• Автор выражает глубокую благодарность компании ООО «Сталь» в лице директора Просвиркина Петра Николаевича
  • Честь и хвала им! Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу…
  • Тобольские юбиляры 2012-го года ТОБОЛЬСК
  • Книга приоткрывает завесу истории
  • НЕ ПО ВРЕМЕНН О Й ОБЯЗАННОСТИ (предисловие автора)
  • Залог величия его А. С. Пушкин
  • Начало начал
  • 4 июня 1587-го года
  • «Нам станут гордостью полезные деянья»



  • страница1/18
    Дата28.11.2017
    Размер3.16 Mb.
    ТипКнига

    Ж з л т (Жизнь замечательных людей Тобольска) чтобы знали и помнили!


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    Ж З Л Т

    (Жизнь замечательных людей Тобольска)
    ЧТОБЫ ЗНАЛИ

    И ПОМНИЛИ!



    Автор выражает глубокую благодарность

    компании ООО «Сталь» в лице директора

    Просвиркина Петра Николаевича

    за финансовую помощь и поддержку в издании этой книги


    В Тобольске родилось и жило много замечательных людей,

    которые внесли большой вклад в его культуру, экономику, общественную жизнь.

    Все они достойны памяти.

    Памяти не только тоболяков, но и жителей других городов России,

    потому что, приумножая духовное богатство Сибири, они, тем самым, способствовали развитию нашей родины в целом.

    Честь и хвала им!

    Зрелище жизни великого человека

    есть всегда прекрасное зрелище:

    оно возвышает душу…

    возбуждает деятельность.

    В. Г. Белинский


    Татьяна Солодова (Матиканская)

    ЭТО НАДО ЖИВЫМ!
    Тобольские юбиляры 2012-го года




    ТОБОЛЬСК

    2011 г.

    92 (253. 3)

    С 60

    Все права защищены. Воспроизведение в любом виде,



    полностью или частями запрещено.

    При использовании материала ссылки обязательны.

    Книга Т. И. Солодовой (Матиканской) «Это надо живым. Тобольские юбиляры 2012-го года» рассказывает о тех замечательных людях, связанных с Тобольском, чья юбилейная дата приходится на 2012-й год. Одни из них широко известны в нашей стране, значение других ограничивается рамками Сибири, Тобольской губернии или Тюменской области, городом Тобольском. Но все они заслужили добрую память потомков.

    В книге, представляющей собой биографические очерки, говорится о 448 тобольских юбилярах 2012-го года.

    Она будет интересна и полезна преподавателям гуманитарных дисциплин, краеведам, школьникам старших классов, студентам средних и высших учебных заведений, туристам и работникам сферы туризма, а также всем, кто любит Сибирь и хочет узнать о людях, вошедших в её историю.

    © Т. И. Солодова. 2011


    г. Тобольск

    2011


    Чтобы помнили
    Татьяна Ильинична Солодова является зачинателем очень важной для истории города традиции – серии книг «Жизнь замечательных людей Тобольска» (ЖЗЛТ). Первой в этой серии она выпустила книгу о жизни выдающегося учителя и краеведа Г. И. Симонова «Заложник времени».

    Книга «Это надо живым (Тобольские юбиляры 2012 года)», изданная в той же серии, по своей форме представляет разновидность Календаря знаменательных дат, освещающего годовщины наиболее значимых событий и выдающихся людей в истории г. Тобольска с четко обозначенной авторской позицией.

    В своем календаре знаменательных дат Т. И. Солодова дает собственную, оригинальную структуру материала, в отличие от традиционной, словарной – изложение биографических очерков по алфавиту, где не учитывается содержание того или иного очерка, и они не связаны друг с другом тематически. Автор систематизирует материал по 16 разделам, точнее, темам, которые помогают читателю представить событие или личность в контексте связанных с ними хронологических периодов, проблем и явлений.

    Первый раздел книги «Начало начал» отражает важнейшие события из истории города, а также особо значимых мест, зданий и сооружений (Тобольское Завальное кладбище, Тобольское наместничество, Тобольская казенная палата, Тобольская судоверфь, первый загородный пионерский лагерь и проч.).

