• Уковской водопад - памятник природы федерального значения.
  • Историческая справка

  • Скачать 180.27 Kb.


    Дата21.07.2017
    Размер180.27 Kb.
    ТипИсследовательская работа

    Скачать 180.27 Kb.

    Исследовательская работа «Край возле самого неба»



    Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение

    Амурская основная общеобразовательная школа

    Исследовательская работа

    «Край возле самого неба»


    Выполнили: Новикова Анастасия,

    Фёдорова Светлана,

    ученицы 6 класса МКОУ Амурской ООШ

    Руководитель: Васильцова Наталья Ивановна

    Содержание

    I .Введение………………………………………………………………………………3

    II. Край возле самого неба………………………………………………………………



    1. Природные условия Тофаларии…………………………………………………….4

    2. Историческая справка……………………………………………………………….5

    3. Образ жизни тофаларов в период средневековья…………………………………6

    4. Тофалария в наши дни………………………………………………………………7

    5. Суглан – единственный праздник в году………………………………………….8

    6. Тофаларский язык…………………………………………………………………...8

    7. Тофалария глазами художника……………………………………………………..10

    8. Наши земляки, побывавшие в Тофаларии…………………………………………11

    9. Знакомство с Тофаларией……………………………………………………………12

    III. Заключение…………………………………………………………………………...

    IV. Литература, Интернет-ресурсы……………………………………………………….



    Введение.

    Изучая Литературу Восточной Сибири, мы задумались над вопросом: «Какие народы населяли Сибирь до того, как сюда пришли русские? Как они живут сегодня?»

    Мы провели опрос среди учащихся нашей школы.

    Вопрос, который мы задали:

    - Какие народы населяли территорию Иркутской области до прихода русских?

    Опрос показал, что

    Кроме бурят, на территории Сибири в период средневековья проживали эвенки, курыканы, тофалары. Все племена и народности нашего края, как и всей Сибири, до прихода русских имели свою историю и культуру, ставшую составной частью общечеловеческого прогресса.

    Больше всего нас заинтересовали тофалары. Мы узнали, что этот народ живёт совсем близко от нас, на территории Нижнеудинского района в Восточных Саянах. В ясную погоду, особенно зимой, мы можем увидеть далеко за нашим селом очертания Саян.

    Мы начали своё исследование в Интернете, изучили литературу, которую смогли найти.

    Тема исследования: Тофалария - «Край возле самого неба»

    Цель исследования:

    Изучить условия жизни тофаларов, традиции, обычаи.



    Задачи:

    1. Изучить литературу по теме.

    2. Найти сведения по теме в Интернете.

    3. Подобрать и систематизировать материал по теме

    4. Познакомить с результатами исследования одноклассников


    План исследования:

    1. Составление библиографии по теме

    2. Изучение литературы

    3. Изучение материалов в сети Интернет

    4. Обработка материалов

    5. Написание работы


    Методы исследования:

    1. Беседы,опрос.

    2. Изучение материалов.

    3. Изучение литературы по теме.




          1. Природные условия Тофаларии

    Замечательная, прекрасная и таинственная горно-таёжная страна, затерянная в глубинах Восточных Саян. Край диких и суровых горных хребтов, созданных глубинными силами земли по неведомым нам законам. Край труднопроходимой тайги, где деревья умирают от старости, а столетние, в несколько обхватов кедры, могут укрыть от непогоды под своими ветвями путника. Край звериных троп и кристально чистых рек и ручьёв. Здесь легко можно встретить медведя или изюбря, но трудно человека.

    Мало таких мест осталось на нашей планете. Здесь трудно ходить, но легко дышится…

    И, действительно, Тофалария - это музей природы и этнографии под открытым небом. Многие люди, побывав в Тофаларии, влюбляются в этот удивительный край.

