• Тип урока.
  • План урока. Организационный момент урока.
  • 2. Исторические сведения о капусте
  • Ход урока Организационный момент
  • 2. Исторические сведения о капусте.
  • 4. Заключительная часть.
  • Тема: Письменность и книга в Древней Руси Цель: познакомить с историей создания славянской азбуки; расширить знания учащихся, пополнить словарный запас.
  • Для самостоятельного изучения, проведение беседы на данную тему.

  • Скачать 79.75 Kb.


    Дата02.02.2019
    Размер79.75 Kb.
    ТипИнтегрированный урок

    Скачать 79.75 Kb.

    Интегрированный урок (русский язык + литература + музыка) по теме "Капустник" Цели и задачи урока: Обучающая задача. Освоить технологию квашения капусты. Закрепить материал по теме: "



    Интегрированный урок

    (русский язык + литература + музыка)

    по теме "Капустник"
    Цели и задачи урока:

    Обучающая задача.

    Освоить технологию квашения капусты. Закрепить материал по теме: “Календарно-обрядовый фольклор”. Показать, как уживаются в нашем быту языческие и православные обряды и традиции.



    Познавательная задача:

    Обобщить и повторить теме: “Календарно-обрядовый фольклор”. Пополнение словарного запаса, расширение кругозора.



    Воспитательная задача.

    Выработать четкость, аккуратность в работе, последовательность, собранность. Воспитывать у учащихся интерес и уважение к фольклору, традициям и обрядам.



    Развивающая задача.

    Развивать способность работать творчески, дружно и слаженно в группе.



    Психологическая задача:

    Создание психологически комфортной атмосферы.



    Тип урока. Урок интегрированный (литература, русский язык, музыка)

    Методы проведения урока. Игровые моменты, беседа, хороводы, работа в группах.

    Домашнее задание.

    1. Подготовить сообщения об истории капусты, ее полезных свойствах

    2. Найти загадки о капусте.

    3. Сочинить частушки о капусте.

    Оборудование:

    • инструкционные карты, карточки- задания.

    • для хоровода: капуста с нарисованным лицом и в шляпке под покрывалом

    • на доске словарные слова: шинковать, капуста, фитонциды, брокколи, савойская, брюссельская, белокочанная.

    План урока.

    1. Организационный момент урока.

     (звучит музыка заставка « На улице солнышко»-народная)

    Вступительное слово: стихи об осени, о традициях и обрядах, связанных с осенними праздниками - учитель литературы

    Хоровод - учитель музыки

    2. Исторические сведения о капусте, “Капустнике”, - учитель литературы, ученики.

    3. Заключительная часть урока. Подведение итогов - учитель литературы, музыки. Слово жюри.

    Приглашение гостей “капустника” на чай с пирогом.



    Ход урока

      1. Организационный момент.

    (звучит музыка заставка « На улице солнышко»-народная)

    Учитель литературы:

    “Октябрь уж наступил,


    Уж роща отряхает
    Последние листы
    С младых своих ветвей…”

    - сказал об осени поэт А.С. Пушкин

    Сегодня мы с вами собрались на “ капустник”, интегрированный урок, который будут вести два учителя. На дворе глубокая осень. Какие христианские и языческие праздники отмечают осенью?

    Ученики перечисляют. Свадьбы, Воздвижение креста Господне, Покров.

    Учитель литературы. На Руси древние обычаи, обряды и приметы остались в жизни восточных славян после их христианизации. Памятные дни и праздники православной церкви наслоились на вековые обряды, связанные с наблюдением за природой, периодами различных сельскохозяйственных работ, и семейные церемонии с их пищевой и иной обрядностью. День празднования Воздвижения Креста Господня во многих местностях считался датой начала сбора урожая капусты. 27 сентября – день Воздвиженья. Крестьяне подмечали: когда наступали первые заморозки, то “Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает”. Праздник отмечали однодневным постом. Следующий праздник за Воздвиженьем - Покров, который отмечается 14 октября. Это пора осенних свадеб. Снежный покров ассоциируется со свадебным нарядом невесты. С Воздвижения начинались капустники, капустные вечеринки в честь капусты, которые длились до Покрова. .[4]

    Учитель музыки. Девушки в “ капустники” в богатых уборах ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. На Руси народ хранит свои традиции и обряды. Чтобы дело у нас спорилось, начнем “капустник” с хоровода.

    Хоровод. Ученицы встают кружком вокруг предмета, спрятанного под покрывалом и исполняют хоровод:

    Сами землю, землю мы копали,


    Сами грядку, грядку насыпали.
    Припев: Завивайся, капустка,
    Завивайся густо-густо.
    Сами мы рассадушку сажали,
    Сами всходы, всходы поливали.

    Припев.


    Вот поспела, вот поспела
    Стала сочной, стала зрелой

    Припев.


    Ученица подходит к предмету под покрывалом, спрашивает наклонясь:

    - Что за скрип?

    - Что за хруст?

    - Это что еще за куст?

    - Как же быть без хруста?

    Это ведь.. .(покрывало падает и шикарно наряженная капуста сидит в центре хоровода), все хором: “ капуста” - и (показывают на наряженную капусту в центре хоровода)

    Припев.

    2. Исторические сведения о капусте.

    Учитель литературы. Откуда произошло название капусты?

