• Глава 1. Описание историко-краеведческой литературы и источников по теме
  • Глава 2. История пионерской организации Безбожниковской школы в воспоминаниях бывших пионеров 2.1. Всесоюзная пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина, первые отряды
  • 2.2.2. Пионервожатые в разные годы
  • 2.2.3. Прием в пионеры и отношение к пионерскому галстуку
  • 2.2.4. Пионерские поручения
  • 2.2.5. Тимуровская работа
  • 2.2.6. Отдых пионеров – пионерские лагеря
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложения Приложение 1



  • страница1/8
    Дата23.12.2017
    Размер1.25 Mb.
    ТипИсследование

    Исследование начали в 2013 году. На первом этапе (лето осень 2013 года) мы определились с темой исследования, начали создавать архив исследователя


      1   2   3   4   5   6   7   8

    Манылова Наталья, ученица 10 класса

    МОКУ СОШ п. Безбожник

    Мурашинского района

    Кировской области

    Руководитель: Михеева И.В.,

    зам. директора по ВР,

    учитель краеведения,

    руководитель школьного музея



    История пионерской организации Безбожниковской школы в воспоминаниях бывших пионеров

    Сегодня в каждой школе созданы и действуют детские организации. Символика, традиции у всех разные. А когда-то в нашей школе действовала пионерская организация, об этом мы узнали в школьном музее. Какой была эта организация, какие были традиции, какими были пионеры того времени? На эти вопросы мы решили найти ответы. Так появилась наша работа.


    Главной трудностью, с которой мы столкнулись при написании работы, это недостаток информации о пионерской организации средней школы п. Безбожник.

    Цель: описать историю пионерской организации Безбожниковской школы.

    Объект исследования – история пионерской организации.

    Предмет – пионерская организация в п. Безбожник.

    Гипотеза исследования: если мы рассмотрим архивные документы, газеты и воспоминания пионервожатых и пионеров, то мы узнаем о пионерской организации в Безбожниковской школе.

    Задачи:


    1. Собрать и систематизировать материалы о пионерской организации Безбожниковской средней школы.

    2. Составить и провести опрос пионеров и пионервожатых нашей школы.

    3. Обдумать практическое применение полученных знаний.

    Полезными для нас стали справочно–энциклопедические материалы, воспоминания пионеров и пионервожатых, библиотека им. Герцена и архив ГАСПИ КО.

    Исследование начали в 2013 году. На первом этапе (лето – осень 2013 года) мы определились с темой исследования, начали создавать архив исследователя. На втором этапе (зима – лето 2014 года) поступили в областную очно-заочную историко–краеведческую школу при Областном центре детско-юношеского туризма и экскурсий, подготовили черновой вариант исследовательской работы. На третьем этапе (лето 2014 года) представили работу на конференции краеведческой школы. На четвертом этапе (весна 2015 года) – подготовили дипломную работу.

    В ходе исследовательской работы использовались теоретические и практические методы: анкетирование, анализ меморатов, архивных документов, газет, книг, фотографий и работа в школьном музее.

    Данная тема разрабатывается впервые.

    Наша работа состоит из введения, 2 глав и 32 приложений.

    Глава 1. Описание историко-краеведческой литературы и источников по теме

    Изучив энциклопедию «История России XX век» под редакцией Андрея Борисовича Зубова, мы установили, что пионерское движение в нашей стране возникло в 1922 году. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя. Целью пионерской организации было воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза.

    В энциклопедии земли Вятской т.4 «История» под редакцией Л.С. Татаренковой про пионерскую организацию Кировской области нет необходимых сведений.

    В сборнике «Пионерская летопись» 1922-1972 годы под редакцией А.И.Двоеглазовой, Л.Д.Елькиной, Л.И.Новиковой мы нашли очерки, зарисовки, репортажи, стихи, цифры и факты, письма кировским пионерам. В книге рассказывается, как рождалась и росла пионерия Кировской области, какие замечательные дела вершили пионеры в годы первых пятилеток и в дни суровых военных испытаний.

    О символах и атрибутах Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина узнали из книги Альмиры Зебзеевой «Азбука пионерской жизни». Этот сборник был выпущен специально для тех, кто готовился в пионеры: октябрят 3-х классов.

    В школьном музее мы работали с воспоминаниями бывших пионервожатых и пионеров Безбожниковской средней школы. Изучая альбомы выпусков, обратили внимание на воспоминания о пионерском детстве и на фотоматериалы по изучаемой теме. Установили, что пионерская организация в нашей школе возникла в начале 50-х годов XX века. Первой пионерской вожатой была Дьячкова Нина Николаевна. Пионерская дружина школы носила имя Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской [Приложение 1].

    Многие пионерские отряды носили имена пионеров-героев: Марата Козеева, Зины Портновой, Вали Котик [Приложение 2]; комсомольцев-героев: Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Николая Гастелло [Приложение 3]; писателей-фронтовиков: Аркадия Петровича Гайдара [Приложение 4].

