• «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет менеджмента Кафедра венчурного менеджмента
  • Исследование взаимодействия ассоциации бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом
  • Глава I Роль бизнес-ангелов и предпринимателей в региональной инновационной системе
  • 1.5 Сущность понятия предприниматель
  • Плюсы межфирменных сетей
  • 1.2 Особенности взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом



  • страница1/2
    Дата06.04.2019
    Размер0.8 Mb.
    ТипИсследование

    Исследование взаимодействия ассоциации бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом


      1   2

    Правительство Российской Федерации
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Национальный исследовательский университет

    «Высшая школа экономики»

    Факультет менеджмента

    Кафедра венчурного менеджмента
    Чурбанова Анастасия Владимировна

    Исследование взаимодействия ассоциации бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом
    Выпускная квалификационная работа по направлению

    080200.62 – «Менеджмент»

    группа №10М1



    Рецензент

    к.э.наук, ст. преподаватель

    ____________________

    Е.А.Ермакова


    Научный руководитель

    к.э.наук, доцент.

    ____________________

    М.Г.Назаров


    Выполнила

    Студентка группы №10М1

    ____________________

    А.В.Чурбанова




    Нижний Новгород, 2014



    Содержание

    Введение……………………………………………………………………...……3

    Глава I Роль бизнес-ангелов и предпринимателей в региональной инновационной системе………………………………………………………..…6

    1.1Региональная инновационная система: основные элементы и функции…..6

    1.2 Особенности взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом……………………………………………………………………...23

    Глава II Оценка взаимодействия бизнес-ангелов и предпринимателей в региональной инновационной системе Нижегородской области.....................31

    2.1 Общая характеристика региональной инновационной системы Нижегородской области…………………………………………………………31

    2.2Разработка модели оценки взаимодействия бизнес-ангелов

    с предпринимателями……………………………………………………………33

    2.3 Разработка инструментария исследования…………………………….…..34

    Глава III Особенности взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом в Нижегородской области………….….37

    3.1 Результаты исследования…………………………………………………...37

    3.2 Рекомендации по улучшению взаимоотношений бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом в Нижегородской области……………..43

    Заключение…………………………………………………………………........54

    Список литературы…………………………………………………………...….58

    Приложение………………………………………………………………………64



    Введение

    Актуальность. Развитие национальной инновационной системы, её эффективное функционирование во многом зависит от степени инновационного развития в конкретных регионах страны. Высокий уровень региональной инновационной системы, в свою очередь, зависит от слаженности работы всех ее контрагентов. Бизнес-ангелы и предпринимательские сообщества являются одними из ключевых элементов развития региональной инновационной системы, способствующими эффективному функционированию инновационных кластеров. От уровня развития института венчурных инвестиций, частью которого являются бизнес-ангелы, и его интегрированности в бизнес-сообщество зависит развитие экономики региона. Бизнес-ангелы и предприниматели играют важную роль в развитии региональной инновационной системы, их взаимодействие приводит к значительному росту инновационной активности предприятий. Несмотря на то, что в мировой практике данному вопросу уделяют особое внимание, в России проблема взаимоотношения бизнес-ангелов и предпринимательского сообщества является мало изученной. Поэтому тема исследования является актуальной.

    Степень изученности проблемы.

    Многие авторы уделяли внимание темам, касающимся, проблеме взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом.



    Понятие «инновация» рассматривали Й. Шумпетер, П.Друкер, Б. Твисс, Г. Менш, В.Г. Медынский, К. Фримен, Э.Роджерс и др. Понятие «инновационная система» в своих работах отразили Б.Лундвалл, К.Фримен и Р.Нельсон и др.. Термин «региональная инновационная система» рассматривали такие исследователи, как Д. Долоро, Дж. Лим, А.Исаксен и др. Понятие «бизнес-ангел» анализировали К.Мэсон, Р.Гаррисон, В.Рамадани, А. Каширин, Е.Рогова, Е.Ткаченко, Э.Фияксель и др. Термин «предприниматель» рассматривался такими учеными, как Й.Шумпетер, С.Венкатараман, Г.Широкова, Р.Кантильон, Ж.-Б.Сэй и др. Концепцию межфирменных сетей анализировали Ф.Двайер, Д. Форд, Р. Кэнтер, Дж. Бэтонд, Р. Майлз и Ч. Сноу, В.Фруин, С. Джонс, В. Хестерли и С. Боргатти, Л.Дробышевская, И.Ларионова и др. Проблемой взаимодействия бизнес-ангелов и предпринимателей в условиях развития инновационных кластеров занимались Ю.Ли, С.Янг, А.Крэн, Д.Мэттэн, В.Коллеваерт, Ю .Фаззин, А.Каширин,А.Семенов, М.Феррари, М. Грановеттер и др.

    Объект - взаимодействие ассоциации бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом.

    Предмет – уровень взаимодействия ассоциации бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом.

    Цель: выявить основные особенности и проблемы взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом.

    Задачи:

    1) Рассмотреть понятие «региональная инновационная система», ее основные элементы и функции.



    2) Проанализировать понятия «бизнес-ангел» и «ассоциация бизнес-ангелов», их роли и функции.

    3) Рассмотреть понятия «предприниматель» и «предпринимательское сообщество», их роли и функции.

    4) Провести исследование особенностей взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом в Нижегородской области.

    5) Разработать модель взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом.

    Методы – анализ-синтез, личные полуструктурированные интервью, качественный анализ данных.

