Скачать 128.14 Kb.


Дата06.10.2017
Размер128.14 Kb.

Скачать 128.14 Kb.

Ирина Яковлевна Коншина-Реутова



Ирина Яковлевна Коншина-Реутова

«Большая женщина!»

«Большая женщина! Ее вполне оценит история будущего», - так отозвался в 1913 г. об Ирине Яковлевне Коншиной один из её современников В.Н. Быков.

Увы, «история будущего» не оценила эту «Большую женщину», как и многих других, положивших жизнь в помощь нуждающимся и отверженным.

Однако надо, надо спасать от забвения имена людей, жизнь и деяния которых могут служить истинным примером величия человеческой души для потомков.

Ирина Яковлевна Коншина, урождённая Эмма Мэршон, родилась в 1867 году в американском штате Айова. По национальности - немка, предки - выходцы из Франции. Большую часть юности она провела в Калифорнии, где окончила Женский институт. Затем поступила в Миланскую Оперную школу и стала ученицей всемирно известного оперного педагога театра Ла Скала Франческо Ламперти и профессора Ванучини. Окончив школу Ламперти, она получила специальность оперной певицы и учителя пения.

Эмма Мэршон была необыкновенно хороша собой, владела несколькими языками и обладала прекрасным голосом – колоратурным меццо-сопрано. На сцене ей пророчили большое будущее. Всемирно известные оперные театры заключали с ней контракты на самых выгодных для неё условиях.

В Италии Эмма Мэршон познакомилась с Николаем Коншиным (1862-1915?), сыном известного русского текстильного магната Николая Николаевича Коншина старшего (1833-1918). В 1882 году за заслуги перед Отечеством купцы Коншины были пожалованы дворянством. Николай Коншин младший имел прекрасный голос – тенор. Вопреки воле отца, желавшего, чтобы сыновья продолжали его дело, он окончил Московскую консерваторию и затем школу драматической оперы в Риме, после чего заключил контракты с оперными театрами, в частности с Императорским оперным театром в Москве.

Николай Коншин, очарованный красотой и удивительным голосом Эммы Мэршон, сделал ей предложение. 15 апреля 1890 года они обвенчались во Флоренции в Русской Императорско-посольской православной Христовоздвиженской церкви.

Супруги стали совместно выступать в театрах и концертных залах, но внезапно их карьера оборвалась. Что было истинной причиной крушения оперной карьеры Коншиных, трудно сказать. Семейное предание гласит, что будто бы во время их выступлений в Англии английская королева пожелала присутствовать на генеральной репетиции, но Николай Николаевич опоздал на целый час. Разразился грандиозный скандал. Коншины вынуждены были покинуть Англию. Все контракты с ними были расторгнуты. Они приехали в Россию, где в одном из столичных театров Коншина освистали. Поговаривали, что к этому приложил руку Н.Н. Коншин старший. После этого Николай Коншин окончательно поставил крест на оперной карьере, запретив петь и супруге. Он увёз свою блестящую жену в захолустное сельцо Ахлебинино Калужской губернии, где имел кирпичный завод на «коншинских Пятницких двориках», расположенных на окраине села, а также конный завод, который с 1884 года уже был известен как образцовый с лучшими верховыми лошадьми из породы гунтеров и др., славившимися далеко за пределами Калуги. Лошади продавались военному ведомству по цене от 500 до 1 500 рублей в Москву, Петербург, Варшаву и даже за границу. Николай Николаевич постоянно принимал участие в скачках и выставках по коневодству в Калуге, Нижнем Новгороде, Москве, получая высшие награды и призы.

К моменту появления Коншиных в Ахлебинине там процветали невежество, пьянство и эпидемии.

После смерти первого сына (Нестора) Коншина приняла православие (она была англиканского вероисповедания) и православное имя Ирина. Так она стала Ириной Яковлевной Коншиной.

Калужская земля, на которой она проживёт более 40 лет, после Америки и Италии станет для неё третьей родиной.

Будучи творческим человеком, с хорошими организаторскими задатками, Ирина Яковлевна задалась целью переустроить жизнь ахлебининцев и жителей близлежащих деревень к лучшему. Она развернула широкую благотворительную и просветительскую деятельность.

Чтобы облегчить беспросветную жизнь крестьян она организовала в Ахлебинине - д. Мининки кустарный промысел народных вышивок в технике «калужская перевить», «вологодские стекла» и др.

