• «История народного образования Воронежской области»
  • Развитие образования в с. Гаврильск в 20-30 гг.
  • (Слайд 5).
  • Развитие образования в Гаврильске в 40-60 гг.
  • (слайд 8)
  • (слайд 11)
  • (слайд 17-18) Развитие образования в с.Гаврильск в 60-90 гг.
  • (Слайд 20)

  • Скачать 164.51 Kb.


    Дата26.03.2019
    Размер164.51 Kb.
    ТипИсследовательская работа

    Скачать 164.51 Kb.

    История народного образования в селе Гаврильск



    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Гаврильская средняя общеобразовательная школа

    Павловского муниципального района Воронежской области

    Областная краеведческая конференция обучающихся



    «История народного образования Воронежской области»

    Номинация



    «История народного образования в твоем городе, районе, селе

    (досоветский, советский, российский периоды)».

    Исследовательская работа



    «История народного образования в селе Гаврильск».

    Выполнили: Учащаяся 11 класса

    МКОУ Гаврильской СОШ

    Сараева Вероника Сергеевна,

    учащиеся 10 класса

    МКОУ Гаврильской СОШ

    Денисенко Виктория Сергеевна

    Подоба Кристина Сергеевна

    Руководитель Ночёвкин Юрий Николаевич,

    учитель истории МКОУ Гаврильской СОШ

    с. Гаврильск Павловского района

    2013 год


    № п/п

    Оглавление

    Стр.



    Введение

    3



    Развитие образования в с. Гаврильск в 20-30 гг.

    4

      1. Основные периоды истории советской школы

    4

      1. Первые документы Советской власти в области образования

    4

      1. Школы Гаврильска и близлежащих сёл после революции и гражданской войны

    5

      1. Введение в стране обязательного начального образования

    6



    Развитие образования в Гаврильске в 40-60 гг.

    7

      1. Реорганизация Гаврильской начальной школы в семилетнюю




      1. Особенности работы школы во время войны

    8

      1. Учителя школы – участники Великой Отечественной войны

    9

      1. Укрепление материальной базы образования после войны

    10

      1. Строительство нового здания школы в селе Гаврильск

    10



    Развитие образования в с.Гаврильск в 70-90 гг.

    11

      1. Реорганизация восьмилетней школы в среднюю

    12

      1. Расширение микрорайона школы

    12

      1. Школа сегодняшнего дня

    14

    Использованная литература

    15

    Введение


    Более ста лет назад замечательный сибирский учёный и общественный деятель Григорий Николаевич Потанин сказал: «Если бы в каждой области образовался свой деятельный контингент местных патриотов, одушевлённых желанием, чтобы его область была цветущей... лицо русской земли сделалось бы неузнаваемо».

    Изучение вопросов развития образования, актуальность проблемы формирования системы образования на территории села продиктовано желанием выяснить особенности процесса развития образования на территории Гаврильского сельского поселения, сохранить в памяти людей имена учителей, работавших в этой школе, сохранить преемственность поколений. Возрождение нужно начинать с привития интереса к изучению истории своей малой Родины, а история развития образования является очень значимой частью жизни любого общества, так как в ней, как в зеркале, находят отражение воззрения людей на то, как мы должны передавать знания от поколения к поколению.

    История развития образования нашего села тесно связана с историей развития образования в Воронежской области и во всей стране, и, как оказалось, имеет некоторые особенности.


    1. Развитие образования в с. Гаврильск в 20-30 гг.

    В истории советской школы и педагогики большинство исследователей выделяют три крупных периода: 1917 г. – начало 1930-х гг., 1930-1940-е гг., 1945–1991 гг. На этих этапах при определенной преемственности школьной политики и педагогической мысли проявлялись существенные особенности и специфические черты в развитии отечественного образования.

    Практически сразу после революции 1917 г. пришедшие к власти большевики начали коренное изменение существующей системы образования. В феврале 1918 г. был принят декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», который устанавливал, что «школа отделена от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается».1

    В июле 1918 г. был принят документ «Об организации дела народного образования в РСФСР», в котором определялись основные принципы организации народного образования. В соответствии с ним все образовательные учреждения становились государственными и передавались в ведение Наркомата народного просвещения, отменялись национальные, сословные, религиозные ограничения в образовании, уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, было отменено преподавание древних языков.Формируется новая система образования в нашей стране.(Слайд 1)

    В октябре 1918 г. был принят декрет «О введении новой орфографии», который предусматривал введение упрощенного правописания, что существенно облегчало обучение грамоте.

