История строительной организации бам
МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа» Районная научно-практическая краеведческая конференция «Равнение на старшее поколение» Секция «История БАМ» Исследовательский проект История организации СМУ Азербайджанбамстрой Автор: исследовательская группа музея «Истоки» Ответственный: Черных Костя, ученик 5 класса Руководитель: Хоменко Клара Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ АСОШ, руководитель музея. Строительные организации БАМа СМУ «АзербайджанБАМстрой» - шефы посёлков Улькан и Ангоя ![]() 2014 Тема История строительной организации БАМ СМУ (строительно-монтажное управление) «АзербайджанБАМстрой» Актуальность исследования: Большинство строителей БАМа живы. Несмотря на неизвестное будущее БАМа, любые воспоминания об этой великой стройке самих очевидцев, о их жизни, о том, чему они посвятили свою молодость, нужна им, их детям и внукам. Правда всегда актуальна. Цель исследования:
Задачи исследования:
Методы и формы исследования:
Проблемы исследования:
Ожидаемый результат проекта: внести свой вклад в сохранение прошлого, настоящего и будущего малой родины – сохранении истории села Ангоя. Содержание работы Пришли на БАМ, чтоб не уйти обратно, Чтоб жить, и строить, и растить детей, Чтоб дети малой родиной своей Посёлки БАМа с гордостью назвали. Л. Махитаров
Важную роль играло шефское движение. Проектирование и строительство городов и посёлков вели 13 союзных республик, 22 автономные республики. Так, Москва строила Тынду, Ленинград – Северобайкальск, Горький – Могот, Азербайджан – Улькан и Ангою, Эстония – Кичеру. За 1974 – 1989 гг. шефами были построены 45 городов и посёлков. Вот полный список, какая республика какой населённый пункт построила Москва построила Тынду, Ленинград – Северобайкальск, Украина – Ургал, Белоруссия – Золотинку (АЯМ), Белоруссия и Латвия – Таксимо, Грузия – Икабью и Нию, Армения – Таюру, Эстония – Кичеру, Литва – Уоян, Азербайджан – Улькан и Ангою, Узбекистан – Куанду, Казахстан – Новую Чару, Молдавия – Олонку и Меунчик, Таджикистан – Солони, Тукменистан – Ларбу, Дагестанская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушска Асср - Кунерму, Башкирская АССР – Зейск, Алтайский край – Эворон, Красноярский край – Февральск, Хабаровский край – Сулук, Краснодарский и Ставропольский – Лену Восточную, Московская область – Дипкун, разъезды Тутаул, Дымкоуль, Волгоградская область – Джамку, Горьковская (Нижегородская) – Могот (АЯМ), Новосибирская – Постышево, Пензенская – Амгунь, Ростовская – Киренгу, Тамбовская – Хурмули, Челябинская – Усть-Нюкжу, Саратовская – Герби, Свердловская – Хорогочи и Кувыкту, Кемеровская – Беркакит (АЯМ), Куйбышевская 9Самарская) – Этеркан, Тульская – Маревую, Ульновская – Ижак. История появления посёлка на карте. Когда-то считалось, что в условиях вечной мерзлоты невозможно строить капитальные сооружения. Локомотивные депо и паровозные мастерские, поставленные на первом Транссибе, часто приходили в негодность: тепло производственных помещений разрушало ледяной панцирь земли, он оживал и начинал рвать фундамент и стены зданий. Советские инженеры-строители избрали особый способ борьбы с вечной мерзлотой: в землю стали вмораживать сваи, а под зданиями оставлять место для вентиляции холодом. Такой метод был испытан в Норильске, а затем использовался при строительстве домов будущего крупного транспортного узла БАМа – Тынды. Раньше, до революции, на территории Северо-Байкальского района проживало три эвенкийских рода: киндигиры, чильчигиры, шамогиры. Наша территория относилась к киндигирскому роду. Граница между киндигирским и чильчигирским родами проходила по ручью Герандай. Киндигиры кочевали по берегам рек Верхняя Ангара, Кичера, Холодная, Чая, Тыя, Чуя и по восточному побережью Бакала. Северо-Байкальский район образовался в 1825 году. Мы знаем, что Сибирь – это место ссылки, поэтому все посёлки в то время начинались обычно с острогов. Сначала строили остроги, в которых поселялись русские ссыльные. Но наш посёлок (сначала это был посёлок, а потом уже село) начался, конечно, не с острога. Своим рождением он обязан строительству Байкало-Амурской магистрали. Как это происходило? Кто сыграл роль в том, что вместо планировавшегося «полустанка» построено поселение с благоустроенными квартирами? На этот вопрос мы попытались ответить.
