Скачать 350.28 Kb.


Дата10.11.2018
Размер350.28 Kb.
ТипРабочая программа

Скачать 350.28 Kb.

Исполнители: профессор В. В. Жириновский, профессор Н. А



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Социологический факультет



«РАССМОТРЕНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании кафедры Социологии международных отношений

Протокол № от декабря 2016



Решением Ученого совета факультета Протокол №__ от _______ 2016

Рабочая программа дисциплины

Социология мировых интеграционных процессов
Направление Межфакультетский курс

39.06.01 Социологические науки

Направленность (профиль) подготовки - 22.00.05. Политическая социология

(Исполнители: профессор В.В.Жириновский, профессор Н.А.Васецкий)


Москва

2016
1. Характеристика учебной дисциплины

1.1. Актуальность

Курс «Социология мировых интеграционных процессов» («Социология мировых интеграционных процессов») относится к вариативной части учебного цикла.

Это - новая учебная и научная частносоциологическая дисциплина. Является логичным продолжением курса «Социологии мировых цивилизаций».

Инновационность дисциплины обусловлена самой ее тематикой - рассмотрением мировых интеграционных процессов, то есть процессов сближения (объединения) различных социальных и иных структур.

Без знания интеграционной доминанты геополитических образований проблематично:

1) раскрытие их социально-политической природы;

2) соотнесение и сравнение их между собой, в частности мировых горизонтальных (локальных) цивилизаций;

3) классификация мировой государственности;

4) определение цивилизационных ценностей и смыслов, воплощающихся в деятельности интеграционных комплексов и объединений.

В ХХI веке в мире соперничают две глобальные тенденции:

1) интеграция (сближение) и

2) дезинтеграция (столкновение) мировых цивилизаций.

В борьбе этих дихотомических (разделяющих на части) тенденций происходит формирование и развитие нового мирового социума.

1.2. Исследовательская база

Мировая интеграция рассматривается не только как экономическая деятельность интегрирующихся субъектов/объектов. Но и как процесс взаимодействия и развития мировых цивилизаций, государственных объединений, социальных, этнических, культурных и иных социально-политических общностей.

Первостепенное значение уделяется изучению:

1) места и роли Российской Федерации в мировых интеграционных процессов;

2) раскрытию основ интеграционной политики российского государства;

3) показу роли интеграционных процессов в реформировании и модернизации российского общества.

Предлагаются новые категории и методы исследования мировых интеграционных процессов. В частности, такие категории как межцивилизационная интеграция, интеграция континентов, евразийская интеграции, религиозный фактор в мировых интеграционных процессов и др.

В числе приоритетных исследовательских и аналитических методик используются:

1) диалектическая методология (закон единства и борьбы противоположностей);

2) принципы дихотомии (интеграция-дезинтеграция, Запад-Восток, Север-Юг, Море-Суша);

3) цивилизационный и формационный подходы к оценкам периодизации развития мировых интеграционных процессов и стадий эволюции мирового социума;

4) равнительный метод (компаративистика) глобальных интеграционных комплексов;

5) методы исторических аналогий и контент-анализа конкретных интеграционных ситуаций.

1.3. Объект-предмет

Мировые интеграционные процессы (мировая интеграция), будучи объектом международных отношений, в ХХI веке становится важнейшим инструментом мировой политики. Типология, формы, способы интеграционных процессов оказывают непосредственное влияние на принятие мирополитических решений, учитываются при формировании мирового порядка.



Объектом социологии мировых интеграционных процессов являются международные отношения и мировая политика.

Предметом социологии мировых интеграционных процессов:

1) мировые интеграционные процессы;

2) деятельность в этих процессах различных геополитических образований - мировых горизонтальных (локальных) цивилизаций, государств-членов ООН, непризнанных государств, транснациональных корпораций и др.;

3) исследование социологических институций мировых интеграционных процессов, прежде всего крупных интеграционных комплексов глобального масштаба.

В системе социологических наук объектно-предметная база социологии мировых интеграционных процессов является частью предметного поля социологии международных отношений, социологии мировых цивилизаций, социологии мировой политики, политической социологии, этногеополитики и глобалистики.

1.4. Состояние изученности темы

В первой четверти ХХI века Российская Федерация (Россия) в лице ее политической и других элит пока что недостаточно внятно определяется в интеграционной системе координат современного мирового порядка и международных отношений.

Продуктивным поискам мешают объективные трудности, с которыми пришлось столкнуться после распада СССР (1991) и на которые политическая Россия после мюнхенской речи Президента России В.В.Путина (2007 г.) только начала формулировать конкретные ответы.

Субъективные обстоятельства - традиционные методы политико-социологических исследований не дают ожидаемых результатов. Они вскрывают многие объективные факторы, но, порой недостаточно конкретно отвечают на главный вопрос современности – в чем первоисточник проявлений мировых интеграционных процессов, ее цивилизационный смысл и тенденции развития.