    В это время происходят изменения в образовании и в нашем селе. Существовавшая с 1890 года при церковном приходе церкви Петра и Февронии церковно-приходская школа2 прекращает своё существование.

    По воспоминаниям бывшего учителя начальных классов школы Лебедева А.Н., его дед, Лебедев Иван Власович, 1909 г. рождения, обучался в этой школе. Занятия проводились только после окончания полевых работ, т.е. с поздней осени и продолжались в течение зимы до начала весенних полевых работ. В остальное время дети помогали своим родителям в поле.

    Здание, в котором располагалась церковно-приходская школа, сохранилось до сегодняшнего дня и используется в образовательном процессе. Сегодня там обучаются учащиеся начальных классов и расположена школьная библиотека.(Слайд 2)

    После окончания гражданской войны разворачивается ликвидация неграмотности.В 1920 – 1925 гг. была объявлена кампания по массовому обязательному обучению грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. (Слайд 3)По декрету «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919) все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте. Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие для обеспечения всему населению возможностей сознательного участия в политической и хозяйственной жизни страны. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 человек должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет; целью работы ликпункта было научить читать ясный печатный и письменный шрифты, делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах, читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства Советского государства. Срок обучения вликпункте составлял 3–4 месяца. В этот период началось восстановление сети учебных заведений, в том числе была восстановлена начальная школа в селе Гаврильск. Произошло это примерно в 1923 – 1924 годах, по свидетельству бывшей учительницы школы Лиходедовой А.К., которая родилась в с.Гаврильск в 1923 г.3 Около этого времени организовываются школы в соседних сёлах Малая Казинка, Царёвка, Лобанёвка.

    14 августа 1930 было принято постановление ЦИК И СНК Союза ССР о всеобщем обязательном начальном обучении. В нём, в частности, говорилось: «Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения…»4

    Крупные изменения в школьном образовании, произошедшие в 1930-х гг., были связаны с принятием постановления «О начальной и средней школе» (1931)5. В нем констатировались слабая подготовка учащихся и переход школы на предметные учебные программы, создавалась устойчивая система образования с преемственными ступенями, регулярным предметным обучением, четким режимом занятий.К концу 1930-х гг. базой школьного обучения становится классно-урочная система, где закрепляются ведущая роль учителя, постоянный состав учащихся класса, твердое расписание предметных занятий. Значительные изменения вводятся в систему учета знаний учащихся: учитель по результатам своего наблюдения за работой учащихся в конце каждой четверти должен был составлять характеристику на каждого ученика по своему предмету. В конце учебного года были введены проверочные испытания для всех учеников. После долгого перерыва была признана целесообразной дифференцированная система оценки знаний учащихся и восстановлена пятибалльная система отметок. Произошло создание стабильных учебников по предметам.

    В этот период времени в Гаврильске функционирует начальная школа, (Слайд 4) расположенная в здании бывшей церковно-приходской школы, в с. Лобанёвка (сейчас эта территория входит в состав села Гаврильск) так же работает начальная школа6 в которой обучались дети из Лобанёвки, Каменки и Гаврильска, а в с.Царёвка в 20-30-е годы построена школа, получившая статус семилетней. (Слайд 5). Об этом свидетельствуют рассказы местных жителей и записи в личных делах учителей из архива Гаврильской средней школы. Екатерина Андреевна Крамаренко (слайд 6) рассказала, что с 1945 по 1954 гг. она работала учителем начальных классов в Лобанёвской начальной школе № 25, а в личном деле старейшего из известных нам учителей школы Лиходедовой Анастасии Никифоровны, (слайд 7) в автобиографии указано, что она закончила Царёвскую семилетнюю школу № 35 в 1935 году; информация об обучении в Царёвской семилетней школе № 35 имеется и в личных делах других учителей.

    Гаврильская школа была реорганизована в семилетнюю в 40-х годах, о чём свидетельствуют следующие факты:



    1. В архиве школы имеется фотография, датированная 5 июня 1937г., на которой есть надпись «Выпуск учащихся 4 класса Гаврильской начальной школы № 23»

    2. В автобиографии Лиходедовой А.Н. указано, что она в 1944 году перешла работать в Гаврильскую семилетнюю школу № 23.