Сразу же после открытия станции начинают прибывать люди: первый начальник Светлакова Лилия , дежурные по станции Токарева и Адонина, электромеханик связи Белецкий . Сентябрь 1981 года. Прибыл первый поезд на станцию Ангоя, подошла бригада Бондаря, ведущая железнодорожную линию. Одновременно расчищали площадку для первых домов и вели железнодорожную линию. В 1981 году прибыл первый поезд на станцию Ангоя на перегоне Кичера – Новый Уоян. ![]() В 1982 году привезли вагончик с плитой . Это была первая столовая, в которой работали Завгородняя и Терентьева . Понадобился электрик, то есть кроме строителей нужны были люди разных специальностей, хотя посёлок ещё не планировали строить. В 1982-1983 годах СМП 608 производит вырубку леса под строительную площадку. В эти же годы строятся первые жилые дома. ![]() ![]() 1983 год. Появление первой улицы связано со знаменательным событием – приездом космонавта. Торжественно и радостно встречали строители Бурятского участка дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР Владимира Ковалёнка. Ковалёнок Владимир Васильевич приехал в день закладки первой улицы, спилил 3 дерева, написал на дощечке «Улица Космонавтов». Так и назвали эту улицу. ![]() И только весной 84 года принято решение: на месте станция Ангоя возвести посёлок. Весна 1984 года. Приехал первый секретарь ЦК компартии Азербайджана Гейдар Алиев для решения вопроса о строительстве п. Ангоя. Гейдар Алиев был в то время заместителем председателя Совета Министров СССР, первым секретарём ЦК компартии Азербайджана. От него зависело финансирование строительства, отправка строительных материалов, решение вопроса о том, будет ли продолжать работать бригада Азбамстроя, прибывшая в основном составе из Баку, на строительстве Байкало-Амурской магистрали, будет ли Ангоя просто станцией или посёлком. ![]() Лето 1984 года. Принято решение: на месте станция Ангоя возвести посёлок. Как это было? Бригада «Азбамстроя» заканчивала строительство посёлка Улькан. Можно было разъезжаться по домам. Но за 10 лет люди сработались, сдружились, уезжать не хотелось. В это время и приехал на БАМ Гейдар Алиев, о личной встрече с которым вспоминают наши односельчане: Нуриев Серадж, Мамедов Мазахир, Казымова Зоя Николаевна. Доброжелательным был разговор Г.А. Алиева со своими земляками, участниками отряда «Комсомолец Азербайджана». Ведь это он напутствовал их в далёкую поездку на работу в Восточную Сибирь. Строители обратились к нему с просьбой найти ещё один объект. Выслушав пожелание строителей, Гейдар Алиев буквально месяца через полтора решил вопрос об открытии ещё одной точки на БАМе. Это и была Ангоя. 24 сентября 1984 года. На ангоянскую землю прибыла бригада строителей СМУ «Азербайджанбамстрой» в количестве 27 человек. Их девиз: «Построили Улькан – построим и Ангою». Первому десанту предстояло подготовить площадку для будущих многоэтажных зданий. Вот они, первые посланцы, те, которые срубали деревья, расчищали место под фундаменты школы, больницы, жилых домов. Их руками построены торгово-общественный центр, котельная, вокзал, очистные сооружения. ![]() Вопрос о том, кто поедет в Ангою первым, решался непросто. Хотя, казалось, нелегко сменить таким трудом добытый уют Улькана на щитовые домики в глухой тайге, заявлений с просьбой включить в состав первого десанта было раз в десять больше, чем нужно. Пришлось руководству управления даже объявлять своеобразный конкурс. Словом, в первый десант подобрали самых лучших, самых нужных на первом этапе строительства В состав первой бригады входили:
Все они - те посланцы солнечного Азербайджана, благодаря которым мы живём в красивом селе с прекрасными благоустроенными квартирами и слушаем их рассказы о том, как они заставили отступить тайгу. Никто не думал, что эти южные, не приспособленные к морозам парни смогут выстоять, не сдаться, не отступить перед неустроенностью быта. Но они выстояли! ![]() 1987 – 1989 годы. В эти годы сдавались в эксплуатацию основные объекты. Сдача каждого нового объекта – это и радость, и гордость, и ещё одно подтверждение тому, что строители, несмотря на трудности, с достоинством делают своё дело. ![]() Идёт торжественное заседание в честь 10-летия Азербайджанбамстроя. Доклад читает Осьминкина Неля Васильевна. Зачитывается поздравительное письмо: ![]() Какова история управления СМУ АзербайджанБАМстрой с самого начала? Из интернета В 1950-х гг. в Москве осуществлялась реорганизация структуры предприятий городского строительства. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 26 апреля 1954 г. было создано Главное управление по жилищному и гражданскому строительству в Москве - Главмосстрой на правах Министерства СССР. В составе Главмосстроя были объединены 53 общестроительных и специализированных треста, 255 строительных и специализированных управлений, свыше 600 производственных предприятий и организаций. Коллектив насчитывал 130 тыс. рабочих, инженеров и служащих. Одна из строительных организаций БАМа - СМУ «АзербайджанБАМстрой». СМУ «АзербайджанБАМстрой»были шефами посёлков Улькан и Ангоя: ![]() Оказывается, поехать на БАМ было очень почётно. Брали только тех, у кого 2-3 строительные профессии. В Азербайджане было подано 1200 заявлений на 80 мест. В списках отряда оказались наши односельчане. У многих из них уже выросли дети, появились внучата, для которых Ангоя – малая родина. А вот из первопроходцев БАМа в Ангое осталось трое – Мамедов Мазахир, Нуриев Сирадж Гусейн оглы, Исаев Михаил. ![]() Вот в такой форме отправилась бригада Азбамстроя на БАМ. На сооружение Ангои переходили постепенно. Сначала – первые посланцы, затем, через 2-3 месяца, подъезжали из Улькана другие. В
Мы считаем, что вокзал, созданный руками строителей Азербайджанбамстроя, можно считать историко-архитектурным памятником. Это прекрасное архитектурное сооружение в азербайджанском стиле с декоративным панно внутри центрального зала, сделанное в Баку. Много мастерства, новых подходов в монтировании конструкции применили в строительстве котельной, где одновременно с возведением здания шёл и монтаж оборудования. Его вели укрупнёнными блоками, что было инновационным при сооружении подобного рода котельной. В результате слаженной работы, творческого подхода комплексная бригада сдала объект в постоянную эксплуатацию раньше намеченного срока. Опыт по возведению котельной в нашем посёлке был использован при строительстве подобных сооружений в других подразделениях треста.
