• От экологии природы к экологии души Человек и природа в произведениях художественной литературы.
  • Советы школьникам писателя-натуралиста.
  • Волшебный мир зверей и птиц. Чарушинские зверята.
  • Ход мероприятия 1. Кто такой анималист Библиотекарь
  • 2. Мир Чарушина Как Чарушин стал писателем и художником
  • Образование.
  • Чарушин-художник. Библиотекарь
  • Чарушин – писатель. Библиотекарь
  • Библиотекарь



  • страница1/7
    Дата03.05.2018
    Размер2.07 Mb.
    ТипСборник

    К экологии души Человек и природа


      1   2   3   4   5   6   7


    Муниципальное казённое учреждение культуры

    «Подосиновская межмуниципальная библиотечная система»

    Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва

    Методический сектор




    От экологии природы

    к экологии души

    Человек и природа

    в произведениях художественной литературы.

    Методический сборник сценариев.

    Подосиновец, 2015


    Составитель:

    Крюкова Е.В., зав. методическим сектором МКУК «Подосиновская МБС»

    От экологии природы к экологии души. Человек и природа в произведениях художественной литературы : Методический сборник сценариев / Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва; сост. Е. Крюкова.- Подосиновец, 2015.- 46 с.

    Сборник представляет подборку сценариев по творчеству писателей-природоведов В. Бианки, М, Пришвина, Н. Сладкова, Е. Чарушина, обзоры литературы, посвящённые проблеме взаимоотношения человека и природы в современной литературе.

    Содержание
    Введение 4
    Трушин О. Советы школьникам писателя-натуралиста 5
    Тимшина Н.А. Волшебный мир зверей и птиц. Чарушинские зверята.

    Творческий час по творчеству Е.И. Чарушина для учащихся 1-2-х классов 6
    Тимшина Н.А. Лесной корреспондент. Литературный утренник,

    посвящённый творчеству В.В. Бианки. 12
    Кочанова Е.И. «Лес не школа, а всему учит»

    Литературный час по творчеству Н. И. Сладкова для 3-4 классов 15
    Савина Л.В. Лесные тайнички

    Литературное путешествие в мир русской природы

    с писателем-натуралистом Н.И. Сладковым 19
    Кочанова Е.И. «И лес тихонько мне шептал»

    Литературный час по творчеству М. М. Пришвина для 3-4 классов 21
    Требунских Т.В. Писатели и экология. Беседа для учащихся 6-11классов 25
    Крюкова Е.В. Человек и природа в произведениях

    художественной литературы



    Литературный обзор для старшеклассников 29
    Злобина Е.Н. Люблю тебя, мой край суровый, северный…

    Литературно-экологическое путешествие

    по родному краю с поэтами-земляками 44
    Список сценариев по произведениям писателей-природоведов 49
    Введение.

    Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

    Экология сегодня – значимая наука, которая вплотную взаимодействует с биологией, природоведением, географией. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей.

    Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! Познавательные и в то же время красочные повествования в ореоле добра – отличительная черта произведений писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Игоря Ивановича Акимушкина, Михаила Михайловича Пришвина, Евгения Чарушина и многих других талантливых авторов XIX-XX веков.

    Природоведческая проблематика в литературе тесно связана с экологической: в защите и охране одинаково нуждается душа человека и душа окружающего его мира. Отличительной чертой отечественной литературы было осознание неразрывной связи проблем экологии с нравственностью человека, его совестью, ответственностью. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, без учета отдаленных скрытых последствий такого вмешательства, нарушая экологическую среду, человек тем самым искажает и нравственный кодекс, издавна действовавший в отношениях человека с природой.

    Несмотря на драматизм ситуации, нормы экологического поведения, сама идея единства человека с природой находили свое отражение в повестях и романах советских писателей. Подтверждение этому - творчество Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Леонида Леонова, Василия Белова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Сергея Залыгина, и других писателей. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

    Предлагаем вашему вниманию методический сборник «От экологии природы к экологии души», который посвящен творчеству писателей, признанных классиков отечественной литературы.

    Пособие включает сценарные разработки мероприятий природоохранной тематики для детей и юношества, которые проводились библиотеками района. Это направление работы актуально для формирования экологической культуры и сознания подрастающего поколения.

    Используя все ресурсы экологических знаний имеющихся в библиотеке, включая Интернет, библиотекари самостоятельно разрабатывают интересные, познавательные, насыщенные информацией сценарии по творчеству писателей-природоведов, актуальной сегодня теме взаимоотношения человека и природы.

