• ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. КАЧЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ



  • страница1/20
    Дата11.05.2019
    Размер3.91 Mb.
    ТипИнтервью

    Индивидуальное глубокое интервью


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Индивидуальное глубокое интервью.

    Белановский С.А.
    Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие.. - М.: Никколо-Медиа, 2001 - 320 C.
    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ 2

    ГЛАВА 1. КАЧЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 3

    Количественная и качественная традиции в эмпирической социологии 3

    Содержание количественного и качественного подходов 3

    Историческое взаимодействие количественной и качественной традиций 4

    Количественный и качественный подходы российской социологии 7

    Позитивистская методология и ее ограничения 9

    Влияние методологии на исследовательский процесс 9

    Позитивизм в социологии и причины его неадекватности 11

    О пост-позитивистских взглядах на природу научного знания 17

    Синтетическая природа научного знания 18

    Процесс роста научного знания 21

    Проблема доказательств 22

    Влияние позитивистской методологии на социологические исследования в России 26

    Пример стагнации в конкретном направлении исследований 29

    О функциях количественных и качественных методов социологического исследования в свете современных методологических представлений 30

    Перекрестная валидизация количественных и качественных методов 31

    О функциях количественных методов 38

    Пример научного запроса на качественные исследования 41

    Качественный подход и общественные задачи социологии как фундаментальной науки 42

    ГЛАВА 2. ТИПЫ ИНТЕРВЬЮ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 44

    Основные типы интервью 44

    ГЛАВА 3. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ 57

    Подготовка интервью (общая) 57

    Подготовка интервью (конкретная) 62

    Вопросник интервью 69

    Время, место и способ записи 81

    Начало интервью 86

    Ингибиторы общения 92

    Основная часть интервью 102

    Завершение интервью 126

    Обработка материалов интервью 129

    ГЛАВА 4. ПРИНЦИПЫ ФОКУСИРОВКИ ИНТЕРВЬЮ 139

    Фокусировка на эмоциональных реакциях 140

    Фокусировка на когнитивных структурах 143

    ГЛАВА 5. ГЛУБОКОЕ ИНТЕРВЬЮ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ АНКЕТ 165

    Проблемы повышения адекватности количественного инструментария 165

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 174

    ЛИТЕРАТУРА 174



    ВВЕДЕНИЕ


    Книга, предлагаемая вниманию читателя, была написана в период с 1988 по 1991 гг. Первая ее публикация было осуществлена в 1993 г. в издательстве <Наука>. Ныне, по имеющимся сведениям, данная публикация сделалось редкостью. Это побудило автора предпринять усилия по ее переизданию.

    В соответствии с изначальным замыслом книга представляет собой учебное пособие, состоящее из двух частей: методологической и методической.

    Вторая, методическая часть, начинающаяся со второй главы, представляет собой учебник широкого профиля. Этот учебник предназначен не только для социологов, но и для представителей смежных дисциплин: социальной психологии, журналистики, маркетинга и других. Думается, что изучение методики глубокого интервьюирования полезно и представителям ряда практических профессий, чья работа основана на контактах с людьми: менеджерам, преподавателям, врачам, учителям и т.д.

    Методологическая часть (первая глава данной книги), в отличие от методической, предназначена главным образом для социологов. В ней содержится описание познавательных функций так называемых качественных методов исследования, к числу которых относится и глубокое интервью. Одновременно критикуется своего рода "засилие" количественной методологии в российских учебниках по эмпирической социологии, которое затрудняет процесс преподавания в ВУЗах и снижает качество подготовки студентов. При этом следует подчеркнуть, что уместное и корректное применение количественных методов никоим образом не подвергается критике.

    При подготовке данного издания первоначальный вариант книги был сокращен, а первая (методологическая) глава была радикально переработана. Не без сожаления автор исключил из книги главу <Другие качественные методы>, включавшие в себя краткие очерки, посвященные наблюдению, автобиографиям, письмам и дневникам. Тем не менее, сделать это было необходимо, поскольку для современной публикации эти очерки должны были быть написаны заново с учетом новых публикаций.

    За годы, прошедшие со времени первого издания, и в стране, и в отечественной социологии произошли значимые перемены. Глубокое интервью, как в индивидуальном, так и в групповом варианте (фокус-группы), нашло широкое применение во многих практических областях: маркетинге, политическом консультировании, исследованиях рекламы и СМИ, и др. Используются они и в академических исследованиях, но только на практическом уровне. Методологические и методические публикации, посвященные этим методам, до сих пор остаются редкостью. Автор надеется, что новая публикация данной книги, а также книги, посвященной методу фокус-групп, в определенной мере заполнит этот пробел.

    Автор выражает глубокую благодарность академику Ю.В.Яременко, который своим решением осуществил первую публикацию этой непрофильной для экономиста книги после того, как она была исключена из плана издания Института социологии РАН. Автор выражает признательность Т.Н.Федоровской, которая оказала ему огромную помощь в изучении зарубежных литературных источников.

    Автор благодарит учредителей Центра политического консультирования <Никколо М> И.Е.Минтусова и Е.В.Егорову, осуществивших финансирование второго издания данной книги.

    Для обсуждения книги с автором можно связаться по адресу Москва, Самаркандский бульвар, квартал 134а, д.5 кв.9, телефон 709 -13-17.

    ГЛАВА 1. КАЧЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

    Количественная и качественная традиции в эмпирической социологии

    Содержание количественного и качественного подходов


    Методы эмпирических исследований в социологии принято разделять на количественные и качественные.

    Количественные методы могут быть охарактеризованы как <формализованные> и <массовые>. Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на фиксацию строго определенного набора анализируемых переменных и количественное их измерение. Характерная особенность формализованных методических инструментов состоит в том, что в них исследуемые переменные заданы разработчиком заранее. Изменение этого набора переменных в ходе исследования, т.е. <подстройка> инструментария является невозможным. Высокая степень формализации количественных методик сочетается с их ориентацией на массовый сбор однотипных первичных данных и их статистическую обработку. К числу формализованных количественных методов социологического исследования относятся: статистика, анкеты с закрытыми вопросами, структурированное наблюдение, контент-анализ.

    В противоположность количественным, качественные (неформализованные) методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социальных явлений. Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват обследуемых объектов, в результате чего число единиц обследования часто снижается до минимума. Отказ от широты охвата компенсируется "глубиной" исследования, т. е. детальным изучением социального явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями. К числу неформализованных методов относятся: включенное неструктурированное наблюдение, индивидуальное глубокое интервью и фокус-группы, так называемый <традиционный> анализ текстов, изучение личных документов (автобиографий, писем и др.).

    Хотя с интуитивной точки зрения ясно, что названные группы методов взаимно дополняют друг друга, в истории социологии вопрос о характере этого взаимодополнения часто становился ареной острой идейной борьбы. В качестве примера можно указать, что классическая работа У.Томаса и Ф.Знанецкого Польский крестьянин в Европе и Америке, основанная на материалах писем и дневников, после выхода в свет была подвергнута жесткой критике за ее <ненаучность>. Для понимания сути возникавших споров целесообразно дать краткий исторический очерк этой проблемы.



      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Индивидуальное глубокое интервью