    Тофалария … по-разному называют ее люди. Одни – краем возле самого неба (как Валентин Распутин), другие - страной пахучего багульника, что как пламя пожаров алеет по склонам голубых гор, третьи – краем прозрачных звонких рек или сибирской Швейцарией.

     Здесь с незапамятных времен живет необыкновенный народ - тофалары. До прихода Советской власти назывались они карагасами и земля, ныне Тофалария, звалась Карагасией.


    Карагасская тайга всегда была богата разной живностью и главное охотничье богатство - соболь и белка водились здесь в изобилии. 

    Более ста видов птиц находят здесь приют, около трех тысяч различных растений, в том числе и одно из сокровищ Тофаларии - родиола розовая или золотой корень, называемый сибирским женьшенем.

    Сложные сплетения хребтов, заоблачные вершины, самая высокая из которых - пик Поднебесный, искрящиеся шапки снега на гольцах, глубокие ущелья и каньоны, на дне которых в вечном сумраке шумит вода, живое серебро хариуса в чистейшей струе горного потока, каменистые россыпи-курумы, снежники и ледники, альпийские луга, покрытая мхами каменистая тундра, застывшая на выступе скалы кабарга - чудесное создание животного мира - все это Тофалария.

    В 1938-1939 годах, Григорий Анисимович Федосеев первым описал эти места в своих книгах. На Иденском перевале – сейчас перевал Федосеева, захоронено сердце писателя – геодезиста.

    Если верить преданиям, именно здесь, в Тофаларии, на рубеже первого тысячелетия нашей эры впервые на земле приручили оленя и сделали помощником человека.



    О красотах Тофаларии говорится очень много, невозможно передать словами то, что манит сюда вновь и вновь.

    Раскинулась Тофалария на площади более 21 тысячи квадратных километров. Там нет дорог и попасть туда можно только авиатранспортом или по зимникам. Тофалария до сих пор хранит множество секретов, которые по силам разгадать далеко не каждому. Но суровость климата и неприступная тайга не пугают людей, умеющих ценить настоящее, неподдельное: дух свободы, искренность чувств и ощущений.


    В Тофаларии много озер и рек с огромным числом водопадов и порогов. Самые большие озера Тофаларии - Агульское и Медвежье, длина Агульского озера достигает 12 километров. Самые известные водопады- Тутайский, Иденский, Малокиштинский, есть водопады на реках Большая верхнего Кинзелюкского озера в нижнее, высота падения воды достигает 400 метров.

    Уковской водопад - памятник природы федерального значения.

    Он расположен в 18 километрах от города Нижнеудинска, недалеко от места, где в реку Уду вливается быстрая горная речушка Ук.

    Красоту этого чуда природы сложно описать словами: ущелье с 40-метровыми стенами, скальными глыбами, «полками» и «балконами», грохот и брызги падающей вниз воды... Он известен не только в Иркутской области, а по всей России и даже в мире. Сюда съезжаются путешественники со всего света, чтобы посмотреть на эту красоту. 


    Наиболее крупные реки Тофаларии — Уда, Большая Бирюса, Малая Бирюса, Казыр, Агул, Ия и Гутара. Высшая точка — пик Поднебесный (2924 м.) в центре Удинского хребта. Рядом расположена еще одна известная вершина — пик Триангуляторов (2881 м.). В юго-западной части Тофаларии — пик Грандиозный (2891 м.). Основные хребты Тофаларии — Удинский, Агульские Белки, Гутарский, Ергак-Тарган-Тайга, Бирюсинский, Джуглымский.