    Критерий научной новизны. Новизна исследования будет иметь практическое значение для понимания главных особенностей взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом на примере Нижегородского региона.

    Модель взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом, а также рекомендации, разработанные по итогам исследования, будут ориентированы на улучшение данного процесса и стимулирование развития региональной инновационной системы в Нижегородской области.

    Логика и структура работы.

    В первой главе работы проанализируем развитие концепции региональной инновационной системы, ее основные элементы и функции, рассмотрим особенности инвестирования бизнес-ангелов, роль ассоциаций бизнес-ангелов в развитии инновационного проекта, выясним, в чем заключается смысл понятий «предприниматель», «предпринимательское сообщество», «межфирменные сети», определим особенности взаимодействия бизнес-ангелов и предпринимателей.

    Во второй главе работы рассмотрим общую характеристику РИС Нижегородской области, проведем оценку уровня взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом в региональной инновационной системе Нижегородской области посредством полуструктурированного интервью среди представителей бизнес-ангелов и предпринимателей Нижегородского региона.

    В третьей главе работы проанализируем основные результаты проведенного исследования, обозначим основные рекомендации по улучшению процесса сотрудничества бизнес-ангелов и предпринимательского сообщества, составим модель их взаимодействия.
    Глава I Роль бизнес-ангелов и предпринимателей в региональной инновационной системе

    1.1Региональная инновационная система: основные элементы и функции.

    Существуют различные концепции инновационных систем. Для того, чтобы проанализировать понятие региональной инновационной системы, необходимо начать с термина «инновация».

    Инновации играют ключевую роль в развитии региональной инновационной системы.

    Впервые понятие «инновация» появилось в научных работах XIX в. Разработкой концепций, посвященных исследованию данного термина занимались многие ученые, такие как Й. Шумпетер, П.Друкер, Б. Твисс, Г. Менш, В.Г. Медынский, К. Фримен, Э.Роджерс и другие.

    Исследователями выделяются различные подходы, исходя из которых, инновация рассматривалась как:

    1) изменение (Й. Шумпетер, А.И.Пригожин)

    2) средство (П.Друкер)

    3) процесс (Б. Твисс, В.Г.Медынский);

    4) результат (П. Лемерль, Р.А. Фатхудинов, А.С.Кулагин)

    Основоположником концепции инноваций является Й. Шумпетер. Он определял инновацию как изменение, полагая, что ключевой функцией инновационной деятельности является функция управления изменениями (Шумпетер, 2007).

    Исследователь рассматривал несколько типов комбинаций управления имеющимися производительными силами:



    1) применение новой техники и технологических процессов;

    2) внедрение улучшенной продукции;

    3) применение нового сырья;

    4) изменения в организации производства;

    5) возникновение новых рынков сбыта.

    П.Друкер напротив, под понятием «инновация» понимал особый инструмент предпринимательской деятельности, благодаря которому изменения могут быть использованы как способ осуществления нового вида бизнеса или услуг (Сафиуллина, 2012).

    Исследователи, рассматривающие инновацию как процесс, придерживались другой позиции. Б. Твисс характеризовал инновацию как процесс передачи потребителю научного или технического знания. Продукт, в данном случае, являлся носителем технологии (Шепелев, 2008). Б. Санто, в свою очередь, рассматривал инновацию как общественно-экономический процесс, следствием которого является создание лучших по свойствам технологий и продуктов, благодаря практическому использованию идей и изобретений (Санто, 2006).

    Ученые, рассматривающие инновацию как результат, анализировали термин с другой точки зрения. Р.А. Фатхутдинов характеризовал инновацию как конечный результат внедрения новшества для того чтобы изменить объект управления и получить экономический, социальный, экологический, научно-технический и другой эффект (Фатхутдинов, 2008).



    А.С. Кулагин расширил понятие, рассмотрев инновацию не только как новую продукцию, но и как способ ее производства, применения, нововведения или усовершенствования в сфере организации, а также реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду (Мезенина, 2012).

    Таким образом, в соответствии с международными документами, регламентирующими инновационную деятельность, инновация представляет собой реализацию нового или значительно усовершенствованного продукта или процесса, нового метода маркетинга или нового метода организации бизнеса (Oslo Manual, 2005).

    Существуют различные подходы к понятию «инновационная система». Ч. Эдквист определил инновационную систему как совокупность всех важных факторов, которые оказывают влияние на развитие, распространение и применение инноваций, а также друг на друга (Fagerberg, 2006).

    Б. Лундвалл дал более широкое понятие инновационной системе, обратив внимание на экономический аспект. Таким образом, исходя из его концепции, инновационная система - система инноваций, образующаяся из элементов и отношений, участвующих в производстве, распространении и использовании знания, которое является новым и экономически полезным (Asheim, 2003).

    Также исследователями было обозначено такое понятие, как «национальная инновационная система». Главными авторами теории являются Б.Лундвалл, К.Фримен и Р.Нельсон.

    Б.Лундвалл, обращая внимание на внутрисистемные характеристики, определил национальную инновационную систему как систему инноваций, которая складывается из элементов и их взаимодействия в производстве, распространении и использовании новых знаний, располагающихся на национальном уровне (Lundvall, 1992). К.Фримен расширил понятие национальной инновационной системы, определив ее как сеть учреждений в государственном и частном секторах, в результате деятельности и взаимодействия которых осуществляется разработка, импорт, изменение и распространение новых технологий (Sverker, 2000). Р.Нельсон продолжил его теорию, уделив особое внимание роли институтов. Он обозначил корпоративную инновационную систему как совокупность институтов, взаимосвязь которых определяет инновационную деятельность фирм на уровне страны (Nelson, 1993).  Таким образом, национальная инновационная система включает в себя систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, где инновации стимулируют развитие научной деятельности и экономики в целом.