    Сохранились в музее альбомы-рапорты отрядов к партийным съездам (к съездам КПСС), в них описываются дела, выполненные пионерами.

    Ценным экспонатам является «Торжественное обещание» школьников, вступающих в пионеры [Приложение 5].

    Изучая исследовательскую работу «История пионерского лагеря «Радуга» Новокшоновой Марии, выпускницы очно–заочной историко–краеведческой школы, выполненную в 2007 году, выяснили, что досуг пионеров летом, как правило, был связан с выездом в пионерские лагеря. В советское время была широко развита сеть пионерских лагерей Всесоюзного и местного масштаба. Самыми известными пионерскими лагерями были


    «Артек» и «Орленок», которые находились у Черного моря; «Молодая гвардия» - под Одессой и «Океан» - во Владивостоке. Это были Всесоюзные лагеря, и попасть в них возможно было советскому школьнику за отличную учебу и активную общественную работу. Некоторые выпускники Безбожниковской школы побывали в лагерях «Артек» и «Орленок».

    В 60-70-е годы был и у нас пионерский лагерь, располагавшийся на территории поселка Кузюг, что в 3 километрах от поселка Безбожник.

    Изучая Интернет-ресурсы, мы нашли фотоматериалы пионеров-героев и комсомольцев-героев.
    Глава 2. История пионерской организации Безбожниковской школы в воспоминаниях бывших пионеров
    2.1. Всесоюзная пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина, первые отряды

    Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — массовая детская организация в СССР. Она была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор этот день отмечается как День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя. Целью пионерской организации было — воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза. Цель была выражена в девизе организации: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» — следует ответ: «Всегда готов!». Пионерская организация воспитывает юных ленинцев в духе коммунистической идейности и преданности Советской Родине, пролетарского, социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, освоению духовной культуры, непримиримости ко всему, что чуждо социалистическому образу жизни.

    Отряд – это самая боевая единица пионерской организации, но для этого необходимо, чтобы отряд был дружным, сплоченным пионерским коллективом. Пионерские отряды создаются в дружине, насчитывающей не менее 20 пионеров. Отряд, как правило, объединяет юных ленинцев, обучающихся в одном классе. По решению совета дружины пионерские отряды могут создаваться по месту жительства пионеров. Эти отряды входят в состав пионерской дружины школы, работают под руководством совета дружины. Отряд добивается того, чтобы каждый пионер всегда и везде был верен пионерскому девизу, выполнял Торжественное обещание и Законы пионеров СССР [Приложение 6], добросовестно учился, активно участвовал в жизни отряда, выполнял поручения дружины, а также клуба или объединения по интересам. В день рождения отряда пионерам торжественно вручаются отрядный флаг, горн и барабан. Отряд выбирает отрядную пионерскую песню и речевку. Он ведет пионерскую летопись-дневник отрядных дел [Приложение 7].

    Первые отряды создавались на торжественной линейке: после рапортов и выноса знамени зачитывается решение совета дружины о зачислении отряд в состав дружины. Старший вожатый знакомит дружину с вожатым нового отряда. Председатель совета дружины представляет избранный в этом отряде пионерский актив, вручаем ему знаки различия, а отряду флаг, горн и барабан. Получая знаки различия и пионерские атрибуты, ребята выходят на середину, отдают салют, затем возвращаются в строй. Следует поздравления, вручение подарков, ответное слово председателя совета нового отряда. После чего по команде старшего вожатого или председателя совета дружины новый отряд занимает место на левом фланге дружины.

    За создание первых пионерских отрядов взялись и вятские комсомольцы. В один из летних вечеров 1922 года за рекой Вяткой, недалеко от села Талицы, собрались первые пионеры. Раздалась команда вожатого: «Зажечь костер!». Горя Богданов, Соня Шевелева и Женя Яровикова с трех сторон подожгли сухие ветки. Послышался треск. Тысячи искр летели в темное небо. У костра плотным кольцом расположились пионеры. На них с восхищением смотрели десятки ребят. Коммунист Александр Волков, организатор и вожатый первого пионерского отряда, рассказывал о том, как надо строить свою жизнь, чтобы быть верным делу рабочего класса. Вожатый закончил беседу призывом: «Пионеры, к борьбе за дело рабочего класса будьте готовы!» - «Всегда готовы!» - дружно ответили десятки голосов. С задорными песнями, под бой барабана, возвращались пионеры в город. В этот день вместе с ними шагала еще одна группа ребят, которые твердо решили встать в ряды юных борцов за рабочее дело.