В организации промысла ей помогали Софья Эммануиловна Мамонова, помещица из соседней деревни Тимошовки и учительница Татьяна Ивановна Чурикова-Цветкова. Им удалось привлечь к своему делу около 700 мастериц из 69 сёл, что доставляло доходов более 4 000 рублей (на 1909-1910 гг.). Крестьянские работы выставлялись на сельскохозяйственных и кустарных выставках в Калуге, Серпухове, Одессе, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, а также за границей, получая самые высокие награды и широкий рынок сбыта в России и за рубежом.

В одном из писем к губернатору Калуги С.Б. Горчакову Ирина Яковлевна писала, что за работу по развитию народных промыслов она получила одобрение «Высочайших особ царской семьи Романовых» и получила от них 10 000 рублей на продолжение дела. Она выстроила мастерскую, где мастерицы занимались вышивкой, а мальчики ткали ковры, которые на одной из выставок были отмечены бронзовой медалью. Этими коврами был впоследствии украшен возрождённый И.Я. Коншиной храм Успения Пресвятой Богородицы. Народные промыслы, организованные Ириной Яковлевной просуществовали примерно с 1894-го по 1916 год.

Николай Коншин не одобрял благотворительных устремлений своей супруги и денег ей не давал. Он же запретил ей восстанавливать храм Успения, это намерение она смогла осуществить лишь после его смерти. Ирина Яковлевна стала прихожанкой Никольской церкви в соседнем селе Потросово-Никольском, где её стараниями к церкви была пристроена и освящена трапезная. Для нужд Никольской церкви она ежегодно выделяла 150-180 рублей. В Потросовской церковно-приходской школе Коншина преподавала церковное пение, следуя уставу братства Святого Апостола Иоанна Богослова, членом которого она состояла. Недалеко от церкви она выстроила гимназию, не успев возвести крышу, здание гимназии сохранилось доныне.

В Ахлебинине Ирина Яковлевна в отсутствие мужа поставила «на большаке» кирпичную часовню, за что была наказана недовольным супругом к огорчению сельчан.

В 1905 году Коншина открыла в Ахлебинине церковно-приходскую школу сначала двухклассную, а затем расширила её до 5-6 классов, где обучалось около 90 учеников. В школе работали мастерские: для мальчиков – столярные, для девочек – художественной вышивки. Церковное пение она преподавала сама. При школе Ирина Яковлевна устроила квартиры для учителей, которые были обязаны брать на воспитание детей-сирот или детей из многодетных бедных семей. Позднее их перевели в Детский приют, который И.Я. Коншина выстроила в полуверсте от Ахлебинина, где она для этой цели арендовала часть имения В.Я. Бедлинского при дер. Средняя фабрика. Это красивейшее место называли «Русской Швейцарией». Сначала там находилось 28 мальчиков и 16 девочек, позже – около 75 детей. Приютом заведовала Ю.М. Гусева, а позже Валентин Васильевич Реутов, ставший после смерти Коншина вторым мужем Ирины Яковлевны. Для детей приюта было приобретено 13 коров и сепаратор для производства масла, которое реализовывали на рынке. В этом же имении Коншины завели мануфактурную фабрику.

Кроме всего прочего, Ирина Яковлевна создала и возглавила в Ахлебинине общество трезвости и народную библиотеку, в фонде которой имелись книги по кустарным ремёслам, а также исторического, философского и богословского содержания.

По церковным праздникам в Ахлебинино стекался народ из близлежащих сёл и деревень на «духовные чтения» с «волшебным фонарем», которые проводились в течение двух дней с утра до позднего вечера. Священники устраивали с народом беседы на религиозно-нравственные темы: «О православной вере», «О Троице-Сергиевой Лавре», «О вреде пьянства» и т.п. После чтений устраивались церковные песнопения, а по окончании каждому пришедшему ребёнку дарили молитвенник, Евангелие и Библию.

Весьма показательна надпись епископа Иннокентия на Библии, подаренной И.Я. Коншиной: «Святейший Правительствующий Синод, ревнующую о наставлении детей в вере и благочестии по учению святой Православной церкви, попечительницу Ахлебининской двухклассной церковно-приходской школы Калужской епархии и уезда, дворянку Ирину Коншину благословляет сею книгою в поощрении любви ея к детям, являемой делом и истиною».