    Пещера Зимняя сказка («Урунгайская», «Снежная королева»)




    Пещера находится в 3,5 километрах от Алыгджера; пересекая остров, вы попадаете в долину ручья Верхний Урунгай. Справа на склонах г. Спиринская находится пещера. Через 2,5-3 километра начинается подъем, занимает около 40 минут. Вход в пещеру расположен справа, по ходу движения. Описание: Глубина - 28 м., Длина ходов - 787 м., площадь - 2240 м2, объем 3130 м3. На входе расположен достаточно массивный камень (высота около двух метров). Далее следует небольшой грот. Пол ровный, залит льдом. Вход в саму пещеру через «Кошачий лаз». Лаз может быть залит льдом. Ширина около 30 см, высота сантиметров 40. Пещера уникальна большим обилием льда (около 70% пещеры во льду), а также поступлением холодных потоков воздуха (снаружи) в пещеру, а не наоборот. В нижней части пещеры находится небольшое озеро (протяженность около 15 метров, глубина 2-3 м). Зал «Кристальный», расположенный на входе, отличается большими и красивыми ледяными натечками а также кристаллами величиной до 10-15 см. Пещера была открыта в 1967 году Михаилом Ивановичем Пугачевым - одним из самых преданных исследователей Тофаларии. .2ТТтт2. 2

          1. Историческая справка


    Тофалария не имеет строго определённых границ. На юге и западе Тофалария граничит с Тувой и Красноярским краем, на востоке с Бурятией. Ранее существовал Тофаларский район Иркутской области, но в 1951 году он был расформирован и территория Тофаларии входила в состав разных районов области. С 1965 года по настоящее время она входит в состав Нижнеудинского района Иркутской области. На этой обширной территории живет около тысячи человек, треть из них – тофалары.

    Тофалары или тофы - один из древнейших народов Восточных Саян. Впервые о тофах упоминается в Китайских летописях V-VII веков. До революции в литературе тофы именовались карагасами: - “кара” - черный, “гаса”-гусь. “ Черный гусь” - название тотема одного из родов племени тофов. Тофы это имя считают обидным. В давние времена племя насчитывало несколько тысяч человек и делилось на пять родов.

     Впоследствии, когда русские землепроходцы достигли этих земель и начали закладывать первые поселения — а это середина XVII века — тофы становятся более известны в Европе. В то время, как и все другие местные народы, тофы «облагались» ясаком, который, как правило, собирали пушниной. Их культуру изучали немало разных исследователей. Благодаря такой работе мы можем ознакомиться с их традициями, верованиями, образом жизни, языком и обычаями. Матиас Александер Кастрен, Николай Федорович Катанов, Бернгард Эдуардович Петри и другие исследовали основы хозяйственной деятельности кочевого населения — охота и оленеводство, описали территорию проживания, быта, частично религиозные представления и шаманскую атрибутику. Немецкие исследователи, которые работали над тофаларскими коллекциями в конце 60-х годов, обратили внимание на то, что обрядовые шаманские костюмы тофаларов очень похожи на подобную одежду американских индейцев. 60—70 гг. характеризуются своеобразным ростом интереса к культуре Тофаларии. В настоящее время в прессе появляется большое количество публикаций журналистов, писателей. Они окружили эту высокогорную страну своеобразным ореолом романтики и вселенского счастья... которого на самом деле здесь не было. В качестве примера можно назвать цикл работ журналиста Б. Чернышова «В стране оленьих троп» (1962), «Тофалария: страна 600 жителей» (1965), «В стране Тофаларии» (1970)

          1. Образ жизни тофаларов в период средневековья

    Основу традиционного хозяйства тофалар составлял охотничий промысел (белка, соболь, выдра, бобр, лисица, лось, марал, косуля и др.), сочетавшийся с оленеводством. В домашнем производстве известны кузнечество, обработка дерева, бересты, кожи и рога. Некоторые изделия тофалар наряду с пушниной и кожами шли на продажу, в том числе подбитые камусами лыжи, курительные трубки, сёдла, некоторые берестяные изделия, меховые унты.

    До перехода на оседлость основным жилищем тофалар был конический шестовой чум, который летом покрывали полосами вываренной бересты, а с наступлением холодов (до весны) - полстями, сшитыми из выделанных шкур лося или марала при помощи сухожильных нитей. После перехода на оседлость в посёлках строили срубные дома.

