• Чрезвычайная государственная комиссия
  • Рассмотрим устные источники.



  • Дата11.02.2019
    Размер57.5 Kb.

    История евреев Волынской области в 1939-1944 гг



    История евреев Волынской области в 1939-1944 гг.

    По материалам Чрезвычайной государственной комиссии и на основании устных свидетельств

    Бак Анна

    Студентка ЦБИ РГГУ.

    annasophiab@yandex.ru
    Волынь является весьма интересным регионом, где на протяжении столетий сочеталось польское и российское влияние, вплоть до образования здесь в 1939 г. Волынской области под властью Советов.

    Волынь представляет собой довольно традиционалистский регион, в формировании культурного своеобразия которого большую роль играли различные религиозные течения (как христианские, так и иудейские).

    Евреи здесь появились примерно в XII веке, составляли немалую долю населения региона (на 1931, 1939 г. ок. 10%, в некоторых городах до 50%1), всегда играли важную роль в его экономическом развитии.

    Волынская область также печально известна тем, что она одна из первых пострадала от нацистской оккупации.

    Вопросы, касающиеся волынского еврейства, не являются в достаточной степени разработанными и теоретически осмысленными. События, происходившие здесь в XX веке, способствовали их интенсивному документированию. На сегодняшний момент имеются значительные пласты необработанных источников по данной тематике.
    Целью моего исследования является изучение истории евреев Волынской области на основе материалов Чрезвычайной государственной комиссии, а также на основании устных свидетельств, собранных мною в данном регионе.

    Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

    - Выявить сведения из фонда ЧГК;

    - Проанализировать собранные посредством целенаправленного интервьюирования источники.

    Объектом исследования является история евреев Волынской области в советское время. Предмет исследования – повседневная жизнь евреев и их взаимодействие с украинским населением в довоенное время и во время Катастрофы.
    Историография вопроса весьма обширна, поэтому я укажу лишь некоторые, непосредственно связанные с темой моего исследования работы. Историография Холокоста на Волыни представлена как специальными исследованиями, в частности: Spector S. The Holocaust of Volunian Jews 1941-1944. (Jerusalem, 1990), Хонигсман Я. Катастрофа еврейства Западной Украины: Евреи Восточной Галиции, Западной Волыни, Буковины и Закарпатья в 1933–1945 гг. (1998), так и более общими, например: Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР (2002).

    Собиранием устных материалов в Украине занимались многие экспедиционные группы. Здесь можно упомянуть: сборник «История евреев на Украине и в Белоруссии: Экспедиции. Памятники. Находки» (составители Лукин М.В., Хаймович Б.Н., Дымшиц В.А. Cпб, 1994).

    Также интересным является сборник, появившийся в результате экспедиций Европейского университета (Санкт-Петербург) в 2008 году «Штетл ХХI век. Полевые исследования» (сост. В. Дымшиц, А.Л. Львов, А.В. Соколова). Указанная книга посвящена изучению постсоветских сообществ через устные свидетельства бывших советских евреев.
    Использование двух разных видов источников позволяет сделать всеохватывающий обзор, раскрыть изучаемую проблематику с разных сторон. Устные свидетельства дополняют сведения, полученные из официальной документации.

    Чрезвычайная государственная комиссия была образована Указом Президиума Верховного совета СССР от 2 ноября 1942 г. Материалы комиссии использовались в качестве обвинительных документов на Нюрнбергском процессе и при определении размеров репараций с Германии и её бывших союзников. В задачу комиссии входило расследование действий захватчиков на оккупированных советских территориях, установление личностей преступников, определение материального ущерба, причиненного советским гражданам, колхозам, общественным организациям и государству. Комиссия была упразднена во второй половине 1945 года.

    Документы хранятся в фонде Р-7021 в Государственном архиве РФ. Имеющиеся материалы дают ценную информацию по истории Холокоста на Волыни, а также позволяют делать выводы о занятиях евреев и их социальном и экономическом положении в довоенное время.



    Существенным недостатком материалов ЧГК в качестве источников по истории Холокоста является умалчивание целенаправленного уничтожения еврейского населения нацистами и местными коллаборационистами.

    Среди материалов Чрезвычайной госкомиссии редко встречается слово «еврей». Все население было «советскими гражданами», и не представлялось необходимым выделение кого-нибудь по национальному признаку. Таким образом, игнорировался тот факт, что евреи стали жертвами нацистов только из-за своего происхождения.

    О присутствии евреев говорят либо имена и фамилии, либо указания на то, что была разрушена синагога, как, например, в «Актах учреждений религиозных культов».

    Самыми информативными в этой группе документов являются «Заявления граждан о злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками на временно оккупированных территориях Волынской области» – здесь обычно есть прямые указания на национальную принадлежность пострадавшего.


    Рассмотрим устные источники. В основе исследования - устные свидетельства жителей, собранные методом глубокого интервьюирования в Маневическом районе Волынской области зимой 2012-2013 года, 6 записей общей продолжительностью 60 минут. Все респонденты 1920-30-х гг. рождения. В основном указанные ими факты совпадают друг с другом. Интервью давали раздельно, что дает право рассчитывать на достоверность полученных сведений. Вопросы касались повседневной жизни евреев, а также их взаимоотношения с окружающим населением в мирное и военное время.

    Все респонденты в военное время были в подростковом возрасте. Все они – нееврейского происхождения, некоторые из них являются выходцами из протестантских семей, лишены каких бы то ни было антисемитских предубеждений, к евреям относятся благожелательно.

    В кругах опрошенных мною людей сохранилось убеждение, что те, кто пособничал нацистам, или просто грабил евреев, получили возмездие свыше – стали калеками, лишились рассудка, или же потеряли близких.
    Данные, полученные из устных свидетельств, значительно дополнили сведения о евреях, содержащиеся в документах ЧГК. Здесь упоминаются более мелкие поселения, о которых не сказано в материалах ЧГК. Из рассказов мы получаем более полную картину того, какими были отношения местного населения с евреями, каковы были их основные занятия, как проходила религиозная жизнь.

    Особое место среди устных свидетельств занимают рассказы об уничтожении евреев.


    В заключение:

    - Проанализированные письменные и устные источники дают возможность определить социальное, экономическое положение евреев в довоенное время, дают представление об особенностях их культуры;

    - Евреи Волыни представляли собой традиционных жителей «черты оседлости». Будучи более консервативными и закрытыми от политических веяний, а также несколько отстраненными от общей культуры социалистического государства, они сохранили свою самобытность;

    - Изученные материалы дают представление о процессе уничтожения евреев, об отношении к этому местного населения;



    - Проведенные исследования позволяют увидеть то, как отражается в сознании современного населения Волынской области присутствие евреев в довоенное время, трагедия Холокоста, и их отсутствие сегодня.


    1 Хонигсман Я. Катастрофа еврейства Западной Украины: Евреи Восточной Галиции, Западной Волыни, Буковины и Закарпатья в 1933-1945 гг. - Львов : [Б.и.], 1998. С. 11.








    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    История евреев Волынской области в 1939-1944 гг