• V Всероссийский конкурс юношеских научно-исследовательских работ «Юный архивист»
  • Характеристика района исследования
  • История исследуемого вопроса
  • 3. Развитие образования в Тарбагатайском района в конце XIX – начале XX века.
  • Приложение № 1
  • Приложение № 3 обучающиеся в Верхнеудинском училище
  • Приложение № 4 Тарбагатайское училище
  • Приложение № 6 Карта Тарбагатайского района



  • Дата04.12.2017
    Размер3.49 Mb.
    ТипКонкурс

    «История развития образования среди населения Тарбагатайского района в конце XIX начале XX в в»



    Министерство образования и науки Республики Бурятия

    Муниципальное бюджетное учреждение

    Дополнительного образования

    «Центр дополнительного образования детей «Радуга талантов»



    V Всероссийский конкурс юношеских

    научно-исследовательских работ «Юный архивист»

    «История развития образования среди населения Тарбагатайского района в конце XIX – начале XX в.в»

    Автор: Патрахина Анастасия, 9 класс

    Объединение «А старина живет…»

    МБУ ДО «ЦДОД «Радуга талантов»

    Домашний адрес: с. Б - Куналей, ул. Кирова, 101-2,

    Тарбагатайского района Республики Бурятия

    Руководитель: Сучкова Надежда Ивановна

    89294714924

    2017 год

    Оглавление

    Введение …………………………………………………………………………………2-3

    1. Характеристика района исследования…………………………………………….4

    2 История исследуемого вопроса. …………………………………………………….4-6

    3. История развития образования среди населения Тарбагатайского района

    в конце XlX – начале XX в.в. …………………………… ……………………………7-8

    3. Заключение ……………………………………………………………………………9

    4.Список используемой литературы ………………………………………...................10

    5. Приложение ……………………………………………………………………….......11-12



    Введение
    Будущее Сибири, прежде всего, связывали, прежде всего, с развитием образования. В 1860-х годах были проведены школьные реформы под давлением нараставшего в стране общественно- политического и революционного движения. Капиталистические отношения наглядно вызывали большую потребность в грамотных и образованных людях, поэтому распространению грамотности, развитию начального и женского образования, бессословной школе уделяется большое внимание как на страницах печати, так и в общественно-политических кругах того времени.

    В 1864 году правительством были утверждены «Положение о начальных народных училищах» и Устав гимназий и прогимназий. Оба документа носили сугубо сословный характер. В них не предусматривалась связь и преемственность между начальными училищами, гимназиями и прогимназиями. Начальные училища предназначались для детей из народа, а гимназии и прогимназии – для лиц «благородного происхождения».



    Кроме того, «Положение» 1864 года, как и уставы школ 1804 и 1828годов, не предусматривало государственного содержания школ. «Положение» открывало некоторые возможности для развития начальной школы. Оно предоставляло право частным лицам, городским и сельским обществам создавать начальные школы. Движение 60-х годов повлияло на развитие образования. .[11, стр.387].

    В середине XIX века в России старообрядцы не только не могут иметь своих школ, своих учителей, но и были лишены права помещать своих детей в высшие и средние учебные заведения. Это последнее ограничение являлось уже совершенно непонятным и необъяснимым.



    Знакомясь с литературой по развитию образования в нашем районе в середине XIX века, начале XX века, я сделала вывод, что эта тема будет актуальной для нашего района, т.к., до сих пор эта тема является мало изученной и в связи с тем, что району в этом году исполняется 80 лет.

    Поэтому, целью своей работы, я ставлю: выявить особенности развития образования среди населения Тарбагатайского района в конце XIX – начале XX века, на основе обработки материалов исследования.

    Для этого я должна была решить следующие задачи:

    • проработать литературные источники;

    • поработать с архивными материалами, хранящимися в фондах школьного музея;

    • сделать выводы на основе работы с литературными и литературными источниками;

    • написать исследовательскую работ



    Методы исследования:

    • Эмпирический: формирование проблемы, гипотезы, задач, составление плана работы, оформление результатов исследовательской работы.

    • Теоретический: анализ литературных и архивных данных, работа в Интернете

    • Социологический: опрос, беседа с местными жителями.

    Объект исследования:

    Развитие образования среди населения Тарбагатайского района в конце XIX – начале XX века.

    В работе представлен архивный материал.




    1. Характеристика района исследования

    На юг от столицы нашей республики г. Улан – Удэ раскинулась редкой красоты земля: высокие горы и хребты, вековые сосновые боры, дремучая тайга, песчаные распадки и заливные луга в речных долинах. Здесь расположен Тарбагатайский район.