    Традиционная одежда тофалар (мужская, женская и детская) существенных различий в покрое не имела. Зимнюю изготовляли из шкур копытных, главным образом лося, марала, оленя. Зимней традиционной одеждой служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом летней верхней одежды служил халат, который шили из изношенных оленьих шкур или косульей ровдуги. Зимним головным убором женщин была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом - платок из покупной ткани. Многие мужчины летом носили кафтан с суживавшимися внизу рукавами, сшитый из сукна или ткани. Традиционная одежда в последние десятилетия постепенно вышла из обихода.

    Употребляли главным образом варёное мясо диких копытных - оленя, лося, косули, кабарги, а также медведя, зайца, белки, промысловых птиц. Молоко оленей пили в кипячёном виде, в основном добавляя в чай. Основной пищей служили лепёшки из ржаной муки, замешанной в горячей воде. Ели также мучную болтушку с солью.

    Сохранялись некоторые черты родового быта, в том числе осознание своей принадлежности к одной из восьми различавшихся своей численностью родоплеменных групп. Вплоть до начала ХХ века сохранялась память о кровных родах "нён", члены которых вели своё происхождение от общего мифического предка, имели родовое имя, общую территорию расселения.

    Наряду с родом существовали патронимии, представленные группами родственных семей, главы которых вели своё происхождение от одного предка по мужской линии. Каждая патронимия состояла из отдельных малых семей, имевших в своей собственности оленей, орудия промысла, утварь, жилище и т.п. В последние десятилетия всё больше создаётся национально-смешанных семей.

    Тофалары сохранили в своей устной традиции песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки. Важную роль играли дохристианские культы, а также шаманизм.


    1. Тофалария в наши дни

    Со временем часть тофов слилась с европейским населением Сибири, а часть продолжает жить, занимаясь традиционными видами деятельности в тайге и в небольших горных поселках. Сейчас таких поселков осталось всего три: Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха. Поселок Алыгджер, расположенный на реке Уда, считается столицей Тофаларии. Чтобы попасть в тофаларскую столицу, надо лететь самолетом в Иркутск, потом автобусом ехать в бурятский городок Орлык. Оттуда мощными автомобилями (бездорожье!) добраться до Хойтогола, дальше пешком в Долину вулканов, а уже оттуда до поселка Алыгджер придется добираться сплавом по рекам Додот и Карабурень.

    Название Алыгджер на тофаларском языке означает «долина ветров». И в самом деле, зимой здесь практически не бывает снега — он просто выдувается. По местным меркам, это довольно большое село, которое состоит приблизительно из 700 дворов, есть почта, три магазина, аэродром. Есть также больница, школа-интернат, а также Тофаларский этнографический культурный центр с библиотекой и музеем. Там о тофах можно узнать самое «сокровенное». Кроме того, в экспозиции музея — немало интересных бытовых вещей, присущих культуре этого народа: несколько видов мургу (своеобразные манки-дудки для приманивания оленей во время охоты в тайге), детские игрушки, берестяная и деревянная посуда, упряжь, талисманы-обереги — онгоны, фотографии представителей народа. Здесь даже есть своеобразный тофаларский аттракцион: можно сфотографироваться, держа в руках шаманский бубен и примеряя тофаларские костюмы.

    Быт в Алыгджере, конечно, очень непритязательный: суровые природные условия, отсутствие дорог и регулярной связи с крупными центрами налагают свой отпечаток на жизнь местного населения. Кстати, среди жителей поселка — преимущественно тофалары и русские.



    1. Суглан- единственный праздник в году

    В краю охотников и таежных кочевых оленеводов Тофаларии интересен Суглан. В горной кедровой тайге Восточных Саян, посёлках Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара, где нет дорог, а перекочевка совершается верхом на оленях по тропам, проходит фольклорный праздник.