    2.2. История пионерской организации Безбожниковской школы в воспоминания бывших пионеров
    2.2.1. Создание пионерской дружины в Безбожниковской средней школе

    В средней школе п. Безбожник пионерская организация появилась в середине 50 х годов. Пионерская дружина была организована в апреле 1959 – 1960 учебного года. Первый прием в пионеры состоялся 22 апреля 1960 года. Впоследствии пионерская дружина Безбожниковской школы стала носить имя Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской. Главными символами и атрибутами были: знамя, отрядный флаг, красный галстук, пионерский значок, барабан, горн и салют.

    Пионерское знамя – главный коллективный символ пионерской организации, символ чести и сплоченности пионеров, их верности делу революции, Коммунистической партии, социалистической Родине. Знамя пионерской дружины представляет собой красное полотнище размером 100х80 см. На лицевой стороне знамени изображен пионерский значок и девиз: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» [Приложение 8].

    Отрядный флаг – символ чести и сплоченности пионеров, знак принадлежности пионеров к конкретному пионерскому отряду. Отрядный флаг – красное полотнище прямоугольной формы размером 45х60 см, на лицевой стороне изображен пионерский значок. С отрядным флагом пионеры выходят на отрядные и дружинные сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсии, трудовые дела. При проведении воскресников, туристских привалов, игр в отряде флаг устанавливался или закреплялся на видном месте [Приложение 9].



    Пионерский галстук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, частица революционного Красного знамени, символ принадлежности к пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Галстук носят с парадной, повседневной пионерской, ученической формой [Приложение 10].

    Пионерский значок — символ пионерской организации СССР. Он наряду с пионерским галстуком был непременным атрибутом пионерской формы, означавшим, что школьник принят в пионеры. На значке изображен барельеф В.И.Ленина. Пионер носит значок на левой стороне груди [Приложение 11].

    Пионерский салют – это приветствие и традиционный знак верности пионеров идеям коммунизма и пролетарского интернационализма. Салютуя, пионер поднимает над головой правую руку с плотно сжатым пальцем, что символизирует пролетарское единство детей трудящихся пяти континентов.

    Одним из важных воспоминаний пионеров были песни. Пионеры очень любили петь на костре, слетах, мероприятиях, сборах, линейках, парадах, во время марша, походов, экскурсии, трудовых дел, при проведении воскресников, туристских привалов, игр.

    Все респонденты вспоминали песни: «Взвейтесь кострами синие ночи» [Приложение 12], «Орленок» [Приложение 13], «Куда уходить детство», «Веселый ветер» [Приложение 14], «Ах, картошка» [Приложение 15], «Юный барабанщик», «Крылатые качели», «Орлята учатся летать», «В поход мы собрались», «Пионерский первый отряд».

    Опрошенные пионервожатые и пионеры очень любили военно– спортивную игру «Зарница». Она представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников СССР. Обычно играющие в Зарницу дети делятся на две команды, арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников: меткой базы является какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг. Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни – погоны: каждому участнику наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре. Для того чтобы «убить» человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит. Чаще всего победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни – уменьшаются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника.



    Петрова Галина Григорьевна, 1954 года рождения, вспоминает: «Очень мы любили игру «Зарница». Очень увлекательная, веселая и подвижная игра» [Приложение 16].

    Мальцева Татьяна Алексеевна, 1953 год рождения, рассказывает: «В наше время было много игр, но самая интересная – это Зарница» [Приложение 17].

    Ключикова Людмила Аркадьевна, 1959 года рождения, рассказывает: «Делили нас на команды и вот мы догоняли, убегали, прятались, «воевали» ... Искали секретные карты, пытались стащить флаг противника, в общем, настоящая стратегия. И не только в школе, еще и в лагерях пионерских было традицией хоть один раз за смену сыграть в «Зарницу» [Приложение 18].

    Исакова Татьяна Геннадьевна, 1951 года рождения, рассказывает: «Вожатые разбивали нас на отряды, каждый из которых старался захватить флаг противника, попутно выполняя различные задачи, разыскивая тайники с подсказками и прячась от противника, чтобы не взяли в плен или не убили. Весело очень было и увлекательно, с удовольствием вернулась бы в то беззаботное время» [Приложение 19].

    Долгих Наталья Петровна, 1969 года рождения, рассказывает: «Яркие воспоминания связаны со школьным детством, и особенно интересно вспоминать, как проходила ежегодно в нашей школе пионерская игра «Зарница». Обычно игра проводилась зимой. Участники делились на две армии — армия «синих» и армия «зеленых» (по жеребьевке). Заключительному этапу игры предшествовала длительная подготовка:

    • К смотру строя и песни;

    • К смотру художественной самодеятельности.

    «Армия» путем голосования выбирала командира и его заместителей, отвечающих за качественную подготовку к конкурсам. Так как мы были из разных классов, приходилось долго добиваться слаженности и четкости действий в выполнении команд. Но цель добиться успеха постепенно становилась достижимой.

