• ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
  • Система дошкольного образования
  • Характеристика функционирования системы дошкольного образования в Чеченской Республике
  • Начальное, общее среднее образование
  • Объекты, восстановленные за 4 года в системе образования ЧР
  • Повышение квалификации работников образования в динамике за три года
  • Профессиональное образование
  • Среднее профессиональное образование



  • страница1/17
    Дата06.06.2017
    Размер2.69 Mb.

    Института проблем образования министерства образования и науки


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



    ВЕСТНИК




    ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

    МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



    Выпуск 3


    ГРОЗНЫЙ – 2005

    УДК 373 (470. 661)

    ББК 74.2 (2 Рос. Чеч.)

    В 38


    Печатается по решению Ученого совета

    Института проблем образования

    Министерства образования и науки

    Чеченской Республики


    Под редакцией

    А.М. Арсанукаева
    Научно-редакционный совет Института:

    А.М. Арсанукаев (председатель),

    В.Ю. Гиреев, Л.У. Курбанова, А.Д. Тимаев,

    Р.А. Чахкиева (заместитель председателя), Я.У. Эсхаджиев
    Ответственные за выпуск:

    Р.А. Чахкиева, Я.У. Эсхаджиев

    В 38 Вестник Института проблем образования МОиН ЧР. Вып. 3. – Грозный:

    Издательство «Абат», 2005. – 176 с.
    ISBN 5-98108-006-X
    Вестник Института проблем образования МОиН ЧР – научно-практическое издание. В нем публикуются статьи как научно-теоретического, так и научно-прикладного характера по результатам исследований и разработок сотрудников Института, адресуемые не только ученым, научным работникам, но и специалистам-практикам: учителям школ, преподавателям высших и средних учебных заведений, специалистам органов управления образованием, руководителям общеобразовательных учреждений.

    © Институт проблем образования

    МОиН ЧР, 2005

    СОДЕРЖАНИЕ
    ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    Л. М. Дадаев. О деятельности Министерства образования и науки в 2004 году и задачах на 2005 год 4
    ИССЛЕДОВАНИЯ: ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, ПСИХОЛОГИЯ

    А. М. Арсанукаев. Из истории чеченского букваря 23

    А. И. Халидов. Лексико-словообразовательные общности и особенности нахских языков 31

    В. Ю. Гиреев. Образование временных форм от непроизводных глаголов чеченского языка 52

    С. С.-А. Юсупова. О процессе адаптации заимствований в чеченском языке 71

    А. Д. Манкиев. О теории детского мышления Ж.Пиаже в разные периоды его научного творчества 76
    МЕТОДИКА И ОПЫТ

    А. Д. Тимаев. ЦIердешний легадаларан кепаш 86

    С. Э. Эдилов. Ловзуш, Iема 121

    Т. М. Вагапова Знание родного языка – ключ к развитию творческого потенциала учащихся 140

    Л. Ф. Хабалева. Проектные задания на уроках английского языка 144

    А. А. Мачагов. Об особенностях преподавания химии в школах Чеченской республики 148

    С-А. М. Аслаханов. Примерный учебный план курсов повышения квалификации учителей физической культуры общеобразовательной школы Чеченской республики 153

    Е. Ф. Сердюкова. Содержание и нормирование работы практического психолога в образовании 164
    ПЕДАГОГИКА, ЭТНОПЕДАГОГНИКА,
    СИСТЕМА ЭТИКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Л. У. Курбанова. Технология формирования личности в школе 167

    Э. Д. Абдурашидов. Формы осуждения и обвинения в чеченском обществе 173

    ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
    ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



    Л. М. Дадаев,
    Министр образования и науки
    Чеченской Республики

    О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
    В 2004 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2005 ГОД
    (Доклад на расширенном заседании коллегии Министерства
    образования и науки Чеченской Республики 10 марта 2005 г.)


    Уважаемые коллеги! К системе образования всегда предъявлялась самая высокая шкала общественных требований и ожиданий. Школа всегда и у всех на виду. С неё начинается и заканчивается формирование личности гражданина. Именно поэтому столь высока ответственность образовательной системы, людей, работающих в ней, перед обществом и государством.

    C восстановления образовательных учреждений Республики началось возрождение Чечни. Система образования стала потенциалом для процессов консолидации нации. За 4 года восстановительного периода она доказала, что способна продуктивно участвовать в решении задач восстановления мирной жизни.

    На примере нашей Республики была продемонстрирована новая функция, появившаяся у педагога, учителя, у всего образования – сохранение мира и жизни на земле.

    Все 10 лет правового хаоса разрушенная и разграбленная система продолжала работать. Учитель Чечни всегда оставался на своём рабочем месте.

    Годы созидания доказали: сохранившиеся реальные ресурсы образовательной системы способствовали обновлению и реформированию образования при сохранении его национальной самобытности.

    Претерпевшая серьёзные деструктивные изменения за последние 10 лет система образования Чеченской Республики не подвергалась анализу. Невозможно было начать восстановительный процесс в образовательной системе, не изучив её состояния на начало 2000 г. Отсутствие какого-либо опыта по сбору и анализу данных затрудняло осуществление такой работы.

    Первые шаги в этом направлении Министерство образования и науки предприняло в августе 2000 г.

    Неоценимую помощь в составлении программы восстановления оказали Министерство образования РФ и организация «Юнеско», предложившие подготовку Оценочного доклада: «Образование в Чеченской Республике: состояние, проблемы, перспективы восстановления и развития». Работа над ним стала отправной точкой восстановительных процессов в образовании.

    С начала 90-х годов прошлого века система образования ЧР претерпела сильные изменения, за период войны были полностью разрушены и не подлежали восстановлению 38 школ, требовали реконструкции 231 школа, капитального ремонта – 50 зданий, значительное разрушение имели 57 зданий, косметического ремонта требовали 60 школ. Отсутствовало 40% дверей, 85% окон, 494673 кв. кровли. Не требовало ремонта 2 здания из всей образовательной системы ЧР.

    30% школ располагались на арендуемых площадях. В 75% учебных заведений не было света, воды. 80% школ не имели никакого отопления. Более 50 % школ полностью утратили свою материально-техническую базу. В Республике отсутствовали учебники не только регионального компонента, но и федерального.