    Суглан когда-то проходил один раз в год, в самые суровые январские морозы. Суглан – съезд, собрание всех представителей мужского пола, которые платили ясак. К Суглану готовились и мужчины, и женщины, шили новые наряды. Место выбиралось заранее. На Суглане платили ясак, крестили детей, венчали молодёжь. Тут же решались административные дела, выбирали шуленгу – старосту, судили.

    В наши дни праздник проводится ежегодно (иногда раз в 2 года), на него собираются все тофы (тофалары). На торжественное событие прибывают гости из Иркутской области и администрации Нижнеудинского района, деятели культуры и искусства, съезжаются родственники, друзья и знакомые, многие из которых не виделись много лет. По кругу, в широкой долине, среди гор покрытых снегом, под открытым небом, расставляются чумы в виде стойбища с открытыми лабазами (арангас) и в центре этого круга разводится костер - Хаптагай-Одо, он горит днём и ночью до окончания Суглана. Под веселые пословицы и поговорки всем варят бухлером – Тофаларское блюдо, наваристый бульон с крупными кусками мяса изюбря. В традиционной одежде (тон), сидя в оленем седле (эзер) можно символически совершить традиционную перекочевку на несколько километров по горным тропам, на оленях, связанных в длинные караваны (аргиш). В пути верхом под звуки койхноор – ботало-погремушки на шее домашних оленей и музыку Хобуса хорошо петь песни (ыр). И подъехав к родным шестовым чумам (алажы), покрытыми вываренной берестой, за горячей чашкой солёного чая с оленьим молоком, приятно пообщаться с родными или друзьями, вспоминая охоту, горы, снежники, курумы, багульник. Опробовать охотничьи манки: берестяную конусную трубу на изюбра (мургу); двуязычковую пищалку из бересты на кабаргу (этиски); свисток из тальника на рябчика (хаак этыски); трещотку, которая используется при облавной охоте (тарлаш). И слушая рассказы о промысле и перекочевках верхом на оленях, рассказать свои сказки (тоол) о животных, также предания, легенды о былых днях под звуки задушевных песен тайги, не забывая договориться о месте проведения будущего Суглана.

    Тофалары живут на такой прекрасной земле, что они сами душою чисты и добры – народ нрава счастливого.


    1. Тофаларский язык

    Когда-то на географических картах неизученные земли не закрашивали, вот и зияли карты белыми пятнами.

    Белые пятна существуют и в других науках, в науке о языке- лингвистике – тоже. До недавнего времени тофаларский язык был белым пятном.
    Только в наши дни появился учёный, который посвятил свою жизнь тофаларам – маленькому народу без письменности. Имя учёного – Валентин Иванович Рассадин.

    Рассадин составил уникальную картотеку тофаларского языка, в ней 40 тысяч карточек, и уже на основании этой картотеки им был создан словарь из 13 тысяч слов, иллюстрированных тщательно подобранными примерами.

    Язык – сама жизнь народа. Чтобы познать его, надо жить с носителями языка бок о бок. Валентин Иванович долго не раздумывал. Хочешь знать всё о чуме, все слова, связанные с постройкой, разборкой, изготовлением материалов - значит, научись ставить чум, разбирать его, варить по целому дню шкуры изюбря, чтобы крыша над головой была надёжная. Не доваришь – шкура будет ломкой. За каждым действием – слово, каждый предмет- слово.

    А сколько табу! Женщине, например, запрещено обходить позади чума, переступать через ружья и прочие мужские вещи.

    Жить в чуме – тоже целая наука, а, стало быть, опять слова, нужные только для чума. Взять хотя бы очаг. Вокруг него обязательна ритуальная чистота. А дрова? В огонь, что попало не положат. Дрова не должны «стрелять». Иначе сгоришь.