После сдачи всех основных объектов жизнь в Ангое продолжалась и наполнялась новыми событиями. 18 июля 2008 года. История посёлка пополнилась новой, действительно значимой страницей. В этот день произошло событие государственной важности не только для Ангои, но и для всей республики и страны - присвоение вокзалу имени Гейдара Алиева, выдающегося государственного и политического деятеля, сыгравшего главную роль в появлении на карте страны нового посёлка. Значимость этого события в том, что протянута ещё одна ниточка в дружбе азербайджанского и русского народов. ![]() ![]() Стенды рассказывают о приезде Гейдара Алиева на БАМ в самый напряжённый момент. Он не мог не откликнуться на просьбу тех, кого отправил на великую стройку. Фотографии, на основе которых проводит экскурсию Клара Петровна, запечатлели основные события тех дней: рядом с Алиевым стоит первопроходец, начальник стройки, сегодняшний житель посёлка, Гаджиев Исрафил Исмайлович; Алиев разговаривает с рабочими; встреча с бригадой Бондаря (Бондарь подаёт Гейдару Алиевичу золотой костыль, и Гейдар Алиев вбивает этот костыль в шпалу железнодорожного пути – это символическое познание тяжёлого труда железнодорожников); на третьей экспозиции – сегодняшний день: вокзалы Северобайкальского отделения дроги. Эта торжественная церемония собрала многих гостей. Здесь и Президент Бурятии Вячеслав В. Наговицын, и Президент ОАО РЖД В.И. Якунин, и министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов, министр транспорта России И.Е. Левитин, вице-президент ОАО РЖД А.В. Воротилкин, начальник государственной азербайджанской ЖД Ариф Аскеров, посол азербайджанской республики в России Полад Бюль-Бюль оглы, и даже группа московских артистов с Надеждой Бабкиной. Список тех, кто строил нашу школу: Агаев М. З. Алерзаев Д. М. Васильева Тамара Александровна – крановщик Васильев Владимир Никитич - крановщик Гаджиев Исрафил Исмайлович – начальник стройки Гаджиев Шалбуз Гаджи- баба оглы - устанавливал сантехнику Дзагоев Валерий Мелитонович – в бригаде облицовщиков Джафаров А.Ш. Зайцев Леонид Иванович – приехал позже, но работал Исаев Михаил Германович – заслуженный строитель Азербайджана Ибрагимова А.С.(отделочница) Казымов Камил ибрагим оглы– облицовщик, выкладывал плитку Казымова Зоя Николаевна – маляр Кадыров Михман Мисир оглы - устанавливал сантехнику Лобанов Николай Михайлович – электрик Лиховецкая Мария Константиновна - штукатур Мамедов Мазахир Бахыш оглы – плотник Мукабенов Н. И. Нуриева Гельнися Гимазетдиновна – штукатур Новрузалиев Фельман Фарман оглы Романов Михаил Юрьевич– сначала работал Романова Ирина Григорьевна–маляр Руденко Виктор Михайлович Роденков В. В. Третьяков Виктор Христианович – каменщик Сафаров Дунямеддин Келбихан оглы– устанавливал сантехнику Сауэр Виктор Николаевич – плотник, все двери, окна его руками поставлены Сахратов Вели Сардар оглы - каменщик Садилова Вера Ивановна – в бригаде отделочниц Сауэр Татьяна Михайловна – в бригаде отделочниц Сахратова Надежда Владимировна – немного маляром работала Султанов Э.М. Шабанов Абдулхалыг Абдулгамид оглы - первые кирпичи закладывал Шабанова Фаина Ивановна - в бригаде отделочниц Шабанова Надежда Семёновна – штукатур Шилин М.А. Шилина Т.И.(отделочница) Шеленко В.В.(отделочница)
В каждом построенном азербайджанцами здании – частица его труда. На БАМ Мазахир приехал в 1974 году по комсомольской путёвке в отряде, состоявшем из 83 человек. Сам родом из Нагорного Карабаха. Как услышал про «стройку века», так и отправился в райком комсомола, чтобы шагнуть «в неведомое, заведомо трудное, слегка прикрытое словом «романтика» (Газета «Путь Октября». 