Изучение курса «Социология мировых интеграционных процессов» позволяет:

1) составить представление о единстве и многообразии интеграционных процессов, которым более чем когда-либо прежде становятся присущи взаимосвязь и переплетение: а) отношений сотрудничества и борьбы; б) сознательных, в сторону интеграции и упорядочения отношений, и стихийных, в сторону дезинтеграции спонтанных действий; в) восходящих и нисходящих тенденций развития (по синусоиде);

2) осознать «цветущую сложность» (К.Н.Леонтьев) всемирной социальной истории, эволюцию развития мировых цивилизаций, в которой интеграция в разной степени стала: а) затрагивать все сферы жизни общества; б) участвовать в развитии мировых горизонтальных (локальных) цивилизаций; в) определять направления межцивилизационного диалога;

3) конкретизировать варианты развития мирового социума, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным, в формировании и развитии которого участвуют мировые интеграционные процессы;

4) акцентировать основные закономерности и направления развития современного мирового цивилизационного процесса, в котором интеграция оказывается катализатором проявления ранее скрытых возможностей и противоречий;

5) рассмотреть сложившуюся глобальную интеграционную систему. Именно она как целое во многих случаях, а не отдельные субъекты/объекты: а) формирует международные отношения; б) влияет на мировую политику; в) оказывает воздействие на внутреннюю политику участников интеграционных процессов и не только; г) охватывает внешние и внутренние рынки, мировую и национальные экономики, овеществляет новейшие технологии: д) становится предметной средой глобального управления и участником создания и развития его институтов;

6) овладеть методологией и принципами цивилизационного анализа социологии мировых интеграционных процессов, социологии международных отношений и мировой политики;

7) научить учащихся сопоставлять между собой важнейшие интеграционные контуры международных отношений и мировой политики, формирующиеся в диапазонах Запад-Восток, Север-Юг. и др.

Изучением мировых интеграционных процессов занялись не только разные социологические и политические школы и институты. Но также Организация Объединенных Наций (ООН), ее филиалы (ЮНЕСКО и др.), крупнейшие интеграционные комплексы современности - БРИКС, ШОС, Европейский союз, Евразийский экономический союз, АТЭС и др.

Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями» (2001), которая, текстуально не используя терминологию мировых интеграционных процессов, оказывается предметно-методологическим обоснованием развития новейших черт и особенностей мировых интеграционных процессов как механизма цивилизационного диалога.



1.5. Тематическая направленность

В подходах к проблемам мировых интеграционных процессов много неясного и даже противоречивого. Не выработаны ни общая концепция мировых интеграционных процессов, ни тем более долгосрочная стратегия ее развития.

Мало внимания уделяется изучению альтернативных ныне действующим (в основном западным) моделям и теориям интеграции. Также как недооценивается потенциал страновых вариантов интеграции.

Не проводится четкая классификация типов, форм, разновидностей интеграции.

Нуждаются в актуализации многие теории интеграции, разработанные еще в первые десятилетия после Второй мировой войны (1939-1945).

Требует уточнения периодизация мировых интеграционных процессов.

Практически выпала из исследовательского поля зрения дезинтеграция как дихотомическая пара интеграции. Пора дать более четкие определения природе дезинтеграции, негативной роли дезинтеграционных процессов в международных отношениях и мировой политике. Особенно в связи с активизацией мирового терроризма.
2. Цели и задачи освоения дисциплины

Основные цели курса:

1) рассмотреть место и роль Российской Федерации в мировых интеграционных процессах, раскрыть основы интеграционной политики российского государства, показать открытость России всему миру;

2) раскрыть социологическую ретроспективу социально-политической панорамы современного мира, в котором осуществляются интеграционные процессы;

3) сформировать у учащихся представления о сущности, путях и способах формирования и развития мировых интеграционных процессов;

4) способствовать выработке умения самостоятельно анализировать события международных отношений и мировой политики в контексте их интеграционных измерений.

Задачи курса в ходе реализации главных целей сводятся к следующему:

1) раскрыть цивилизационные измерения мировых интеграционных процессов, их место и роль в цивилизационной системе координат современного мирового порядка;

2) рассмотреть мировой опыт интеграционных комплексов и объединений, их организационно-политический облик и принципы деятельности;

3) проанализировать ключевые категории, понятия, методы и концептуальные подходы, на которых базируется изучение предмета социологии мировых интеграционных процессов;

4) раскрыть современные направления и периодизацию мировых интеграционных процессов;

5) показать современные модели интеграции и реинтеграции;

6) проанализировать и систематизировать ключевые проблемы и теоретические дискуссии в сфере социологии мировых интеграционных процессов и политической социологии международных отношений;

7) ознакомить с системой знаний о социологических подходах к анализу мировых интеграционных процессов;

8) ознакомить с методологиями и методами исследований мировых интеграционных процессов;

9) раскрыть категорию «диалог мировых цивилизаций» в ее интеграционном контексте;

10) показать социологию конфликта как формы развития мировых интеграционных процессов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Универсальные компетенции:

способность к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия (УК-6).



