Скачать 167.96 Kb.


Дата05.08.2017
Размер167.96 Kb.

Скачать 167.96 Kb.

История строительной организации бам



МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая

краеведческая конференция

«Равнение на старшее поколение»
Секция «История БАМ»
Исследовательский проект

История организации

СМУ Азербайджанбамстрой
Автор: исследовательская группа музея «Истоки»

Ответственный: Черных Костя, ученик 5 класса
Руководитель: Хоменко Клара Петровна, учитель

русского языка и литературы МБОУ АСОШ, руководитель музея.

Строительные организации БАМа

СМУ «АзербайджанБАМстрой» - шефы посёлков Улькан и Ангоя 






2014

Тема

История строительной организации БАМ

СМУ (строительно-монтажное управление) «АзербайджанБАМстрой»
Актуальность исследования:

Большинство строителей БАМа живы. Несмотря на неизвестное будущее БАМа, любые воспоминания об этой великой стройке самих очевидцев, о их жизни, о том, чему они посвятили свою молодость, нужна им, их детям и внукам. Правда всегда актуальна.


  Цель  исследования:

  • изучить историю строительно-монтажного управления АзербайджанБАмстрой на основе воспоминаний самих участников, написать и сохранить в памяти людей как страницы истории БАМа.

  • продолжить работу по укреплению связи между поколениями, изучив судьбу своих родственников и земляков.

Задачи исследования:

  • изучить имеющиеся данные в истории села Ангои, собранные моими старшими товарищами;

  • уточнить, дополнить сведения конкретно о строителях бригады АзербайджанБАмстрой, написать биографические очерки о каждом из тех, кто живёт в Ангое.



Методы и формы исследования:

  • исследовательский метод (интервью, беседы, встречи, работа с архивами, с газетами);

  • проблемный метод изучения определённого периода жизни наших земляков;

  • изучение различных источников по данной теме, научной и мемуарной литературы;

  • анализ источниковедческой базы, нахождение и фотографическая фиксация строителей.


Проблемы исследования:

  • узнать, почему именно Азербайджан строил наш посёлок?

  • в рамках реализации проекта, посвящённого 40-летию БАМа, мы решили сделать книгу Памяти или брошюру в печатном варианте о строителях. Старшеклассники нашей школы собрали большой материал об истории села Ангоя, описали основные вехи этой истории. Книгу эту уже защищали на конференции. Но материала конкретно о строителях оказалось мало. Есть список всех строителей и буквально по 3-4 предложения о каждом. О некоторых чуть побольше. Эту проблему мы сейчас решаем.



Ожидаемый результат проекта: внести свой вклад в сохранение прошлого, настоящего и будущего малой родины – сохранении истории села Ангоя.

Содержание работы
Пришли на БАМ, чтоб не уйти обратно,

Чтоб жить, и строить, и растить детей,

Чтоб дети малой родиной своей

Посёлки БАМа с гордостью назвали.

Л. Махитаров
БАМ - это один из крупнейших инвестиционных проектов СССР в последней четверти XX века. География приезда людей на «стройку века» была весьма широка, что определило её интернациональный характер. Здесь трудились представители 77 наций и народностей бывшего Советского Союза. Традиция освоения новых земель (Магнитка, Турксиб, ВАЗ, целина) была поддержана и на БАМе: каждый регион страны стремился послать своих представителей на великую стройку.

Важную роль играло шефское движение. Проектирование и строительство городов и посёлков вели 13 союзных республик, 22 автономные республики. Так, Москва строила Тынду, Ленинград – Северобайкальск, Горький – Могот, Азербайджан – Улькан и Ангою, Эстония – Кичеру. За 1974 – 1989 гг. шефами были построены 45 городов и посёлков.