    В 22 селах и деревнях, раскинувшихся вдоль ручьев и небольших речек, берущих свое начало в таежных хребтах, проживает более 17700 человек. Это, в основном, русское, старообрядческое население, занимающееся земледелием, огородничеством, подсобным животноводством мясомолочного направления. [Приложение № 5, стр.12].

    Семейские - очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси.


    1. История исследуемого вопроса

    За период с 1860-1890 года появилось 15 приходских и 2 женских училища: Селенгинское женское (1873), Тарбагатайское(1886). [Приложение № 4, стр.12].

    . Школы содержались крестьянскими обществами или частными благотворителями. Восточная Сибирь отставала от других губерний Российской империи по темпу роста приходских училищ. [11, стр.395].



    В «Годовом отчете за 1870 год» указывалось, что старообрядцы « по своим религиозным убеждениям превратно толкуемым считают обучение грамоте по книгам гражданской печати препровождением времени бесполезным», а поэтому не способствуют открытию средних приходских училищ, а обучают своих детей «тайно у своих грамотеев преимущественно читать по-славянски и весьма редко писать». В 1878 году в ведении забайкальской миссии среди забайкальских бурят значились некоторые училища Тарбагатайское-9, Селенгинское и т.д. с общим числом учащихся в 114 человек. [11, стр. 387].

    Школьное дело в селах семейских стоит на крайне низкой ступени. Можно сказать, школы у семейских нет. «Семейские большей частью неграмотны: детей своих посылать в училища, если таковые есть в селе, считают за грех: не так их страшат учебники гражданской печати, называемые ими еретическими, как питьё общим ковшом с нехристями» [9, стр. 26].

    До 1896 года в Куйтунском приходе не было никакой школы. С 70-х годов детей учили по домам чтению и письму отставные солдаты и поселенцы. В 1856 году к 15 марта приспособлен был для школы купленный на средства Потомственного почетного гражданина Николая Ивановича Голдобина старый обширный дом, стоящий более 1000 рублей, и открыта школа грамоты. Затем в апреле того же года она была названа церковно-приходской. По просьбе попечителя школы Н. И. Голдобина епископ Забайкальский и Нерчинский Георгий ходатайствовал о присвоении школе наименование в честь императрицы Марии Федоровны «Мариинскою». Царь и царица дали согласие и школа стала называться Куйтунско-Мариинскою. В этой школе в 1899-1900 учебном году обучалось мальчиков 31 и девочек 6 человек, из них: православного вероисповедования 33, старообрядческого 3, иудейского 1, крестьянского сословия 31, духовного 1, военного 3, мещанского 1, поселенского 1 человек. (Забайкальские епархиальные ведомости, 1901,№5, с.16-17.) Школа содержалась на средства попечителя. Им в 1899г. На собственные средства в с. Куйтун построено одно деревянное здание на каменном фундаменте, стоящее до 3000 рублей. Законоучителем был местный священник Иосиф Барышевцев, учительницею священская вдова Мария Ивановна Громова. Жалование учительницы было 250 рублей в год. Еще доплачивали из Училищного Совета - учительнице 120 рублей, законоучителю - 60 рублей. До 1924 года в селе была двухкомплектная школа. В 1927 году она размещалась в здании пожарки. В 1928-1929 годах она четырехкомплектной. В 1931 году построена первая школа. В 1932 году она была преобразована в семилетнюю. [10, стр.193].

    Дом богатого крестьянина Осипа Сергеевича Хомякова был построен в 1925 году. Хозяина раскулачили. Сейчас в доме школа. Об этом мне рассказала учительница Трифонова Светлана Владимировна. [10, стр.197].

    В 1898 году в Пестерево открыта трехкомплексная (трехклассная) школа. В ней трудились 3 учителя и сторож. [10, стр. 202].

    История развития образования в п. Николаевском началось с открытия приходского училища около Елизаветинской часовни-церквушки. В училище обучали детей всех сословий рабочим специальностям, необходимых для нужд винокуренного завода – кузнецов, бондарей и других. Сюда же перевили детей, обучающихся в церковно-приходской школе при часовне. [14, стр. 249].

    В селе Тарбагатайском в 1896 году имеется церковно-приходская школа, в которой обучаются 28 мальчиков и 10 девочек. Преподаватель обучения - Михаил Иванович Писарев. Данная школа упоминается в отчете за 1897 год.