Общепрофессиональные компетенции:

способность обоснованно выбирать и эффективно использовать современные образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося по программам высшего образования (ОПК 1);

способность разрабатывать комплексное методическое обеспечение образовательных дисциплин (модулей) с учетом передового международного опыта (ОПК 2);

способность организовать работу исследовательского коллектива (ОПК 4).

Профессиональные компетенции (ПК):

владение методологией теоретических и эмпирических исследований в области социологии мировых цивилизаций и политической социологии (ПК 1);

способность использовать результаты исследований, знание закономерностей и тенденций развития для совершенствования социальных институтов, методов управления, разработки социальных программ и стратегий деятельности государственных и частных структур, общественных, политических, культурных организаций (ПК 5).
4. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы


  1. Дисциплина «Социология мировых интеграционных процессов» относится к блоку вариативных дисциплин, рекомендуемых обучающимся по направленности (профилю) - политическая социология. Дисциплина изучается на дневном и вечернем отделениях Социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

  2. Общая трудоемкость дисциплины 3 зач. ед. (108 академических часов). Промежуточная аттестация – зачет.


5. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Формируемые компетенции

Планируемые результаты обучения по дисциплине

способность к принятию самостоятельных мотивированных решений и готовность нести ответственность за их последствия (УК-6)


ЗНАТЬ:

содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда.



Код З1(УК-6)

ВЛАДЕТЬ:


приемами и технологиями принятия решений по нестандартным профессиональным задачам

Код В1 (УК-6)

способность обоснованно выбирать и эффективно использовать современные образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося по программам высшего образования (ОПК 1);


ЗНАТЬ: современные образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося по программам высшего образования

Код З1(ОПК -1)

способность разрабатывать комплексное методическое обеспечение образовательных дисциплин (модулей) с учетом передового международного опыта (ОПК -2);


УМЕТЬ: создавать элементы методического обеспечения образовательных дисциплин (модулей) с учетом передового международного опыта

Код У1(ОПК -2)

способность участвовать в работе исследовательского коллектива (ОПК 4)


ЗНАТЬ: принципы организации работы исследовательских коллективов

Код З1(ОПК -4);

УМЕТЬ: вписаться в структуру и определить цели работы исследовательского коллектива



Код У1(ОПК -4)

способность использовать результаты исследований, знание закономерностей и тенденций развития для совершенствования социальных институтов, методов управления, разработки социальных программ и стратегий деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций (ПК 5).


УМЕТЬ: выявлять проблемные зоны в системах социального управления государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, проводить социальную диагностику организаций

Код У2 (ПК -5)

ВЛАДЕТЬ: социологическими методами исследования и оптимизации систем управления на государственном и организационном уровнях на основе воздействия на различные функциональные сферы управления, в частности на управление человеческими ресурсами и достижения синергетического эффекта



Код В2 (ПК -5)


6. Используемые образовательные технологии:

А. Образовательные технологии:

  • Проведение лекционных занятий дискуссионного формата с использованием мультимедийных технологий;

  • использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода посредством кейс-технологий;

  • применение интерактивных обучающих технологий: групповые дискуссии, круглые столы;

  • использование творческих заданий (эссе) и разработка индивидуальных и групповых проектов;

  • формирование индивидуальных образовательных траекторий посредством проведения учебных исследований и подготовки аналитического доклада, реферата, курсовой и дипломной работ;

  • групповые и индивидуальные проекты, направленные на освоение основных технологий управления человеческими ресурсами;

  • ролевые игры.

Б. Научно-исследовательские технологии:

  • стимулирование поиска дополнительной информации для подготовки к дискуссиям по темам дисциплины;

  • стимулирование работы учащихся с материалами периодических изданий; интернет-источников; международных научных электронных баз для поиска информации о современной интеграционной и управленческой практике; новейших направлениях развития теории управления.


7. Содержание дисциплины по темам:

Тема 1. Цивилизационный фактор в мировых интеграционных процессов.

Актуальность социологии мировых интеграционных процессов. Содержание цивилизационного метода в исследовании интеграции. Цивилизационная система координат мировых интеграционных процессов. Мировая интеграция как базовая реальность многополярного мира. Русская интеграция.



Тема 2. Интеграционные ценности и смыслы Российской Федерации: равноправие, прагматизм, взаимное уважение, суверенитет, безопасность, кооперация.

Категория «Русский Дом» как актуальность интеграционных ценностей и смыслов Российской Федерации. Домострой как цивилизационное ядро и интеграционные приоритеты Восточно-христианской православной цивилизации (ВХПЦ).



Тема 3. Весна в Русском доме. Крым в составе России. Интеграционная формула России.

