• Былички и предания села Новопокровского
  • С. Новопокровское 2015 г Содержание
  • Гипотеза
  • Рождение быличек и преданий
  • Село Новопокровское – место рождения преданий
  • Предание о Ветлуге
  • Ветлужский вальс



  • страница1/2
    Дата06.02.2018
    Размер0.83 Mb.
    ТипКонкурс

    Женщины с рыбьими хвостами


      1   2

    МОУ Новопокровская СОШ

    Ветлужского района Нижегородской области

    Областной конкурс исследовательских и проектных работ

    «Природа и традиционная культура»

    Номинация: «Этно-экология мира человека»

    Былички и предания села Новопокровского

    Работу выполнила

    Щепина Анастасия Сергеевна 8 класс

    Руководители:

    Щеглова Антонина Николаевна,

    учитель истории МОУ Новопокровская СОШ,

    ученый секретарь Ветлужского краеведческого музея

    Шильникова Елена Валентиновна,

    заместитель директора МОУ Новопокровская СОШ

    Адрес: Нижегородская область,

    Ветлужский район,

    С. Новопокровское,

    Ул. Школьная, д17.

    Телефон 89087449713



    С. Новопокровское

    2015 г

    Содержание

    1. Введение…………………………………………………………..3

    2. Рождение быличек и преданий…………………………………..4

    3. Село Новопокровское – место рождения легенд……………….5

    4. Предания…………………………………………………………..9

    5. Былички………………………………………………………..…13

    6. Заключение……………………………………………………….19

    7. Источники информации…………………………………………20

    8. Паспорта информаторов…………………………………………21


    Введение

    Село Новопокровское затерялось в глухих Ветлужских лесах. Географически оно расположено на самом севере Нижегородской области на границе с Костромской. В недалеком прошлом – одно из сел Варнавинского уезда Костромской губернии. Расстояние от районного центра г. Ветлуги пятьдесят километров, от областного центра триста пятьдесят километров.

    Название села связано с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, построенным в 1992 году на берегу маленькой речки Черемиски.

    Массовое заселение края началось в конце 19 века. Большая часть населения прибыла сюда из Вятской губернии. До этого времени на территории нашего Проновского сельсовета была всего одна деревня Прониха.

    Отдаленность от центров наложила особый отпечаток на жителей глухого лесного края. Именно в народном творчестве мы находим отголоски особенности быта и мышления наших предков. Меня заинтересовали предания и былички. Одно из преданий связано с жизнью моей семьи. Мы некоторое время жили в « нехорошем доме» Матвеевых и, видимо, я что – то видела в этом доме плохое, так как, по рассказам взрослых, плакала и показывала на что – то пальцем. Что я видела, моя память не сохранила, а взрослые не видели ничего. В нашем селе бытует предание об этом доме.

    Предание- это переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.



    Быличка отличается от предания и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

    Подобные рассказы раздвигают границы реальности и позволяют чуду входить в обыденную жизнь, преображая ее, меняя самого человека.



    Гипотеза: Предания и былички ни есть что-то прошлое, давнее. Они рождаются и в настоящее время.

    Цель работы: Собрать предания и былички села Новопокровского и проследить возможность их появления и развития в настоящее время.

    Задачи:

    1. Собрать предания и былички села Новопокровского.

    2. Исследовать собранный материал.

    3. Классифицировать собранный материал по жанрам и времени возникновения.

    4. Рассмотреть на конкретных примерах появление и развитие современных быличек и преданий.


    Рождение быличек и преданий

    Столкнувшись в последнее время с множеством экологических проблем, человечество начинает искать способы разумного, рационального, гармоничного взаимодействия с природой. Ученые заговорили о необходимости становления культуры взаимодействия с природой на основе идей коэволюции, без нарушения экологического равновесия и причинения ущерба окружающей среде.

