• Рябинович Татьяной Сергеевной по материалам книги Н.В. Нищевой Цель
  • Рекомендации родителям

  • Скачать 229.92 Kb.


    Дата15.06.2018
    Размер229.92 Kb.

    Скачать 229.92 Kb.

    Картотека методических рекомендаций для родителей по подготовке дошкольников к обучению грамоте Материал подготовлен учителем-логопедом




    Картотека методических рекомендаций для родителей для родителей

    по подготовке дошкольников к обучению грамоте

    Материал подготовлен учителем-логопедом

    Рябинович Татьяной Сергеевной

    по материалам книги Н.В. Нищевой

    Цель: познакомить родителей с методическими приемами работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте (первый год обучения).

    Рекомендации родителям:

    • Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15-20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв - паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, попрыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивысшей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел. Не старайтесь сделать все задание за один день. Для того чтобы ребенок усвоил весь материал, вам потребуется отвести на каждое задание по три-четыре дня.

    • Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме (в заданиях приведены примеры дидактических игр). Хвалите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений. Например, за хорошую работу наклеивайте на тетрадь малыша яркую переводную картинку или стикер.

    • Все согласные буквы называйте как звуки. Например, не [пэ] или [эр], а [п] или [р].

    • Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал предыдущего.

    • Для каждой новой буквы отводите целый разворот в толстой тетради, на котором вы будете «печатать» новую букву, рисовать вместе с ребенком картинки, упражнять его в «печатании» буквы, «печатать» слоги и слова. Этот материал пригодится для закрепления и повторения пройденного.

    • Уделите особое внимание заданиям на развитие у ребенка фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа и синтеза. Эти задания помечены звездочкой. Именно материал этих заданий подготавливает почву для успешного овладения чтением, способствует профилактике нарушений письменной речи.

    • Никогда не давайте ребенку заданий на различение двух пар звуков во время одного занятия. Например, если в задании приведен материал по различению звуков [С] и

    [С’], а также — [С] и [З], то одно занятие посвятите первой паре звуков, а на следующий день займитесь второй парой.

    • Обратите внимание на то, что при изучении йотированных букв (Е, Е, Ю, Я) задания по формированию фонематических представлений ребенку не предлагаются, так как этот материал слишком сложен для понимания его до- школьником.

    • Читая стихотворение, открывающее задание, утрированно произносите звук, соответствующий новой букве. Так же утрированно произносите различаемые звуки в специальных играх и упражнениях.



    Аа

    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других.

    Алик с Аллочкой дружил,

    Алле астры подарил.


    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [А] в начале из этого двустишия (Алик, Аллочкой, Алле, астры).
    3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [А] (Аня, Аля, Алена, Алина, Алиса, Арина, Антон, Алеша, Андрей).
    4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [А] (аист, арка, азбука, арфа, армия, арбуз, апельсин).
    5. Объясните ребенку, что звук [А] можно петь. Пусть он поет этот звук на любую мелодию. Пойте звук [А] вместе с малышом. Расскажите ему о том, что все звуки, которые можно петь и которые мы произносим легко, называются гласными звуками. Помогите ребенку запомнить: [А] — гласный звук.
    6. Вырежьте три полоски цветной бумаги и сложите из них заглавную букву А. Объясните, что она обозначает звук [А].
    7. Поупражняйте ребенка в выкладывании большой (заглавной) буквы А из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы А на бумаге и в воздухе.
    8. Покажите ребенку, как выглядит маленькая (строчная) буква а. Напишите ее на листе бумаги, выложите ее из шнурка или веревочки. Пусть ребенок слепит строчную букву а из пластилина.
    9. Вместе с ребенком нарисуйте предметы, названия которых начинаются со звука [А]. Подпишите картинки печатными буквами, покажите букву А а в названиях. Пусть ребенок сделает то же самое.