    Наибольшая загруженность школ приходилась на города Аргун, Гудермес.

    Ни одна школа не имела компьютерного класса, 15 % школ имели столовую или буфет, из 456 школ оборудованные для проведения предметных занятий классы имели только 100.

    На первое сентября 2000 г. в Республике не работало ни одно дошкольное учреждение, ни одно учреждение дополнительного образования. Функционировал лишь один интернат для детей-сирот, и тот – за пределами Республики.

    За последние 25 лет в Республике не было построено ни одного образовательного учреждения.

    Из 18 ПУ функционировало лишь Гудермесское железнодорожное училище № 8, не функционировал ни один техникум, в руинах лежали здания 3х высших учебных заведений.

    Радикальные изменения, произошедшие в системе за последние 4 года, стали возможны благодаря стабилизации политической обстановки в ЧР, установлению правопорядка, созданию безопасных условий для реализации образовательных программ.

    До начала военных действий в Республике функционировало два министерства образования:

    Министерство профессионального образования и науки ЧР (количество штатных единиц 41 человек).

    Министерство образования ЧР (кол-во штатных единиц 54 человека).

    Распоряжением Главы Администрации ЧР А – Х. Кадырова от 28 июня 2000 г. создано Министерство образования ЧР со штатом 71 человек. В 2002 г. количество штата увеличилось на 5 единиц; в 2003 г. распоряжением Президента ЧР А.-Х. Кадырова Министерство образования ЧР было переименовано в Министерство общего и профессионального образования ЧР с увеличением штата до 79 человек.

    Указом и.о. Президента ЧР С.Б.Абрамова (№169 от 22.07.2004 г.) «О внесении изменения в Указ Президента ЧР №67 от 28. 04.2004 г.» Министерство общего профессионального образования ЧР преобразовано в Министерство образования и науки ЧР.

    Работа Министерства образования над собственной нормативно – правовой базой, над программой развития образования и «Концепцией модернизации образования», разработкой «Закона об образовании ЧР» позволила определить стратегию, основные направления, задачи и цели деятельности учебных заведений, а также обеспечить удовлетворение потребностей населения Республики в доступном и качественном образовании.

    Результатами организационной работы Министерства образования и науки, районных отделов образования, педагогических коллективов и руководителей учреждений образования в 2004г. стали устойчивая стабильность и переход к инновационному развитию образовательной системы ЧР на основе ее модернизации, при сохранении классических традиций и национальной самобытности.

    Основными задачами, стоящими перед образовательной системой Республики в 2004 г., были:

    – дальнейшее восстановление системы образования;

    – строительство и открытие новых учреждений образования всех уровней;

    – обеспечение доступности образования и повышение качества знаний учащихся;

    – формирование нормативно-правовой базы образования;

    – дальнейшее материально-техническое оснащение образовательного процесса на всех уровнях общеобразовательной и профессиональной школы;

    – реализация проектов «Оценочного доклада».


    На начало 2004 года в Республике работало:

    74 дошкольных образовательных учреждения, которые посещали 5257 детей;

    460 общеобразовательных учреждений различных типов, в том числе одно негосударственное, в которых обучается 212 тыс. учащихся;

    15 учреждений начального профессионального образования, в которых обучается более 7 тыс. человек;

    98 учреждений дополнительного образования с охватом различными кружками 69136 детей.

    В 8 средних специальных государственных учебных заведениях и 2-х негосударственных обучается более 5 тыс. студентов.

    На территории Республики осуществляют задачи, стоящие перед высшим профессиональным образованием, три вуза с количеством студентов 21 тыс. А также действует более 20 представительств и филиалов негосударственных вузов РФ.

    В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников составляет 382 человека.

    Функционирует сеть специализированных школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии.

    В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних общеобразовательных школ. В 2004 году таких школ в Республике работало 29, с общим числом обучающихся 13886, среди которых учащихся до 15 лет – 1535; 16-17 лет – 4077; 18-29 лет – 7529; старше 30 лет – 745.

    В образовательных учреждениях общего и начального профессионального образования занято 13950 педагогических работников.

    За последние 4 года произошли серьезные изменения в сторону увеличения педагогических работников с высшим образованием, изменился национальный состав педагогических коллективов школ. Так, если в 2001 г. из 12471 работника – 6417 учителей было с высшим образованием, то в 2004 г. количество учителей с высшим образованием составило – 8050 человек. Среди 13950 работающих, более 200 человек русскоязычной национальности, что свидетельствует о неуклонном развитии мирных процессов в Республике.

    Среди педагогов, осуществляющих образовательную деятельность на территории Чеченской Республики, 3 народных учителя, 54 заслуженных учителя ЧР, 2967 учителей с высшей квалификационной категорией.

    В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №234-р «О порядке разграничения государственной собственности на территории ЧР» проведена работа по инвентаризации имущества и разграничению республиканской и федеральной собственности.

    Подготовлен и согласован с Федеральным агентством по образованию перечень восстановленных объектов общеобразовательных учреждений, передаваемых в собственность ЧР. С 2005 г. по просьбе Правительства ЧР и ходатайству Минобразования и науки ЧР 15 училищ оставлены на балансе Министерства образования и науки РФ.

    На баланс Министерства образования и науки РФ переданы также техникум статистики и информатики и политехнический техникум. Данные меры были приняты с целью сохранения финансирования и оперативного восстановления материально-технической базы этих образовательных учреждений.


    Система дошкольного образования


    Общее количество детей дошкольного возраста по всем 17 районам Республики составляет около 89,5 тыс. человек (более 8 % от всего населения Республики).

    При сравнительном анализе довоенных и сегодняшних данных видно, что количество детей в возрасте до 3 лет значительно превышает довоенное, что говорит об увеличении в последние годы рождаемости.

    Чеченская семья традиционно была самой многодетной в пределах России (46% семей в ЧР в конце 90-х гг. имело по 5 и более детей, в среднем по России такие семьи составляли 3%).