    Вторую содержательную часть книги, отраженную в 15 разделах – темах, составляют очерки о людях, чьи судьбы стали значимым явлением в истории города, региона, страны и всего мира; о людях, которые в своей профессиональной, научной или творческой деятельности сложились как яркие, уникальные личности.

    Каждый раздел книги отличается оригинальным художественным названием, связанным с тематикой содержания очерков: «Человеку по работе воздаётся честь» - о профессионалах своего дела, «Истинной жизни нет без искусства»- о представителях культуры и искусства, «Добро вовек не забудется» – о благотворителях, «Убитые не на войне» - о жертвах политических репрессий и др.

    Т. И. Солодова не просто сообщает читателю информацию о том или ином событии в истории города, историческом или общественном деятеле, но и раскрывает авторское, личностное отношение к нему. Она осмысляет уже в какой-то мере известные материалы, расставляя свои акценты, что находит отражение в названиях: «Высокий нравственный авторитет», «Северный певец», «Титан науки», «Кисть, зовущая к состраданию» и др. Татьяна Ильинична уходит от стереотипов в оценках личности, подчеркивая наиболее значимые, на её взгляд, черты характера, профессиональной и служебной деятельности исторической персоны.

    Несмотря на то, что юбилейные даты, представленные в календаре, разные, и по хронологии, и по содержанию - годовщины рождения и печальные даты со дня смерти человека, у читателя создается впечатление, что речь идет о хорошо знакомых, ныне живущих людях.

    Значимым явлением данного календаря является не только представление юбилейных дат известных - уже «прославленных» в ранее опубликованных изданиях людей, но и открытие для нас давно забытых имен: Ивановского Василия Александровича, Павлова Алексея Степановича, Машанова Михаила Александровича и др.

    Достаточно ярко в авторском исследовании Т. И. Солодовой представлены выходцы из династии духовенства – сословия, которое, несмотря на свою замкнутость, сыграло существенную роль в формировании культурно-образовательной элиты нашего региона. Имена Г. Я. Маляревского, А. С. Агафонова, Н. А. Абрамова и др. известны своими благими деяниями, которые ярко проявились именно на светском поприще.

    Много интересных биографий в календаре связано с просветителями, учителями и деятелями высшего образования и науки, в том числе и представителями татарской национальности.

    Достойное место в календаре заняли деятели властных структур, которых автор назвала «отцами» Тобольского края.

    Автор не обошла вниманием и когорту «несчастных людей» - т.е. сибирских ссыльных, судьбы которых отчетливо проявились в истории региона. Значительное внимание в работе уделено и людям, пострадавшим в годы сталинских репрессий.

    Следует особо подчеркнуть главное предназначение такого рода изданий, как книга Т. И. Солодовой «Юбиляры», - сохранение в истории памяти о человеке или события, передаче их из поколения в поколение. С этой задачей Татьяна Ильинична справилась успешно.


    Г. К. Скачкова, канд. истор. наук,

    доцент кафедры истории и

    методики преподавания истории

    Книга приоткрывает завесу истории
    «Знание прошлого, своей истории является необходимым основанием для творчества, для самосознания, для уяснения того, в чём смысл нашего существования», - пишет современный публицист Киселёв.

    Счастлив тот, кто поймёт, что в мире нет ничего случайного. Всё подчинено Промыслу Божию о человеке. У каждого своя миссия.

    На мой взгляд, у Татьяны Ильиничны Солодовой, кроме миссии учителя, жены, матери, главное предназначение – возбуждать в людях интерес, удивление, любовь к своему краю, его прошлому - книгами «Сплетение судеб и времён», «Подвижник искусства», «Заповедное слово», «Корабль из добрых дел», «Заложник времени».

    Радостно смотреть на новую книгу – плод увлечённости и трудолюбия Т. И. Солодовой. Чем измерить работу писателя? Может, количеством страниц? Их 264. Может, количеством использованной литературы? В списке 55 названий. Может, количеством тобольских юбиляров 2012-го года? Их 448, а в оглавлении 16 разделов. Может, бессонными ночами? Кто о них знает и кто их считал? А, может, количеством людей, которые соприкоснутся с книгой? Как от камня, брошенного в воду, расходятся круги всё дальше и дальше, -верю - придут отклики, неожиданные и удивительные, из других городов и даже стран.