Вот полный список, какая республика какой населённый пункт построила

Москва построила Тынду, Ленинград – Северобайкальск, Украина – Ургал, Белоруссия – Золотинку (АЯМ), Белоруссия и Латвия – Таксимо, Грузия –  Икабью и Нию, Армения – Таюру, Эстония – Кичеру, Литва – Уоян, Азербайджан – Улькан и Ангою, Узбекистан – Куанду, Казахстан – Новую Чару, Молдавия – Олонку и Меунчик, Таджикистан – Солони, Тукменистан – Ларбу, Дагестанская, Северо-Осетинская  и Чечено-Ингушска Асср  - Кунерму, Башкирская АССР – Зейск, Алтайский край – Эворон, Красноярский край – Февральск, Хабаровский край – Сулук, Краснодарский и Ставропольский – Лену Восточную, Московская область – Дипкун, разъезды Тутаул, Дымкоуль, Волгоградская область – Джамку, Горьковская (Нижегородская) – Могот (АЯМ), Новосибирская – Постышево, Пензенская – Амгунь, Ростовская – Киренгу, Тамбовская – Хурмули, Челябинская – Усть-Нюкжу, Саратовская – Герби, Свердловская – Хорогочи и Кувыкту, Кемеровская – Беркакит (АЯМ), Куйбышевская 9Самарская) – Этеркан, Тульская – Маревую, Ульновская – Ижак.  
История появления посёлка на карте.

Когда-то считалось, что в условиях вечной мерзлоты невозможно строить капитальные сооружения. Локомотивные депо и паровозные мастерские, поставленные на первом Транссибе, часто приходили в негодность: тепло производственных помещений разрушало ледяной панцирь земли, он оживал и начинал рвать фундамент и стены зданий. Советские инженеры-строители избрали особый способ борьбы с вечной мерзлотой: в землю стали вмораживать сваи, а под зданиями оставлять место для вентиляции холодом. Такой метод был испытан в Норильске, а затем использовался при строительстве домов будущего крупного транспортного узла БАМа – Тынды.

Раньше, до революции, на территории Северо-Байкальского района проживало три эвенкийских рода: киндигиры, чильчигиры, шамогиры. Наша терри­тория относилась к киндигирскому роду. Граница между киндигирским и чильчигирским родами проходила по ручью Герандай.

Киндигиры кочевали по берегам рек Верхняя Ангара, Кичера, Холодная, Чая, Тыя, Чуя и по восточному побережью Бакала.

Северо-Байкальский район образовался в 1825 году. Мы знаем, что Сибирь – это место ссылки, поэтому все посёлки в то время начинались обычно с острогов. Сначала строили остроги, в которых поселялись русские ссыльные. Но наш посёлок (сначала это был посёлок, а потом уже село) начался, конечно, не с острога. Своим рождением он обязан строительству Байкало-Амурской магистрали. Как это происходило? Кто сыграл роль в том, что вместо планировавшегося «полустанка» построено поселение с благоустроенными квартирами? На этот вопрос мы попытались ответить.

Выполняя эту работу, мы многое узнали. Обычно говорят, что Ангою построили азербайджанцы. Но это не совсем правильно. Вообще-то они приехали в 1984 году. А отсчёт Ангои начинается с 81 года, когда прибыл первый десант.

4 июня 1981 года главный железнодорожный путь БАМа достиг 460-го километра Западной части магистрали. Здесь будет заложена станция Ангоя.

15 августа 1981 года на месте будущего населённого пункта был высажен первый десант строителей .У них была задача – определить место для будущей станции и организовать питание для строителей БАМа. Строительство посёлка пока ещё не планировалось.

В начале сентября 1981 года к будущему посёлку Ангоя бригада Бондаря подвела рельсы БАМа. Вскоре отделением временной эксплуатации открывается станция Ангоя. Когда укладка дороги подошла к Ангое, началась большая выгрузка. В день больше 60 вагонов разгружали, а дальше развозили на машинах.

Сразу же после открытия станции начинают прибывать люди: первый начальник Светлакова Лилия , дежурные по станции Токарева и Адонина, электромеханик связи Белецкий .



Сентябрь 1981 года. Прибыл первый поезд на станцию Ангоя, подошла бригада Бондаря, ведущая железнодорожную линию. Одновременно расчищали площадку для первых домов и вели железнодорожную линию.


В 1981 году прибыл первый поезд на станцию Ангоя на перегоне Кичера – Новый Уоян.




В 1982 году привезли вагончик с плитой . Это была первая столовая, в которой работали Завгородняя и Терентьева . Понадобился электрик, то есть кроме строителей нужны были люди разных специальностей, хотя посёлок ещё не планировали строить.

В 1982-1983 годах СМП 608 производит вырубку леса под строительную площадку. В эти же годы строятся первые жилые дома.