    Слово “капуста” произошло от латинского слова “капут”, переводится – “голова”. Достоинства этого овоща во все времена оценивались как несравненные. Великий математик Пифагор, живший в 4 веке до новой эры, считал, что именно капусте мы обязаны хорошим зрением, крепким здоровьем и ясным умом. Об этом преклонении древних перед капустой говорят и строки из романа “ Евгений Онегин”: “ Живет, как истинный мудрец, капусту садит, как Гораций…” [5]

    А что бы вы добавили о капусте?

    Ученицы :1-я. Квашенная капуста…. Кто не пробовал квашенной капусты!. Сегодня как и много лет назад , она занимает важное место в нашем рационе питания. Капуста очень ценный продукт питания. Полезность капусты объясняется содержанием в ней минеральных солей, витаминов, углеводов, белков.[2]

    2-я. Салаты из нее содержат много аскорбиновой кислоты, витамины А,В1,В2,В6,РР,К. Углеводы капусты представлены глюкозой, фруктозой, клетчаткой, крахмалом. По наличию солей кальция капуста превосходит картофель почти в 5 раз, аскорбиновой кислоты в ней больше, чем в лимоне на 5 %. Она богата солями кальция, фосфора, хлора, серы.

    3-я. На Руси капусту начали выращивать в IX веке, древние славяне получили ее от греко-римских колонистов Крыма. Славяне научили квасить капусту немцев, а потом и другие народы.

    4-я Существует листовая, брюссельская, цветная, спаржевая, савойская капуста, но самая распространенная – белокочанная. . Белокочанная капуста исстари считалась целебным растением и использовалась для лечения многих болезней. Этими советами пользуются и в наши дни. Свежие листья белокочанной капусты прикладывают к кровоподтекам, нарывам, суставам.

    5-я. Сок капусты для полоскания горла при ангине; пьют его при туберкулезе; для уменьшения зубной боли, улучшения пищеварения, лечения язвы желудка и гастрита; при ревматизмах, как болеутоляющее средство В капусте содержатся фитонциды, которые обладают бактерицидными свойствами и подавляют рост и развитие бактерий стафилоккоков, туберкулезной палочки и другие микробы. [2]

    Учитель литературы (заключительное слово, обобщение): С Воздвижения начали квасить капусту. “На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца”- народная пословица. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту, а за ними являлись парни и свахи высматривать невест. Чтобы понравиться жениху и свахе девушкам работать надо хорошо. Девушки знают: “Смекай девка про капусту, да помни про жениха”.[5] Сегодня представим, что свахи - наши гости, они же и жюри, будут оценивать вашу работу по бригадам и выбирать лучших хозяюшек.

    Учитель литературы. (работа с карточками)

    Когда все соберутся, провести конкурс пословиц о капусте. Чья группа назовет больше пословиц и поговорок. 

    Следующий конкурс “Чья бригада найдет ответ первой”

    Учитель литературы. А еще есть современное толкование слова “капустник”, название которого пошло от собраний в театре артистов с юмористическими представлениями, шутками, частушками и пр.

    Учитель музыки. Давайте устроим “ веселый капустник”. Предлагаю конкурс частушек о капусте.

    Какие пословицы, приметы, поговорки связаны с этими праздниками? Какие вы сочинили сами стихи и загадки о капусте?



    4. Заключительная часть. Подведение итога урока.

    Учитель музыки . Хорошо ли провели капустник с хороводами и песнями? Вы хорошо поработали и получили следующие оценки

    .Учитель литературы. Много ли вы узнали нового о капусте, об истории, традициях и обрядах связанных с заготовкой капусты? (Оценивает.) Обращается к жюри: “Вы внимательно смотрели как квасили капусты девушки, выбрали ли достойных хозяюшек?”

    Слово гостям и жюри.

    Приглашаем гостей к чаю. Девушки становятся вкруг и поют хором:

    К нам гости пришли,


    Дорогие пришли,
    Мы не зря компот варили
    Пироги пекли,
    Мы не зря компот варили
    Пироги пекли,
    С картошкой пирог,
    С клубничкой пирог, 
    А который самый вкусный-
    С капустой пирог.

    Всех приглашаем на капустный пирог!

    Литература

    Б.Л. Смолянский. “ Религия и питание”.

    Г.Д. Рыженков. Народный месяцеслов. М., Современник.1991.



    Тема: Письменность и книга в Древней Руси 

    Цель: познакомить с историей создания славянской азбуки; расширить знания учащихся, пополнить словарный запас.

    Для самостоятельного изучения, проведение беседы на данную тему.

    В городе Солуне, в Македонии, "жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божий... У них было семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом". Этими словами начинается "Житие Кирилла и Мефодия". Именно им принадлежит заслуга создания в 863 г. славянской азбуки – событие, культурное значение которого для славянских народов – болгар, русских, украинцев, белорусов, сербов, хорватов – трудно переоценить. 



    Кириллица или глаголица? 

    История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий (Болгария входила тогда в состав Византии) распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее-то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой. 



    Учился Кирилл при дворе византийского императора и кроме родного, греческого, знал славянский, латинский, еврейский и арабский языки. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами. Некоторые из них сохранились в современном алфавите – б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления – ять, юс, ижица, фита. 

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Интегрированный урок (русский язык + литература + музыка) по теме "Капустник" Цели и задачи урока: Обучающая задача. Освоить технологию квашения капусты. Закрепить материал по теме: "

    Скачать 79.75 Kb.