    Я открываю книгу наугад и выхватываю глазами строки: «Три раза в неделю осуждённый должен был в церкви становиться на колени перед алтарём, творить крестное знамение, касаться пола и читать молитвы»…

    Открываю в другом месте: «… скрывающийся от полиции живописец снимает портрет с жены государственного преступника Муравьевой. А так как в предписании «воспрещено строжайше государственным и политическим преступникам, равно поселенцам, снимать с себя портреты», а насчёт их жён «не объяснено», то «какие меры должен я предпринять в настоящее время?»

    Ещё: «Выходец из Польши, он служил в начале 20-го века в Сибирском стрелковом полку… Влюбившись в тоболячку Марию Устинову, он остался в нашем городе и стал отцом большой семьи, где было 6 человек детей»…

    Эти отрывки заинтересовывают меня, и уже хочется не перелистывать страницы, а сесть и читать с самого начала, читать внимательно и вдумчиво.

    Книга приоткрывает завесу истории. Если за один год найдено 26 юбиляров, о которых не упоминали ни справочники, ни словари, то какие драгоценные находки впереди!

    В жизни редко бывает так, что человек хочет или может раскрыть свою душу для будущих поколений - в письмах ли, в дневниках ли. Поэтому, когда историки-биографы не формально относятся к жизнеописанию реальных людей прошлого, а стараются через внешние факты проникнуть в их внутренний мир, вдумчивый и внимательный читатель может почувствовать то, что скрывается за «фасадом» биографии. Книга Т. И. Солодовой даёт возможность заглянуть в глубинную суть человека.

    Автор любит своё дело. Оно ему в радость, и это чувствуется в результатах его труда. Ощущаешь стремительность его мысли, проникаешься этим и превращаешься из читателя в сотворца.

    Мне как библиотекарю Тобольской духовной семинарии более интересны разделы «Цвет русского православия» и «Из духовного звания». Очень многие замечательные люди, о которых в них рассказывается, учились в Тобольской духовной семинарии. Думаю, что эти разделы заинтересуют нынешних семинаристов. Мысленно создаю галерею портретов или список «Выпускники ТДС».

    Уверена, что книгой будут пользоваться в учебных целях. И здесь неоценимо наличие указателя именных статей, составленного автором. Я как библиотекарь придаю огромное значение справочному аппарату научной или учебной книги и, когда нахожу именной указатель, всегда радуюсь тому, что он облегчит читателю работу с книгой.

    «Надо было видеть семидесятилетнего сочинителя, сидящего, сгорбившись, над грудами книг и рукописей и нередко ночью при свете огня… не проходило дня, который бы он бросил в жертву праздности.

    Надо было подивиться примерному трудолюбию и терпению» - вспоминал о П. А. Словцове краевед Н. А. Абрамов.

    «Я… за труды не ищу награды, желая только быть полезным для Сибири читающей…» - говорил Пётр Андреевич Словцов.

    Приобщаясь к жизни замечательных людей прошлого, мы осмысляем себя. Стыдно, что я не читала Словцова, хотя каждый день вижу на полке его книгу «История Сибири»…

    Абрамов Н. А., Ивановский В. А., Сулоцкий А. И., Словцов П. А. – вот на кого надо равняться по трудолюбию.

    Наш современник может брать пример с любого или почти с любого тобольского юбиляра 2012-го года. А многих из них – хранить в своей душе как идеал. Лично для меня особенно притягателен С. Я. Знаменский, человек высокой нравственной и духовной культуры.

    Книга «Это надо живым» самим своим названием говорит о важности памяти. Она - как мост между прошлым и настоящим, мост, перекинутый через пропасть забвения, равнодушия и бездуховности.

    Н. Н Чукомина,

    библиотекарь Тобольской

    духовной семинарии

    НЕ ПО ВРЕМЕННОЙ ОБЯЗАННОСТИ

    (предисловие автора)
    Эта книга, как и некоторые мои другие, родилась из статьи. Часто бывает так: материал, планируемый только для небольшой работы, настолько увлекает, оказывается настолько значимым и - не менее важно - имеет потенциальные возможности (источниковую, документальную базу) развиться вглубь и вширь, что превращается в книгу.