Хотя оперной карьере Ирины Коншиной был положен конец, она давала в Ахлебинине уроки вокала начинающим певцам. Довелось Ирине Яковлевне и самой выступить вместе с мужем в благотворительном концерте «в пользу бесприютных детей г. Калуги», который был устроен 25 августа 1896 года в калужском Дворянском собрании. Коншины исполнили дуэт из «Травиаты» Верди и «Ангела» Рубинштейна. Ирина Яковлевна исполнила вальс «Нимфа и Сильван» Бемберга, каватину из оперы «Севильский цирюльник» Россини и несколько романсов Чайковского и Рубинштейна «на бис». В «Калужских ведомостях» за 1896 г. (№ 95) рецензент писал о Коншиной : «…она обладает роскошным колоратурным сопрано, ласкающим слух, привлекает слушателя приятным тембром своего голоса, а детальная отделка в пении и прочувствованность составляют неотъемлемые достоинства артистки».

Ирина Яковлевна прекрасно владела органом и роялем, рисовала. Она сама создавала рисунки для крестьянских вышивок, обучала рисунку и «перспективе».

И.Я. Коншина сумела объединить вокруг себя не только ахлебининцев, но и жителей окрестных деревень, как крестьян, так и дворян, Гагариных, Полторацких, Голицыных, Осоргиных, фон Рене и др.

Во время первой мировой войны она оборудовала при школе помещение для раненых воинов. По воспоминаниям местных жителей, она сама их лечила и выхаживала.

В то время как Ирина Яковлевна занималась благотворительностью и воспитанием двух своих сыновей Николая (1899-1953) и Георгия (1904-1966), её супруг занялся строительством в Ахлебинине архитектурно-паркового ансамбля. По приезде из Европы он постепенно, в течение нескольких лет, скупил все ахлебининские земли разорившегося купца Н.Г. Панова. Эти земли вместе с хозяйственными постройками, садами и лесом в 511 десятин были обозначены за Коншиным уже в 1898 году вместе с дер. Мининки. Есть основания предполагать, что сады Панова и часть лесных угодий были отданы Коншину в аренду с 1892 по 1898 год.

Со слов местных жителей Коншин сначала вырубил «под корень» приобретённый лес, а затем засадил земли лучшими культурами хвойных пород, в частности «корабельными мачтовыми соснами».

На вновь приобретённой земле Коншин расширил свой конный завод.

Для задуманного архитектурного комплекса Николай Николаевич выбрал самое высокое место на крутом берегу Оки. Строительством усадебного дома и окружающих его построек, а также устройством парка он руководил сам. Современники утверждали, что он отлично разбирался в инженерном и строительном деле. Автор проекта усадьбы не известен, однако известно, что Коншины всегда пользовались услугами именитых архитекторов, таких, как Шехтель, Клейн. Согласно утверждению одного из местных жителей, Коншин собирался возвести главный дом в пять этажей с двойной круговой колоннадой для того, чтобы с высоты главного дома и с колоннад была видна не только Калуга, но и можно было бы «обнять все небеса с облаками». Закончить своё строительство он не успел, так как около 1915 года покончил собой - застрелился (по одной из версий был убит собственным лакеем). Он успел возвести первый этаж господского дома, примыкающий к оранжерее и два высоких флигеля, которые напоминали замки. Весь ансамбль был спроектирован идущим от центральной оси главного дома с выступающей впереди оранжереей, служащей как бы подпорным подклетом с расходящимися в обе стороны мощными стенами, устремлёнными к двум (западному и восточному) флигелям (полностью сохранился только западный, именуемый «Красным домом»). У обоих флигелей были полукруглые ротонды-веранды. К каждому из них примыкали пандусы, предохранявшие гору от оползня. Западный флигель предназначался для старшего сына Николая, а восточный для младшего – Георгия.

Этот ансамбль воспринимался снизу, со стороны реки, птицей, парящей над высоким берегом. Особый интерес и поныне представляет оригинальная композиция усадебной набережной, образующей четыре яруса террас, напоминающих итальянские сады эпохи барокко. Чрезвычайный интерес в архитектурном, инженерном и эстетическом плане представляет собой оранжерея – уникальное сооружение, которому нет аналогов.

Вот что писал об усадьбе в 1913 году В.Н. Быков: «И, наконец, приближаясь к Калуге, на левом берегу реки вас встречает барский дом имения «Охлябинина» московского фабриканта Н.Н.К. Точно два стража-великана охраняют это своеобразное здание две высоко поднимающиеся башни. Здесь, говорят, все время, и лето, и зиму, живет одна из больших женщин нашего времени, И.Я. К-на.

Дочь американского пастора, перекочевавшая к нам в Россию вопреки желания своих родных, пугавших ее глубокими снегами, непроходимыми дебрями, ревом диких медведей, для которых не написаны никакие законы, и беспощадным своеобразным самодурством русских людей, - она пренебрегла всем, пришла в чужой неведомый ей край, приняла православие, много пережила, много перестрадала и отдалась церкви и Христу так, что многие произносят имя этой подвижницы духа в миру в наше время с благоговением».

В 1910 году плодовый сад Коншиных уже отмечался как «первый по величине во всем уезде». Сад, как и конезавод, содержался образцово. Многие крестьяне вспоминали, как «барыня Ирина Яковлевна» постоянно угощала их детишек, не только яблоками, но зимой даже мороженой клубникой, ягодами (из подвалов-ледников) во время праздников, которые она постоянно устраивала для всех детей Ахлебинина и соседних деревень. Во время Рождества около главного дома ставилась огромная ёлка, и пришедшая со всей округи детвора оделялась гостинцами. Подобные праздники часто проводились в школе, где организовывались концерты. Всем выступающим «барыня Ирина Яковлевна обязательно дарила дорогой гостинец: вышивку, игрушку, кулек конфет с обязательным молитвенником».

С именем Ирины Яковлевны Коншиной связано возрождение храма Успения Пресвятой Богородицы, известного с 1583 года. После смерти мужа она восстановила «новоустроенную» церковь (на месте разрушенной часовни одного из прежних владельцев Ахлебинина Баскакова). В этой церкви и состоялось молитвенное поминовение Николая Коншина младшего.

Вот как описывает это событие «Церковно-общественный вестник» за 1916 год: «16 апреля, в субботу Светлой недели Преосвященнейший Георгий, епископ Калужский и Боровский, изволил отбыть в 7 ½ часов утра при колокольном звоне в сельцо Ахлебинино, Калужского уезда, для освящения новоустроенного храма во имя Успения Божией Матери в имении Ирины Яковлевны Коншиной. По пути следования Владыка был встречен в с. Калужке настоятелем храма священником Низяевым с иконами и пением пасхальных песнопений. По переезде через Оку Никольским перевозом Его Преосвященство был встречен духовенством ближайших приходов с крестным ходом, который и сопровождал архипастыря до самого храма. Облачившись, Преосвященнейший Георгий сначала изволил совершить освящение новоустроенного храма при участии ректора духовной семинарии протоиерея А. Преображенского; кафедрального протоиерея Д. Некрасова, ключаря кафедрального собора протоиерея М. Дмитриевского, настоятеля Сергиевского скита иеромонаха Герасима, благочиннаго; священника с. Логина М. Смирнова, благочиннаго; священника с. Макарова Д. Соколова и священников сел Авчурино – Д. Луганского; Никольского – В. Знаменского; Калужки – К. Гайгерова и Зенилова – С. Троицкого. За сим последовало служение Его Преосвященством божественной литургии…В конце литургии Преосвященейший Владыка изволил обратиться к предстоящим с высоконазидательным словом о значении храма в жизни христианина вообще и о назначении новосозданного храма молитвенного поминовения покойного владельца имения Н.Н. Коншина. По окончании литургии Его Преосвященство изволил совершить молебен вне храма перед Чудотворным образом Калужской Божией Матери…Молебен закончился обычным многолетствованием. По возвращении в храм и облачении в мантию Его Преосвященство изволил благословлять народ и раздавать приготовленные храмоздательницею иконки и листки религиозно-нравственного содержания».

Жители Ахлебинина были бесконечно благодарны Коншиной за Успенскую церковь. Помимо икон церковь украсили крестьянскими вышивками, кружевами, полотенцами и коврами. Многие оклады и церковные облачения вышивала сама Ирина Яковлевна вместе со своими мастерицами.

Позднее была сооружена деревянная колокольня с девятью колоколами.

