабет, подагру.

    Значительно изменилось использование некоторых основных продуктов: увеличивается потребление продуктов животного происхождения, овощей и фруктов, сахара. Вместе с тем общая доля сложных углеводов в питании постепенно уменьшается.

    Болезни, связанные с недостаточным питанием, вызываются неудовлетворительным обеспечением организма железом, тиамином, рибофлавином, фолиевой кислотой и кальцием, что, в частности, приводит к развитию гиповитаминозов и гипомикроэлементозов

    По определению академика А.А.Покровского, рациональное питание – это, прежде всего, правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей продукта, избыток его не только не принесет добра, но может причинить здоровью серьезный вред.

    В последние годы особенно много говорят об опасности чрезмерного потребления жиров и углеводов, в результате которого развивается ожирение со всеми вытекающими последствиями: сахарным диабетом, нарушением функции печени и другими болезнями. Но существенный вред может принести и избыток в пищи белков, солей /6/.

    Поэтому-то в каждодневное меню необходимо включать разнообразные продукты – молоко и творог, содержащие белок, сыр, рыбу или мясо, богатыми витаминами и минеральными солями овощей, фрукты. Не обойтись и без различных жиров, в числе которых непременно должны присутствовать сливочное и растительное масла. И не имеющая никаких питательных веществ клетчатка (растительные волокна) овощей и фруктов необходима организму, ибо она содействует выработке пищеварительных соков, регулирует деятельность кишечника и выводит из организма избыток холестерина.

    Неправильно организуют питание те люди, которые уже с детства отказываются от «нелюбимых» либо якобы «не идущих» им продуктов. Тем самым они хронически лишают свой организм необходимых питательных веществ, удачно дополняющих друг друга. Например, богатые растительными белками каши, макаронные изделия и молоко, творог, сыр. Хлеб хорошо сочетается с молоком и кефиром, мясом, рыбой и т.д.

    Для человека очень важно каждодневное употребление в пищу белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.



    Несовместимость и непереносимость пищевых продуктов

    Практическое значение для менеджера тур фирмы имеет знание непереносимости и несовместимости пищевых продуктов туристом. Выделяют четыре группы нарушений в организме при непереносимости и несовместимости продуктов /7/.

    Первая группа, включающая случаи полного наследственного нарушения синтеза какого-либо из ферментов в различных участках слизистой пищеварительного тракта, объединяет патологические состояния, относящиеся к классу наследственных болезней.

    Вторая группа характеризует случаи преимущественно вторичной, приобретенной слабости синтеза отдельных пищеварительных ферментов. К числу болезней этой группы относятся наиболее широко распространенные случаи пониженной переносимости многих пищевых продуктов.

    Третья группа объединяет проявления пищевой аллергии. От пищевой аллергии в той или иной мере страдает от 5 до 50 % больных аллергозами. Описаны случаи высокой чувствительности к продуктам, содержащим даже минимальные количества дрожжей, - пиву, хлебу, сыру.

    Значение рационального питания

    Рациональное питание является неотъемлемым компонентом здорового образа жизни и замечено, что многие туристы придерживаются именно здорового образа жизни, и в поездках не изменяют своим привычкам. /11.91/

    Правильное питание представляет не только биологическую, но и социально-экономическую и даже политическую проблему. Тем не менее, существует много факторов, зависящих не только от уровня развития общества.

    Питание является привычкой, которой можно управлять. Какие же факторы влияют на формирование этой привычки, помогающих менеджеру тур фирмы учесть их при обслуживании туриста? Их достаточно много и вот основные из них:



    1. психологические - личные пристрастия к той или иной пище, семейные пищевые традиции, жизненная философия (отношение к вегетарианству);

    2. географо-экологические – производство продуктов питания и климат, традиционные с/х. культуры;

    3. физиологические – рост, развитие организма, степень двигательной активности, необходимость соблюдения диеты по состоянию здоровья.

    Таким образом, на пищевые привычки человека влияют многочисленные факторы, определяющие характер его питания. Поэтому очень важно обращать внимание на формирование и воспитание рациональных пищевых привычек с раннего возраста, чтобы в зрелом возрасте проблем со здоровьем, связанных с питанием, у человека уже не возникало /14/.

    А теперь давайте перейдем к исследованиям Брмат-Саварена и рассмотрим подробнее и определим, какими характеристиками обладает каждая из вышеназванных стран, приведенная в его классификации.



    Переедающие страны – это в основном социально и экономическо-развитые страны, где доход на душу населения очень высок и на питание расходуется значительная часть доходов людей.

    В суточный рацион питания одного человека, в таких странах входят все необходимые элементы, как: жиры, белки, углеводы, витамины и минеральные вещества. Помимо обычных продуктов в рацион питания населения таких стран включены различные пищевые добавки, призванные укреплять и улучшать здоровье людей. Ярким примером таких стран могут служить США, Германия, Австралия, Канада, страны Западной Европы и страны переселенческого капитализма /5/.