1983 год. Появление первой улицы связано со знаменательным событием – приездом космонавта. Торжественно и радостно встречали строители Бурятского участка дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР Владимира Ковалёнка. Ковалёнок Владимир Васильевич приехал в день закладки первой улицы, спилил 3 дерева, написал на дощечке «Улица Космонавтов». Так и назвали эту улицу.

И только весной 84 года принято решение: на месте станция Ангоя возвести посёлок.



Весна 1984 года. Приехал первый секретарь ЦК компартии Азербайджана Гейдар Алиев для решения вопроса о строительстве п. Ангоя. Гейдар Алиев был в то время заместителем председателя Совета Министров СССР, первым секретарём ЦК компартии Азербайджана. От него зависело финансирование строительства, отправка строительных материалов, решение вопроса о том, будет ли продолжать работать бригада Азбамстроя, прибывшая в основном составе из Баку, на строительстве Байкало-Амурской магистрали, будет ли Ангоя просто станцией или посёлком.



Лето 1984 года. Принято решение: на месте станция Ангоя возвести посёлок. Как это было? Бригада «Азбамстроя» заканчивала строительство посёлка Улькан. Можно было разъезжаться по домам. Но за 10 лет люди сработались, сдружились, уезжать не хотелось. В это время и приехал на БАМ Гейдар Алиев, о личной встрече с которым вспоминают наши односельчане: Нуриев Серадж, Мамедов Мазахир, Казымова Зоя Николаевна. Доброжелательным был разговор Г.А. Алиева со своими земляками, участниками отряда «Комсомолец Азербайджана». Ведь это он напутствовал их в далёкую поездку на работу в Восточную Сибирь. Строители обратились к нему с просьбой найти ещё один объект. Выслушав пожелание строителей, Гейдар Алиев буквально месяца через полтора решил вопрос об открытии ещё одной точки на БАМе. Это и была Ангоя.

24 сентября 1984 года. На ангоянскую землю прибыла бригада строителей СМУ «Азербайджанбамстрой» в количестве 27 человек. Их девиз: «Построили Улькан – построим и Ангою». Первому десанту предстояло подготовить площадку для будущих многоэтажных зданий.

Вот они, первые посланцы, те, которые срубали деревья, расчищали место под фундаменты школы, больницы, жилых домов. Их руками построены торгово-общественный центр, котельная, вокзал, очистные сооружения.



Вопрос о том, кто поедет в Ангою первым, решался непросто. Хотя, казалось, нелегко сменить таким трудом добытый уют Улькана на щитовые домики в глухой тайге, заявлений с просьбой включить в состав первого десанта было раз в десять больше, чем нужно. Пришлось руководству управления даже объявлять своеобразный конкурс. Словом, в первый десант подобрали самых лучших, самых нужных на первом этапе строительства

В состав первой бригады входили:


  1. Юнг Вячеслав (сейчас живёт в Германии),

  2. Касьянов Александр (живёт в Улькане),

  3. Садилов Иван Александрович,

  4. Воротников Владимир,

  5. Лобанов Николай Михайлович,

  6. Алимардан,

  7. Самедов Нариман (Азербайджан),

  8. Султанов Эльхан (заслуженный строитель Азербайджана, секретарь комитета комсомола, имел звание Почётного пассажира первого поезда по маршруту Северобайкальск – Куанда за высокие производственные показатели),

  9. Романов Юрий,

  10. Петрунин Александр Иванович (парторг, бригадир этой бригады),

  11. Юнг Валентин Евгеньевич, (бригадир каменщиков - Германия),

  12. Бортников Валерий Васильевич (главный инженер),

  13. Романов Александр (14 августа 1981 года ему вручена Почётная грамота как передовику производства),

  14. Онищенко Вячеслав (мэр Улькана),

  15. Калбалиев Александр (Азербайджан),

  16. Мамедов Мазахир Бахыш оглы (председатель профкома, Заслуженный строитель Азербайджанской ССР. В 1994 году ему присвоено звание Почётного пассажира юбилейного поезда по маршруту Таксимо – Северобайкальск).

  17. Шабанов Абдулхалыг Абдулгамид оглы.

Все они - те посланцы солнечного Азербайджана, благодаря которым мы живём в красивом селе с прекрасными благоустроенными квартирами и слушаем их рассказы о том, как они заставили отступить тайгу. Никто не думал, что эти южные, не приспособленные к морозам парни смогут выстоять, не сдаться, не отступить перед неустроенностью быта. Но они выстояли!




