• Медицинская реабилитация; Социальная реабилитация; Профессиональная реабилитация;
  • Что даёт инвалиду заполнение ИПР
  • Процедура заполнения карты ИПР
  • Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПР
  • Ещё раз о назначении и структуре карты ИПР
  • Что следует за отказом инвалида от исполнения ИПР
  • 1. Исполнители ИПР - конкретные государственные учреждения
  • 2. Исполнители ИПР – не конкретные организации, а учреждения определённого типа.
  • 3. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПР.
  • Согласование выбора исполнителя ИПР с органами МСЭ.
  • Реализация ИПР.
  • Кто возьмет на себя расходы на реабилитацию в рамках ИПР
  • Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПР.

  • Скачать 223.04 Kb.


    Дата06.04.2018
    Размер223.04 Kb.
    ТипПрограмма

    Скачать 223.04 Kb.

    Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность


    Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность



    Что такое ИПР?

    Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида – это разработанный на основе нормативно правовых актов медико-социальной экспертизой документ, включающий в себя комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. В их числе - отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые человеку с инвалидностью для ведения полноценной независимой жизни.



    Формат карты ИПР.

    Позже была введена новая форма ИПР, утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н с изменениями и дополнениями от 3 июня 2013 г. Карта ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения: об образовательном уровне (общем и профессиональном); о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была); о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности. Также указывается срок, на который оформлена ИПР. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа. Карта ИПР включает следующие разделы:



    • Медицинская реабилитация;

    • Социальная реабилитация;

    • Профессиональная реабилитация;

    • Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

    В ИПР для детей с инвалидностью вместо раздела «Профессиональная реабилитация» есть раздел «Психолого-педагогическая реабилитация». Медицинская реабилитация людей с инвалидностью осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека. Медицинская реабилитация включает:

    1. Восстановительную терапию.

    2. Реконструктивную хирургию.

    3. Протезирование и ортезирование.

    4. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

    В разделе “социальная реабилитация” предусмотрены:

    1. Социально-средовая реабилитации,

    2. Социально-педагогическая реабилитация,

    3. Социально-психологическая реабилитация,

    4. Социально-бытовая адаптация,

    5. Социокультурная реабилитация,

    6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

    Профессиональная реабилитация человека с инвалидностью - это процесс и система восстановления его конкурентоспособности на рынке труда. Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

    1. Профессиональная ориентация,

    2. Профессиональное обучение (переобучение),

    3. содействие в трудоустройстве,

    4. Производственная адаптация.

    Также отдельно место для  рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

    Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

    1. Получение дошкольного воспитания и обучения,

    2. получение общего образования,

    3. Получение профессионального образования,

    4. Рекомендуемая профессия, специальность,

    5. Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда,

    6. Проведение психолого-педагогической коррекции

    Итак, карта ИПР включает несколько разделов. В каждом разделе прописываются необходимые мероприятия, услуги, необходимые человеку с инвалидностью для реабилитации, а также технические средства реабилитации. Напротив каждой записи место для внесения сведений об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы (либо причинах невыполнения программы).

    В конце карты ИПР есть место для отметок о результатах реабилитации в целом и место для подписи самого человека с инвалидностью.

    Где заполнить карту ИПР

    При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).Карта ИПР разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы. Поэтому с просьбой о заполнении ИПР следует обратиться в то место, где вы получали или будете получать свидетельство об инвалидности, а именно - в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов. Найти БМСЭ можно в вашей районной поликлинике, хотя они на данный момент подведомственны Министерству труда и социального развития РФ. Впрочем, не все инвалиды «приписаны» к местным районным бюро МСЭ. Как правило, инвалиды по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПР именно там. Кроме того, граждане, имеющие психические и интеллектуальные особенности, также проходят через специализированные МСЭ. Такие специализированные МСЭ как правило находятся при психиатрических больницах.


    Что даёт инвалиду заполнение ИПР
    ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида. он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки. В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР. Например, сейчас ВУЗы и ССУЗы при приёме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПР; ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПР, включающей трудовые рекомендации. Значит, без ИПР будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПР можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПР могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете. В общем, сформированная для вас ИПР – это один из важных механизмов решения ваших проблем и реализация ваших прав, связанных с инвалидностью.

    Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую вам реабилитационную услугу. ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию. Более того, исполнителем должна быть указана та организация, которая окажет необходимые реабилитационные услуги наилучшим образом. Если вы уже оплатили реабилитационные услуги или приобрели технические средства реабилитации, указанные в карте ИПР, государство обязано возместить ваши затраты.


    Процедура заполнения карты ИПР
    В Положении о признании лица инвалидом, утверждённое Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изменениями и дополнениями от 4 сентября 2012 г.) сказано, что ИПР должна быть разработана после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений. В более ранней версии постановления присутствовал даже срок в 30 дней с момента признания гражданина инвалидом.

    Однако сейчас на практике часто бывает, что у человека с инвалидностью инвалидность установлена до внедрения ИПР и бессрочно, или ему нужно просто ИПР переоформить, исправить, внеси недостающие записи. В этом случае для получения ИПР Вам необходимо обратиться к Вашему лечащему врачу с просьбой дать направление в бюро МСЭ. Вместе с направлением лечащего врача следует подать в бюро МСЭ в двух экземплярах заявление следующего образца.

     

    В ФГУ бюро медико-социальной экспертизы__________ района от________________________________________________ (Ф.И.О. полностью) инвалида____группы, проживающего по адресу: __________________________________________________ (индекс и адрес без сокращений) телефон: ______________

     

    ЗАЯВЛЕНИЕ

    Прошу разработать для меня индивидуальную программу реабилитации.

    Дата ________________ Подпись _________________

     

    Один экземпляр заявления вместе с направлением передаётся в бюро МСЭ. Для возможности проконтролировать процесс разработки ИПР следует продублировать заявление. На втором экземпляре, остающемся у инвалида или его законного представителя, должна содержаться следующая запись:



    Документы для разработки ИПР получены бюро МСЭ. ____________ ____________ ______________
    (Дата      Должность     Подпись)   

    В заявлении вам целесообразно указать мероприятия, средства и услуги по всем трём видам реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной), в которых вы нуждаетесь для обеспечения вам равных возможностей с другими гражданами. Часто в органах МСЭ существует типовая форма заявления, в которую ничего невозможно вписать. В таком случае полезно написать все ваши пожелания в приложении и приписать в заявлении: «Прошу учесть рекомендации в приложении». К заявлению полезно приложить заключения экспертов или рекомендации специалистов, которые предоставляют вам реабилитационные услуги, поскольку зачастую специалисты МСЭ не обладают полной информацией о ваших потребностях и достаточной квалификацией для определения вашего реабилитационного потенциала. Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПР может составляться ежегодно, раз в два года или без указания срока (бессрочно)и до 18 лет для детей. Срок действия ИПР не обязательно привязан к сроку, на который установлена инвалидность. ИПР должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.

    Однако иногда специалисты БМСЭ предлагают родителям детей с инвалидностью (или самим совершеннолетним людям с инвалидностью) подписать отказ от составления индивидуальной программы реабилитации, мотивируя этот шаг нецелесообразностью, неэффективностью реабилитации либо отсутствием технических средств, услуг, материальных ресурсов, необходимых для исполнения ИПР. Подобное требование со стороны органов МСЭ противозаконно. Иногда просто «забывают» или выдают пустую.

    Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПР?

    Человек с инвалидностью должен расписаться в самой ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПР (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель), в графе для подписи надо написать: “С содержанием карты ИПР не согласен” и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ инвалид может обжаловать путём подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона. Заявление подается через районное бюро.

    На основании обследования и бесед с инвалидом делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПР с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона.

    Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство здравоохранения и социального развития. На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд. Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств предоставляемых инвалиду. Эта формулировка из Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, но она не совсем корректна. Имеется в виду, что предусмотренный объем должен быть предоставлен бесплатно.

    Человек с инвалидностью (или его законный представитель) может отказаться от ИПР в целом или от реализации отдельных её частей. Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за её исполнение и лишает инвалида права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
    Ещё раз о назначении и структуре карты ИПР
    Представим себе, что сформированная для вас ИПР отражает все необходимые мероприятия, услуги и технические средства. Перед вами встаёт вопрос, как полноценно реализовать данную программу. Для решения этого вопроса целесообразно разобраться в вопросах о правах и обязанностях государства и человека с инвалидностью в процессе исполнения ИПР.