    Доступность пищевых продуктов, высокий уровень жизни населения, не обремененных трудом, повысило в таких странах долю больных ожирением людей. Поэтому сегодня в этих странах четко прослеживается тенденция здорового питания населения, и многие туристы из этих стран, даже совершая «вкусные путешествия», зорко следят за содержанием холестерина в пище.

    Но именно жители «переедающих» стан являются потенциальными клиентами турфирм, организующих гастрономические туры, поскольку помимо традиционных способов познания туристского региона, не прочь сделать это с помощью национальной кухни.

    Сами эти страны обладают огромными кулинарно-рекреационными ресурсами, а именно кулинарными маршрутами, ведь пока такой вид туризма развит у них: винные туры в США, Францию, Италию, Испанию, сырные туры в Австрию, Швейцарию, Голландию, шоколадные туры Бельгию и т.д. Совершая кулинарное или любое другое путешествие, туристы данной подгруппы требуют экологически чистых продуктов, и основной упор делают на качество и уровень обслуживания.

    Предлагаю рассмотреть, сколько мяса потребляется в некоторых странах в килограммах в расчете на душу населения.



    Рис. 1. - Потребление мяса в некоторых странах (кг на душу населения)
    Источник: Харпер Джордж, Фарлайт Уильям. Анализ экономики стран в секторе индустрии питания. Оксфорд, Сандитайм паблишерз, 1997, 543 с

    Страны с удовлетворительным рационом питания– это в основном большинство стран на политической карте мира, в которых население питается согласно предписанным требованиям ВОЗ, либо старающиеся следовать этим предписаниям. Эти страны характеризуются развивающимся типом экономики, и это отражается на привычках питания населения.

    В рационе питания населения этих стран не всегда присутствуют все необходимые элементы, но большинство все-таки присутствует. Отсутствие тех или элементов может объясняться географическим положением страны (в странах с умеренным климатом овощи и фрукты доступны летом, поэтому в остальное время населении или страдает авитаминозом, или покупает их по высокой цене), или сложившимся хозяйственным укладом населения (в странах, где повально выращивают картофель именно он и является основой питания населения, а остальные продукты лишь дополнение к нему).

    В этой группе стран можно назвать Россию, Казахстан, Мексику, Китай и т. д. Страны Восточной Азии и Латинской Америки этой подгруппы можно было бы назвать «сытыми» странами, потому что в рационе питания этих народов велика доля фруктов, овощей, даров моря, но зато у них низка доля потребления мясных и молочных продуктов. А в странах с умеренным климатом наоборот, велика доля потребления мяса, молока, мучных и различных злаков. Например, в России люди очень много потребляют картофель, мясные, продукты и хлеб, а вот употребление овощей, фруктов и ягод по сравнению со странами первой подгруппы гораздо ниже /12/.

    Туристы из этих стран в будущем являются потенциальными потребителями гастрономических путешествий, но на данном этапе развития экономики, а точнее системы общественного питания данных стран о развитом кулинарном туризме говорить не приходится. Хотя страны этой группы обладают огромными традициями в области кулинарии и национальной кухни, что говорит о перспективе развития кулинарного туризма в ближайшем будущем. В приведенном ниже графике можно увидеть, как разителен контраст между потреблением продуктов питания между экономически развитыми, средними и отсталыми странами. На нем показано сколько денег (в долларах США ) расходует среднестатистический житель в год на продукты питания.

    Рис. 2 - Источник: Уильям Карл Индустрия питания и экономический анализ отрасли. М: Эконмика.1999, 247 с
    Страны с неудовлетворительным рационом питания. К этой группе стран следует отнести те страны, которые в силу экономических, социальных, природных или других условий, испытывают дефицит и нехватку каких-нибудь составляющих компонентов или элементов правильного или рационального питания. Например, население северных районов РФ употребляет в пищу большое количество рыбы и мяса, в основном оленину и сельдь, а потребление же растительной пищи или скажем, злаковых почти сведено на нет, что сказывается на состоянии здоровья населения.

    По данным исследований Минздрава население этих частей страны чаще страдают авитаминозом, но употребление в пищу морепродуктов снижает риск заболеваемости раком и другими серьезными инфекциями. Население этих округов по данным того же Минздрава практически круглый год не имеет доступа к фруктам и овощам, за исключением короткого летнего периода, когда они завозятся из других регионов. Хотя сами ненцы, эвенки, угоры и другие народы считают свое питание самым рациональным и полезным на земном шаре, и неуклонно следуют устоявшимся традициям потребления пищи /7/.

    Или же страны Ближнего Востока, которые имеют постоянные социальные, экономические, политические проблемы в обществе, что наложило отпечаток и на рацион питания населения этих стран, люди постоянно испытывают дефицит тех или иных продуктов, большая доля населения страдает авитаминозом или же гиповитаминозом (сведения ВОЗ, 1999).

    Рациональным питание считается тогда, когда оно представляет собой сбалансированный комплекс из белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ, т.е. каждый день человек должен потреблять в разумных количествах мясо, молоко, фрукты, овощи и др. А в таких странах как страны СНГ, страны Балканского полуострова, некоторых стран Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, более половины населения имеет лишь ограниченный ассортимент блюд в своем ежедневном рационе питания. Такое положение дел четко прослеживается в нижеприведенной схеме.