1987 – 1989 годы. В эти годы сдавались в эксплуатацию основные объекты. Сдача каждого нового объекта – это и радость, и гордость, и ещё одно подтверждение тому, что строители, несмотря на трудности, с достоинством делают своё дело.



Идёт торжественное заседание в честь 10-летия Азербайджанбамстроя. Доклад читает Осьминкина Неля Васильевна.

Зачитывается поздравительное письмо:



Какова история управления СМУ АзербайджанБАМстрой с самого начала?

Из интернета

В 1950-х гг. в Москве осуществлялась реорганизация структуры предприятий городского строительства. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 26 апреля 1954 г. было создано Главное управление по жилищному и гражданскому строительству в Москве - Главмосстрой на правах Министерства СССР. 


В составе Главмосстроя были объединены 53 общестроительных и специализированных треста, 255 строительных и специализированных управлений, свыше 600 производственных предприятий и организаций. Коллектив насчитывал 130 тыс. рабочих, инженеров и служащих. Одна из строительных организаций БАМа - СМУ «АзербайджанБАМстрой».
СМУ «АзербайджанБАМстрой»были шефами посёлков Улькан и Ангоя: 


Оказывается, поехать на БАМ было очень почётно. Брали только тех, у кого 2-3 строительные профессии. В Азербайджане было подано 1200 заявлений на 80 мест. В списках отряда оказались наши односельчане. У многих из них уже выросли дети, появились внучата, для которых Ангоя – малая родина. А вот из первопроходцев БАМа в Ангое осталось трое – Мамедов Мазахир, Нуриев Сирадж Гусейн оглы, Исаев Михаил.



Вот в такой форме отправилась бригада Азбамстроя на БАМ.

На сооружение Ангои переходили постепенно. Сначала – первые посланцы, затем, через 2-3 месяца, подъезжали из Улькана другие.

В
Гаджиев Исрафил Исмайлович – начальник стройки, заслуженный строитель Азербайджана. Награждён орденом «Знак почёта», медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
озглавлял строительство Гаджиев Исрафил Исмайлович, сразу показавший себя большим знатоком строительных дел.



1987 – 1989 годы – годы сдачи в эксплуатацию основных объектов. Сданы строителями Азбамстроя амбулатория, здание ТОЦ, баня, вокзал, детский сад с бассейном, тяговая подстанция, жилые дома во временном и постоянном исполнении. Сдача каждого нового объекта – это и радость, и гордость, и ещё одно подтверждение тому, что строители, несмотря на трудности, с достоинством делают своё дело.


Коллектив СМУ «Азербайджанбамстрой» постарался, чтобы в фасаде станционного здания угадывались архитектурные очертания строений родной республики. Издалека в Бурятию завезён отделочный камень травертин. Когда лучи солнца касаются стен, облицованные этим материалом, кажется, что фасад станции улыбается.

Мы считаем, что вокзал, созданный руками строителей Азербайджанбамстроя, можно считать историко-архитектурным памятником. Это прекрасное архитектурное сооружение в азербайджанском стиле с декоративным панно внутри центрального зала, сделанное в Баку.

Много мастерства, новых подходов в монтировании конструкции применили в строительстве котельной, где одновременно с возведением здания шёл и монтаж оборудования. Его вели укрупнёнными блоками, что было инновационным при сооружении подобного рода котельной. В результате слаженной работы, творческого подхода комплексная бригада сдала объект в постоянную эксплуатацию раньше намеченного срока. Опыт по возведению котельной в нашем посёлке был использован при строительстве подобных сооружений в других подразделениях треста.


Начало строительства котельной. Здесь вы видите, как шло строительство котельной. Сначала монтажники смонтировали металлический каркас здания. После возведения каркаса были уложены железобетонные перекрытия, смонтирована обшивка здания.

После сдачи всех основных объектов жизнь в Ангое продолжалась и наполнялась новыми событиями.



18 июля 2008 года. История посёлка пополнилась новой, действительно значимой страницей. В этот день произошло событие государственной важности не только для Ангои, но и для всей республики и страны - присвоение вокзалу имени Гейдара Алиева, выдающегося государственного и политического деятеля, сыгравшего главную роль в появлении на карте страны нового посёлка. Значимость этого события в том, что протянута ещё одна ниточка в дружбе азербайджанского и русского народов.

