• Зав. кафедрой Теологии ___________/Малков П. Ю./ подпись Дата__________________ Аттестационная работа
  • Дата______________________ Научный руководитель: Никулина Елена Николаевна
  • Глава
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Глава 1
  • Его же ради плоть твою изнурил еси
  • Матрона же, старица блаженная, яко мученица безкровна



  • страница1/11
    Дата19.02.2018
    Размер2.39 Mb.
    ТипРеферат

    Кафедра теологии допущена к защите


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КАФЕДРА ТЕОЛОГИИ

    Допущена к защите
    Зав. кафедрой Теологии

    ___________/Малков П. Ю./

    подпись

    Дата__________________


    Аттестационная работа
    Женское юродство в Православной Церкви:

    история и содержание подвига

    Автор:

    Грудева Елена Валерьевна

    Подпись

    Дата______________________
    Научный руководитель:
    Никулина Елена Николаевна

    Подпись

    Дата _______________________

    Москва

    2013
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    вВедение…………………………………………………………………………3

    Глава 1. Общие сведения о подвиге святых жён, юродивых Христа ради………………………………………………..11

    1.1. Сущность подвига юродства…………………………………………..11

    1.2. Время и причины появления святых жён, Христа ради юродивых..19

    1.3. Женское юродство в монастыре и в миру ……...…………..………..28

    1.4. Основания для канонизации святых юродивых……………………..31

    1.5. Иконографический образ блаженной и/или юродивой

    Христа ради…………………………………………………………….35



    Глава 2. Женское юродство: особенности протекания подвига……………………………………………..……………………………………...45

    2.1. Божие призвание к подвигу юродства ………………………………45

    2.2. Внешний вид и речевое поведение …..…………………………….56

    2.3. Типичные асоциальные поступки……………………………………65

    2.4. Пророчества и чудотворения………………………………...……….68

    2.5. Аскетические подвиги и тайное доброделание……………………..76

    2.6. Духовная связь между святыми юродивыми ………………………83

    2.7. Женское юродство в сопоставлении с мужским в его типичном

    проявлении…………………………………………………………….86

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..93

    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………………………97

    вВедение
    Подвиг юродства Христа ради является величайшим подвигом в истории христианской Церкви. В основе этого подвига лежит ощущение страшной виновности души перед Богом, которое не позволяет ей пользоваться всеми благами этого мира и побуждает её страдать и распинаться со Христом1. Основанием для подвига юродства послужили слова Апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых, – сила Божия» (1Кор. 1.18); «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1.21), «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1.23), «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3.18).

    В кратком словаре агиографических терминов В.М. Живова «юродивый» толкуется следующим образом: «Разряд святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, т.е. облик безумия, принимаемый ради "поругания миру", радикального отвержения ценностей мирской жизни и служения Христу через свидетельствование о внеположности Христова пути мирской мудрости и мирскому величию»2. Как видим, в жизни святого юродивого центральной внешней чертой является облик безумия, который принимает на себя подвижник с целью «поругания миру».

    Юродство во Христе как особый путь достижения святости неоднократно являлось предметом богословского осмысления в специальной литературе. Так, в работе иером. Алексия (Кузнецова) «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование»3 (впервые изданном в 1913 году) подробно рассмотрены такие аспекты проблемы, как причины юродства – в связи с вопросом о назначении человека; психологический смысл притворного безумия; вид физической жизни святых юродивых; аскетические подвиги юродивых; юродство как общественный деятельный тип; значение святых юродивых в обществе. Сочинение свящ. И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви: Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия» (первое издание – 1895)4 представляет собой первый систематический труд, посвященный подвигу юродства Христа ради. Книга делится на две части: первая часть посвящена святым юродивым Греческой Церкви, вторая – святым юродивым Русской Православной Церкви. В работе Г.П. Федотова «Святые Древней Руси»5 (в главе 13 «Юродивые») особое внимание обращено на исторические причины появления подвига юродства на Руси; рассмотрено отношение к юродивым со стороны народа, церковной и светской власти в разные периоды Русской Православной Церкви, а также кратко представлена специфика подвига на примере ряда святых, прославленных в чине юродивых Христа ради. Попытки осмыслить подвиг юродства с разных сторон представлены в целом ряде работ – Е. Беленсон6, иером. Иоанна (Кологривова)7, Т. Недоспасовой8, епис. Каллиста (Уэра)9. В аттестационной работе свящ. С. Романцова10 проведено сравнение подвига юродства в Греческой Церкви и в Русской Православной Церкви, а также на материале житийной литературы проведено сравнение подвига святых юродивых XIX– XX вв. с подвигом древних святых юродивых.