    В соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ст. 11) ИПР “является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности”. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

    Однако для самого человека с инвалидностью в соответствии со ст. 11 указанного Закона ИПР имеет рекомендательный характер. Это значит, что если вы не хотите участвовать в мероприятиях, получать услуги или технические средства, внесенные в ИПР, вы можете отказаться от них.

    Что следует за отказом инвалида от исполнения ИПР?

    Отказ инвалида от исполнения индивидуальной программы реабилитации в целом или от отдельных её частей освобождает государственные органы и другие организации от обязанности участвовать в её реализации.

    Однако возможна и менее жёсткая тактика. Помня, что для инвалида ИПР носит не обязательный, а рекомендательный характер, после подписания карты ИПР вы можете просто не обращаться в организации, которые предоставляют включенные в ИПР реабилитационные услуги или выдают технические средства реабилитации. В этом случае вы оставляете себе возможность в течение срока действия ИПР изменить решение и воспользоваться своими законными правами.

    Выбор исполнителя ИПР
    Иногда особо важным пунктом при заполнении карты ИПР является выбор её исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия. В связи с новой формой ИПР немного меняется порядок указания исполнителя того или иного реабилитационного мероприятия. Раньше исполнителя всегда указывало бюро МСЭ, сейчас МСЭ указывает лишь часть исполнителей, например при обеспечении техническими средствами реабилитации (ТСР) исполнителя указывает исполнительный орган фонда социального страхования или органы соц. защиты как в Москве. Также исполнителей некоторых других мероприятий указывается местный орган соц. защиты. Но в случае, когда прописан конкретный исполнитель, обратиться к другому будет весьма проблематичным. Поэтому прописывать конкретного исполнителя стоит только, когда вы точно уверены в добросовестном, своевременном и качественном исполнении вашего ИПР.

    Человеку с инвалидностью или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов”, является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПР следует выбирать те организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности.

    Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью (либо их законных представителей) в выборе исполнителей ИПР.
    1.    Исполнители ИПР - конкретные государственные учреждения.

    Обычно органы МСЭ или другой орган, в качестве исполнителей ИПР предлагают одно или ряд конкретных государственных учреждений, которые, по их мнению, предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации. Если вы считаете, что предложенные органами МСЭ организации могут исполнить ИПР на должном уровне, вы можете использовать предоставленную возможность. После прохождения курса реабилитации или предоставления технических средств организация - исполнитель ИПР делает отметку о выполнении мероприятий в карте ИПР.

    Услуги по ИПР предоставляются государственными учреждениями инвалиду бесплатно. Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПР вместо предложенного БМСЭ учреждения.

    2.    Исполнители ИПР – не конкретные организации, а учреждения определённого типа.

    Органы МСЭ или другие органы могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определённого типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении инвалидов (например, “центр социального обслуживания” или “школа ___ вида”).

    На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе. Если назначенная исполнителем ИПР организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от неё отказ (желательно в письменной форме). При этом вы имеете право в качестве исполнителя ИПР сразу выбрать и какую-либо иную организацию.

    3.    Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПР.

    Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПР в качестве исполнителя, не является отказом от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», “инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации”.

    Из этого следует, что человек  с инвалидностью (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПР по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью.

    Исходя из этого, исполнителем ИПР может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу, вне зависимости от того, вписана ли она специалистами БМСЭ в карту ИПР.



    Согласование выбора исполнителя ИПР с органами МСЭ.

    Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПР. Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПР на негосударственные организации. Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПР курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.



    Реализация ИПР.

    Впервые ИПР, как, впрочем, и само понятие «реабилитация инвалидов» (статья 9) упоминается в Федеральном законе №181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. Помимо ст. 11 данного закона, полностью посвящённой Индивидуальной программе реабилитации, ИПР также упоминается в ст. 8 (“Государственная служба медико-социальной экспертизы”), ст. 18 (“Воспитание и обучение детей-инвалидов”), ст. 19 (“Образование инвалидов”), ст. 23 (“Условия труда инвалидов”), ст. 25 (“Порядок и условия признания инвалидов безработными”), ст. 29 (“Санаторно-курортное лечение инвалидов”) и ст. 32 (“Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров”).

