Скачать 157.74 Kb.


Дата14.01.2018
Размер157.74 Kb.

Скачать 157.74 Kb.

Информационная карта проекта



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 134

Среднесрочный проект «Сокровище Русской земли»

в подготовительной к школе группе №8 «Алёнушка»

Воспитатель МАДОУ №134: Венгуро Надежда Анатольевна

Воспитатель МАДОУ №134: Крылова Ирина Петровна

Воспитатель МАДОУ №134: Цедрик Розалия Шайдуловна



Томск 2016

Информационная карта проекта

Название проекта: «Сокровище Русской земли»

Авторы проекта: Венгуро Надежда Анатольевна – воспитатель, Крылова Ирина Петровна – воспитатель, Цедрик Розали Шайдуловна – воспитатель.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Тип проекта: исследовательский, творческий.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Возраст детей: 6-7 лет.

Проблема: В настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время ребенка все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость природы России, научить видеть красоту природы и беречь ее.

Актуальность: Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений независимо от профиля, является патриотическое воспитание детей. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. Следовательно, усилилось внимание к решению задач по патриотическому воспитанию со стороны Правительства РФ. Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов.

Первые навыки и умения социального общения ребенок, как правило, получает в дошкольных учреждениях, которые на данный момент традиционно ориентированы на подготовку детей к обучению в начальной школе. На сегодняшний день, почти все выпускники детского сада умеют читать, считать и писать, не зависимо от того, что в первом классе общеобразовательной школы учебная программа рассчитана именно на это. А патриотическое воспитание в ДОУ сводиться лишь к формальной передачи элементарных знаний о государственной символике страны, каких – либо памятных дат государственных событий и краткой информации о родном городе. Однако следует отметить, что детские образы восприятия в дошкольном детстве очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста, могут испытывать чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.  А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию нами была выбрана технология проектной деятельности, как одна из инновационных технологий современного ДОУ и как одна из эффективных форм работы с детьми и родителями. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном  пространстве,  прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения,  устанавливать причинно-следственные связи. В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить  решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей. 

Нами был разработан и реализован проект «Сокровище Русской земли», направленный на решение вопросов патриотического воспитания.



Цель – развитие чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи проекта:

Для детей:

  1. Дать детям представление о березе, как о самом почитаемом дереве в России.

  2. Познакомить со стихами, песнями, загадками, обычаями, связанными с березой.

  3. Познакомить с информацией использования березы в быту, медицине, хозяйственных целях.

  4. Создать условия для познавательного и творческого развития детей.

Для педагогов:

  1. Привлекать родителей к различным формам совместной с детьми деятельности. 

  2. Создать эмоционально - положительную атмосферу между родителями, детьми и воспитателями.

Для родителей:

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей через разнообразные формы взаимодействия с детьми в ходе проекта.

  2. Привлечь родителей к совместной творческо-исследовательской деятельности с детьми и педагогами.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение

Название итогового мероприятия проекта: «Люблю березку русскую».

Продукты проекта:

Для детей: Продуктивная деятельность (поделки, рисунки)

Для педагогов: Сценарий итогового мероприятия «Люблю березку русскую». Создание книги «Березка русская моя».

Для родителей: Создание вместе с детьми и воспитателями книги «Березка русская моя».

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

  1. Развитие патриотических чувств у детей.

  2. Использование в жизни полученных знаний о березе.

  3. Получение эмоционально-положительного отклика от совместной деятельности.

Для педагогов: Новые формы работы с родителями.

Для родителей:

  1. Усилить эмоциональную связь между родителями и детьми.

  2. Укрепить взаимодействие родителей с детским учреждением.

Краткое содержание проекта «Береза – символ России»

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта)

Беседы: «История происхождения слова береза»

Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта, дополнена образовательная среда предметами и играми по тематике проекта.

Обсуждение проблемы с воспитателем, вызвать положительный отклик на существующую проблему, на активное участие в реализации проекта.

Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Познавательное развитие:

Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей».

Экспериментирование: «Рассматриваем листья, бересту, кору березы», «Какой стороной дышат листья», «Для чего дереву почки?»

Социально-коммуникативное развитие:

Беседа «Почему березы белые?», «Традиции и обычаи, связанные с березой», «Береза – помощник человека», «Березы тоже плачут».

Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Найди дерево по описанию», «Назови дерево по плодам и семенам», «Четвертый лишний», «Собери целое дерево».

Сюжетно-ролевая игра «Поход в березовую рощу».

Речевое развитие:

Словесные игры: «Составь предложение со словом «береза», «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов)

Чтение художественной литературы: Е.Тимошенко «Елочки-метелочки», пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила», В.Бианки «Волшебная береза», И.Соколов-Микитов «Береза».

Художественно-эстетическое развитие:

Аппликация «Березовая роща»

Нетрадиционная техника рисования «Осенняя березка».

Пластилинография «Лист березы».

«В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой)
«Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек)
«Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия)
«Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко)

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Раз, два, три – к дереву беги», «С какой ветки детки».

Собирают материал о дереве – березе. Перерабатывают его в доступную для детского понимания форму, то есть изготавливают наглядно-дидактические пособия, разрабатывают конспекты занятий, наблюдений. Реализуют проект через разные виды деятельности с детьми и родителями.

Консультации для родителей: «Березовое царство – лучшее лекарство».

Информация: «Советы по изготовлению поделок из листьев березы», «Чем полезен березовый сок».

Организация занятие о разных способах распространения семян «Без билета по белу свету»

Организация занятие о взаимосвязи экологической системы «Кто дружит с березой»

Проведение бесед, чтение художественной литературы.

Проведение занятий по продуктивной деятельности, подвижных игр, пальчиковой гимнастики.

Проведение викторины «Русская березка».

Экскурсия в березовую рощу «Наш воскресный выходной»

Находят и оформляют материал для некоторых разделов книги «Березка русская моя»

Заучивают стихи с детьми к конкурсу чтецов.

Оказывают помощь воспитателям в подборе наглядного материала о березе и необходимых предметов для проведения занятий.

Рисование с детьми березок на выставку в ДОУ «В стране березового ситца».

Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышление над новым знанием или опытом)

Конкурс чтецов.

Выставка рисунков «В стране березового ситца»

Итоговое мероприятие «Люблю березку русскую».

Выпуск книги «Березка русская моя»

Выпуск книги «Березка русская моя».

Результаты проекта:

  • У детей сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни.

  • Сформировались знания о берёзе, как, самом почитаемом дереве. Дети узнали о большом значении берёзы в жизни человека, а также о взаимосвязи берёзы с живой и неживой природой.

  • Расширился, обогатился и активизировался словарный запас детей.

  • Очень трудно переоценить работы с точки зрения эстетического воспитания.

  • Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров воспевших берёзу.

  • Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям. Ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы и делать соответствующие выводы.

Литература:

  1. Беспалов Ю.А. Зыкина – легенда века. М.: 2011.

  2. Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005.

  3. Данилков Н. Дерево жизни. Все о целебных свойствах березы.

  4. Данкова Р.А. Стихи русских поэтов. М.: Олма Медиа Групп, 2013.

  5. Багрова Л.А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.

  6. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.

  7. Шорыгина Т.А. «Деревья, какие они?» Москва 2010г.

  8. Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр «Сфера». Москва 2008г.

  9. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.

  10. Интеренет ресурсы:WWW.MAAM.RU, Mail.ru.



















































Конспект итогового мероприятия «Люблю березку русскую»

Цель: Сохранение и передача детям культурное наследие предков.
Задачи: 

  1. дать знания о символе славянского культа России - березе;

  2. познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой;

  3. приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.

1. Сюрпризный момент.

Здравствуйте, мои дорогие


И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли
До чего же хороши!

Стук в дверь, воспитатель открывает дверь, а на пороге письмо. Воспитатель берет и читает:




Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сибирячок. Я живу в сибирском лесу и хочу пригласить вас к себе в гости, чтобы вы поближе познакомились с нашим прекрасным лесом.

Хотите, ребята, сходить в гости к Сибирячку?



Дети: Да!

Воспитатель: Вставайте в круг.

Раз, два, три – шагаем, ноги выше поднимаем,

Посмотрели вперед – там стоит самолет,

В самолет сели, мотор завели у-у-у и полетели!

Раз, два, три – шагаем, ноги выше поднимаем,

Посмотрели вперед – там стоит машина,

В машину сели, руль в руки взяли и поехали!

Раз, два, три – шагаем, ноги выше поднимаем,

Посмотрели вперед – там стоит лошадка,

На лошадку сели, но-о-о и поскакали!

Раз, два, три – шагаем, ноги выше поднимаем,

Посмотрели вперед – там стоит ракета,

В ракету сели, три, два, один – Пу-уу-ск!!!

Воспитатель: Ну, вот мы и приехали!!!



2. Основная часть

Заходит Сибирячок: Здравствуйте, ребята! Вы пришли ко мне в гости? Значит, получили мое письмо?! Ну, проходите, присаживайтесь. Я приглашаю вас начать путешествие по родному краю и узнать много нового и интересного.

Показ слайдов с картинками русской природы под музыкальное сопровождение. После окончания показа (или во время) сибирячок читает стихотворение: (после первого слайда)

«То береза, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной на век любимый,

Где найдешь еще такой!»

Воспитатель: Ребята, скажите, что вы увидели на картинках, изображения чего?

(ответы детей)



Воспитатель: Правильно – красивый лес, поля, луга… А что такое лес, ребята? Что в лесу растет?

(ответы детей)



Воспитатель: Да, лес – это деревья, кусты, трава, цветы… лес – это главное богатство Сибири. Но я хочу вам рассказать об одном дереве, оно самое любимое у нас на Родине. Давайте отгадаем загадки Сибирячка, о каком дереве идет речь.

Сибирячок:

Загадки:

1.«Вы меня узнаете по простой примете, нет дерева белей на свете» (береза.)

2.«Ствол белеет, шапка зеленеет» (береза).

3. «Стоит в белой одежке, свесив сережки» (береза)

(ответы детей)

Молодцы, ребята! Конечно, это русская березка! И с этой белоствольной красавицей я хочу вас сегодня познакомить поближе.



Воспитатель:

Художники, очарованные её красотой, писали картины. Давайте посмотрим.

Просмотр слайдов с изображением полотен русских художников (3-4 слайда)

Воспитатель комментирует каждое изображение и задает вопросы детям (что изображено на картине; как вы думаете, какое время года изображено; что еще изобразил художник и т.д.) Но не только в картинах отражалась красота русской березы, но и в песнях.

Девочки водят хоровод вокруг березки под мелодию «Во поле березка стояла». Мальчики сидят под березкой играют на ложках.

Сибирячок: А теперь, ребята, давайте поиграем!

Дидактическая игра: «Собери березку» (На столе разрезанные картинки березы в разное время года).



Воспитатель: Берёза – это дерево лиственное, листочки округлой формы, как сердечки, цветы березы – это сережки.

Дидактическая игра «Чей листок?» (слайд с изображением листьев тополя, рябины, берёзы)

Дети, также, на интерактивной доске соотносят каждый листок со своим деревом

Сибирячок: Ребята, берёза не только дарит нам свою красоту, но приносит большую пользу для людей. Старые, сухие деревья – березы рубили на дрова, которыми отапливали избы. Дрова люди складывали в поленницы. При сжигании таких дров в избе становилось очень тепло (Слайд с изображением поленницы)

Я тоже для вас приготовил берёзовые полешки. Дрова можно брать руками, не опасаясь занозок

(Дети рассматривают, исследуют на ощупь).

Воспитатель: Также, такими дровами отапливают бани. А что такое баня?

Ответы детей.

Правильно, это место, где моются и парятся. (Слайд с изображением бани)

Сибирячок: А сейчас ребята я вам что-то покажу. Угадайте, что это? (показать березовый веник).

Ответы детей



Сибирячок: Молодцы, угадали! Это веник. Такие веники заготавливают из молодых березовых веток летом вначале июля, сушат в тени и затем парятся в бане! Веником шлепают все тело, особенно спину и ноги. Это очень полезный массаж, при этом исходит запах свежих березовых листьев. Париться березовыми вениками в бане – это русский обычай.

Давайте ребята рассмотрим наш веник.

Дети обследуют веник.

Сибирячок: Ребята, веник какой?

Ответы детей



Сибирячок: Правильно, сухой, царапает, таким веником приятно ли будет париться в бане?

Дети: Нет!

Сибирячок: Давайте запарим сухой веник горячей водой и посмотрим, что получится.

Воспитатель готовит тазик с горячей водой.

Начало опыта: Запариваем сухой веник (температура воды – 60 гр.).

Сибирячок: Пока наш веничек запаривается, мы с вами разомнёмся.

Физкультминутка:

«Этот веничек для нас

Сделает такой массаж.

Начинаем с ножек

Хлоп – хлоп, хлоп

А теперь потопай

Топ, топ, топ

Ручки дружно протяни

И похлопать разреши!

Ну-ка жару поддавай

Спину парить подставляй!

Ой, нагрелась голова

Шапку одевать пора!» (2 раза)

Воспитатель: А сейчас мы предлагаем посмотреть, как же парятся в банях.

Танец «Банщики».

(Через несколько минут осторожно вытащить веник, немного остудить и дать потрогать.)



Сибирячок: Ребята, потрогайте осторожно веник и скажите, какие стали листья? Правильно! Мягкие,

теплые, нежные, мокрые листья.



Воспитатель: После бани всегда очень хочется пить. Сибирячок пригласи нас в свой фито бар, где мы можем попить берёзовый сок.

(На столике в пластиковых стаканчиках немного налит березовый сок, дети пробуют и делятся впечатлениями).



Воспитатель: Березка не только дарит нам свою красоту, но и лечит. Сибирячок, а теперь веди- ка нас в свою лесную аптеку.

Подходят к столу, на котором стоят медицинские препараты



  1. Из коры делают деготь. Он входит в состав знаменитой мази Вишневского, которая лечит

язвы и раны, имеет явный запах дегтя (дать понюхать детям);

2. При сжигании березовых дров остается уголь, его используют при расстройстве

желудка; (активированный уголь)

3. Березовый сок содержит много полезных веществ, витаминов. Дает нам много сил и

энергии.


  1. Дегтярное мыло

Воспитатель: Ребята, наше путешествие мы продолжаем и просмотрим изделия из бересты и древесины берёзы. Ствол березы всегда белый, в любое время года. Кору березы называют берестой. Народные умельцы делали из бересты красивые шкатулки, туески, панно…

Сибирячок: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в оркестр, где инструментами будут ложки.

Игра на ложках под музыкальное сопровождение.



Сибирячок: Ребята, вам понравилось путешествие по лесу?»

Дети: Да!

Сибирячок: Чтобы вы меня не забывали я дарю вам вот такую книгу о березе, которая называется «Березка русская моя». Пользуйтесь на здоровье. Дети прощаются с Сибирячком и уходят.

3.Рефлексия Воспитатель: Мы сегодня очень много узнали о берёзке, какая она? По каким признакам вы узнаете, что это береза? Как береза применяется в медицине, как применяется в быту? Как называется кора березы? Что из нее делают? Какие предметы утвари еще делают из березы?

(ответы детей)

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Информационная карта проекта

Скачать 157.74 Kb.