    Статья Р.А. Наумова “«Меня раздело Евангелие»: Внешний облик юродивых Христа ради”11 посвящена подробному анализу внешнего вида юродивых – как мужчин, так и женщин. Автор рассматривает внешний вид юродивых в контексте ветхозаветных истоков подвига юродства, а также обращает внимание на функциональное назначение одежды, головного убора юродивых, а также некоторых других предметов, которые тот или иной подвижник носил с собой. Слабым местом указанной работы, на наш взгляд, является тот факт, что она построена на материале как канонизированных, так и непрославленных юродивых, что может вызывать ряд вопросов.

    В ряду представленных работ о юродстве Христа ради особняком стоят работы современного византолога С.А. Иванова «Византийское юродство»12 и «Блаженные похабы. Культурная история юродства»13. Автор рассматривает феномен юродства с культурологической и исторической точек зрения. Многие положения, выдвигаемые в этих работах, вступают в резкое противоречие с православным мировоззрением в целом и с православным осмыслением подвига юродства в частности. Тем не менее, мы посчитали возможным использовать работы С.А. Иванова в связи с множеством изученных исторических подробностей, представленных в его трудах.

    В качестве агиографического материала в работах о юродстве, как правило, выступают жития святых мужей. Редким исключением в данном случае является работа свящ. А. Шантаева14, в которой рассмотрен особый агиографический тип – блаженные калеки. На примере подвига св. блж. Матроны Анемнясевской автор делает выводы о типичных чертах подвига блаженных калек.

    За последние 30 лет Русская Православная Церковь канонизировала более 10 святых жен, Христа ради юродивых, подвиг которых требует осмысления. На данный момент отсутствуют работы, специально посвященные женскому юродству. Несмотря на то что смысл и цель человечества – спасение в Царстве Небесном и, по словам апостола Павла, «…нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3.28), как известно, мужчины и женщины по своим природным и душевным качествам несколько отличаются. Представляется, что это может налагать некоторые ограничения на особенности протекания подвига юродства Христа ради у святых жен.

    Своеобразие данной работы заключается в том, что в ней всесторонне освещается подвиг святых жен, юродивых Христа ради, канонизированных Православной Церковью.

    Сказанное обусловило выбор темы аттестационной работы, определило её актуальность, цель и задачи.



    Цель работы – систематизировать сведения об особенностях протекания подвига юродства Христа ради, совершённого святыми жёнами.

    Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:



    1. определить круг источников исследования, включая агиографические и гимнографические тексты, а также иконографию, отражающие подвиг святых жён, Христа ради юродивых;

    2. изучить исторический контекст появления (всплеска) юродивых жён в Византии и на Руси, а также выявить отношение к подвигу юродства и к юродивым в разные периоды жизни Греческой и Русской Церквей;

    3. систематизировать материал с точки зрения особенностей протекания подвига (призвание к подвигу юродства; внешний вид; типичные асоциальные поступки; речевое поведение; пророчества; чудотворения; тайное доброделание; аскетические подвиги);

    4. сопоставить особенности протекания подвига в миру и в монастыре;

    5. представить богословское осмысление подвига юродства путём его сопоставления, с одной стороны, с монашеством, с другой стороны – со старчеством;

    6. на основе изученного материала сравнить женское юродство с мужским в его типичном проявлении.

    В работе анализируется подвиг 16 святых жён, канонизированных в чине блаженной и/или юродивой Христа ради. В данном случае мы использовали широкий подход к пониманию подвига юродства Христа ради, опираясь на определение, представленное в «Богословско-литургическом словаре»: «Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости»15.

