• Методы исследования: 1. Теоретический
  • Предмет исследования
  • 1.2. Значение колыбельных песен.
  • 1.3. Тематика колыбельных песен
  • 1.4 Традиционный песенный фольклор Бергуля
  • II . ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1.Микроисследование №1: анкетирование родителей
  • 2.2. Микроисследование № 2: опрос детей начальных классов
  • 2.3. Микроисследование № 3: интервью

  • Скачать 223.78 Kb.


    Дата03.02.2018
    Размер223.78 Kb.
    ТипИсследование

    Скачать 223.78 Kb.

    Исследование колыбельные песни как исторический жанр



     

     

    СОДЕРЖАНИЕ



     

     

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………1



    1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    1.1.Колыбельные песни как исторический жанр………………..2-4

    1.2. Значение  колыбельной  песни………………………………5-6

    1.3. Тематика колыбельных  песен …………………………………….. ….7-11

    1.4  Традиционный песенный фольклор Бергуля……………...11-14     

                                                                                 

    2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    2.1.Микроисследование №1: анкетирование родителей……..15-18

    2.2. Микроисследование № 2: опрос…………………………...18-19

    2.3. Микроисследование № 3: интервью……………………....19-20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………21

    ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………………..22

    ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………..23

     

     



     

     

     



     

     

      Введение



       В глубокой древности появились колыбельные песни. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от поколения к поколению.

    Колыбельные  песни  -  удивительный  дар  прошлого,  однако  современные мамы  почти  не  поют  колыбельных,  не  знают  их  и  не  умеют  их  петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребёнок должен привыкать к современным ритмам. А ведь именно материнская песня несёт ребёнку здоровье и спокойствие. Поэтому актуальность выбранной темы исследовательской работы очевидна

    Данная работа включает в себя сбор и анализ литературных источников, материалов Интернет, обобщение материала, сбор информации у взрослых и детей по теме: «Колыбельные песни».

      С помощью анкетирования родителей, опроса своих ровесников, доказала, что колыбельная песня востребована и в настоящее время, только её репертуар очень скуден.

    Изготовила книжку – раскладушку, куда поместила наиболее популярные колыбельные песни. Такую книжечку мы подарили в детский сад, на ФАП

    с. Бергуль и в музей имени П.П.Бажова. Пусть молодые мамы воспользуются моим сборником и возьмут что – то полезное для себя.    А теоретический материал моей работы найдёт широкое применение на уроках литературного чтения при изучении темы «Устное народное творчество».   

      Использованные в работе теоретические и практические методы  позволили мне решить задачи исследования. В ходе работы я узнала много интересного и   выяснила, отношение современных мам к колыбельным песням.                             

    Этапы исследования:

    -Изучение литературы                                      

    -Практические исследования                        

    -Написание работы                                           

    -Изготовление книжки - раскладушки           

     

    Методы исследования:



    1.  Теоретический

    - изучение литературы, материалов Интернет;

    - самоанализ литературы;

    2.  Практический

    интервью;

    -анкетирование;

    -опрос;

    - обобщение результатов исследования;



    В наше время колыбельные – это умирающий жанр народного творчества.

    Молодые родители знают колыбельные песни только из книг. А жаль! Считается, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человек начинает познавать окружающий мир. Сколько существует мир, столько существуют мамы, столько существуют и колыбельные песни.



    Актуальность данного исследования вытекает из того, что стоит ли сегодня говорить о колыбельных песнях? Думаю, стоит. В современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, многие просто забыли о значении фольклора для развития общества.

    Меня всегда интересовали такие вопросы: почему, когда поют маленькому ребенку колыбельную песню, он быстро засыпает? Почему, когда мы играем в игру «Дочки – матери», качаем кукол и напевает: «Баю, баюшки, баю…»

    Поэтому для исследования я выбрала тему: «Колыбельные песни в истории моего села ». 

    Цель исследования: изучить значение колыбельных песен , показать, что эти песни являются носителем нравственного идеала, в понятие которого входят трудолюбие, сохранение семейного очага, любовь матери к ребенку, укрепление и сохранение традиций предков.

    Для достижения цели поставлены задачи:

    -дать точное понятие фольклора, изучить историю бергульского фольклора;

    проанализировать  колыбельные песни разных поколений, изучив литературные источники;

    - рассмотреть значение колыбельных песен в жизни;

    - провести и описать практические исследования, обобщить полученные результаты.

    Гипотеза: Я предполагаю, что колыбельные песни не востребованы в современном мире, хотя их влияние на развитие общества положительно.



    Объекты исследования: учащиеся школы, мамы, бабушки.

    Предмет исследования: колыбельные песни.

                                          

    I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    1.1.Колыбельные песни как исторический жанр.

    Для того чтобы ответить на поставленные мною вопросы, я изучила много  литературы по теме, проанализировала их основные положения. Отчего же песню назвали колыбельной?

    Сначала я решила разобраться с термином «фольклор» и использовала «Толковый словарь русского языка» И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.


    ФОЛЬКЛ´ОР -а, м. Народное творчество; совокупность народных обрядовых действий. Словесный (р. Музыкальный ф. Танцевальный ф. Древнерусский ф. II прил. фольклорный, -ая, ое.

    Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить ребёнка и ввести его в состояние сна, она была и формой знакомства младенца с миром окружающих его людей. Это первые словесные музыкальные произведения, которые взрослые исполняли для детей. Исполнялись колыбельные песни нежно, негромко, мотив был однообразный, но добрый, успокаивающий, убаюкивающий.

    Люли- люли-люленьки,

    Прилетели гуленьки,                   

    Сели гули на кровать,

    Стали гули ворковать,

    Стал наш Ваня засыпать.

    Самым главным в колыбельной песне во все времена остаётся поэтическое выражение любви матери, её желание оберечь дитя и подготовить к жизни и труду.

    А много ли лет существует колыбельная песня?

    Однажды внучка спросила у дедушки:

    -Дедушка, кто старше меня?

    -Твои мама и папа.

    -А кто старше, чем они?

    -Мы с бабушкой.

    -А кто старше всех-всех на свете?

    Я думаю, внучка, хлеб наш насущный, да ещё колыбельная, которую поёт тебе твоя мама.

        Почему так дедушка ответил? Потому что хлеб и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбельная песня - душу. Давно, очень давно родилась колыбельная песня. Мамы в песнях выговаривали свои радости, заботы, печали и мечты о будущем.

    1.2. Значение колыбельных песен.

       Наши предки предавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша, через мамин голос со всем окружающим миром. 

      Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а через колыбельную песню до малыша доходит понимание, что он не одинок в этом мире.

    Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку покой и сон. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребёнком.

    Колыбельная песня, выполняющая роль оберега, защищала малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. И поэтому главные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Люди считали, что колыбельная обладала особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зёрна ячменя, ржи. Считалось, что они помогут малышу вырасти сильным, крепким, здоровым, удачливым.

    Современные психологи считают, что дети, которым мамы пели колыбельные песни, не только более спокойны, послушны, но и более интеллектуальны.

    Слова в колыбельных использовались лишь те, без которых понятие окружающего мира невозможно. В песнях использовалось лишь то, что ребёнок мог реально воспринять. Слова эти дают и первые навыки речи. Учёные установили, что на первом месяце жизни колыбельные песни оказывают успокаивающее воздействие на малыша, так  как ребёнок начинает воспринимать мелодию ещё до своего рождения. А повторяющиеся колыбельные песни развивают свойства памяти. Слушая материнские песни, у младенцев закладываются ощущение, что, он ценен, любим. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, согласие.

    1.3. Тематика колыбельных песен

        Колыбельных песен не так много, но они передавались из поколения к поколению, просто каждая мама пела их по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная песня рождалась как бы заново. Сколько матерей, столько и песен. Но каждая из них оригинальна по содержанию. Колыбельные песни пели матери, бабушки, няньки, укачивая младенца в колыбели или на руках. Знали матери и бабушки, что спокойный и длительный сон-необходимое условие здоровья и роста ребенка. Но знали они также, что для развития ребенка необходимо постоянное общение с ним, обращение к нему с речью, словом, песней.

    Основные мотивы колыбельных песен - пожелание сна, здоровья, хорошей жизни. В песнях мать обращается к ребенку с самыми сокровенными словами: милый, хороший, дорогой, желанный, пригожий, богоданный, умоленный.

    *   *  *


    Баю, Васенька,

    Баю, милованный,

    Усни, ненаглядный,

    Спи - ко, ребенок дорогой,

    Ненаглядный, золотой.

    Параллельно с песнями этой группы бытовали и продолжают бытовать песни с пожеланием долгой жизни ребёнку:

    *   *  *

    Умирать не торопись..,

    Поторопишься, умрёшь,

    Много слёз наделаешь…

    Много горюшка, тоски

    До гробовой моей доски.

    Большой популярностью пользовалась песня о подарках родственникам.

    В ней передается отношение матери к разным членам семьи.

    *   *  *

    Байки - побайки,

    Матери - китайки,

    Сестрице - рукавицы,

    Отцу – кумачу,

    Брату –ласовицу.

    Ребенок – замена отцу и матери – такой мотив часто встречается в колыбельных песнях:

    *   *  *


    Уж я себе замену качаю,

    Я себе замену чаю.

    Но иногда мать, выведенная из себя непослушанием ребёнка, может обратиться к нему и так:

    *   *  *


    Спи, моё зевало,

    Спи, моё горлало!

     Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа — Дремы или Сна. Дрёма — вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с  мягкими ласковыми руками или же в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках дрёма бродит под окнами, а когда темень сгущается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам.

    *   *  *


    Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
    Угомон тебя возьми,
    Угомон тебя возьми,
    Наша детка сладко спи.
    Ходит Сон близ окон,
    Бродит Дрёма возле дома,
    И глядят, все ли спят.

    *   *  *


    Уж как сон ходил по лавке,
    Дрема по полу брела,
    Дрема по полу брела,
    К Маше нашей забрела.
    К ней в кроватку забрела,
     На подушку прилегла.
     На подушку прилегла,
     Машу ручкой обняла. ( Приложение 1)

        Очень часто в колыбельных песнях мы встречаемся с мягким, пушистым, навевающим дрёму котом. 

     Кот у славян – олицетворение вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка. 
                                                      

     *   *  *

    Котя, котенька - коток,

    Котя, серенький хвосток!

    Приди, котя, ночевать,

    Нашу деточку качать.

    Я тебе, коту, коту,

    За работу заплачу:

    Дам кусочек пирога

    И кувшинчик молока.

    Платок беленький свяжу

    И на шейку повяжу;

    Шубку новую куплю

    И сапожки закажу.

    Баю-баю, баю-бай,

    Поскорее засыпай.

    Баю-баю, баю-бай,

    Поскорее засыпай.

    В колыбельных песнях часто встречаются рассказы о животных. Весёлые зайцы, злой   зубастый   волчок – частые гости колыбельных. 

           *   *  *

    Баю-баюшки-баю,

    Не ложися на краю:


    Придет серенький волчок,

    И ухватит за бочок.


    Он ухватит за бочок

    И потащит во лесок.(Приложение 2)

    Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники   Бога.   Именно   они   помогают   заботиться   о растущем малыше.

       


                                 

    1.4 Традиционный песенный фольклор Бергуля     

    Традиционный песенный фольклор Западной Сибири очень разный – таковы исторические особенности заселения нашего края. И что сказать – широко шла молва о великих сибирских просторах, где «землица так жирна, что хоть на хлеб её мажь», где «реки выпирают из берегов из-за обилия рыбы», где «в тайге зверья столько, что само под порох лезет». Потому прошлый, двадцатый век начинался для Сибири наплывом хлынувших сюда переселенцев. Они привезли с собой не только быт, но и культуру, особенности языка родной местности, обычаи, нравы. Вот так на правом берегу реки Тары, притока Иртыша, и появилась деревня Бергуль, что и поныне существует в Северном районе Новосибирской области. Бергуль – самое знаменитое село на фольклорной карте Северного района. С тех пор летит над Тарой-рекой русская песня, и даже спустя сотню лет десятки голосов, словно стая, подхватывают её. Звучат распевные голоса – женские, мужские, детские. И так, из года в год, из десятилетия в десятилетие, продолжается фольклорная традиция в Бергуле. 


          С тех пор утекло много воды по реке Таре. Но богатые фольклорные традиции села Бергуль сохранились во многом благодаря певческой группе села, которая с  середины 1950-х гг. объединяла женщин под руководством Анны Максимовны Беловой. (Приложение 3)

         Одной из главных причин её создания, исходя из опросов очевидцев, как и большинства современных фольклорных коллективов нашей области, явились многочисленные республиканские и областные смотры, фестивали и конкурсы самодеятельных коллективов, регулярно проводившиеся в середине 1960-х годов. В этот период впервые большое и целенаправленное внимание руководства страны было уделено фольклорным коллективам, о чём свидетельствует принятое в 1966 году специальное решение оргкомитета Всероссийского смотра «О мероприятиях по сохранению и развитию лучших традиций».


         Появившись среди множества других коллективов, не занимавшихся публичными концертными выступлениями до Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства 1966–1967 гг., посвящённого 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, бергульская певческая группа сразу стала событием регионального, а затем и союзного масштаба. Она выделялась удивительной мелодикой песен и напевов, исходящей от предков, в певческой культуре которых перемешались белорусские и северные старорусские интонации. 
         С момента обнародования своих песен творческая биография группы была тесно связана с участием в огромном числе концертов, смотров, фестивалей разных уровней. Летопись коллектива содержит ряд ярких страниц, незаурядных событий. В середине 1970-х годов песни группы были записаны на пластинку-гигант, выпущенную фирмой звукозаписи «Мелодия» (одну из двух первых пластинок с записями народных песен Новосибирской области). Названия «группа» или «ансамбль» по отношению к фольклорным коллективам в то время ещё не употреблялись, поэтому на пластинке значилось – народный хор села Бергуль. В 1981 году бергульские песни прозвучали в Москве на сцене Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. (Приложение 4)

    Конечно, менялся со временем состав группы, но не изменялось творческое кредо исполнителей народной песни, не иссякало их бережное отношение к её слову, мелодии, ритму.  Замечено, что носителями традиций и фольклора были жители разных возрастов.


      Песни и танцы в Бергуле передаются из поколения в поколение, чтобы не замерло народное искусство, а с новой силой звучало в исполнении молодых звонких голосов.

    Остались бабушки и в Бергуле, по-прежнему поют, наше село отличается долгожителями. Римма Анатольевна Хохлова (директор ДК) ( Приложение 5) объединила поющих бабушек в ансамбль «Вечёрка» пели то, что помнили, – позднюю лирику, частушки, колыбельные.., обрядовые. В текстах встречается много неизвестных слов, значение которых требует разъяснения. (Приложение 6)

    В песнях чётче, чем в повседневной речи, выступают белорусские черты (яго, лянок, пякла и мн. др.). Но рядом с ними стоят далёкие, более того, недопустимые в белорусском произношении слова: «Пóсеявши, пóлоли», «Одна девка не полúт, Белы руки не колúт...» По произношению на лицо смешение двух пластов – белорусского языка и северно-русского говора. Встречаются различия и на лексическом уровне. Чаще других – слово байна (баня), что соответствует северно-русскому говору. Оно закреплено и в колыбельной песне:

    Баю, баю, баиньки,

    Полез кот на баенку.

    С баенки свалился...

      И у меня любовь к родной бергульской песне поселилась в душе с раннего возраста. С четырех лет пою в детском коллективе «Ленок». Мне повезло, что у нас в семье любят петь и песен знают великое множество – от красочных хороводных до шуточных плясовых, от колыбельных до лирических. Поёт младшая сестра Валя, поёт мама, поет бабушка, поет тетя. (Приложение 7)

    Наше село, в котором до сих пор поют песни предков, не забыли их традиции, стараются хранить их трепетно и с любовью.

    Слушаешь песни бабушек, молодое поколение, причудливо сплетаются голоса и ведут такую светлую мелодию, что в груди становится тепло. И уходит куда-то всё мелкое, суетное, корыстное, полнится душа добротой.

     

     II . ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



    2.1.Микроисследование №1: анкетирование родителей (Приложение 8 )

    Сделав вывод о том, какое большое значение имеют колыбельные песни, я провела ряд исследований. Первое (анкетирование) изучало знание колыбельных песен современными мамами. На вопросы моей анкеты отвечало  20 мам разных возрастов .

     Им предстояло ответить на вопросы:

    Анкета 1

    1.      Часто ли вы пели своему малышу колыбельные песни?

    2.       Какие колыбельные песни пели сыну (дочке)?

    3.      Влияют ли они на сон ребёнка?

    4.      Какое значение они играют в развитии ребёнка?

    Результаты опроса показали, что из 20 опрошенных мам 15 часто пели колыбельные песни своим малышам, 3 – иногда, а 2- совсем не пели по причине нехватки времени. (Табл.1)



                                                                                                Таблица 1

    № п/п

    Пели ли вы своему малышу колыбельные песни?

    Количество человек

    1

    Часто

    15

    2

    Иногда

    3

    3

    Совсем не пели

    2

    4

    Итого

    20

     

    Второй вопрос помог выявить самые популярные колыбельные песни среди опрошенных мам.  (Табл. 2.) Таблица 2.



    №п/п

    Какие колыбельные песни вы пели своему ребёнку?

    Количество голосов

    1.

    Спи, мой воробушек.

    3

    2.

    Колыбельная.

    2

    3.

    Спят усталые игрушки.

    3

    4.

    Ой, люли.      

    2

    5.

    Баю-Баюшки-Баю.

    4

    6.

    Спи, Мое солнышко.

    1

    7.

    Другие песни.

    5

    8.

    Итого

    20

     

      Вывод такой: современные мамы в основном поют Баю-Баюшки-Баю и  простые звукосочетания, текстов других колыбельных песен не знают.

     О влиянии песен на сон ребёнка знают все мамы, а какое значение для развития ребёнка имеют песни  -  знают лишь 12 человека.(Табл. 3)

                                                                                                                          Таблица 3.



    Вопросы

    знают

    не знают

    Каково влияние песен на сон ребёнка?

    20

    0

    Какое значение  для развития ребёнка имеют песни?

    12

    8












    2.2. Микроисследование № 2: опрос детей начальных классов

    (Приложение 9)



    Анкета 2

    1.   Пели ли колыбельные песни вам ваши мамы?

    2.  Поёте ли вы колыбельные песенки своим младшим сестрёнкам и братишкам?                                                             

    На предложенные вопросы отвечали 30 учащихся в возрасте 7-16 лет,



      Результаты опроса представлены в таблице

    Таблица 4.

    № п/п

    Вопросы

    Да

    Нет

    1

    Пели ли колыбельные песни вам ваши мамы?

    22

    8

    2

    Поёте ли вы колыбельные песенки своим младшим сестрёнкам и братишкам?                                                             

    20

    10

     

     

     

     

     

         

      Вывод:



    1. На первый вопрос ответили да  - 22, 8 человек  - не помнят маминого пения. 

    2. Колыбельные песни поют своим младшим сестренкам-20 человек, 10-не поют. Причина в том, что у них нет младших братьев и сестер.

    2.3. Микроисследование № 3: интервью

       Почему наши бабушки и мамы наших бабушек знали так много колыбельных песен, а репертуар современных мам так скуден? Ответ на этот вопрос я нашла, взяв интервью у своей бабушки Киселевой Ирины Ермолаевны «В нашей семье было четверо детей. Детских садов раньше не было. Когда родители уходили на работу, нас оставляли с бабушкой. Соседи приводили своих ребятишек. Много собиралось детей на одном дворе. Каждый раз, когда бабушка укладывала спать младшего брата, нас она собирала около себя, чтобы мы не разбегались. Мы сидели смирно, шуметь было нельзя. Бабушка убаюкивала брата и сестру, а мы слушали её колыбельные песни каждый день. Бабушка уходила работать по хозяйству, а нас оставляла со спящими детьми и не волновалась. Мы могли покачать его, спев при этом одну из бабушкиных песен. Во время игры мы пели эти же песни своим куклам, а потом уже и своим детям, внукам. Сейчас больше смотрят телевизор, слушают магнитофон. Дети по первым нотам узнают рекламу, а не  народные песни. Родители работают, да и бабушки живут отдельно. А раньше все жили вместе в одном доме. Взрослые пели всегда, а мы дети слушали их песни и запоминали. Я считаю, что никакое радио, телевизор не заменят ребёнку колыбельные песни, потому что малыш должен слышать дружелюбный и родной голос».

     

     

     



     

                                     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В своей работе я постаралась ответить на поставленные мною вопросы и сделала следующие выводы:

    1.  Колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребёнка и позволяют установить тесную связь между матерью и ребёнком.

    2.  Образы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребёнок знакомится с некоторыми особенностями мира.

    3. В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, не подтвердилась. Мнение о том, что колыбельные песни не поют - ошибочно. Однако мне удалось выявить ограниченность песенного репертуара современных мам.

    4.  Роль колыбельной песни в современном мире неоспорима и я предлагаю следующее практическое применение сборника: расширить песенный репертуар мам, передав сборник песен, составленный мною на ФАП с. Бергуль, в детский сад и в музей имени П.П.Бажова. Пусть молодые мамы воспользуются моим сборником и возьмут что – то полезное для себя.    А теоретический материал моей работы, я думаю, найдёт широкое применение на уроках литературного чтения при изучении темы «Устное народное творчество».  (Приложение 10)

    Очень хотелось бы, чтобы связь времён не прерывалась, а колыбельные песни звучали вновь и вновь.

     

     Мать-земля – хранительница лада, 


    Света, зёрен, праздников и плачей, 
    Все твои напевы и обряды 
    Я не оброню и не растрачу. 
    Чем напевы старше – тем напевней, 
    Слаще, и томительней, и крепче.

    Владимир Лазарев

      ЛИТЕРАТУРА

     

    1.      Бахтин В. С. От былины до считалки.- Ленинград, Дет.лит.,1982г. 2.      Жизнь человека в русском фольклоре (Младенчество.Детство). Под ред. В.П. Аникина. М., 1991г.



    3.Мартынова А.Н.  Потешки. Считалки. Небылицы. Москва.

    Современник.1989г.     

    4.Мельников  М.Н.  Русский  детский  фольклор.  -М.:  Просвещение, 1987г.

    5. Ожегова И.С. , Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка.



    6. Русский фольклор. М., Худож. лит., 1986г.



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Исследование колыбельные песни как исторический жанр

    Скачать 223.78 Kb.