    Я воспринимаю наше время как время возвращения памяти. Памяти и общественной, и индивидуальной, личной. Чем лучше мы узнаём прошлое, чем глубже проникаем в него, тем больше получаем шансов на человечное будущее. Не человеческое – люди бывают разные: Нерон, Гитлер, Сталин – тоже «человеки». А человечное, гуманистическое – без войн, националистической вражды, патологического цинизма, жестокости, безнравственности. Чем подробнее мы узнаем о благородных поступках, добрых делах, научных открытиях во имя человека, о создании прекрасных произведений искусства, бескорыстном энтузиазме, любви к родному краю деятелей прошлого – среди них и те, кто близки нам по месту жительства: наши земляки, - тем сильнее они входят в нашу душу, воспринимаются как родные люди; тем дороже становится нам прошлое.

    Небольшая книга «Это надо живым» вместила в себя 431 человеческую судьбу. Столько тоболяков-юбиляров 2012-го года мне удалось найти. Кроме того, в число «именинников» 2012-го года я включила 17 объектов духовной и материальной культуры: Общества, здания, учреждения - со времени основания которых в 2012-м году насчитывается «круглая дата», оканчивающаяся на «ноль» или «пять». Сюда же вошли юбилейные исторические события, связанные с Тобольском. Всего 448 юбиляров.

    Основными источниками сведений о них стали «Тобольский биографический словарь» и «Большая Тюменская энциклопедия». Краткие и деловые по стилю изложения, что вполне соответствует жанру справочной литературы, словарные статьи я старалась расширить и углубить. По возможности, не просто перечислить этапы жизни и деятельности, но и показать человеческие качества той или иной персоналии: её характер, окружение, интересы, внутренний мир. Порой, если о герое удавалось много узнать, рассказ превращался в развёрнутое повествование с интересными подробностями из его жизни. Порой приходилось ограничиваться лишь скупыми сведениями.

    Помимо этих двух источников, я искала информацию о тобольских юбилярах повсюду: в краеведческих журналах и книгах, в Интернете, использовала архивные данные. Иногда мне что-то рассказывали знакомые, коренные тоболяки; кто-то из моих героев оказывался лично мне знакомым - по далёкому детству или недавнему прошлому. Таким образом я обнаружила ещё 36 «именников», сведения о которых не имеются в «Тобольском биографическом словаре», а фамилии 26 из них не включены и в «Большую Тюменскую энциклопедию».

    Среди них больше всего краеведов и учителей: члены общества Тобольского губернского музея М. В. Филиппов (1875-1942) и В. А. Ивановский (1862-1920); учителя Е. Н. Раева (1862-?), Е. С. Клочкова (1908-1992), А. С. Знаменский (1898-1982), Е. А. Кайдалова-Шулинина (1913-1992) и др. Вне внимания биографов-создателей словарей оказались знаток мусульманской культуры М. А. Машанов (1852-1924), церковный библиограф В. М. Волков (1894-1987), профессор медицины М. Я. Капустин (1845-1920), священники братья Скосыревы: Василий Николаевич (1870-1937) и Константин Николаевич (1884-1937), мастер-косторез В. Н. Лопатин (1911-1942) и др.

    Я поняла, что список юбиляров будет не полным, если не включу в него тоболяков, родившихся и проживающих в нашем городе или оказавшихся в нём: кто по своей воле, кто в результате произвола властей – репрессированных и расстрелянных в страшном 1937-м году. Трагическая дата! Но она должна быть закреплена в нашей памяти вечной печатью.

    431 судьба! За каждой стоит уникальная личность, неповторимая жизнь: длинная или короткая; одинокая или окружённая родными по крови и близкими по духу людьми; в основном, реализованная, но не всегда в полную возможность таланта и энергии.

    И 290 из судеб – трагические, оборванные пулей. О большинстве из убитых в 1937-м году тоболяков мы ничего не знаем, кроме минимума: год и место рождения, место работы, дата расстрела. Чем была наполнена их жизнь? Поступками добрыми или не очень? Стремлением к духовному развитию или удовлетворением самим собой? Желанием приносить пользу или жить для себя? Не известно. Но все они жи-ли! Все они кого-то любили и их кто-то любил. У всех у них были планы на будущее, близкое и далёкое. Все они имели право на жизнь! Их лишили этого права – священного права! – без суда и следствия. Поэтому уже только в силу ужасного насилия, совершённого с ними, они достойны нашей памяти…

    Сложность в написании этой книги для меня заключалась в том, что иногда невозможно было точно установить даты рождения и смерти того или иного известного лица, поскольку в разных источниках они варьировались. Но думается, если даже правильная юбилейная дата кого-то из них и приходится не на 2012-й год, это не так важно.

