• Автор работы
  • Предметом
  • Практическая значимость работы очевидна
  • Теоретической базой
  • Дворянская усадьба как средоточие русской культуры § 1.1. Образ усадьбы как литературоведческая категория и культурологический феномен
  • § 1.2. Образ дворянской усадьбы в русской литературе XІX вв.
  • Усадьба Алтун династии Львовых. Именно со Львова Пушкин писал Образ Троекурова в «Дубровском».
  • Петровское — родовое имение Ганнибалов. Здесь Пушкин нашел материал для создания «Дубровского»
  • Усадьба Манилова. Худ.Н.Бажин
  • Центральная часть господского дома усадьбы Фряново
  • Усадьба Спасское -Лутовиново.



  • страница1/5
    Дата02.05.2018
    Размер5.56 Mb.
    ТипИсследовательская работа

    Исследовательская работа по теме: Образ дворянской усадьбы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


      1   2   3   4   5

    Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ школьников «Эврика-2013»

    (Секция литературоведение)

    Научно- исследовательская работа по теме:

    Образ дворянской усадьбы в романе Л.Н.Толстого

    «Война и мир»

    Автор работы: Грищенко Ольга, ученица 11 А класса

    Руководитель: Сафонова Татьяна Владимировна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Киреевская гимназия»

    Адрес ОУ: РФ, Тульская обл., г. Киреевск,

    ул. Ленина, д.32

    Конт. тел.: гимназии (48754) 6-19-68

    2013 учебный год

    Содержание:

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

    Глава 1. Дворянская усадьба как средоточие русской культуры

    § 1.1. Образ усадьбы как литературоведческая категория и культурологический феномен……………………………………………………………………………5

    § 1.2. Образ дворянской усадьбы в русской литературе XІX вв. ……………...7

    Выводы по первой главе ………………………………………………………..12

    Глава 2. Образ усадьбы в романе Толстого «Война и мир», связь с идейно-художественным замыслом произведения

    § 2.1. Значение образа усадьбы-антидома …………………………………….13

    § 2.2. Образ родового гнезда Ростовых в свете понимания Л. Н. Толстым идеала Дома………………………………….…………………………………...16

    § 2.3. Роль образа усадьбы Болконских…...........................................................24

    § 2.4. Мир Лысых Гор – итог и начало поиска смысла жизни, ………………28

    Выводы по главе 2……………………………………………………………….31

    Заключение………………………………………………………………………33

    Список литературы………………………………………………………………35

    Введение
    Л.Н. Толстой как-то сказал, что был бы счастлив написать такой роман, читать который станут «теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь».

    С той поры прошло уже много лет и не одно поколение открывало и открывает для себя бессмертное творение человеческого гения – роман-эпопею «Война и мир». Невозможно однозначно ответить на вопрос – о чем эта книга? Роман Толстого – это книга о боях и сражениях, о семьях и духовном росте людей, об аристократии и крестьянах… Это книга о жизни во всем ее разнообразии и непредсказуемости. Роман Толстого остро современен, потому что на его страницах встают проблемы мужества, честности, патриотизма, дружбы, любви, верности – те нравственные вопросы, которые каждый человек решает для себя сегодня, как и сто лет назад.

    Во время создания автором романа Россия была на подъеме, и многие люди пытались решить для себя вечные вопросы: что такое личность и народ, какая роль принадлежит им в истории, от чего зависит их судьба и счастье? Волновали эти вопросы и Льва Николаевича Толстого, он долго искал те очевидные и значительные события в народной жизни, которые были бы соразмерны глубине заданных вопросов. Остановив свой выбор на Отечественной войне 1812 года, писатель задумал роман, который должен был стать гораздо шире и глубже простого описания военных действий, поскольку его задачей было отобразить жизнь целой эпохи во всех ее противоречиях, проблемах, открытиях, показать многоплановость и разнообразие жизненных явлений, сложность человеческих судеб.

    Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад. Ответ на вопрос о том, как могли люди-христиане убивать себе подобных, следовало искать, по мысли Толстого, именно в практической этике их повседневной жизни. Поэтому для исторического повествования Толстого одинаково важны и война – и мир, и грандиозные сражения – и такие бытовые картины, как именинный обед, ряженые, святочное катанье.

    Следовательно, образ дворянской усадьбы и связанные с ним размышления Толстого играют значительную роль в идейно-художественном содержании произведения.