    Региональная инновационная система является составляющей национальной инновационной системы. Она основывается на инновационной стратегии, политической составляющей и потенциале региона, которые являются особенностями региона. Выделяют несколько подходов к понятию «региональная инновационная система».

    Концепция региональной инновационной системы появилась в начале 1990-х годов и стала использоваться в виде инструмента для того, чтобы лучше понять инновационные процессы на уровне региональной экономики. Ее популярность соотносится с повышением роли инновационных кластеров.

    Существуют различные подходы к понятию «региональная инновационная система». Д. Долоро представлял региональную инновационную систему как совокупность носителей частных и общественных интересов формальных институтов и организаций, которые располагаются на определенной территории формальных институтов и других организаций, сотрудничают друг с другом и активно взаимодействуют для того, чтобы создать, распространить и использовать новее знание (Жихарев, 2010). Дж. Лим, в свою очередь, обратил внимание на экономический аспект понятия. Исследователь обозначил региональную систему как систему, которая стимулирует экономическое развитие, развитие инновационных способностей организаций, развивающихся на обозначенной территории региона, а также повышение уровня его конкурентоспособности (Жихарев, 2010).

    А.Исаксен дал наиболее полное определение региональной инновационной системе. По его мнению, это совокупность организаций, которые функционируют в определенном регионе и вовлечены в инновационную деятельность за счет использования устойчивых связей друг с другом, механизмов кооперации и координации совместной деятельности, связей с институтами и социальными региональными структурами (Жихарев, 2010).

    Региональная инновационная система состоит из одного или нескольких инновационных кластеров, выступающих в роли элементов, которые образуют систему, и областей инновационной деятельности с высокой концентрацией. Региональными кластерами, в данном случае, являются области деятельности с высокой концентрацией компаний, являющиеся взаимозависимыми, из одного или нескольких экономических секторов, которые функционируют и развиваются в определенном регионе. Также региональная инновационная система включает в себя инновационные сети, организованные благодаря долгосрочным партнерским связям и принятым нормам ведения (Шапошникова, 2008).

    Элементы региональной инновационной системы:

    1) Предпринимательский сектор, состоящий из организаций, компаний, входящих в состав инновационных проектов, а также из устойчивых хозяйственных объединений компаний, в рамках составляющих инновационного процесса.

    2) Государственный сектор:


    • региональные ведомства, которые разрабатывают и координируют научную и инновационную политику;

    • государственные финансирующие организации;

    • регулирующие органы;

    • предприятия и организации, принадлежащие или контролируемые государством.

    3) Научно-исследовательский сектор, состоящий из организаций, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и разработки, проектные и конструкторские работы, в состав которых входят:

    • государственные научно-исследовательские организации;

    • частные исследовательские компании;

    • высшие учебные заведения, касающиеся проведения научно-исследовательских работ.

    4) Организации по продвижению технологий и другие организации-посредники:

    • агентства по трансферу и коммерциализации технологий;

    • бизнес-инкубаторы;

    • технологические парки и пр.

    5) Общественные и деловые объединения, осуществляющие координацию инновационной деятельности между организациями, в том числе:

    • деловые ассоциации ,альянсы;

    • профессиональные и деловые союзы;

    • общественные объединения и организации (Жихарев, 2010).

    Функции региональной инновационной системы:

    • разработка инновационной политики;

    • обеспечение нормативно-законодательной базы;

    • выбор приоритетов в области инноваций и научных исследований и разработок;

    • мобилизация и размещение необходимых ресурсов;

    • осуществление научно- исследовательской деятельности;

    • создание человеческого капитала;

    • определение стимулов для развития инноваций (Буреш, 2011).

    Таким образом, региональная инновационная система – это комплекс элементов инновационной деятельности, связанных между собой, инновационно-активных предприятий региона, субъектов малого инновационного бизнеса, НИИ, вузов, инновационных центров, технопарков, венчурных фондов, чье функционирование основывается на разработке и внедрении новых проектов.

    Далее рассмотрим понятие «бизнес-ангел».

    Первоначально термин «бизнес-ангел» употреблялся для обозначения спонсоров на Бродвее, занимающихся финансированием спектаклей на благотворительной основе, при этом не отказывающихся принять участие в разделе прибыли в случае успеха. Постепенно данный подход проник в сферу инноваций и высоких технологий, прежде всего в Силиконовую долину, где состоятельные люди стали финансировать инновационные проекты на стадии первоначального формирования. Постепенно объем инвестиций бизнес-ангелов увеличивался и распространялся на различные секторы экономики.

    Существуют различные подходы к понятию «бизнес-ангел».

    К.Мэсон и Р.Гаррисон полагали, что бизнес-ангелом является человек, который действует в одиночку или в формальном или неформальном объединении, который целенаправленно инвестирует собственные средства в инновационные проекты, где нет семейных связей и который принимает участие в ведении бизнеса, после его инвестирования (Harrison, 2005).

    В.Рамадани расширил понятие. Исследователь рассматривал бизнес-ангелов как частных инвесторов, которые в течение их активной деятельности имеют накопленные средства, опыт и готовы инвестировать в инновационные предприятия с высокой долей риска для того, чтобы помочь молодым предпринимателям и увеличить свой доход (Ramadani, 2009). 

