• «Роль и значение национальной одежды
  • Научный руководитель
  • Этапы исследования
  • Практическая значимость
  • Введение I . Основная часть
  • II . Практическая часть
  • Отзыв о исследовательской работе ученицы 2 «а» класса Ахмет Д. «Роль и значение национальной одежды для казахского народа»
  • Новизна
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • 1.2 Материал для изготовления одежды
  • Функции казахской традиционной одежды
  • Женская традиционная одежда
  • Мужской казахский костюм



  • страница1/4
    Дата29.08.2018
    Размер0.66 Mb.
    ТипИсследовательская работа

    Исследовательская работа «Роль и значение национальной одежды для казахского народа»


      1   2   3   4

    Сетевое издание «Современные педагогические технологии» www.pedtehno.ru


    III-я Международная научно-практическая конференция «Открытие»

    Исследовательская работа



    «Роль и значение национальной одежды

    для казахского народа»

    Секция «Моя малая родина»



    Выполнила:

    ученица 2 «а» класса

    ГУ "СОШ № 30 г. Павлодар"

    Ахмет Диляра



    Научный руководитель:

    учитель начальных классов

    ГУ "СОШ № 30 г. Павлодар"

    Исимова А.К



    Казахстан

    Павлодар, 2016 г.

    АННОТАЦИЯ
    Цель данной работы: изучение роли национальной одежды для казахского народа

    Гипотеза: если знать историю значения национальной одежды, то можно определить ее значение

    Этапы исследования

    Изучение и анализ литературы;

    Составление письменной и практической работы по теме исследования;

    Подведение итогов исследования;



    Новизна заключается в раскрытии значения национальной одежды для казахского народа

    Практическая значимость: полученные результаты можно использовать на уроках ручного труда, кружков, истории и при проведении выставок.

    Содержание

    Введение

    I. Основная часть

      1. История казахской национальной одежды………………………….……….5

    1.2 Материал для изготовления одежды …………...…………………………...6

    1.3 Функции казахской традиционной одежды ………………………..….…....7



    II. Практическая часть

    2.1 Изготовление женского головного убора «Такия»………………………..13

    2.2 Анкетирование…………………………………………………………….....15

    2.3 Результаты анкетирования………………………………………………….15

    2.4 Заключение ………………………………………………………………….17

    2.5 Список литературы……………………………………………………....….18



    Отзыв о исследовательской работе ученицы 2 «а» класса Ахмет Д. «Роль и значение национальной одежды для казахского народа»
    Одежда оберегает человека от воздействия окружающей среды, различных природных факторов, удовлетворяя потребности человека, в то же время несет эстетическую нагрузку, изменяя и украшая человеческую внешность.

    Исследовательская работа показывает одежду как предмет материальной культуры и раскрывает ее богатое историко – культурное наследие, отражая историческое развитие общества, изменения климатических условий, национальные и этнокультурные особенности, а также эстетические представления народа о мире. Работа знакомит с традициями, обрядами и уровнем жизни народа. Проводит грань в возрастной категории, социальной и этнической принадлежности человека. Она в достаточном мере раскрывает виды и значение одежды, показывает неповторимость, своеобразие и отличия пошива казахских костюмов. Проводимая тонкая параллель между бытом казахов и природой ведет к тому, что казахский народ был очень близок к природе и вел кочевой образ жизни.

    Проект указал одежду как глубокий национальный колорит, показал на не утраченность ею ценности и красоты, на применение и поныне, а так же выявил проблему - не смотря на то что, некоторые изделия приобрели новый вид, новые формы, тем не менее нынешнее поколение не задается вопросом о роли и значении национальной одежды для своего народа и владеет лишь малой частью информации по теме исследования.

    Проведенное анкетирование и ее результаты раскрыли полную работу исследователя по теме. Исследовательскую работу «Роль и значение национальной одежды для казахского народа», выполненную ученицей 2 «а» класса Ахмет Д. можно назвать всесторонней и раскрытой.



    ВВЕДЕНИЕ
    Национальная одежда казахов вобрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. Безусловно, на традиционный костюм казахов большое влияние оказал, прежде всего, кочевой образ жизни. Народные «дизайнеры» создавали одежду такой, чтобы она была удобна для езды на коне, согревала в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом.

    Одежда необходима была для тепла, но все же для казахов её изготовление хранит интересные тайны. Из глубины веков тянется национальная мода казахской одежды, вплетаясь в современный мир моды. Сейчас наблюдается тенденция западного стиля. Молодые люди все больше и больше подвержены той моде, которая в свою очередь разрушает казахские стереотипы. Так появилась идея создания данного проекта.



    Цель данной работы: изучение роли национальной одежды для казахского народа

    Предмет исследования: национальная одежда казахов

    Задачи исследования:

    - изучить литературу по теме исследования;

    - исследовать историю казахской национальной одежды;

    - выяснить какие материалы использовались для изготовления казахской национальной одежды;

    - определить назначение казахской национальной одежды.