    В работе анализируется подвиг 4 святых жён, канонизированных Греческой Православной Церковью, и 12 святых жен, канонизированных Русской Православной Церковью: прп. Исидора Тавенская, Христа ради юродивая (IV в.; 23(10) мая); блж. Клеопатра (+327 век; 1 ноября(19 октября)); блж. отроковица Муза (V век; 29(16) мая); блж. Таисия Египетская (V век; 23(10) мая); блж. схим. Марфа Московская, Христа ради юродивая (+1638; 14(1) марта); блж. Евдокия Суздальская, Христа ради юродивая (+1776; 22 декабря); блж. Ксения Петербургская, Христа ради юродивая (XVIII в.; 6 февраля (24 января)); блж. Евфросиния Колюпановская, Христа ради юродивая (+1855; 16(3) июля); блж. Домна Карповна Томская, Христа ради юродивая (+1872; 29(16) октября); блж. Пелагия Дивеевская, Христа ради юродивая (+1884; 11 февраля(30 января)); блж. Параскева Дивеевская, Христа ради юродивая (Паша Саровская) (+1915; 5 октября(22 сентября)); блж. Любовь Рязанская, Христа ради юродивая (+1921; 21 февраля – н.с.); блж. Мария Ивановна Дивеевская, Христа ради юродивая (+1931; 8 сентября(26 августа)); блж. Матрона Анемнясевская (+1936; 29(16) июля); блж. Матрона Московская (+1952; 2 мая(19 апреля); блж. Варвара Скворчихинская, Христа ради юродивая (+1966, 27 (14) февраля).

    Охарактеризуем основные источники, из которых мы черпали сведения об особенностях протекания подвига указанных святых жен. По святым, прославленным в Греческой Православной Церкви, основным источником были «Жития святых»16, составленные свт. Димитрием Ростовским в XVIII веке.

    По дивеевским блаженным, Христа ради юродивым, мы пользовались «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной сщмч. Серафимом (Чичаговым)17, а также книгой «Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества»18, составленной на основе разных источников, в том числе и на основе «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» сщмч. Серафима (Чичагова). Следует заметить, что именно в описаниях, связанных с дивеевскими блаженными, мы имеем наиболее подробные сведения о содержании и особенностях протекания подвига юродства Христа ради у святых жён.

    По ряду святых, прославленных Русской Православной Церковью, мы пользовались информацией из сборников житий, посвященных группе святых, проживавших в одном городе или губернии, например, “Блаженные Санкт-Петербурга: от святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской”19, «Жития сибирских святых: Сибирский патерик»20, «Собор Московских святых: Сборник житий»21.

    Житие св. блж. Матроны Анемнясевской, с текстом которого мы работали, составлено свящ. Н. Правдолюбовым и В. Правдолюбовым22.

    В качестве дополнительных источников по агиографии мы использовали книги монахини Таисии – «Русские святые»23 и «Русское православное женское монашество»24; сборник развернутых житий святых, подвизавшихся в подвиге юродства Христа ради в период с XIX по ХХ вв. «Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX–XX вв.)»25, а также статьи по отдельным святым, размещенные на сайте «Православная энциклопедия»26 (http://www.pravenc.ru).

    Из богослужебных текстов предметом анализа стали общая служба юродивым Христа ради по Общей минее; службы, составленные свв. Ксении Петербургской, Матроне Московской, по Дополнительной минее, а также тропари святым женам, Христа ради юродивым, извлеченные с сайта «Православие.ру»27.



    Структура работы. Аттестационная работа состоит из двух глав. В первой главе – «Общие сведения о подвиге святых жён, юродивых Христа ради» – рассмотрены вопросы, связанные с сущностью подвига юродства Христа ради, с временем и причинами появления женского юродства, спецификой протекания подвига в монастыре и в миру. Особый раздел в первой главе посвящен иконографическому образу блаженной и/или юродивой Христа ради.

    Вторая глава – «Женское юродство: особенности протекания подвига» – непосредственно посвящена анализу содержания подвига юродства у святых жен. В главе рассмотрены такие аспекты, как призвание к подвигу юродства Христа ради, внешний вид, речевое поведение, аскетические подвиги, тайное доброделание, асоциальные поступки, пророчества и чудотворения. Особый раздел посвящен духовной связи между юродивыми Христа ради. В общих чертах рассмотрены отличительные особенности женского юродства в сравнении с мужским юродством в его типичном проявлении.


    Глава 1. Общие сведения о подвиге святых жён, юродивых Христа ради
    1.1. Сущность подвига юродства.