    А. Каширин, в свою очередь, конкретизировал термин, указав максимально возможные инвестиции бизнес-ангелов в инновационный проект. По его мнению, бизнес-ангелами являются инвесторы, физические и юридические лица, вкладывающие средства в малые инновационные компании ранних стадий развития обычно в объеме не более 1 млн евро в одну компанию ( Каширин, 2008).

    Наиболее полное определение, раскрывающее все особенности бизнес-ангелов дали Е.Рогова, Е.Ткаченко, Э.Фияксель. По их мнению, бизнес-ангелы – это частные инвесторы, вкладывающие часть своих активов в высокорискованные и высокодоходные предприятия, чаще всего инновационные. Кроме финансовых ресурсов бизнес-ангелы привносят в компанию опыт, контакты, управленческие технологии и часто играют активную роль в управлении.

    Функции бизнес-ангелов:


    1. инвестирование части своих активов в высокорискованные и высокодоходные проекты

    2. вложение своих знаний, деловых связей, опыта в развитие инновационного проекта

    3. участие в управлении инвестируемого проекта (Рогова, 2011).

    Таким образом, бизнес-ангел привносит в компанию кроме денег свои знания, деловые связи, опыт в сфере деятельности и управленческие навыки. От этого выигрывает вся команда в целом, существенно ускоряется рост и развитие бизнеса.

    Чаще всего бизнес-ангелы приобретают миноритарный пакет акций (долей) компании на ограниченный период времени (3-7 лет), поскольку они заинтересованы в том, чтобы предприниматель был достаточно мотивирован для реализации своего проекта. Бизнес-ангелы вкладывают в десятки проектов небольшие средства и способствуют их развитию, для того чтобы увеличилась вероятность успеха одно или нескольких профинансированных проектов и прибыль была значительной. Отличительной особенностью бизнес-ангела от инвесторов в традиционных бизнесах является тот факт, что его не настолько интересует текущая прибыль проекта, как таковая, поскольку его основной целью является максимальное увеличение стоимость компании и последующая продажа своей доли в ней (Фияксель, 2007).

    Основная мотивация для бизнес-ангела инвестирования в проекты:


    • получение возможности прибыльно вложить капитал;

    • финансирование разработки с целью включения ее потом в собственный бизнес;

    • получение радости и удовлетворения от инвестиционной деятельности;

    • передача опыта и знания молодым предпринимателям, желание участвовать в создании новых компаний (Боков, 2012).

    • личностный рост;

    • поддержка производства товаров и услуг, которые полезны для общества;

    • улучшение репутации в сообществе;

    • прочие нефинансовые мотивы (Ramadani, 2009).

    Явление финансирования проектов бизнес-ангелами имеет широкое распространение в США и Европе.

    Так, к примеру, в США в 2006 г. число бизнес-ангелов составило 234 000 человек, они инвестировали 25,6 млрд долл. в 51 000 проектов ( Sohl, 2007). Эксперты насчитывают 125 тыс.человек, являющихся активными бизнес-ангелами. При этом ежегодный объем венчурных инвестиций в Европейском союзе оценивается примерно в 3 млрд евро (Statistics compendium, 2007).

    Таким образом, бизнес-ангелы являются важнейшим классом инвесторов, заполняющим разрыв между первоначальными вложениями собственных компаний с последующими источниками финансирования.

    Ситуация на рынке бизнес-ангелов России несколько отличается от западной модели. Главным отличием является тот факт, что российские бизнес-ангелы предпочитают вкладывать средства в компании, находящиеся на стадии расширения. Также существует проблема недостатка информации о ситуации, происходящей на неформальном рынке венчурного капитала. Одним из наиболее эффективных решением проблем является объединение бизнес-ангелов в сети, ассоциации и другие неформальные организации. Цель подобных объединений – дать возможность предпринимателям показать свои проекты большому числу бизнес-ангелов, как действующих, так и начинающих, являющихся потенциальными инвесторами. Также подобные объединения позволяют объединить не только капитал участников, но и компетенции, опыт из различных сфер бизнеса.

    Функции ассоциаций бизнес-ангелов:


    • привлечение бизнес-ангелов и инициаторов проектов;

    • отбор проектов, осуществляющийся заранее;

    • установление контактов между бизнес-ангелами и инициаторами проектов;

    • оказание правовой и методической помощи бизнес-ангелами и инициаторам проектов;

    • обучение инвесторов и авторов проектов, касательно проблем инвестиционного процесса,

    • консалтинговые услуги;

    • содействие в формировании команды, работающей над проектом;

    • постоянное обновление информации о новых проектах, которые были зарегистрированы, и новых членах ассоциации;

    • подробное описание рассматриваемых проектов;

    • регулярное обновление информации для членов ассоциации;

    • инвестиции в инновационные компании ранних стадий;

    • объединение средств и компетенций членов ассоциации при инвестировании (Рогова, 2011).

    Цели членов ассоциации бизнес-ангелов:

    • совместное инвестирование в проекты собственной разработки;

    • помощь в получении соинвестирования из сторонних источников;

    • получение экспертной оценки по поступающим проектам о перспективах коммерциализации;

    • организация поиска сторонних перспективных проектов;

    • использование бизнес-связей и партнерских отношений с различными организациями других членов ассоциации;

    • получение консультации при подготовке документации при подаче в различные фонды и программы поддержки.