Интеграционная формула России на примере воссоединения Крыма с исторической Россией: духовный исток + территория = историческая Россия как Русский Дом. Направления русской интеграции. Беловежская дезинтеграция (1991). России предстоит измениться.



Тема 4. Классификация мировой государственности в интеграционных процессах.

Категория «мировая государственность». Модели государственности в мировой интеграции. Цивилизационная субъектность государственности. Государственный мировой порядок.

Ситуативный анализ места и роли России в мировых интеграционных процессов. Спор Путина с Обамой и Кудриным по направлениям мировых интеграционных процессов. Интеграционные ресурсы Российской Федерации. Динамика самогенерации России. Система силовых полей России.

Тема 5. Периодизация современной мировой интеграции.

Категория «периодизация мировой интеграции». «Цветущая сложность» в периодизации интеграции мировых цивилизаций. Этапы и участники (акторы) периодизации мировых интеграционных процессов.

Социологический обзор нормативно-правовых актов интеграционной политики Российской Федерации. Конституция России. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. Концепция внешней политики Российской Федерации. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию страны. К.Н.Леонтьев и В.В.Путин: византизм и славянство в исторической перспективе. Образ России – открытой миру страны. АнтиНАТО – интеграция России против эскалации гегемонизма США.

Тема 6. Исторический опыт послевоенной интеграции (1945-2000 гг.)

Формирование глобального типа интеграции. Военно-экономическая интеграция. Доктрина Л.И.Брежнева – Хельсинки-75. Дезинтеграция реального социализма. Уроки политической интеграции.

Интеграционная география Восточно-христианской православной цивилизации. Напоминание о месте и роли советской цивилизации. Интеграция в выработке постоянной и устойчивой цивилизационной самоидентичности российской элиты.

Практические подходы к реализации экономической интеграции в России. Главные источники дезинтеграции российского общества в лихие 90-е годы - ельцинизм и гайдарономика. Варианты интегральной модернизации России в XXI веке.



Тема 7. Мировая дезинтеграция. Социально-политическая характеристика.

Категория «мировая дезинтеграция». Причины и следствия дезинтеграции. Дезинтеграция современной однополярности. Дезинтеграционная конфликтогенность мировых интеграционных процессов.



Тема 8. Типология мировых интеграционных процессов.

Критерии типологии мировых интеграционных процессов. Неразбериха. Институции. Модели интеграции.

Новые черты мировых интеграционных процессов. Особенности развития мировых интеграционных процессов. Синусоиды мировых интеграционных процессов. Третья производственная революция. Джереми Рифкин – мистификатор или продолжатель Огюста Конта? Новые технологии. Социально-политические последствия. Изменение моделей развития мира. Новый облик мировой государственности. Информационное общество. Есть у интеграции начало, нет у интеграции конца.

Куда же нам плыть? Мировая интеграция в зеркале уроков  А.С.Пушкина.



Тема 9. Тихоокеанское интеграционное сотрудничество. Единство и борьба противоположностей.

Политическая география Тихоокеанской ойкумены. Интеграция цивилизаций на Тихом океане. Переселенческий капитализм. АТЭС – внесение корректив.

Модели поведения цивилизаций в мировых интеграционных процессах. Агрессивная интеграция. Причины гибели американских доколумбовых цивилизаций. Англо-саксонская интеграция. Почем опиум для народа – принуждение Китая к мировым интеграционным процессам.

Интеграция России на Тихом океане. Социально-политические последствия интеграции Россией Дальнего Востока. Интеграционная дуга стабильности. От Лиссабона до Владивостока. Дальше – везде…



Тема 10. Интеграционный диктат: Трансатлантический альянс и Транстихоакеанское партнёрство.

Ситуация вокруг создания Трансатлантического альянса (ТА) и Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Интеграция монополий и транснациональных корпораций ЗХЦ.



Тема 11. Интеграция континентов.

Межконтинентальный подход в мировых интеграционных процессах. Структура межконтинентальной интеграции.

Интеграция неприсоединения - БРИКС. Силовые поля БРИКС.

Континентальная география интеграции неприсоединения Интеграционные новации. Принципы и нормы интеграции неприсоединения. Что получилось и перспективы.



Тема 12. Евразийская интеграция.

Евразийская общность. Предпосылки евразийской интеграции. Местоположение. Интеграционная карта Евразии. Ценности и смыслы евразийской интеграции.

Евразийский интеграционный комплекс. Институциональная реализация евразийства. Формирование Евразийского эконосического союза. Плюсы и минусы Содружества Независимых Государств.

Ханьский огонь. Шанхайская организация сотрудничества. Новый типаж мировых интеграционных процессов – евразийско-буддийская конфигурация Шанхайской организации сотрудничества. Шанхайский дух. Интеграционные новеллы.