    ФЗ “О социальной защите инвалидов” даёт определение ИПР, информацию о том, что ИПР разрабатывается Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также что основные права инвалидов на образование, создание необходимых условий труда, санаторно-курортное лечение, а детям-инвалидам на воспитание и обучение обеспечиваются в соответствии с ИПР. Кроме того, инвалид не может быть признан безработным гражданином без заполненной ИПР, а все споры по поводу реализации ИПР разрешаются в суде.

    Обратите внимание на такие важные моменты, отмеченные в данном Законе, как обязательность исполнения ИПР соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; помните и о том, что инвалид сам вправе выбирать виды технических и иных средств реабилитации и реабилитационных услуг, а в случае самостоятельной их оплаты получить компенсацию в денежной форме.

    После заполнения карты ИПР инвалид либо его законный представитель прибегают к помощи различных организаций для выполнения направленных на реабилитацию мероприятий в рамках ИПР. Механизм реализации ИПР на настоящий момент уже отработан, но на практике препятствия для индивидуальной реабилитации инвалида возникают на каждом шагу - от момента составления ИПР до процедуры её исполнения, в том числе связанной с компенсацией расходов на реабилитацию инвалидов. Вопросы, связанные с реализацией ИПР, решаются как в договорном порядке, так и в судебном. Сложившейся практики судебного решения подобных дел пока не велико, но прецеденты выигранных дел о компенсации понесённых инвалидом или его семьей расходов на реабилитацию в разных регионах имеются.

    Надо также помнить, что сейчас идет тенденция на заполнение ИПР каждому человеку с инвалидностью, но в ИПР прописываются не все те услуги и технические средства, которые нужны инвалиду, а те, которые может предоставить государство. На данный момент нам кажется, что люди с инвалидностью должны работать над тем, чтобы сломать эту тенденцию, ведь ИПР будет полезной только тогда, когда за основу при ее разработке будут взяты потребности каждого конкретного человека, а не возможности государства.

    Самое главное, как мы считаем, люди с инвалидностью и родители детей с инвалидности должны ответственно относиться к формированию ИПР. Они не должны ожидать, что придут на МСЭ и им все сделают как надо. Это ошибка! Человек должен сам вникать и знать о своих потребностях в связи с инвалидностью. Знать, что рекомендуют ему врачи-специалисты, и не бояться задавать этим специалистам вопросы. Ведь именно от их рекомендаций на 80 - 90% зависит содержание будущей ИПР. Цена ошибки или недосмотра – повторная прохождение процедуры с самого начала!

    Кто возьмет на себя расходы на реабилитацию в рамках ИПР?

    В Правилах обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240) во исполнения  Федерального Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” установлено:

    Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

    а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

    б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

    в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости – сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;

    г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости – сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

    Кроме того, “Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду”. Это означает, что если родитель ребёнка с инвалидностью (или сам инвалид) приобрёл техническое средство или оплатил услугу, внесенную в ИПР, он имеет право получить компенсацию затраченных на это средств. На этом вопросе стоит остановиться подробнее.

    Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный перечень был утвержден Правительством, и, к сожалению, его содержание довольно скудно. Просмотрев данный документ можно сказать, что государство берет на себя оплату самого минимального набора технических средств и услуг. В некоторых регионах уже давно были приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включенные в них технические средства и услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счёт средств данного региона. Региональные программы должны действовать и после 1 января 2005 г.

    Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПР.

    Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПР (в пределах Федерального перечня), должны производить территориальные органы фонда социального страхования (в г. Москве – органы соц. защиты). Напомним ещё раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПР дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПР, подкреплённые доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг. Кроме того, важно также доказать, что исполнитель мог на законных основаниях и предоставил ТСР или услуги, соответствующие требованиям законодательства.

    Компенсации производятся в соответствии с «Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. N 57н).

    Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня. В размер компенсации включается оплата банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

    Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки соответствующего технического средства реабилитации (услуги), информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении гос. заказов (www.zakupki.gov.ru).

    В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации (услуг) не осуществлялась либо процедура осуществления закупки не состоялась, размер компенсации определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации (услуг), информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении гос. заказов, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

    Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.

    Взаимодействие человека с инвалидностью, рассчитывающего на законную компенсацию понесённых в процессе реализации ИПР расходов, и органов ФСС или другим уполномоченным органом должно быть аккуратным, чётким и взаимно корректным. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью либо его законного представителя о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии  документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих копии документов:



    • документа, удостоверяющего личность;

    • индивидуальной программы реабилитации инвалида;

    • страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

    • Копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг.