    В 1987 году в школе купца Голдобина, у Знаменской церкви, училось около 15 детей. В 1910 году, в новом мирском доме села Тарбагатай была открыта школа для мальчиков. [14, стр. 249].

    В селе Барыкино открылась первая школа для мальчиков. Первой учительницей была Александра Григорьевна. С 1910 года в школе работала Ольга Дмитриевна Малкова, дочь священника из п. Селенгинск. [14, стр. 249].

    В церковно-приходской школе села Вахмистрово в 1899 году учителями были церковные служители – батюшка и его супруга. С 1908

    Зимой 1919 года по старообрядческим селам Верхнеудинского Уезда проезжал земский школьный инструктор, сам старообрядец. Все его увещания на основе староотеческих писаний остались напрасны. «Отрицательное отношение к школе вызывается и подозрительностью семейских, развившеюся на основе горьких опытов прошлого в их жизни, их боязнью, как бы не попасть в ловушку. «Мы боимся, - говорили нижне-жиримские старообрядцы инструктору, что нас обманут и насильно, потом принудят к тому, что нам не нравиться» [13, стр. 21].

    По их мнению, школа должна: «научить детей читать и писать русской гражданкой, читать по церковно-славянски, считать устно, письменно, на счётах, любить Бога и его Святой закон. Учителем желают иметь образованного старообрядца. Содержать школу на свои средства: если прибегнуть к земству, то оно будет тогда и заведовать школой» [12, стр. 22].

    Вывод:

    *не предусматривалось государственное содержания школ; государство предоставляло право частным лицам, городским и сельским обществам создавать начальные школы;

    *обучение в основном велось уставщиками и начётчиками на церковно-славянском, иногда частными учителями. «Швецкую еретицкую грамоту» семейские не признавали и не хотели отдавать детей в гражданские школы, открытые правительством, считая грехом учиться в такой школе, где нет закона божья, и церковно-славянской грамоты.

    *Так как семейские были очень практичными людьми, то они хотели бы, чтобы в этих школах преподавали то, что в последующем бы им пригодилось непосредственно в жизни.



    3. Развитие образования в Тарбагатайском района в конце XIX – начале XX века.

    Из архивных источников нам стало известно, что на территории Тарбагатайского района в 1896 году было открыто 2 школы: В Куйтуне и Тарбагатае. [1,стр. 1-9, 5 стр. 1-10]. Это были школы грамоты, но в основном там обучались дети православных, 1898 году была открыта школа в Барском селении Тарбагатайской волости. [3,стр. 18]. Скорее всего здесь идёт речь о школе в селе Бар, которое сейчас относится к Мухоршибирскому району.

    Деньги на открытие школ выделяли земская дирекция. В архиве РБ мы нашли такую информацию: на постройку новой Куйтунской школы в 1911 году Дирекция Земских училищ выделило по ходатайству общества 1500рублей. Средства на учебные пособия также выделялись из средств Дирекции. Общество только должно было нести расходы на отопление и наём прислуги. . [4,стр. 10].

    По сёлам постоянно проезжали школьные земские инструктора, которые опрашивали старообрядцев, агитировали их открывать школы. Из приведённой ниже таблицы мы видим, что старообрядцы своих школ открывать не желают. Положение по другим волостям было почти таким же. . [5,стр. 34].

    Клюевская волость – [приложение № 1, стр. 11].

    В 1911 году на территории нашего района находилось 3 приходских училища: Пестерёвское, Бурнашёвское. [6,стр.104], Барское.

    Директором Пестерёвского приходского училища являлся Теплов. В этом училище в основном учились дети православных. Как мы видим из приведённой ниже таблицы: раскольников среди обучающихся нет. Также видим, что девочки постоянно выбывают, это скорее всего связано с тем, что девочки были помощницами по дому, и как считалось в то время, учёба в школе, для них не главное. [7,стр. 71], [приложение № 2, стр. 11].

    В архиве мы также нашли сведения об обучении ребят из Тарбагатайской волости в Верхнеудинском Уездном училище. В 1876 в училище обучалось 5 человек. Плату за их обучение вносило Тарбагатайское волосное правление, т.е. мальчики обучались за счёт общества. Ниже мы приводим список обучавшихся мальчиков: [8,стр. 1а], [приложение № 3, стр. 11].

