Скачать 225.42 Kb.


Дата27.07.2017
Размер225.42 Kb.

Скачать 225.42 Kb.

Из опыта работы учителя истории и обществознания мобу степановской средней общеобразовательной школы Обермана Виктора Яковлевича в своей педагогической деятельности исхожу из нескольких основополагающих принципов. Первое



Из опыта работы

учителя истории и обществознания МОБУ

Степановской средней общеобразовательной

школы Обермана Виктора Яковлевича

В своей педагогической деятельности исхожу из нескольких основополагающих принципов. Первое. Чтобы познать историю, необходимо знать факты и события. Они служат базисом, на который опирается все историческое познание. Это значит надо точно знать название события (революция, восстание, война, открытие, фамилию и т.д.). Учитывая, что некоторые революции носят нарицательные названия: «славная», «великая», «бархатная», «оранжевая», а войны: Отечественная, Великая Отечественная, Первая мировая, Вторая мировая, гражданская, освободительная, важно знать и эти понятия. Тут же при изучении фактов, событий необходимо усвоить их дату, хронологические рамки. С этой целью провожу систематическую работу по усвоению исторических фактов. В этом помогают хронологические словари, стенды учебного кабинета «События и факты», «Исторические термины», магнитная доска «Даты». На последней размещается дата изучаемого события, что способствует визуальному запоминанию. Чтобы легче запомнить дату, рекомендую трансформировать ее в телефонный номер, свой возраст или возраст родственников, в стоимость какого-либо продукта (например, 13 руб. 80 коп., что соответствует Куликовской битве – 1380 г.). Второе. Обращаю внимание на изучение явления по определенному алгоритму: а) причины, истоки, предпосылки; б) ход, развитие, динамика; в) последствия, результат. Для этой цели в методической копилке кабинета имеются комплекты памяток: «Изучение революций, восстаний, войн»; «Изучение государственного и общественного устройства» и др. Планомерная работа с алгоритмами приводит к тому, что уже к 7 классу учащиеся способны самостоятельно изучить предложенную тему и более менее системно изложить сущность изучаемого события. Третье. В преподавании истории опираюсь, прежде всего, на свое видение исторического процесса. С момента «Перестройки» изложение исторических фактов в учебниках шло с перегибами в разные стороны (очернительство советского периода, «обеление» белого движения, превозношение царствующих особ и др). Опираясь на мнение автора учебника, высказываю свою личную точку зрения на изучаемое событие или эпоху, даю свою интерпретацию, затем прошу высказаться учащихся и выразить свое отношение к событию, учитывая, естественно, возрастные особенности. Только путем такого синтеза взглядов («три в одном») мы можем получить некоторые исторические знания.

Кроме традиционных форм учёта знаний текущая активность обучающихся фиксируется в ежегодной тетради индивидуального учёта ответов, позволяющей учесть все устные ответы в течение четверти, полугодия, года, даже удачные реплики. Страницы этой тетради выглядят следующим образом: например, 10 класс, история (аналогично по другим классам), обществознание, история Красноярского края:





Фамилия

Количество ответов

Итог

1.

Волков Николай

+ + + + + / + + + + + / + + + + + / + + + + +/…

5,4,4,4

2.

Дмитриева Алёна

+ + + + +/ + + + + + +/ + + + + + / + + + + + / …

3,4,3,3









Размер плюсов соответствует определённой полноте ответов. За пять полноценных ответов, дополнений, уточнений обучающийся получает оценку «5»; в другой комбинации плюсы выдают «4» или «3». При такой системё учёта не пропадает ни один ответ, и даже в старших классах учащиеся чувствуют значимость своих высказываний на уроках. В целях активизации мыслительной деятельности и дополнительного стимулирования иногда за один правильный ответ на сложный вопрос, когда не справляется класс, ставлю оценку «5».

Последние десять лет отказался от выставления отрицательных оценок, так как пришёл к выводу, что отрицательные оценки практически не имеют никакой эффективности. Освоение программы достигается разнообразными средствами, основным из которых является зачёт. Отсутствие двоек в журнале выводит учащегося из дискомфортной зоны общения, ставит его в позитивное поле взаимодействия и даже стимулирует его дальнейшую деятельность, «заряжает» на успешность

В кабинете истории имеется магнитная доска «Битвы и сражения», позволяющая в 5-7 классах демонстрировать динамику битвы при Каннах, Ледового побоища, Куликовской и Полтавской битв, построение и действия македонской фаланги, римских легионов и др. В процессе повторения и актуализации знаний учащиеся, опираясь на зрительный ряд предыдущего урока, реконструируют ход изучаемого сражения. В начале учебного года знакомлю школьников с «Письмом с кафедры», в котором излагаю основные пожелания юным историкам, знакомлю с требованиями, которые я буду к ним предъявлять, даю советы и рекомендации. Особенно детям симпатизирует, что ведется систематический контроль над каждым ответом. При ответе на сложный вопрос провожу импровизированный конкурс «гигантов мысли», он длится ограниченное время. Вопрос может быть перенесен и в домашнее задание, тогда учащиеся подключают родителей, библиотеку, Интернет. В конце концов, мы получаем желаемый результат. Стенд «Учись учиться» содействует формированию навыков составления простых, развернутых планов. Здесь даны рекомендации по выделению главной мысли, идеи абзаца, рассказа, параграфа. По проведению анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Имеется памятка по составлению тезисов, написанию конспекта, рецензии, эссе. В итоге от 70 до 100 процентов овладевают данными умениями. Цель моей работы в этом направлении заключается в преодолении комплексов при работе с текстом, в том числе и электронным, в формировании умений, позволяющих обращаться с текстом на «ты». В обучении некоторым навыкам запоминания и усвоения материала.

Имею наработки по использованию методики В.Ф.Шаталова на уроках истории. Прибегаю к ней в связи с трудностями, возникающими в процессе усвоения исторического материала: необходимость запоминать даты; иноязычные имена собственные; невозможность представить себе былое событие без участия воображения; взаимосвязь запоминания и ориентации в историческом времени. Методика Шаталова рассчитана на изучение математики, но ее элементы применимы и при изучении истории, обществознания, истории Красноярского края. Вычленяю следующие моменты:



  1. Опорные конспекты, позволяющие наглядно в сжатом виде оформить тему урока, основные идеи главы и даже всего курса.

  2. Опорные схемы, позволяющие раскрыть содержание исторического, политологического, культурологического, юридического понятий.

  3. Условные обозначения и символы, предельно фокусирующие внимание обучаемого на минимум понятий, необходимых запомнить.

  4. Буквенные аббревиатуры, которые можно использовать в школе и при обучении в средних и высших учебных заведениях.

  5. Сравнительные таблицы, как существенный метод исторического познания.

Опыт показал, что рассказ или лекция учителя, по крайней мере, в рамках основной школы, должны сопровождаться адекватным зрительным рядом, который хотя бы на уровне подсознания оставляет «следы» в памяти обучающегося. Таким образом легче установить обратную связь и добиться усвоения знаний. Опорный конспект в моём толковании – это не исчерпывающее отображение всего учебного материала, а средство выделить главное, привлечь внимание обучающихся к основным идеям и фактам. В последнее десятилетие журнал «ПИШ» регулярно представляет методические разработки с использованием убедительных опорных конспектов, включая материалы подготовки к ЕГЭ. Это означает – опорные конспекты заслуженно вошли в методику обучения истории. Почему? 1. ОК помогает обучающимся составить чёткое представление об основных составляющих исторических процессов; о наиболее характерных чертах событий, явлений; 2. Процесс составления ОК способствует концентрации внимания, вынуждает даже не слишком усердных детей принимать участие в учебной деятельности 3. Работа с ОК (схемами, таблицами) способствует развитию логического мышления, облегчает понимание причинно-следственных связей. 4. Оптимизируется контроль над усвоением знаний; 5. Совершенствуется технология написания конспектов, необходимая будущим студентам.

Значимым элементом своей методики считаю применение «поразительного факта», «поражающего фактора!». Сначала я удивляю класс какой-либо исторической изюминкой, а затем распутываю вместе с ними весь клубок событий, явлений. Например, при изучении Русско-японской войны это судьба крейсера «Варяга», наличие в ВМФ современного «Варяга», который я наблюдал во время службы на Тихоокеанском флоте в 1968-71 гг., песня «Гибель Варяга». В теме «Куликовская битва» - стратегические выгоды стремительного манёвра Дмитрия Ивановича навстречу монголо - татарам, переправа через Дон, глубина реки в настоящее время на месте переправы - по колено. Пунические войны – как устроить тропу в Альпах для продвижения слонов? Великая Отечественная война – сравнение немецкой и красноармейской каски с демонстрацией последней из фондов школьного музея. И т.д.

Важным считаю приглашение на уроки свидетелей и очевидцев прошлых событий. Мои постоянные гости – это ветеран Великой Отечественной войны сержант Косогор Иван Иванович, бывший пулеметчик. Рассказ фронтовика, ответы на вопросы учащихся, песня в подарок ветерану – все это расширяет представления школьников о прошлом. Трижды орденоносец, ветеран труда Ивкин Иван Федосович подробно рассказывает о работе тракториста на заготовке леса. Дает ценные практические советы. Максимова Галина Ефимовна делится воспоминаниями о воздушной трагедии в 1943 году в небе д. Петропавловка Ирбейского района. Материалы краеведов «Степановка в лицах», альбом «Степановцы в боях за Родину» также используются на уроках. И живые очевидцы, и застывшие в фотографиях земляки свидетельствуют о незримой связи между поколениями.

В 2005 году создал авторскую программу курса «Из истории Приенисейского края в 17-20 веках», в основе которой лежит интеграция курсов «История Сибири и Приенисейского края» и «История Прикунгусья и Ирбейского района». В неё включены портретные характеристики земляков, внёсших достойный вклад в историю села, района, края. Особенность программы в её приближённости к специфике обучения в сельской малокомплектной школе. В её основе – широкое привлечение исторической литературы и источников. Особым компонентом является изучение песен о крае, районе, посёлке. Рецензент к.и.н. Б.Е.Андюсев рекомендовал использовать данную программу в курсе краеведения в Степановской СОШ и в работе учителей истории и краеведения Ирбейского района.



На уроках истории систематически использую песни (сам исполняю на баяне и поем с детьми):

Темы по истории

Песня

Великие географические открытия

Колумб Америку открыл…

Борьба с еретиками

Колдовство

Культура России во 2 половине 19 века

Коробейники, Степь, да степь кругом, Среди долины ровныя

Русско-Японская война

Варяг, Гибель «Варяга»

Гражданская война

Проводы, Там, вдали за рекой, Дан приказ –ему на запад

Великая Отечественная война

Их было только 28, Сын России

Послевоенное восстановление хозяйства

Ласковый май (фокстрот), Сейчас по Нью- Йорку холодному…

Испытание атомного оружия

В небо, взглянув капитаны…

Освоение целины

Едут новосёлы

Освоение космоса

14 минут до старта

Репрессии

Ванинский порт

Темы обществознания




Глобальные проблемы человечества

Бухенвальдский набат, Средь небоскребов и роскошных вилл, Не губите мужики, не губите

Демография

Потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят, Я у бабушки живу

Образование

Песенка первоклассника

Государство

Гимн России

Всеобщая история




Испания

Гренада

Италия

Бела Чао, Бандьера роса

Куба

Марш 26 июля

Латинская Америка

Когда мы едины, мы - непобедимы

Германия

Снова звучит «Ротфронт»

Франция

Под небом Парижа

Слушание и исполнение тематических песен оказывает эмоциональное воздействие на души обучающихся, способствует более глубокому проникновению в сущность проблемы, служат некоторой разрядке напряженности.

С 1979 года выпускники на уроках обществознания пишут работу на тему «Размышления юноши (девушки) при выборе профессии», реферат – «Социальный состав степановского общества». К печальным выводам приводит учащихся анализ таблицы о демографической ситуации в п. Степановка с 1968 г. по настоящее время. В таблице такие показатели: количество заключенных браков, рожденных и умерших. Сначала дети находят средние показатели по десятилетиям, затем сравнивают их. Итоги плачевные: за четыре десятилетия браки - 11, 10, 4, 0,5; рождаемость - 23, 24, 11, 7; смертность - 7, 12, 26, 23. Выводы дети в состоянии сделать самостоятельно. Обращаюсь с просьбой – повысить рождаемость. Занимаемся созданием и защитой виртуальных проектов: открыть свое дело, легенда о памятном месте, об орудиях труда предков. Дети с удовольствием «открывают» кафе, спортивную базу, парикмахерскую, салон красоты, предприятие по переработке лесных отходов, стадион и др. Свои легенды посвящают подснежникам, жаркам, речке Сташевке, Попову плесу, Сосульке, Волнистому и др. Тема «Глобальные проблемы человечества» завершается созданием виртуального мирового правительства, решающего эти проблемы. Большинство детей серьезно озабочены спасением человечества, предлагают свои варианты, порой, нестандартные. С помощью учителя подводятся к двум вопросам: нужны громадные деньги, необходимо повышать культуру человека.

Некоторые уроки провожу прямо в музее по темам: эпоха переселения, репрессии, война, история леспромхоза, история школы. Специальный урок проходит у краеведческой панорамы «Прекрасно однажды в России родиться», посвященной взаимосвязи малой и большой Родины. Один урок проводим в сельсовете (Устав поселения, органы местного самоуправления). Один урок у памятника погибшим в ВОв с последующим описанием памятника и выполнением его рисунка. Таким образом, стараюсь чаще проводить нестандартные уроки, разнообразными средствами пытаюсь разбудить у школьников интерес к истории своего поселка, района, а через них - к истории России.

Веду внеурочную деятельность, она заключается в расширении знаний обучающихся за счёт региональной и местной истории. Задачи: формирование патриотов Красноярского края, навыков исследовательской и оформительской работы, сопричастности к продолжению дела наших предков. Ежегодно участвуем во Всероссийском конкурсе исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия, ХХ век». 2006 год – «И всё на свете…» о судьбе Ильенко К.Г., побывавшей в детстве в оккупации, авторы ученицы 10, 11 классов Лёвина Р. и Козлова О. 2007 год – «На всю оставшуюся жизнь» о судьбе Карнауха М.Ф., солдата, учителя, директора Степановской восьмилетней и средней школ, автор ученица 8 класса Табакаева К. 2008 - «Тувинцы в Краслаге» - о судьбе профессора КГПУ Черкашина В.С. 2010 - «С войной покончили мы счеты?» - о послевоенной судьбе степановских ветеранов. В 2009 году краеведы приняли участие в районной и городской (г. Зеленогорск) научно-практической конференции с работой «Степановцы в боях за Родину» и заняли первое место. 4.12.10 участвовали в городской открытой НПК с работой «Партизанская война в Прикунгусье», заняли первое место. С каждой работой автор выступает перед классом, который выполняет при этом творческое задание. В ходе такой деятельности отечественная история дополняется местной, учащиеся убеждаются, что историю творят обычные люди, наши земляки.

Одной из задач, стоящих передо мной, как историком, считаю сохранение «следов» прошлой и нынешней эпох. Для этого силами кружка «Юный краевед» в музее оформлены такие экспозиции:


  1. «Эпоха переселения» - о заселении Прикунгусья в начале ХХ века; об истории деревень: Назолино, Амбарчик, Соболевка, Старики, Романовка, Козаевка, Покровка, Арангаш;

  2. «Живи, моя Степановка» - о возникновении и этапах развития п. Степановка с 1907 г.;

  3. «Кровавые те времена» - о репрессиях 30 - 40-х годов ХХ века и истории Краслага на Ирбейской земле;

  4. «Степановцы в боях за Родину» - о боевом пути участников Великой Отечественной войны из Степановки и бывших соседних деревень;

  5. «В лесу раздавался топор дровосека» - об истории Степановского леспромхоза, строительстве нового посёлка;

  6. «Страна эта в сердце всегда» - о развитии образования в Степановке.

В школьном музее собрано около 60 экспонатов. Экскурсии по музею помогают детям осознать своё место в историческом процессе, тем более, что фотографии многих уже присутствуют на стендах и в альбомах.

Главная моя историческая тема это Великая Отечественная война. Программный материал дополняю изучением вклада жителей Красноярского края, Ирбейского района, п. Степановка и соседних деревень в достижение победы. К 60 – летию Победы в Великой Отечественной войне прошла операция «Священная земля», в ходе которой в основание памятника засыпана земля, высланная с братских могил погибших земляков. С позиции христианских традиций у родственников появилось полное основание поклониться праху погибших в далёких землях прямо у памятника. В день 65 – летия Победы у памятника погибшим прошла «Юбилейная поверка», где старшина роты из старшеклассников называл фамилии 83 ветеранов, а краеведы отвечали: «погиб в боях за Родину», «пропал без вести», «умер в таком-то году» или «проживает на такой-то улице». По реке Кунгус спустили на воду 65 корабликов с числом «65» на борту. Вся школа исполнила песню красноярских авторов «Честь и салют Вам по праву». Краеведы подсчитали по Книге памяти Красноярского края число погибших из Ирбейского района – 3807, из них пропало без вести – 1902, число призванных – 9402.

В рамках изучения Истории края собран материал «По страницам истории Краслага». В нём отражена «биография» таких командировок Тугачинского ОЛП (отдельный лагерный пункт): Амбарчик, Игиль, Кужо, Жидарба, Белоусов, Самсоновка, Степановка. Составлена карта расположения лагерей, картосхемы некоторых их них по рисункам старожилов или с их слов. В 2002 году по инициативе краеведов и с помощью районной и местной администраций установлен памятник «Памяти жертв политических репрессий», где проходят митинги 30 октября. Записаны воспоминания бывшей лагерной поварихи Ольховой Л.Г.. В 2004 году В Амбарчике на братской могиле заключённых вместе со школьниками из гимназии № 5 г. Красноярска установлен лиственный крест. Совершена экспедиция на Кужо, где похоронен репрессированный Трубицын И.Т. из Омской области, по просьбе его сына В.И. Трубицына. Описаны биографии репрессированных Обермана Я.К., Леонгарда А.И., бывшего трудармейца профессора КГПУ Черкашина В.С.. Материалы по истории Краслага и о судьбах его узников использую на уроках истории, при проведении общественных акций. В результате этой деятельности возрос интерес школьников к истории своей семьи и своей родословной.

На уроках Истории Красноярского края традиционным является реферат по теме «Вклад моей(го) бабушки (дедушки) в развитие края». Пишутся эссе на темы: «Устройство русской печи и её значение», «Изготовление лодки – долблёнки», «Процесс производства дранки», «Водяная мельница», «Как делали сани и телеги?», «Свадебный обряд в старые времена», «Породы древесины и их использование в быту и на производстве». Каждая работа защищается перед классом. В конце года проводим экскурсию на место первого степановского зимовья Степана Ефремовича. Фотография на фоне бывшего зимовья олицетворяет связь нынешнего и прошлого поколений.

С целью сохранения памяти о преобразованиях первых переселенцев и последующих поколений выпустил книги:

1. «О моих земляках и немного о себе», В.Я.Оберман, Красноярск, «Офсет», 2000.



  1. «Из святого колодца памяти», Очерки истории Ирбейского района, под редакцией В.Я.Обермана, Зеленогорск, «Зеленогорская типография», 2001.

  2. «Мы сурового времени дети», И.А.Долгачёв, редактор В.Я.Оберман, Канск, «Канская типография», 2003.

  3. «На всю оставшуюся жизнь», М.Ф.Карнаух, редактор В.Я.Оберман, Красноярск, «Офсет», 2006.

  4. «Прими земной поклон», В.Я.Оберман, Красноярск, «Офсет», 2009.

Материалы данных книг позволяют оптимально сочетать изучение истории края, района, посёлка. В 2007 году школа и СДК подготовили концерт и провели мероприятия по празднованию 100-летия п. Степановка. Краеведы записали на диктофон рассказы о знатных людях посёлка и опубликовали их в районной газете «Ирбейская правда» под рубрикой «Степановка в лицах». На празднике присутствовал первый директор школы с 1958 по 1974 годы Карнаух Михаил Филиппович, проработавший в школах района 30 лет, ректор КГПУ Н.И.Дроздов, директор Канского педколледжа А.Л.Андреев и др. Совместная деятельность в праздновании юбилея расширила кругозор школьников и оставила зарубку на память.

Для формирования исторического сознания и практических навыков поведения в лесу школьников провожу одно- и двухдневные походы по местам расположения бывших переселенческих деревень и бывших лагерей. Разработана технология, начиная от распределения обязанностей участников и кончая оформлением итоговых результатов. Это позволяет «потрогать» прошлое собственными руками, привить любовь к родной земле, соединить академическую историю с историей повседневности и историей своей семьи, своего рода. Для придания походам некоторой исторической правдоподобности на общем собрании выбираем Вождя, моего заместителя, зачастую с воинским званием «майор» или «капитан». Наряду с традиционными руководителями разных служб, выбираем Летописца, фиксирующего всё самое интересное и прикольное. С собой берём музыкальный центр, в 23-00 устраиваем дискотеку. Проводим конкурс на лучшую палатку. Ночь проходит у костра с песнями под гитару и играми, со страшилками и приколами. Назавтра провожу урок истории с обследованием остатков былого. В процессе полуторасуточного общения: - учимся правильно двигаться по лесу; - ставить палатки и разводить костёр; - обретаем навыки общения, заботы друг о друге; - закаляемся физически, проверяем себя на выносливость; - окунаемся в прошлое полувековой и большей давности; - учимся выживать в полевых условиях; - формируем чувства патриотизма и гражданственности. Вот примерные маршруты походов:



класс

место

расстояние

тип похода

1

Стадион

1 км

однодневный

2

Попов плёс

1,5 км

однодневный

3

Зимовье

2 км

однодневный

4

Малиновое

2,4 км

однодневный

5

Волнистое

3,5 км

однодневный

6

Амбарчик

5 км

однодневный

7

Соболевка

6 км

двухдневный

8

Запань

7 км

двухдневный

9

Заповедник

7,5 км

двухдневный

10

Белоусов

8 км

двухдневный

11

Арангаш

12 км

двухдневный

По итогам походов оформляются альбомы. В походах школьники учатся преодолевать себя, познают окрестности посёлка, закаляются физически.

Члены краеведческого кружка осуществляют уход за памятниками «Вечная память погибшим» и «Памяти жертв политических репрессий», в результате чего воспитывается бережное отношение к памятникам прошлого. Ведутся альбомы «По родным просторам», «Походы школьников в прошлое», «Растим патриотов», в результате чего формируются оформительские и эпистолярные способности. Кроме того, на вечерах встреч бывшие выпускники могут окунуться в мир своего детства. Два бывших краеведа уходили добровольцами на службу в Чечню, один награждён медалью «За отвагу». Так незримо осуществляется связь между поколениями: от Великой Отечественной войны через Афганистан и Чечню к нашим дням. С 1999 года кружок ведёт «Летопись посёлка и школы», где отражаются важные события из современной истории, в том числе и трагические. Такая летопись может в будущем послужить основой некоего исторического исследования. Эта работа приучает ребят к внимательности, прививает интерес к истории своей малой Родины. В конце года на итоговом занятии, каждый краевед в занимательной форме или в форме электронной презентации отчитывается в проделанной работе. Здесь исполняется песня «Глобус крутится, вертится», песня о Степановке «Поселок мой», намечаются планы на будущий год.

Для «выхода в свет» и укрепления связи с социумом ведётся «Книга посетителей». В ней есть добрые отзывы Героя Советского Союза А.А.Кублицкого, космонавта Ю.Маленченко, поэта Н.Ерёмина, выпускников полковника М.Ф.Засемкова, полковника Вл.Обермана, майоров Шарыпова и Леонгарда, профессора В.С.Черкашина, районного депутата И.В.Анцифирова, десятков выпускников.

В 2007 году выиграл грант на создание культурно-исторического пространства на 2 этаже школы и приобретение походного инвентаря. Связующим звеном между школьным сообществом, историческим прошлым, нашей экосистемой является школьный оберег «Степаныч» (деревянное изваяние, вырезанное из дерева выпускником Фёдоровым С.О.), у которого проходят ритуалы посвящения в первоклассники, другие общественные акции. Название выбрано в ходе внутришкольного конкурса, ассоциируется с названием п. Степановка. Противоположная стена была пустая. Решили провести конкурс по её оформлению. От 11 класса поступила идея отразить на ней тему репрессий, учитывая, что в нашей тайге в 30-50 годы прошлого века располагалось 10 лагерей. 9 класс выразил мнение, отобразить на стене Великую Отечественную войну, так как в посёлке раннее проживало более 70 её участников. 5-7 классы предлагали темы детства. Краеведы всё взвесили и решили, что стена должна быть посвящена идее малой и большой Родины. Рассуждали так. Из глубины веков сквозь нашу природу на нас взирает дедушка «Степаныч». Его взор устремлён через наш посёлок, район, край к столице нашей Родины Москве. Отсюда образуется некоторое историческое пространство. В нём 4 раздела. Первый посвящён родному посёлку Степановка. Второй – Ирбейскому району, третий соответственно Красноярскому краю. Наконец, четвёртый - России. Чем заполнить эти разделы? Учитывая, что здесь будет, прежде всего, визуальное восприятие, решили обойтись минимумом художественных средств, образов, информации. В каждом разделе представлены:



  1. Карта региона;

  2. Герб;

  3. Центр, столица;

  4. Площадь региона;

  5. Количество населения;

  6. Дата основания;

В единое целое все разделы соединил российский триколлор, проходящий по диагонали за картами с запада на восток. По нему сверху надпись: «Прекрасно однажды в России родиться» - слова из стихотворения В. Коротаева.

Веду с ребятами альбом «Выпускник шагает по дороге», в котором имеются фотографии и списки всех выпускников, начиная с 1958 года по 2010 г.



Использование ученического юмора. Все примеры взяты из собственной практики и при изучении определённой темы всплывают в памяти и передаются детям. Служат поводом для изучения темы или обсуждения вопроса.

тема

Юмористический пример

Первые пятилетки

Днепрогэс строили врукопашную (вручную)

Восточные славяне

Бревно барахлило землю (рыхлило)

Борьба с кочевниками

Пловцы напали на Киев (половцы)

Древний Египет

Храмом управлял жребец (жрец)

Междуречье

Между Тигром и Евфратом находилась Мясопотамия (Месопотамия)

Новая экономическая политика

НЭП был рассчитан на весь переходный … возраст (период). Во время продразвёрстки крестьянам оставляли зерна на проживу, а остальное - изымалось.

Древняя Греция

В Египте правил фараон, а в Афинах – родительское собрание (народное)

Разгром немецких рыцарей

Ледовое побоище происходило на Чукотском озере (на Чудском)

Смутное время

Василий Шустрый начал оборону… (Шуйский)

Феодальные отношения

Поместье – это подземное владение (земельное)

Классовая борьба

Это классическая борьба

Создание ядерного оружия

Внутри атомного оружия находится «ядер»

Отечественная война 1812 г.

Партизанские отряды возглавляли офицеры срочной службы

Гуситские войны

Ян Гус выучился на патриота

На Яне Жижке был бронежилет (по рисунку)



Древняя Хакасия

Они стали разводить верблюдей

Повинности крестьян

Была подводная повинность, она выполнялась под водой (подвода)

Монголо-татарское нашествие

Бревно-таран называлось взломщик

Родовой строй

Племенем управлял совет директоров (Совет старейшин)

Древняя Спарта

Циновка – это такой маленький паласик

Реформы Петра 1

Пётр 1 создал круглосуточную армию (регулярную)

Родословная

Гинекологическое древо (генеалогическое)

Ремесло

Кузнецы – это металлисты

Спарта

Если мальчик был непрочный, его выбрасывали в пропасть

1 русская революция

Поп Гапон повёл рабочих к Белому дому (к Зимнему дворцу)

Япония

У японцев был двухпалаточный парламент (-палатный)

Зависимые крестьяне

Феодалы шефствовали над крестьянами

Экономическое развитие Западной Европы

У них проводилась морданизация (модернизация)

Древние земледельцы

Сначала земледелием занималась женщина, а потом – человек (мужчина)

Этапы освободительного движения

«Молодые штурмовики будущей бури»,- звал их Герцен (штурманы)

Напоминание этих шедевров создаёт особый колорит на уроке, снимает напряжение, сближает учителя и учащихся. Десятилетиями озадачиваю выпускников вопросом: Как возник ритуал крашения губ у женщин? Есть ли этому какое-либо бытовое, физиологическое или научное объяснение? Обещаю дать ответ на выпускном вечере. Но в суматохе вечера о вопросе обычно забывают или я дипломатично ухожу от него, таким образом, интрига сохраняется на долгие годы.

февраль 2011г В.Я.Оберман

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Из опыта работы учителя истории и обществознания мобу степановской средней общеобразовательной школы Обермана Виктора Яковлевича в своей педагогической деятельности исхожу из нескольких основополагающих принципов. Первое

Скачать 225.42 Kb.