    Юродство Христа ради составляет особый вид святости. Сущность этого подвига состоит в отречении от собственного ума. Человек принимает на себя личину безумного, чтобы достичь полноты святости, побороть самого главного врага – гордость, самомнение. Сущность подвига юродства Христа ради всецело отражена в словах св. апостола Павла: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным (слав.: буй да бывает), чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие (слав.: буйство) пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1Кор. 3.18–19); «Мы безумны Христа ради» (1Кор. 4.10). Показательно в этом отношении название одного сборника жизнеописаний блаженных стариц нашего времени (XIX–XX вв.) – «Безумием мнимым безумие мира обличившие»28.

    Отказаться от ума – величайшая жертва, ибо, как пишет свящ. И. Ковалевский, «в разуме Бог положил существенную черту Своего великого образа в нас (Еф. 4.22–23), и по этой причине с отказом от ума, этого благодатного дара неба, с которым ничто не может сравниться в мире видимом, человек теряет всё, что составляет истинное его величие, истинное его достоинство»29.

    В то же время безумие юродивых было притворным, внешним. Цель этого притворного безумия заключалась, по словам Е.Е. Голубинского, в том, чтобы «терпеть от людей поношения и укоризны и чтобы обличать современников»30. По словам иером. Алексия (Кузнецова), «умственная деятельность святых юродивых не была бессознательной; напротив, она совершалась по предварительно обдуманным планам (днем юродствует, а ночью молится)»31. Иером. Алексий развивает мысль о том, что святые юродивые, пренебрегая мирскими приличиями, пребывая в миру, в то же время находясь как бы вне его, тем самым увеличивали круг умственной деятельности для Бога, «стараясь ввести в себя Бога – уподобиться Ему»32. Неслучайно в богослужебных текстах святые юродивые Христа ради часто именуются «богомудрыми»: «Блаженне, [имярек], богомудре, чистая твоя душа…»33; «Блаженная Ксение богомудрая…»34; «…блаженною Христа ради наречеся, Марфо, старице богомудрая»35; «…молися убо ко Господу, Любовь блаженная, богомудрая…»36 и т.п.

    Избранники Божии, призванные к тягчайшему подвигу юродства Христа ради, осуществили своей жизнью с буквальной точностью заповедь Спасителя: «…не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6.25); «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6.33).

    Каждый человек призван к святости, к обожению, т.е. всецелому соединению с Богом, – к тому состоянию, которое человечество утратило после грехопадения прародителей. Обожение возможно только во Христе, ибо Господь Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек, избавил нас Своим Боговоплощением, Жертвоприношением, Воскресением по плоти и Вознесением человеческой природы одесную Бога Отца от первородного греха, смерти и власти диавола. Господь Иисус Христос как истинный Человек является и Подвигоположником, основателем всех путей христианской святости, ибо конечная цель всех путей одна – обожение.

    Василий (Фазиль) Ирзабеков в очерках, посвященных евангельским основам русского языка, пишет о современной распространенной ситуации употребления выражения (в миру) не от мира сего, оценочной номинации убогий37 с отрицательной коннотацией, с одной стороны, и о словах Господа Иисуса Христа, сказанных о Себе Самом: «Я не от сего мира» (Ин. 8.23) – с другой стороны38. В своих устных выступлениях39 В. Ирзабеков развивал эту мысль дальше, отмечая, что в таком случае первым юродивым был Сам Христос. Здесь следует иметь в виду самое первое, чрезвычайно важное, значение слова «юродивый», о котором пишет иером. Алексий (Кузнецов) и которое в славянском толковании дается как «отребие мира»: юродивый – это отверженный миром, обществом. Таким образом, «слово «юродивый», употребляемое Св. Церковью как эпитет некоторых подвижников, имеет чрезвычайный смысл; Церковь этим названием выражает их отделенность от общества и избранность Богом, оттеняет свойство их благочестия, состоящее в отвержении их миром, в презрении их обществом, смотревшим на них не как на своих членов, а как на каких-то выродков, отщепенцев»40.

    Возвращаясь к словам Господа «Я не от сего мира», можно проследить сходство в образе жизни, а также во многих типичных поступках юродивых Христа ради, с одной стороны, и Господа в Его земной жизни – с другой. Так, юродивые Христа ради отказывались от всех земных благ (не имели постоянного пристанища, круглый год ходили босиком, в рубище). Господь Иисус Христос в Своей земной жизни после выхода на общественное служение (а если вспомнить рождение в Вифлеемской пещере, то можно сказать, что уже с момента Своего рождения) не имел постоянного места жительства: «…лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8.20). Часто юродивые вращались в среде порочных членов общества, среди людей погибших в общественном мнении, чтобы исправить их и спасти. Господь бывал часто порицаем со стороны фарисеев за то, что Он заходил в домы грешников, ел и пил с блудницами и пьяницами: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам…» (Мф. 11.19). Юродивые обличали сильных мира сего, не боялись с их стороны гонений и побоев. Господь обличал книжников и фарисеев, например: «Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства…» (Лк. 11.39 и далее до 52); изгонял торгующих их храма: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2.13–16); предсказывал разрушение Иерусалима, дошел до самой Крестной смерти. Таким образом, в земной жизни Спасителя мы найдём те поступки, тот образ мыслей, который в дальнейшем будет свойствен христианским подвижникам, возложившим на свои плечи труднейший подвиг – подвиг юродства Христа ради.

    Свящ. И. Ковалевский так описывает содержание подвига юродивых: «Эти славные подвижники, воодушевляемые горячею ревностью и пламенной любовью к Богу, добровольно отказывались не только от всех удобств и благ жизни земной, от всех выгод общественной жизни; от самого близкого и кровного родства, но даже отрекались при полном внутреннем самосознании от самого главного отличия человека в ряду живых существ – от разума, добровольно принимая на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия»41.

    Содержание подвига юродства находит всецелое отражение в богослужебных текстах (в частности, в общей службе Христа ради юродивым). Подвиг юродства предполагает, прежде всего, что юродствовать могут христиане, достигшие духовной зрелости, чистоты душевной, что, в свою очередь, возможно лишь при правой вере («блаженне, богомудре, чистая твоя душа, правоверным смыслом сияющее, облистающи добродетелей светлостьми»; «Имея душу милостивну, и чист помысл, веру неблазненну, и любовь воистину нелицемерну»).

    Блаженные (юродивые) чистотой своей веры достигли состояния победы над страстями («Божественными учениями укрепляяся, страсти плотские от души отгнал еси), явились еще при жизни жилищем Святого Духа, по слову апостола Павла «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3.16) («и Святей Троице селение преочищенное был еси»; «Дом и жилище Духа Пресвятаго, премудре, был еси»).

    В богослужебных текстах подчеркивается хранение правой веры подвижником-юродивым, следование Священному Писанию и Священному Преданию (в частности, учению святых отцов Церкви), уклонение от еретических учений («Божественными учениями укрепляяся…», «Последовав отеческим преданием, отче, мудре, пагубы Оригеновы бегати злочестивыя, заповедал еси зовущим…»).

    Юродивые достигли высоты смирения, чистоты помыслов («…или не похвалим житие твое равноангельное, помысла целомудренное, и кротости твоея смиренное и молчаливое»), победы над страстями («твердого адаманта, и столпа непоколебима вражиими прилоги…»); проявили в своей жизни любовь к Богу и людям, милосердие («милостыни неоскудное»; «к скорбящим милование, и сущим в бедах скорое поможение»), а также кротость и незлобие («кто бо слыша безмерное твое смирение и терпение, не удивится; еже ко всем кротость и беззлобие»).

    Всех этих высочайших духовных качеств юродивые достигли путем терпения («терпением бо воистинну посрамивша сопротивнаго врага»; «явился еси чуден в терпении твоем»; «радуйся, иже древнему Иову уподобивыйся терпением»), строгим постничеством, лежанием на земле («Постом и воздержанием, и на земли леганием, увядил еси плотские страсти, душу же просветил еси»; «тамо узрел еси желаемого Христа, Его же ради плоть твою изнурил еси).

    В богослужебных текстах находит отражение и такой аспект подвига юродивых, как соблазнительное поведение, в частности хождение в голом виде в общественных местах («Ты плотских мудрований выше имея помысл, не уязвился еси посреде жен обнажаем: бесстрастия бо одеждою одеялся еси»).

    Юродивые Христа ради очень часто за свой подвиг еще при жизни были наделены различными дарами Святого Духа: даром прозорливости, отгнания бесов («бесовскую тьму отгоняющи), чудотворения, исцеления («Земный ангел и небесный человек явился еси преблаженне, источник умиления, милости течение, пучина чудес, струя исцелений»).

    Господь и после смерти прославляет Своих угодников нетлением их мощей («Богу соблюдающу и ныне невредимо твое блаженное тело»); чудотворением («достоин сосуд чудес и по кончине явился еси притекающим к раце мощей твоих»).

    По словам апостола Павла «если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3.18), в богослужебных текстах неоднократно повторяется мудрость подвижников, прославившихся в подвиге юродства («Дом и жилище Духа Пресвятаго, премудре, был еси»; «Сый цел умом в скрове мудрых чудес, преподобне»). Юродивые оставили мир и его ценности ради Христа, ради высших ценностей («Желанием еже к Богу распаляем, мир оставил еси…»; «Обогатитися никакоже истощаемыми возжелев, богатство и славу временную, мудре, и пищу мимотекущую, и мирское достояние доблемудренно отринул еси»; «Удалився бегая мирских сожительства…»).

    Нередко юродивые Христа ради терпели раны телесные и побои от людей, но все преодолевали с помощью молитвы («Ранами и молитвенным воздержанием, и биением, преподобне, страсти мирские, отче, уязвил еси»).

    Подвиг юродивых своим аскетизмом, всецелым преданием себя Богу, отречением от мира, целомудрием, нестяжательством, по сути, повторяет подвиг преподобных (неслучайно в общей службе юродивым самое распространенное обращение к подвижнику – «преподобный»; неоднократно говорится и об «равноангельном житии» подвижника, что также обычно прилагается к преподобным).

    Кроме того, своим смирением, кротостью, терпением надругательств со стороны людей юродивые уподоблялись мученикам Христа ради и в тексте службы эта мысль также находит свое выражение («со страждущими Христа ради царствовати возжелал еси»). В службе отдельным святым блаженным и/или юродивым Христа ради мысль о бескровном мученичестве также находит своё выражение. Например, в службе св. блж. Матроне Московской: «Времени лютому во Отечестве нашем приспевшу, явишася мнози мученицы и исповедницы Христовы. Матрона же, старица блаженная, яко мученица безкровная, изгнания, скитания, уничижения, глад велий и жесток хлад претерпе и верность Господеви даже до часа смертного сохрани»42. Юродство – это подвиг страдания. По словам Е. Беленсон, душа подвижника, мучимая жаждой пострадать за Христа, «ищет сопричастия страстному пути Его, – и не удовлетворяясь положенной мерой испытаний, спешит навстречу скорбям чрезвычайным»43 (выделение авт.).

    Свящ. И. Ковалевский в своем труде, посвященном подвигу юродства Христа ради, обращает внимание также на то, что это подвиг не столько личный, сколько общественный, он предполагает глубокое понимание жизни и глубочайшее нравственное самообладание. Здесь будет уместно вспомнить благословение св. прп. Серафима Саровского, которое он дал Пелагее Ивановне Серебрениковой на подвиг юродства: «…Иди, матушка, иди немедля в мою-то обитель, побереги моих сирот-то; многие тобою спасутся; и будешь ты свет миру…»44. Таким образом, прп. Серафим благословлял св. Пелагею на тяжкий путь юродства с целью спасения сестер Дивеевской обители. Батюшка Серафим объяснял, что к этому пути Господь призывает только очень крепких физически и духовно людей: «На такой путь Господь и не призывает малосильных, матушка; избирает на такой подвиг мужественных и сильных и телом, и духом»45.

    В данном случае мы обнаруживаем сходство между такими путями к святости, как юродство и старчество. Ранее мы обнаруживали сходство между монашеством и юродством в части отречения от мира, аскетических подвигов. Многие монашествующие были призваны на старчество, хотя само по себе монашество предполагает одиночество, уединение, пребывание с Богом наедине, тогда как старчество есть общественное служение. Архим. Лазарь (Абашидзе) в связи с этим отмечает: «Сочетать монашеский образ и духовное окормление мирян невероятно сложно. Это даже непостижимо и может совершаться добре только при особом промышлении, при содействии особой благодати Божией»46. То же можно сказать и о юродстве Христа ради: с точки зрения внутренней жизни юродивый всецело пребывает с Господом, отрекшись от всего земного, в том числе и от разума в глазах людей; с точки зрения внешней все его парадоксальные поступки имеют целью привлечь внимание людей, привести их к покаянию, утешить скорбящих, поддержать отчаявшихся и в конечном итоге – привести всех ко спасению во Христе.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Кафедра теологии допущена к защите