• Цель проекта
  • Участники проекта
  • Основной этап.
  • Заключительный этап.
  • История жизни обыкновенного человека. Степан Петрович Лексаков (1914 – 1973)



  • страница1/8
    Дата29.01.2019
    Размер1.7 Mb.

    Исследовательский проект "Учителя и выпускники 1941 – 1944 годов – участники Великой Отечественной войны"


      1   2   3   4   5   6   7   8

    Исследовательский проект

    "Учителя и выпускники 1941 – 1944 годов – участники Великой Отечественной войны".

    "Степан Петрович Лексаков: история жизни обыкновенного человека".

    Участники: учащиеся 5-8 классов

    Руководитель: учитель истории Яцкова Наталия Сергеевна

    Цель проекта:

    формирование гражданственно-патриотических качеств личности, социальной культуры.



    Задачи:

    - изучение малой родины;

    - собрать информацию о земляках, чья жизнь может быть образцом;

    - развивать познавательную активность, творческие способности учащихся;

    - создать условия для самостоятельной исследовательской работы учащихся;

    - формировать у учащихся навыки коллективной работы.



    Участники проекта:учителя гимназии, учащиеся 5-8 классов, члены ШДОО «Бригантина».
    Этапы реализации проекта.

    1. Организационный этап.

    Создание условий в ОУ по проведению проекта. Выбор объекта поисковой работы, определение географии поиска, методов исследования, объема необходимой информации, формы реализации проекта.


    1. Основной этап.

    - изучение архивных документов в музее Песковской средней школы, личном семейном архиве;

    - встреча с родственниками Лексакова С.П., участника войны и директора школы, в п.Пески, беседа с дочерью – Воронковой Н.С., посещение школы, здания Дома учителей;

    - запись отчета о встрече на бумажном и электронном носителе, видеосъемка;

    - выявление ценных источников информации (документы, фото, награды, реликвии довоенных и военных лет), их копирование с точностью датировки и описание истории экспоната;

    - проведение уроков мужества;

    - организация встречи с ветеранам;

    - написание учащимися творческих работ (эссе, презентации, авторские стихотворения).


    1. Заключительный этап.

    - оформительская работа;

    - предоставление материалов на бумажном и электронном носителях;

    - подведение итогов.

    В этом году мы всей страной отмечали 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник – один из самых любимых и почитаемых. Поистине священный и всенародный, он стал одинаково дорог всем поколениям. Нет такой семьи, которая не пострадала бы от той страшной войны. Уважения, преклонения, вечной памяти достойны мужество и героизм воинов, сложивших свои головы на полях сражений за Отчизну. Честь и слава труженикам тыла, которые ковали Победу, трудились сутками не покладая рук. Мы свято чтим память тех, кто своей жизнью заплатил за освобождение нашей страны от фашистов. Мы все в долгу перед ними. Потому что нет такой цены и таких благ, которыми можно было бы измерить героизм, мужество и самопожертвование во имя Великой Победы.

    Труд учителя в любую эпоху осознавался как благородное деяние. Однако случаются такие времена, когда труд учителя можно приравнять к подвигу. В сложное военное время жизнь и работа школ шла полным ходом. Невзирая на неслыханные трудности, партия провозгласила закон о всеобщем обязательном обучении незыблемым. «Мы должны учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени…никаких ссылок на военную обстановку», - писала газета «Правда» 24 марта 1942 года. Даже в этой страшной обстановке учителя внушали детям, что надо учиться, помогали им обрести веру в победу. Учителя не ограничивались школьной программой и предметом. Воспитание душевной стойкости –вот что было главным в это непростое время.

    Наш проект мы решили посвятить выдающему человеку, педагогу, руководителю,человеку непростой судьбы, прошедшему всю войну от Москвы до Берлина, нашему земляку, возглавлявшему Песковскую СОШ до конца своих дней– Лексакову Степану Петровичу.