    Уу
    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

    Уля сварила уху для утят,

    Только утята ухи не хотят.
    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [У] в начале из этого двустишия (Уля, усу, утят, утята, ухи).
    З. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [У] (уши, улица, усики, удочка, умный, укроп).
    4. Объясните ребенку, что звук IУ] можно петь, это гласный звук. Когда мы его произносим, во рту нет преграды. Пусть малыш поет этот звук на любую мелодию.
    5. Вырежьте две полоски цветной бумаги и сложите из них букву У. Объясните, что она обозначает звук [У]. Обратите внимание малыша на то, что короткая палочка приставлена к длинной палочке слева, что большая и маленькая буквы очень похожи и отличаются друг от друга только размером.
    6. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы У у из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы У у на бумаге и в воздухе.
    7. Пусть ребенок слепит букву У у из пластилина, сложит из веревочки или шнурка.
    8. Вместе с ребенком нарисуйте картинки, названия которых начинаются со звука [У]. Подпишите их, покажите букву У у в названиях. Попросите малыша сделать то же самое.

    9. Поиграйте с ребенком в новую игру «Что получится?»:

    предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [У]; сначала произнести звук [У], а потом звук [А].
    10. Крупно напишите фломастером:

    Ау ау


    Поупражняйте ребенка в чтении. Пусть он выкладывает эти слияния из букв, которые слепил из пластилина, и читает.



    Ии

    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

    Ира с Игорем играли

    И игрушки разбросали.


    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [И] в начале из этого стихотворения (Ира, Игорем, играли, игрушки).
    3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [И] (Инна, Ия, Илона, Иван, Илья, Игнат).
    4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [И] (искры, иглы, игры, ива, ирис, индюк).
    5. Объясните, что звук [И] можно петь. У нас во рту нет преграды, когда мы его произносим. [О] — гласный звук. Пусть малыш поет этот звук на любую мелодию.
    6. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них большую букву И и маленькую букву и. Объясните, что она обозначает звук [И]. Обратите внимание ребенка на то, что большая и маленькая буквы И и отличаются только размером.
    7. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы И и из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы И и на бумаге и в воздухе.
    8. Пусть ребенок слепит букву И и из пластилина.
    9. Нарисуйте вместе с ребенком предметы, названия которых начинаются со звука [И]. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву И в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.
    10. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [И]; сначала произнести звук [И], а потом звук [А]; если сначала произнести звук [У], а потом звук [И]; сначала произнести звук [И], а потом звук [У]; сначала произнести звук [И], а потом звук [О]; сначала произнести звук [О], а потом звук [И].
    11. Крупно напишите фломастером:

    аи иа уи иу ио ои

    Поупражняйте ребенка в чтении этих слияний. Пусть он выкладывает эти слияния из букв, которые слепил, и читает их.


    Оо

    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

    Осень ранняя настала,

    Оля с осликом гуляла.


    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [О] в начале из этого двустишия (осень, Оля, осликом).
    3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [О] (озеро, окна, облако, обруч, окунь, овощи).
    4. Объясните, что звук [О] — гласный, его можно петь. Когда мы его произносим, у нас во рту нет преграды. Пусть малыш поет новый звук на любую мелодию.
    5. Возьмите веревочку или шнурок и сложите из нее букву О. Объясните, что она обозначает звук [О].

    6. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы О из веревочки, в рисовании на бумаге и в воздухе.


    7. Пусть ребенок слепит букву О из пластилина.
    8. Нарисуйте вместе с ребенком предметы, названия которых начинаются со звука [О]. Будьте внимательны и не допустите ошибок: например, слова очки, орехи, окно произносятся со звуком [А] в начале. Выбирайте те слова, где звук [О] в начале слова находится в ударной позиции. Подпишите картинки печатными буквами. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву О в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.
    9. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [О]; сначала произнести звук [О], а потом звук [А]; если сначала произнести звук [У], а потом звук [О]; сначала произнести звук [О], а потом звук [У].
    10. Крупно напишите фломастером:

    ао оа уо оу

    Поупражняйте ребенка в чтении. Пусть он выкладывает эти слияния из гтластилиновых букв и читает их.



