• 1683–1689. Богородское при Голицыных
  • 1712–1775. Черная Грязь при Кантемирах
  • 1775. Рождение Царицына
  • 1775-1785. Архитектурный ансамбль В.И. Баженова



  • страница1/7
    Дата29.08.2018
    Размер2.33 Mb.

    История Царицына 1633–1673. Черная Грязь при Стрешневых


      1   2   3   4   5   6   7

    История Царицына
    1633–1673. Черная Грязь при Стрешневых

    Не позднее 1658 года на пустоши Черная Грязь появилось давшее название вотчине сельцо Черная Грязь с усадьбой Стрешневых, а также 4 деревни: Киселево («что была пустошь Киселева»), Шубино (позднее называемая Петровка «Хохловка тож») «на речке на Черногрязье», Орехово («что была пустошь Арехова») и Шандорово «а Борзецово тож» на речках Чертановке и Городенке. Боярский двор усадьбы Стрешневых был типичным для XVII столетия.



    1683–1689. Богородское при Голицыных




    В. В. Голицын

    В 1682 году по именному указу царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича Черногрязские земли были пожалованы в вотчину И. Ф. Стрешневу – двоюродному брату С. Л. Стрешнева. Иван Фёдорович Стрешнев владел вотчиной недолго: через год он передал её своему внуку – князю Алексею Васильевичу Голицыну, а фактически – отцу последнего, Василию Васильевичу Голицыну, фавориту царевны Софьи. При Голицыных имение преображается. По отписным книгам 1686 года известно, что село Богородское (так стало называться сельцо Чёрная Грязь после постройки в 1683 году церкви во имя иконы Богородицы Живоносный Источник; впоследствии название села не прижилось) поставлено на пустоши Стеблевской. В писцовых книгах 1676–1678 годов пустошь числится в общей границе с пустошами «что напред сего была селцо Черная Грязь», Казариново и Анберской. Исходя из этого можно приблизительно определить их местонахождение. При Голицыных в усадьбе строится церковь во имя Иконы Богоматери Живоносный Источник. Подобное посвящение – явление редкое. Существовало только два храма с таким именем, и строились они почти одновременно. Один – в царском селе Воробьёве – царевной Софьей, другой, в Чёрной Грязи, её фаворитом. В строительстве обоих церквей принимал участие известный в то время мастер Иван Золотарёв. После постройки церкви сельцо Чёрная Грязь стало селом Богородским.


    Масштаб голицынских свершений в Богородском был грандиозным. Сколько времени велись строительные работы – неизвестно, но когда в 1689 году имущество фаворита царевны было конфисковано, строительство было завершено. Вотчинный двор Голицыных располагался на месте, облюбованном ещё первым владельцем, Л.С. Стрешневым: примерно там же, где сейчас находится дворцовый комплекс Баженова-Казакова. Почти квадратный двор (56 х 54 сажени) был обнесён бревенчатым забором. Передние ворота с калиткой были нарядно украшены. На переднем дворе, против ворот, располагались большие хоромы, составленные из двух частей: высившейся ярусами чердаков хоромины-столовой и собственно хором; эти части связывала переходная изба. Большие хоромы были двухъярусными, по «верхним полицам» их опоясывали гульбища, обрамленные точеными балясинами. Несколько крытых рундуков-крылец весьма обогащали и без того живописный их облик. По сторонам от больших хором располагались другие жилые хоромы, причем те, что слева, тоже имели два яруса. Хоромы включали сени, приёмные и жилые помещения, столовую, светлицы, чердаки. В окнах по большей части сияли стекла – весьма дорогое удовольствие в XVII веке. В отделке интерьеров усадебного дома участвовала артель живописцев и мастеров под руководством К. И. Золотарёва. Помещения отличались изысканным, нарядным убранством. Стены столовой украшали написанные на полотне живописные сюжеты («притчи немецкия розных образцов»). В комнатах царило разноцветье: зелёные и красные суконные обития дверей и лавок, раскрашенные под мрамор дверные и оконные рамы, «сшитые в алый и жёлтый шахмат» суконные полавочники, муравленые и полихромные печные изразцы. Стены светлиц были обиты гравюрами («фряжскими листами»), а потолки – золочёными кожами. Почти во все оконные решётки («клетчатые, клинчатые, кубовастые, кубовастые с кругами, кубовастые с репьями») были вставлены стёкла. Передняя и одна из комнат хором были украшены живописными стенными росписями: травчатым узором и евангельскими и библейскими образами и сюжетами.