    Следует учесть и тот факт, что Л.Н. Толстой в большом объеме привлекал жизненный материал: в основе созданных писателем образов произведения – реально существовавшие люди, владевшие определенными усадьбами и особняками.

    Все это доказывает, что исследование произведения Толстого в русле поставленной нами проблемы актуально. В широком смысле актуальность определяется тем, что в последние годы в российском обществе, освобожденном от одностороннего классового подхода, идеологического давления, возрос интерес к судьбам сохранившихся усадебных ансамблей, к выяснению роли и места усадебной культуры в отечественном наследи.

    Предметом нашего исследования является образ усадьбы и языковые средства его репрезентации.

    Объект исследования – художественный текст романа «Война и мир». Историко-литературный контекст составляют произведения А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, А.П.Чехова, М.С.Булгакова. Сопоставления помогают определить специфику исследуемого нами образа в романе Толстого.

    Практическая значимость работы очевидна: полученный материал можно использовать на уроках литературы, в создании других исследовательских работ, в написании рефератов, во внеклассных мероприятиях по литературе.

    Цель: выявить и прокомментировать идейно-художественные функции образа дворянской усадьбы в романе-эпопее «Война и мир», при этом обратить внимание на языковые средства его воплощения.

    В связи с этим выдвигаются следующие задачи исследования:

    1. Предметно исследовать категорию «русская дворянская усадьба», для чего изучить культурологические и литературоведческие источники.

    2. Сделать обзор произведений художественной литературы, где нашла отражение данная проблема, проследить специфику раскрытия образа усадьбы в творчестве писателей XІX-XX вв.

    3. Рассмотреть литературно-критические и лингвистические работы по данному вопросу и использовать полученные результаты в аспекте нашей деятельности.

    4. Проанализировать фрагменты художественного текста «Войны и мира», содержащие описание усадеб, картин быта, опираясь на жизненную основу исследуемого образа как одну из основополагающих для раскрытия исследуемой проблемы.

    5. Дифференцировать понятия усадьбы-дома и усадьбы-антидома и выявить функцию этого противопоставления в романе.

    6. Выявить особенности репрезентации образа усадьбы Ростовых и Болконских, определить их роль в выражении философско-этических и эстетических взглядов Толстого.



    Теоретической базой работы явились исследования, прямо или косвенно рассматривающие роман Толстого в контексте разрабатываемой нами проблемы.

    Глава 1. Дворянская усадьба как средоточие русской культуры
    § 1.1. Образ усадьбы как литературоведческая категория и культурологический феномен
    Прежде чем перейти к вопросу о роли образа усадьбы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», следует выяснить, что означает само понятие, так как существует ряд мнений по этому поводу. Вопрос даже не в том, что такое образ усадьбы, а в правомерности вычленения его как самостоятельной категории.

    В литературоведении выделяются два подхода к определению понятия «художественный образ». Согласно узкому взгляду, в центре художественного изображения стоит исключительно человек, а изображение вещей и тому подобного не имеет самостоятельного художественного значения, оно необходимо для конкретизации человека, определения того места или пространства, в котором он находится. Изображение их столь же необходимо, как и изображение человека, но имеет подчинительное значение, определяется нормами иерархии [см. Л.И.Тимофеев, Г.Л.Абрамович].

    Однако многие литературоведы не разделяют данной трактовки термина «художественный образ». В.Е. Хализев в учебнике «Теория литературы» указывает на процесс вытеснения в современном литературоведении привычных терминов «образ» и «образность» словами «знак» и «знаковость», благодаря которым традиционные представления об образе и образности получили более широкий смысловой контекст. Отмечается Хализевым также значимость «мира вещей», составляющих существенную грань человеческой реальности, как первичной, так и художественно претворенной, т. к. это сфера деятельности и обитания людей. Вещь связана с их поведением, сознанием и составляет необходимый компонент культуры. «Вещи кем-то сделаны, кому-то принадлежат, вызывают к себе определенное отношение, становятся источником впечатлений, переживаний, раздумий. Они кем-то поставлены на данное место и верны своему назначению либо, напротив, находятся на чисто случайном месте и, не имея хозяина, утрачивают смысл, превращаются в хлам. Во всех этих гранях вещи, являющие собой либо ценности, либо «антиценности», способны представать в искусстве (в частности, в литературных произведениях), составляя их существенное звено» [Хализев В.Е., 2002, 236] .

