• Ход урока Учитель географии.
  • Учитель изобразительного искусства.
  • Учитель географии.
  • Ученик.

  • Скачать 152.85 Kb.


    Дата11.01.2018
    Размер152.85 Kb.
    ТипИнтегрированный урок

    Скачать 152.85 Kb.

    Интегрированный урок географии, литературы и изобразительного искусства в 8 классе



    Тема: «Кавказ». Интегрированный урок географии, литературы и изобразительного искусства в 8 классе.

    Цели урока: формировать умение со­поставлять и анализировать тематические карты, составлять характеристику ПТК по плану, учить черпать географические зна­ния из дополнительных источников ин­формации, продолжать отрабатывать на­вык работы с контурной картой, воспиты­вать чувство прекрасного.

    Оборудование: физическая и клима­тическая карты Кавказа, школьные атла­сы для 8 класса, картины: «Вид Пятигор­ска» — автор М.Ю. Лермонтов, «Горы» — ав­тор Сарьян. Видеозаписи и слайды при­роды Кавказских гор, магнитные знаки полезных ископаемых.

    Ход урока

    Учитель географии. Здравствуйте, ре­бята! Садитесь. Сегодня мы приступаем к изучению одного из своеобразнейших природных районов — Кавказа.

    Учитель литературы. Ему подарили свою лю­бовь Пушкин, Лермонтов, художник Сарь­ян и другие замечательные сыны Отече­ства нашего.

    Учитель изобразительного искусства. Прекрасная природа Кавказа нашла свое отражение во многих полотнах художников.

    Учитель географии. Начинать изуче­ние природного территориального ком­плекса (ПТК) мы будем с географическо­го положения. Ответьте на вопросы:

    1. Что является границей между Русской равниной и Кавказскими горами?

    2. Какая часть Кавказских гор относит­ся к России?

    3. Какими морями омывается?

    4. С какими государствами граничит?
    После ответов учащиеся наносят на­званные объекты на контурную карту.

    Учитель географии. Охарактеризуй­те рельеф Кавказа.

    Ученики показывают по карте Предкав­казье, Большой Кавказ и Закавказье. К Рос­сии относят только Предкавказье и север­ную часть Большого Кавказа.

    Учитель литературы.

    М.Ю.Лермонтов так описывал Кавказские горы:

    Кругом, налево и направо,

    Как бы остатки пирамид,

    Подъемлясь к небу величаво,

    Гора из-за горы глядит;

    И далее царь их пятиглавый,

    Туманный сизо-голубой,

    Пугает чудной вышиной



    Учитель географии. Кроме цепи гор с пикообразными вершинами, на Кавказе есть отдельно стоящие горы — локкалиты, образовавшиеся в результате застывания лавы между слоями осадочных горных пород и приподнявшие при этом их верх­ний слой в виде купола.

    Эти места богаты минеральными источ­никами. Нанесите условные обозначения на контурную карту.

    Учитель литературы Известно, что М.Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотво­рение «Смерть поэта», в котором обвинял самодержавие в гибели Пушкина.

    Учитель М.Ю.Лермонтов, талантливейший поэт, обладал еще и большими способностями к живописи. Сохранились его рисунки Кавказских гор, сделанные им с натуры. (Демонстрируется репродукция картины «Вид Пятигорска»)

    «Солнечные лучи освещают поселок, в долине вьется река, на горизон­те цепи гор. Самые высокие горные вер­шины покрыты снегом. А на переднем плане среди изумрудно-зеленого кустар­ника расположены скалы. Плывут по небу розовато-лиловые, облака, создавая кон­траст с зеленью растений».

    Учитель географии. Самая высокая часть Кавказа — это Скалистый хребет, в котором находится высшая точка Рос­сии — г. Эльбрус (5б42 м). (Учащиеся на­носят ее на контурную карту)

    Учитель литературы Послушайте отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Измаил-Бей».

    Приветствую тебя, Кавказ седой!

    Твоим горам я путник не чужой:

    Они меня в младенчестве носили

    И к небесам пустыни приучили.

    И долго мне мечталось с этих пор

    Всё небо юга да утесы гор.

    Прекрасен ты, суровый край свободы,

    И вы, престолы вечные природы,

    Когда, как дым синея, облака

    Под вечер к вам летят издалека,

    Над вами вьются, шепчутся как тени,

    Как над главой огромных привидений

    Колеблемые перья, — и луна

    По синим сводам странствует одна.