8. Основные виды самостоятельной работы

– работа со специальной литературой, источниками;

– подготовка к аудиторным занятиям, контрольным мероприятиям и промежуточной аттестации;

– разработка тестовых заданий и их решение;

– подготовка мультимедийных презентаций;

– подготовка аннотаций научных статей, монографий и других научных публикаций;

– разработка кейсов, ситуационных заданий и их решение;

– подготовка рефератов, эссе и других научно-исследовательских работ.


9. Методические указания к подготовке рефератов и других письменных работ

При подготовке реферата (эссе, других письменных работ) студенты должны показать свои способности и умение, опираясь на полученные знания, умения и компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Выполнение письменной работы должно отвечать всем требованиям, которые предъявляются к научным трудам. Это – важнейшая составная часть научной подготовки студента, включающей значительный элемент самостоятельного творчества. Качество работы свидетельствует о готовности автора к научно-исследовательской деятельности.

Реферат представляет собой аналитичный текст не менее 1 п.л. (40 тыс. зн. с пробелами) и не более 1,5 п.л. Список литературы в реферате должен включать не менее 25 пунктов, в том числе не менее 5 – на иностранных языках.

Эссе, как правило, представляет собой самостоятельный текст объемом 0,5 – 0,7 п.л.

В процессе подготовки работы систематизируются и углубляются знания по отдельным дисциплинам и курсам. От того, насколько успешным и разнообразным станет опыт такого рода самостоятельной работы, во многом зависит подготовленность к научно-теоретической и практической деятельности.

Письменная работа должна:

– носить творческий и самостоятельный характер;

– основываться на теоретической базе, соответствующей современному состоянию науки;

– обобщить и систематизировать актуальные факты и действующие документ;

– показывать умение студента связывать теорию с практикой;

– отражать умение пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации;

– отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

– соответствовать требованиям к ее структурированию и оформлению (четкая и последовательная структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка использованных нормативных правовых актов и литературы, аккуратность исполнения).

При изучении литературы необходимо помнить, что это должны быть не учебники и учебные пособия, а прежде всего – монографии, содержащие исследование какой-либо проблемы или темы; сборники материалов научных конференций; диссертации и авторефераты диссертационных исследований, др. научные издания.
10. Темы докладов и рефератов


  1. Место и роль России в мировых интеграционных процессов.

  2. Интеграционные ценности и смыслы Российской Федерации.

  3. Интеграционная формула России. На Крымском направлении.

  4. Интеграционные ресурсы России.

  5. Социологический обзор нормативно-правовых актов интеграционной политики России.

  6. Образ России – открытой миру страны.

  7. Интеграционный проект России – Восточно-христианская православная цивилизация.

  8. Интегральная модернизация России.

  9. Социологические институции мировых интеграционных процессов.

  10. Мировые цивилизации как акторы мировых интеграционных процессов.

  11. Моделирование современной интеграции.

  12. Теории мировых интеграционных процессов.

  13. Дезинтеграция.

  14. Новые черты мировых интеграционных процессов.

  15. Межцивилизационный диалог в интеграционных процессах.

  16. Межцивилизационная интеграция.

  17. Тихоокеанское сотрудничество. Единство и борьба противоположностей.

  18. Некультурная интеграция. Колонизация Америки.

  19. Альтернативная интеграция.

  20. Россия на Тихом океане.

  21. Интеграция континентов. БРИКС.

  22. Транстихоокеанское партнерство как цивилизационный проект Запада.

  23. Манифест англо-саксонского мира. Наследие Фултонской речи У.Черчилля.

  24. Евразийская интеграция.

  25. Евразийская общность как основа Евразийского экономического союза.

  26. «Шанхайский дух» Евразийской интеграции. ШОС.


11. Проверочные тесты. Рубежное и итоговое тестирование

1. Цивилизационный фактор в мировых интеграционных процессов показывает:

А) какую цивилизацию представляет конкретный субъект/объект интеграционных процессов;

Б) с какими намерениями выступает на международной арене;

В) искренни эти намерения или преследуют иные цели (например, господство/гегемонизм).

2. Ролевой статус интеграционного фактора способствует:

А) преодолению отчуждения между представителями разных цивилизаций, культур, конфессий, этносов;

Б) утверждению цивилизационных ценностей и смыслов;

В) развитию культурного и экономического векторов мировой политики

Г) межцивилизационному диалогу.

3. Объект социологии мировых интеграционных процессов:

А) международные отношения;

Б) мировая политика;

В) мировая экономика;

Г) межнациональные отношения.

4. Предмет социологии мировых интеграционных процессов:

А) мировые интеграционные процессы;

Б) глобальные интеграционные комплексы;

В) межцивилизационная интеграция;

Г) евразийская интеграция.

5. Основная категория социологии мировых интеграционных процессов:

А) интеграция;

Б) дезинтеграция;

В) мировые цивилизации;

Г) мировая государственность.