    А.А. Сабуров отмечает значимость «образа среды» в произведениях Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого: «Всякое жизненное явление – индивидуальное или коллективное – имеет в художественном произведении свои, ему присущие материальные формы, контуры, краски. Если эти формы выражают содержание данного явления, можно говорить о его образе. Так, можно говорить об образе города NN в «Мертвых душах», об образе украинской деревни в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». В «Войне и мире» существуют не только индивидуальные образы героев, но и образ петербургского аристократического салона, образ дворянской усадьбы, гусарского полка, Английского клуба, образ солдатской массы».

    Учитывая положения В.Е. Хализева и А.А. Сабурова, считаем возможным говорить об образе усадьбы в романе Толстого, но в тесной связи со всеми персонажами и общим замыслом произведения.

    Кроме того, обращение к культурологическим источникам дало основание утверждать, что дворянская усадьба представляла собой колоссальное социокультурное явление в жизни русского общества XVIІ -нач. XX вв.

    История русской сельской усадьбы начинается со второй половины XVIII в. В послепетровское время, как только дворянам сократили срок службы, усадьбы стали оживать. Они становились настоящими культурными центрами, своеобразными очагами культуры. Их хозяева собирали библиотеки, картинные галереи, устраивали литературные и музыкальные вечера, театральные представления, организовывали школы. Именно усадьба открывала благоприятные условия для различных любительских занятий. Владельцы возводили дома, разбивали сады, занимались коллекционированием, систематизацией и описанием отечественных достопримечательностей. Не только музыка, литература, театр, но и наука в значительной мере обязана своим развитием процветающему в усадьбе «просвещенному дилетантизму». Уважение к искусству, наукам, потребность приобщения к ним воспитывались с детства. Помещик не мыслил жизни без атмосферы дружеского общения: с семьей, родственниками, гостями. Двери патриархальной усадьбы были открыты для всех.

    В конце XVIII в. под влиянием западноевропейских традиций складывается в России понятие усадьбы-замка, которое подразумевает не обязательно конкретный характер архитектуры, хотя здание иногда и строится в формах готики, но прежде всего особую форму бытования, отличающуюся от атмосферы патриархальной русской усадьбы замкнутым течением жизни, малым, избранным кругом общения.

    В конце XVIII – н. XIX вв. сложился тип городской усадьбы, состоявшей из дома-особняка, «служб» и двора или небольшого сада. Собственные дома в столицах имели дворяне со значительным годовым доходом. Особняки строились, как правило, каменные и передавались из поколения в поколение без переделок. Все в дворянском доме было продумано. Уважением к старшему поколению проникнуто даже расположение лестницы – из девичьей прямо в бабушкину комнату.

    Пребывание в свете составляло основную часть внеслужебного времяпрепровождения. В городском варианте сюда входили балы, маскарады, приемы, торжественные обеды, театральные представления, катания на санях и в каретах и многое другое.

    Однако не стоит впадать в иллюзию – не все в усадебной жизни России было прекрасно. В одних случаях дворянская усадьба, действительно, была домом в полном смысле этого слова и для ее постоянных обитателей, и для гостей, а также являла собой значимую часть отечественной культуры, но одновременно существовала убогая и беспросветная жизнь тысяч людей в других усадьбах, где абсолютно спокойно подвергались унижениям не только крепостные, но члены семьи, а домашние театры служили лишь развлечением помещика-самодура, никак не облагораживая его быт и не поднимая культуру окружавших его людей. Усадьба становились своеобразным антидомом, а «барские» затеи в области «культуры» вызывали негодование и ненависть.

    Таким образом, содержание понятия «усадьба» наиболее емко можно выразить системой противопоставлений: сельская и городская усадьба, патриархальная усадьба и усадьба-замок, усадьба-дом и усадьба-антидом. Следовательно, выделяя и анализируя образ усадьбы как художественную категорию, мы будем руководствоваться тесной связью усадьбы с понятием «Дом», так как усадьба (дворянский дом) рассматривалась как осязательное воплощение своего, родного, безопасного пространства, как мир, приспособленный к масштабам человека и созданный им самим, и являла собой не только «архитектурный комплекс», но и «семью, хозяев с домочадцами», «круг, в котором осуществлялась истинная любовь» (Хомяков А.С.), и уже на этом основании родовое гнездо противопоставлялось усадьбе-антидому (чужому, опасному, ложному пространству). Разумеется, восприятие человеком какого-либо явления сугубо индивидуально, но отмеченные нами жизненные реалии понятия «усадьба» так или иначе находят отражение в русской литературе XІX вв.