    Типология стран по рациону питания населения




    Условные обозначения:

    • «Переедающие» страны

    • Страны с удовлетворительным рационом питания

    • Страны с неудовлетворительным рационом питания

    • «Недоедающие» страны

    Источник: Брмат-Саварен.Питание разных народов. Классификация стран. М: Высшая школа, 1998, 302 с

    Но такое положение вещей меняется с изменениями социально-экономического статуса страны, чем оно выше, тем сытее население. Казахстан, к сожалению, следует отнести именно к данной группе стран по рациону питания населения, потому что большинство населения страны, особенно в сельских местностях испытывают дефицит некоторых видов продуктов. Например, многие казахстанцы не имеют доступа к фруктам и овощам, различным деликатесам, молочные продукты богатые кальцием ежедневно доступно лишь менее 60% населения (по данным отчета за 2000 год Казахской Академии Питания).

    И, наконец, последняя группа стран – «недоедающие» страны» – это те страны, где в рационе питания населения наблюдается нехватка тех или иных элементов, составляющих полноценное питание населения. Это классические бедные страны, отсталые в экономическом и социальном развитии, расположенные в климатически неблагоприятных уголках земного шара. К ним можно отнести большую часть стран Африки, страны Латинской Америки, страны Азии. В этой подгруппе характерно постоянный авитаминоз, недоедание, болезни связанные с пищевой недостаточностью населения. Например, в Афганистане расход на питание на душу населения составляет менее пятидесяти центов (0,5 долларов США) /7/.

    2 Индустрия питания в туризме
    В данной работе сделана попытка рассмотреть проблемы питания, связав их с туризмом. В этой связи необходимо сделать краткий обзор предприятий, которые обеспечивают туристов питанием; рассмотреть их особенности, условия организации данных предприятий, чтобы выявить причины аттрактивности.

    Не секрет, что туристы и не только, посещают столовые, кафе, бары, рестораны, закусочные и др. предприятия питания. И дело не в том, что домашняя пища хуже, а в том, что предприятия, на которых мы работаем, учимся, зачастую находятся вдалеке от дома, а также мы все испытываем большую потребность в социализации нашего образа жизни, даже, казалось бы, а таком обыденном деле как прием пищи. И по этому, мы не можем насладиться вкусом и запахом свежего борща, сваренного в привычной и любимой обстановке или чувством похрустывающей картошки на зубах, сжаренной на сале.

    На сегодняшней день наши кулинарные потребности зачастую зависят не только от нашего кошелька, но и от наших эвристических побуждений, призывающих «познать мир через желудок». И поэтому мы посещаем рестораны и кафе в обеденный перерыв и всматриваясь в окружающий нас социум, пытаемся, вести себя адекватно, а уж посещая другую страну, сразу же рассматриваем кухонную утварь, выставленную в этнографических музеях. Если же нас приглашает в гости коренной житель страны посещения, то мы и вовсе визжим от удовольствия.

    Питание является одной из основных услуг в технологии туристского обслуживания. Туристская индустрия питания включает в себя рестораны, кафе, бары, столовые, фабрики-кухни, фабрики заготовочные, буфеты, шашлычные и удовлетворяет физиологическую потребность туриста в пище. Данные предприятия могут находиться как в собственности туристских фирм, так и на правах аренды. Большинство из них встроено в туристско-гостиничный блок, и является их частью, реже данные предприятия работают в автономном (самобытном) режиме и являются компонентами огромного комплекса под названием общественное питание /19/.

    Общественное питание одной из первых отраслей народного хозяйства встало на рельсы преобразования, приняв груз острейших проблем переходного периода на рыночные отношения. Быстрыми темпами прошла приватизация предприятий, изменилась организационно-правовая форма предприятий общественного питания. Появилось большое количество частных малых предприятий.Многие предприятия общественного питания являются чисто коммерческими, но наряду с этим развивается и социальное питание: столовые при производственных предприятиях, студенческие, школьные столовые. Появляются комбинаты питания, фирмы, которые берут на себя задачи организации социального питания.

    Предприятия общественного питания выполняют три взаимосвязанные функции:



    • производство кулинарной продукции;

    • реализация кулинарной продукции;

    • организация ее потребления /18/.

    Тип предприятия общественного питания определяется характерными особенностями обслуживания, ассортиментом реализуемой кулинарной продукции и номенклатурой предоставляемых потребителям услуг. При определении типа предприятия учитывают следующие факторы:

    • ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления

    • техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение, оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение)

    • методы обслуживания

    • квалификацию персонала

    • качество обслуживания

    • номенклатуру предоставляемых потребителям услуг

    Класс предприятия общественного предприятия питания определяется совокупностью отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующих качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

    Услуга общественного питания – результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга. Процесс обслуживания – совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга.