6. Международная интеграция означает:

А) добровольное и взаимовыгодное объединение;

Б) возникновение новых центров политического влияния;

В) передачу государствами суверенитета интеграционной структуре.

7. Международная дезинтеграция означает:

А) расчленение национальных государств;

Б) распадение целостной системы на составные части;

В) обратное движение от высшего типа развития к низшему, от сложного к простому.

8. Причинами дезинтеграции могут стать:

А) деградация национальных экономик;

Б) нарушение принципа добровольности при интеграции;

В) диспропорции в развитии стран-интегрантов.

9. Факторы недовольства однополярным мироустройством:

А) наличие не западных идентичностей;

Б) недовольство неравноправным политическим и экономическим положением;

В) неравноправие в мировой системе координат;

Г) неспособность однополярной системы разрешать возникающие кризисы развития мирового социума.

10. Интеграционные приоритеты России:

А) стабильность как условие развития;

Б) уважение других субъектов/объектов интеграции;

В) гарантии безопасности России;

Г) традиционные ценности и смыслы – семья, нация, труд, справедливость, добротоделание, равенство сторон.

11. Основы мировых интеграционных процессов:

А) цивилизационные ценности и смыслы интегрирующихся субъектов/объектов;

Б) международное разделение труда;

В) международный культурный обмен;

Г) воссоединение этнических общностей.

12. Критерии интеграции:

А) целенаправленное выделение и обособление отношений между акторами МО и МП;

Б) политико-экономическая управляемость интеграционными процессами;

В) определение структуры интеграционного комплекса путем выделения в нем целого и частей

13. Предпосылки интеграции:

А) соответствие уровней культурно-цивилизационного развития интегрирующихся сторон;

Б) Территориальная и экономическая близость;

В) достигаемый эффект от интеграции;

Г) совместимость политических режимов.

14. Мировая интеграция способствовала сближению/объединению:

А) родов в племена, этносы, народности, народы, нации;

Б) государств в мировую государственность;

В) международных отношений в мировую политику;

Г) мировых горизонтальных (локальных) цивилизаций

15. Интеграционный фактор способствует исследованию проблем:

А) стабильности международных отношений и мировой политики;

Б) сохранения и поддержания мира на Земле;

В) утверждения международной безопасности;

Г) равноправия в системе МО и МП.
12. Примерная тематика круглых столов


  1. Место и роль России в мировых интеграционных процессов.

  2. Интеграционная формула России: Крым в составе России.

  3. Историческая память – важнейший интеграционный ресурс России.

  4. Предметное поле социологии мировых интеграционных процессов.

  5. Периодизация современной мировых интеграционных процессов.

  6. Альтернативность в мировых интеграционных процессов: плюс или минус?

  7. Новые черты мировых интеграционных процессов.

  8. Интеграция в системе мировых цивилизаций.

  9. Россия на Тихом океане.

  10. Евразийская интеграция.


13. Вопросы к зачету

  1. Цивилизационный фактор в социологии мировых интеграционных процессов.

  2. Весна в Русском доме: Крым в составе России.

  3. Основы интеграционной политики Российской Федерации.

  4. Интеграционные ресурсы России.

  5. Спор Путина с Обамой и Путина с Кудриным по направлениям мировых интеграционных процессов.

  6. Интеграционный проект России – Восточно-христианская православная цивилизация.

  7. Объект социологии мировых интеграционных процессов.

  8. Предмет социологии мировых интеграционных процессов.

  9. Методы социологии мировых интеграционных процессов.

  10. Социологические институции мировых интеграционных процессов.

  11. Исторический опыт развития мировых интеграционных процессов.

  12. Периодизация современной интеграции.

  13. Альтернативная интеграция.

  14. Дезинтеграция.

  15. Новые черты мировых интеграционных процессов.

  16. Межцивилизационная интеграция. АТЭС.

  17. Некультурная интеграция. Колонизация Америки.

  18. Интеграция континентов. БРИКС.

  19. Интеграционный диктат Запада. Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантический проект.

  20. Содружество независимых государств – что получилось?

  21. Евразийский экономический союз.

  22. «Шанхайский дух» Евразийской интеграции. ШОС.


14. Перечень основной и дополнительной учебной литературы

I. Основная литература

1.1. Документы

1. Конституция Российской Федерации. М. 2016.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. М. 2015.

3. Концепция внешней политики Российской Федерации. М. 2013.

4. Военная доктрина Российской Федерации. Февраль 2016 г.

5. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2002-2016 гг.

6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями». М. 2001.

1.2. Монографии и учебные пособия

7. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М. 2002.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. 1996.

9. Дугин А.Г. Международные отношения. Парадигмы, теория, социология. Учебное пособие для вузов. М. 2013.

10. Добреньков В.И. Глобализация и Россия. Социологический анализ. М. 2006.

11. Жириновский В.В., Добреньков В.И., Васецкий Н.А. Социология мировых цивилизаций: учебное пособие для вузов. – М. Академический проект, - 2014, - 608 с. – (Gaudeamus). Допущено УМО по направлению 040200 – Социология.