    Обычно игра начиналась в пятницу. После уроков мы разбегались по домам, чтобы переодеться, взять с собой одеяло или небольшую подушку, кое — что съестное, так называемый «сухой паек», и вернуться в школу.

    В 16.00 начиналось торжественное построение. Командующие армиями сдавали рапорты главнокомандующему (директору школы), затем начиналось обустройство «казарм». Постель устраивалась в классе прямо на полу.

    У нас это необычное использование кабинетов всегда вызывало ажиотаж.

    После этого мы выстраивались на улице, где для нас проводили состязания на снегу, всевозможные эстафеты. Каждая армия набирала баллы за победу в этих состязаниях.

    Затем нас выстраивали и строем вели на ужин, который проходил в сельской столовой. Такая вечерняя прогулка и ужин были приятной частью нашей игры. Дальше нам предстояли суровые испытания. Мы все в парадной форме. Строгое жюри готово оценить так старательно отрепетированный строевой шаг и военную песню. Чья армия окажется более сплоченной?

    Небольшая передышка — и новый конкурс: каждая армия показывает номера художественной самодеятельности. Желающих выступать в каждой армии было достаточно, поэтому готовили по несколько художественных номеров: это и песни, и акробатические выступления, и инсценировки. Такая творческая атмосфера соперничества переходила в программу с играми и танцами, веселье продолжалось до «отбоя».

    Среди ночи - «Тревога!» Все поспешно одеваются как можно теплее — предстоит «ночной» десант. Командиры получают зашифрованное задание — маршрут по поиску тайника. У каждой армии свое задание — кто же быстрее расшифрует его и найдет тайник? И вот уже две армии рыщут по колено в снегу среди деревьев, подсвечивая себе фонариком. И невдомек было, что наши учителя, может быть, всего лишь час назад спрятали что - то здесь и нужно просто поискать следы. Куда там: целая толпа ребятишек за 5 минут истопчет все вдоль и поперек, заглядывая под все кусты. И вот удача — кто - то все - таки обнаружил коробку с мороженым! Теперь нужно быстро собрать всю армию — вернуться должны все до единого — и доложить главнокомандующему о выполнении задания.

    Вся вылазка не занимает и часа, но какой заряд бодрости и позитива! Каждому в награду стаканчик мороженого. Все расходятся по «казармам» - спать до утра. Но какое там спать - все возбуждены, делятся впечатлениями.

    Подъем в 10.00 утра. Подводятся итоги игры, называют армию — победителя. Полные радостного возбуждения расходимся по домам.

    С тех пор прошло несколько десятков лет, а впечатления до сих пор свежи в памяти. Именно в этой игре больше всего мы учились дружбе, товариществу, взаимовыручке. Это было здорово!» [Приложение 20,21].



    2.2.2. Пионервожатые в разные годы

    Забота о детях и детстве в нашей стране – дело всенародное. Партия, комсомол возлагают на пионерского вожатого миссию идеологического работника. Вожатый в ответе за то, чтобы его воспитанники, будучи еще совсем юными, усвоили разумом, глубоко приняли сердцем бессмертные идеи Октября и, начиная со школьных лет, учились в меру своих сил утверждать их в жизни. Вожатых еще называли – пионерские комиссары. Сколько поколений должно было пройти через детскую коммунистическую организацию, сколько мужественных и преданных Родине и партии сердец закалиться, чтобы вожатый заслужил это высокое и гордое звание. Все самое лучшее, что отличало вожатых от прошлых поколений: коммунистическая убежденность, безграничная любовь к детям, высокая ответственность за воспитание будущей смены, - все это, помноженное на профессиональные знания и широкую эрудицию, характеризует современного вожатого.

    В ходе исследования, мы поняли, что опрошенные нами 6 пионервожатых, имеют все эти качества.

    Пантюшева И.А. (60-е годы)


    Лаптева Н.А. (70-80-е годы) [Приложение 22]
    Макрушина Г.Н. (80-е годы) [Приложение 23]

    Дьячкова И. (80-90-е годы)


    Михеева И.В. (90-е годы)
    Белова О.А (90-е годы)

    Пионервожатые средней школы п.Безбожник рассказали нам все самое интересное о пионерской организации нашей школы. Особенно им запомнился прием в пионеры, игра «Зарница», школьные линейки, митинги, костер, летний отдых в лагерях, трудовые операции: «Миллион Родине», «Уренгой», «Зеленая аптека».


    2.2.3. Прием в пионеры и отношение к пионерскому галстуку

    Вступают в пионерскую организацию добровольно. О своем желании стать пионером каждый говорит председателю совета отряда, отрядному или старшему пионерскому вожатому. Октябрята на сборе октябрятской группы обсуждают, кто из тех, кому исполнилось 10 лет, достоин стать пионером. Это очень важный и серьезный разговор о дружбе и товариществе, верности своему слову, учебе и дисциплине каждого. О своем решении октябрятская группа сообщает отряду, при котором она действует. Все желающие вступить в пионерскую организацию приглашаются на общий сбор пионерского отряда. Пионеры поднимают руку, голосуя за прием каждого вступающего. Он считается принятым, если за него проголосует большинство юных ленинцев.