    • Копии право подтверждающих документов исполнителя.

    Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

    вы можете обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации, форма которого может быть примерно следующей:

    В отделение фонда социального страхования

     (название города, района, области)

    От _____________________,

    проживающего по адресу: (указать индекс и адрес)

    Заявление

    На основании ст. 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” прошу компенсировать расходы, понесенные мной в рамках исполнения Индивидуальной программы реабилитации №_____, выданной БМСЭ №____ “__” ___________200 г., в сумме ____________ руб. _______ коп. Рекомендованные мероприятия были осуществлены в (название организации или фамилия и инициалы независимого специалиста – реального исполнителя ИПР).

    Приложения:

    Дата. Подпись.

    Копии право подтверждающих документов исполнителя – это разные сертификаты качества, лицензии на деятельность в определенных сферах (например, медицинские услуги) и т. п., которые подтверждают о возможности и правомерности деятельности исполнителя по надлежащему исполнению ИПР.

    Оригиналы всех документов не отправляются, но могут и должны быть предъявлены при необходимости. Заявление можно оставить в канцелярии органа ФСС, попросив принявшего его сотрудника расписаться на втором экземпляре и проставить входящий номер. Также возможно не посещать организацию ФСС лично, а отправить заявление и все необходимые приложения заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Если в течение месяца ответа не поступит или вы получите отказ в выплате компенсации, вы можете написать жалобу в вышестоящий орган ФСС. Отказ в выплате компенсации со стороны вышестоящих органов завершает этап взаимодействия инвалида или его представителя с ФСС на добровольной основе. Следующим шагом на пути получения компенсации расходов на реализацию ИПР может стать обращение в суд с жалобой на бездействие органов фонда социального страхования и требованием компенсировать на законном основании понесённые инвалидом или его родителями расходы.

    Родителям ребёнка-инвалида (либо взрослым людям с инвалидностью) следует понимать, что обращение в суд не свидетельствует о вашем желании создать конфликтную ситуацию. Напротив, грамотно аргументированные обращения представителей инвалидов в суд помогут сотрудникам государственных служб обратить внимание на проблему и всесторонне осознать свои установленные законом обязанности.

    С другой стороны, пока мы рассматриваем такую деятельность как правозащитную, на данный момент есть совершенно противоположные решения суда по таким делам (правда ответчиком выступали территориальные органы соцзащиты, поскольку до 1 января 2005 г. Компенсации должны были выплачивать именно они), поэтому, рассчитывая на победу, надо быть готовым и к поражению. Но если мы не будем сами пытаться отстаивать свои права, политика государства и в особенности чиновников по отношению к нам не изменится.

    О досрочной замене ТСР

    В последнее время в адрес юристов участились вопросы со стороны родителей детей, использующих инвалидную коляску, сталкиваются с проблемой ее замены. Ребенок растет, следовательно, и коляску необходимо менять с учетом его роста и физического развития. Дети не растут «по шаблону», а значит, нельзя установить унифицированный срок замены технических средств реабилитации и ожидать, что он подойдет всем. Иногда даже одиннадцатилетнему ребенку нужна «взрослая» коляска.+

    Министерство здравоохранения и социального развития РФ издало Приказ от 21 августа 2008 г. N 438н «Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий», в котором говорится о том, что уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня получения заявления о проведении медико-технической экспертизы производит экспертную оценку состояния работоспособности технического средства (изделия) и его соответствия требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям. То есть, можно посредством медико-технической экспертизы доказать необходимость досрочной замены технического средства реабилитации не только в случаях поломки, но и при несоответствии требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям и, следовательно, добиться ее досрочной замены.

    Таким образом, для начала необходимо подать заявление, в орган, занимающийся обеспечением ТСР с просьбой досрочной замены. Этот орган в соответствии с вышеупомянутым Приказом Министерство здравоохранения и социального развития назначает медико-техническую экспертизу, которая выносит свое решение о необходимости замены.


    С полным текстом Приказа можно ознакомиться на нашем сайте - http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/federal/vw-507/

    Или на сайте Фонда социального страхования РФ – http://fss.ru/ru/legal_information/124/135/22171.shtml



     

    Материал подготовлен юристами РООИ "Перспектива"

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность

    Скачать 223.04 Kb.