    Помимо хозяйских хором, на княжеском дворе стояли изба приказчика и людская с сушилом поверх них, «поварня... о трёх шатрах» под тёсом, «скатертная» изба и «приспепшая», крытые драницей, дубовый погреб с амбаром над ним, сруб, чулан, здесь же были запасы бутового камня. На скотном дворе, помимо скотины и птицы, содержались и такие экзотические для того времени животные, как индюки, павлины и даже «журавль заморской».

    Одну из лучших страниц своей истории пережили при Голицыных Черногрязские сады. Известно, что здесь росли 240 яблонь различных сортов, два вида грушевых деревьев, сливовые. А ещё – красная и белая вишня, крыжовник, малина, красная и черная смородина.


    Время не пощадило ни исключительных голицынских построек, ни богатейшего сада, ни даже нового имени села – «Богородское». Однако память о Голицыных не исчезла. Во-первых, на избранном ими месте по-прежнему стоит (правда, построенная заново) церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник. А, во-вторых, знаменитые Царицынские пруды – это тоже память о князе Голицыне. При Голицыных были сооружены две мощные плотины. Одна образовала Верхний Царицынский пруд, наполнив водой пойму рек Городёнки и Язвенки, а также впадавшей в Язвенку слева речки Черепишки; быть может, тогда же из земли, освободившейся при подготовке ложа для пруда, был сооружён остров (ранее он имел квадратную форму). Другая плотина подняла воды Шипиловского пруда. При плотинах встали дворы с новыми мельницами. На богородском дворе хранился «флот»: два «карбуса» и две лодки. Здесь же по соседству располагались солодовня, людская мыльня и поварня.

    В прудах были разведены осетры, сомы, щуки, лещи, стерляди, голавли, язи, судаки, шересперы, окуни, плотица, налимы, караси, лини. Воды Верхнего пруда сливались в Шипиловский, Шипиловского – в Цареборисовский. В результате возникла система полноводных прудов, обусловивших особое очарование этой части Московского уезда. Итак, всего за несколько лет, благодаря таланту и огромной организаторской воле князя В. В. Голицына, обветшавшая скромная Чёрная Грязь превратилась в живописную, широко и добротно обстроенную усадьбу, в цветущий и щедро плодоносящий райский уголок. Однако с опалой царевны опальным сделался и всевластный фаворит.


    Остатки созданного здесь Голицыными комплекса жилых и хозяйственных строений, очевидно, сохранялись ещё в 20-е годы XVIII века. Согласно старым планам и данным археологических раскопок, всё последующее дворцовое строительство в Черной Грязи (Царицыно), вплоть до ныне существующего ансамбля Баженова-Казакова, велось именно на их месте. С начала XVIII века усадьба Чёрная Грязь (Богородское) и деревня Киселёво упоминаются под общим названием «Село Чёрная Грязь».


    1712–1775. Черная Грязь при Кантемирах


    Дмитрий Кантемир

    В 1712 году по именному указу Петра I подмосковное село Чёрная Грязь была пожалована в вотчину бывшему молдавскому господарю, светлейшему князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру. В качестве компенсации за утраченный молдавский престол Пётр пожаловал ему земли в России, в том числе село Чёрная Грязь с деревнями и угодьями.

    При Кантемирах Чёрная грязь располагалась на месте бывшей усадьбы князей Голицыных. Краткое описание деревянного усадебного дома Дмитрия Константиновича, построенного «на китайский манер», оставил в своём дневнике Ф. Х. Берхгольц, посетивший село Чёрная Грязь в 1722 году. Существует предположение, что это были подновленные хоромы Голицыных.

    При Д. К. Кантемире в 1722 году вместо голицынской деревянной церкви Пресвятой Богородицы Живоносный Источник «на старом церковном месте» была построена каменная церковь с таким же названием. После смерти Д.К. Кантемира (1723) владения перешли к одному из его сыновей – Константину. В середине 1740-х годов им был построен новый двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте. Он имел три ризалита, его фасады украшали фронтоны, пилястры, наличники и, возможно, заготовленными резчиками скульптуры и вазоны.
    После смерти в 1747 г. Константина все движимое и недвижимое имущество князя перешло его братьям Матвею и Сергею. В 1757 г. они «полюбовно» поделили свои владения. Чёрная Грязь перешла к старшему брату Матвею, за исключением небольшой её части, ставшей собственностью Сергея Кантемира.





    При Матвее Кантемире в имении появилась оранжерея, где выращивались лимоны, померанцы, персики, груши, фиги, виноград и др. Была заново отстроена церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник (1759–1765). Новая церковь стала каменной с приделом святого Димитрия. В её объёмных формах и архитектурных деталях запечатлелся стиль барокко. Сооружённая по типу «восьмерик на четверике», с новой каменной трапезной и двухъярусной колокольней, впоследствии она станет составной частью ансамбля Баженова. В 1880-е годы будет расширена трапезная и надстроен ярус колокольни.

    После раздела между М. Д. Кантемиром и С. Д. Кантемиром Черногрязской вотчины в 1757 году в их имении были устроены два княжеских двора, представлявшие собой смежные прямоугольные участки земли. В центре каждого из дворов стояли усадебные дома Кантемиров, интерьеры которых отличались богатым светским убранством в духе времени. По периметру дворов симметрично располагались различные служебные и хозяйственные постройки. К дворам владельцев сзади примыкали два смежных садовых участка за единой оградой. Перед хоромами размещались партеры регулярного увеселительного сада, далее были разбиты плодовые сады. Через парк веером расходились три луча аллей.

    Рядом на полукруглом склоне с уступами, засаженными деревьями, стояла беседка, позднее названная Кантемировкой. Впоследствии на этом месте появился Малый дворец Екатерины II.

    После смерти М. Д. Кантемира (1771) единоличным владельцем становится Сергей Дмитриевич Кантемир.



    1775. Рождение Царицына

    Новая жизнь усадьбы началась в 1775 году. Этот год императрица Екатерина II посвятила Москве. С наступлением тепла она переселилась в старинное царское село Коломенское и отсюда совершала прогулки по окрестностям. 4 мая во время первой же поездки на Цареборисовский пруд императрица обнаружила поразившую ее красотой расположения усадьбу Черная Грязь. Холмистая, изрезанная оврагами и ручьями местность, великолепные рощи, зеркальная гладь покойно раскинувшихся прудов изумили и восхитили ее.



    1775-1785. Архитектурный ансамбль В.И. Баженова





    Электронная реконструкция царицынского ансамбля В. Баженова. Панорамный вид
    Реконструкция компьютерной студии «Март» (Санкт-Петербург) по заказу ГМЗ «Царицыно»

    Проектирование новой подмосковной императорской резиденции было начато летом 1775 года. Руководствуясь задачами, изложенными императрицей, Баженов представил на ее суд два варианта проекта, один из которых и был утвержден.

    Прекрасное представление о задуманном архитектором образе ансамбля дает Панорама села Царицына («Генеральный фасад», 1776 г.) – шедевр графического мастерства Василия Баженова.

    На месте усадьбы Кантемиров, на мысу, должны были разместиться самые разные постройки: дворцы, «корпуса», «домики», «кухни», мосты, ворота, величественная башня для часов, в заовражной части – монументальное здание конюшен. Дворцов, по первоначальному замыслу, было четыре: три – для императрицы, один – для великого князя Павла Петровича с супругой. Большой дворец Екатерины II располагался симметрично дворцу великого князя и был аналогичен ему по планировке. Рядом с ним вдоль пруда находились «средний» и миниатюрный «малый» дворцы императрицы. В «корпусах» и «домах» предполагалось размещать свиту и служителей. Уникальное по масштабам сооружение представлял собой Кухонный корпус. В этом массивном здании, имеющем внутренний двор, должны были, по словам Баженова, разместиться «придворные службы, как-то: погреба, ледники, три кухни, кондитерские, словом, все надобности», а также комнаты для служителей. Возвести ансамбль предполагалось за десять лет. Строительные работы в Царицыне начались в первых числах мая 1776 года с закладки фундаментов моста (Фигурный) и трех «домиков» между ним и церковью. Церковь была единственной постройкой, сохраненной Баженовым.

    Важнейшими из сооружений первого плана, из изображенных на панораме, были дворцы императрицы – Малый и Средний. Малый дворец возводился на месте старой беседки усадьбы Кантемиров.

    По сути, и сам Малый дворец представлял собой беседку, из главного овального зала которой открывался прекрасный вид на пруды и дальние окрестности. Соседний Средний дворец был больше по размерам. Его высокая двусветная галерея с аванзалами могла предназначаться для приемов, концертов, спектаклей, для отдыха после прогулок в саду.

    В 1777 году были окончены Малый дворец (кроме кровли), «домики» возле Фигурного моста. Средний дворец был построен в то же лето вчерне, кроме сводов второго этажа, карниза и парапета. Начато строительство небольшого Камер-юнфарского корпуса, справа от Фигурного моста. Он предназначался для размещения входивших в свиту императрицы камер-юнгфрау. До половины башен были возведены ворота, завершавшие березовую аллею. Баженов называл их воротами «прекрасной фигуры», и позже они стали именоваться Фигурными. Зиму 1777–1778 гг. Баженов провел в Царицыне, лично занимаясь организацией поставки материалов. Строительный сезон 1778 года, как и предыдущий, оказался очень удачным. Были окончены и покрыты черепицей Малый и Средний дворцы, Камер-юнфарский корпус, завершены Фигурные ворота.
    Затруднения возникли лишь с начавшимся строительством моста «что за церковь через ров» (Большой мост): здесь обнаружились многочисленные подземные ключи. Пришлось набивать под него множество свай, и эта работа завершилась в следующем году. Строительство самого же моста было отложено и возобновлено в 1784 году.