    Качество услуг должно удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям потребителей. Услуги общественного питания должны отвечать требованиям безопасности и экологичности, целевому назначению и предоставляться потребителям в условиях, отвечающих требованиям действующих нормативных документов. В процессе обслуживания потребителей комплекс услуг должен соответствовать типу предприятия. При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, т.е. соответствие условий обслуживания гигиеническим, антропометрическим, физиологическим потребностям потребителей. Соблюдение требований эргономичности обеспечивает комфортность обслуживания.

    Предоставляемая услуга должна отвечать требованиям эстетичности. Эстетичность характеризуется гармоничностью архитектурно-планировочного решения помещений предприятия, а также условиями обслуживания, в том числе внешним видом обслуживающего персонала, сервировкой стола, оформлением и подачей кулинарной продукции. Потребитель должен получать полное, достоверное и своевременное информирование о предоставляемой услуге.

    Основная услуга общественного питания – услуга питания. Услуга питания представляет собой услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий по ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия, и подразделяются на следующие /17/:


    • питание;

    • изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий;

    • организация потребления и обслуживания;

    • реализация кулинарной продукции;

    • организация досуга;

    • информационно-консультативные;

    • организацию и обслуживание торжеств, ритуальных мероприятий;

    • организацию питания и обслуживания участников конференций, совещаний, культурно-массовых мероприятий и т.д.;

    • доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий и обслуживание потребителей в офисах и на дому;

    • обслуживание потребителей в пути следования пассажирского транспорта;

    • обслуживание в номерах гостиниц;

    • организацию рационального комплексного питания и др;

    В ресторанах, барах большое внимание уделяется организации услуги досуга. Услуги по организации досуга включают:

    • организацию музыкального обслуживания;

    • организацию проведения концертов, программ варьете;

    • предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.

    Оказываются услуги по организации досуга клиентов предприятий общественного питания (например, проведение концертов, программ варьете ресторана) консультация шеф-поваров по приготовлению оригинальных и изысканных блюд, консультация диетсестры по вопросам меню при различных заболеваниях в диетических отделениях и столовых.

    Культура обслуживания – один из основных критериев в оценке деятельности работников общественного питания. К основным факторам, определяющим культуру обслуживания, относятся наличие современной материально-технической базы, виды и характер предоставляемых услуг, ассортимент и качество выпускаемой продукции, внедрение прогрессивных форм обслуживания, уровень рекламно-информационной работы, профессиональное мастерство работников общественного питания. Культура обслуживания на высоком уровне повышает конкурентоспособность предприятия, что очень важно при рыночных отношениях.

    Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяют на три класса – люкс, высший, первый, которые должны соответствовать следующим требованиям /20/:

    люкс”- изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей – для баров;

    высший”- оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей – для баров;

    первый”- гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий, напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных – для баров.

    Ниже приведен анализ рынка ресторанов крупнейших агломераций мира (в процентном соотношении)

    Ресторанный рынок крупнейших агломераций мира

    Рис. 4 - Ресторанный рынок крупнейших агломераций мира


    2.1 Классификация предприятий питания в туризме
    Классификация предприятий питания в туризме выполняется по многим признакам, которые приведены ниже.

    По признаку связанности управления различают предприятия, объединенные в цепи, и работающие самостоятельно. К крупнейшим ресторанным цепям США относят МакДональдс (с числом предприятий 9460), Бургер Кинг.

    В зависимости от ассортимента различают предприятия: комплексные, универсальные, специализированные.

    Обобщенная классификация предприятий питания в туризме:



    По типу предприятия: ресторан, кафе, бар, и т.д.

    По виду собственности: собственные, арендованные

    По месту расположения: в составе туристско-гостиничного комплекса. В составе других средств размещения, автономные

    По классности: люкс, высший, первый

    По режиму обслуживания: завтрак, полу пансион, полный пансион, шведский стол, специальное питание, детское питание

    В зависимости от обслуживаемого контингента предприятия могут работать с постоянным контингентом), такое предприятие питания находится при гостинице, санатории), с переменным контингентом (городской ресторан).

    В зависимости от метода обслуживания различают предприятия, в которых потребители обслуживаются официантами; предприятия самообслуживания, предприятия смешанного обслуживания.

    Предприятия питания различаются также по полноте технологического цикла, объему и характеру услуг, виду питания, режиму работы, времени функционирования и другим признакам.

    По аналогии со средствами размещения туристов предприятия питания классифицируются в зависимости от культуры и качества обслуживания, а также кухни и ассортимента предлагаемых блюд, числа посадочных мест, режима работы, формы обслуживания посетителей. /18, 72/

    Большой популярностью у туристов пользуются рестораны. Они подразделяются на 2 большие группы: классические и быстрого обслуживания.



    Классические рестораны. Важнейшим признаком первоклассных ресторанов является стремление к индивидуальности. Их неповторимый облик дополняется роскошным внутренним убранством и изысканной кухней.

    Рестораны быстрого обслуживания. Получили широкое распространение в наше динамичное время. Родоначальником быстрого способа удовлетворения самых приятных физиологических потребностей человека стали США, где еще в 1634 году в Бостоне открылась одна из первых таверн, предложившая богатый выбор готовых блюд.