    Чтобы выявить всю группу слов, относящихся к оленям, Валентину Ивановичу пришлось не только научиться ездить на оленях верхом, но и седлать их, и пасти. И на охоту он хаживал в тайгу, и на кедровый промысел.

    Изучая названия растений и трав, брал уроки у ботаников, составлял гербарии.

    Однажды к Рассадину в Улан-Удэ приехал в гости охотник-тофалар. Валентин Иванович повёл его в музей. Здесь разобрались в названии зверей и птиц.

    У монголов ласточка – харачигай, и у тувинцев так же; у тофаларов тоже есть «харачигай», но так зовётся оляпка – водяной воробей, а ласточка – харлык.

    Многочисленные поездки к тофаларам подарили учёному хороших друзей, и не только друзей. Искал Валентин Иванович Рассадин слова, а нашёл своё счастье: влюбился в дочь охотника и сказителя Николая Сергеевича Боканаева, в Галину Николаевну, и стала она его женой и верной помощницей в сложном, долгом деле собирательства слов.

    Язык мало знать и любить, кажется, что и сам он должен привыкнуть к новому человеку и воздать ему за любовь любовью. Язык, как живое и не очень-то доверчивое существо, приглядывается к чужакам подолгу, временами оттаивая, а то и замыкаясь.

    Не сразу узнал Рассадин охотничьи тайны тофаларов. Нам охоте тофы собаку собакой не назовут, здесь она чадых – пахнущая, тогда как дома – ыт. Топор на охоте – нос дятла, нож- пишущий, глаза – мелькашки, шкура- одеяло. Нельзя сказать: «Я нашел медведя», надо — «Я сошел с ума». Если охотник требует «стянуть облака» — нужно поскорее собрать людей вокруг берлоги. Кстати, на медвежьей охоте у собаки уже новое имя — кудруктух, «хвостатая», так называют волка.


    Открылась Валентину Ивановичу и тайна имен собственных. Христианство тофалары приняли в семнадцатом веке, раньше они исповедовали шаманизм. От веры в шаманов остался запрет на личное имя. Имя было, но только для посвященных. В обиходе пользовались прозвищем.
    Крестясь, тофалары имя, данное им священником, превращали в тайное, а в быту именовали себя по-тофаларски. Рассадин расспросил пятьсот человек, и у каждого оказалось свое собственное, не повторяющееся имя. Имя умершего нельзя давать живому. Имена были очень просты: Тазол — лысый, Семизол — жирный, Ходан — заяц, Хугу — филин, Хорик — бурундук.
    Зная, казалось бы, уже все о тофаларах, Рассадин не расставался с записной книжкой. Новое слово может явиться, как искорка, мелькнет и исчезнет — на рыбалке, в переругивании хозяек, в игре детей. Ученый человек Рассадин похож на таежника. Большой, удивительно неторопливый в движениях, в словах, с тяжелыми сильными руками. По виду он человек мастеровой профессии. Да так оно и есть на самом деле, слова добывал и топором, и погоней за зверем, и шагая за оленями через сопки, через реки.
    Итогом всей этой жизни в чумах, среди гор и тайги стали книги о тофаларском языке, а также проект тофаларской письменности.
    Применимо ли высокое слово «подвиг» к собирателю слов? Валентин Иванович головой вроде бы особенно не рисковал, хотя в тайге всякое бывает, для охотника опасность — нормальная жизнь. Из года в год, как пчела, собирал он свой взяток — слово к слову, слово к слову! И жизнью — нет, не рисковал, просто отдал ее всю тофаларам — маленькому доброму народу — и науке. В.И.Рассадин стал автором первого тофаларского букваря и собрал замечательные сказки этого удивительного народа.