    Всем опрошенным респондентам вспоминается этот день.

    Журавлева Марина Васильевна, выпускница 1983 года, доктор технических наук Казанского университета вспоминает: «Одним из важных событий моего детства был прием в пионеры. Это было настоящее событие для всей семьи. Как все торжественно было в этот памятные для всех людей день. Ведь 22 апреля - это день рождение Владимира Ильича Ленина. Для меня этот день был особенным в двойне, мне почему-то не верилось, что именно сегодня у меня на груди будет висеть маленькая, но большая для меня частица святого красного знамени. И вот наступил этот момент жизни. Отзвучали горны, мы должны давать клятву перед товарищами и пред старшими. Защемило сердце. … Надо было дать клятву и обязательно сдержать ее, а затем, стать настоящим пионером, свято выполнять обязанности советских пионеров, чтить память погибших и не уронить звание пионера. Нам повязали красные галстуки» [Приложение 24].

    Ремезова Надежда Алексеевна, 1973 года рождения, вспоминает о приеме в пионеры: «В 4-ом классе, в 1984 году, вступила в пионеры. Мы очень волновались, т.к. это был торжественный день. Девочки были в черных юбочках и белых рубашках, мальчики – в черных брючках и белых рубашках. В 08:00 была общешкольная линейка. На линейке присутствовали директор школы, завуч, пионервожатый и представитель администрации поселка. После поздравления внесли знамя. После чего каждый ученик, вступающий в пионеры, произнес наизусть торжественное обещание. Затем члены совета дружины повязали галстуки и прицепили значки. Мы были очень рады и горды» [Приложение 25].

    Долгих Наталья Петровна, 1969 года рождения, вспоминала: «В пионеры вступила в 1980 г. В 4 классе. Звание пионера было почетным, и нужно было его заслужить. Готовились к вступлению в ряды юных ленинцев заранее: учили торжественное обещание пионера Советского Союза, старались учиться на «хорошо» и «отлично», иметь примерное поведение. День вступления в пионеры всегда был торжественным днем. В этот день вся дружина строилась на торжественную линейку. Будущие пионеры рассказывали свое торжественное обещание, а старшие товарищи повязывали им на шею красные галстуки и прикалывали на грудь значки. Пионер отдавал салют со словами «Всегда готов!» [Приложение 20].

    Коробейникова Елена Леонидовна, 1969 года рождения, вспоминала: «День вступления в пионеры был солнечным. Нас было немного. Мы очень волновались, радовались. Все проходило в торжественной обстановке в школьном музее. Старшая вожатая произнесла торжественные слова, а мы каждый дали торжественное обещание. Старшие пионеры повязали нам красные галстуки. Напутственные слова были сказаны директором школы, старшими пионерами и комсомольцами, родителями. Мы получили первое пионерское задание» [Приложение 26].

    Брызгалова Евгения Валерьевна, 1974 года рождения, вспоминала: «В пионеры вступила в 3 классе. Перед этим учили торжественное обещание. Помню, что это был очень торжественный и праздничный день. Обычно в день рождения В.И.Ленина – 22 апреля. Шли из школы с распахнутыми куртками и пальто, чтобы все видели, что ты пионер, и как красиво трепещет новенький галстук» [Приложение 27].

    Шелгунова Валентина Юрьевна, 1968 года рождения, вспоминала: «В пионеры меня принимали в 3 классе, в мае 1979 года. Я заучивала слова торжественного обещания, в классе проводился сбор отряда, учили стихи и читали книги о В.И.Ленине. День, когда принимали в пионеры, был теплый и солнечный. В коридоре школы построились все классы, мы стояли в одну шеренгу и на руке держали наглаженные красные галстуки, после слов торжественного обещания, которое я помню до сегодняшнего дня, старшеклассники нам повязали пионерские галстуки. Я была самая счастливая!» [Приложение 28].

    Одним из главных атрибутов был - красный галстук, за ним надо было, как следует ухаживать. Красный галстук для юных пионеров был предметом гордости: его старательно гладили каждый день, а некоторые школьницы носили, не снимая. Потеря галстука считалась большим позором и горем.  За состоянием галстуков строго следили пионервожатые. Во многих школах учеников без красного галстука на уроки не пускали. Слишком мятый галстук тоже мог стать серьезным препятствием в получении знаний. Обычно с такими суровыми законами приходилось сталкиваться ученикам 4-5 классов.



    Коробейникова Надежда Федоровна, 1959 года рождения, вспоминала: «Галстук я берегла, как могла, каждый день стирала и гладила. Носила его с утра и до самой ночи» [Приложение 29].