    В международной тур практике питание, как правило, связывается с размещением. Его стоимость, наряду с проживанием, входит в гостиничный тариф. Турист может выбрать номер в комплексе с трехразовым, двухразовым или одноразовым питанием. Многие отели работают по европейскому плану. Он представляет собой гостиничный тариф, определяемый на основе стоимости размещения без учета питания, кухню и заказываемые блюда.

    Имеют место также различия в форме обслуживания: свободный выбор клиентом блюд из предлагаемого рестораном меню, обслуживание по единому для всех клиентов меню без права выбора блюд, «Шведский стол» - свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание.

    Для развлечения посетителей комфортабельные предприятия питания приглашают музыкантов, артистов. На балансе предприятия могут числиться: магазины, подсобные хозяйства /19/.


    Уровни обслуживания туристов предприятиями питания.


    В зависимости от способа обслуживания различают предприятия: обслуживаемые официантами, самообслуживания, смешанного обслуживания. Система общественного питания образуется ресторанами различной классности, барами, кафе и столовыми, пунктами быстрого питания, удовлетворяющими потребности посетителей туристского центра или региона. Вид питания всегда указывается в составе туристских услуг: завтрак, полу пансион, полный пансион /20/:

    полный пансион (fullboard- F/B): 3-разовое питание в день (завтрак, обед и ужин);

    полупансион (halfboard- Н/В): 2-разовое питание (завтрак + обед или завтрак + ужин);

    только завтрак (bedandbreakfast- В/В).

    В вариантах дорогого обслуживания может быть предусмотрена возможность питания и напитков (включая спиртные) весь день и даже ночь в любое время и в любом количестве.

    Также определяются и градации плотности (по количеству) и часто калорийности предоставляемого питания. Имеются также различия в форме обслуживания:


    • обслуживание "а ля карт", т.е. свободный выбор клиентом блюд из предлагаемого рестораном меню. Используется обычно при обслуживании индивидуальных туристов; обслуживание "табльдот", т.е. по единому для всех клиентов меню без права выбора блюд. В большинстве случаев используется при организации питания тур групп;

    • "шведский стол", т.е. свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание.

    Стоимость питания, включенного в цену пакета, уменьшается от первого к третьему пункту.

    В общем случае принято, что турист с утра должен непременно принять легкую пищу, т.е. завтрак. Поэтому обычно большая часть гостиниц имеют пункты питания или рестораны и предоставляет такую услугу, которая считается столь неотъемлемой частью услуг гостеприимства, что часто просто включается в стоимость размещения (bedandbreakfast). Показатель наличия посадочных мест в ресторане при гостинице весьма существен. Лучше всего, если это количество соответствует количеству мест полной загрузки номерного фонда.

    В отношении завтрака будет наилучшим, если турист не будет покидать гостиницы, хотя есть средства размещения, где пункты питания не предусматриваются, а туристам рекомендуется питаться в ближайшем ресторане. Но в этом случае стоимость услуг размещения резко понижается.

    Пища не просто является потребностью каждого человека, но и рассматривается туристами как развлечение и удовольствие. Питание разных народов и даже местностей имеет своеобразные особенности. Кроме того, хорошо угостить желанного гостя – приятная традиция, свойственная практически всем народам.

    Для многих туристов национальная кухня является весьма занимательным элементом тура. Есть и специальные туры для гурманов, основу которых составляет систематизированное посещение различных ресторанов национальной кухни, изучение принципов гастрономии и приготовления особенных блюд, дегустация продуктов, посещение винных, пивоваренных и колбасных заводов и др. В исключительных случаях напряженной экскурсионной программы дневной рацион выдается туристам сухим пайком. В жарких странах туристам предусматривается значительное количество питьевой воды.

    Организация питания должна учитывать и медицинские аспекты. Неправильное питание, плохо приготовленная (без соблюдения правил) пища может привести к отравлениям.



    Там, до 60% туристов страдают диареей при посещении Египта и Индии. А особенно опасна питьевая вода и пища с рук на улице у мелких торговцев, а также в низкопробных ресторанах. Следует учитывать и общепринятые ограничения у отдельных групп туристов по региональным признакам (не употребляют свинину, соблюдают пост), особые требования вегетарианцев, детское питание. Эти особенности в требованиях к питанию туристы должны указать при приобретении тура. При невозможности исполнения им следует отказаться от тура /7/.
    2.2 Требования к туристским предприятиям питания
    Территория предприятия общественного питания должна быть не только тщательно убрана, но также снабжена необходимым асфальтовым или декоративным покрытием. Подобные покрытия должны соответствовать оформлению территории туристского комплекса и препятствовать образованию луж, грязи, рытвин. Также существуют и другие требования к внешнему оформлению туристского комплекса. Все помещения должны быть оборудованы указателями (пиктограммами), помогающими посетителям ориентироваться в ТГК. В вестибюле на видном месте должна быть вывешена копия сертификата данного предприятия питания, свидетельствующая о присвоении ему определенного класса. Среди некоторых дополнительных требований можно выделить следующие:

    • при обслуживании организованных туристских групп по безналичному расчету рекомендуется на завтрак, обед и ужин предлагать скомплектованные рационы питания, составленные с учетом возрастного и национального состава туристской группы, энергетических затрат на маршруте. Повторяемость рациона питания для данной группы допускается не раньше чем через 10 дней, а блюд, включаемых в рационы, не менее чем через 4 дня. Меню скомплектованных рационов питания должно быть согласовано с руководителем группы;

    • предварительная сервировка столов приборами, столовой посудой с хлебом, холодными закусками и специями может быть использована во всех типах и классах предприятий только при обслуживании организованных групп по безналичному расчету;

    • продукты, используемые для приготовления блюд, должны иметь сертификат, подтверждающий отсутствие вредных для здоровья веществ (нитритов, нитратов и пестицидов), а также радиационных и микробиологических загрязнений, превышающих установленные нормы. В случае отсутствия сертификата проводится лабораторный анализ поступающих продуктов;

    • регулярно, но не реже чем раз в пять лет проводится аттестация производственного, обслуживающего, административно-управленческого и технического персонала с целью подтверждения или повышения квалификационного разряда. Не реже чем через три года должна проводиться профессиональная переподготовка работников туристских предприятий питания на курсах повышения квалификации по специальной программе;

    • метрдотель, официанты и бармены должны знать не менее одного из европейских языков. В бригаду включаются официанты, владеющие разными иностранными языками;

    • работники обслуживающего персонала должны быть вежливы, внимательны и предупредительны (но не навязчивы) в отношениях с посетителями, по возможности выполнять просьбы посетителей, если это не отвлекает их от выполнения прямых обязанностей. В случае возникновения конфликтной ситуации ; работник должен немедленно пригласить дежурного администратора, метрдотеля или директора предприятия;

    • на предприятиях питания осуществляется контроль за качеством услуг и обслуживания при помощи следующих методов: визуального, аналитического, медицинского, инструментальных, социологических.


    2.2.1 Специальные формы обслуживания в туристских предприятиях питания

    Специальные формы обслуживания. Специальные формы обслуживания в ресторанах организуются с одной целью – ускорить обслуживание большого количества посетителей с ограниченным запасом времени. Такая форма используется для обслуживания участников конгрессов, конференций, симпозиумов и т. д. К специальным формам организации питания в ресторанах относятся такие, как зал-экспресс, стол-экспресс, шведский стол (буфет), кейтеринг.

    Организация зала-экспресс. Организуется в ресторанах для ускорения обслуживания посетителей с ограниченным обеденным перерывом. Такой зал располагает небольшим количеством посадочных мест (от 40 до 50), которые обслуживаются бригадой из четырех человек. Меню представляет собой комплексный обед, состоящий из четырех блюд: холодной закуски, супа, основного горячего и десерта. Стоимость хлеба включается в цену обеда. Ко времени обеда все столы в зале-экспрессе должны быть подготовлены к приему посетителей. Сервировка обеденного стола состоит из пирожковой тарелки, столовых приборов, фужеров. На каждый стол кладут меню. Как только посетители сядут за стол, официант ставит закуску, сладкое (могут быть поставлены заранее), затем приносит суп, за ним - основное горячее блюдо и десерт. Обычно на такой обед посетитель затрачивает 15—20 мин. Стандартная стоимость обеда облегчает и ускоряет расчет посетителя с официантом. Расчет может быть произведен и по кассовому чеку, который выдается после оплаты /8/.

    Организация стола экспресс. Рассчитан на 20 человек, имеет круглую форму, с поворотной центральной частью, на которой устанавливаются разнообразные закуски, блюда, кулинарные кондитерские изделия, соки, напитки. Посетители, сев за стол, поворачивают за ручку центральную поворотную часть и выбирают те или иные блюда. Горячие напитки подает официант, после чего он рассчитывается с посетителями. Сконструирован стол-экспресс в ресторане “Нева” (Санкт-Петербург), еще его называют репинским, так как конструктивно он близок к обеденному столу, разработанному художником.

    Организация шведского стола. Организация питания заключается, прежде всего, в ускорении обслуживания больших групп иностранных туристов, участников конференций, конгрессов и т. п. На завтрак в среднем тратится 15-20 мин., на обед и ужин - 25-30 мин. При обслуживании посетителям не приходится; ждать заказанных блюд и счета. Для организации шведского стола выделяют отдельный зал или часть его, удобную для обслуживания. На видном месте у кассы вывешивают информацию о часах работы, стоимости завтрака, обеда или ужина. Ассортимент шведского стола зависит от времени приема пищи (завтрак, обед, ужин) и включает разнообразные блюда, что позволяет каждому потребителю составить свой рацион с учетом индивидуальных особенностей питания. Для организации шведского стола используется специальное торгово-технологическое оборудование различных зарубежных и отечественных фирм, в состав которого входят:

    • прилавок для подносов;

    • охлаждаемый прилавок для холодных и сладких блюд;

    • прилавки-мармиты для супов и основных горячих блюд;

    • прилавок для горячих напитков;

    • тележки с выжимными устройствами;

    • прилавок для столовых приборов и др.

