страница1/3
Дата22.12.2017
Размер2.5 Mb.
ТипКонспект

История возникновения Кремля и Красной площади


  1   2   3

Конспект НОД
на тему: «История возникновения Кремля и Красной площади»

Цель. Закрепить знания детей об истории создания Моск­вы, строительстве Кремля. Дать знания о плане Кремля, назва­нии его башен, их назначении. Воспитывать в детях любовь к родному городу.

Наглядный материал. Схема Кремля, иллюстрации с изображениями башен Кремля, общего вида Кремля.

Ход занятия. Воспитатель выставляет перед детьми ил­люстрации крупных размеров с изображениями общего вида Кремля.

— Ребята, вы узнали это место в Москве? Что это? (Кремль.)



Я вам уже рассказывала о том, как возник Кремль. Теперь расскажите вы мне все, что помните. (Если дети затрудняют­ся, задает наводящие вопросы: зачем был нужен Кремль, ка­ким он был сначала и т.д., подсказывает, выставляет иллюс­трации с изображением деревянного кремля, белокаменного кремля.)

Сегодня мы с вами подробно рассмотрим, что же представ­ляет собой Кремль.

Мы с вами вспомнили, что Кремль — это крепость. Внима­тельно посмотрите на картинки и скажите, а как можно догадать­ся, что Кремль действительно крепость? (Высокие стены, бойницы.)

Да, стены Кремля, действительно, очень высокие — с трех­этажный дом, а в некоторых местах и с шестиэтажный. Конечно, перебраться через такие стены и сейчас очень трудно, а в давние времена было еще труднее.

Вы обратили внимание на узкие бойницы в стенах Кремля. Через них защитники крепости стреляли в нападавших врагов. На внутренней стороне находится боевая площадка, чтобы люди могли не только стоять на одном месте, но и передвигаться от одной бойницы к другой.

(Воспитатель убирает иллюстрации с изображением Крем­ля и выставляет схему Кремля.)

Посмотрите на эту схему. Здесь очень хорошо видны все башки Кремля, попробуйте их посчитать. (Воспитатель помогает де­тям.) Итак, мы с вами насчитали 20 башен. А как вы думаете, для чего нужны башни? (Предположения детей.)

Да, в башнях укрывались воины, жители города, там находились продовольствие, вода, оружие.

Посмотрите на схему внимательнее и скажите, все ли башни одинаковые? Какие вы видите башни? (Большие, маленькие, средние.)



А у них форма одинаковая? (Есть башни прямоугольные, а есть круглые.)

Посчитайте, сколько круглых башен в Кремле? (Три.) Где они находятся? (По углами.) А как вы думаете, почему именно по углам мастера поставили круглые башни? (Предположения детей.)



Круглые башни были наиболее прочными, из них можно было вести обстрел вкруговую, потому что враг был виден не только впереди, но и вдоль всех стен. (Предлагает кому-нибудь из де­тей выйти и провести указкой вдоль стены от одной круглой башни до другой, и дети убеждаются, что действительно с круглых башен был более полный обзор.)

В этих башнях были устроены колодцы с водой, чтобы снаб­жать защитников водой во время осады Кремля, и одна из башен так и называется Водовзводная. Повторите это название. (Дети повторяют название хором и индивидуально по вызову воспи­тателя.)

По названиям башен можно узнать, для чего они предназнача­лись. Вот, например, эта башня (показывает указкой на Угловую Арсенальную башню) называется Угловая Арсенальная, Как вы думаете, для чего она была предназначена. Кто знает, что обо­значает слово арсенал? (Предположения детей.) Арсенал — это склад для оружия. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) А вот эта башня называется Оружей­ная. Вы уже сами догадались, для чего она предназначалась.

А как вы думаете, почему одна из башен называется Боро­вицкая? (Предположения детей.) Эта башня получила свое название от слова бор, когда-то неподалеку шумел красивый со­сновый бор, и вот одну из башен так и назвали Боровицкая.

А вот это — Тайницкая башня. Попробуйте догадаться, от­куда такое название? (Предположения детей.) Эта башня хра­нит очень важную для защитников крепости тайну — в ней нахо­дился тайный колодец.