    Однако не стоит полагать, что лишь сейчас, реально ощутив на собственном здоровье и благополучии неправомерность потребительского, царственного отношения к среде обитания и природным ресурсам, люди только-только начинают вырабатывать систему экологических ценностей. У каждого народа были характерные особенности взаимодействия с природными объектами. Мир традиций не ушел в прошлое, и поныне сохраняется возможность его изучения и приложение знаний прошлого в современной жизни. В основе традиций взаимодействия человека и природы – отсутствие потребительского отношения, учет интересов всего, что составляет жизнь ландшафта. Изучение экологической культуры коренных этносов, воскрешение полузабытых традиций может служить современным людям достойным примером отношения к природе.

    Экологические традиции в частности включают:



    1. веру в спасительные и целительные силы природы;

    2. почитание растений и животных;

    3. охрану уникальных природных объектов;

    4. принципы рационального природопользования;

    5. понимание ответственности человека за поступки, совершенные против природы.

    Ветлужский район расположен на севере Нижегородской области. Главной особенностью нашего Ветлужского края являются глухие, непроходимые леса, богатые своими дарами: грибами, ягодами, дичью. В то же время, лес всегда пугает людей своей загадочностью. Может быть, именно поэтому люди населили его разными лесными духами: лешими, русалками, прочей нечистью. Зачем? Вероятнее всего, чтобы воспитать в своих детях необходимый страх перед загадочностью темного леса, чтобы избежать довольно распространенных явлений, когда люди теряются в лесу и, иногда, их совсем не находят.

    Я решила записать былички нашего Новопокровского края. Каждая из них - народная мудрость, которая учит правильному поведению человека в определенной жизненной ситуации.


    Село Новопокровское – место рождения преданий

    В нашем селе Новопокровском много лет тому назад создан каскад рукотворных озер.



    Это главная гордость и достопримечательность нашего села. Но и опасность! Купание без присмотра старших однажды привело к гибели ребенка. Именно поэтому родители пугают маленьких детей русалками, которые утаскивают на дно непослушных ребятишек. По традиции купаться можно с праздника Троицы до Ильина дня, «когда Илья в воду хвост отпустит, вода становится холодной и купальщик непременно заболеет» .



    В домовой резьбе Ветлужского района Нижегородской области встречаются изображения фантастических женщин в чешуе с рыбьим хвостом, а также с птичьими перьями, крыльями, хвостом и лапками. Искусствоведы часто соотносят их образы с русалками, несмотря на то, что в народе их русалками не называют. Это – «берегини», обереги дома: «А как же без обереги, разве можно в доме!» Кто они, и что за неведомая сила стоит за их изображениями, отгоняя беды и злых бесов?

    Если вглядываться в лица «берегинь», легко заметить, что их выражения либо привлекательны: смешливы и озорны, веселы; либо – отталкивающе: грозны и яростны. В наиболее архаичных вариантах они лишены глаз – мало ли, какой нечеловеческий дух населит через них вырезанное тело!



    До сих пор в деревнях помнят и пересказывают былички – короткие истории, в которых реальные живые люди запросто общаются с традиционными персонажами сказок – лешими, водяными, русалками, банниками и прочей «нечестью». «Это все на самом деле было» - сообщает рассказчик.

    Почему до сих пор живут подобные фантазии, для чего они, насколько они реальны, может ли современный человек найти в них какой – либо смысл? А спросите маленького ребенка – насколько реально для него медведь или Баба – Яга в темной комнате? Восприятие наших предков носило черты такой детскости, когда нет устойчивости и постоянной границы между внутренним и внешним, субъективным и объективным. Поэтому «реальный» внешний мир наполняется здесь персонажами и событиями жизни внутренней, психической, «душевной».