    Ассоциации бизнес-ангелов являются более эффективной формой взаимодействия, по сравнению с одиночными бизнес-ангелами. Поскольку одиночный бизнес-ангел больше полагается на личный опыт и случайные проекты, в то время как объединение бизнес-ангелов способно организовать постоянный входящий поток сделок, отбор венчурных проектов, их подготовку и презентационные сессии для потенциальных инвесторов.

    1.5 Сущность понятия предприниматель

    В современной литературе существуют различные подходы к понятию предпринимательства. Широко распространены две альтернативы насчет данного определения. В первой - внимание акцентируется на экологическом подходе в организационных и управленческих исследованиях. Наиболее четко сформулировал эту идею Гартнер, полагая, что предпринимательство – это создание новых организаций (Gartner, 1988). Недостаток данной теории состоит в том, что в ней не учитывается ряд тем, которые в современной литературе ассоциируются с предпринимательством. К примеру, не рассматриваются инновации и новые комбинации ресурсов и упускаются варианты альтернативного использования возможностей рынка. Согласно второй альтернативе, предпринимательство – это создание новых видов деятельности. Этой точки зрения придерживался Й.Шумпетер. Он рассматривал предпринимательство в узком смысле как создание радикальных инноваций. С.Венкатараман дал более подробное описание данного понятия. На его взгляд, предпринимательство – это открытие и использование прибыльных благоприятных возможностей для создания частного богатства и, как следствие, для создания общественного богатства (Venkataraman, 1997).

    Наиболее полным, подходящим для современной ситуации, является определение, данное Г.Широковой, согласно которому предпринимательство – это процесс создания ценности вследствие уникального набора ресурсов через реализацию открывающейся возможности [26, с.12]. Поскольку, предпринимательство включает в себя не только процесс создания новых предприятий, но и способность создавать и реализовывать новые идеи в крупных компаниях.

    Впервые в экономической литературе термин «предприниматель» появился в книге Р.Кантильона. Он полагал, что предпринимателем является лицо, которое покупает по известной цене, чтобы затем продать по цене, которой он заранее не знает, а потому принимает на себя риск – с целью получения определенной прибыли (Широкова, 2011). Ж.-Б.Сэй добавил к данному понятию ряд аспектов. По его мнению, предприниматель – это лицо, которое использует знания, суждения, управленческие навыки, лидерский качества и технические умения с целью перемещения экономических ресурсов из тех областей, где они используются с более низкой отдачей, в те, где они привносят более высокую отдачу, а соответственно, и дополнительный доход (Чепуренко, 2007). Также широко распространен подход Й.Шумпетера к определению «предприниматель». Й.Шумпетер связывал данное понятие с реализацией создания инноваций и считал, что предприниматель выступает в качестве инициатора производства нового продукта (товара, услуги, технологии) и является инноватором (Шумпетер, 2007).

    В настоящее время в большинстве случаев используется следующее понятие. Предприниматель – это человек:

    1) принимающий решения о применении ограниченных ресурсов, которые не поддаются заранее определяемым процедурам выработки знания, и инноватора в широком смысле слова;

    2) создающий продукт, или процесс-инновации (новые товары и услуги), а также социальные инновации (новые фирмы) (Чепуренко, 2007).

    Выделяют различные виды предпринимателей:



    • предприниматели семейного бизнеса;

    • предприниматели, работающие по франшизе;

    • профессиональные предприниматели, создающие быстрорастущие компании;

    • корпоративные предприниматели и интрапренеры;

    • инноваторы;

    • социальные предприниматели (Широкова,2011).

    Выделяют ряд характеристик, которыми должен обладать предприниматель:

    1) Готовность к внутреннему развитию

    2) Культура предпринимательства

    3) Повышенное внимание к существующим возможностям

    4) Профессиональные навыки предпринимателя

    5) Обучение предпринимателя

    Функции предпринимателя:


    • Предпринимательские функции, состоящие из построения компании, инноваций и принятия риска.

    • Рекламные функции, состоящие из разработки идеи, детального исследования; формулирования требований и финансирования предложение.

    • Управленческие функции, состоящие из планирования, руководства, координации, контроля, организации персонала,

    • Коммерческие функции, состоящие из представления продукции, финансового менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета и работы с персоналом (Charron, 2008).

    В условиях неблагоприятного внешнего воздействия развитие малого бизнеса, который является сектором экономики, зависит от функционирования каждого малого предприятия. Ключевое значение для успеха при создании и развитии бизнеса имеет вовлеченность в предпринимательские сообщества, представляющие собой объединение людей посредством личного знакомства, которые занимаются предпринимательством (Образова, 2007). Предпринимательские сети являются фундаментом предпринимательства. Благоприятный климат, поддержание ротации членов объединения предпринимателей за счет невысоких барьеров выхода является залогом стабильности сообщества в целом.

    Функции предпринимательского сообщества:



    • институциональная и инфраструктурная поддержка своих членов;

    • компенсация недостатка опыта и знаний по различным вопросам;

    • снижение рисков;

    • рациональное использование ресурсов (Charron, 2008).

    Существует большое количество примеров успешных предпринимательских сообществ, рассматриваемых как межфирменные сети, альянсы. Данное сотрудничество было и продолжает быть основной движущей силой перемен в бизнесе.

    Важно отметить, что предпринимательские объединения, межфирменные сети отличаются от других примеров организованного сотрудничества, тем что, во-первых, они состоят из юридически отличных фирм и, во-вторых, они сохраняются в течение длительных периодов времени (Smelser, 2005).