    Так же эти факты были подтверждены в ходе опроса местных жителей. Так, житель с. Гаврильск Карпенко Ф.Я. сказал, что в 1938 г. он пошёл в Гаврильскую начальную школу, 3 класса которой окончил в 1941 г., и в связи с войной больше не учился, а работал в колхозе; а в конце войны школу сделали семилетней.



    1. Развитие образования в Гаврильске в 40-60 гг.

    С 40-х годов XX века начинается период в истории школы, о котором существует документальная информация в школьном архиве. Это, в первую очередь, личные дела учителей, работавших в этот период времени в школе: это уже названная нами учитель начальных классов Лиходедова Анастасия Никифоровна, учитель начальных классов Сорокина Анна Ивановна (слайд 8), учитель русского языка Карпенко Клавдия Федотовна(слайд 9), учитель физики Уханов Василий Иванович(слайд 10). В своих автобиографиях они указывают названия учебных заведений, в которых им пришлось работать в этот период времени.

    Во время воины в содержание учебно-воспитательной работы школы были внесены некоторые изменения. (Слайд 11)

    В различные учебные предметы вводились военно-оборонные темы: вкурсе физики теперь изучалась современная военная техника; в курсе химии – отравляющие вещества и средства защиты от них; в географии было значительно расширено изучение темы “План и карта”, где много внимания уделялось умению ориентироваться по карте и на местности; па уроках русского и иностранного языков изучалась военная терминология; с начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства. Было усилено патриотическое направление при изучении истории и литературы. На уроках истории много внимания уделялось героическому прошлому нашего народа и его борьбе против иностранных захватчиков.

    По воспоминаниям Лиходедовой Анастасии Никифоровны, работавшей с 1941 г. в Царёвской семилетней школе, в период, когда Гаврильск был фактически прифронтовым селом (1942-1943 гг.), занятия в школе были частично приостановлены в связи с передачей помещения школы под госпиталь. Занятия велись дома у учителей. Кроме того, часть жителей сёл Царёвка, Малая Казинка, Гаврильск, Каменка были эвакуированы.

    Большое принципиальное значение имело постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР, вынесенное в 1943 г. в связи с подготовкой школ к 1943/44 уч. г., об открытии однокомплектных школ в населенных пунктах, насчитывающих не менее 15 детей школьного возраста и находящихся на расстоянии 3—5 км от ближайшей школы. Этим постановлением школа была приближена к населению, к детям. В военное время это имело особо важное значение, так как подвоз детей в отдаленные школы был очень затруднен.7 В этот период в селе работают две начальных школы (Гаврильская начальная № 23 и Лобанёвская начальная № 25). По воспоминаниям жителя села Письменного В.Я., который тогда жил в с. Каменка, Лобанёвская школа была небольшая, построенная из двух домов, раннее принадлежавших крестьянам, раскулаченным в ходе коллективизации в селе. В ней было только одно помещение и работали два учителя. В эту школу ходили дети из сёл Каменка, Лобанёвка, а так же с территории сегодняшней ул. Солнечная и Советская.8 В конце 50-х гг. школа была закрыта, а здание разобрано и перевезено в с. Царёвка, где из него был построен клуб.

    Очень важное значение имело принятое в декабре 1943 г. постановление СНК СССР о введении всеобщего обязательного обучения детей с 7-летнего возраста, которое ликвидировало разрыв между дошкольными учреждениями и школой. В целях осуществления всеобщего обязательного обучения были приняты меры к обеспечению школ учителями. Были в школу возвращены учителя, работавшие не по специальности. Так, Карпенко Клавдия Федотовна, получившая педагогическое образование в Павловском педагогическом училище в 1941г. и работавшая в связи с войной продавцом Гаврильского сельпо, с 1943 г. направлена на работу по специальности в Гаврильскую семилетнюю школу № 23.

    Забота об учителях находила выражение в различных мерах, направленных на их материальное обеспечение. На учителей распространялся тот же порядок снабжения продуктами питания и промышленными товарами, что и на рабочих промышленных предприятии. В 1943 г. было принято правительственное постановление о повышении заработной платы учителям.

    После зимы 1943 года, когда немцы были отброшены, процесс развития образования продолжается. Страна на освобождённых территориях переходит к мирному строительству, и роль школы в этом процессе огромна.