    В 1779 году зодчий приступил к возведению главных дворцов ансамбля – «большого дворца» императрицы и дворца великого князя. В поданном в начале следующего года представлении Баженов предложил построить между дворцами еще один, соединенный с ними галереями, поскольку проект ансамбля был составлен до рождения великих князей Александра и Константина Павловичей. Предложение было одобрено императрицей. Летом 1780 года строились два главных дворца, но в целом сезон оказался неудачным, в июле «напала лихорадка на большую половину каменщиков, кои разъехались по своим домам». Да и сам Баженов вынужден был 17 августа уехать из Царицына в Москву «для излечения» и предполагал приступить осенью к проекту среднего корпуса для императорской семьи. По окончании главных дворцов в 1782 году Баженов приступает к строительству Кавалерского корпуса и Управительского дома. Новым стало намерение зодчего устроить «вороты и ограду» между будущими Кухнями и дворцом великого князя.

    За этими воротами должен был располагаться Управительский дом. Величественный Кавалерский корпус предназначался для самых приближенных к императрице лиц: дежурных генерал-адъютантов, фрейлин и т. д. Он находился в самом центре ансамбля. К осени 1782 года главные дворцы и Управительский дом были покрыты временными кровлями, подготовлен фундамент для «ворот с оградой».

    В 1784 году начался самый значительный по объему работ и самый мучительный для Баженова строительный сезон в Царицыне. Возводились здание Кухонь, два домика у оврага (современные Первый и Второй Кавалерские корпуса), Большой мост через овраг, галерея и ворота от Кухонного корпуса к дворцам. Начались отделочные работы в давно построенных зданиях: в них штукатурились стены, делались печи, настилались полы, вставлялись двери и оконные переплеты. Был заложен и строился дворец в Булатникове. На этих работах было занято около тысячи каменщиков, штукатуров, столяров и других работных людей. Все работы шли «порядочно и успешно», а вот отпуск денег задерживался, и все многочисленные донесения Баженова оставались безответными. Осенью было выделено всего 75 000 рублей – меньше половины обещанной суммы. Весной 1785 года архитектор приступил к возведению верхнего этажа Кухонного корпуса, достраивал Большой мост, домики у оврага, Галерею-ограду с воротами. На этом этапе и завершились «баженовский» период в истории Царицына и «царицынский» период в жизни Баженова.









    Архитектор В.И. Баженов в кругу семьи. Портрет работы И.Т. Некрасова. 1770-е гг.

    Портрет В. И. Баженова. 1770-е. Х., м. Фрагмент

     План первого и второго этажей Кухонного корпуса. Начало 1780-х. Б., тушь, чернила. РГИА







    Фасад Третьего Кавалерского корпуса. 1776–1778. Б., кар., тушь, акв. НИМ РАХ

    План Третьего Кавалерского корпуса. 1776–1778. Б., кар., тушь, акв. НИМ РАХ

    Фасад и план Большого моста через овраг. Первая половина XIX в. Б., тушь, акв. ГНИМА







    План первого этажа Среднего дворца («Оперного дома»). 1776. Б., кар., штриховка. ГЭ

    План Фигурных ворот. 1776–1778. Б., тушь. НИМ РАХ

    Фасад Фигурных ворот. 1776–1778. Б., тушь, отмывка. НИМ РАХ.







    План Малого («Полуциркульного») дворца Екатерины II. 1776. Б., кар., штриховка. ГЭ.

    Фасад Малого («Полуциркульного») дворца Екатерины II. 1776–1778. Б., тушь, акв. НИМ РАХ

    Фасад и план Крестообразного павильона. 1776-1778. Б., тушь, акв. НИМ РАХ Павильон не сохранился. Был разобран за ветхостью в начале XIX века







    План Камер-юнфарского корпуса. 1770-е. Б., кар., штриховка. ГЭ

    Фасад Камер-юнфарского корпуса. 1770-е. Б., тушь, акв. НИМ РАХ. Корпус, построенный в 1776–1778, был разобран в 1795 году

    Фасад и план Шестиугольного павильона. 1776-1778. Б., тушь, акв. НИМ РАХ Павильон не сохранился. Был разобран за ветхостью в начале XIX века

      1   2   3   4   5   6   7

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    История Царицына 1633–1673. Черная Грязь при Стрешневых