    1. Тофалария глазами художника

    Яркие краски и палитра Тофаларии глазами живописца Русина Сергея Николаевича представлена на 10 персональной выставке «Тофалария - горы Черного Гуся». Несколько месяцев напряженного труда в Тофаларии, Art-экспедиция по древним тропам таежных оленеводов, встречи с интересными людьми и впечатления. Основным объектом творчества художника стали люди, живущие в первозданных труднодоступных таежных горах. И решена выставка в жанре портрет. Все картины написаны на одном дыхании, это философские размышления о жизни и времени. Незабываемая летопись прекрасного народа. Как нужно любить людей, чтобы воспеть их в самых выразительных и светлых красках.





    1. Наши земляки, побывавшие в Тофаларии.

    Побеседовав с односельчанами, мы узнали, что в Тофаларии в разное время побывали Кириллова Светлана Михайловна и Вислоцкий Семён. Светлана Михайловна была в этом замечательном месте очень давно, ещё в детстве, но до сих пор вспоминает красоту этого края, костёр, у которого ей довелось сидеть с удивительно добрыми, дружелюбными и гостеприимными людьми. Вислоцкий Семён работал в Тофаларии в 2005 году в составе геолого-разведочной партии, именно эта партия открыла в Тофаларии месторождение никеля. Сейчас Семён – пограничник, служит в Осетии, тоже в горах, но, как истинный сибиряк, никак не может забыть те горы, среди которых прячется Тофалария.



    1. Знакомство с Тофаларией.

    Изучив материалы о Тофаларии, мы решили познакомить с этим удивительным местом в нашей области своих одноклассников. Мы провели внеклассное занятие, на котором рассказали всё, что сами узнали о тофаларах. На занятии мы не только рассказывали о Тофаларии, но и показали книги, которые смогли найти, читали тофаларские народные сказки. Особенно ребят заинтересовали обычаи и слова, связанные с охотой, понравились репродукции картин художника Русина. Больше всего поразили необыкновенно красивые пейзажи. Всем было очень интересно узнать о народе, который проживает так близко, но о котором многие совсем ничего не знают.

    Заключение

    К сожалению, сегодня в Тофаларии очень много проблем. Тофаларов осталось меньше тысячи, а чистокровных и того меньше – около 300.

    Практически единственный источник дохода населения Тофаларии из внешнего мира — охота. Большое значение для тофов имеет оленеводство, однако поголовье оленей последнее время очень немногочисленно.

    Культура тофов уходит. Язык выходит из обращения. Институт шаманизма, ликвидация которого была одной из задач коллективизации в Тофаларии, уже, по-видимому, безвозвратно утерян. В настоящее время ни одного шамана в Тофаларии нет.

    Местное население здесь до сих пор занимается скотоводством, огородничеством, охотой. Держат, как и у нас, лошадей, коров, овец, на огородах — традиционный набор из картофеля, помидор, огурцов, зелени. Основная хозяйственная проблема поселка — отсутствие регулярного транспортного сообщения. Летом раз в неделю сюда летает «авиамаршрутка» — вертолет, а зимой добираются «зимником» — по льду замерзшей реки Уда. А транспорт — это и медикаменты, и продукты, и инструменты, и запчасти, и горючее для техники, и патроны, и почта — вообще все, что необходимо для выживания в суровых условиях. А несколько лет назад чиновники просто забыли, что в поселок надо прикомандировать самолет, и тогда длительное время здешний люд вообще не имел сообщения с Большой землей. Пришлось обращаться непосредственно к губернатору области.

    Здесь все — как везде в глубинке: финансирования не хватает, культура и традиции — на плечах отдельных энтузиастов. В местном культурно-этнографическом центре работают кружки, где дети и молодежь занимаются рукоделием, изготавливают сувениры и предметы традиционного быта, есть ансамбль тофаларского танца, хор.

    После знакомства с тофаларами мы хотим изучить и другие народы, которые проживали на территории Иркутской области – бурят, эвенков и курыкан.

    Литература

    История Земли Иркутской

    Тофаларские народные сказки

    Тофалария – страна гор




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Исследовательская работа «Край возле самого неба»

    Скачать 180.27 Kb.