    § 1.2. Образ дворянской усадьбы в русской литературе XІX вв.
    Большую и совершенно специфическую роль играет место действия в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». События все время развиваются в конкретном пространстве, при этом их характер оказывается тесно связан с местом, в котором они происходят. Значительная часть действия романа сосредоточена в деревенском доме помещика XІX в., это и патриархальная усадьба Лариных и усадьба-«замок» Онегина.

    Несколько детализирует пространство дома Пушкин в «Пиковой даме», однако пространство кроме географической функции, роли места действия героев несет в романе Пушкина и метафорические признаки их культурной, идеологической, этической характеристики.

    Прекрасные картины поместной жизни представлены Пушкиным в повестях «Метель» и «Барышня-крестьянка». На фоне сельской усадьбы разворачивается, казалось бы, комическая история тайного брака юной Марьи Гавриловны с Владимиром Николаевичем («Метель»). Но за юмором скрываются размышления Пушкина о целесообразности воспитания девушек на французских романах, т. к. образование молодой дворянки было, как правило, поверхностным, все ее знакомство с внешним миром осуществлялось посредством чтения.

    В повести «Барышня-крестьянка» Пушкин иронизирует по поводу англомании «настоящего русского барина» Григория Ивановича Муромского, противопоставив его имению, устроенному по «английской методе», усадьбу Ивана Петровича Берестова.



    Не идеализирует Пушкин жизнь усадьбы в целом, открывая своим читателям и ее неприглядную сторону. Так, изображение быта и нравов поместного дворянства в повести «Дубровский» связано в первую очередь с образом Троекурова, почти каждый из гостей которого побывал в одной комнате с медведем, испытав не только страх, но и получив физические увечья.

    Усадьба Алтун династии Львовых. Именно со Львова Пушкин писал Образ Троекурова в «Дубровском».
    Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина – Андрея Гавриловича Дубровского. Разницу между двумя помещиками Пушкин подчеркивает и описанием их усадеб. Вот какая картина открывается взору Владимира Дубровского, возвращающегося домой:

    «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась

    зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около были разбросаны избы с их огородами и колодезями. <…> Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею; сердце в нем забилось».

    Петровское — родовое имение Ганнибалов.

    Здесь Пушкин нашел материал для создания «Дубровского»

    Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» сумел дать такую картину дворянских усадеб, ленивой, бессмысленной жизни их владельцев, крепостничества, уничтожающего в человеке высокие душевные порывы и глубокие чувства, что это потрясло Россию.



    При сопоставлении героя с окружающим его миром (куда входит описание усадьбы, обстановки дома) Гоголь берет не случайные детали, занимательные и смешные, а совокупность обнажающих основное в характере человека, в его образе жизни. Например, изображение усадьбы Манилова – своеобразный пролог к раскрытию личности героя. Все в маниловской усадьбе удивительно невыразительно, скучно, однообразно, бесцветно – «ни то, ни се», как и сам владелец.

    «Деревня Маниловка немногих могла заманить своим

    местоположением. Дом господский

    стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций, пять-

    Усадьба Манилова. Худ.Н.Бажин

    шесть берез небольшими куполами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины».

    Снижающе–прозаический мотив в изображении усадьбы, сопряженный с мыслью об ответственности человека за его ближайшее, в том числе предметное, окружение, прозвучав у Гоголя, позволил добиться рельефности образов помещиков.



    Своим смыслом близок с поэмой Гоголя роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Тесная близость двух гениальных произведений критического реализма обусловлена родственностью выведенных в них социальных типов и единством пафоса отрицания.

    «Головлево – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву»

    Салтыков-Щедрин

    В усадьбе Головлёвых все напоминало глухо запертую тюрьму. Ни один луч света не достигал этого сырого и мрачного погреба. Члены семьи жестоко враждовали между собой, вели постоянные распри из-за наследства. Молодые существа рвались прочь из этого обиталища смерти. Но, вырвавшись, они, не подготовленные ни к какой разумной человеческой жизни, преждевременно гибли. Независимо от того, умирали ли где-то вдали от Головлева или же возвращались умирать в усадьбу, во всех случаях Головлево было источником смерти. Здесь проникал в молодые существа разрушительный яд. Показательно в этом отношении возвращение домой Степана:

    «Барская усадьба смотрела из-за деревьев так мирно, словно в ней не происходило ничего особенного; но на него ее вид произвел действие Медузиной головы. Там чудился ему гроб. «Гроб! гроб! гроб!» - повторял он Центральная часть господского дома усадьбы Фряново
    бессознательно и не решился-таки идти прямо в усадьбу…»

    Анализируя творчество И.С. Тургенева от первых повестей и романов до более поздних, можно прийти к выводу, что образ дворянской усадьбы в его произведениях является не только сквозным, но и центральным.

