Скачать 42.47 Kb.


Дата03.08.2017
Размер42.47 Kb.

Скачать 42.47 Kb.

Инженер чернигин



А. Грачёв

ИНЖЕНЕР ЧЕРНИГИН

Будучи студентом Московского института рыбной промышленности Николай Чернигин однажды находился на практике на рыбных промыслах Каспийского моря. На одном из рыб-заводов будущий инженер-механизатор мог наблюдать такую картину. Возле завода был обрывистый берег; к нему подвозили с моря рыбу и люди часами вручную выбрасывали её на обрыв, где она также вручную переносилась к местам посола. Сколько физического труда и времени затрачивалась на эту операцию!

Вернулся Чернигин в Москву, но то, что он видел на промысле, волновало его: неужели нельзя найти простой, общедоступный способ выгрузки рыбы механической силой, чтобы заменить физическую силу людей?

Свободные от учебы часы Николай Чернигин проводил в библиотеке им. Ленина. Он прочитал все книги о механической выгрузке рыбы, но все способы, которые там описывались, представляли из себя сложную, дорогостоящую механизацию. Однако студента интересовала такая машина, которая была бы доступна каждой рыбной базе, не требовала больших затрат и могла по своей производительности заменить сложную механизацию.

Чернигин решил сам сконструировать такую машину. Долго велись поиски принципа действия машины. Наконец, Николай Чернигин остановился на принципе насоса. Но какой насос лучше подойдёт – центробежный или инжекторный?

Директор института, узнав об опыте студента, разрешил ему занять угол в одной из лабораторий. Дни и ночи возился Чернигин с моделями, банками с водой, стеклянными трубками. Он бегал в магазин, из аквариума продавали живую мелкую рыбёшку, покупал по сто, по двести граммов плотвы и затем производил опыты по перекачке её из одной посудины в другую. Вскоре он разочаровался в центробежном и в инжекторных насосах – оба они портили рыбу.

И снова мучительные творческие поиски. На этот раз Николай Чернигин остановил свой выбор на принципе Винтури [Правильно – принцип Джованни Вентури (1746–1822) – В.Б.]. Этот принцип основан на законе, согласно которого жидкость при переходе из широкой трубы в узкую снижает давление, но увеличивает скорость движения. Студент съездил на стекольный завод, попросил стеклодувов сделать ему несколько стеклянных трубочек таких моделей.

Так всю зиму продолжались поиски необходимой конструкции машины для всасывания рыбы. Сменялись модель за моделью, одна из них уже всасывала плотву и не разрывала ей брюшко, не вырывала глаза. Но студент не был доволен: у рыбы образовывалось ненормальное покраснение жабер. Наконец, при испытании седьмой модели он получил тот результат, которого добивался: плотва прошла через трубки насоса совершенно невредимой. Это был самый радостный и счастливый день в жизни Николая Чернигина.

Кировский рыбокомбинат расположен на западном побережье Камчатки. Рядом с комбинатом в море впадает речка с обрывистыми берегами. Каждую путину у правого берега устья реки работают многие десятки людей, толпятся вереницы кунгасов доверху наполненных серебристой горбушой.

Всё это происходило потому, что рыбу нужно было поштучно выбрасывать из кунгасов на крутой берег в три метра высотой. В разгар путины морские невода могли дать в день тысячи центнеров рыбы, а это значит, людям нужно было выбрасывать ежедневно сотни тысяч рыб.

Однажды в устье реки появился кунгас с довольно простым механиком, состоящим из трубы, хобота и какого-то ящика. На корме кунгаса стоял обыкновенный тракторный мотор. Кунгас пришвартовался к берегу у места выгрузки. К нему бок о бок был приставлен другой кунгас, полный рыбы. Загудел мотор, хобот трубы опустился в кунгас. Из-под хобота хлынула вода на рыбу. Вслед за этим хобот стал быстро "пить" эту воду, а вместе с нею – рыбу. Не прошло и двух минут, как в кунгасе не осталось ни воды, ни рыбы.

На кунгасе можно было видеть высокого человека в кожаном пальто и поношенной кепке. Он давал указания, что-то регулировал, осматривал детали, прощупывал их руками. Это был инженер Николай Филиппович Чернигин, конструктор рыбососа.

Недавно он приехал на Камчатку с Каспийского моря по командировке Наркомата рыбной промышленности и привёз с собой одну из одиннадцати своих машин, действующих на рыбозаводах Каспия. Первоначально испытания рыбососа в камчатских условиях были проведены на рыбокомбинате им. Микояна. Там он выгружал горбушу непосредственно закидного невода на реке Большой [впадает в Охотское море], поднимал её на пристань в два метра высотой и направлял по гидрожелобам. Тогда за три с половиной минуты он подал 60 центнеров рыбы из невода на берег. При этом рыба попадала на обработку в живом виде.

Затем рыбосос был привезён на Кировский рыбокомбинат. В первый же день его работы освободилисось 56 человек, а скорость выгрузки рыбы увеличилась вдвое. Благодарю этому рыбокомбинат смог резко повысить добычу рыбы.

В нынешнем году на рыбокомбинатах Акционерного Камчатского общества устанавливается 16 рыбососов, построенных на Петропавловской судоверфи. Они высвободят с работы по выгрузке рыбы многие сотни рабочих, дадут экономический эффект не менее чем в миллион рублей.

Одновременно, сейчас, в бухте Анапка [Карагинский залив Берингова моря. – В.Б.] на Кичигинском рыбокомбинате под руководством инженера Чернигина проводятся опыты по новому применению рыбососов. Смысл его сводится к следующему. Каждый год весной в бухту заходят несметные косяки сельди. Здесь её в большом количестве вылавливают ставными неводами. Дальнейшее расширение лова сельди требует увеличения транспортных средств для перевозки рыбы от неводов к берегу. У рыбников Камчатки возникла идея: заменить кунгасы сетным коридором. Сельдь с невода должна перегоняться по коридору к берегу. У берега должен стоять рыбосос, который будет перекачивать рыбу и по гидрожелобам направлять её в засольные чаны. Таким образом на всём пути сельди из моря до чана к ней не будет прикасаться рука человека. Нетрудно подсчитать, какой производственный и экономический эффект даст такой способ лова сельди, если опыты увенчаются успехом.

Помимо опытов с сетным коридором на лове сельди Николай Филиппович продолжает сейчас опыты с электролова при помощи рыбососа. В прошлом году были добыты первые центнеры рыбы, хотя опыты проводились примитивным способом. В нынешнем году они проводятся более тщательно и обещают положительные результаты.



Камчатка.

Грачёв А. Инженер Чернигин. «Тихоокеанская звезда» (Хабаровск), 30 мая 1945 года. С. 4.

Ниже см. страница из журнала «Техника – молодёжи» со статьёй Лауреата Сталинской премии, кандидата технических наук Н. Чернигина.

page0028.jpg

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Инженер чернигин

Скачать 42.47 Kb.