    Тут же мы нашли прошение одного зажиточного крестьянина – старообрядца. Он подал ходатайство о приёме в уездное училище двух его дочерей. Зная основы грамоты, девушки должны продолжить обучение, став в последствии учительницами на селе. Он просит, чтобы их обучение велось на старославянском языке, изучался бы Закон Божий и т.д. Но в результате долгой и нудной переписки крестьянину было в этом отказано. Скорее всего, девушки должны были стать уставщицами в своём селении.

    Вывод:

    Так как на территории Тарбагатайского района в то время большинство населения составляли семейские можно сделать следующие выводы



    • Учиться в школе и в приходских училищах семейские не стремились, т.к. не видели в этом особой необходимости. Семейский – трудолюбивый земледелец. Всё то, что выходит из традиционных рамок обрабатывания земли, мало привлекает его внимание, если не затрагивает его жизненных интересов.

    • Состояние школ, которыми могли располагать старообрядцы, чрезвычайно тяжёлое. Население относится к школам безучастно.

    • Семейские не признавали гражданских школ, открытых правительством и не хотели отдавать детей на обучение в школы, где не было церковно-славянской грамоты, закона божьего и т.д.

    • Учебное ведомство неблагосклонно относилось к существованию старообрядческих школ, усматривая в этом «пропаганду раскола».


    Заключение.

    История образования непрерывно связана с историей народа, государства. Со времени зарождения образования в Тарбагатайском районе, пройден огромный и сложный путь становления и развития просвещения.

    Сегодня школа должна стать духовным центром, к которому потянутся ростки национального самосознания. Для того, чтобы в будущем вырастить достойные всходы, нужно изучать историю своего народа, его обычаи и традиции.

    В дальнейшем, я хотела бы проследить, как развивалось образование, в Тарбагатайском районе с середины XX века и до сегодняшнего дня. Проследить за тем, как же изменилось отношение родителей к получению образования их детьми, за прошедшие 100 лет.



    Список использованной литературы и источников.




    1. НАРБ ф. 63, оп. 1, д. 670, л.9

    2. НАРБ ф. 63, оп. 1, д. 69, л.10

    3. НАРБ ф. 63, оп. 1, д. 47, л.18

    4. НАРБ ф. 211, оп. 3, д. 91, л.10

    5. НАРБ ф. 211, оп. 3, д. 38, л.34

    6. НАРБ ф. 211, оп. 3, д. 62, л.104

    7. НАРБ ф. 211, оп. 3, д. 62, л.71

    8. НАРБ ф. 207, оп. 1, д. 1387, л.1а

    9. Болонев Ф.Ф. Пахари и ратники, Новосибирск, 2004г., Из-во «Книжица», 72 стр.

    10. Болонев Ф.Ф.Сокровища земли Тарбагатайской, Иркутск, 2011, стр. 224

    11. История Бурятии в 3 томах, т. 2 XVll – начало XX в., Улан – Удэ, Издательство БНЦ СО РАН, 2011

    12. Петров В.Л. Петрова Е.В. История и культура семейских Забайкалья, Улан-Удэ, Из-во «Бэлиг», 2005 г., 328 стр.

    13. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы, Москва, ассоциация «Народная педагогика», 1994 г., 44 стр.

    14. Шагдуров В.Ш. «Образование в Бурятии: прошлое, настоящее и будущее», Улан – Удэ, Бэлиг, 2007г., 264 стр.


    Приложение № 1 Клюевская волость

    Название сёл

    Отношение к открытию школ

    В-Жирим

    Не желают иметь

    Барыкино

    Хандагатай

    Подлопатки

    Харитоново

    Клюевская



    Приложение № 2 Пестеревское училище


    Состоят на обучении

    Поступило

    Выбыло

    Окончили

    Общее

    число


    Православные

    Раскольники

    Мал.

    Дев.

    Мал.

    Дев.

    Мал.

    Дев.

    Мал.

    Дев.

    Мал.

    Мал.

    Дев.

    Нет

    62

    39

    34

    28

    5

    21

    10

    1

    126

    81

    42

    Приложение № 3 обучающиеся в Верхнеудинском училище

    Ф.И.О.

    Селение

    Профессия

    Михалёв Алексей Алексеевич[3,стр.35 обр.].

    Бурнашёвское




    Бурлаков Дмитрий







    Бурлаков Павел







    Еремеев Семён Афанасьевич[3,стр. 32, обр., 16].




    Канцелярский подрядчик

    Приложение № 4 Тарбагатайское училище



    Приложение № 6 Карта Тарбагатайского района


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «История развития образования среди населения Тарбагатайского района в конце XIX начале XX в в»