• СОДЕРЖАНИЕ Введение
  • Заключение
  • Приложения
  • Цель проекта
  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ И В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1.1 Научные взгляды Античности 1.1.1 Гиппократ и гиппократики
  • 1.1.3. Гален – представитель медицины Древнего Рима
  • 1.2. Научные взгляды Средневековья 1.2.1. Научная мысль Византии
  • 1.2.2. Великий Авиценна
  • 1.2.3. Медицина Западной Европы в период Средневековья
  • ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О МЕДИЦИНЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 2.2. Анализ «Истории» Рихера Реймского как исторического источника по медицине
  • 2.3. Сравнение взглядов Гиппократа и его античных последователей со взглядами Авиценны и Арнольда из Виллановы



  • страница1/6
    Дата31.03.2019
    Размер1.31 Mb.
    ТипНаучно-исследовательская работа

    К вопросу о "темных веках" медицины


      1   2   3   4   5   6

    Государственное бюджетное учреждение образования г. Москвы

    лицей №1598


    К вопросу о “темных веках” медицины

    научно-исследовательская работа


    Автор работы: Ахмедов Султан Ахмед оглы,

    учащийся 6 «Б» класса


    Руководитель: Карпова Светлана Владимировна,

    учитель истории и обществознания


    Москва, 2017

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………..............3

    Глава 1 Развитие научных знаний в эпоху Античности и в эпоху Средневековья………………………………….………………………………....4

    1.1 Научные взгляды Античности……………………………………………4

    1.1.1 Гиппократ и гиппократики………………………………………….4

    1.1.2. Александрийская медицинская школа ………..…………………..5

    1.1.3. Гален – представитель медицины Древнего Рима………………..5


      1. Научные взгляды Средневековья………………………………………...6

    1.2.1. Научная мысль Византии……………………………………….…..6

    1.2.2.  Великий Авиценна…………….…………………………………….6

    1.2.3. Медицина Западной Европы в период Средневековья ……...…..7

    Выводы……………………………………………………………………..8



    Глава 2 Исторические источники о медицине в Средние века..…….……......8

    2.2 Анализ «Истории» Рихера Реймского как исторического источника по медицине…………..……………………………………………….…………..8

    2.3 Сравнение взглядов Гиппократа и его античных последователей со взглядами Авиценны и Арнольда из Виллановы……………………………....9

    Выводы…………………………………………….……………………....9



    Заключение…………………………….………………………………………..10

    Глоссарий……………………………………………………………………..…11

    Список литературы.……………………………………………….……….......13

    Приложения………………………………………………………………..……15
    ВВЕДЕНИЕ

    Проблема. Приступая к изучению истории Средних веков в начале этого учебного года, я узнал, что название этому историческому периоду дали представители культуры Возрождения. Гуманисты считали, что между Античностью и их эпохой (посередине между ними) существовал «темный провал» в истории — средние века — время невежества и жестокости. У сторонников теории «провала» нашлось много сторонников. Их аргументы:

    1. Разрушение античной культуры варварами в V веке.

    2. Отрицательное влияние на развитие науки христианской церкви:

    А) господство в средние века схоластики (запрет на опыт);

    Б) преследование инквизицией ученых.

    3. Магия, молитвы, кровопускания — основные методы лечения.

    4. Процветали лишь ложные учения: алхимия и астрология.

    5. Антисанитария способствовала распространению эпидемий.

    Мне захотелось узнать, действительно ли так плохо обстояло дело? Я решил попробовать разобраться в этом вопросе на примере развития медицины. Прежде всего, мне нужно было уточнить, что означает понятие «медицина». Под этим термином подразумевается система научных знаний (1) и практической деятельности (2), целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека, мне стало ясно, что аспектов для изучения может быть много. Я решил, что нужно начать с науки.

