• Коли б не баня, все бы мы пропали!
  • Банный сервис

  • Скачать 38.29 Kb.


    Дата22.11.2017
    Размер38.29 Kb.

    Скачать 38.29 Kb.

    "История русской бани"


    "История русской бани"


    Русская баня – явление самобытное. Ее история уходит своими корнями в глубокую древность. Летописец Нестор, повествуя о посещении Святым Апостолом Андреем Новгорода, относит ее возникновение к I столетию н. э. Проповедник евангельского слова, наблюдая парившихся в бане, не мог надивиться: «Ни кем не будучи мучимы, сами себя мучили и совершали не омовение, а мучение».

    Коли б не баня, все бы мы пропали!
    Это «мучение» есть самый простой и эффективный способ оздоровления организма. И уже в те далекие времена славяне знали: баня парит, баня правит, баня все поправит. Даже соотношение добра и зла на русской земле. Хрестоматийный пример – расправа княгини Ольги со вторым посольством лучших древлян, которые и представить себе не могли, что кроется за доброжелательным предложением «обмыться» после долгой дороги в бане. «Лучшие» люди древлянской земли, повинные в смерти князя Игоря, стараниями слуг Ольги сгорели заживо. Таким образом была восстановлена справедливость.

    Другой венценосец, Петр I, тоже нехорошо обращался со своими гостями, заставляя их ждать, пока сам вдоволь напарится. А. Толстой в своем романе по этому поводу пишет: «Петр Алексеевич лежал на полке под самым потолком, подняв худые колени - помахивал на себя веником. Денщик Нартов уже два раза его парил и обливал ледяной водой, и сейчас он нежился.

    В баню пошел сразу же по приезде, чтобы потом со всем вкусом поужинать. Банька была из липового леса, легкая. Петру Алексеевичу не хотелось отсюда уходить, хотя вот уже два часа в столовой генерал-губернатора томились гости в ожидании царского выхода и стола».
    Но бани существовали не только у великих особ, но и у простых людей. Мало того, уже в первые века христианства на Руси появились общественные бани. Их основателями, очевидно, были печорские монахи, побывавшие на Афоне, где такие бани уже существовали.

    Впоследствии они были оценены многими писателями и общественными деятелями, среди которых А. Пушкин, Д. Давыдов, А. Чехов, Н. Лесков и др. А друг Герцена, полицмейстер второго отделения Москвы Н. Огарев настолько любил парную, что «разрешал всех арестованных, даже в секретных камерах при полицейских домах, то есть политических преступников, водить в баню в сопровождении "мушкетеров" (безоружных служителей при полицейских домах)». Так писал В. Гиляровский в своем очерке о московских банях, где дал полную картину внутреннего устройства этого излюбленного русским человеком места.



    Банный сервис

    — Эй ты, фигура! — крикнул толстый белотелый господин, <…>. — Поддай пару!


    — Я, ваше высокородие, не банщик, я цирульник-с. Не мое дело пар поддавать. Не прикажете ли кровососные баночки поставить?

    Это начало рассказа А. Чехова «В бане». Действительно, в банях существовали такие специалисты, которые не только ставили банки, но занимались также кровопусканием. На вывесках так и писали: «Здесь стригут, бреют, ставят пиявки и пущают кровь». Цирюльники были выходцами из деревень, доставленными в подростковом возрасте к московским родственникам.

    Сначала деревенскому мальчику придавали городской вид, а потом начинали учить «географии»: «Первым делом показывают, где кабак и как в него проникать через задний ход, потом - где трактир, куда бегать за кипятком, где булочная. И вот будущий москвич вступает в свои права и обязанности». Работа мальчиков включала в себя мытье бутылок от кваса, подготовку веников, мочалок, помощь цирюльникам, обучение тому, что мы сегодня называем педикюром. «А больше всего мальчуганам доставалось и работы, и колотушек от "кусочников". Это были полухозяева, в руках которых находились и банщики, и банщицы, и весь банный рабочий люд, а особенно эксплуатировались ими рабочие - парильщики, труд которых и условия жизни не сравнимы были ни с чем».

    В «простонародных» банях работали бабки-костоправки, которые исправляли вывихи, «заговаривали грыжу» и делали операцию под названием «присекание». Бабка-костопрака «приказывала ложиться брюхом поперек порога отворенной двери, клала сверху на поясницу сухой веник и ударяла потихоньку топором несколько раз по венику, шепча непонятные заклинания».

    Главной проблемой таких бань были воры, которые выработали собственную систему: они топили баню так, что любители попариться вынуждены были выходить в мыльню. Воры тем временем прятали их одежду, а к вечеру приходили за трофеями. За это приходилось расплачиваться невиновным служащим, которые и так не могли похвастаться высоким жалованием. «Банные воры были сильны и неуловимы. Некоторые хозяева, чтобы сохранить престиж своих бань, даже входили в сделку с ворами, платя им отступного ежемесячно, и "купленные" воры сами следили за чужими ворами, и если какой попадался - плохо ему приходилось, пощады от конкурентов не было: если не совсем убивали, то калечили на всю жизнь».

    Так называемый банный сервис развивался, и появлялось все больше новых услуг. Не последнюю роль в этом деле сыграл А. Пушкин. Стоило ему опубликовать свое «Путешествие в Арзрум», как в русской бане появились полотняный пузырь для мыла и шерстяная рукавица. Александр Сергеевич повествовал в своем произведении: «...Гасан (банщик) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу, после чего он начал ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком: я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение… После сего он долго тер меня рукавицей и, сильно оплескав теплой водой, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас, как воздух! После пузыря Гасан опустил меня в ванну - тем и кончилась церемония».



    Далее русские бани в своем прогрессе дошли до того, что завели семейные отделения, куда приезжали знатные дамы со своими болонками: «Горничные мыли собачонок вместе с барынями».
    Однако уже в 20-е годы ХХ века русская баня, превратившись в советскую, была талантливо осмеяна писателем-сатириком М. Зощенко. Тут и «с номерками беда», и шум от стирки, и воровство… Где же такая баня? «Адрес? Какая баня? Обыкновенная. В гривенник».

    Зато сегодня на сайтах самых известных бань Москвы можно прочитать и о нескольких отделениях разных категорий комфортности, и об услугах прачечных, салонов красоты, и об изысканных блюдах различных кухонь… И несмотря на то, что гривенником здесь не обойдешься, отдых будет приятным и незабываемым.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    "История русской бани"

    Скачать 38.29 Kb.