12. Жириновский В.В., Васецкий Н.А. Социология мировой политики,- Учебное пособие для вузов, - М. Академический проект. Альма Матер, 2012, - 420 с. – (Gaudeamus). Допущено УМО по направлению 040200 – Социология.

13. Жириновский В.В., Васецкий Н.А. Современная история политических и правовых учений. Учебное пособие,- М. Изд-во СГА, - 2013,- 659 с. Допущено УМО по направлению 040100 – Социология.

14. Цыганков А.П., Цыганков П.А. Социология международных отношений. М., 2008.

15. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза, - М. «Республика»,- 1996, - 799 с. Современная мировая политика / Под редакцией Богатурова А.Д. М., 2009.

16. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. 2008.

17. Зюганов Г.А. Глобализация и судьба человечества. М. 2002.

18. Кочетков Э. Глобалистика. М. 2001.

19. Моисеева П.А. История цивилизаций. Ростов. 2000.

20. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня, - Известия, 3.Х.2011.

21. Панарин А.С. Политология. Учебник. М. 2000.

22. Платонов О. Почему погибнет Америка. М. 2008.

23. Поликарпов В.С., Лысак И.В. Феномен еврейской цивилизации. Ростов. 2004.

24. Разные цивилизационные модели экономики, - Интернет-ресурс Наши финансы, - ourfinances.ru

25. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992.

26. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. М. 2011.

27. Хронология цивилизаций. Олег Данкир, - Интернет-ресурс, - proza.ru.

28. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М. 2003.

29. Кочетков В.В. Социология зарубежных обществ, - М. 2011, - 232 с.

30. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизация: Теория, история, диалог, будущее. В 2 т.,- М. Институт экономических стратегий,- 2006, - 565 с.

31. Кокошин А.А., Богатуров А.Д. Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ. М., 2004 Глава 1. // URL: http://www.obraforum.ru/Mirovaja_politika/titul.htm - _blank



32. Концепция международной деятельности Евразийского Экономического Сообщества // URL: http://www.evrazes.com/docs/view/334

33. Кутейников А. Международные неправительственные организации: теоретико-социологический анализ – М.: Изд-во СПбГУ, 2012. – 256 с.

34. Кутейников А. Социология международных организаций. // Международные процессы. 2008. Том 6. № 2.

35. Лавров И.С. Сдерживание России: назад в будущее? Журнал «Россия в глобальной политике». 2007. № 6.

36. Лавров С.В. Россия и Индия. Взаимовыгодное сотрудничество и стратегическое партнерство. Журнал «Международная жизнь». 2007. № 4.

37. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учебн. Пособие для студентов вызов. (Электронный ресурс) // URL: http://www/gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eras/index.php (дата обращения: 11.03.11).



38. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Алматы, 2003. (Электронный ресурс) // URL: http://www.akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/

602A0E618753D33A462572340019E730/$FILE/kritih_desetiletie_rus.pdf (дата обращения: 11.03.11).

39. Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб., 2010.

40. Лукин А.В. Шанхайская организация сотрудничества: что дальше? Журнал «Россия в глобальной политике». 2007. № 3

41. Мединский В.Р. Мифы о России,- м. 2010, - 632 с.

42. Мартынов Б. «Групповой портрет» стран быстрого развития. Журнал «Россия в глобальной политике». 2008. № 6

43. Мартынов Б. Многополярный или многоцивилизационный мир? Журнал «Международные процессы». 2010. Том 7. № 3.

44. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М., 2003.

45. Широкогоров С.М. Этнос. (Электронный ресурс) // URL: http://konservatizm.org/konservatizm/books/010310024749.xhtml (дата обращения: 11.03.11).

46. Шмитт К. Государство и политическая форма. М., 2010.

47. Методика и результаты ситуационных анализов. – М.: МГИМО-университет, 2006. – 60 с.

48. Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ. Отв. ред. А.А. Кокошин, А.Д. Богатуров, М., 2004 Глава 1,4,5. // URL: http://www.obraforum.ru/Mirovaja_politika/titul.htm

49. Наумов А.О. Международные неправительственные организации в современной мирополитической системе. – М.: КРАСАНД, 2009. – 272 с.

50. Негосударственные участники мировой политики / Под ред. М.М.Лебедевой, М.В. Харкевича. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 208 с.

51. Немировский В.Г. Тайные общества и заговорщики, - СПБ. 2007, - 432 с.

52. Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. М., 2003.

53. Примаков Е.М. Основополагающий конфликт. Журнал «Россия в глобальной политике». 2009. № 3.

54. Решение о Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации // URL: http://cis.minsk.by/page.php?id=18763

55. Решение о Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года // URL: http://cis.minsk.by/page.php?id=18764

56. Уткин А.И. Мировой порядок ХХ1 века,- М.2001,- 432 с.

57. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала ХХ века: Учебник. – М. 1996, - 345 с.

1.3. Литература зарубежных авторов:

58. Бжезиньский З. Великая шахматная доска, - М.1998, - 342 с.

59. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт, - М. 1993, - 346 с.

60. Дарендорф Р. Класс и классовый конфликт в современном обществе, - М. 1996, - 324 с.

61. Кохэн Р. Реализм, неореализм и изучение мировой политики // sr1.narod.ru/kohen_neorealizm_kritika.doc

62. Кохэн Р.О. Введение: от взаимозависимости и международных институтов к глобализации и управляемости. 2002.



63. Коэн Р. Ядерное разоружение: опасные иллюзии. http://rus.ruvr.ru/by_source/4078153/index.htmlInternational Herald Tribune // http://rus.ruvr.ru/2010/11/13/33982506.

64. Кревельд ван М. Расцвет и упадок государства. М., 2006.

65. Ортега-и-Гассет. Восстание масс, - М.1991, - 453 с.

66. Патрик Дж. Бьюкенен. Смерть Запада, - М. 2003, 364 с.

67. Патрик Дж. Бьюкенен. На краю гибели,- М. 2008,- 364 с.

68. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- М. 1992, - 654 с.

69.Тоффлер Э. Третья волна, - М. 2004, - 321 с.

70. Тоффлер Э. Шок будущего, - М. 2001, - 453 с.

71. Тойнби А. Постижение истории, - М. 1996, - 564 с.

72. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций, - М., 2003.

73. Шпенглер О. Закат Европы,- М. 1996, 678 с.



74. Доклад Всемирного экономического форума «Глобальные риски 2011» // http://riskreport.weforum.org/http://riskreport.weforum.org/

15. Периодические издания

1. Россия в глобальной политике

2. Полис

3. Социологические исследования

4. Политическая наука

5. Международные процессы

6. Мировая экономика и международные отношения

7. Вся Европа

8. Космополис

9. Азия и Африка сегодня

10. Латинская Америка

11. Проблемы Дальнего Востока

12. Современная Европа

13. США, Канада: экономика, политика, культура

14. Загадки истории

15. Тайны XX века

16. Наш современник

17. Молодая гвардия

18. Аргументы и факты

16. Интернет-ресурсы:

1. Globalaffairs.ru

2. Intertrends.ru

3. Worldpolit.ru


17. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая программное обеспечение, информационные справочные системы (при необходимости):

  • Компьютерный проектор

  • Internet Explorer


18. Язык преподавания - русский.
19. Фонды оценочных средств

19.1. Критерии оценки

Порядок аттестации по дисциплине предусматривает:

1. для получения оценки «отлично» необходимо получить «зачтено» по всем пяти предусмотренным рабочей программой результатам обучения, характеризующим этапы формирования компетенций;

2. для получения оценки «хорошо» необходимо получить «зачтено» по четырем предусмотренным рабочей программой результатам обучения, характеризующим этапы формирования компетенций;

3. для получения оценки «удовлетворительно» необходимо получить «зачтено» по трем предусмотренным рабочей программой результатам обучения, характеризующим этапы формирования компетенций.

В случае если студент получает «зачтено» по меньшему, чем три, предусмотренным рабочей программой результатам обучения, характеризующим этапы формирования компетенций, выставляется оценка «неудовлетворительно».



Критерии оценки выполненного ситуационного задания (кейса):

Ситуационное задание (кейс) считается выполненным, если:

– сформулированные положения, суждения аспиранта и его выводы обоснованы ссылками на специальную литературу, конкретные события и факты, имевшие место в сфере международных отношений и мировой политики;

– сформулированные положения ответа обладают необходимой полнотой и последовательностью изложения;

– решение ситуационного задания отражает сформулированное авторское мнение;

– при использовании в ответе мнения оппонента (оппонентов) дана их конструктивная и обоснованная критика.

При анализе ответа студента на итоговые контрольные вопросы преподаватель руководствуется следующими критериями:

«Зачтено»

Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания базовых научных подходов. Соблюдаются нормы литературной речи. Ответ должен быть развернутым, уверенным, содержать достаточно четкие формулировки.

«Зачтено» ставится студентам, которые при ответе:


  • обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;

  • способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

  • владеют понятийным аппаратом;

  • демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в вопросе проблематики;

  • подтверждают теоретические постулаты примерами из педагогической практики.

«Незачтено»

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Имеются заметные нарушения норм литературной речи. Студент не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы типа «что это такое?» и «почему существует это явление?».



«Незачтено» ставится студентам, которые при ответе:

  • обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала;

  • допускают принципиальные ошибки в ответе на вопрос билета;

  • демонстрируют незнание теории и практики.


Коьрта
Контакты

    Главная страница


Исполнители: профессор В. В. Жириновский, профессор Н. А

Скачать 350.28 Kb.