    Судьба этого человека уникальна. Поистине талантливый педагог и руководитель, он не мог представить свою жизнь без школы, и даже будучи на передовой, он всей душой стремился вернуться к любимому делу.
    Нам выпала честь познакомиться и побеседовать с родной дочерью Степана Петровича – Надеждой Степановной Воронковой. Благодаря ей мы исследовали документы семейного архива, принадлежавшие Лексакову С.П. И самый ценный источник для нас – это личный фронтовой дневник Степана Петровича! Он сохранился у дочери в первозданном виде, является семейной реликвией. Дневник ведется с 1941 года и до самого окончания войны. Мы благодарны Надежде Степановне за тот бесценный материал, который изучили в ходе подготовки к проекту.

    Когда держишь в руках фронтовой дневник Степана Петровича, то ком подкатывает к горлу. 27- летний мужчина, которого, как и других, дома ждёт семья: жена и сын, пишет о войне страшно и честно.

    «Что день грядущий мне готовит?»- с этих слов начинаются записи. Потом долгое и подробное описание кромешного военного ада.И, наконец, целая фронтовая поэма «Фронт», написанная Степаном Петровичем 10 мая 1945 года на следующий день после Победы.

    История жизни обыкновенного человека.

    Степан Петрович Лексаков (1914 – 1973) – директор Песковской средней школы Коломенского района с 1950 по 1973 год – прошел всю Великую Отечественную войну от Москвы до Берлина.

    Родился он 14 января 1914 года в деревне Урусово Лотошинского р-на Московской области(под Волоколамском). Отец его был гусаром. Едва ему исполнилось 4 года, как Степан остался без мамы. Поэтому с самого детства онбыл самостоятельным, активным, тяга к знаниям была потрясающая.

    Окончив деревенскую школу, поступает в сельскохозяйственный техникум.

    По завершению обучения Степан Петрович решает перебраться в Москву, где и поступает в Педагогический институт имени В.И. Ленина на заочное отделение. Уже тогда он понимает необходимость получения качественного образования, которое, по его мнению, можно получить лишь в столице.



    В то время деревенские школы остро нуждались в учителях. Степан Петрович, еще не имея высшего педагогического образования, начинает работать в 7-летней школе в деревне Власово. Несмотря на то, что учился он на литератора, в своей школе преподавал все предметы.

    Первая школа, в которой работал Лексаков С.П. д.Власово, 1934 г.


    С января 1936 по сентябрь 1937 года Степан Петрович проходит службу в рядах Советской армии. Спустя год он женится на Фалынской Екатерине Павловне, его первой любви, девушке, живущей по соседству. Супруга Степана Петровича была медиком и в годы войны оказывала посильную помощь раненым. В 1940-м году у молодой семьи родится сын – Геннадий. Семейное фото с женой и ребенком Лексаков С.П. пронесет в нагрудном кармане через всю войну. Уже после войны в 1949 году на свет появится дочка – Надежда.

    Фото Лексакова С.П. с женой Семейное фото с женой и сыном

    Война застала Степана Петровича еще на первом курсе Педагогического института. 10 сентября 1941 Лотошинским РВК он был призван на фронт командиром взвода кавалерийского полка. Позднее в своем фронтовом дневнике он сделает запись:

    «22 июня 1941 г. Москва. Я - на сессии в Государственном пединституте...Совершенно неожиданно услышал по радио, что Германия начала войну... В го­роде возникло беспорядочное волнение, всюду очереди: за хлебом, за мануфакту­рой, в сберкассы... По улицам снуют маши­ны, переполненные военными. Враг быст­ро продвигается к Москве».

    Свой фронтовой дневник Степан Петрович начнет вести с 17 ноября 1941года и до самого конца войны. Он даст ему название – «Отечественная война». Весь дневник пронизан чувством ненависти к войне, описанием боевых действий и военных будней, но в то же время Степан Петрович много пишет о прекрасном: о природе, закатах и восходах, о погоде, размышляет о судьбах товарищей. Чувствуется тонкая натура творческого человека, учителя, который по воле судьбы оказался на войне.

    Пролистывая сейчас его дневник, вздрагиваешь и с ужасом представляешь события того времени…



      1   2   3   4   5   6   7   8

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Исследовательский проект "Учителя и выпускники 1941 – 1944 годов – участники Великой Отечественной войны"