    Из поставленных задач определилась гипотеза: если знать историю значения национальной одежды, то можно определить ее значение



    Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, практическая работа.

    Этапы исследования

    1. Изучение и анализ литературы;

    2. Составление письменной и практической работы по теме исследования;

    3. Подведение итогов исследования;

    Новизна заключается в раскрытии значения национальной одежды для казахского народа.

    Практическая значимость: полученные результаты можно использовать на уроках ручного труда, кружков, истории и при проведении выставок.


    1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1.1 История казахской национальной одежды

    На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани.

    Большое влияние на формирование казахского костюма оказали соседние народы, с которыми казахи находились в тесной взаимосвязи. В нем можно найти особые черты, присущие, к примеру, национальной одежде русских, татар, каракалпаков, алтайцев, киргиз, узбеков и туркмен.

    В отличие от традиционной одежды некоторых других народов, казахский костюм прост в композиции, целесообразен и отличается строгой нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации. В нем невозможно найти изобилия в украшениях и слепящей пестроты красок, которые присущи, скажем, туркменам. Даже парадная одежда казашек не вызывает у чуждого казахской культуре человека ощущения переполненности. Безусловно, украшения играют некоторую роль в создании образа, но не главную. При этом также следует отметить, что всевозможные украшения появились в казахском костюме не потому, что кочевники стремились к красоте (в их жизненных условиях заниматься украшательством времени было не так много - постоянно кочевать с места на место вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ было делом нелегким), а для того, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения [1].

    С эпохи древней Тюрки до сегодняшних дней предметы одежды казахов вместе с их названиями претерпели огромные изменения. Как человек, прошедший многие стадии развития, так и его одежда видоизменялась, совершенствовалась, улучшалась, ибо со дня рождения человек начинает носить одежду. Таким образом, и в человеческой одежде присутствует история, и на ней время оставляет свои следы. Кочевые саки занимались скотоводством. Вместе со скотом они зимовали на зимовках, а летом откочевывали на жайляу. Большинство скота составляли лошади. Но говорить, что одежду они шили только из конских шкур, было бы неверно.

    Художественные национальные традиции, воплощенные в одежде находят свое место и в современной жизни. Народная одежда постоянно является объектом внимания художников-модельеров, конструкторов. Современная одежда, созданная по национальным мотивам, всегда оригинальна и неповторима [2].


    1.2 Материал для изготовления одежды

    Древнейшими традиционными материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа, шерсть домашних животных, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз и жеребят. Для бедных слоев населения была характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Ее использовали в качестве утепляющей подкладки для верхнего платья (халатов, бешпентов) и головных уборов. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления шла преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.

    Казахи издавна умели изготовлять и грубое сукно из верблюжьей или бараньей шерсти. Лучшая ткань получалась из шерсти молодых верблюдов. Сукно из овечьей шерсти употребляли для одежды неимущие люди. Использовалось оно и там, где мало разводилось верблюдов.
    Из меха и шкуры животных шили шубы, нагольные тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Снятую с животного шкуру просушивали, затем смазывали кислым молоком «айраном», смешанным с отрубями или мукой, а иногда просто заваренными отрубями. Зимой айран заменяли разведенным в воде казахским сыром «куртом». Затем шкуру свертывали мездрой внутрь, а через три-четыре дня промывали ее и укладывали в сильно соленую воду. После очередной просушки мездру соскабливали специальным ножом, кожу разминали вручную, и она приобретала белый цвет. Для придания коже большей белизны ее поливали разведенным в воде мелом. Выделанная кожа использовалась в одежде в сочетании с тканями.

    Для изготовления нагольных тулупов и шаровар кожу подвергали дублению и окраске с помощью различных красителей. Например, желтую окраску получали путем использования измельченного корня таранового растения, сваренного в кипятке, или корня ревеня, листьев и наплывов дикой яблони; красный - из корня растения уйран бояу, оранжевый - из сушеных корок граната [2].

    Широкое распространение в казахской одежде получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Шелковые материи покупали в основном феодалы, так как только знатные богатые люди имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространенными были шелка красного и желтого цветов [2].



      1. Функции казахской традиционной одежды

    В казахской национальной одежде сохранились древние традиции, связанные с этноисторическими, экономическими и социальными особенностями. Она подразделяется на: бас киiм – головные уборы, иыктык киiм – одежда, одеваемая на плечи, белдiк киiм – одежда, носимая на бедрах, на поясе, аяк киiм – обувь.