    Косарева Татьяна Алексеевна, 1976 года рождения, вспоминает: «Пионерский галстук был в моём детстве не только обязательным атрибутом школьной формы, к которому требовалось немалое внимание, но и выполнял порой более практичные функции. Одной из этих функций для нас, пионеров 80-х годов, стало использование пионерского галстука в качестве места, на котором можно было написать тёплые пожелания человеку, с которым провёл некоторое время, в частности в пионерском лагере» [Приложение 30].

    Петрова Галина Григорьевна, 1954 года рождения, вспоминает: «Ухаживала за пионерским галстуком, потому что он показывал, что ты вырос. А также - переход в другую возрастную группу, что для ребенка очень важно» [Приложение 16].



    2.2.4. Пионерские поручения

    Пионерское поручение может быть адресовано пионерскому коллективу и отдельному пионеру. Вся в целом пионерская организация выполняет почетное поручение комсомола, участвуя, например, в операции «Уренгой». Пионеры в этом случаи привлечены к важному государственному делу. Пионерские поручения можно условно классифицировать по основным направлениям деятельности пионерской организации:



    • Поручения, связанные с деятельностью в составе органов самоуправления пионерских коллективов. Например, звеньевой, член совета отряда и дружины, член районных или городских пионерских штабов.

    • Поручения шефского плана. Например, помощь детскому саду, работа старших пионеров в отрядах младших, руководство группами или звездочками октябрят, организатор игры «Октябрята по стране Октября».

    • Поручения, связанные с формами идейно – политического воспитания. Например, флаговый, знаменосец, барабанщик.

    • Поручения, связанные с организацией общественно – трудовых дел. Например, сбор макулатуры или металлолома, работа в зоне пионерского действия отряда или дружины, подготовка и проведение трудового десанта.

    • Поручения, связанные с организацией борьбы за знания. Например, член пионерского патруля или группы консультантов по учебным предметам, член совета клуба «Знание», организатор смотра творчества, предметной олимпиады или вечера занимательной науки и техники.

    Бывшие пионеры и пионервожатые вспоминали о своих поручениях с гордостью.

    Коробейникова Елена Леонидовна, 1969 года рождения, рассказывала: «Я была вожатой, была членом совета дружины (отвечала за работу с октябрятами), была членом городского пионерского штаба» [Приложение 26].

    Долгих Наталья Петровна, 1969 года рождения, рассказывала нам: «Будучи пионером – была председателем отряда. На торжественных линейках и сборах дружины отчитывалась о проделанной работе своего отряда, принимала участие в обсуждении дальнейших мероприятий дружины» [Приложение 20].

    Шелгунова Валентина Юрьевна, 1968 года рождения, рассказывала: «Мои поручения в пионерской организации: ассистент знаменосца (ходила под знаменем во время торжественных мероприятий), председатель совета отряда класса и совета дружины школы» [Приложение 28].

    Полушина Людмила Ивановна, 1978 года рождения, рассказывала: «Я была командиром звена, ответственная за учебу, была участником идейно – массового сектора в пионерской дружине» [Приложение 31].

    Мушкина Людмила Анатольевна, 1960 года рождения, рассказывает: «С помощью своих отрядных вожатых я стала барабанщиком пионерского отряда. Мне всегда очень нравились барабанщики нашей дружины – лихие ребята, гордо стоявшие на линейках и сборах перед всей дружиной. А однажды они придумали штуку, которая стала традицией дружины на несколько лет. Однажды, перед началом какого-то сбора барабанщики и горнисты выстроились вслед за Знамённой группой и сопроводили её исполнением пионерских маршей через всю школу в актовый зал. Удивлённые «пионеры и школьники» останавливались, и пионерским салютом приветствовали Знамя. С тех пор каждый дружинный сбор Знамя выносилось из пионерской комнаты в актовый зал именно таким образом» [Приложение 32].


    2.2.5. Тимуровская работа

    В 1941-1945 гг. по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью «Тимур и его команда». Юные пионеры создавали команды и проявляли заботу об инвалидах, пожилых людей, которые потеряли на войне близких, о пенсионерах, которые отдавали Родине свои силы и труд. Пионеры – тимуровцы собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая.  



    Шелгунова Валентина Юрьевна, 1968 года рождения, вспоминает: «Мы собирали металлолом и макулатуру, оказывали шефскую помощь колхозу по сбору картофеля и льна, шефствовали над пожилыми людьми: мыли полы, носили дрова, бегали за продуктами в магазин. Очень часто выступали с агитбригадой на колхозных полях перед комбайнерами и механизаторами» [Приложение 28].

    Коробейникова Елена Леонидовна, 1969 года рождения, вспоминает: «Готовили и проводили пионерские сборы на темы: «Хлеб – всему голова», «Пионеры – герои»; участвовали в сборе макулатуры и металлолома, проводили октябрятские сборы, помогали колхозам и совхозам в уборке урожая» [Приложение 26].