    Существуют различные подходы к понятиям "бизнес-группа" и "межфирменные сети". Следует отметить, что данные термины не являются взаимозаменяемыми, поскольку отличаются друг от друга. В случаях, когда собственность и контроль являются более централизованными, а организационные подразделения имеют ограниченную автономию, используется термин бизнес-группа. Когда субъединицы имеют больше автономии по отношению к собственности, тогда подходит термин «межфирменная сеть». Иными словами, бизнес-группы являются более централизованными и тесно связанными, а межфирменные сети отличаются большей децентрализованностью и свободой в действиях ( Zeitlin, 2008).

    Далее, особое внимание сконцентрируется на понятии межфирменные сети. Развитие сетевого подхода к предпринимательству связывают с началом научно-технической революции 1960-х годов, в то время, когда начался активно осуществляться процесс глобализации. Вследствие этого, компании в странах с развитой экономикой начали практиковать использование межфирменное взаимодействие, ставшее в наше время одним из ведущих мировых принципов функционирования организаций. Смысл данного метода заключается в замене группами кластеров многоуровневых структур компаний, с акцентированием внимания на их связи не административными, а рыночными принципами (Дробышевская, 2013).

    Существуют различные подходы к функционированию межфирменных сетей. Одним из ключевых является теория стадий, фокусирующая внимание на поступательном процессе изменений в предпринимательских сетях, его функционирование происходит за счет роста взаимовыгодных обязательств участников партнерства по предоставлению ресурсов для достижения необходимых задач. Главной концепцией данной теории является концепция стадий роста, представляющая процесс взаимодействия партнеров как последовательность этапов, в этом случае взаимоотношения участников процесса являются ресурсом, который создает ценность. Этой концепции придерживались такие исследователи, как Ф. Двайер, Д. Форд, Р. Кэнтер, Дж. Бэтонд (Дробышевская, 2013).

    Также существует другой взгляд на особенность функционирования межфирменных сетей. Его основоположниками являются Р. Майлз и Ч. Сноу, рассматривающие предпринимательские сети как новый этап в развитии организационных структур.

    Существуют различные подходы к определению межфирменные сети. В.Фруин рассматривал межфирменные сети как объединение, состоящее из независимых участников, часто сотрудничающих для взаимной выгоды (Fruin, 1983). Также в научных исследованиях широко распространен подход к понятию межфирменные сети С. Джонса, В. Хестерли и С. Боргатти. В данном случае предпринимательские сети рассматриваются как структурированный и устойчивый круг независимых фирм, которые участвуют в создании товаров и услуг, основывающихся на бессрочных контрактах, способствующих адаптации к внешним воздействиям, а также координации и защите сделок (Вorgatti,1997).

    В своих исследованиях Л.Дробышевская, И.Ларионова преобразовали определение межфирменной сети. Они рассматривают предпринимательские сети в качестве интегрированной формы сотрудничества автономных экономических субъектов, которая осуществляется с помощью взаимосвязанных и взаимозависимых действий (Дробышевская, 2013).

    Межфирменные сети играют решающую роль в экономическом развитии и в области инноваций, частое явление в странах с развивающейся экономикой, поскольку подобные объединения благоприятно влияют на инфраструктуру, помогают снизить риски, рационально использовать ресурсы. Подобное систематическое взаимодействие дает участником много возможностей и преимуществ, ведет к динамичному развитию региональной инновационной системы (Nelson, 1982).

    Существуют различные примеры успешных межфирменных сетей. Одним из наиболее значимых является пример межфирменной сети в Силиконовой долине, где бухгалтерский учет, правовые, финансовые и консалтинговые компании объединены вокруг фирм венчурного капитала. Подобные объединения происходят по различным причинам, в том числе с целью экономии на ограниченных ресурсах, получении льгот, и государственной поддержки (Jones, 2008).

    В данном случае межфирменная сеть представляет собой вертикальную модель интеграции. В Силиконовой долине, кластеры разработки, тестирования, техническое обслуживание фирмы связаны с конечным пользователем программного обеспечения пользователей. Поставщики запчастей и автокомпонентов сотрудничают с конечными разработчиками. Поэтому, в этих случаях выгоднее вместе, объединяясь в межфирменные сети для того, чтобы получить больше преимуществ и уменьшить количество затрат (Jones, 2008).

    Плюсы межфирменных сетей:

    • большее количество ресурсов

    Ни одна компания не может обладать всеми необходимыми ресурсами, полагаться исключительно на знания внутри фирмы. Сотрудничество с другими позволяет сочетать собственные ресурсы, с ресурсами, существующими вовне.

    • высокая степень адаптации к внешним факторам (Шерешева, 2006).

    Межорганизационные сети имеют высокий потенциал адаптации к внешним факторам воздействия. Поскольку они располагают специфическими ресурсами, которые обеспечивают преимущества в конкурентной среде. В данном случае, компания получает возможность максимизировать текущую прибыль или укрепить положение фирмы на рынке в долгосрочном периоде. Подобные ресурсы позволяют компании гибко реагировать на внешние факторы.

    Существуют различные принципы объединения компаний в межфирменные сети, базирующиеся как на формальной, так и на неформальной основе. В кооперации могут участвовать владельцы различных ресурсов.

    Относительно состава участников кооперации и объединяемых ресурсов компания может создавать такие объединения, как:

    • Межфирменные сети, основывающиеся на взаимодействии самой фирмы как самостоятельного юридического лица.

    • Межфирменные сети, основывающиеся на синдировании управленческих ресурсов на формальной основе и объединении ключевых ресурсов фирмы.