    Древние очень серьезно относились к этим духам, признавая их реальное существование. Предок буквально «вкладывал душу» в окружающее его пространство. Его жизнь протекала в обитаемом, живом мире. Может быть, поэтому в быличках присутствует особенное уважительное отношение к этому миру. Даже войти в какое-либо пространство нельзя безнаказанно, не «попросившись» у соответствующего этому пространству «хозяина», субстанции загадочной, капризной, часто безжалостной, но всегда по-своему справедливой.

    Однако видеть «нечистую силу» дано не каждому и не во всякий час. Потусторонние существа показываются, когда человек выходит за пределы охраняющих его норм, и установок рода, нарушает установленными нормами запрет, остается сам по себе, теряет устойчивость. Страх, даже ужас, который он при этом испытывает и воплощает в фантастический персонаж. «Нечисть» является ему из лесов и вод, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Она несет в себе скрытые возможности коллективного бессознательного, изначальные общечеловеческие образы. Не претендуя на глубину анализа, давайте попробуем представить, что былички и их персонажи несут нам какое-то послание как раз о жизни человеческого духа, что все действующие лица повествования – различные ипостаси одной человеческой души, а их действия представляют собой попытку разрешения некой человеческой проблемы.

    Если понимать их как метафоры психической жизни отдельного человека, открывается масса интересных вещей.

    Человек в этих историях вступает в отношении (в образе русалки, банной девки и т. п.) с глубинными проявлениями собственной души, разрешая на символическом уровне свою проблему.

    Персонажи быличек вовсе не добрые, они все морали, всегда двойственны, амбивалентны. Какой своей стороной они повернуться к человеку зависит от того, соблюдает ли он определённые правила, которые сами же часто ему и подсказывают, всегда дают шанс, учат « правильному» поведению в этом мире. В них живёт и деструктивное и по-настоящему важное, необходимое, обладающее « волшебными» свойствами, но которое нельзя получить просто так. Всё зависит от поведения человека, их повстречавшегося.

    Это воспитывает, особую установку, когда есть не только всемогущая «я», способное обращаться с окружающим по своему произволу. Есть также нечто вне меня, которое по силе равно мне, а иногда и превосходит меня и с которым можно сосуществовать лишь соблюдая (определённые, тонкие, не всегда простые, часто парадоксальные) правила.

    Только пребывая в состоянии диалога с окружающей реальностью, человек способен обрести гармоничное существование в этом мире.



    Предания

    Есть предания, живущие в нашей местности веками. Одно из них предание о Ветлуге. Его пересказывают из уст в уста, сохраняя основной сюжет, меняя только мелкие подробности.



    Предание о Ветлуге

    На том месте, где сейчас расположен город Ветлуга, раньше, еще во времена татарского владычества, стояло татарское селение. В этом селении кроме татар жили и русские. В числе русских жила в этом селении небогатая, но красивая девушка Луга. Луга взаимно пользовалась любовью русского пастуха, как в то время татарский мурза стал требовать ее руки. Свадьба по плану была такой: быстрая скачка на лошадях, катание на лодках.

    Во время катания на лодках были приглашены музыканты, среди которых был возлюбленный Луги. Лодки подплыли к самому глубокому месту реки. Пастух, находясь в одной лодке с Лугой, внимательно следил за ней. Он бросил инструмент в тот момент, когда Луга встала. Они обнялись и бросились в воду под ветлу, наклонившуюся над рекой. Их так и не нашли. С тех пор реку называют Ветлуга. Луга стала русалкой.

    Песня «Ветлужский вальс», как и многие другие песни и стихи местных поэтов подтверждает живущую в нашем крае легенду о русалке Луге.

    Эта легенда положена в основу многих произведений ветлужских поэтов и писателей.

    Ветлужский вальс

    Н.Полозова.

    Среди косогоров российской глуши

    К Каспийскому морю Ветлуга спешит,

    Не столь широка и не столь глубока-

    Легенды о ней затерялись в веках.

    Припев:

    А воды Ветлуги чисты и хмельны



    В них привкус сказаний седой старины.