    После окончания боевых действий в 1945 г. в образование возвращаются мужчины-учителя, участники боевых действий. Это учитель физкультуры Царёвской, а затем Гаврильской школы Сорокин Иван Тихонович, прошедший практически всю войну, воевавший на 3-м Белорусском, Волховском фронтах, побывавшем в фашистском плену, участвовавшем в партизанском движении; это учитель математики сначала Царёвской, а затем Гаврильской школы Корниенко Николай Захарович(слайд 11), прошедший с боями Украину, Румынию, Венгрию, встретивший окончание войны в Чехословакии; это Уханов Василий Иванович, воевавший на фронтах Великой Отечественной войны с 1942 по 1945 год, посвятивший всю свою жизнь учительскому делу – он работал заведующим и учителем М-Казинской начальной школы № 34, учителем математики и физики, а затем директором Гаврильской семилетней школы № 23; это Леонид Алексеевич Бахтинов, военный разведчик, работавший учителем начальных классов и русского языка в Царёвской семилетней школе с 1948 по 1953 гг., впоследствии ставший инспектором Павловского РОНО, а затем завучем, а потом директором Павловского педагогического училища.(слайд 12-16)

    В планах первой послевоенной пятилетки (1946—1950 гг.) ставилась задача довести количество школ в СССР до 193 тыс., а число учащихся в них до 31, 8 млн. человек, обеспечив при этом всеобщее и обязательное обучение детей с 7-летнего возраста как в городе, так и в деревне. В 1950/51 учебном году в СССР уже насчитывалось свыше 220 тыс. школ, в которых учились 33, 3 млн. учащихся. За годы четвертой пятилетки на средства государства и колхозов было построено около 20 тыс. новых школ.

    В рамках намеченных мероприятий было спланировано и строительство нового здания Гаврильской семилетней школы, которая к середине 50-х годов так и располагалась в бывшем здании церковно-приходской школы. К этому времени существовавшая ранее в селе деревянная церковь была фактически полностью разобрана, и на её месте, точнее, рядом с ней, в 1956 г. 9 было начато строительство нового здания Гаврильской школы. Об этом свидетельствует житель с. Гаврильск Жадан И.М., который живёт рядом со школой и сам видел весь процесс строительства. Строительство шло медленно, с использованием средств колхозов, и было завершено только в 1965 г., и с 1 сентября этого года школа приняла первых учащихся. Планировалось впоследствии достроить спортивный зал, но это так и осталось в области планов и, к сожалению, не было реализовано.(слайд 17-18)



    1. Развитие образования в с.Гаврильск в 60-90 гг.

    К этому времени количество учащихся в Царёвской школе снижается, так как в сёлах, которые обслуживались этой школой (Р-Буйловка, Гаврильск) строятся свои семилетние школы, реорганизованные в период с 1958 по 1962 г.г. в восьмилетние, т.к. согласно Закона от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», предусматривающего перестройку общеобразовательной средней школы, в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование.10 В с. Шкурлат, так же обслуживаемом Царёвской школой, открывается начальная школа.

    Кроме того, в 60-е гг. усилился процесс укрупнения школ, который был тесно связан с процессом укрупнения колхозов. В конце 6 пятилетки в средних школах обучалось учащихся больше, нежели в восьмилетних и начальных школах, вместе взятых. Только за седьмую пятилетку (1961—1965) было введено в действие 14 тыс. новых школ, на 5 тыс. больше, чем в шестую, и на 10 тыс. больше, чем в пятую пятилетку. Количество ученических мест увеличилось почти на 6,5 млн.

    В этих условиях Гаврильская восьмилетняя школа вместе с новым зданием получила в 1965 г. и новый статус – она стала средней школой, и впервые в истории села дети могли получать полное среднее образование дома. До этого все желающие получить среднее образование должны были получать его в Павловске.