    Мероприятия организуются совместно с педагогами, специалистами-экологами, и сопровождаются показами видеофильмов, иллюстративного материала, способствующих углублению восприятия, творческой и практической активизации детей и юношества. Главную роль здесь играет умение библиотекарей находить и в полном объеме представлять читателям информацию, несущую экологические знания.

    При проведении каждого мероприятия библиотекари стремятся добиться того, чтобы каждый участник осознал себя частицей Земли, заставляют размышлять над экологическими проблемами, пробуждают неравнодушное отношение к каждому зверю и птице, и в конечном итоге – к самому себе. 

    Советы школьникам писателя-натуралиста.
    Как писатель - натуралист, я скажу, что писать о природе очень сложно и ответственно.

    Во-первых, сложно потому, что жизнь природы нужно хорошо знать и эти знания могут быть приобретены только посредством большого труда. Нужно много бывать в лесу, в поле, у реки, наблюдать жизнь лесных обитателей в их обычной среде, при этом, не нарушая их покоя. Писатель - натуралист должен жить природой. Наблюдая за жизнью лесных обитателей, писатель - натуралист видит то, что не видят многие - потаённой жизни леса, поля, реки. Той жизни, которая, по выражению известного детского писателя - натуралиста Георгия Скребицкого скрыта «пологом леса» и право приподнять этот полог дано не каждому. Для этого мало одного желания пойти в лес. Нужно еще и огромное стремление увидеть эту лесную жизнь, для чего порой приходится мокнуть под дождем, бродить по лесу темной ночью, мёрзнуть студёными зимними днями, цепко ходить по моховому верховому болоту. Одним словом, слиться с природой, и только тогда она откроет тебе свои тайны.

    Во-вторых, писатель-натуралист пишет только о том, что видит. Но это не простой рассказ-байка, а особое повествование, где образ природы является главным. Именно вокруг этого образа и должны развиваться события, о которых пишет писатель - натуралист. А еще в рассказе должен быть особый смысл, я бы сказал, вложена душа самого автора. Если этого нет, то это простая байка - пересказ какого либо события.

    В-третьих, в описании природы не может быть фальши. Тут нет места фантазии и домыслам. Природа должна жить в рассказе писателя-натуралиста такой, какой он ее увидел в определенном временном отрезке. Рассказ должен быть подобен фотографии. Вот только тогда писатель, пишущий о природе, может назвать себя писателем - натуралистом.

    И в-четвертых, писатель - натуралист - это связующая нить между живой природой и читателями. И как он напишет о природе, так он и преподаст ее тем, кто её мало знает. Потому на писателе - натуралисте лежит очень большая ответственность.

    А вообще, писать о природе - это здорово! Бывайте, дорогие ребята, больше в лесу, в поле, на реках и озерах в любое время года, старайтесь открыть в природе неизведанное, и я уверен, что ваша рука сама потянется к ручке и чистому листу бумаги для того, чтобы запечатлеть увиденное и передать эту радость другим.



    Олег Трушин, писатель-натуралист

    Волшебный мир зверей и птиц.

    Чарушинские зверята.

    Творческий час по творчеству Е.И. Чарушина для учащихся 1-2-х классов


    Составитель: Тимшина Н.А.,

    библиотекарь Демьяновской детской библиотеки


    Библиотекарь Н.А. Тимшина разработала и провела творческий час-знакомство с жизнью и творчеством Е. Чарушина, для учащихся начальных классов (всего на мероприятиях побывало более 100 человек). Ребята заранее готовились к встрече с книгами Чарушина, читали различные произведения автора. В ходе мероприятия была проведена викторина по произведениям Чарушина, были применены элементы громкого чтения с последующим обсуждением рассказов, элементы обзора. Забавные получались рисунки маленького рысёнка. Мероприятие «Чарушинские зверята» интересное и познавательное, ребята получили заряд хорошего настроения. Цель мероприятия: На игровом, занимательном и привлекательном материале попытаться привить любовь к чтению, воспитать уважение к книге библиотекарем достигнута.

    Туркова З.А., заведующая Демьяновской детской библиотекой.


    Ход мероприятия

    1. Кто такой анималист

    Библиотекарь: Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не растут ли где ягоды, которыми можно полакомиться? А потом он устал и сел. Умелая рука художника передала пушистый мех медвежонка, его по-детски раскрытые немного удивленные глаза. Это рисунок Евгения Ивановича Чарушина. Есть художники, у которых звери и птицы главные герои рисунков и картин. Таких художников называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что значит «животное».

    Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек.

    Но рисовать животных не так-то просто - позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

    Сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которому в 2015 году исполняется 114 лет со дня рождения.