    Все это позволило обоснованно прогнозировать в ближайшее время серьезное увеличение количества детей дошкольного возраста и острую потребность населения в услугах дошкольных образовательных учреждений, а также увеличение в ближайшей перспективе контингента учащихся начальной школы.

    К началу 90-х годов в системе дошкольного воспитания Республики было 325 учреждений.

    С начала 90-х было закрыто 308 детских садов.

    В послевоенное время здания многих неработающих государственных дошкольных образовательных учреждений изымались и продолжают изыматься под разные нужды (жилье для перемещенных лиц, больницы, административные органы, военные структуры) как наиболее сохранившиеся и удобные для этих целей постройки. В связи с этим, остро встает проблема о возможности возобновления функций детских садов в этих зданиях. А строительство новых зданий не предполагается вообще.

    Сейчас в Республике реально работают 74 дошкольных учреждения.

    В основном работающие детские сады расположены в сельской местности, и это составляет около 90% от общего числа функционирующих дошкольных образовательных учреждений.

    Общее количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в настоящее время в Республике составляет 5257 человек. При этом количество детей в семьях, которые хотели бы отдать их в детский сад, составляет намного больше, (10 тыс. человек). Эта потребность предположительно будет возрастать в связи с объективными тенденциями развития демографической и социальной ситуации в Республике.


    Характеристика функционирования системы дошкольного образования
    в Чеченской Республике


    Детские дошкольные учреждения

    2001г. 2002г. 2003г. 2004г.

    Кол-во учреждений

    20

    40

    65

    74

    +54

    Численность детей

    1818

    3129

    4905

    5257

    +3439

    Штатная численность педагогических раб.

    474

    575

    1326

    1632

    +1158

    Все дошкольные образовательные учреждения, которые работают в настоящее время в Чеченской Республике, испытывают острую потребность в методическом обеспечении и оборудовании (книги, игрушки, мебель, постельные принадлежности, кухонное оборудование и т.д.).

    Необходимо также отметить, что почти все работающие дошкольные учреждения восстановлены собственными силами педагогов и Министерства, а также гуманитарных организаций, которые зачастую и финансируют их. Из-за отсутствия государственного финансирования питание детей в детских садах осуществляется за счет родителей.

    Министерство образования и науки придает огромное значение развитию системы дошкольного образования, т.к. только в дошкольных детских учреждениях дети могут научиться общению, получить необходимые знания русского и родного языков. Система дошкольного образования позволяет внедрить инновационные методы обучения детей (д/с – нач. шк.).

    В настоящее время в Республике по этой системе работают 2 детских сада: прогимназия 97, д/с-школа №3 с. Знаменское Надтеречного района.

    Отсутствие финансирования не позволяет открывать новые детские сады и содержать должным образом уже имеющиеся, при понимании того, что дошкольные образовательные учреждения играют важную роль в преемственности дошкольного и начального, общего среднего образования.

    Наглядным примером этому являются названные выше новые типы учреждений.

    Анализ данных о положении детей дошкольного возраста в семье и образовательных учреждениях Республики по сравнению с другими возрастными категориями населения позволяет сделать вывод, что проблемы маленьких детей необходимо вынести на государственный уровень.


    Начальное, общее среднее образование


    Программа восстановления образовательной системы Чеченской Республики, разработанная и принятая Министерством образования РФ на 2000 – 2004 г., была сориентирована преимущественно на восстановление нанесенного ей физического ущерба, количественные показатели которого имели внушительные размеры. Задача, поставленная Министерством образования и науки ЧР перед учительством, – посадить за парты с 1 сентября 2000г. всех детей школьного возраста – предполагала организацию невероятного титанического труда педагогов, учащихся и родительской общественности.

    Для этого необходимо было отремонтировать имеющиеся школы, арендовать жилой фонд, приспособить его помещения под учебные кабинеты.

    Система образования Чеченской Республики в силу сложившихся обстоятельств приняла на себя выполнение особой социальной миссии по восстановлению мирной жизни в Республике. Потенциал образовательной системы смог консолидировать население Республики, вселял и поддерживал надежду на благополучное будущее.

    Вся Республика принимала участие в восстановлении школ – гуманитарные организации, родительская общественность и учителя, не считаясь со временем, трудились, вкладывая в ремонт свою первую зарплату.

    Путем невероятных усилий большинство школ было восстановлено и отремонтировано. За 4 года в целом восстановлено 69 объектов образования.

    Объекты, восстановленные за 4 года в системе образования ЧР


    За счет кого, года

    2001

    2002

    2003

    2004

    ФЦП

    14

    2

    9

    26

    Гуманитарные

    организации






    3

    1

    1

    Северокавказ.

    Железнодорожн.






    2







    Ср-ва федер. округа







    9




    ОАО Грознефть










    1

    Правительство ЧР










    1

    На протяжении всех 4 лет восстановительных работ Министерство образования и науки неоднократно поднимало вопрос о передаче функций Заказчика Министерству образования ЧР. Это объяснялось тем, что работы, выполняемые «Дирекцией», не соответствовали требованиям строительных нормативов. А функции Министерства образования ограничивались пассивным наблюдением. Все это отрицательно сказывалось на качестве и сроках восстановительных работ.

    Ситуация изменилась в ноябре 2004г. с достижением договоренности между Правительством ЧР и Правительством РФ о передаче части функций заказчика-застройщика исполнительным органам Чеченской Республики. В Министерстве образования и науки ЧР в настоящее время подготовлен проект соглашения между Министерством образования и науки РФ и Правительством ЧР. Определен перечень объектов, по которым передаются функции заказчика-застройщика согласно ФЦП на 2005 год.

    Проделана большая работа по укреплению материально – технической базы образовательных учреждений.

    За 2002 – 2004 годы в учреждения образования поступили: комплекты ученической мебели, классных досок, компьютеров, стекла, шифера, линолеума, а также спортивное оборудование, столовое оборудование, лес, краска – всего на сумму 800 млн.рублей.

    Большая часть данного материала и оборудования закуплена Главснабсбытом и Министерством образования и науки РФ.