    • Межфирменные сети, базирующиеся на неформальной основе путем установления социальных отношений между топ-менеджментом для решения экономических и организационных проблем (Шерешева, 2006).

    В результате участия компаний в различных сетевых объединениях, возникает эффект синергии, на основе которого образуется сетевой капитал, включающий в себя ресурсные возможности, создаваемые сетью. Таким образом, участники объединения имеют взаимный доступ к ресурсам друг друга, получают возможность создать новые ресурсы за счет непосредственного взаимодействия в результате бизнес-альянсов, венчурного финансирования. Все это дает возможность фирме улучшить свой адаптивный потенциал вследствие увеличения возможности получения специфических ресурсов других участников в условиях влияния внешних факторов и изменений среды.

    1.2 Особенности взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом

    В наше время особую роль в развитии инноваций играет функционирование инновационных кластеров. Наличие венчурного капитала в инновационном кластере открывает новые возможности для специфического взаимодействия все агентов в сети, которые определяют конкретную динамику инноваций. 

    Успех инновационного проекта во многом зависит от взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом. В последнее время в мире наблюдается увеличение числа публикаций относительно роли взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимателями в региональной инновационной системе. Тем не менее, модель этого процесса не была сформулирована.

    Существуют различные взгляды на данную проблему. Ряд исследователей подчеркивают, что большинство проектов, инвестируемых бизнес-ангелами приходят из их личных сетей. Согласно исследованиям Ю.Ли, С.Янга и др. 71% из бизнес-ангелов знакомятся с предпринимателями через личные контакты (Yaokuang, 2014). Таким образом, для предпринимателей существуют трудности в поиске инвесторов, поскольку не все начинающие предприниматели имеют достаточное количество информации о возможностях венчурного финансирования. Зачастую предприниматели не знают о существовании бизнес-ангелов и для развития проекта используют только средства семьи и друзей.

    Также ряд специалистов отмечают, что в ходе взаимодействия бизнес-ангелов и предпринимателей могут возникнуть различные трудности, прежде всего, в силу национальных особенностей, различий в менталитете. Например, в ходе исследования Ю.Ли, С.Янга и др. было обнаружено, что бизнес-ангелы в Китае предпочитают инвестировать проекты, полученные из более надежных источников, а именно используя личные связи: друзья, деловые партнеры, клиенты, члены семьи и родственники (Yaokuang, 2014). Тем самым, данная модель отличается от модели, которой придерживаются американские бизнес-ангелы. Они, в свою очередь, предпочитают инвестировать в проекты совместно с деловыми партнерами. Подобное поведение бизнес-ангелов основано на различиях в экономической системе Китая и США. Основными характеристиками китайской экономики является недоразвитая структура рынка, слабая правовая защита прав интеллектуальной собственности. В то время как защита прав интеллектуальной собственности и развитие институтов чрезвычайно важно в западных странах. Поэтому, выбор инновационных проектов для инвестирования частными инвесторами зависит от их национальных особенностей и экономической ситуации в стране.

    Анализируя причины конфликтов бизнес-ангелов и предпринимателей, следует отметить, что и те и другие взаимодействуют в целях достижения максимизация стоимости компании. Для того, чтобы взаимодействие было эффективным необходимо, чтобы каждый участник процесса четко понимал цели, задачи, точки зрения друг друга.



    Многие современные исследователи уделяют внимание проблемам взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом. А.Крэн и Д.Мэттэн выделили целый ряд причин конфликтов между бизнес-ангелами и предпринимателями, проявляющихся, прежде всего, в неэтическом поведении:

    • недобросовестной конкуренции;

    • ошибках в коммуникации;

    • злоупотреблении властью;

    • несоблюдении соглашений;

    • мошенничестве (Crane,2004).

    В.Коллеваерт и Ю.Фаззин, в свою очередь, расширили список причин конфликтов, добавив такие, как:

    • несовпадение целей по поводу развития инновационного проекта;

    • недостаточное количество ресурсов;

    • личностные разногласия;

    • несовпадение точек зрения у предпринимателей и бизнес-ангелов относительно направлений и способов развития проекта (Collewaert,2013).

    Таким образом, ключевыми компонентами успешного взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом являются:

    • четкое понимание целей друг друга

    • осознание точек зрения

    • достаточное количество ресурсов

    • эффективная коммуникация.

    Некоторые российские исследователи также уделяли внимание проблемам взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом. Так, А.Каширин и А.Семенов выделяли такие трудности как:

    • отсутствие сбалансировано функционирующей команды проекта;

    • непонимание предпринимателями приемлемой модели коммерциализации;

    • отсутствие необходимого количества средств;

    • непонимание авторами проектов потребностей рынка;

    • нехватка знаний и компетенций у предпринимателей (Каширин, 2008).

    Е.Рогова, Е.Ткаченко, Э.Фияксель обозначили такие трудности во взаимодействии бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом:

    • большая привлекательность инвестирования в секторы экономики, являющиеся традиционными, чем в венчурные проекты;

    • не проработанность ряда законов, касающихся вопросов о партнерствах и товариществах;

    • недостаток налоговых льгот для инвесторов, которые инвестируют в малые инновационные компании;

    • низкий уровень культуры предпринимательства;

    • нехватка квалифицированных специалистов и предоставления консалтинга в инновационном бизнесе;

    • недостаточный опыт у инвесторов индивидуального венчурного инвестирования у инвесторов;

    • нехватка сведений об успешных проектах, развитых бизнес-ангелами (Рогова, 2011).