    Посетители, взяв поднос со специального стола, стоящего при входе в зал, выбирают и порционируют пищу самостоятельно, однако в случае необходимости им оказывает помощь повар-консультант. Меню должно быть разнообразным по дням недели, учитывать вкусы и запросы иностранных туристов. В необходимых случаях ресторан должен обеспечить иностранных туристов диетическими и вегетарианскими блюдами. На столы иностранных туристов ставятся флагштоки и флажки стран, из которых они прибыли. /17/

    Кейтеринг. Организация обслуживания чаше всего вне помещений предприятия питания. Наиболее характерными примерами такого обслуживания является организация пикников, банкетов, фуршетов, свадеб и т. п. мероприятий, когда для их организации и проведения приглашаются профессиональные менеджеры. По характеру отношений этот вид обслуживания соответствует традиционному в Восточной Европе комплексному обслуживанию (приготовление пищи, сервирование стола, оказание помощи в проведении мероприятия и т. п.) вне предприятия общественного питания поваром-универсалом или группой специалистов по питанию с привлечением их на основе личного контракта либо контракта с предприятием общественного питания.

    Кейтеринг может быть разделен на много различных категорий в зависимости от того обслуживания, которое предоставляется клиентам. Однако следует заметить, что многие из этих категорий в чем-то оказываются схожими. В целом индустрию кейтеринга можно подразделить на пять основных категорий:



    • кейтеринг в помещении;

    • кейтеринг вне помещения;

    • индивидуальный кейтеринг;

    • разъездной кейтеринг;

    • розничная продажа.

    Система кейтеринга, очень часто используется зарубежными тур операторами, организующие туры для гурманов, например, осмотр какой-нибудь достопримечательности сопровождается пикником или же организацией приема пищи прямо на месте проведения экскурсии /20/.
    2.2.2 Организация питания туриста во время путешествий на транспорте

    Развитие современной техники и НТР позволило туристу совершать самые дальние путешествия, о которых он и не смел, мечтать в эпоху скажем так средневековья, это может быть воздушное, водное, железнодорожное и даже космическое путешествие. Но какой бы вид транспортного средства ни выбрал путешественник, о питании своем ему не приходиться забывать. Так давайте же попытаемся выяснить принципы питания туристов, находящихся в пределах транспортного средства. Ниже предлагается обзор питания туриста (или же просто пассажира) во время воздушного, железнодорожного, и водного путешествия на примере рассмотрения деятельности отдельных компаний (транспортных средств) /21/.



    Питание туриста во время авиапутешествия. Самый удобный, быстрый и надежный способ достижения конечной цели путешествия – это конечно самолет. Не зря это самый распространенный среди туристов вид транспортного средства, используемого для совершения дальних поездок. Сегодня в жесткой конкурентной борьбе авиакомпании мира для привлечения и удержания клиентов применяют достаточно агрессивную маркетинговую политику, в элементы которой входит также борт питание. Авиакомпании не ставят целью просто вкусно накормить туриста, а пытаются привлечь внимание привередливых туристов-гурманов необычными блюдами разных национальных кухонь. Маркетологи компаний считают, что непреложная истина «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок» применима к ним в следующей модификации: «Путь к сердцу любого пассажира, будь то мужчина или женщина, лежит через удовлетворение его кулинарных пристрастий во время полета». И этот слоган поистине стал философией многих компаний в деле организации бортового питания.

    Обычно штат бортовой кухни комплектуется полностью из профессионалов экстракласса, которые периодически проходят аттестацию и сертификацию. Компании сотрудничают с лидерами производителей пищевых продуктов, с ресторанами топ класса (для пассажиров первого класса), закупают только высококачественную посуду, имеющую положительный медицинский эффект, предлагают различные меню с изюминкой, этим стараясь обойти своих конкурентов. Надо отметить также, что качество обслуживания и ассортимент меню зависят от класса рейса, которым летит турист, очевидно, что питание туриста летящего первым классом отличается (в лучшую сторону) от питания туриста летящего эконом классом. В этой связи целесообразно сравнить услуги по организации питания нескольких авиалиний, чтобы лучше понять маркетинговые стратегии этих самых компаний.

    Меню во время полета, а именно его ассортимент зависит от класса рейса. Пассажирам, имеющим билет первого или экономического класса (по полному или специальному тарифам) в салонах самолета предлагается питание, в том числе безалкогольные напитки, соки вино или пиво, в зависимости от маршрута времени вылета и длительности полета. Наряду с обычным бортовым питанием вам будет предложено около 40 видов специального питания, приготовляемого с учетом возраста, медицинских показаний и религиозных побуждений.

    Заказы оформляются (при оформлении билета) на специальное питание, которое включает следующие виды /22/:



    • детское;

    • для грудных младенцев;

    • вегетарианское (несколько видов) ;

    • низкокалорийное;

    • мусульманское;

    • кошерное;

    • азиатское вегетарианское;

    • индусское невегетарианское питание;

    • лечебное питание;

    • бессолевое;

    • диабетическое;

    • без содержания клейковины;

    • с высоким содержанием волокна;

    • с низким содержанием мочевины (для страдающих полиартритом, подагрой или хронической почечной недостаточностью).