    Одежда подразделяется в соответствии с особенностями использования на повседневную и нарядную, а также по сезонам: зимняя, демисезонная и летняя. В соответствии с возрастными и половыми особенностями одежда подразделяется на: одежду для младенцев (распашонка, чепчик), детскую одежду (шапка, рубашка, штаны, сапоги, чапан), юношескую одежду (тюбетейка, рубашка, сапоги, штаны), девичью одежду (платье с воланами, жакетка, тюбетейка), одежду невесты (саукеле, фата), одежду жениха, молодого парня, женщины среднего возраста, женщины пожилого возраста (кимешек, жаулык – национальные женские головные уборы, камзол, ичиги, безрукавка), одежду для пожилых людей (чапан, бешмет, дамбалы, ичиги, ватные штаны, белая рубаха) [3].



    Женская традиционная одежда

    Комплекс одежды казахских женщин состоял из следующих компонентов: штаны, верхняя распашная плечевая одежда типа камзолов и халатов. Женщины носили не распашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани. В 18 - начале 19 века в одежде преобладали красный и синий цвета. С распространением торговли стали шить платья из российских ситцев и других хлопчатобумажных тканей.

    Ворот у женских рубах был глухой, его обшивали отложным, а с середины 19 века стоячим воротником. Спереди - прямой, довольно длинный разрез с застежкой у горла. Чтобы не было видно обнаженного тела, девушки носили поверх платья нагрудник. Наиболее обычная форма – Рис. 1 – «Женский халат «шапан»

    треугольник ткани с пришитыми сверху тесемками или узеньким стоячим воротником с застежкой сзади, иногда со срезанными и закругленными нижними углами.

    К концу 19 века появился новый покрой платья. Оно состояло из лифа в ширину одного полотнища, сохранившего прежнюю туникообразную форму, к нему пришивали очень широкую юбку в сборку или складку по шву. Покрой этот распространился с севера. В это же время появились девичьи платья, на отрезные юбки которых нашивали две-три оборки, а подол завершался широким воланом. Оборочками иногда украшали и концы узких рукавов.

    Праздничные платья молодых женщин и девушек украшали вышивками и аппликацией из яркой ткани по краям подола, рукавов, ворота.

    Поверх платья женщины носили камзолы без рукавов и с открытым воротом. Чтобы украсить камзол молодые женщины обшивали открытый ворот широкой полоской ткани контрастного цвета, отделывали вышивкой, позументом, серебром по краям полочек и подолу, а также пришивали металлические посеребренные пряжки-застежки или серебряные пуговицы.

    Женские халаты «шапан» - самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели. Главное отличие женского халата от мужского состояло в том, что для женского шапана подбирали более яркие расцветки тканей. Украшали праздничные халаты очень скромно - каймой из ткани другого цвета, которая одновременно служила и для долговременной сохранности шапана. Это объясняется и тем, что со второй половины 19 века шили нарядные камзолы.

    Особенно красивым был свадебный наряд невесты - обязательная до начала 20 века часть приданого девушки. Его шили из дорогой ткани (сукна, бархата, атласа), чаще красного цвета с очень длинными ложными рукавами, зашитыми внизу, украшали вышивкой и различными украшениями [4].



    Мужской казахский костюм

    Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки.



    Верхние штаны шалбар в 18 веке шили из верблюжьей домотканной материи и кожи. Их расшивали шелковыми узорами растительного орнамента, концы нередко обшивали красивой тесьмой, галуном, оторачивали мехом. Кожаные нарядные шалбар носили навыпуск.

    Поверх рубахи мужчины надевали легкую распашную одежду - камзол средней длины. Камзолы шили из однотонных, темных тканей, реже пользовались полосатые или пестрые ткани. Они имели матерчатую подкладку, нередко утепленную тонким слоем шерсти.

    Верхняя выходная одежда казахов различалась главным образом по материалу: халаты шили из ткани, плащи - из домотканного сукна и войлока, зимнюю одежду - из меха.

    Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат. Шапан шили из разнообразных тканей, Рис. 2«Мужской халат «Шапан» легких и плотных, различных расцветок, но преимущественно однотонных или более темных. Внутри его утепляли слоем шерсти или ваты. Парадный шапан шили из бархата, украшали аппликацией, кистями, а также вышивкой золотом. Такой халат был частью гардероба богатых казахов. Тон - нагольный тулуп был обычным предметом одежды казахов в зимнее время. Шили его из дубленых овчин шерстью внутрь, зажиточные казахи - из шкур четырех - пятимесячных ягнят. На тон уходило 5-6 шкур взрослой овцы.

    Очень были распространены в казахском костюме кожаные ремни. Одним из таких ремней был кисе. К длинному кисе прикреплялись особые подвески-сумочки для запаса пороха и пуль, ножны и табакерка. Нередко сам пояс и подвески украшались медными посеребренными, реже серебряными бляхами [5].

    Мода тех времён делала различия в одежде, а мода на головные уборы диктовалась необходимостью, суровыми природными условиями.


      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Исследовательская работа «Роль и значение национальной одежды для казахского народа»