    Главное, - все замечательные люди Тобольска, не зависимо от юбилейной даты, достойны нашей благодарной памяти; они заслужили, чтобы мы писали, думали о них, равнялись на них не только в строго определённые юбилярные дни, а как можно чаще – сердцем и душой, а не по временной обязанности.

    Два чувства дивно близки нам,

    В них обретает сердце пищу –

    Любовь к родному пепелищу,

    Любовь к отеческим гробам.

    На них основано от века,

    По воле Бога самого,

    Самостоянье человека,

    Залог величия его

    А. С. Пушкин

    В знаменитом романе колумбийского писателя Г. Маркеса «Сто лет одиночества», которым зачитывалась российская интеллигенция в последние десятилетия 20-го века, есть жуткая картина описания того, как среди жителей города Макондо распространилась страшная эпидемия. Она заключалась в постепенной, но неуклонной потере памяти. Сначала горожане забыли называние и назначение предметов, и, чтобы хоть как-то ориентироваться в окружающем их мире, должны были написать таблички, примерно такого содержания: «Это корова, её нужно доить каждое утро, чтобы получить молоко…». Потом люди перестали узнавать друг друга и позабыли своё прошлое. А с утратой прошлого от них ушло и сознание собственной личности.

    Ещё более потрясает образ манкурта из романа «И дольше века длится день (Буранный полустанок)» киргизского писателя Ч. Айтматова, известного на весь мир. Человек, которому насильственно удалили часть мозга, полностью потерял память и превратился в послушный объект манипуляции. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен». Где беспамятство, там и жестокость, бесчеловечность. Манкурт совершенно хладнокровно убивает свою мать, даже не осознавая, что делает. Плод воображения Ч. Айтматова вполне может стать реальностью, если люди будут пренебрежительно относиться к прошлому и не извлекут из него уроков.

    Память сердца… Память разума… Утрата памяти - забвение прошлого, того, что мы называем историей. Историей человечества, страны, города…


    Начало начал

    Памятные даты… Календарь 2012-го года очень богат знаменательными событиями Сибирско-Тобольской истории.



    23 октября 1582-го года1, 430 лет тому назад, у Чувашского мыса, близ будущего города Тобольска, состоялось решающее сражение войск Ермака и хана Кучума, в результате которого Сибирь была присоединена к русскому государству.

    Ермак как историческая личность очень загадочен. До сих пор не существует единого мнения об его прошлом (до похода в Сибирь), о причинах этого похода, датах, времени гибели Ермака и даже о происхождении его имени (или прозвища?). Точно так же историки по-разному описывают битву у Чувашского мыса. Обратимся к авторитету Н. М. Карамзина:

    «Уже число Ермаковой дружины уменьшилось заметно; кроме убитых, многие были ранены, многие лишились сил и бодрости от трудов непрестанных. В сию ночь атаманы советовались с товарищами, что делать, - и голос слабых раздался. «Мы удовлетворили мести, - сказали они, - время идти назад. Всякая новая битва для нас опасна: ибо скоро некому будет побеждать». Но атаманы ответствовали: «Нет, братья: нам путь только вперёд! Уже реки покрываются льдом: обратив тыл, замёрзнем в глубоких снегах; а если и достигнем Руси, то с пятном клятвопреступников, обещав смирить Кучюма или великодушною смертию загладить наши вины перед государём. Мы долго жили худою славою: умрём же с доброю! Бог даёт победу, кому хочет: нередко слабым мимо сильных, да святится имя его!» Дружина сказала: «Аминь!» - и с первыми лучами солнца, 23 октября, устремилась к засеке, воскликнув: «С нами бог!». Неприятель сыпал стрелы, язвил казаков и, в трёх местах сам разломав засеку, кинулся в бой рукопашный, безвыгодный для Ермаковых малочисленных витязей; действовали сабли и копья: люди падали с обеих сторон; но казаки, немецкие и литовские воины стояли единодушнее, крепкою стеною – успевали заряжать пищали и беглым огнём редили толпы неприятельские, гоня их к засеке. Ермак, Иван Кольцо мужествовали впереди, повторяя громкое восклицание: «С нами бог!», а слепой Кучюм, стоя на горе с иманами, с муллами своими, кликал Магомета для спасения правоверных. К счастию россиян, к ужасу неприятелей, раненный Махметкул2 должен был оставить сечу: мурзы увезли его в ладии на другую сторону Иртыша, и войско без предводителя отчаялось в победе: князья остяцкие дали тыл; бежали и татары. Слыша, что знамёна христианские уже развеваются на засеке, Кучюм искал безопасности в степях Ишимских, успев взять только часть казны своей в сибирской столице. Сия главная, кровопролитнейшая битва, в коей пало 107 добрых казаков, доныне поминаемых в соборной Тобольской церкви, решила господство России от Каменного хребта до Оби и Тобола».3

    Спустя несколько лет после этого выдающегося для русской истории события, 4 июня 1587-го года письменным головой Данилой Чулковым в устье реки Тобол был заложен город Тобольск, которому в 2012-м году исполняется 425 лет.

    Данила Григорьевич Чулков прибыл в Сибирь «нарочным делом в помощь Тюменским воеводам, которые весной 1587 года приказали ему идти внутрь сибирского царства вниз Туры до реки Иртыша и до города Сибири».4 В некоторых летописях Чулков называется воеводой. Например, в «Мазуринском летописце»: «Лета 7095-го прииде в Сибирь с Москвы воевода Данила Чюлков и доидоша реки Иртыша и ту поставиша град Тоболеск, и бысть вместо царствующего града Сибири Тоболеск старейшина».5 Таким образом, Данила Григорьевич Чулков может считаться первым воеводой Тобольска.

    Данила Чулков имел большой опыт в основании военно-стратегических пунктов Российского государства. Поэтому место, которое он выбрал для нового города, имеющего значение форпоста в освоении русскими Сибири, было замечательным: «… на велице горе и красно вельми, а под горою по реке Иртише луги великие и озёра все благополучные, богом строенное место, плавающим же защита от бури и пристанище тихо и покойно…»6. Он же был автором чертежа Тобольского острога.

    Есть несколько легенд, связанных с началом города. Одна из самых ярких – Тобольский острог был построен за сутки из досок, на которые разобрали лодки-струги казачьего войска. Отсюда и город стал называться Тоболеск – Лодейный. Существует и ещё одно название Тобольска – «Светлый град». Так он именуется в одной из летописей ещё до того, как был построен белокаменный кремль. В те времена кремль уже имелся, но деревянный, потемневший от летнего солнца, осенних дождей и зимних трескучих морозов. Следовательно, этимология эпитета «светлый» связана не с цветом, а со светом. Светлый – значит, духовно возвышенный, благословенный, излучающий благодать.

    Спустя три года Тобольск перестаёт быть зависимым от Тюмени – первого Сибирского города, и становится стольным градом Сибири.

    Первыми жителями Тобольска стали переселенцы с севера европейской части России: «Лета 7095 (1587) князь великий Фёдор повелел взятии в новый городок Тобольск из вычегодские и вымские пермяки в служилые казаки пять десят и с жоны и с детми, а подножные им от земских по 20 рублев ежелет».7

    В начале 19-го века альманах «Сибирский вестник», выходивший в Санкт-Петербурге, писал: «Кто хочет видеть нечто прекрасное натуре, то приезжай в Тобольск»8.

    Мы, современники 21-го века, можем сказать с тем же восторгом и любовью к родному городу: «Все, кто хочет обогатить свою душу, испытать радость от соприкосновения с возвышенным, почувствовать простор и красоту природы, проникнуться силой и глубиной сибирского характера, - приезжайте в Тобольск!»

    «Нам станут гордостью полезные деянья»
    Тобольский календарь общественной памяти хранит даты, связанные со строительством общественно значимых зданий и других сооружений; с открытием важных учреждений; с началом издания газет и журналов; с основанием различных комитетов и обществ; с событиями, играющими важную роль в культурной, экономической, политической, духовной жизни.

    На 2012-й год приходятся следующие из них:


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Ж з л т (Жизнь замечательных людей Тобольска) чтобы знали и помнили!