    Дворянские «гнезда» Тургенева овеяны высокой благоуханной поэзией. Чудесно сливаются в романе «Дворянское гнездо» любовь, вдохновение, искусство, красота природы. Нужно перенестись в помещичью усадьбу того времени, чтобы понять и представить себе все высокое и возвышающее душу моральное и эстетическое значение для тогдашних читателей таких сцен и картин «Дворянского гнезда», как торжественно-страстная музыка Лемма, вдохновленная не только его

    романтической идеальной любовью, но вдруг вспыхнувшим глубоким и чистым чувством Лизы.

    Здесь усадьба – символ меняющейся жизни, это цепь непрерывных поколений, и если одни уходят, то другие растут, а с ними обновляется и молодеет усадьба.

    Глубочайшей идейной проблемой романа «Отцы и дети» был волновавший писателя вопрос о судьбе России, о путях ее дальнейшего развития. Тургенев не питает никаких иллюзий относительно общественной роли «отцов». В прежних своих описаниях поместного дворянского быта писатель редко касался его экономических сторон и деталей. Теперь, показывая почти разоренное поместье Николая Петровича Кирсанова, он отмечает хозяйственную беспомощность дворянства, тщетно пытавшегося приспособиться к новым требованиям жизни. Дворянское оскуднение находит свое отражение даже в деталях усадебного пейзажа: бедное растительностью место усадьбы Кирсановых, вид голых полей вместо традиционного сада-парка с его липовыми аллеями и поэтическими местами.



    Но Тургенев остается верен своим идеалам: он не представляет России без ее неотъемлемой части – дворянских усадеб. Аркадий, сын Николая Петровича, принимается за хозяйство сам. Тургенев утверждает, что жизнь дворянских усадеб не закончилась, их можно вырвать из упадка молодыми силами.

    В романе «Новь» Тургенев описал свою усадьбу такой, какой помнил ее при жизни матери:



    «То был прадедовский черноземный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату пологого холма, он состоял из четырех ясно обозначенных отделений. Перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»…»
    Усадьба Спасское -Лутовиново.

    Противопоставление патриархального и цивилизованного жилища (благоустроенная квартира, «английская» усадьба, особняк) позволило Гончарову в «Обыкновенной истории», а затем в

    Усадьба Обломова
    «Обломове» создать емкие, незабываемые образы жилищ, которые олицетворяют два противоположных уклада русской жизни – «почвенный» и «европейский». Это Грачи и Обломовка – с одной стороны, и дома Петра Адуева и Штольца – с другой.

    Выводы по первой главе


    1. Придерживаясь широкого взгляда на термин «художественный образ», в своем исследовании мы выделяем понятие «образ усадьбы» как самостоятельную категорию, но рассматриваем его в тесной связи со всеми персонажами и общим замыслом произведения.

    2. Содержание понятия «усадьба» наиболее емко можно выразить системой противопоставлений: сельская и городская усадьба, патриархальная усадьба и усадьба-замок, усадьба-дом и усадьба-антидом.

    3. Образ дворянской усадьбы во всей своей сложности и противоречивости получил достаточно широкую разработку в русской литературе XІX вв. В творчестве Пушкина тема усадьбы становится идейным фокусом, вбирающим в себя мысли о личности человека, культурной традиции, истории, гуманности. Единством пафоса отрицания близки друг другу «Мертвые души» Гоголя и «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина, на страницах этих произведений возникает образ усадьбы-антидома. Гончаров в «Обыкновенной истории» и «Обломове», противопоставив патриархальную усадьбу и «английский» особняк, отразил два противоположных уклада русской жизни. Образ усадьбы в произведениях Тургенева связан во многом с историей потери и обретения Дома и самого себя.

    4. Подводя итог, мы можем с полной уверенностью сказать, что усадьба – не просто хронотоп, это сложный, динамичный и, более того, антропоморфный образ, выполняющий определенную организующую функцию.


      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Исследовательская работа по теме: Образ дворянской усадьбы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»