    Ремезова Надежда Алексеевна родилась 1973, рассказала нам: «Пионеры, в основном, занимались благоустройством территории вокруг школы и приусадебного участка. Участвовали в сборе макулатуры, металлолома, почек, шишек. Помогали людям пожилого возраста, инвалидам. Брали шефство над октябрятами. Следили за их поведением. Создавали кружки, соревновались звеньями. Отстающих и учеников с плохим поведением вызывали на Совет дружины, обсуждали и наказывали» [Приложение 25].

    Долгих Наталья Петровна, 1969 год рождения, вспоминала: «Дел у пионеров было немало. Они собирали макулатуру, металлолом, весной строили скворечники для птиц, устраивали пионерские субботники по уборке ближайших парков и скверов, шефствовали над своими младшими товарищами – октябрятами» [Приложение 20].

    Исакова Татьяна Геннадьевна, 1951го рождения, писала: «Занимались тимуровской работой, с удовольствием помогали одиноким и пожилым людям. Проводились смотры художественной самодеятельности между отрядами. Кроме того, с вожатыми ходили в соседние деревни, выступали в клубах, на фермах перед животноводами. Время, когда мы были пионерами, было очень интересным. Пионерская игра «Зарница» проводилась во всех школах области» [Приложение 19].

    2.2.6. Отдых пионеров – пионерские лагеря

    Из средней школы п.Безбожник пионеры ездили в лагеря всесоюзного масштаба: «Артек», «Орленок»; местного масштаба «Радуга».

    «Артек» — международный детский центр в Крыму. В советское время был самым популярным. Первоначальное название лагеря - «Лагерь-санаторий в Артеке». Первым его руководителем стал врач Фёдор Фёдорович Шишмарёв. Первая смена «Артека» открылась 16 июня 1925 года. 16 июня 2015 года «Артеку» исполняется 90 лет. Монументальный Ленин гордо возвышается над «Артеком», куда мечтал попасть каждый советский школьник. Он смотрит на море. Море тоже смотрит на Ленина. Это был один из последних памятников Ленину, установленных СССР, на его открытие в 1985-м лично приезжал генсек Горбачев, который вместе с детьми давал клятву хранить верность идеалам ленинизма.

    Из нашей школы в лагерь «Артек» ездила Татьяна Бякова. Она вспоминала: «Если говорить о символах счастливого детства, которые Родина щедро подарила, то, не сговариваясь, назовем место на карте. Оно дорого мне. Это Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Поездка в этот лагерь - самое яркое впечатление из школьной жизни».

    Лагерь «Орленок» награждён Почётным знаком Центрального комитета Комсомола. С самого начала «Орлёнок» связывали дружеские связи с «Артеком». Многие вожатые из «Артека» работали в «Орлёнке», передавая опыт и знания молодому лагерю, но сделало «Орлёнок» неповторимым два события—съезды юных коммунаров. После распада СССР Распоряжением Правительства Российской Федерации «Орлёнок» из Всесоюзного пионерского лагеря был преобразован во Всероссийский детский центр.

    Из нашей школы в лагерь «Орленок» ездили Баранцев Алексей и Мальцева Евгения.

    Местный пионерский лагерь «Радуга» работал в 1970 – 1975 годы. За это время в нем отдохнуло более 400 человек – это учащиеся 1 – 8 классов. Дети и взрослые добирались до лагеря по узкоколейной дороге в вагонах, сколоченных из досок. Летом лагерь работал в 2 смены. Инициатива создания лагеря принадлежала председателю рабочего комитета Майского леспромхоза Н.Н.Третьякову. Все годы работы лагеря начальником была Перевощикова Галина Дмитриевна, учитель начальных классов средней школы п. Безбожник. Летом в 1975 году пионерский лагерь «Радуга» принял детей в последний раз.

    Из нашей школы в лагерь «Радуга» ездила Калинина Людмила Евгеньевна. Она рассказала нам: «Пионерское детство – это прекрасная пора, воспоминания о том времени самые теплые. … Одно из самых запомнивших событий – отдых в лагере «Радуга». Жили мы в корпусе от дороги на левой стороне, в большой комнате, 8 девочек. Готовили концерты и выступали в клубе. Хотелось выступить как можно лучше. Запомнился большой вечерний костер и песни под гитару. А еще речевка, с которой выходили на линейку: «Раз, два, три, четыре;

    Три, четыре, раз, два.

    Кто шагает дружно в ряд

    Пионерский наш отряд!»

    Здесь, в пионерских лагерях шёл активный обмен школьным фольклором различных регионов. Одним словом, пионерские лагеря - очень ёмкая и важная страничка советского прошлого.