1987 год). И всегда в первых рядах. Работал столяром и плотником (за несколько лет вырос в опытного бригадира плотников), на железной дороге монтёром пути, был членом райкома партии Казаченско-Ленского района, заместителем секретаря парторганизации СМУ Азбамстрой, председателем профкома. Простой парень из Шушинского района стал умелым организатором производства. Сегодня Мазахир Бахыш оглы живёт рядом с нами, принимает активное участие в жизни села. Онищенко Владимир Михайлович Онищенко Владимир Михайлович ( 18 августа 1956 г. в с. Лысогорка Курсавского (ныне Андроповского) района Ставропольского края) - председатель Думы Казачинско-Ленского муниципального района После окончания школы в 1974–1975 гг. работал фотокорреспондентом районной газеты «Призыв». В 1975 г. по направлению Ставропольского крайкома ВЛКСМ в составе отряда «Ставропольский Комсомолец» прибыл на строительство Байкало-Амурской магистрали (западный участок БАМ п. Улькан). В августе 1975 г. зачислен каменщиком в состав СМП-571 треста «Ангарстрой». С 1979 г. по 1983 г. в составе «СМУ-Азербайджанстрой на БАМе» строил гражданские и промышленные объекты ст. Улькан. В 1984 г. избран секретарем комитета ВЛКСМ СМП-571 «Юность Сибири» (с правами райкома). В 1989–1992 гг. – преподаватель географии и трудового обучения в средней школе №2 п. Улькан. В 1990 г. избран в Казачинско-Ленский районный совет народных депутатов (по 1993 г., являлся председателем комиссии по законности и правам человека). С 1992 г. – заместитель главы администрации п. Улькан, а с 1994 г. по 1998 г. – глава администрации. В 1994 г. избран депутатом Думы Казачинско-Ленского района I созыва (по 1996 г., являлся председателем планово-бюджетной комиссии). С октября 2005 г. по декабрь 2007 г. – глава Ульканского городского поселения. В марте 2009 г. вновь избран депутатом Думы Казачинско-Ленского муниципального района, председателем Думы. Работает на неосвобожденной основе. Семейный стаж 36 лет, две взрослые дочери, два внука. Награжден государственными наградами СССР: медалью «За строительство БАМа», медалью «За трудовое отличие». Отмечен знаками ЦК ВЛКСМ: «За участие в строительстве БАМа», «Молодой гвардеец пятилетки 1 и 3 степени», «Трудовая доблесть», «За активное участие в подготовке и проведени XII Всемирного фестиваля молодежи в г. Москве в 1985г.». Лауреат четырех фестивалей самодеятельной гитарной песни на БАМе (г.г. Тында, Братск, Северобайкальск). Занимается горным туризмом.
Когда-то этой дороге предсказывали большое будущее. Строительству магистрали придавалось огромное значение. Во- первых, БАМ должен был стать вторым, более коротким по сравнению с Транссибом, выходом к Тихому океану. Во-вторых, это - дорога к богатствам Восточной Сибири и Дальнего Востока. Экономисты рассматривали задачу хозяйственного освоения территории в зоне БАМа как крупную народнохозяйственную программу, которую можно поставить в один ряд с такими, как Урало-Кузнецкий комплекс, Ангаро-Енисейский проект, как освоение нефтяных и газовых богатств Западной Сибири. Сегодня Байкало-Амурская магистраль переживает трудное время, связанное со структурной перестройкой в железнодорожной отрасли. Полностью прекращено строительство дороги, развитие инфраструктуры зоны БАМа. Трудно жить и работать в этом краю. Слабые люди не выдерживают, уезжают. Остаются сильные. Поэтому БАМ по-прежнему называют дорогой сильных людей. И эти люди пока живут здесь. А мы пытаемся сделать, чтобы о нас не забыли. Считаем также, что такая работа имеет историческую ценность, так как в ней - достоверные факты, фамилии людей. Нужно обязательно продолжить написание очерков, попытаться связаться с теми, кто внёс вклад в строительство Ангои, но давно уехал.. Литература 1. Архив музея. 2. Физическая карта Бурятской АССР, исправлена в 1987 году. Содержание карты разработал кандидат географ. Наук Б. Р. Бурянтуева, канд. Истор. Наук Т. М. Михайлова 3. Башкуев Б. В., Пастернак Л. Г. География Бурятской АССР, учебное пособие для 7-8 классов. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. 4. Архивные источники в администрации МО СП «Ангоянское» 5. Паспорт Республики Бурятия. ОО «Профиль», по заказу Региональной общественной организации. Новая жизнь, Улан-Удэ 6 Путеводитель/Составитель А.Н.Гаращенко. – Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2009.
|