    И, вериться, где-то средь шепота вод

    Красавица Луга русалкой плывет.
    До синего моря одной не дойти-

    И с матушкой Волгой скрестились пути.

    Как дочку баюкает Волга приток,

    И пьет из Ветлуги волшебный глоток.

    Припев:

    Ведь воды Ветлуги хрустально чисты,



    Им дарят нектар луговые цветы.

    И в летнюю полночь в ветлужских волнах

    Купается Луга, как прежде юна.
    В краях незнакомых и Лена, и Днепр

    Лишь память мою бередили о ней

    И Черного моря раскатистый вал

    Мне песнь о Ветлуге моей напевал.

    Припев:

    О речке, бегущей средь далей лесных,



    Чьи воды пропахли настоем сосны.

    И чудилось. Слушая музыку вод,

    Девчонка ветлужская где-то поет.
    Что воды Ветлуги хрустально чисты-

    Они из надежды. Они из мечты,

    Они невесомы, как чаек полет,

    Они- дом хрустальный, где Луга живет.


    Но предания рождаются и сегодня. Примером этому служит предание о камне, установленном в центре села Новопокровского в столетний юбилей села в 1992 году.


    «В селе Новопокровском установлен камень-валун в 1992 году в честь столетия села Новопокровского. Установил его бывший председатель колхоза Виноградов В.В. Этот камень нашли охотники на речке Вывож, на берегу. Камней было два, оба такие огромные, второй, вроде, еще больше. Виноградову В.В. кто-то сказал, что камней много у д. Воронцовское. В свое время эта местность была исследована учеными. Хотели разрабатывать залежи камней, использовать их для строительства, но они были глубоко, на глубине около двух метров. Камень решили взять с Вывожа, они там были наполовину на поверхности. Однако, оказалось, что выкопать их сложно. Как айсберг в океане, большая часть камня была в земле. В народе говорили, что под большим находится клад, а под другим похоронен хан. Говорят, что в далекие времена здесь проходила монголо-татарская орда. Трактористы колхоза пытались найти клад, перекопали всю землю под большим камнем, но ничего не обнаружили. Не нашли они и останков хана под другим камнем. Камень утащили в село на огромном тракторе на двух пенах. Приглашенный в село специалист выбил на камне надпись: «Ново-Покровское 1892,100 лет». В это время наш колхоз был миллионером. Вдруг начались всевозможные несчастья. На итоговом собрании Виноградова В.В. критиковали и не переизбрали на следующий срок. Он заболел. Униженный и оскорбленный он очень переживал и вскоре умер. В народе говорят, что потревожив могилу хана председатель навлек на себя гнев его духа».6

    Другое предание связано с домом Матвеевых. Об этом рассказала нам Власова Г.В. 1921 г.р, проживающая в соседнем доме. «Этот дом построен в 1980 году. Хозяин дома Матвеев Анатолий при переезде обнаружил, что главная икона семьи Богородицы не входит на тябло. Он взял и отпилил ноги Божьей Матери. Спустя некоторое время его младшая дочь Надежда попала под поезд, погибла на месте, ей отрезало обе ноги. Спустя три года ему самому ампутировали ногу, до конца жизни он ходил на костылях. Старшая дочь Маргарита потеряла глаз. Сын Александр жаловался на очень сильные боли в ногах, некоторое время был прикован к постели.



    После смерти хозяина дом достался внуку Олегу. Олег женился, привел молодую жену в этот дом, у них родился сын. Вскоре начались скандалы, семья распалась. Некоторое время дом сдавался под квартиру молодой семье Щепиных. Молодую жену постоянно сопровождало чувство страха, она не могла оставаться в доме одна даже днем. Маленькая дочка показывала пальцем в пустоту и плакала, как будто видела что-то страшное. В настоящее время дом пустует».2

    Старейший информатор- Власова Г. В.
      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Женщины с рыбьими хвостами