• Тип урока
  • Планируемые образовательные ресурсы Предметные
  • Личностные
  • Ход урока. 1.Организациооный момент 2.Активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Герой Положительное в характере Отрицательное в характере
  • * Работа в группах. 1 группа
  • Физминутка. Выступления групп.
  • Подведение итогов. Рефлексия.

  • Скачать 92.84 Kb.


    Дата20.04.2018
    Размер92.84 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 92.84 Kb.

    Итоговая работа



    Урок литературы в 5 классе (ФГОС).

    Тема урока. « М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Тропа Насти и тропа Митраши.»

    Цель: научить раскрывать характеры героев через их поступки, излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

    Образовательные задачи. 1.Учить умению анализировать текст, мотивировать свои суждения. 2.Совершенствовать технику чтения.

    Развивающие задачи. 1.Развивать речь, творческие способности учащихся. 2.Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты, олицетворение).

    Воспитательные задачи. 1.Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе. 2.Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.

    Предварительная работа: чтение сказки-были «Кладовая солнца», сравнительная характеристика героев произведения (таблица), карточки с заданиями для групповой работы, презентация, выполненная в Power Pointe.


    Тип урока урок анализа эпического произведения

    Оборудование: портрет М.М.Пришвина, текст сказки-были «Кладовая солнца», компьютер, проектор, таблицы с правилами ведения дискуссии.
    Планируемые образовательные ресурсы
    Предметные

    -умение понимать тему, идею литературного произведения;

    -уметь пересказывать фрагменты сказки –были, отвечать на вопросы;
    Метапредметные

    -смысловое чтение

    -умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;

    -умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;


    Личностные

    -развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;

    -обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.


    Литература:
    1.Е.С.Барова. Уроки литературы в 5 классе по учебнику – хрестоматии «Шаг за горизонт», Москва: БАЛАСС,2007.

    2.Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. Литература. 5 класс. (« Шаг за горизонт»). Учебник в 2-х книгах. Изд. - М.: БАЛАСС, 2008. ( Образовательная система «Школа 2100»).

    3.М.М. Пришвин сказка-быль « Кладовая солнца».

    Ход урока.

    1.Организациооный момент
    2.Активизация познавательной деятельности учащихся.

    Мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша. Какие положительные и отрицательные черты характера вы отметили, составляя их сравнительную характеристику?

    Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома о героях произведения. (На слайде – иллюстрации с изображениями героев)


    Герой

    Положительное в характере

    Отрицательное в характере

    Общее в характере

    Настя










    Митраша











    3.Основная часть.

    Мы видим, какие они разные. Говоря об авторском отношении к героям, мы отмечали, с помощью каких средств оно передаётся. Но вот между героями возникает спор, конфликт. Кто прав в этом споре? На чьей стороне автор? Об этом мы сегодня будем говорить на уроке. Поставьте для себя цель урока. Чему вы хотите научиться, что выяснить, что узнать?


    Дискуссия.

    1) Расскажите, почему возник конфликт между детьми?



    Обращаем внимание, что конфликт намечается ещё во время сборов детей за ягодами. Митраша вспоминает о палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не бывал», а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное место».

    2) Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

    Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор. Я предоставляю слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя или Митраша, на чьей вы стороне. Давайте обменяемся мнениями и посмотрим, к какому выводу мы придём.

    3) Обмен мнениями. (Демонстрационная таблица поможет учащимся правильно сформулировать свои мысли (См. Приложение 1)).

    Обращается внимание на таблицу с правилами ведения спора (См. Приложение 2)

    4) Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:

    - Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?

    Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.

    5) Учитель: Я не поддерживаю ни одну из сторон. Предлагаю вам разобраться в случившемся, внимательно проследив за мыслью рассказчика. Проследим за героями с самого начала их пути.



    * Работа в группах.
    1 группа (Уровень деятельности группы поисковый)

    1)Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»?


    2 группа (Уровень деятельности группы репродуктивный)

    1) Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач».

    Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?
    3 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)

    Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих?


    4 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)

    Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один? Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» - гл.8)


    5 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)

    Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?


    Физминутка.


    1. Выступления групп.

    По ходу ответов идёт беседа, демонстрируются слайды с изображениями картин- иллюстраций к произведению.


    1 группа представляет карту Блудова болота.

    Учащиеся говорят о том, что Блудово болото, с одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. “Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”. В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
    2 группа представляет выразительное чтение (подготовленное домашнее задание) предложенных отрывков.

    Учащиеся говорят о том, что в отрывке «Ель и сосна» всё вокруг очень мрачно. Деревья борются за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Страшная картина, но и жалко ель и сосну.

    Вопрос: Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).

    Для чего автор использует этот приём? ( С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни детей. Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им ).



    В отрывке «Тетерев-косач» М.Пришвин показывает удивительную красоту природы.
    3 группа инсценирует спор между детьми, рассказывают о поведении детей в этой ситуации.

    Говоря об изображении природы, отмечают, что картина прекрасного утра внезапно меняется, словно подготавливая читателей к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Учащиеся зачитывают отдельные фрагменты текста, показывающие реакцию природы на спор детей.

    Учитель: Автор как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.
    4 группа

    Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверенно шагает, не обращая внимания на предвестников беды; о старушках-ёлочках, мешающих продвижению Митраши, о воронах, которые только и ждут, «что, может быть, скоро будет пожива».

    Вопрос: Почему Митраша всё же становится пленником болота?
    «Загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. Как понимаете эти слова? Какой тайны не открыл Антипыч ребятам? Почему? Что это за тайна? ( Тайна эта- основа жизненной мудрости. Антипыч выступает у Пришвина как хранитель тайны жизни)
    Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими? (Предупреждение Насти и трава белоус). Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. («…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»)

    5 группа


    Учащиеся рассказывают о Насте. Она пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Пришвин, изображая путь Насти, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе. (Ребята доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.

    1. Вывод.

    Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей?

    (Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Собака спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких).

    Учитель: Своим прозведением писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем. Теперь Митраша и Настя, проявив черты взрослых людей, не нуждаются более в своих «детских» прозвищах («золотая курочка» и «мужичок в мешочке»). Тропа Насти, как и тропа Митраши- это дорога взросления, путь, на котором человек раскрывается по отношению к природе и к близким.

    1. Подведение итогов. Рефлексия.

    Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление оценок в группах.

    1. Домашнее задание.

    1) Продолжите предложение:

    • «На мой взгляд, сказка-быль « Кладовая солнца» М.М. Пришвина - …»

    • «Дорога Насти - это…», «Дорога Митраши - это…», «Куда ведут дороги, и что ждет в конце? ... »

    2) Индивидуальное задание: Сказка и быль в произведении М. Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Итоговая работа

    Скачать 92.84 Kb.