    Многие авиакомпании гарантируют получение специального питания в полете, если турист или пассажир заказал его не менее чем за 36 часов до вылета. Сделать это можно через Центр информации и бронирования по телефону или сообщить кассиру во время покупки авиабилета в офисе компании, а затем подтвердить свой заказ при регистрации рейса в аэропорту.

    Питание в поезде. Гастрономические традиции и стиль приема пищи являются выражением норм социальной жизни общества, отражают изменение представлений и менталитета населения конкретной страны. Усиление мобильности жителей также оказывает значительное влияние на привычки, сопровождающие прием пищи. Железные дороги играют заметную роль в этом процессе.

    Для первых пассажиров железнодорожных компаний пребывание в поезде ассоциировалось в меньшей степени с чтением газет или созерцанием живописных пейзажей, а в большей степени с хорошим вином и деликатесами. На американских и европейских железных дорогах вагоны-рестораны появились в 1860-х годах.

    В Швейцарии такие вагоны были атрибутом дорогих поездов международных сообщений категории «люкс» вплоть до начала следующего столетия. Созданная в 1903 г. швейцарская компания вагонов-ресторанов SSG, действующая и поныне, арендовала вагоны и нанимала обслуживающий персонал. В годы Первой мировой войны статус ресторанов в составе поездов серьезно снизился. Инфляция, недостаток продовольствия и отсутствие туристов выводили вагоны-рестораны из эксплуатации один за другим.

    Однако в 1920-х годах, несмотря на экономический кризис, этот бизнес возродился, а его расцвет пришелся на Вторую мировую войну (даже вопреки лимитированному распределению продуктов), поскольку сокращение парка частного автотранспорта способствовало росту объема перевозок на железных дорогах. Тем не менее вагоны-рестораны не могли стать доступными для широкой публики. Виды обслуживания, соответствующие потребностям пассажиров, совершающих поездку с припасенными бутербродами, появились только начиная с 1951 г. /23/.

    Тогда по примеру воздушного транспорта в вагонах для подачи сандвичей и горячего кофе непосредственно на места стали использовать развозные тележки. Эта система с самого начала пользовалась успехом.

    Сфера организации питания в транспортном секторе, являясь потенциально прибыльным видом деятельности, предъявляет жесткие требования операторам в условиях структурной децентрализации с соответственно высокими расходами на логистику.

    1990 годы ознаменовались появлением на рынке двух новых направлений: Mini-Buffet (обслуживание пассажиров с помощью развозных тележек) и McDonalds Schweiz. Этот подход имел успех до тех пор, пока достойной альтернативой торговле с тележек в вагонах не стало развитие магазинов на станциях. Пассажиры отдавали предпочтение закупке провизии до посадки в поезд. Торговля с тележек столкнулась с рядом проблем, в том числе с сокращением оборота.

    В европейских поездах пассажирам предлагается выбор из 60 готовых блюд, вино, холодное пиво и другие напитки. Сандвичи готовят ежедневно на ближайшей базе централизованного приготовления пищи. Ассортимент качественных продуктов обновляется ежемесячно. В частности, примером удачного решения можно назвать предложенную пассажирам концепцию питания в вагонах-бистро. Первоначально пассажиры подвергали эти вагоны критике за холодную атмосферу, сходство со складским помещением на первом этаже и самообслуживание на втором /24/.

    Проведенная модернизация вагонов с применением новых материалов с более соответствующей ожиданиям пассажиров цветовой гаммой и пересмотром концепции освещения позволили создать в салонах обоих этажей более приятную обстановку. На втором этаже восстановлено традиционное ресторанное обслуживание с официантами, в салоне — 26 мест, столики на двоих и четверых, запрещено курение. На первом этаже, где стойка самообслуживания создает атмосферу паба, можно курить.

    Концепция вагонов-бистро представляет пример, когда разнообразие предоставляемых видов обслуживания позволяет эффективно привлекать пассажиров с автомобильного транспорта на железные дороги. Как показывает имеющийся опыт, надежды оживить рынок услуг по организации и предоставлению питания в поездах за счет конкуренции между двумя или большим числом компаний не оправдались. Еще одним аргументом в пользу такого пути является стандартизация предлагаемого обслуживания и ассортимента блюд. С точки зрения пассажиров это преимущество проявляется в том, что меню и качество любимых блюд в планируемой поездке будут теми же, что и в предыдущей.



    А теперь давайте рассмотрим, как обстоит организация питания на туристском поезде в странах СНГ, а именно в России. Вследствие неслаженной работы общественного транспорта и системы общественного питания на всем пост советском пространстве, турист, путешествующий, по железным дорогам бескрайней родины вряд ли останется, удовлетворен качеством обслуживания и ассортиментом блюд вагон ресторанов. Судите сами, если его европейскому коллеге предлагают изысканные вина из лучших погребов, то нашему брату до такого удовольствия далеко. Поезда не оснащены необходимым холодильным и прочим оборудованием для хранения продуктов во время длительных путешествий, да и уровень доходов населения несравним с показателями ЕС.
      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Им. Аль-фараби географический факультет