    Параллельно с кардинальными мерами по восстановлению материально – технической базы учреждений образования Министерством образования и науки Республики проводилась значительная работа по повышению качества образования на всех уровнях. Прежде всего, учитывая ключевую роль учителя в образовательном процессе, на неослабном контроле стояла забота о совершенствовании его профессионализма. Курсы переподготовки в различных регионах РФ за 2004г. прошли 475 учителей, руководителей учреждений и органов управления образованием, в том числе на базе Института повышения квалификации работников образования Чеченской Республики – 1245 чел..

    Повышение квалификации работников образования в динамике за три года




    Состав
    обучающихся

    2000

    2001

    2002

    Дек.

    2003


    Всего

    Место

    проведения



    1.
    2.

    3.
    4.

    5.

    6.


    Заведующие рай (гор). ОО

    Зам. заведую-щих рай (гор). ОО


    Методисты и специалисты

    Руководители учр-й образования


    Зам. рук. учр. образования
    Специалисты по предметам

    6
    2

    12
    12

    12

    244


    9

    9
    14

    8

    464


    6
    2

    23
    7

    28

    1231


    8
    2

    3
    15

    6

    120



    29
    6

    47
    48

    54

    2059


    Москва,

    Владикавказ,

    Ростов-на-Дону,

    Ессентуки,

    Пятигорск,

    Назрань,


    Геленджик,

    Сочи,


    Майкоп,

    Кисловодск.







    ВСЕГО:

    288

    504

    1297

    154

    2243




    Сведения о повышении квалификации с 2000г. по декабрь 2003г. в Институте повышения квалификации работников образования Чеченской Республики




    Состав обучающихся

    2000г.

    2001г.

    2002г.

    Дек.

    2003г.


    Всего:

    1

    Специалисты-предметники

    290

    563

    1316

    1350

    3519




    ВСЕГО:

    290

    563

    1316

    1350

    3519

    Итоговые сведения по курсам







    Состав обучающихся

    2000г.

    2001г.

    2002г.

    Дек.

    2003г.


    Всего




    Педагогические работники образовательных учреждений

    578

    1067

    2613

    1504

    5762

    Необходимо отметить, что большинство курсов проводилось за счет гуманитарных организаций в рамках реализации проектов «Оценочного доклада», либо за счет средств самих педагогов.

    На протяжении 4 лет на повышение квалификации учителей бюджетом Республики деньги не выделялись.

    Думаю, нет необходимости доказывать, что только повышение квалификации наших учителей способно снизить социальную дифференциацию, выровнять стартовые возможности педагогов, снять проблему замкнутости системы образования ЧР, открыть ее для внешних взаимодействий и привести к постоянному обновлению содержания образования, повышению качества знаний и технологий обучения.

    Набирает темпы работа Института повышения квалификации и Института проблем образования. При них учреждены и впервые в Республике выпускаются журналы «Педагогический вестник» и «Вестник Института проблем образования», на страницах которых печатается немало полезной информации: публикации правовых нормативных документов, обобщение и пропаганда передового опыта и другие рекомендательные сообщения. Словом, журналы являются хорошим подспорьем для педагогических работников.

    Важная и большая работа, проводимая созданной при Министерстве образования Республики Главной аттестационной комиссией, стимулирует заинтересованность учителей на повышение своего профессионального уровня. За прошедшие 4 года высшая квалификационная категория присвоена 2721 чел., что способствует повышению авторитета учителя.

    Отраслевыми наградами Министерства образования РФ отмечены 88 работников, звание «Заслуженный учитель Чеченской Республики» присвоено 15 педагогам, «Народный учитель Чеченской Республики» – троим. Один работник награжден Орденом «Дружбы Народов».

    Благодаря проводимой Министерством и отделами образования Республики работе по повышению профессионального уровня педагогических кадров доведено до минимума число учителей, не имеющих специального педагогического образования. В Республике созданы возможности для получения ими педагогического образования в заочной форме обучения.

    К их услугам Чеченский государственный педагогический институт, Чеченский государственный университет, Грозненский педагогический колледж и Гудермесское педагогическое училище. В ряде населенных пунктов Республики (Надтеречное, Верхний Наур, Новые Атаги, Старые Атаги, Урус-Мартан, Ведено, Шелковская) открыты филиалы педагогических учебных заведений в целях облегчения процедуры поступления и обучения студентов.

    Можно продолжить перечень серьезных составляющих мер, принимаемых в Республике и направленных на полноценное восстановление и создание надлежащих условий для дальнейшего развития и модернизации образования во всех звеньях и на всех уровнях.

    Такие меры были определены в «Концепции модернизации образования Республики на 2001-2005 годы», утвержденной коллегией Министерства образования ЧР.

    Главной задачей модернизации образовательной системы является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, доступности и национальной самобытности.

    На данном этапе развития и восстановления ЧР образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

    Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательных школ фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования: математики и информатики, русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин: экономики, истории и права.

    Наряду с решением нелегких задач восстановления всей системы образования Чечни, Министерство образования и науки Чеченской Республики проводит конкретную работу по реализации разработанной нами программы модернизации образовании Чеченской Республики. На сегодня уже работают 7 школ инновационного типа. Это Грозненские гимназии № 34, 41, 58; прогимназия № 97, лицей № 1, Гудермесская гимназия № 1, детский сад-школа №3 с. Знаменское.

    Функционируют 4 специальные (коррекционные) школы – интернаты, интернаты для детей, оставшихся без попечения родителей.

    Работают специализированные дошкольные учреждения «Солнышко» и детский сад № 54.

    В ряде общеобразовательных школ Гудермесского района ведется работа по внедрению профильного обучения.

    Своеобразным испытанием системы образования, проверкой результатов ее возрождения и развития призван стать единый государственный экзамен (ЕГЭ).

    Эксперимент по его внедрению в России начался в 2001г., в нем участвовало 5 регионов, в 2003г. – 47 регионов, 2004г. – 64 региона. В изменениях и дополнениях к закону об образовании будет предложено ввести ЕГЭ по всей территории РФ с 2008г.

    Значит, у нас еще есть 2 года для разработки, апробации и внедрения ЕГЭ и на территории ЧР.

