• Развивающие
  • Воспитательные: воспитывать любовь к народу, чувство патриотизма; формировать интерес к русской литературе, к творчеству И.С.Тургенева; Тип урока
  • Метод

  • Скачать 55.71 Kb.


    Дата28.03.2018
    Размер55.71 Kb.
    ТипПлан урока

    Скачать 55.71 Kb.

    Иван Сергеевич Тургенев "Записки охотника "



    Тема: Иван Сергеевич Тургенев "Записки охотника "

    Цели урока :



    Образовательные:

    • - познакомить учащихся с циклом рассказов И.С.Тургенева “Записки охотника”, обратить внимание учащихся на идейное и эстетическое своеобразие данных рассказов на примере трех произведений (“Бурмистр”, “Бирюк”, “Певцы”); познакомить учащихся с художниками-оформителями “Записок охотника”;

    Развивающие:

    Воспитательные:

    • воспитывать любовь к народу, чувство патриотизма; формировать интерес к русской литературе, к творчеству И.С.Тургенева;

    Тип урока :урок- лекция .

    Метод : словесный , практический , наглядный.

    Оборудование : мультимедийный проектор , " Бирюк" - рассказ .

    План урока

    1.Орг момент

    2.«Верные - неверные утверждения»

    3. Слово учителя (записи в тетради).

    4. Особенности жанра “Записок охотника”.

    5.Комментированное чтение рассказа «Бирюк»

    6. Эвристическая беседа.

    7.Подведение итогов

    8.Синквейн

    9.Задание на дом.


    Ход урока

    1.Орг момент

    2.«Верные - неверные утверждения»
    1. Родился в дворянской семье.

    2. Родина Тургенева - Москва.

    3. Воспитанием мальчика занималась бабушка.

    4. Знал несколько иностранных языков.

    5. Закончил юридическое отделение Московского университета.

    6. Два года служил в министерстве внутренних дел.

    7. В качестве автора и критика сотрудничал в журнале "Современник".

    8. За революционные взгляды был арестован, а затем выслан в имение под присмотр полиции.

    9. Долгое время жил за границей.

    10. В конце жизни возвратился в Россию.

    11. Похоронен в Париже.

    12. Значительную часть творческого наследия составляют поэтические произведения.


    3. Слово учителя (записи в тетради).

    1. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами И.С.Тургенева из цикла “Записки охотника”. В январе 1847 г. в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном номере журнала “Современник” был опубликован очерк “Хорь и Калиныч”. Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием “Записки охотника”. На причины популярности тургеневкого очерка впервые указал Белинский: “Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил”.

    Публикацией “Хоря и Калиныча” Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев “почву, хранящую жизненные соки всякого развития”, а значение личности “государственного человека”, Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с “толстовской” меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.

    В “Записках охотника” захватывается всероссийский социальный конфликт, сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая – с другой стороны.

    В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею “Записок охотника”: “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильней напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя; враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примириться”. Вот этой ярко сформулированной идее и посвящены “Записки охотника”.

    4. Особенности жанра “Записок охотника”.

    Цикл (от греч. “круг”) – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. (Запись в тетради.)

    5.Комментированное чтение рассказа «Бирюк»

    6. Эвристическая беседа.

    “Бирюк”, 1848 г.



    Какое чувство вызвал у вас этот рассказ?

    - Назовите главных героев рассказа. (рассказчик, Бирюк, мужик).

    - Какую роль в произведении играет пейзаж? чтение отрывка (пейзаж является не только фоном для развития действия произведения, но и помогает раскрыть образ жизни, характер, настроение главных героев).

    - Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии? (Бирюк)

    -Что хочет сказать автор о герое, который появляется при блеске молнии? (автор отмечает его звучный голос, высокую фигуру, хочет подчеркнуть силу героя, показывая его в контрасте с грозой).

     -Как живёт Бирюк? чтение описания избы (очень бедно)

     -Что хотел сказать автор, противопоставляя описание сильной, бушующей грозы убогой избе Бирюка? (описание избы лесника говорит о его социальном положении, а художественный портрет помогает увидеть индивидуальные черты: мужественное лицо, могучие мышцы, высокий рост. В восприятии читателя рассказ о леснике как о грозе мужиков связывается с картиной грозы)

     -Почему крестьяне прозвали лесника Бирюком? (за нелюдимый характер) 

    обратимся к словарю
    -Какой конфликт лежит в основе произведения?

    Понятие конфликта. Определение в тетрадь.

    Конфликт-столкновение, серьезное разногласие(С.И.Ожегов)

    Участники конфликта - это Бирюк и мужик.

    -Составьте небольшой рассказ об участниках конфликта. (I вариант – характеристика Бирюка, II вариант – характеристика мужика) Ребята зачитывают свой  характеристики.

     -Чем вызвана озлобленность, ненависть мужика по отношению к Бирюку? (отчаянием)

    -Объясните смысл финала рассказа. Как вы думаете, почему Бирюк отпустил мужика? (пожалел мужика)

    - Кто из героев, на ваш взгляд, стоит на более высокой нравственной позиции? Почему? (На более высокой нравственной позиции стоит Бирюк: несмотря на то, что он также беден, как и мужик, он не может пойти против своих принципов: воровать, брать взятки и т. д.)



    7.Подведение итогов:

    -Какова же основная идея этого произведения?



     В рассказе Бирюк автор затрагивает вопрос о крестьянском протесте. Образ Бирюка – образ трагический: человек честный, суровый, проникся принципом служению долгу, но всё же он чувствует и правоту крестьянина, которого в лес привело нищенское существование. Автор очень точно передаёт душевный конфликт между долгом и чувством сострадания.

    8.Синквейн
    9.Задание на дом.
    1.Письменный ответ на вопрос “Как выражено в рассказах авторское отношение к крестьянам?”

    2. Подготовить пересказ рассказа «Бирюк»

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Иван Сергеевич Тургенев "Записки охотника "

    Скачать 55.71 Kb.