    Как я любил, Кавказ мой величавый,

    Твоих сынов воинственные нравы,

    Твоих небес прозрачную лазурь

    И чудный вой мгновенных, громких бурь,

    Когда пещеры и холмы крутые

    Как стражи окликаются ночные;

    И вдруг проглянет солнце, и поток

    Озолотится, и степной цветок,

    Душистую головку поднимая,

    Блистает как цветы небес и рая...

    В вечерний час дождливых облаков

    Я наблюдал разодранный покров;

    Лиловые, с багряными краями,

    Одни еще грозят, и над скалами

    Волшебный замок, чудо древних дней,

    Растет в минуту; но еще скорей

    Его рассеет ветра дуновенье!

    Так прерывает резкий звук цепей

    Преступного страдальца сновиденье,

    Когда он зрит холмы своих полей...

    Меж тем белей, чем горы снеговые,

    Идут на запад облака другие

    Учитель географии.

    Почему Лермон­тов называет Кавказ седым? Каков возраст

    Кавказских гор? Докажите, что Кавказские горы молодые.

    Учащиеся перечисляют доказательства:



    а) остроконечные вершины;

    б) глубокие ущелья;

    в) большая высота;

    г) частые землетрясения.

    Учитель географии. Ученые утверж­дают, что Эльбрус — это потухший вулкан. Что подтверждает это утверждение?

    Ученики отвечают, что это подтвержда­ет наличие изверженных вулканических пород на склонах Эльбруса.

    Учитель литературы. Горы, горы... Одна гора выше другой. А там, за Тереком, отроги Казбека, среди них, в центре, увенчанная белой чалмой голова владыки Кавказа, стража Востока. Это к нему, по преданию, был прикован Прометей. (Демонстриру­ется картина МЮЛермонтова «Башня в Сиони близ Казбека»)

    Учитель изобразительного искусства. Рассмотрим картину Сарьяна «Горы». Картина Сарьяна «Горы» была написана в 1923 г. Это небольшое полот­но, но оно отразило всю красоту гор, включающую и плодородные долины, и горные пастбища, селения, леса, луга и неприступные вершины, прорезающие облака и стремящиеся к горячему солнцу, и прозрачный воздух.

    Пейзаж Сарьяна создает образ прекрас­ной природы Кавказа, вечной и неподвла­стной быстрому течению жизни, но в то же время — это образ бесконечно люби­мой Родины.

    Учитель географии. По тектоничес­кой карте определите, каково тектониче­ское строение территории и какие фор­мы рельефа на ней выделяют?

    Учащиеся после определения тектони­ческой структуры Предкавказья и форм рельефа наносят их на контурную карту.

    Отвечают на вопросы:



    1. Какие полезные ископаемые приуро­чены к осадочным породам Предкавказья?

    2. Какими полезными ископаемыми богаты горы?

    После получения ответов учащиеся от­мечают значками на контурной карте ме­сторождения полезных ископаемых и подписывают их названия.

    А вызванный к доске ученик на настен­ной карте устанавливает магнитные зна­ки полезных ископаемых.

    Учитель географии. В каких клима­тических поясах расположена Российская часть Кавказа:

    Ученик. В умеренном климатическом поясе и умеренно-континентальном типе климата.

    Учитель географии. Дайте характери­стику этому типу климата, используя кли­матическую карту.

    Учащиеся отмечают среднюю темпера­туру января и июля, годовое количество осадков и коэффициент увлажнения. Кро­ме того, они отмечают, что горный барь­ер способствует образованию на Черно­морском побережье Кавказа влажного суб­тропического климата, и выписывают в тетрадь его основные характеристики.

    Учитель географии. Часто зимой в район г. Новороссийска приходит бора — северный ветер, приносящий холодный воздух с Кавказского хребта в примор­скую часть. Бора в Новороссийске вызы­вает обледенение причалов, судов, дорог.

    1. Какие крупные реки протекают по
      территории Кавказа?

    2. Каков характер течения рек Кавказа?
      Объясните причины этого. Подтвердите
      свои слова примерами из произведений
      А.С.Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

    Ученик.

    Меж горных рек несется Терек,

    Волнами точит дикий берег,

    Клокочет вкруг огромных скал.

    (А.С. Пушкин)

    Терек воет, дик и злобен,

    Меж утесистых громад,

    Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят.



    (М. Ю. Лермонтов)

    (Демонстрируется слайд «Дарьяльское ущелье»)

    Зима проходит; облака

    Светлей летят по дальним сводам,

    В реке глядятся мимоходом;

    Но с гордым бешенством река,

    Крутясь, как змей, не отвечает

    Улыбке неба своего

    И белых путников его

    Меж тем упорно обгоняет.

    (М.Ю. Лермонтов)

    Учитель географии. Реки крутятся, как змеи, дикие, бурные... А на равнине скорость падает, реки петляют, находя самые низкие места. Посмотрите, сколько обломочного материала принесла р. Кума с гор и отложила его на низменности! (Демонстрация слайда)

    В Предкавказье, особенно в восточной части, существует проблема нехватки пресной воды. Как она решается?

    Ученик. Создаются водохранилища, строятся каналы.

    Учитель географии. Что является причиной наводнения на реках Кавказа?

    Ученик. Таяние ледников в горах и сильные ливни.

    Учитель географии. Все природные компоненты взаимосвязаны. По карте природных зон определите, в какой при­родной зоне расположено Предкавказье?

    Ученик. Степи и лесостепи на черно­земных и каштановых почвах — на западе; полупустыни и сухие степи — на востоке.

    Учитель географии. Как освоил чело­век эти природные зоны?

    Ученик. Степи распаханы, на них ко­лосится озимая пшеница, произрастают подсолнечник, кукуруза, выращивают ово­щи, фрукты, виноград. (Демонстрируют­ся слайды с видами полей и садов Кубани и Ставрополья)

    Учитель литературы. Ребята, я предлагаю рас­смотреть высотную поясность Кавказских гор на примере стихотворения А.С.Пуш­кина «Кавказ».

    Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ».

    КАВКАЗ

    Кавказ подо мною. Один в вышине



    Стою над снегами у края стремнины;

    Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

    Парит неподвижно со мной наравне.

    Отселе я вижу потоков рожденье

    И первое грозных обвалов движенье.

    Здесь тучи смиренно идут подо мной;

    Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

    Под ними утесов нагие громады;

    Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

    А там уже рощи, зеленые сени,

    Где птицы щебечут, где скачут олени.

    А там уж и люди гнездятся в горах,

    И ползают овцы по злачным стремнинам,

    И пастырь нисходит к веселым долинам,

    Где мчится Арагва в тенистых брегах,

    И нищий наездник таится в ущелье,

    Где Терек играет в свирепом веселье;

    Играет и воет, как зверь молодой,

    Завидевший пищу из клетки железной;

    И бьется о берег в вражде бесполезной

    И лижет утесы голодной волной...

    Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:

    Теснят его грозно немые громады.

    Учитель географии. Конечно, можно рассматривать высотную поясность и так. Скажите, какова главная причина смены природных зон в горах?

    Ученик. Уменьшение количества теп­ла с высотой.

    Учитель географии. Давайте, опреде­лим, на каких же высотах происходит смена растительности.

    Учащиеся работают со схемой «Высот­ная поясность Кавказа» в учебнике.



    Учитель географии. Обладая различ­ными природными зонами, Кавказ неза­меним для отдыха людей. Влажные суб­тропики — это царство цитрусовых, чая, винограда, теплого моря; выше в горах

    раздолье для любителей горно-лыжного спорта; минеральные источники незаме­нимы для поправки здоровья. Как же сохранить природу?

    Ученик. Необходимо создавать запо­ведники и заказники.

    Учитель географии. На Кавказе созда­ны Кавказский и Тебердинский заповед­ники. Здесь обитают редкие животные Кавказа, акклиматизировались зубры, благородные олени. (Демонстрируются слайды)

    Учитель географии. Горько и больно за то, что происходит сейчас в этом чу­десном крае: военные действия в Чечне, террористические акты, влекущие за со­бой смерть невинных граждан. Так хочет­ся надеяться, что придут мир и спокойст­вие на эту землю.

    Учитель литературы Ованес Туманян писал: «Кавказ — древний витязь, стоящий меж­ду Востоком и Западом, Югом и Севером. Тысячи людей прошли через Кавказ, все они были для Кавказа прохожими: одни явились друзьями, другие — недругами, третьи — гостями, а приемных сынов у него было мало. К числу этих немногих... принадлежат два великих русских поэта: А.С.Пушкин и М.ЮЛермонтов... Они люби­ли Кавказ, а Кавказ — их, и они стали на­веки великими сынами Кавказа».

    Закончить этот урок я хочу стихами

    М.ЮЛермонтова.

    Хотя я судьбой на заре моих дней,

    О южные горы, отторгнут от вас,

    Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

    Как сладкую песню отчизны моей,



    Люблю я Кавказ.

    Приложение 1

    Илькинская средняя общеобразовательная школа. Учитель географии Петрякова В.И., учитель русского языка и литературы Иванова Г.П., учитель изобразительного искусства Измайлова Л.Н.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Интегрированный урок географии, литературы и изобразительного искусства в 8 классе

    Скачать 152.85 Kb.