Стенды рассказывают о приезде Гейдара Алиева на БАМ в самый напряжённый момент. Он не мог не откликнуться на просьбу тех, кого отправил на великую стройку.



Фотографии, на основе которых проводит экскурсию Клара Петровна, запечатлели основные события тех дней: рядом с Алиевым стоит первопроходец, начальник стройки, сегодняшний житель посёлка, Гаджиев Исрафил Исмайлович; Алиев разговаривает с рабочими; встреча с бригадой Бондаря (Бондарь подаёт Гейдару Алиевичу золотой костыль, и Гейдар Алиев вбивает этот костыль в шпалу железнодорожного пути – это символическое познание тяжёлого труда железнодорожников); на третьей экспозиции – сегодняшний день: вокзалы Северобайкальского отделения дроги.

Эта торжественная церемония собрала многих гостей. Здесь и Президент Бурятии Вячеслав В. Наговицын, и Президент ОАО РЖД В.И. Якунин, и министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов, министр транспорта России И.Е. Левитин, вице-президент ОАО РЖД А.В. Воротилкин, начальник государственной азербайджанской ЖД Ариф Аскеров, посол азербайджанской республики в России Полад Бюль-Бюль оглы, и даже группа московских артистов с Надеждой Бабкиной.



Список тех, кто строил нашу школу:

Агаев М. З.

Алерзаев Д. М.

Васильева Тамара Александровна – крановщик

Васильев Владимир Никитич - крановщик

Гаджиев Исрафил Исмайлович – начальник стройки

Гаджиев Шалбуз Гаджи- баба оглы - устанавливал сантехнику

Дзагоев Валерий Мелитонович – в бригаде облицовщиков

Джафаров А.Ш.

Зайцев Леонид Иванович – приехал позже, но работал

Исаев Михаил Германович – заслуженный строитель Азербайджана

Ибрагимова А.С.(отделочница)

Казымов Камил ибрагим оглы– облицовщик, выкладывал плитку

Казымова Зоя Николаевна – маляр

Кадыров Михман Мисир оглы - устанавливал сантехнику

Лобанов Николай Михайлович – электрик

Лиховецкая Мария Константиновна - штукатур

Мамедов Мазахир Бахыш оглы – плотник

Мукабенов Н. И.

Нуриева Гельнися Гимазетдиновна – штукатур

Новрузалиев Фельман Фарман оглы

Романов Михаил Юрьевич– сначала работал

Романова Ирина Григорьевна–маляр

Руденко Виктор Михайлович

Роденков В. В.

Третьяков Виктор Христианович – каменщик

Сафаров Дунямеддин Келбихан оглы– устанавливал сантехнику

Сауэр Виктор Николаевич – плотник, все двери, окна его руками поставлены

Сахратов Вели Сардар оглы - каменщик

Садилова Вера Ивановна – в бригаде отделочниц

Сауэр Татьяна Михайловна – в бригаде отделочниц

Сахратова Надежда Владимировна – немного маляром работала

Султанов Э.М.

Шабанов Абдулхалыг Абдулгамид оглы - первые кирпичи закладывал

Шабанова Фаина Ивановна - в бригаде отделочниц

Шабанова Надежда Семёновна – штукатур

Шилин М.А.

Шилина Т.И.(отделочница)

Шеленко В.В.(отделочница)
Примеры очерков о строителях

Мамедов Мазахир Бахыш оглы

В каждом построенном азербайджанцами здании – частица его труда. На БАМ Мазахир приехал в 1974 году по комсомольской путёвке в отряде, состоявшем из 83 человек. Сам родом из Нагорного Карабаха. Как услышал про «стройку века», так и отправился в райком комсомола, чтобы шагнуть «в неведомое, заведомо трудное, слегка прикрытое словом «романтика» (Газета «Путь Октября». 1987 год). И всегда в первых рядах. Работал столяром и плотником (за несколько лет вырос в опытного бригадира плотников), на железной дороге монтёром пути, был членом райкома партии Казаченско-Ленского района, заместителем секретаря парторганизации СМУ Азбамстрой, председателем профкома. Простой парень из Шушинского района стал умелым организатором производства. Сегодня Мазахир Бахыш оглы живёт рядом с нами, принимает активное участие в жизни села.