    Ы ы

    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

    На глазах у детворы

    Улетают ввысь шары.


    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Ы] из этого стихотворения (детворы, ввысь, шары).
    З. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, содержащих звук [Ы] (дым, бык, мышь, рыба, коты, дубы, вагоны).
    4. Предложите ребенку подумать, каким звуком является звук [Ы] и почему.

    • Звук [Ы] — гласный. Его можно петь. Во рту нет преграды, когда мы его произносим.


    5. Пусть ребенок определит место звука [Ы] в словах бык, мыть, коты. Объясните ребенку, что в русском языке нет слов, начинающихся со звука [Ы].
    6. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов: бу, би, бык, комментируя свои действия. Например:

    • В слове бык всего три звука; первый звук [Б] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [Ы] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [К] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком.


    7. Вырежьте из цветной бумаги две палочки и полукруг и сложите букву Ы. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов состоит буква Ы, как они расположены по отношению друг к другу.
    8. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Ы на бумаге и в воздухе.
    9. Вместе с ребенком нарисуйте картинки со звуком [Ы] в названиях. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Ы в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.
    10. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?»
    11. Крупно напишите фломастером:

    ты пы ны мы ды бы вы

    дым бык коты дубы батоны бидоны вагоны тын Вот хата. У хаты тын.

    У Никиты ноты. На, Нина, ноты.

    Поупражняйте в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.


    Мм

    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

    Мама с Машенькой гуляли

    И малину собирали.


    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [М] в начале из этого стихотворения (мама, Машенькой, малину).
    З. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [М] (Марина, Мальвина, Марфа, Матвей).
    4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [М] (мышка, муха, машина, морковка, мандарин).
    5. Предложите ребенку подумать: гласный или согласный звук [М]; можно ли его петь или можно только тянуть; есть ли у нас во рту преграда, когда мы его произносим.
    6. Вырежьте полоски цветной бумаги разной длины и сложите из них букву М м. Объясните, что она обозначает звук [М]. Предложите ребенку определить, чем отличаются большая и маленькая буквы М м.
    7. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы М м из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы М м на бумаге и в воздухе.
    8. Пусть ребенок слепит букву М м из пластилина.
    9. Вместе с ребенком нарисуйте картинки, названия которых начинаются со звука [М]. Подпишите их печатными буквами. Предложите ребенку подчеркнуть все буквы М в названиях, а потом показать другие знакомые буквы.
    10. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [М]; сначала произнести звук [О], а потом звук [М]; сначала произнести звук [М], а потом звук [У]; сначала произнести звук [М], а потом звук [И]; произнести [МА], а потом еще раз [МА].
    11. Крупно напишите фломастером:

    ам ум ом им ма му мо ми

    Мама Тома Тима пума

    Тут мама, Тома и Тима. Там пума.


    Поупражняйте ребенка в чтении. Обратите внимание ребенка на то, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Пусть покажет большую букву в первом слове

    точку в конце предложения. Пусть он выкладывает и читает эти слоги и слова из пластилиновых букв.





    П п
    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

    Поля Павлику Петрушку

    Положила под подушку.
    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [П] в начале из этого стихотворения (Поля, Павлику, Петрушку, положила, под, подушку).
    3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [П] (Паша, Прохор, Полина, Прокоп).
    4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [П] (палка, полка, пушка, пальма, попугай).
    5. Объясните, что звук [П] — согласный. Когда мы его произносим, во рту есть преграда. Его нельзя петь. Он произносится отрывисто.
    6. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них букву П п. Объясните, что она обозначает звук [П]. Обратите внимание ребенка на то, что большая и маленькая буквы П п отличаются друг от друга только размером.
    7. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы П п из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы П п на бумаге и в воздухе.
    8. Пусть ребенок слепит букву П п из пластилина.

    9. Нарисуйте вместе с ребенком несколько картинок, названия которых начинаются со звука [П]. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву П в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.