    В 1979 году прекратила своё существование Царёвская восьмилетняя школа, (слайд 19) часть её работников и все ученики были переведены в Гаврильскую среднюю школу, директором которой в это время был Пономарёв В.А. При школе существовал интернат (был открыт примерно в середине 50-х гг.), так как подвоз детей из соседних сёл (Малая Казинка, Царёвка, п.Каменск) был затруднён из-за отсутствия дорог с твёрдым покрытием. В сёла М.Казинка и Царёвка такая дорога была построена только в 1990-1991 гг., несколько ранее – в п.Каменск.В конце 70-х гг., после строительства дороги в п.Каменск, начинается организация подвоза детей, и школьный интернат становится неактуальным. Подвозом детей занимались сами хозяйства – совхоз «Павловский» (п.Каменск) и колхоз «Россия» (с.Гаврильск). Детей возили на самом разном транспорте – автобусе КАВЗ (п.Каменск), тракторе или грузовом автомобиле – села М.Казинка, Царёвка. Когда была построена дорога на М.Казинку и Царёвку, детей стали возить колхозным автобусом.

    В 1997 г. ОАО «Павловскгранит» приобрело в качестве спонсорской помощи автобус ПАЗ, который был передан на баланс Гаврильской сельской администрации и закреплён за совхозом «Павловский» для организации перевозки детей, а в 2005 г. был передан на баланс Гаврильской средней школы. (Слайд 20)

    В 2008 г. по Комплексной программе модернизации образования школа получила новый автобус ПАЗ, который и используется сегодня для организации подвоза учащихся. (Слайд 21)

    По воспоминаниям руководителя информационно-методического центра Павловского муниципального отдела по образованию Валентины Алексеевны Диканской, (слайд 22) она обучалась в Гаврильской средней школе с 1960 по 1970 гг. Во время обучения директором школы был Пономарёв Василий Алексеевич, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Марченко Валентина Васильевна, пионерской вожатой Амилаева Зоя Андреевна. С 01.09.1976 г. она сама стала учителем русского языка и литературы Гаврильской средней школы. Затем работала организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, а с 01.09.1979 г. – заместителем директора по учебно-воспитательной работе. С 01.09.1985 г. она была назначена директором этой же школы, а в 1987 г. перешла работать в Павловскую среднюю школу № 1.

    В период с конца 70-х гг. и до 1991 г. у школы был летний лагерь труда и отдыха, который располагался в живописном месте на берегу пруда; учащиеся оказывали помощь колхозу «Россия» и совхозу «Павловский» в уборке урожая.

    С 1988 г. и по настоящее время директором школы работает Ю.Н. Ночёвкин.

    В годы перестройки и всеобщего забвения проблем образования школа переживала не самые лучшие времена – сложно было с мебелью, учебными пособиями, учебниками, впрочем, как и во всём советском, а потом российском образовании.

    Процесс модернизации для нас начался в 1996 г., когда школьная котельная была переведена на газовое топливо. Затем, в 2004 г. по решению руководителя администрации Павловского района Н.И. Пришутова был проведён капитальный ремонт здания начальных классов.

    Сегодня в школе обучаются 100 учащихся, такая наполняемость сохранится на ближайшую перспективу.(слайды 15-17)

    Условия, которые созданы для школьников сегодня:


    • Компьютерный класс

    • Кабинет дистанционного обучения

    • Кабинет химии, биологии

    • Полностью заменена мебель в помещениях школы и столовой

    • Установлены 5 интерактивных досок

    Статус средней наша школа сохраняет до сегодняшнего дня. Конечно, количество учеников в нашей школе сегодня ниже, чем в 50 – 60 гг., когда в классах было по 20-25 учащихся, но это следствие общей социально-демографической ситуации в нашей стране.

    В школе трудится сплочённый и творческий педагогический коллектив, который в сложное для школы время сумел сохранить лучшие традиции отечественной педагогики и сегодня активно работает



    Использованная литература и источники:


    1. Архив личных дел работников МКОУ Гаврильской СОШ

    2. Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. – М., 1964;

    3. Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

    4. История Советской Конституции (в документах). – М, 1957.

    5. Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. М., 1967 г.

    6. Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. М., 1987 г.

    7. Материалы опросов жителей с. Гаврильск

    8. http://psyhistorik.livejournal.com/56331.html


    1Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. – М., 1964; с.71

    2 Даты установлены по опросам местных жителей

    3 Даты установлены примерно по опросам местных жителей

    4История Советской Конституции (в документах). – М, 1957. С. 621-626

    5http://psyhistorik.livejournal.com/56331.html

    6 По результатам опроса местных жителей

    7Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 30.

    8 По опросам старожилов с. Гаврильск

    9 Даты установлены по опросам старожилов с. Гаврильск.

    10Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. Стр. 54. Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    История народного образования в селе Гаврильск

    Скачать 164.51 Kb.