    Несмотря на трудности во взаимодействии бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом, существует много примеров успешного сотрудничества. Одним из главных является взаимодействие бизнес-ангелов с предпринимателями в Силиконовой долине. Многие ученые уделяют внимание этому вопросу.

    М.Феррари и М.Грановеттер утверждали, что бизнес-ангелы являются одним из основных источников развития инновационной сети Кремниевой долины. Во-первых, почти все высокотехнологичные компании в Силиконовой долине были профинансированы венчурными капиталистами. Во-вторых, ощутима разница между Силиконовой долины и другими кластерами по количеству финансируемого венчурного капитала. Согласно анализу Феррари и Грановетера данных Национальной ассоциации венчурного капитала в период с 1995 по 2006 год, были сделаны выводы о том, что в Силиконовую долину венчурные капиталисты инвестируется во много раз больше, чем в другие кластеры. Так в 2005 году , $ 3341000 было вложено в Силиконовой долине венчурные капиталисты, а венчурные капиталисты вложили $ 105000 в Англии и $ 28000 во Франции (Ferrary, 2009). Это свидетельствует о том, что Силиконовая долина является лидером кластеров по количеству инвестиций бизнес-ангелов.

    Главным отличием Силиконовой долины от других инновационных кластеров является ее полная и продуманная комплексная система инноваций при поддержке социальных сетей, взаимозависимых экономических агентов, которые имеют определенные функции. Она состоит из неоднородных сетей и взаимосвязей агентов (Ferrary, 2009). Системное понимание инновационных кластеров подчеркивает, что эффективность каждого конкретного агента зависит от присутствия других агентов. В связи с этой взаимозависимости, отсутствие одного агента ослабевает эффективность других и, в конечном счете, эффективность и надежность всей системы (Maital, 2007).

    Силиконовая долина характеризуется высокой скоростью пуска создания компаний. Согласно исследованиям Грановеттера и Феррари, с 1990 по 2000г.г. в Силиконовой долине ежегодно в среднем были запущены 2100 высокотехнологичные компании (Ferrary, 2009).

    Силиконовая долина представляет собой сложную сеть инноваций, состоящую из экономических агентов, которые взаимодействуют на разных уровнях, способствующие созданию и развитию инновационных стартапов. 

    По меньшей мере, двенадцать различных агентов участвуют в создании и

    развитии успешных стартапов:


    • университеты,

    • крупные фирмы,

    • научно-исследовательские лаборатории,

    • венчурные фирмы,

    • юридические фирмы,

    • инвестиционные банки,

    • коммерческие банки,

    • бухгалтерские организации,

    • консалтинговые группы,

    • кадровые агентства,

    • агентства связей с общественностью и СМИ (Ferrary, 2009).

     Каждый из этих двенадцати агентов вносит существенный вклад в развитие стартапов, создающих инновации. Координация между этими агентами является полностью децентрализованной. 

    Бизнес-ангелы, в свою очередь, являются источником надежности в комплексе Силиконовой Долины. Их наличие в инновационном кластере создает потенциальную специфику взаимодействия с другими агентами в сети, которые определяют конкретную динамику инноваций. Поскольку финансовый риск венчурного инвестирования является очень высоким и коммерческие банки не всегда дают деньги для инвестирования в высокотехнологичные стартапы, бизнес-ангельское финансирование является главным решением проблемы привлечения инвестиций для начинающих предпринимателей.



    Таким образом, главными проблемами во взаимодействии бизнес-ангелов и предпринимателей являются:

    • различия в целях бизнес-ангелов и предпринимателей;

    • личностные различия;

    • трансляционный барьер между бизнес-ангелами и предпринимателями;

    • слабая команда проекта;

    • нехватка знаний и компетенций у предпринимателей;

    • недостаточная проработанность законодательной базы в вопросах, касающихся бизнес-ангелов и малых инновационных компаний;

    • отсутствие системы налоговых льгот для инвесторов, осуществляющих финансирование малых инновационных компаний;

    • низкий уровень предпринимательской культуры инициаторов проектов;

    • недостаток специалистов в области инновационного бизнеса;

    • недостаток информации об успешных проектах, реализованных бизнес-ангелами.

    Таким образом, на данный момент под региональной инновационной системе понимают совокупность организаций, которые функционируют в определенном регионе и вовлечены в инновационную деятельность за счет использования устойчивых связей друг с другом, механизмов кооперации и координации совместной деятельности, связей с институтами и социальными региональными структурами. Важную роль в функционировании региональной инновационной системы играют бизнес-ангелы и предпринимательское сообщество. От эффективности их взаимодействия зависит уровень развития региональной инновационной системы. Но существует ряд трудностей во взаимодействии бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом. Главными проблемами этого процесса являются:

    • различия в целях бизнес-ангелов и предпринимателей;

    • личностные различия;

    • трансляционный барьер между бизнес-ангелами и предпринимателями;

    • слабая команда проекта;

    • нехватка знаний и компетенций у предпринимателей;

    • недостаточная проработанность законодательной базы в вопросах, касающихся бизнес-ангелов и малых инновационных компаний;

    • отсутствие системы налоговых льгот для инвесторов, осуществляющих финансирование малых инновационных компаний;

    • низкий уровень предпринимательской культуры инициаторов проектов;

    • недостаток специалистов в области инновационного бизнеса;

    • недостаток информации об успешных проектах, реализованных бизнес-ангелами.


      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Исследование взаимодействия ассоциации бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом