• Использование этнокультурного материала на уроках технологии как средство развития познавательной активности учащихся Автор опыта
  • Сведения об авторе Лысенко Сергей Иванович
  • Тема опыта
  • Условия возникновения и становления опыта
  • Целью
  • Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике
  • Длительность работы над опытом – 5 лет.
  • Теоретическая база опыта
  • Формы организации учебной работы по теме исследования
  • Условия: личностно-ориентированный подход Компетентностый подход Результат
  • Успеваемость учащихся по технологии за последние 3 года составила -100%
  • Учебный год 2007–2008 уч.год 2008 – 2009 уч. год.
  • Тема: Использование древесины в современном строительстве. Цель
  • Методическая цель



  • страница1/3
    Дата15.06.2018
    Размер1.87 Mb.
    ТипУрок

    Использование этнокультурного материала


      1   2   3

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Большехаланская средняя общеобразовательная школа

    Корочанского райнона Белгородской области»

    Использование

    этнокультурного материала

    на уроках технологии как средство развития познавательной активности учащихся

    Автор опыта

    Лысенко Сергей Иванович,

    учитель технологии

    «Большехаланская СОШ»

    2011


    Содержание


    1. Сведения об авторе ………………………………………………3

    2. Условия возникновения и становления опыта………………….4

    3. Актуальность опыта………………………………………………4

    4. Теоретическая база опыта………………………………………5

    5. Технология опыта………………………………………………..6

    6. Результативность опыта………………………………………..8

    7. Библиографический список……………………………………10


    Сведения об авторе

    Лысенко Сергей Иванович – учитель технологии и изобразительного искусства МОУ «Большехаланская средняя общеобразовательная школа

    Корочанского района Белгородской области»



    1. Тема опыта «Использование этнокультурного материала на уроках технологии»

    2. Педагогический стаж - 27 лет.

    3. Учебное заведение, которое закончил, дата окончания - Курский педагогический институт, 1984 год.

    4. Категория вторая.

    5. Участие в экспериментальной работе: «Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно- воспитательном процессе»

    Опыт представлен обобщенными материалами:


    • Выступление на совещании при директоре «Об организации обучения учащихся 10 -11 классов МОУ «Большехаланская средняя общеобразовательная школа» строительным профессиям по профессии «Плотник» в 2007- 2008 учебном году»

    • Открытый урок по теме «Применение древесины в современном строительстве» 2009.

    • Выступление на районном методическом объединении учителей технологии по теме «Этнокультурный компонент на уроках технологии» 2010.

    • 2010 г. Участие в областном конкурсе творческих проектов «Дом, который строю сам»

    • Публикация в журнале № 1(3), 2010 год. «Корочанский край».

    • 2011 год « Выступление на районной практической конференции по теме

    «Использование этнокультурного компонента на уроках технологии»

    Условия возникновения и становления опыта

    Развитие познавательной активности учащихся является одной из ключевых проблем современного образования. Работая учителем технологии, я столкнулся с тем фактом, что большинство учащихся имеют поверхностные знания о народных ремеслах и промыслах родного края, современном сельскохозяйственном и промышленном производстве, строительном комплексе Белгородской области. Наше село издавна славится своими богатыми трудовыми традициями. В начале XX века кустарно – промышленная слобода Большая Халань являлась центром овчинно-шубного промысла Курской губернии. В слободе Халани были развиты также сапожный, кузнечный, бондарный, столярный промыслы, производство кирпича. Однако не все учащиеся проявляют должный интерес к ознакомлению с массовыми рабочими профессиями, получению первоначальной профессиональной подготовки.



    Актуальность опыта.

    В настоящее время вопросы повышения интереса учащихся к массовым рабочим профессиям, получения первоначальной Решением данной проблемы является использование этнокультурного компонента на уроках технологии.



    Целью опыта является активизация познавательной деятельности, развитие творческой активности, духовно- нравственное, патриотическое воспитание учащихся.

    Задачи:

    1. Разработать модули этнокультурного содержания к программам по технологии.

    2. Провести уроки с использованием этнокультурного материала.

    3. Создать условия для познавательной деятельности, развития творческой активности, духовно- нравственного, патриотического воспитания учащихся.

    Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике:

    - между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками,

    - между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений на уроках технологии,

    - между высоким уровнем содержания курса и дефицитом учебного времени успешно решаются в данном опыте.


    Ведущая педагогическая идея опыта - создание на уроках технологии условий для сознательного активного участия в творческой деятельности, приносящей радость открытия, радость достижения поставленной цели.
    Длительность работы над опытом – 5 лет.

    Работа над опытом осуществлялась в три этапа:

    На первом этапе я занимался самообразованием, выбрал тему работы по самообразованию. Тема работы над опытом «Использование этнокультурного компонента на уроках технологии как средство развития познавательной активности учащихся». Считаю, что данная тема является важной и нужной.

    1. Разработка модулей этнокультурного содержания к программам предметов учебного плана.

    2. Разработка методических рекомендаций, внедрение этнографических модулей в учебно-воспитательном процессе.

    3. Обобщение и распространение опыта работы по теме.

    Работа над опытом является логическим продолжением деятельности педагогического коллектива по реализации авторской программы «Мое село – мои традиции», реализация которой осуществлялась в школе с 2006 года. В результате этой работы был собран материал о ремеслах и промыслах села Большая Халань: документы, фотографии, орудия труда, изделия народных мастеров, выполнена научно-исследовательская работа на тему «Овчинно-щубный промысел села Большая Халань».

    В 2009-2010 учебном году на подготовительном этапе работы был сделан анализ программного материала образовательной области «Технология», выделены разделы и темы, при изучении которых является целесообразным использование этнокультурного материала. По каждому из разделов учебной программы разработаны этнокультурные модули, определено их содержание, оптимальные формы и методы использования в учебной деятельности.

    В текущем учебном году осуществляется внедрения этнокультурных модулей в учебном процессе.
    Диапазон опыта - система уроков и внеклассных мероприятий в 5 – 11 классах МОУ «Большехаланская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области».

    Теоретическая база опыта

    Данный опыт опирается на программу экспериментальной работы «Развития национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно-воспитательной работе», разработанной Белгородским государственным музеем народной культуры, под руководством ведущего научного сотрудника А.А. Басаргиной. Методической основой опыта являются исследования этнографов Т.И. Агапкиной, И.В. Власовой, исследования особенностей культуры Белгородчины И.И. Веретенникова, И.Ф. Исаева.



    Основные методы:

    • Исследовательская деятельность.

    • Проектная деятельность.

    • Участие в конференциях.

    • Вовлечение во внеклассную деятельность.

    Формы организации учебной работы по теме исследования:

      • уроки технологии в учебной мастерской, на производстве,

      • музейные уроки,

      • лабораторно- практические,

      • учебно- производственные работы,

      • экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, строительные объекты, предприятия и организации лесной промышленности,

      • трудовая практика,

      • зачеты,

      • экзамены.

    Условия:


    • личностно-ориентированный подход

    • Компетентностый подход

    Результат:

    • Повышенный уровень ученической компетентности и самостоятельности учащихся.

    • Поисковые, исследовательские навыки учащихся.

    • Активизация внеурочной, развитие научно- исследовательской деятельности школьников.


    Технология опыта

    На уроках технологии учащиеся знакомятся с разнообразными сведениями краеведческого характера по изучаемым темам, вовлекаются в научно- исследовательскую деятельность, поисковую работу по сбору экспонатов для школьного музея.

    При изучении раздела «Технология обработки древесины» учащиеся 5- 7 классов знакомятся с народными ремеслами и промыслами Корочанского района: бондарным (село Большая Халань), санным, тележным (село Заячье), осваивают практические умения и навыки изготовления изделий из древесины для крестьянского подворья (топорища, грабли, черенки, столярные угольники, скалки, кухонные разделочные доски).

    При изучении раздела «Технология обработки металла» учащиеся 5-7 классов знакомятся с рабочими и сборочными чертежами ЗАО «Энергомаш

    Так, в 5 классе этнокультурный материал используется при изучении разделов «Основы чертежной грамотности» и «Материало-ведение».





    № занятия

    Тема урока

    Этнокультурный компонент

    Занятие 8

    Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе

    Чертежи производственного объединения «Белэнергомаш»

    Занятие 11

    Пиломатериалы. Древесные материалы.

    Древесные породы Белгородской области.

    Занятие 12

    Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них

    Ткацкий станок из экспозиции школьного музея.

    Текстильные волокна родного края.


    В 7 классе этнокультурный материал использован при изучении разделов «Материаловедение», «Декоративная обработка древесины», «Декоративная обработка металла».

    Технология, 7 класс


    Занятие 11

    Пиломатериалы

    Применение пиломатериалов в базовом хозяйстве

    Занятие12

    Свойство черных и цветных металлов. Сортовой прокат.

    Образцы железной руды, сортовой прокат Стойленского ГОКа.

    Занятие 16

    Художественное точение изделий из древесины

    Токарные изделия народных мастеров села Большая Халань

    Занятие 20

    Изготовление декоративных изделий из жести

    Изделия мастеров –жестянщиков с. Большая Халань

    Занятие 24

    Раскрой и изготовление швейного изделия

    Изделия мастеров овчинно-шубного промысла с. Большая Халань.

    В 8 классе на уроке технологии по теме «Изготовление изделий декоративного назначения» используются образцы токарных изделий народных мастеров села Большая Халань, на занятии по теме «История развития чертежа. Правила оформления чертежей. Стандартный чертежный шрифт» используются генеральный план Корочанского уезда XVIII века, карты слободы Халань Новооскольского уезда XIX в. При изучении темы «Архитектурно-строительные чертежи» демонстрируется к проект реконструкции Покровской церкви слободы Халань 1902 года.

    В 10 классе на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» при изучении темы «Древесина как строительный материал» используется материал о деревянных постройках (ветряных мельницах, мостах, амбарах) слободы Большая Халань начала ХХ века, на уроке по теме «Характеристика основных пород древесины и их промышленное применение» используются образцы древесных пород, Корочанского лесничества, изделия плотничного и столярного ремесел села Большая Халань, образцы столярных изделий Шебекинского лесхоза.

    В 11 классе на уроке по теме «Чертежи деревянных конструкций» демонстрируются образцы чертежей ТУ № 6, Технического лицея № 5 . Белгорода. При изучении темы «Деревянные фрезерованные детали для строительства» используются образцы досок для настилки полов и плинтусов ООО «Деревообрабатывающий завод ЖБК – 1» г. Белгорода. На уроке по теме «Паркет, паркетные доски и щиты» изучаются образцы штучного паркета производства ООО «Белоречье» с. Алексеевка Корочанского района.

    Учащиеся 10 – 11 классов на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» знакомятся с многовековыми традициями плотничного ремесла, инструментами и приспособлениями для выполнения плотничных работ, приемами ручной обработки древесины осваивают навыки выполнения плотничных соединений, знакомятся с конструкцией и технологией возведения старинных деревянных построек родного села: церквей, ветряных мельниц, амбаров, купеческих особняков, крестьянских хат, колодцев, мостов.

    В школьной учебной мастерской оформлены стенды: «Древесные породы Большехаланского сельского округа», «Пиломатериалы», «Изделия столярного промысла села Большая Халань», «Изделия деревообрабатывающих предприятий Белгородской области».

    Учащиеся 11класса принимали участие в ремонте Успенского храма.

    Работа по теме эксперимента является логическим продолжением деятельности педагогического коллектива по реализации авторской программы «Мое село – мои традиции», реализация которой осуществлялась в школе с 2006 года. В результате этой работы был собран материал о ремеслах и промыслах села Большая Халань: документы, фотографии, орудия труда, изделия народных мастеров, выполнена научно-исследовательская работа на тему «Овчинно-щубный промысел села Большая Халань». В 1623 году белгородские дружины разбили татар на реке Халани.

    Слобода Халань основана в первой половине XVII века переселенцами из Украины. Название слободы произошло по названия реки Халань, на которой она находится.

    Первое письменное упоминание о Халани относится к 1643 году.

    До отмены крепостного права слобода Халань принадлежала князьям Трубецким – потомкам первого Белгородского губернатора

    Ю.Ю. Трубецкого. В середине XIX века слобода Халань принадлежала новооскольскому помещику статскому советнику князю Ю.И. Трубец-кому.

    В начале XXвека Большая Халань была богатой кустарно – промышленной слободой Курской губернии. В слободе проживало более 8 000 жителей. В слободе находилось два кирпичных завода, 24 ветряные мельницы, сельский банк, земская школа, библиотека, почтовый пункт, богадельня, две церкви – Свято-Успенский храм (1819 г) и Покровская церковь (1872 г.).

    В слободе Халани были развиты различные ремесла и промыслы: овчинно – шубный, сапожный, кузнечный, бондарный, столярный, производство кирпича.

    Слобода Халань являлась центром овчинно - шубного промысла Курской губернии. Этим промыслом в Халани было занято до 500 дворов.

    Халанские кустари выделывал овчины. Шили черные тулупы, полушубки, пальто. Готовые изделия продавались на местных и южных ярмарках в Курске, Харькове, Мариуполе, Ростове -на -Дону.

    Для развития овчинно - шубного промысла Новооскольскиим земством в слободе Халани 1 июля 1805 была открыта красильная мастерская. Деятельность мастерской в 1907 году изучалась Министерством земледелия царского правительства.

    В годы Первой мировой войны халанские кустари шили «казенки» для солдат русской армии.

    В августе 1918 года в слободе Большая Халань была организована трудовая шубная артель.

    С августа 1918 по февраль 1919 года Большехаланская шубная артель поставила 23850 шуб для Красной Армии.



    Результативность

    2007 г. Почетная грамота Управления образования науки и Белгородской области» Лысенко С.И. за достигнутые успехи в организации и совершенствовании работы по обучению и воспитанию учащихся и многолетний добросовестный труд.

    2007 г. Лысенко Александр. 1 место в районном конкурсе исследовательских работ «Моя малая Родина».

    2007 г. Диплом I степени коллектив учащихся, занявший 1 место в региональном этапе всероссийского конкурса «Моя малая Родина».

    2008 г. Лысенко Александр. Свидетельство участнику IX Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия XX век.

    2008 г. Лысенко Светлана. Сертификат участника Ш областного конкурса – фестиваля «Славянские чтения- 2008»

    2008 г. Лысенко С.И. за подготовку призера областного конкурса детского художественного творчества «Дорогая моя Белгородчина», посвященного 55 –летию образования Белгородской области.

    2009 г. Почетная грамота Заместителя Министра В.Фридлянова. Лысенко С.И. за значительные успехи в обучении и воспитании учащихся, организацию и совершенствование учебного и воспитательного процессов.

    2009 г. Грамота администрации Большехаланского сельского поселения Лысенко С.И. в номинации «Призвание – учитель».

    2010 г. Диплом Лопин Вадим. 3 место в финале областного конкурса школьных проектов «Дом, который построю сам».

    2010 г. Благодарственное письмо Лысенко С.И. за хорошую подготовку учащегося в областной ученической конференции «Культура и быт Белгородчины в период Великой Отечественной войны».
    Считаю, что данный опыт могут использовать учителя технологии, работающие в 5 – 11 классах. Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:


    1. Работа должна проводиться систематически.

    2. Важна роль мотивации действий.

    3. Задания должны быть посильными.

    4. Новизна - важное условие повышения интереса учащихся.



    Успеваемость учащихся по технологии за последние 3 года составила -100%


    Учебный год

    2007–2008

    уч.год

    2008 – 2009

    уч. год.

    2009–2010

    уч. год

    Качество

    знаний

    80%

    86%

    93%


    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    1.Справка о регистрации церковного совета Успенской церкви с. Большая Халань Корочанского района Курской области от 23.08.1944года.

    ГАБО, Р.- 1179, оп. 1, д. 63, л. 8.

    2. Список членов церковного совета Успенской церкви с. Большая Халань Корочанского района Курской области. ГАБО, Р-.1179,оп 1, д. 63, л 1.

    3. Список имущества приходской общины Успенского храма с.Большая Халань Курской области. ГАБО, Р-.1179,оп 1, д. 63, л 7.

    4. Фотография Успенского храма.

    Фотография интерьера Успенского храма.

    Корочанский край. Краеведческий журнал № 1(3)/Корочанское районное краеведческое общество // 2 –й гвардейский Тацинский танковый корпус в период подготовки к битве на Курской дуге. - Курск, 2010.- 132 с.

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    Муниципальное образовательное учреждение «Большехаланская средняя общеобразовательная школа

    Корочанского района Белгородской области»

    ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ

    ТЕХНОЛОГИИ

    Выступление на практической конференции

    30марта 2011 года

    Учитель технологии Лысенко Сергей Иванович

    2011

    В период модернизации экономики страны, реформирования образования актуальным является признание того, что возрождение России не возможно без знания своей истории, уважения к предкам, трудом и талантом которых создавалась многогранная культура России.



    В нашей школе с 2009 года ведется экспериментальная работа по теме «Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно-воспитательном процессе».

    Важное место в системе работы по развитию национального самосознания учащихся отводится урокам технологии.

    В текущем учебном году осуществляется внедрения этнокультурных модулей в учебном процессе.

    Так, в 5 классе этнокультурный материал используется при изучении разделов «Основы чертежной грамотности» и «Материало-ведение».





    № занятия

    Тема урока

    Этнокультурный компонент

    Занятие 8

    Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе

    Чертежи производственного объединения «Белэнергомаш»

    Занятие 11

    Пиломатериалы. Древесные материалы.

    Древесные породы Белгородской области.

    Занятие 12

    Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них

    Ткацкий станок из экспозиции школьного музея.

    Текстильные волокна родного края.


    В 7 классе этнокультурный материал использован при изучении разделов «Материаловедение», «Декоративная обработка древесины», «Декоративная обработка металла».

    Технология, 7 класс


    Занятие 11

    Пиломатериалы

    Применение пиломатериалов в базовом хозяйстве

    Занятие12

    Свойство черных и цветных металлов. Сортовой прокат.

    Образцы железной руды, сортовой прокат Стойленского ГОКа.

    Занятие 16

    Художественное точение изделий из древесины

    Токарные изделия народных мастеров села Большая Халань

    Занятие 20

    Изготовление декоративных изделий из жести

    Изделия мастеров –жестянщиков с. Большая Халань

    Занятие 24

    Раскрой и изготовление швейного изделия

    Изделия мастеров овчинно-шубного промысла с. Большая Халань.

    В 8 классе на уроке технологии по теме «Изготовление изделий декоративного назначения» используются образцы токарных изделий народных мастеров села Большая Халань, на занятии по теме «История развития чертежа. Правила оформления чертежей. Стандартный чертежный шрифт» используются генеральный план Корочанского уезда XVIII века, карты слободы Халань Новооскольского уезда XIX в. При изучении темы «Архитектурно-строительные чертежи» демонстрируется к проект реконструкции Покровской церкви слободы Халань 1902 года.

    На занятиях в учебной мастерской учащиеся 5 – 8 классов получают навыки декоративной обработки древесины, изготавливают игрушки, сувениры в традициях народных художественных промыслов родного края.
    В 10 классе на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» при изучении темы «Древесина как строительный материал» используется материал о деревянных постройках (ветряных мельницах, мостах, амбарах) слободы Большая Халань начала ХХ века, на уроке по теме «Характеристика основных пород древесины и их промышленное применение» используются образцы древесных пород, Корочанского лесничества, изделия плотничного и столярного ремесел села Большая Халань, образцы столярных изделий Шебекинского лесхоза.
    В 11 классе на уроке по теме «Чертежи деревянных конструкций» демонстрируются образцы чертежей ТУ № 6, Технического лицея № 5 . Белгорода. При изучении темы «Деревянные фрезерованные детали для строительства» используются образцы досок для настилки полов и плинтусов ООО «Деревообрабатывающий завод ЖБК – 1» г. Белгорода. На уроке по теме «Паркет, паркетные доски и щиты» изучаются образцы штучного паркета производства ООО «Белоречье» с. Алексеевка Корочанского района.

    Учащиеся 10 – 11 классов на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» знакомятся с многовековыми традициями плотничного ремесла, инструментами и приспособлениями для выполнения плотничных работ, приемами ручной обработки древесины осваивают навыки выполнения плотничных соединений, знакомятся с конструкцией и технологией возведения старинных деревянных построек родного села: церквей, ветряных мельниц, амбаров, купеческих особняков, крестьянских хат, колодцев, мостов.

    В школьной учебной мастерской оформлены стенды: «Древесные породы Большехаланского сельского округа», «Пиломатериалы», «Изделия столярного промысла села Большая Халань», «Изделия деревообрабатывающих предприятий Белгородской области».

    Учащиеся 11класса принимали участие в ремонте Успенского храма.

    Работа по теме эксперимента является логическим продолжением деятельности педагогического коллектива по реализации авторской программы «Мое село – мои традиции», реализация которой осуществлялась в школе с 2006 года. В результате этой работы был собран материал о ремеслах и промыслах села Большая Халань: документы, фотографии, орудия труда, изделия народных мастеров, выполнена научно-исследовательская работа на тему «Овчинно-щубный промысел села Большая Халань». В 1623 году белгородские дружины разбили татар на реке Халани.

    Слобода Халань основана в первой половине XVII века переселенцами из Украины. Название слободы произошло по названия реки Халань, на которой она находится.

    Первое письменное упоминание о Халани относится к 1643 году.

    До отмены крепостного права слобода Халань принадлежала князьям Трубецким – потомкам первого Белгородского губернатора

    Ю.Ю. Трубецкого. В середине XIX века слобода Халань принадлежала новооскольскому помещику статскому советнику князю Ю.И. Трубец-кому.

    В начале XXвека Большая Халань была богатой кустарно – промышленной слободой Курской губернии. В слободе проживало более 8 000 жителей. В слободе находилось два кирпичных завода, 24 ветря-ные мельницы, сельский банк, земская школа, библиотека, почтовый пункт, богадельня, две церкви – Свято-Успенский храм (1819 г) и Покровская церковь (1872 г.).

    В слободе Халани были развиты различные ремесла и промыслы: овчинно – шубный, сапожный, кузнечный, бондарный, столярный, производство кирпича.

    Слобода Халань являлась центром овчинно - шубного промысла Курской губернии. Этим промыслом в Халани было занято до 500 дворов.

    Халанские кустари выделывал овчины. Шили черные тулупы, полушубки, пальто. Готовые изделия продавались на местных и южных ярмарках в Курске, Харькове, Мариуполе, Ростове -на -Дону.

    Для развития овчинно - шубного промысла Новооскольскиим земством в слободе Халани 1 июля 1805 была открыта красильная мастерская. Деятельность мастерской в 1907 году изучалась Министерством земледелия царского правительства.

    В годы Первой мировой войны халанские кустари шили «казенки» для солдат русской армии.

    В августе 1918 года в слободе Большая Халань была организована трудовая шубная артель.

    С августа 1918 по февраль 1919 года Большехаланская шубная артель поставила 23850 шуб для Красной Армии.

    На занятиях применяются различные формы и методы обучения с использованием этнокультурного материала: музейные уроки, учебные экскурсии, практикумы, беседы с использованием музейных предметов, учебные демонстрации, выполнение поисковых заданий, учебных исследовательских работ, презентаций, видеофильмов. Учащиеся школы принимают участие в муниципальных, региональных конкурсах, конференциях краеведческой направленности. В мае 2010 года школа стала призером регионального конкурса «Дом, который построю сам».

    Мы осуществляем сотрудничество с Корочанским районным историко-краеведческим музеем, Белгородским государственным музеем народной культуры.

    Системное использование этнокультурного материала на уроках технологии способствует формированию у учащихся гражданской зрелости, воспитанию патриотизма, бережного отношения к культурно - историческому наследию России.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    МОУ « Большехаланская средняя общеобразовательная школа

    Корочанского района Белгородской области»

    План - конспект урока технологии в 10 классе

    Использование древесины



    в современном строительстве

    Учитель технологии

    Лысенко Сергей Иванович



    2009


    Тема: Использование древесины в современном строительстве.

    Цель: Расширение и углубление знаний учащихся о древесине как

    строительном материале,

    формирование представления об использовании древесины в современном

    строительстве,

    развитие познавательной активности учащихся,

    духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся



    Оборудование: Образцы хвойных и лиственных пород древесины, пиломатериалов, фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, образцы погонажных изделий, фотографии и макеты деревянных построек слободы Большая Халань, проект реконструкции Покровской церкви слободы Большая Халань (1902 г.), чертежи, проекты современных жилых домов, опорный конспект урока, раздаточный дидактический материал, тесты

    Методическая цель: Активизация познавательной деятельности учащихся через использование краеведческого принципа преподавания.

    Литература: Степанов Б.А. Справочник плотника и столяра: Учебное пособие для начального профессионального образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

    Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников: Учебник для сред, проф.- техн. училищ.- М.: «Высшая школа», 1985.

    Структура урока:

    1. Организационное начало урока.

    2. Актуализация знаний учащихся с элементами самоконтроля.

    3. Постановка целей урока.

    4. Изучение нового материала.

    5. Закрепление нового материала. (Выполнение тестов).

    6. Подведение итогов урока.

    7. Оценка деятельности учащихся.

    8. Домашнее задание.




    1. Рефлексия.

    2. Организационное окончание урока.



















    - Назовите эти постройки? (хаты, особняки, лавки, амбары, чембарни
    для выделки овчин, кузницы, мосты, колодцы, водяные и ветряные
    мельницы).

    Древесина для строительства и постройки из нее были дорогими. В 1887 году новый ветряк из дубового леса строил 400 рублей. 4 водяные мельницы князя И. Ю. Трубецкого были оценены Новооскольской уездной управой в 3000 рублей.

    По проекту 1902 года сооружение четырех дубовых мостов по пути от слободы Большая Халань к Чернянке оценивалось в 10 000 рублей.

    Древесина использовалась при возведении церквей.



    В начале прошлого века в Новооскольском уезде Курской губернии 34 храма из 59 были деревянными.

    В конце 18 века в слободе Екатерининской Халани, принадлежавшей князю Трубецкому было две деревянные церкви. Древесина использовалась для изготовления иконостаса Успенского храма (1819 г.), возведения глав и устройства кровли Покровской церкви (1872 г.).

    - Какая порода древесины использовалась для изготовления резных


    иконостасов? (липа).

    В слободе Большая Халань из леса были построены земские амбары (гамазеи) для хранения запасов зерна на случай неурожая (демонстрация макета), пожарные сараи, здание земской начальной школы, мосты и колодцы.

    -Какая порода древесины использовалась для строительства этих построек? (дуб).

    В годы Великой Отечественной войны древесина использовалась для строительства полевых фортификационных сооружений, паромных переправ, мостов.

    -Какие полевые фортификационные сооружения вы знаете?(землянка, блиндаж, дзот)

    На Курской дуге в полосе Воронежского фронта было построено 5322 командных и наблюдательных пункта, 17 500 убежищ. Деревянные шпалы использовались при строительстве железнодорожной ветки Старый Оскол-Ржава.

    В послевоенное время древесина широко использовалась для строительства жилых домов, зерноскладов, животноводческих ферм, линий электропередач.

    Древесина занимает важное место в современном строительстве. Ее используют при возведении бревенчатых и брусовых стен. Из древесины изготавливают балки, стропила, панели и перегородки, встроенную мебель, дверные и оконные блоки. Ее используют для устройства лестниц, строительных лесов, опалубки, дощатых полов и паркета. Из древесины изготавливают различные погонажные изделия (плинтусы, наличники, раскладки, доски для полов).

    -Какие пиломатериалы используются для изготовления стропил? (круглый лес, брусья, доски).

    В современном строительстве используется клееная, прессованная, модификационная древесина, материалы на основе древесины: фанера и фанерные плиты, столярные плиты, древесно- стружечные и древесно­волокнистые плиты.(Демонстрация образцов).

      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Использование этнокультурного материала