После смерти мужа И.Я. Коншина вышла замуж за священника Валентина Васильевича Реутова, который в 1912 году приехал из Сергиева-Посада, где окончил Духовную академию в Троице-Сергиевой Лавре. Ирина Яковлевна пригласила его в качестве учителя для своих сыновей. Реутов был на 20 лет её моложе.

В 1918 году В.В. Реутов, пытаясь спасти Успенскую церковь от разграбления новой властью, обратился к Преосвященнейшему Феофану, Епископу Калужскому и Боровскому, с прошением: «Покорнейше прошу Ваше Преосвященство перевести меня на ту же должность к безприходной церкви Успения Божией Матери при бывшем имении Н.Н. Коншина сельца Ахлебинина. Псаломщик с. Авчурина Валентин Реутов. 1918 года 4 июня».

После 1918 года семья Реутовых переехала в Калугу, где Ирина Яковлевна преподавала оперное пение вначале в музыкальном техникуме, а затем, после его объединения с театральным в 1924 году – в профессионально художественной школе. В 1920-30-е гг. она поставила в Калуге в народном театре со своими учениками оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Алеко» Рахманинова и занималась организацией концертов с участием столичных знаменитостей. Оперы исполнялись под аккомпанемент двух концертмейстеров: И.Я. Коншиной-Реутовой и Т.Ф. Достоевской, племянницы писателя. Исполнителями были дети рабочих и служащих.

У Коншиной-Реутовой учились вокалу многие калужане, приезжали брать уроки и москвичи, в том числе и будущая знаменитость В.В. Барсова.

В 1920-е гг. у Ирины Яковлевны была возможность выехать к родственникам в Америку, но она не смогла оставить Россию, однако отправила туда обоих своих сыновей. Судьба старшего, Николая, скрипача и певца, сложилась в Америке неудачно, а Георгий по некоторым данным жил во Флориде и даже был конгрессменом этого штата.

Усадьба в Ахлебинине при советской власти безжалостно уничтожалась. Сейчас на её территории располагается областная психиатрическая больница. В 1991 году усадьба была взята под государственную охрану, однако до сих пор её участки продолжают застраиваться новым поколением российских предпринимателей. Ныне в Калужской области создана общественная организация «Возрождение усадьбы Ахлебинино», цель которой – восстановление историко-культурного памятника, его архитектуры и ландшафта, а также возрождение духовных традиций прошлого.

Умерла Ирина Яковлевна в мае 1937 года. Её похоронили на Пятницком кладбище г. Калуги в окружении многочисленных благодарных учеников.

Ирина Яковлевна за свои добрые дела пользовалась большим уважением среди простых людей. В народе её прозвали «Коншицей-кормилицей» и «благодетельницей». В заключение своей статьи мне бы хотелось привести сохранившиеся о ней народные воспоминания: «Такой барыни на свете не сыщешь! Больно набожная была, добрейшая! Сдохнет корова али телка: придешь к ней – она тебя обогреет, обласкает – и даст корову»; «Не боялась ни холеры, ни тифа – кажную неделю обходила все подряд крестьянские дома, всех лечила…Особливо любила детишек…Ее все стремились записать в “крестную”»; «У нее денег не было, так она за наши вышивки управляющему распишет записочку. Тот выдаст нам крупы, материалу, все что надо! У нас и пьянства-то не было: все занимались делом…Культурность наша барыня такую тут разводила, что все деревни к нам сбегались. А они-то другим помещикам принадлежали! Приятная была Ирина Яковлевна! Навеки её помнить будут!»

Ничего не добавишь - воистину Большая женщина – дай Бог, чтоб помнили!

Список литературы:




  1. Калужская энциклопедия. Калуга, 2000

  2. Г.В. Галицкая. Усадьба Коншиных Ахлебинино. Русская усадьба. № 10

  3. Г.В. Галицкая. Духовная и благотворительная деятельность Ирины Яковлевны Коншиной-Реутовой на Калужской земле. Калуга в шести веках. Калуга, 1999

  4. Г.В. Галицкая. Подлежит забвению? Весть. 29 августа 1992

  5. Г.В. Галицкая. Родом из Айовы. Весть. 6 августа 1992

  6. Г.В. Галицкая. Род Коншиных. Калуга в шести веках. Калуга, 2003

  7. В.Н. Быков. Тихие приюты для отдыха страдающей души. М., 1913




Коьрта
Контакты

    Главная страница


Ирина Яковлевна Коншина-Реутова

Скачать 128.14 Kb.