И наконец, башня, которую вы все очень хорошо знаете. (По­казывает на Спасскую башню.) Как она называется? (Спасская башня.) А как можно узнать Спасскую башню? (По курантам.) Спасская башня — самая красивая башня Кремля.

Кремль занимает много места. Посмотрите на схему, видите, везде проходит стена и нигде нет даже маленького просвета.

Как же можно войти в Кремль? (Предположения детей.) Да, через ворота.

Посмотрите на схему внимательнее, сколько ворот вы насчи­тали? (Пять.) А где они находятся? В самых больших прямоу­гольных башнях. А почему именно в этих местах были сделаны ворота? Сделали ли бы ворота вдоль одной стены? Подумайте. (Предположения детей.)

Ворота расположены так, чтобы в Кремль можно было войти со всех сторон, чтобы жители могли быстро укрыться за стена­ми крепости, когда к их домам подступал враг. Ворота были сделаны из крепкого дуба или металла.

Но еще очень большое значение имело расположение Кремля. Посмотрите на схему, какую геометрическую форму напо­минает расположение всех башен? (Воспитатель обводит указ­кой вдоль всех стен.) Да, действительно, треугольник, только не очень ровный. Давайте рассмотрим, что же находилось за стена­ми Кремля с трех его сторон? Вот с этой стороны что вы видите? (Протекает река.) Да, это река Москва.

А с этой стороны? (Тоже река.) Да, это река Неглинная, по­мните, я вам про нее рассказывала. Где она сейчас? (Под зем­лей, течет в трубах.)

А с третьей стороны жители вырыли огромный ров, через него было трудно перебраться, потому что в нем постоянно стояла вода от дождей.

Вот мы с вами и убедились, что Кремль действительно был очень сильной крепостью и не случайно никому не удавалась эту крепость покорить. Враги туда несколько раз входили, но тогда, когда им открывали ворота предатели.

Много-много лет назад построили этот красавец-Кремль ита­льянские и русские мастера, а до сих пор он вызывает восхище­ние не только у москвичей, но и у всех, кто приезжает в Москву.

Практическая часть.


ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование «Спасская башня Кремля».

В группе на столах все разложено для рисования, а на мольбертах размещены рисунки, фото Спасской башни, стоит макет Спасской башни.

В: Прежде чем приступим к рисованию, ответьте на вопрос, чем мы будем рисовать дети?

Д: Гуашью.

В: Обратите внимание, что башня и кремлёвская стена красного цвета. А, кто скажет, почему у вас на столе две кисти, одна тонкая, а другая толстая?

Д: Толстой кистью мы рисуем все, а тонкой, кто успеет нарисовать раньше других, прорисовываем мелкие детали.

В: Молодцы! Не допускайте попадания излишка воды в гуашь, а так же не допускайте рисования сухой кистью. Промывайте кисточку хорошо, чтобы не допустить смешивания нескольких цветов. Кисть в банке с водой мы не оставляем даже на короткое время, а кладем на палитру, чтобы избежать выгибания кисти. А теперь приступаем к работе.

Дети садятся и под музыку рисуют.

3 часть

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

В заключении занятия делаем анализ готовых детских работ.

В: Ребята, что нового мы узнали на сегодняшнем занятии?

Д: как выглядел первый кремль, про звезду из рубина и.т.д

В: Какое название носит башня, о которой мы сегодня беседовали?

Д: Спасская

В: В каком месте города Москвы находится Спасская башня?

Д: Кремль

В: Как называются часы, которые украшают башню?

Д: куранты

В: Какую функцию выполняли зубцы - ласточкины хвосты, на верху стен?

Д: защищали воинов

В: Ребята, а что вам понравилось на занятии?

Д: Рисовать, смотреть слайды и. т. д. 3-4 ребенка.

В: А мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, как замечательно нарисовали башню. Занятие законченно. Спасибо всем за внимание и прекрасные работы, мне было так же, как и вам очень интересно на нашем занятии





  1   2   3

Коьрта
Контакты

    Главная страница


История возникновения Кремля и Красной площади