    2. Мир Чарушина

    Как Чарушин стал писателем и художником.

    11 ноября 1901 года в Вятке в семье губернского архитектора родился Евгений Иванович Чарушин. Вятский край, его леса и поля, постоянное наблюдение птиц и зверей, рассказы охотников - крестьян оказали воздействие на всё последующее развитие художника. 3 - родники его творчества.



    Семья.

    Отец Евгения - художник-архитектор, строитель домов, дворцов, вокзалов. Отец привил сыну первоначальные художественные навыки, любовь к природе и охоте. В детстве все самые яркие воспоминания связаны с животными. Мать - садовод и огородник-любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они превращались в чудо-сад. Мама делал прямо чудеса. В холодной Вятке (ныне г. Киров) она выращивала под снегом тюльпаны и гиацинты, сажала в муравьиные кучи картофель, который вырастал величиной с человеческую голову. Мальчик принимал деятельное участие в её работе. Мать любила все живое и передала эту любовь к сыну. Цыплята, поросята, индюшата, с которыми всегда было много хлопот, козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом. Трехногий пес Бобка, война с котом, съедавшим крольчат, ловля певчих птиц - чижей щеглов, свиристелей, гоньба голубей... С этими воспоминаниями связано раннее детство Жени Чарушина.



    Детство.

    В шесть лет он заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся каши из грязного куриного корыта, каких-то трав, кореньев, в общем, самой невообразимой гадости. В другой раз он переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. И с этого лета научился хорошо плавать. Через год убил из чужого ружья филина, и с тех пор охотился один или с приятелями. В 11-12 лет получил в подарок ружье.

    Рисовать он начал рано. Отец всегда с карандашом, и Женя то же. Изображал чаще всего животных и битвы индейцев. Можно сказать, что Женя Чарушин вырос с карандашом и кистью в руках: бегал рисовать чучела в чучельную мастерскую, помогал отцу в раскрашивании акварелью его проектов, ежедневно изображал что-нибудь для себя и для приятелей.

    Любимыми книгами детства были - Сетон-Томпсон, Лонг, Биар и подарок отца, от которого «дух захватывало» - семь томов Брема «Жизнь животных». Он читал эту книг запоем. По утрам, умывшись, лез на дерево, чтоб чего доброго не заставляли учить уро: Читал Брема и чуть не плакал, так ему хотелось иметь тапира или жирафу.



    Озорство.

    Друзей привлекали к Жене простота и открытость. Идеалами семьи, немного провинциальной, старинной и интеллигентной, были честность, дружба, доброта. Женя рос озорной. Не избалованный, не капризный, Например: за очередной проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго. Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще стоит за ширмой - ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают - ботинки на месте, а Жени нет! Проделки его остроумны, изобретательны, веселы. Они рождались от неуемной фантазии, от неисчерпаемой энергии, от пытливости ума, от талантливости. И никогда в его озорстве не было ни зла, ни жестокости.



    Таланты.

    Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актером, вечно что-то изобретал (прозвали Евгеша-изобретатель), был великолепным живописцем, скульптором, впоследствии стал мастером книжной графики и отличным детским писателем. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.



    Образование.

    Мастерству живописца учился в Петрограде в Академии художеств вместе с такими художниками, как Валентин Курдов, Николай Костров, Юрий Васнецов. Уже в студенческие годы работы Евгения Ивановича выделялись смелостью, отчаянием и талантливостью.

    После окончания Академии в 1926 году Чарушин начинает работать в детской книге. Его дальнейшие успехи связаны с именами художника В.В. Лебедева и писателя С.Я. Маршака. Этим люди хорошо знали то, чем занимались, любили природу, животных, детей. Эти люди помогали ему, давали ценные советы.
    Чарушин-художник.

    Библиотекарь: Ребята, а что же, до Чарушина никто не рисовал животных?

    Сколько книг написано о природе! А сколько писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: медведей, волков и прочую живность! Но книги Евгения Ивановича Чарушина все-таки невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны. Чарушин - художник отличается душевностью, теплотой чувств, человечностью. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.

    Кого любит рисовать Е. Чарушин?

    Больше всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло. Чарушин лаконичными средствами умеет выразить характер каждого зверька, его «психологию», мы узнаем хищника в оскаленном тигренке, видим незащищенность зайчонка, задиристость петуха.

    В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог.

    Что делают герои – животные? Это не вообще звери - лиса, волк, тигр, сова, гусь, олень, собака, кошка. Это их индивидуализированные образы. Художник показывает своих героев в те моменты, когда их характеры раскрываются особенно выпукло. Он любит показывать их в действии: оленята стремительно скачут, маленький мишка взбирается на пень, котенок Тюпа готовится к нападению...

    С неистощимой энергией Чарушин иллюстрирует произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г.Я. Снегирева - писателей-охотников, знатоков леса, страстных природолюбов.

    Чарушин – писатель.

    Библиотекарь: Я говорю о Чарушине-художнике, но называю его и писателем, нет ли здесь путаницы? Позже пришли слова. О себе Е.И. Чарушин говорил: «Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже».

    В чем же особенности Чарушина-писателя?

    В детскую литературу Чарушин вошел со своей темой, со своим особенным голосом рассказчика и писателя, с безоблачным, радостным видением мира природы, полным солнца, движения, красок, открытий. Он, по сути, создал новый тип анималистической книги для детей (маленький рассказ о маленьком животном для маленьких детей), в котором воедино сплавлена содержательная и изобразительная стороны. Первые его книжки - «Вольные птицы». «Разные звери» - это еще книжки-картинки без текста. «Щур», «Медвежата», «Волчишко», «Еж» - это коротенькие, с несложным сюжетом истории в картинках. В рассказах герой-ребенок впервые сталкивается с природой. Все его герои - птицы, зверята - весело, интересно, разнообразно живут на страницах книг. Они всегда в движении - бегают, прячутся, охотятся, путешествуют, обучаются лесным делам.

    «То, что производило на меня большое впечатление в детстве, - говорил художник, - волнует и сейчас. Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет погладить моего зверёнка - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Всё это надо наблюдать и прочувствовать. Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь». Иногда кажется, что рисование зверей для Чарушина - не тяжёлая работа, а просто-напросто неотъемлемая часть его сущности, как способность петь или дышать.

    Однако за каждым рисунком в книге стоит огромный опыт наблюдения за живой природой и неустанный труд. Ведь Чарушин уделял большое внимание натурным зарисовкам, наблюдениям, глубокому знакомству с текстом. Иногда уходило несколько недель, прежде чем находилась форма всей книги. Он даже признавался, что иллюстрировать чужие тексты ему проще, чем свои собственные, - тогда происходит меньше споров между писателем Чарушиным и Чарушиным - художником.

    За работу - иллюстрациям к «Деткам в клетке» С. Маршака - художник получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. Было это незадолго до его смерти, в 1965 году. Работая в Детиздате, проиллюстрировал более 100 детских книг. И как детский писатель, и как иллюстратор Е.И. Чарушин известен во многих странах мира.



    Библиотекарь: Обратите внимание на выставку. (Проводит обзор книг Чарушина).

    Библиотекарь: Ребята, у меня в руках книга «Кот Епифан». Давайте послушаем рассказ из этой книги, который называется «Лесной котёнок».

    Чтец:

    Иду я с ружьем по лесу. Увидел эту гущину - малину, смородину, рябину - полез в кусты. Смотрю, а за кустами эта самая полянка. Ишь ты, как запряталась! И вдруг вижу, маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий – не хвост, а хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с пол кошки всего. Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задний ногами соломину кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками. Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает, - горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так спокойненько, и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил. Подполз к ним, прыгнул, и передние лапы врозь расставил, - видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал.

    А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сшиб его наземь.

    Ловко орудует задней ногой. Как передней. Домашней кошке так не суметь.

    Сшиб он шмеля на землю, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель. Хотел было я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. И похолодел я весь со страху. Не помню, как на ноги вскочил, и бежать пустился. Что есть мочи от котёнка удираю, только глаза заслоняю от веток.

    Яма на пути - я через яму. Куст - я через куст. И такая во мне прыть от страха, что рад бы одним махом через весь лес перепрыгнуть.

    Бегу, скачу. Километра два, наверное, этак проскакал. Выбежал, наконец, на луг и упал на траву - так прямо и грохнулся. Уж и ноги меня не держат, а сердце бьётся, колотится.

    Хорошо, думаю, что ноги от котёнка унёс.

    Котёнок-то не простой был - это рысёнок. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо - мирно на полянке, ловил мух да соломинки жевал, мать тоже своим делом занималась - охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, - тут уж рысь, конечно, к нему - на помощь, на выручку. И разорвала бы она меня в клочки, если бы я ей по дороге попался.

    А ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено - на рябчика, на мелкую дичь. Где уж тут с рысихой сладить! Рысиха-мать - с доброго волка.


      1   2   3   4   5   6   7

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    К экологии души Человек и природа