    Заключение

    В данной работе мы ставили цель: описать пионерское движение средней школы п. Безбожник. Для достижения цели были решены задачи:



    1. Собрать и систематизировать материалы о пионерской организации Безбожниковской средней школы.

    2. Составить и провести опрос пионеров и пионервожатых нашей школы.

    Изучив архивные документы, печатные издания, воспоминания бывших пионервожатых и пионеров, автор описал пионерское движение средней школы п. Безбожник.

    Изучая мемораты, автор узнал, что первой пионерской вожатой в средней школе п. Безбожник была Дьячкова Нина Николаевна.

    Мы узнали, что главными символами и атрибутами пионерской организации были знамя, отрядный флаг, красный галстук, пионерский значок, барабан и горн. Эти экспонаты хранятся в нашем школьном музее «История поселка Безбожник».

    Занимаясь исследованием, автор составил анкету для опроса бывших пионервожатых и пионеров. Благодаря анкете мы выявили, что пионерская организация в школе п.Безбожник начала свое существование с середины 50-х годов и носила имя Зои Космодемьянской. А в 90-е годы пионерская организация Безбожниковской средней школы прекратила своё существование. В начале 2000-х годов было организовано детское объединение «Истоки».

    В анкетировании, проведенный в школе мы задали вопрос: «Нужна ли пионерская организация в наше время?». Все респонденты ответили положительно, так как пионерская организация воспитывает дух коллективизма, патриотизма и ответственности за свои дела и поступки. Пионерская организация учит детей любить Родину, верить в дружбу, помогать нуждающимся в помощи, вырабатывать желание быть лучше.

    Перспективы:



    • Наша исследовательская работа вошла в сборник учебно– исследовательских работ, учащихся средней школе Безбожник.

    • На основе исследования подготовили публикацию в районную газету «Знамя труда».

    • Данная исследовательская работа может использоваться на уроках краеведения, на классных часах, может стать основой для экспозиции в школьном музее.

    • Материал передан в районный краеведческий музей.

    • Исследовательская работа была представлена на школьной конференции.

    • Наша работа подготовлена для районной краеведческой конференции «Восхождение к истокам».


    Список использованных источников и литературы
    Источники:

    1. ГАСПИ КО. Ф.1223. Оп.14. Ед.хр.32. Л. 3.

    2. ГАСПИ КО. Ф.12223. Оп.15. Ед.хр.28. Л.8.

    3. ГАСПИ КО. Ф.1223. Оп.28. Ед.хр.7. Л.1.

    4. ГАСПИ КО. Ф.1223. Оп.21. Ед.хр.12. Л.2.

    Материалы личного архива автора (мемораты):



    1. Брызгаловой Евгении Валерьевны, (16.03.2015)

    2. Долгих Натальи Петровны, (05.07.2013)

    3. Исаковой Татьяны Геннадьевны, (05.07 2013)

    4. Калининой Людмилы Евгеньевна, ( 05.07.2013)

    5. Ключиковой Людмилы Аркадьевны, (05.07.2013)

    6. Коробейниковой Елены Леонидовны, (05.07.2013)

    7. Коробейниковой Надежды Федоровны, (05.07.2013)

    8. Лаптевой Надежды Алексеевны, (16.03.2015)

    9. Макрушиной Галины Николаевны, (16.03.2015)

    10. Мальцевой Татьяны Алексеевны, (05.07.2013)

    11. Мушкиной Людмилы Анатольевны, (05.07.2013)

    12. Петровой Галины Григорьевны, (05.07.2013)

    13. Полушиной Людмилы Ивановны, (16.03.2015)

    14. Ремезовой Надежды Алексеевны, (05.07.2013)

    15. Ренжиной Татьяны Аркадьевны, (16.03.2015)

    16. Шелгуновой Валентины Юрьевны, (16.03.2015)

    Список литературы:



    1. Азбука пионерской жизни/Сост.: Зебзеева А. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 170 с., ил.

    2. Книга вожатого/Сост.: Деркач А., Чубарова Г., Яшунина Л. – М.: Мол. гвардия, 1982. – 272 с., ил.

    3. Пионерская летопись/Сост.: Двоеглазова А.И. – М.: Мол. гвардия, 1922-1972.- 268с., ил.

    Интернет - ресурсы:



    1. http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=59&id=429866

    2. http://relax.ru/post/86787/bessmertnyy-podvig-zoi-kosmodemyanskoy.htm

    3. https://www.google.ru/search?q=зоя+космодемьянская+фото&newwindow

    4. https://www.google.ru/search?q=марат+козин+герой+пионер&newwindow

    Приложения
    Приложение 1

    Комсомолец герой - Зоя Анатольевна Космодемьянская

      1   2   3   4   5   6   7   8

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Исследование начали в 2013 году. На первом этапе (лето осень 2013 года) мы определились с темой исследования, начали создавать архив исследователя