• Исследование современного состояния магистрального канала «Иртыш - Омь»
  • Плащенко Любовь Михайловна
  • 1.Общие сведения по изучаемой теме
  • В Паспорте магистрального канала четко прописаны все его параметры: ширина по дну — 4 метра, глубина воды в канале — 2,1 метра
  • Выводы по работе.
  • Предложения практического характера.
  • Фиалков Дмитрий Николаевич (1909 – 1995 г.г.)

  • Скачать 135.86 Kb.


    Дата11.10.2017
    Размер135.86 Kb.
    ТипИсследование

    Скачать 135.86 Kb.

    Исследование современного состояния магистрального канала «Иртыш Омь» Работа Лаврищевой Светланы Игоревны




    Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального образования

    МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

    XIV областная краеведческая конференция «Летопись сибирских деревень»

    Исследование

    современного состояния магистрального канала

    «Иртыш - Омь»

    Работа Лаврищевой Светланы Игоревны,



    Щербаковой Анастасии Александровны,

    обучающихся 9а класса,

    МКОУ «СОШ №2» города Калачинска,

    геологический клуб «Калачинские юные геологи»

    Руководитель: Плащенко Любовь Михайловна, учитель географии,

    высшей квалификационной категории

    Консультант: Валитов Ринад Габдрахимович,

    методист БОУОО ДОД "ОДЮЦТиК"

    Калачинск – 2012г.

    Введение.

    В августе 2010 года клуб «КАЮГ» имени Д.Н. Фиалкова совершил экспедицию в Горьковский район на канал «Иртыш – Омь», чтобы изучить состояние трассы канала на сегодняшний день. Экспедиция была проведена по «Геологическому заданию» Омского областного отделения Русского географического общества, Российского геологического общества и Совета детско – юношеского геологического движения по Омской области.

    В состав экспедиции входили члены геологического клуба «Калачинские юные геологи» («КАЮГ»), в том числе и мы. Во время экспедиции проведена работа по изучению современного состояния магистрального канала «Иртыш – Омь».

    Идея создания канала, который бы «спас» нашу реку Омь, принадлежит Д.Н.Фиалкову, имя которого присвоено нашему клубу.Нам стало интересно поподробнее узнать об этом уникальном сооружении. Мы обратились к ученым. Ответ был однозначный: «Получайте Геологическое задание и изучите все сами. Результаты доложите юным геологам Омской области». Решено было провести экспедицию на магистральный канал. Руководителями экспедиции стали Плащенко Любовь Михайловна, наша учительница географии и руководитель клуба «КАЮГ» и Валитов Ренат Габдрахимович, методист МОУ ДОД «Областная станция по туризму и краеведению».В ходе экспедиции проведены необходимые измерения, описано состояние самого русла канала, его производственных объектов. Результаты представлены в данной работе, которая является отчетом о прошедшей экспедиции.



    Тема: «Исследование современного состояния магистрального канала «Иртыш – Омь».

    Срок выполнения работы: август 2010 года – январь 2011 года.

    Цель работы: изучение современного состояния магистрального канала «Иртыш – Омь».

    Задачи.

    1). Изучение вопроса по литературным источникам.

    2). Проведение экспедиции на канал с целью исследования его современного состояния.

    3). Обоснование практического значения данного вопроса.

    4). Обработка полученных материалов и подготовка доклада.

    Методы:


    • Изучение теоретического материала по теме.

    • Визуальное наблюдение.

    • Полевые геологические исследования.

    • Полевые экологические исследования

    • Беседа с работниками канала.

    • Камеральная обработка материала и написание доклада.

    Актуальность.

    Река Омь мелеет с каждым годом. Калачинскому и другим районам, расположенным на реке Оми катастрофически не хватает воды. Эта проблема касается не только бытовых нужд нас - калачинцев, но она оказывает влияние на экономическое развитие района. В городе появляются новые предприятия, которым также нужна чистая, пресная вода. Для развития сельского хозяйства она просто необходима. Поэтому наша работа по каналу очень актуальна на сегодняшний день не только для жителей Калачинского района, но и для близь лежащих на Оми территории.