    Это потребует определенных материальных вложений, создания единого информационного центра, обучения персонала, скоординированной и согласованной работы с ВУЗами, учеными Республики.

    Хотелось бы надеяться, что ЕГЭ сделает процесс поступления в ВУЗы более прозрачным и эффективным, раз и навсегда закроет тему коррумпированности при поступлении в высшие учебные заведения.

    Как отмечалось выше, образовательные учреждения Республики получили хорошую базу для внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование.

    Свои достижения за годы восстановления образование Республики продемонстрировало на двух Всесоюзных выставках «Школа 2002» и «Школа 2004», дважды завоевав дипломы победителей выставки.

    Ойсхарская СШ приняла участие в конкурсе «Школа 2004» и стала победителем среди 600 Российских школ-финалистов в номинации «Школа как культурный социум села».

    За последние 4 года, совпадающие с периодом нового рождения образования Республики, мы неоднократно убеждались в способности образовательной системы ЧР конкурировать с регионами РФ.

    Еще одним доказательством этого стало участие наших учителей во Всероссийском конкурсе «Учитель года 2003» «Учитель года 2004», где наши учителя получили премии Президента России и стали лауреатами конкурса.

    В апреле 2003 года на конкурсе школьных библиотек «Библиобраз 2003» работа библиотеки Беной – Веденской СШ Ножай – Юртовского района была признана одной из лучших в России и отмечена премией в 600тыс. руб.

    Дважды (в 2003 – 2004 г.г.) рисунки наших учащихся занимали 1 места в конкурсе мира, проводимом Юнеско.

    Традиционной формой определения достижений учащихся по-прежнему остаются предметные олимпиады. И если до 2003 года мы считали себя не совсем готовыми к подобным проверкам знаний учащихся, то в 2003, 2004 годах более 600 учащихся 9 – 11 классов приняли участие в первой послевоенной Республиканской олимпиаде по 10 общеобразовательным предметам. По оценкам жюри большая часть участников олимпиады показала высокий уровень подготовки и способность конкурировать с представителями других регионов РФ. Так, победитель республиканской олимпиады по химии из Урус-Мартановской СШ №1 Берсанов Муслим стал призером на Всероссийской олимпиаде и поступил по собеседованию в МГУ им. Ломоносова.

    Серьезным испытанием и неординарным событием стала для нас Олимпиада по русскому языку, проходившая под патронажем Министерства образования и науки РФ, Академии повышения квалификации РФ. Телемост, устроенный организаторами олимпиады для победителей ЧР с представителями Москвы и Петербурга, продемонстрировал высокий уровень подготовки учащихся школ Республики. Трое учащихся-победителей данной олимпиады зачислены в Московские ВУЗЫ без вступительных экзаменов.

    Все выше перечисленные примеры красноречиво свидетельствуют, что система образования, учительство и учащаяся молодежь Чеченской Республики располагают богатым интеллектуальным, моральным и творческим потенциалом, внутренними силами, которые вдохновляют их на достижение поставленной цели и делают их способными решать сложные задачи модернизации образования. Таких личностей в нашей системе не мало, об этом свидетельствуют успехи, достигаемые представителями сферы образования Республики.

    Однако следует отметить, что в школах Республики все еще ощущается нехватка педагогических кадров, особенно преподавателей математики, химии, физики, иностранных языков.

    В решении данной проблемы нам потребуется помощь правительства Республики: мы предлагаем ввести целевой набор по договорным обязательствам между абитуриентом, министерством и ВУЗом, в которых будет оговорен вопрос обязательной отработки выпускниками педагогических вузов трех лет в школах республики.

    Министерство образования и науки ЧР проделало определенную работу по созданию нормативно – правовой базы функционирования системы образования Республики. В этих целях в 2003 году на коллегии министерства принят проект «Закона об образовании ЧР», что является, на наш взгляд, одним из главных достижений министерства.

    Выражаем уверенность в том, что он будет одним из первых законов, принятых Президентом и Парламентом нашей Республики.

    На протяжении всех 4 лет Министерство образования и науки ЧР совместно с Министерством образования РФ и «Юнеско» активно работали над реализацией проектов «Оценочного доклада». В настоящее время в Республике реализуются четыре проекта:

    1) повышение квалификации учителей, работников управленческого аппарата министерства и районных отделов образования ЧР;

    2) создание информационно-коммуникативных технологий в системе образования ЧР;

    3) создание детского Реабилитационного Центра Республики;

    4) материально-техническое оснащение и методологическое обеспечение Института повышения квалификации.

    Министерство образования и науки ЧР при поддержке Правительства и Президента ЧР, а также Министерства образования РФ сумело довести процент обеспеченности учебниками федерального компонента с 30% на начало 2001 до 85% на конец 2004 года. Обновляется принцип отбора содержания учебного материала. Двухгодичный мониторинг, проведенный по инициативе Министерства образования и науки ЧР Институтом проблем образования, позволил систематизировать перечень заказываемой литературы, продуктивнее использовать достижения теории и передовой педагогической практики образовательного пространства РФ.

    За 4 года в Республику завезено более 1200000 экземпляров учебников федерального компонента. Среди них стотомник программной художественной литературы для школьных библиотек. Всего за 4 года закуплено литературы на общую сумму 162874154 рубля.

    Особое внимание нами уделялось учебникам регионального компонента. Большую работу по подготовке к изданию этих учебников проводит Экспертный Совет при Министерстве образования и науки. Впервые за 10 лет были изданы учебники чеченского языка и чеченской литературы, всего более 100000 экземпляров на сумму более 42 млн. рублей. Средства на написание и издание этих учебников ежегодно выделяются Правительством ЧР.

    Министерство образования и науки сегодня имеет свое издательство при Институте проблем образования. Здесь издаются учебные программы, учебники и методические пособия, отвечающие требованиям государственного образовательного стандарта. В портфеле издательства более 30 рукописей учебной литературы.

    Однако, по-прежнему, серьезной остается проблема издания произведений родной литературы, изучаемых по школьной программе.

    Министерство обеспокоено и отсутствием учебников по истории и географии Чеченской Республики. Без этой литературы трудно говорить о возрождении духовности нации, хотя с 2004-2005 учебного года в школах введен предмет «История религий», который будет способствовать этому.