    Таким образом, объектом исследования моей работы является медицина Античности и Средневековья, а предметом исследованиясравнительная характеристика научных взглядов медиков Античности и Средневековья по общим вопросам сохранения здоровья, причин и лечения болезней с целью выявления преемственности их взглядов. Причем, поскольку гуманисты жили в Европе, и античная культура является европейской, я решил рассмотреть взгляды европейских врачей и арабских, с которыми существовали у европейцев тесные связи.



    Цель проекта – выяснить, являются ли научные знания средневековых медиков провалом по сравнению с научными знаниями врачей Античности.

    Задачи проекта.

    1. Найти литературу и исторические источники о развитии медицины в эпоху Античности и Средневековья.

    2. Поскольку необходимо сравнить большие исторические периоды, выбрать взгляды каких врачей Античности и Средневековья буду рассматривать.

    3. Изучить выбранные исторические источники и литературу.



    4. Сравнить научные взгляды врачей Античности и Средневековья.

    5. Сделать выводы о том, знали ли, использовали и развивали взгляды

    античных врачей средневековые медики или нет.



    Гипотеза. Начиная работу над проектом, я предполагал, что развитие науки невозможно остановить, а значит, никакого провала в средневековой медицине, по сравнению с античной, не было.

    Методы исследования: анализ исторической литературы и исторических источников, сравнение полученных данных, формулировка выводов.
    ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ И В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

    1.1 Научные взгляды Античности

    1.1.1 Гиппократ и гиппократики

    В Древней Греции наиболее выдающимся ученым считается представитель так называемой Косской (по названию острова Кос) медицинской школы Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) (Приложение А). Его признают «отцом медицины», поскольку в своих трудах он рассматривал все важнейшие вопросы современной медицины. Естественные причины болезней Гиппократ делил на два класса: внешние — общие вредные влияния со стороны климата, почвы, движения небесных светил; внутренние — личные — условия жизни, питания, возраст. Диета, режим и гимнастика, по мнению Гиппократа, играют важную роль в профилактике болезней. Нормальное влияние на организм человека данных условий, согласно Гиппократу, вызывает правильное смешение жизненных соков, то есть здоровье. Это так называемая гуморальная теория (гумор – жидкость). Он же объясняет различия в поведении людей разным соотношением основных видов жидкости в организме человека: крови, флегмы, желтой и черной желчи (каждая жидкость соответствует определенному элементу природы: воздуху, воде, огню и земле). Гиппократ призывал помогать организму справиться с болезнью своими силами и не навредить ему. Исследовать нужно не только тело, но душу человека. Его взгляды развивали многочисленные последователи гиппократики.

    1.1.2. Александрийская медицинская школа

    В Александрии Египетской в эпоху эллинизма разрешение проводить анатомические исследования (традиция, сохранившаяся в Египте с древнейших времен и не свойственная никаким другим центрам Античности) привело к открытиям в области анатомии и физиологии человека. Считается, что именно здесь зародилась алхимия в попытках создания не только благородных металлов, но и лекарств.



    1.1.3. Гален – представитель медицины Древнего Рима

    Римская медицинская научная мысль в большой степени развивалась на основе древнегреческой. Римский врач Гален (130-216 гг.), грек из Пергама в Малой Азии, (Приложение Б) не только обобщил представления античной медицины в виде единого учения, но в классическом труде «О частях человеческого тела» дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Развивая гуморальную теорию Гиппократа, Гален сформулировал учение о темпераментах человека, согласно которому всех людей можно разделить на четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Назначать лечение врач должен с учетом темперамента больного.



    1.2. Научные взгляды Средневековья

    1.2.1. Научная мысль Византии

    Византийские врачи IV-VII веков составили многотомные энциклопедии с систематическим обзором знаний античных медиков.

    В это время очень большой авторитет приобретают труды римского врача Галена. Схоластика учила, что для установления истины нужно уметь рассуждать, основываясь на знании авторитетов. В медицине им становится Гален, а через него – Гиппократ. Любые факты, если они противоречили текстам древних, не принимались во внимание. Это, конечно, мешало открытию новых знаний. Из учения Галена была исключена идея значения опыта, наблюдения, эксперимента. Однако, и в это время находились врачи, которые отважились критиковать Галена, утверждая, что медик обязан принимать верное решение на основании опыта.

    1.2.2.  Великий Авиценна

    VIII-IX века в развитии культуры Арабского халифата называют Арабским Возрождением: здесь очень бережно относились к знаниям всех древних (в том числе и античной) цивилизаций, наследие которых попадало в руки арабов. У арабов получила свое развитие, да и название, алхимия. С занятиями алхимией тесно связано приготовление лекарств. В 754 году была открыта первая в истории аптека! Практическое же изучение анатомии и физиологии осложнялось запретом ислама изучать человеческое тело.

    Среди многих имен выдающихся арабских ученых, в том числе и врачей, особое место занимает Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.). Известно, что труды Гиппократа, Галена и других античных врачей изучались Авиценной. Он не только гениально обобщил достижения своих предшественников в области медицины, но и обогатил ее своими наблюдениями и открытиями. Так, Авиценна первым описал многие болезни, высказал гениальную догадку о вирусах, создал подробное учение о диагностике болезней по пульсу. Авиценна ввел в обращение множество новых трав, обладающих медицинскими свойствами. Он увлеченно занимался алхимией, задачу которой он видел не в исцелении металлов, а в исцелении и совершенствовании человека, создании лекарств!

    «Канон врачебной науки» Авиценны в пяти томах (Приложение В) уже в XII веке был переведен с арабского языка на латинский и стал основным учебником в христианских медицинских школах по всей Европе и в странах Азии. На одной средневековой европейской гравюре Авиценна изображен восседающим на троне с лавровым венцом. Слева и справа от него – Гален и Гиппократ. (Приложение Г) Это ли не доказывает, что связь между Античностью и Средневековьем в развитии медицины существовала!



    1.2.3. Медицина Западной Европы в период Средневековья

    Вопреки распространенному мнению о том, что варварские племена не стали и не могли стать преемниками позднеантичной культуры, у немецкого врача и историка медицины Карла Зудгофа (1853—1938 гг.) я нашел сведения о том, что, король остготов Теодорих (451-526 гг.) и его окружение, севильский епископ Исидор (570-636 гг.) бережно относились к римскому наследию в области медицины и открывали школы, где ее изучали, а также сохранился целый ряд латинских переводов сочинений Гиппократа и Галена в рукописях эпохи Каролингов (VIII-X вв.)!

    В VIII веке Кордовский эмират, созданный в Испании, стал тем мостом, через который арабская научная мысль проникала в Европу.

    И наконец, доказательством развития научной мысли в этот период в Европе является существование знаменитой Салернской медицинской школы!

    Известно, что уже в IX веке в итальянском городе Салерно существовала корпорация врачей, здесь давали медицинское образование. Школа была светской: преподаватели не имели духовного звания, школа содержалась за счет платы за обучение. Даже женщины были преподавателями и врачами (Приложение Д). В 820 году при школе была открыта первая светская больница в Европе. (Приложение Е)

    Император Священной Римской империи Фридрих II (1194-1250 гг.), образованный человек и любитель медицины, в 1238 году разрешил профессорам Салернской школы вскрывать один труп в пять лет для изучения и демонстрации.

    Уже с X века школу в Салерно называли «городом Гиппократа», что свидетельствует о том, что учение великого грека было здесь известно и почитаемо. А в XI веке бенедиктинский монах, врач и переводчик Константин Африканский (1020-1087 гг.) перевел для обучения в Салерно с арабского языка труды знаменитых античных медиков. (Приложение Ж) С этого времени античное медицинское наследие стало изучаться европейцами еще в большем объеме!

    ВЫВОДЫ

    Я убедился, что в период Средневековья медицинские знания Античности сохранялись и, по мере возможности, развивались как в Европе, так и, в особенности, в Арабском халифате.


    ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О МЕДИЦИНЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

    2.2. Анализ «Истории» Рихера Реймского как исторического источника по медицине

    Мне удалось найти очень интересный исторический источник по раннему Средневековью — «Историю» монаха Рихера из монастыря святого Ремигия во французском городе Реймсе, который  обнаруживает серьёзное для своего времени знакомство с медициной. «История» в 4-х книгах охватывает период с 888 по 962 год и рассказывает о борьбе за власть между Каролингами и Капетингами. Герои повествования болеют и умирают, автор книги называет диагнозы, причины болезней и методы их лечения. Я внимательно изучил те отрывки, в которых монах Рихер рассуждает о медицине с тем, чтобы попытаться понять на каком уровне она находилась на рубеже IX-X веков у франков. Вот, что меня получилось. (Приложение З)

    Анализ хроники позволяет мне утверждать, что «темные века» средневековья, даже в его ранний период, не могут считаться полным провалом если не в развитии, то, во всяком случае, в сохранении античного наследия в области медицины. Монахи, в руках которых оказалась в этот период медицина, знали наследие Гиппократа и его последователей, применяли их и могли конкурировать со знаменитой школой в Салерно.

    2.3. Сравнение взглядов Гиппократа и его античных последователей со взглядами Авиценны и Арнольда из Виллановы

    Самым известным произведением салернских медиков считается «Салернский кодекс здоровья», написанный в начале XIV века испанским врачом, алхимиком, ректором университета в Монпелье Арнольдом из Виллановы (1235-1311 гг.). (Приложение И) Этот человек за свои смелые взгляды, зачастую противоречащие установкам церкви, попал под суд инквизиции, но был оправдан благодаря заступничеству римского папы. «Салернский кодекс» — небольшая поэма, которая написана в форме рекомендаций тем, кто хочет сохранить свое здоровье.

    Я решил внимательно прочитать ее, сравнить с поэмой о медицине «Урджуза», написанной великим Авиценной в XI веке, а также с «Афоризмами» Гиппократа, созданными в V веке до н. э., и основными положения его последователей для того, чтобы понять, что из наследия великого грека было сохранено знаменитыми средневековыми медиками. (Приложение К)

    Читая исторические источники, я убедился, что, действительно, положения учения Гиппократа, гиппократиков и Галена о влиянии различных факторов внешней среды, образа жизни человека, гуморальная теория, учение о темпераментах, методах лечения, индивидуального подхода к больному были известны и развивались выдающимися медиками Средневековья.



    ВЫВОДЫ

    Анализ исторических источников подтвердил преемственность во взглядах античных и средневековых врачей на проблемы, связанные с сохранением здоровья человека, причинами болезней и методами их лечения.



    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, я могу сделать вывод о том, что в ходе своей работы, решая проблему: является ли медицина Средневековья провалом по сравнению с медициной Античности — и, взяв на рассмотрение достижение античной научной мысли, а критерием — сохранение и развитие ее в средневековый период, я убедился в правоте моей гипотезы. Действительно, на мой взгляд, никакого провала в средневековой медицине по сравнению с античной не было! Передовые врачи Средневековья придавали большое значение тому, что актуально для современной медицины: здоровому образу жизни и индивидуальному подходу к лечению больного. Что способствовало развитию медицины в Средние века, на мой взгляд?

    1. Выдающиеся личности, как светские, так и духовного звания, те, кто стремился к познанию мира, жили, работали, делали открытия, несмотря на запреты и ограничения!

    2. Гиппократ и Гален попали в число авторитетов, что было важно для эпохи.

    3. Медицина преподавалась и в духовных, и светских учебных учреждениях.

    4. Заблуждения средневековой медицины сохранялись со времен Античности (запрет анатомических исследований, признание универсальным методом кровопускание, астрология).

    5. Алхимия накапливала знания о лекарственных свойствах веществ.

    Конечно, моя работа не претендует на полноту охвата вопроса о научных взглядах Античности и Средневековья в области медицины. Однако, мне кажется, что мне удалось на основе изучения исторической литературы, а, главное, доступных исторических источников, сделать вывод о том, что существовала преемственность в развитии медицины между изучаемыми периодами. Делать дальнейшие выводы по этой проблеме можно, лишь изучив состояние практической медицины в эти эпохи. Этим мне и хотелось бы заняться в дальнейшем.


    Глоссарий

    Алхимия – средневековое учение о веществах и их превращениях.

    Анатомия человека наука о строении человеческого организма.

    Античность – история и культура Древней Греции и Древнего Рима (II тыс. до н. э.-V век н.э.)

    Афоризмы – это краткие изречения, обладающие глубоким смыслом и проработанной формой.

    Аспект – точка (угол) зрения.

    Астрология – древнее учение о воздействии небесных тел на неживую и живую природу.

    Бенедиктинцы – католический монашеский орден святого Бенедикта (VI в.).

    Возрождение (Ренессанс) – эпоха в развитии культуры Европы XIV-XVI вв.

    Гиппократикипоследователи греческого врача Гиппократа.

    Гуманисты – деятели культуры Возрождения.

    Критерий это мера, с помощью которой можно оценить то, о чём идёт речь.

    Наука – система достоверных, проверенных знаний о мире.

    Средние века – период всемирной истории, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории (V-XV вв.).

    Светский – не церковный.

    Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.

    Схоластика – религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

    Профилактика – меры, предупреждающие заболевания или предохраняющих от чего-либо.

    Темперамент – тип личности, который отличается характерными особенностями и отношением к миру и себе.

    Фармацевтика – наука, описывающая способы приготовления, сохранения и дозирования лекарств.

    Физиология – наука, изучающая деятельность всего организма и его частей — систем, органов, тканей и клеток (наука о функциях человеческого организма и его органов).

    Флеботомия – кровопускание.

    Эллинизм – период IV-I вв. до н. э. в истории стран Средиземноморья, для которого характерно взаимное влияние греческой и восточных культур.

    Список литературы

    Исторические источники

    Абу али ибн Сина. Урджуза – поэма о медицине – Электронный ресурс: http://sokrnarmira.ru/index/0-3975

    Арнольд из Вилланова. Салернский кодекс здоровья. – Электронный ресурс: http://www.monsalvat.globalfolio.net/frmanifest/statiibookmanifest/medic/salern.htm

    Гиппократ. Афоризмы [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-gippokrata

    Гиппократ. Сочинения. Перевод с греческого В. И. Руднева [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/426hippo/3.htm

    Гиппократ. Этика и общая медицина. Письма / Пер. с древнегреческого В. Руднева. – М.: Мир книги, Литература, 2007.

    Рихер Реймский. История. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997.

    Литература

    Зудгоф К. Медицина средних веков и эпохи Возрождения. М.: Вузовская книга, 1999 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http//annals.info/evrope/med/index.htm

    Жуана Жак. Гиппократ. М.: Феникс, 1997[электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1017574/Zhak_-_Gippokrat.html

    Майер-Штейнег Т. Древняя медицина. М.: Вузовская книга, 2007.

    Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. СПб: Европейский дом, 2003 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/421/

    Ресурс Internet

    http://www.nedug.ru/library/история_медицины/Медицина_1/15#.WAKqM3g1GrU

    http://www.historymed.ru/training_aids/textbook/medicine_in_ancient_greece_rome_alexandria/

    http://studopedia.ru/10_74431_ar-razi-razes-i-ego-vklad-v-meditsinskuyu-nauku-iran.html

    http://www.historymed.ru/training_aids/lectures/index_page1.php

    http://www.kybalion.ru/okkultnye-nauki/alhimiya/386.html

    http://to-name.ru/biography/galen.htm

    https://murzim.ru/nauka/medicina/istorija-mediciny/28187-medicina-v-vizantii.html




    Приложения
    Приложение А

    Предполагаемый бюст Гиппократа


    \
    Приложение Б

    Бюст Галена



      1   2   3   4   5   6

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    К вопросу о "темных веках" медицины