    1.Общие сведения по изучаемой теме

    В 1980е годы течение в Оми сошло на нет и река «зацвела», стала зарастать водной растительностью. Чтобы разогнать стоячую воду, по Оми пустили суда на воздушной подушке, которые доходили до села Сыропятки. Для того чтобы пустить суда, пришлось очистить Омку от запруд и свайных полей под мостами. В последние годы река катастрофически мелеет. Источником воды для Оми являются Васюганские болота и озера Новосибирской области, но с каждым годом водосброс сокращается, в районах, где протекает Омь, все больше ощущается дефицит воды.

    В Федеральной целевой программе обеспечения жителей РФ питьевой водой, принятой в 1999 году, в качестве первоочередных задач для Омской области фигурировали завершение строительства канала Иртыш — Омь и строительство водохранилища в районе Калачинска. Согласно программе оба этих объекта должны были быть построены в 2005 году. Магистральный канал (МК) Иртыш - Омь был спроектировали и на 75% построили на излете советской власти. Первоначально канал был разработан в составе Иртышской оросительной системы, проект которой был утвержден Минводхозом СССР 25 ноября 1980 года, но впоследствии его выделили в отдельный проект.
    Главными задачами строительства МК были повышение водообеспеченности орошаемых земель в районе русла Оми общей площадью 51 тысяча га и улучшение снабжения питьевой водой населения Горьковского, Нижнеомского, Калачинского, Кормиловского и Омского районов. Общая протяженность канала — 53,9км. Из них 14,8 км приходится на русло реки Ачаирки.

    К строительству МК трест «Мелиоводстрой», возглавляемый Николаем ЗАХАРОВЫМ, приступил в 1987 году и освоил большую часть из запланированных на канал 3,5 млн. рублей. Возле села Исаковка Горьковского района была построена насосная станция с мощностью 11,5 кубометра воды в секунду. Из-за прекращения централизованного финансирования в 1992 году не удалось построить 5,7 км канала и закончить некоторые объекты для улучшения экологического состояния окружающей среды.


    Какой же планировался быть канал?

    В Паспорте магистрального канала четко прописаны все его параметры:

    • ширина по дну — 4 метра,

    • глубина воды в канале — 2,1 метра,

    • скорость воды — 0,28 — 0,39 метра в секунду,

    • годовой объем водоподачи — 124 млн. кубометров.

    1. Полевые исследования на канале и их результаты.

    Итак, первоначально канал должен был входить в состав проекта Иртышской оросительной системы, который был утвержден Минводхозом СССР 25 ноября 1980 года, но впоследствии его выделили в отдельный проект. Огромный вклад в его разработку внес Д.Н. Фиалков, председатель Омского отдела ГОСССР, имя которого носит клуб.

    Изучение состояния магистрального канала мы начали с Головной насосной станции. (См. Приложение 2). Она находится в 1 километре от деревни Исаковка Горьковского района Омской области ниже по течению реки. Географическая широта : 550 45/ 42// с.ш.; географическая долгота: 74025/48//в.д. Абсолютная высота - 53,4 м. Насосная станция в рабочем состоянии – охраняется. Территория огорожена бетонной дамбой высотой 1 метр 20 сантиметров. Это сделано для того, чтобы не было оползней, так как в районе станции имеется балка, по которой происходит сток снеговых и дождевых вод.

    Мы встретились на станции с Панышевым Владимиром Павловичем, машинистом и охранником станции. Мы спустились в «сердце» станции. Все рабочие механизмы находятся на глубине более 105 метров. Измеряем GPS абсолютную высоту – 45 метров над уровнем моря. Здесь тоже царит порядок. Владимир Павлович отметил, что насосы, задвижки готовы к работе в любое время.