    Следует сказать, что при всей совокупности мер, направленных Министерством образования и науки ЧР на перевод образования в новое качественное состояние, часть выпускников школ Республики при поступлении в профессиональные учебные заведения все же демонстрирует низкий уровень знаний.

    Было бы ошибкой винить в этом учителей или учащихся. Трагические события последних 10 – 12 лет не могли не сказаться на уровне грамотности учащихся, они отложили свой отпечаток на страницах всей истории чеченского народа, в том числе и на воспитании подрастающего поколения.

    Здесь по-прежнему сказывается присутствие серьезных миграционных процессов, нестабильность ситуации, отсутствие дошкольных учебных заведений, групп продленного дня в школах, большая их загруженность (часть из них занимается в 3 смены), отсутствие финансирования на повышение квалификации учителей, низкая заработная плата, которая не позволяет поднять престиж профессии учителя.

    Ситуация, в которой находилась Республика в течение более десяти лет, серьезно отразилась на состоянии здоровья наших детей.

    По данным отделов образования в Республике насчитывается более 3500 детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в специальном образовании. Так, учтено: глухих и слабослышащих – 460; слепых и слабовидящих – 1173; детей с речевой патологией – 335; с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 410; с задержкой психического развития и с отсталостью в умственном развитии – 461. И лишь в 2004 году нам удалось добиться включения в ФЦП восстановления трех специальных интернатов.

    Две военные кампании оставили большое количество детей сиротами. Работа, проведенная нашими педагогами, выявила 2264 ребенка, лишившегося родителей.

    Министерству образования и науки ЧР пока не удалось решить проблему размещения таких детей на территории Республики. Интернат для детей-сирот Министерство образования восстанавливает уже 2 года из–за отсутствия средств, выделяемых на капитальный ремонт.

    Учитывая, что большая часть таких детей сосредоточена в сельской местности, необходимо скорейшее решение вопроса со строительством интернатов и их объемным финансированием для круглосуточного пребывания в них учащихся.

    До сегодняшнего дня открытым оставался вопрос полного государственного обеспечения детей-сирот школьного возраста.

    Но этот вопрос в настоящее время, надеемся, будет решен: по предложению министерства Правительством ЧР подготовлен проект распоряжения о государственном обеспечении детей-сирот школьного возраста.

    Важная роль в становлении подрастающего поколения принадлежит учреждениям дополнительного образования. В Республике функционирует 86 таких учреждений: 19 центров детского творчества, 13 центров технического творчества, 12 центров юных натуралистов, 15 центров туризма и краеведения, 27 спортивных школ. Каждый учащийся, в зависимости от своих творческих способностей, имеет возможность заниматься в кружках этих учреждений.

    Удачно выступают воспитанники наших детско – юношеских спортивных школ на соревнованих самого разного уровня. Много среди них чемпионов России, Европы, мира по борьбе, боксу, тяжелой атлетике.

    Неоценимую помощь в психологической реабилитации и оздоровлении детей школьного возраста оказывает нам Правительство РФ. В санаториях и базах отдыха Южного Федерального округа, в оздоровительных центрах Черноморского побережья и Каспия отдохнуло 104950 детей.

    Однако выделяемые на оздоровление детей огромные средства, на наш взгляд, могли бы расходоваться более рационально. Так, Министерство образования и науки не одобряет вывоз учащихся в дома отдыха и санатории Кабардино-Балкарии во время учебного года.

    Эта мера себя не оправдывает по двум причинам:

    1. В данных домах отдыха и санаториях нет никаких условий для обучения детей (т.е., мы нарушаем учебный процесс, срываем учебные планы).

    2. Эти дома отдыха и санатории совершенно не приспособлены к зимнему периоду (здесь нет тепла, оставляет желать лучшего организация питания).

    Такие выводы были сделаны работниками образования и специалистами социального отдела Правительства ЧР при выезде на место.

    Считаем, что мы могли бы извлечь намного больше пользы, если бы все эти средства аккумулировались для организации весенне-летнего отдыха детей в санаториях и лагерях Черноморского побережья.

    Большое внимание Министерство образования уделяет профилактике правонарушений, борьбе с наркоманией, беспризорностью. Совместная работа учреждений образования и правоохранительных органов дает свои положительные результаты. Здесь накоплен большой опыт работы, постоянными гостями школ являются работники центра «Анти СПИД», с которым Министерство образования и науки заключило договор о сотрудничестве.

    Проводится большая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

    В школах проходят уроки по изучению правил дорожного движения, а с учетом специфики проживания и обучения в нашей Республике проводятся уроки по противоминной безопасности.

    Учитывая, что современное общеобразовательное учреждение – важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения, в концепции модернизации российского образования определены важнейшие приоритеты в этой сфере: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в общественной жизни и активной адаптации на рынке труда.

    Для реализации этих задач Министерством образования и науки разработаны планы патриотического воспитания учащихся, мероприятий по празднованию 60-летия Победы, а также план мероприятий, посвященный «100 дням со дня инаугурации Президента ЧР». В данный план вошли конкурсы рисунков и сочинений «Я раненым сердцем проклинаю войну», уроки гражданственности: «Я твой гражданин, Чечня», открытые уроки на тему толерантности, любви к Родине, уважению традиций и обычаев народа.

    Наше министерство подключилось к всесоюзной эстафете «Салют, Победа!»

    В Республике активно реализуется школьное самоуправление. Во многих районах успешно работают детские и юношеские объединения молодежи. Опыт данных организаций свидетельствует о необходимости создания республиканских централизованных школьных организаций. В настоящее время Министерство образования и науки активно работает над этой проблемой.


    Профессиональное образование


    Третьей ступенью после дошкольного и школьного образования является профессиональное образование, которое наши выпускники могут получить в 15 училищах, 8 техникумах и в 3 ВУЗах Республики.

    На первое января 2000 года в Республике было 1 училище, в котором обучалось около 150 учащихся.

    На 1 сентября 2004 года по 35 рабочим профессиям в 15 училищах обучается более 7 тыс. учащихся. С учетом социальной функции, выполняемой начальным профессиональным образованием, в Республике открыто более 20 филиалов во всех районных центрах и крупных населенных пунктах. При том, что подавляющее большинство учреждений системы НПО функционирует в городе, основной контингент учащихся составляет молодежь, проживающая в сельской местности – 85 %.

    Помимо этого, сама профессиональная направленность учреждений НПО определяет преобладание сельской молодежи среди обучающихся: в 6-и учреждениях ПУ готовятся кадры непосредственно для сельского хозяйства, в 3-х – для транспорта, еще в 2-х – для легкой промышленности, машиностроения и бытового обслуживания населения.

    Большинство учреждений НПО ЧР были разрушены на 40–90%. До 1992 года общая площадь объектов учреждений НПО составляла 97,7 тыс. м.2, в настоящее время она составляет всего 16,7 тыс. м2.

    Ни одно из профучилищ не имеет пригодных для жилья общежитий, поэтому иногородние учащиеся проживают в частных домах (в основном у родственников).

    Основная часть материально-технической базы учреждений НПО была утеряна или уничтожена в ходе вооруженного конфликта. Учебно-производственные мастерские практически отсутствовали.

    В различной степени были разрушены все спортивные залы и столовые. Решение министерств финансов и образования РФ о передаче данных учебных заведений на бюджет региона могло поставить под угрозу существование начального профессионального образования Республики. Чтобы не допустить подобного факта, по просьбе Правительства и Министерства образования и науки ЧР все 15 учебных заведений ЧР были оставлены на федеральном бюджете, что позволяет сегодня им самостоятельно вести восстановительные работы, улучшать материально-техническую базу учебных заведений, развивать собственное производство.

    Впервые за последние 10 лет, в 2003–2004 гг. училища приняли участие во Всероссийском конкурсе профмастерства, в котором училища №6, №2, №3 заняли призовые места. Продукция, выпускаемая училищем № 2 (тротуарная плитка) была отмечена на Всероссийской выставке и награждена «Знаком качества».

    Большой популярностью у населения Республики пользуются кондитерские изделия училища № 6, швейные изделия ПУ №26, резьба по дереву ПУ №22.

    За 4 года восстановительных работ в системе профессионального образования частично восстановлены и отремонтированы 6 заведений: ПУ №2; ПУ №26; ПУ №4; ПУ №17; ПУ №16; ПУ №22, часть из них имеют свои спортивные залы и оборудованные столовые. Всего на восстановительные работы системы профессионального начального образования было выделено более 25 млн. руб.

    Среднее профессиональное образование


    До 1995г. в Чеченской Республике функционировало 12 учреждений системы среднего специального образования (ССУЗ). К настоящему времени возобновили свою деятельность 8 учреждений.

    Подведомственность – Министерство образования ЧР.

    1. Грозненский педагогический колледж с 5 филиалами: в Ведено, Урус-Мартане, селе Лаха-Невре Надтеречного района и селе Новые Атаги Шалинского района, ст. Шелковская.

    2. Чеченский колледж экономики и управления с двумя филиалами в селе Старые Атаги Грозненского района и селе Новые Атаги Шалинского района.

    3. Гудермесское педагогическое училище.


    Подведомственность – Минтопэнерго РФ.

    1. Грозненский политехнический техникум с двумя филиалами в г. Урус – Мартане и с.Знаменское.


    Подведомственность – Минобразование РФ.

    1. Грозненский техникум информатики и вычислительной техники с двумя филиалами в г.Урус-Мартане и с.Знаменское Надтеречного района.


    Подведомственность – Министерство здравоохранения ЧР.

    1. Республиканский базовый медицинский колледж с 6 филиалами: в Шали, Урус – Мартане, Науре, Курчалое, Гудермесе, с. Знаменское Надтеречного района.



    Подведомственность – Министерство сельского хозяйства РФ.

    7. Серноводский сельскохозяйственный техникум.


    Подведомственность – Министерство культуры ЧР.

    8. Республиканское училище искусств.


    Помимо этого, в Чеченской Республике созданы дополнительные возможности для получения среднего специального образования, в частности, в ССУЗах других субъектов РФ. Число желающих обучаться в Российских ССУЗах постоянно росло. Однако событие сентября 2004 г. в г. Беслане заставили вернуться в учебные заведения Республики все 100% студентов, обучавшихся в Северной Осетии с 2001 года.

    Работают два негосударственных колледжа: в городах Шали и Гудермес.

    Некоторые ССУЗы республики являются важным звеном уже сформировавшихся и вновь организуемых непрерывных образовательных циклов. В частности, на базе Чеченского государственного университета планируется создание центра непрерывного медицинского образования, который призван оформить давно сложившееся сотрудничество между Чеченским базовым медицинским колледжем и медицинским факультетом университета. Формирование еще одного непрерывного образовательного цикла происходит на основе тесного сотрудничества Грозненского педагогического колледжа и Чеченского госпединститута. В составе Грозненского нефтяного института действует нефтяной колледж.

    За 4 прошедших года система профессионального образования выпустила из своих стен около 30 тыс. специалистов самых разных профессий. Однако процент трудоустройства выпускников не превышает 18 – 20 % на 1000 человек. Это еще раз убеждает нас в том, что система республиканского профессионального образования нуждается в существенном и глубоком реформировании.

    Резко увеличился разрыв между запросами рынка труда и теми квалификациями, которые получают выпускники начальных, средних и высших учебных учреждений.

    Хотя необходимо отметить, что даже наше профессиональное образование, существующее в неадекватных условиях, отрабатывает на практике сочетание различных форм профессиональной школы. Так, на базе 3 училища был создан лицей, ПУ №6 в 2003 году ввело ряд интегрированных специальностей, Грозненское педучилище и пединститут апробировали схему непрерывного ускоренного образования для педагогов начальной школы.

    Таким образом, одной из задач реформирования профессионального образования становится подготовка выпускников по специальностям, на которые есть рыночный спрос.

    А это невозможно будет сделать без налаживания взаимодействия с работодателями.

    Работодателю должно быть интересно готовить специалистов не внутри своего производства, а именно в училище. Пример такой заинтересованности работодателя у нас уже есть. Так, в этом году по заявке ГУП «Чеченсвязь» в ПУ №2 набрана группа связистов – монтажников.

    Впервые в этом году Министерство образования и науки получило заявку от Министерства промышленности ЧР на подготовку ряда специалистов.

    В общем, проблем здесь много и, безусловно, они связаны с восстановлением промышленного сектора Республики.

    Несомненно одно: профессиональное образование должно реформироваться, развиваться и способствовать полному удовлетворению Республики в высококвалифицированных кадрах.

    Важнейшим условием функционирования и развития системы образования является обоснованное и стабильное финансирование образовательных учреждений.

    При рассмотрении бюджета на новый финансовый год за основу принимают среднемесячный показатель расходов, без учета таких показателей, как прирост численности учащихся (за 2002 – 2003 и 2003 – 2004 учебные годы численность учащихся увеличилась более чем на 12 тыс. человек), расширение сети образовательных учреждений, введение новых штатных единиц, предусмотренных Типовыми штатами. Министерство образования и науки не в состоянии обеспечить финансово – материальную и кадровую потребность образовательного учреждения, его нормальное функционирование, поскольку фактическая степень обеспеченности текущих расходов составляет всего 40 – 50 %.

    В Республике сложилась практика, когда от образовательного учреждения требуют выполнения государственного заказа на реализацию образовательных услуг без соответствующего финансирования.

    Динамика роста средней заработной платы работников учреждений образования за последние 4 года свидетельствует об увеличении ее более чем в 2 раза:




    2001 г.

    2002 г.

    2003 г.

    2004г.

    Отклонение

    1500,0

    2485,0

    2857,0

    3243,0

    +1773,0

    Однако это кажущееся благополучие не должно вводить нас в заблуждение, ибо инфляция также увеличилась за эти годы в 2 раза. Та же самая ситуация сложилась и с ростом бюджетного финансирования образовательной системы.

    Финансирование учреждений образования в 2004 году по отношению к 2001 году увеличилось на 1млрд.115 млн.рублей. В основном увеличение произошло из-за повышения заработной платы, начислений на заработную плату, прочие трансферты населению.

    Учитывая увеличение численности учащихся, штатных единиц, а также открытие новой сети образовательных учреждений, удорожания материалов, становится понятным, за счет чего произошло увеличение объемов финансирования.

    Финансирование учреждений образования по смете расходов (кроме заработной платы) производится несвоевременно и в основном в конце квартала и года.

    Сметы расходов ежеквартально пересматриваются.

    Министерство финансов Чеченской Республики и районные финансовые отделы отказываются финансировать образовательные учреждения, которые возобновили свою деятельность в послевоенный период, расходы на содержание которых были предусмотрены в проекте бюджета текущего года и согласованы с Министерством образования РФ и Министерством финансов РФ. На сегодняшний день не финансируются следующие учреждения: детский сад г. Аргуна, ДЮСШ по легкой атлетике Департамента образования г.Грозного, ДЮСШ Шаройского района, ДЮСШ №6 с.Толстой-Юрт Грозненского района и другие.

    Постоянные нарекания вызывает служба финотделов районных администраций: образовательные учреждения Республики финансируются с большими задержками.

    Контрольные цифры бюджета на новый финансовый год доводятся до районных отделов образования и до министерства с большим опозданием, так, по состоянию на 24 января 2005г. Министерство образования и науки не ознакомлено с бюджетом на 2005 год.

    Учащиеся общеобразовательных школ только на 70% обеспечены учебниками и учебными пособиями, оснащенность необходимой оргтехникой составляет 20%, спортивным инвентарем – 5%.

    Из-за отсутствия финансирования образовательные учреждения Республики не имеют возможности заключать договора по охране объектов.

    С 2003 года Министерством финансов Чеченской Республики ряд республиканских учреждений образования, такие как, Грозненский педагогический колледж, Гудермесское педагогическое училище, Чеченский колледж экономики и управления, Старосунженский учебно-производственный комбинат, Институт проблем образования, Институт повышения квалификации работников образования без согласования с нами финансируются напрямую, минуя министерство. Наши неоднократные просьбы об осуществлении финансирования указанных учреждений через наше министерство остаются безответными.

    Такой порядок финансирования вызывает большие затруднения при осуществлении контроля за целевым использованием бюджетных средств, бухгалтерским учетом и отчетностью.

    Министерство образования и науки Чеченской Республики располагается в приспособленном помещении. За период с 2001 года аппарату управления не выделялись средства на оснащение и модернизацию оборудования, на текущий ремонт.

    На 2005 год Министерством образования и науки ЧР, учитывая увеличение численности обучающихся, расширение сети образовательных учреждений, ввод в действие новых площадей и восстановление коммуникаций, необходимость полного перевооружения учреждений образования и модернизацию уже давно устаревшего оборудования, техники, инвентаря, восстановления библиотечного фонда, исчислено расходов на сумму 6 млрд.362 млн. руб., из них расходы на оплату труда с начислениями 1 млрд. 635млн.руб. и на содержание аппарата Министерства 32 млн.руб.

    Учитывая, что в настоящее время осуществляется формирование бюджета на 2005 год, выражаю уверенность, что новый финансовый год будет более благоприятным для системы образования ЧР.

    Уважаемые коллеги! Восстановление и нормальное функционирование системы образования ЧР стало возможным благодаря пониманию и поддержке со стороны Первого президента ЧР А.-Х. Кадырова, ныне действующего Президента – А. Алханова, руководителя федерального Агентства Г.А. Балыхина, Правительства Чеченской Республики, глав администраций районов, министерств и ведомств, родительской общественности, словом, всех тех, для кого будущее Республики неразрывно связано с возрождением образования.

    Разрешите выразить уверенность, что и в дальнейшем приоритетность образования будет оставаться непременным условием развития и обновления нашего общества, а это в свою очередь повысит доверие педагогических работников к органам власти, придаст учителю новый импульс вдохновения к творческому и созидательному труду.



      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Института проблем образования министерства образования и науки