Онищенко Владимир Михайлович  

Онищенко Владимир Михайлович ( 18 августа 1956 г. в с. Лысогорка Курсавского (ныне Андроповского) района Ставропольского края) - председатель Думы Казачинско-Ленского муниципального района

После окончания школы в 1974–1975 гг. работал фотокорреспондентом районной газеты «Призыв». В 1975 г. по направлению Ставропольского крайкома ВЛКСМ в составе отряда «Ставропольский Комсомолец» прибыл на строительство Байкало-Амурской магистрали (западный участок БАМ п. Улькан). В августе 1975 г. зачислен каменщиком в состав СМП-571 треста «Ангарстрой». С 1979 г. по 1983 г. в составе «СМУ-Азербайджанстрой на БАМе» строил гражданские и промышленные объекты ст. Улькан.

В 1984 г. избран секретарем комитета ВЛКСМ СМП-571 «Юность Сибири» (с правами райкома). В 1989–1992 гг. – преподаватель географии и трудового обучения в средней школе №2 п. Улькан.

В 1990 г. избран в Казачинско-Ленский районный совет народных депутатов (по 1993 г., являлся председателем комиссии по законности и правам человека).

С 1992 г. – заместитель главы администрации п. Улькан, а с 1994 г. по 1998 г. – глава администрации. В 1994 г. избран депутатом Думы Казачинско-Ленского района I созыва (по 1996 г., являлся председателем планово-бюджетной комиссии). С октября 2005 г. по декабрь 2007 г. – глава Ульканского городского поселения.

В марте 2009 г. вновь избран депутатом Думы Казачинско-Ленского муниципального района, председателем Думы. Работает на неосвобожденной основе.

Семейный стаж 36 лет, две взрослые дочери, два внука.

Награжден государственными наградами СССР: медалью «За строительство БАМа», медалью «За трудовое отличие». Отмечен знаками ЦК ВЛКСМ: «За участие в строительстве БАМа», «Молодой гвардеец пятилетки 1 и 3 степени», «Трудовая доблесть», «За активное участие в подготовке и проведени XII Всемирного фестиваля молодежи в г. Москве в 1985г.».

Лауреат четырех фестивалей самодеятельной гитарной песни на БАМе (г.г. Тында, Братск, Северобайкальск). Занимается горным туризмом.

Выводы

Когда-то этой дороге предсказывали большое будущее. Строительству магистрали придавалось огромное значение. Во- первых, БАМ должен был стать вторым, более коротким по сравнению с Транссибом, выходом к Тихому океану. Во-вторых, это - дорога к богатствам Восточной Сибири и Дальнего Востока. Экономисты рассматривали задачу хозяйственного освоения территории в зоне БАМа как крупную народнохозяйственную программу, которую можно поставить в один ряд с такими, как Урало-Кузнецкий комплекс, Ангаро-Енисейский проект, как освоение нефтяных и газовых богатств Западной Сибири.

Сегодня Байкало-Амурская магистраль переживает трудное время, связанное со структурной перестройкой в железнодорожной отрасли. Полностью прекращено строительство дороги, развитие инфраструктуры зоны БАМа.

Трудно жить и работать в этом краю. Слабые люди не выдерживают, уезжают. Остаются сильные. Поэтому БАМ по-прежнему называют дорогой сильных людей. И эти люди пока живут здесь. А мы пытаемся сделать, чтобы о нас не забыли. Считаем также, что такая работа имеет историческую ценность, так как в ней - достоверные факты, фамилии людей. Нужно обязательно продолжить написание очерков, попытаться связаться с теми, кто внёс вклад в строительство Ангои, но давно уехал..


Литература

1. Архив музея.

2. Физическая карта Бурятской АССР, исправлена в 1987 году. Содержание карты разработал кандидат географ. Наук Б. Р. Бурянтуева, канд. Истор. Наук Т. М. Михайлова

3. Башкуев Б. В., Пастернак Л. Г. География Бурятской АССР, учебное пособие для 7-8 классов. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984.

4. Архивные источники в администрации МО СП «Ангоянское»

5. Паспорт Республики Бурятия. ОО «Профиль», по заказу Региональной общественной организации. Новая жизнь, Улан-Удэ



6 Путеводитель/Составитель А.Н.Гаращенко. – Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2009.

  1. Интернет ресурсы о БАМе

Коьрта
Контакты

    Главная страница


История строительной организации бам

Скачать 167.96 Kb.