    Далее отправляемся по трассе канала.(См. Приложение 4) Дорога, когда – то заасфальтированная постепенно разрушается. Довольно затяжной подъем, метров 600, приводит нас к Станции первого подъема. На станции первого подъема отмечаем первые признаки «работы» разрушителей. (См. Приложение 4) Мы видим выведенное из строя насосное оборудование, сняты вентили и укрывные кожухи, обрезаны трубы. В рабочем состоянии только электрическая подстанция. По характерному звуку и целостности всей аппаратуры и проводов, делаем вывод, что представители Горьковской РЭС исправно следят за сохранностью объекта.

    Следующая остановка у плотины.(См. Приложение 5). Географическая широта: 55045/42// с.ш.; географическая долгота 74026/55// в.д. Абсолютная высота над уровнем моря от 86 метров, у подножия плотины до 91м у вершины. До плотины вода по трубам должна была идти под землей, по трубам снизу под высоким давлением она должна была поступать в отстойники. Провели измерительные работы, нам помогли их сделать Диденко Дмитрий и Буслаев Сергей. Отстойника 4, куда выходят 4 трубы. Высота отстойника – 3, 6 м. Ширина – 1,5 метра. Диаметр труб – 1,2 метра. Отстойники сухие. На дне немного дождевой воды, так как ночью шел дождь. Стены не разрушены. Трубы перед плотиной под землей, думаем, тоже целы, так как целостность территории не нарушена. Перед плотиной богатый травостой .Перед отстойниками должно быть небольшое водохранилище, переходящее в канал. Водохранилище поросло густой травой, которая пробивается сквозь бетонное дно. (См. Приложение 5). Мы проехали вдоль русла канала до Станции второго подъёма, сделав несколько остановок и описав состояние канала. Мы сделали вывод, что со дня строительства никто дно канала не чистил.

    Станция второго подъёма находится в 1 километре от деревни Исаковка.(См. Приложение 6) Станция расположена с левой стороны от трассы «Омск – Муромцево», прямо у дороги. Определяем географические координаты с помощью GPS. Географическая широта: широта 55 044 /76// с. ш; географическая долгота: 74 028 /09// в .Абсолютная высота 85,9 м над уровнем моря. Насосная станция в плохом состоянии. В зданиях нет окон и дверей. Кирпичные пристройки начали разбираться. Бетонные плиты и те кто – то ворует. Задвижки на шлюзах не работают, срезаны вентили. Видны остатки срезанных труб. Провели исследования состояния канала в данном месте. Ширина канала – 22,5 м. Глубина – 3,6 м. Дно поросло растительностью. У шоссе шлюзовая запорная аппаратура из трех шлюзовых отверстий. Шлюзовые отверстия закрыты наглухо. Под шоссе видны три трубы. Трубы бетонные. Измеряем диаметр труб, он равняется 1,75 м. Дно канала чуть влажное после дождя. Сквозь бетонные плитки у труб произрастает растительность, в основном злаки. А на расстоянии 11 метров от труб – сплошная стена камыша. На расстоянии 30 метров дно поросло не только камышом, но и ивой, а по берегам выросли большие, до10 см в диаметре березы.

    Дальше мы проехать не смогли, а свои исследования продолжили в сентябре на территории Нижнеомского района. Мы выехали из Калачинска, проехали реку Омь через мост у Нижней Омки. Наш путь лежал к деревне Ачаирка. Наконец мы вышли к руслу канала.(См. Приложение 7) Русло пересекала дорога к деревне Ачаирке. Состояние канала еще плачевнее. Русло канала до дороги слегка влажное. Рассчитывая на то, что вода канала после Станции второго подъема пойдет самотеком из – за понижения в рельефе, берега канала здесь ничем не укреплялись. Высота берегов от 3 до 5 метров. Под дорогой на деревню Ачаирка проложено две трубы диаметром 1 метр. Из труб тонким ручейком вытекала вода. Мы видим засоление дна. Берега почти сомкнулись из – за зарастания. Здесь высота их колеблется от 2 до 3,5 метров. В данном месте мы впервые от самого Иртыша, увидели в канале воду, которая наблюдалась на всем протяжении до конца канала – 1,5 километра, до дамбы. Далее мы двигались вдоль канала. Подхода к нему нигде нет. Все берега заросли камышом. В 1,5 километрах от канала мы нашли дамбу. Провели простейшие измерения. Высота бетонных плит дамбы 80 см. Перед дамбой чистое зеркало воды 2 метра 80 см. Глубина до 60 см у дамбы, чем дальше от дамбы, предполагаем, что глубина больше. Видны рогатульки для удочек, значит есть какая – то рыба и местные рыбаки ее ловят. В дамбе имеется два простейших шлюза из труб для стока воды.(См. Приложение 7) Один шлюз закрыт. Второй наполовину открыт. Дамба представляет из себя гору грунта, сдвинутого с близь лежащей территории. Выхода труб на противоположной стороне дамбы не нашли. Или были засыпаны бульдозерами или заросли и закрылись весенними и дождевыми текучими водами.

    Выводы по работе.

    Закончив работу, мы сделали следующие выводы:



    1. Причиной строительства магистрального канала «Иртыш – Омь» стал дефицит воды в реке Омь, из которой запитан город Калачинск, районные центры: Нижняя Омка, Кормиловка, а также сельские населенные пункты на реке Оми.

    2. Канал был построен на 75% готовности. На канале созданы сооружения: Головная насосная станция, Станции первого и второго подъёма, электрические подстанции. Оборудовано водохранилище.

    3. Отмечаем состояние канала в настоящее время:

    1. Сооружения насосной станции второго подъема разрушаются. Здания без окон и дверей, внутри ничего нет. Все вывезено и расхищено. Металлические конструкции вырезаны и, предположительно, сданы как вторчермет.

    2. Часть железобетонных плит из русла канала растащили по близлежащим хозяйствам.

    3. Но его головная насосная станция и шлюз - регулятор до сих пор в рабочем состоянии. Все электрические подстанции работают.

    4. Подъездные асфальтированные пути к головной станции разрушаются текучими водами и приходят в негодность.

    5. Сам канал за прошедшее время изрядно зарос не только травянистой растительностью, есть уже кустарники и деревья.

    6. Ближе к речке Ачаирке идет заболачивание канала.

    Предложения практического характера.

    Мы обращаемся к правительству Омской области, обратить внимание на данный объект. Вода нужна не только для бытовых нужд, но и для развития промышленных предприятий района. Наши родители рассказывали нам, что каждое хозяйство имело орошаемые поля, сейчас их нет. Мы живем рядом с плодопитомником имени Лисавенко, там тоже прекращен полив садов.



    Заключение

    Во время экспедиции мы изучили состояние магистрального канала «Иртыш – Омь». Больно и обидно, что в сооружение такого нужного людям объекта вложены напрасно огромные средства и усилия людей. А сколько еще «недостроев» по области и стране. Мы делаем вывод, что нужно быть ответственнее, бережно относится к природным богатствам и хозяйственным объектам. И тогда нашей России не будут страшны никакие кризисы!



    Литература

    1. Атлас Омской области – М.: Роскартография, 2001 – 31 с.

    2. География Калачинского района, учебное пособие под ред. Л. Плащенко, Калачинск – 2007,100с.

    3. География Омской области. Природа. Население. Хозяйство. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – Омск: Министерство образования Омской области, 2008. – 280с

    4. Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья. – Омск: 2002..

    5. Известия Омского регионального отделения Русского географического общества. Выдающиеся учёные и деятели культуры Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества и ОРО РГО.Выпуск (12) 19 Омск, 2007. /Главный редактор Новиков Ф.И./

    6. http://kvnews.ru/authors/2/ Андрей Коломиец. Омь ждет срочной помощи.04.07.2007г.

    7. http:// www.omskmap.ru/point/omsk/lore/. Омь. Большая советская энциклопедия.

    8. mou004.omsk.edu.ru/geo/textbook.htm Щербак Л.Н. Учебно-методические материалы к курсу «География Омской области».


    Приложение 1.

    В.С.Баженов, Ф.И.Новиков Материалы
    Межрегиональной конференции. Омск 1999г


    Фиалков Дмитрий Николаевич (1909 – 1995 г.г.)

    Профессор, доктор географических наук, «Заслуженный работник геодезии и картографии РСФСР», Почетный член Русского географического общества и Астрономогеодезического общества при РАН, Всероссийского общества охраны природы Дмитрий Николаевич Фиалков родился 30 сентября 1909 года в Симбирской губернии. Д.Н.Фиалков получил высшее образование (1932 г.) в Московском геодезическом институте. В 1932 году с 15 мая инженер-геодезист приступил к работе в Омске начальником топографической партии Западно-Сибирского аэрофотогеодезического треста, реорганизованной системе которого проработал до 1986 года.   За эти годы им совершено около 200 различных экспедиций.

    Во время Великой Отечественной войны Фиалков был призван в армию (1942 – 1946 г.) и преодолел боевой путь от Москвы до Берлина и  Эльбы. В его личном архиве хранились уникальные карты всего маршрута. За участие в ВОВ Д.Н.Фиалков награжден «Орденом Отечественной войны второй степени», «Орденом Красной звезды» и боевыми медалями.

             В мирное время экспедиции под его руководством осуществляют поиск урана, нефти, газа, ведут разведку подземных вод.       

    Д.Н.Фиалкову принадлежит идея использования термальных вод на рыборазведение, создание Ачаирской оросительной системы обводнения р. Омь, строительства канала «Иртыш - Омь».         Следует отметить, что Дмитрий Николаевич наряду с основной научной деятельностью не пропускал примечательные факты из истории края. Ему принадлежат изыскания по правильному написанию фамилии основателя Омска Бухольца И.Д., по установлению места захоронения Ермака, по описанию современного состояния Московско-Сибирского тракта, по выявлению следов Горько - Пресновской линии, по созданию сквера географов у Тобольских ворот.

           Большое место в научной деятельности заняли работы по эволюционным изменениям в природе Прииртышья. Он изучал эрозионную деятельность Иртыша, тектонику Прииртышского увала, обеспечил длительные (40 лет) гидрологические наблюдения за режимом степных озер. При его активном участии вышли в свет ряд картографических произведений о крае, а так же выявлены и поставлены на учет десятки памятников природы Омской области.

             Сибири Д.Н.Фиалков отдал 64 года жизни. Он относится к числу людей удивительно плодотворно реализовавших себя как производственник, ученый, педагог и общественный деятель. Д.Н.Фиалков руководил в течении 20 лет (1960 – 1980 г.) Омским отделом Русского Географического общества и в течении 10 лет (1969 – 1979 г.) Омским отделением Астрономо-геодезическим обществом.

    (Щербак Л.Н.Учебно-методические материалы к курсу «География Омской области». (mou004.omsk.edu.ru/geo/textbook.htm)

    Приложение 2.


    Рис. 1. Дамба вокруг Головной насосной станции. Фото Плащенко Л.М., август 2010г.

    Приложение 3



    Рис.2 – 4. В подземной части насосной станции. Фото. Л. М. Плащенко, август 2010г



    Приложение 4.



    Рис. 5 – 6. Разрушение дороги. Станция первого подъема. Фото Л.М. Плащенко август 2010г



    Приложение 5.

    Рис.7 – 8. Состояние плотины и водохранилища перед ней. Фото Л.М. Плащенко август 2010г



    Приложение 6.

    Рис. 9 – 12. Насосная станция Второго порядка. Фото Л.М. Плащенко, август 2010г



    Приложение 7.

    Рис. 13. Мост через речку Ачаирку. Фото Л.М. Плащенко, сентябрь 2010г



    Приложение 8.

    Рис. 14 – 15. Ачаирская часть канала. Фото Л.М. Плащенко, сентябрь 2010г




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Исследование современного состояния магистрального канала «Иртыш Омь» Работа Лаврищевой Светланы Игоревны

    Скачать 135.86 Kb.