    10. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?» предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [П]; сначала произнести звук [И], а потом звук [П]; сначала произнести звук [П], а потом звук [У]; сначала произнести звук [П], а потом звук [О]; произнести [ПА] и еще раз [ПА].
    11. Крупно напишите фломастером:

    ап уп оп ип па по лу пи

    папа

    Тут папа.


    Поупражняйте ребенка в чтении. Пусть он выкладывает эти слоги и слова из пластилиновых букв и читает их.


    Тт

    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

    Творог из тарелки ел Танин щенок,

    Теперь у него на ушах весь творог.


    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Т] в начале из этого стихотворения (творог, тарелки, Танин).
    3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [Т] (Тося, Тома, Толя, Тарас, Трифон).
    4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Т] (тапки, торт, табуретка, танк, трактор, трамвай).
    5. Объясните, что звук [Т] — согласный. Когда мы его произносим, у нас во рту есть преграда. Его нельзя петь. Он произносится отрывисто.

    6. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них букву Т т. Объясните, что она обозначает звук [Т]. Обратите внимание ребенка на то, что большая и маленькая буквы Т т отличаются друг от друга только размером.


    7. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы Т т из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы Т т на бумаге и в воздухе.
    8. Пусть ребенок слепит букву Т т из пластилина.
    9. Нарисуйте вместе с ребенком картинки, названия которых начинаются со звука [Т]. Подпишите их печатными буквами. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Т т в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.
    10. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [Т]; сначала произнести звук [У], а потом звук [Т]; сначала произнести звук [Т], а потом звук [А]; сначала произнести звук [Т], а потом звук [О]; произнести [ТА] и еще раз [ТА].
    11. Крупно напишите фломастером и поупражняйте ребенка в чтении:

    ат от уг ит та то ту ти

    Тата Тото

    Тут Тата. Тут Тото.


    Обратите внимание ребенка на то, что имя девочки и кличка собаки написаны с большой буквы.

    Пусть малыш выкладывает эти слоги и слова из пластилиновых букв я читает их.




    Кк
    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других.

    Катя котенка катала в коляске,

    Как погремушки, висели колбаски,
    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [К] в начале (Катя, котенка, катала, коляске, как, колбаски).
    З. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [К] (Коля, Костя, Карина).
    4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [К] (кукла, клоун, конфета, карандаш, клубок, клубника, картошка).
    5. Предложите ребенку объяснить, гласным или согласным звуком является звук [К], как это можно доказать.
    6. Вырежьте полоски цветной бумаги разной длины и сложите из них букву К к. Объясните, что она обозначает звук [К]. Пусть ребенок объяснит, чем отличаются большая и маленькая буквы К к.
    7. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы К к из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы К к на бумаге и в воздухе.
    8. Пусть ребенок слепит букву К к из пластилина.
    9. Вместе с ребенком нарисуйте картинки, названия которых начинаются со звука [К]. Подпишите их печатными буквами. Предложите ребенку подчеркнуть все буквы К к в названиях, а потом показать другие знакомые буквы.
    10. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [К]; сначала произнести звук [И], а потом звук [К]; сначала произнести звук [К], а потом звук [У]; сначала произнести звук [К], а потом звук [А]; произнести [МУ], а потом [КА].
    11. Крупно напишите фломастером:

    ак ук ок ик ка ку ко ки

    кок кот кит ком ток мак маки мука кати

    Аким, кати ком!


    Поупражняйте ребенка в чтении.

    Обратите внимание ребенка на то, что в данном предложении в конце стоит не точка, а восклицательный знак. Пусть покажет его. Пусть он выкладывает слоги и слова из пластилиновых букв и читает их.





    Нн

    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

    Нос в веснушках у Наташки,

    Наша Ната — первоклашка.


    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Н] в начале (нос, Наташки, наша, Ната).
    З. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [Н] (Надя, Нонна, Наум).
    4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Н] (нож, нос, ножницы, носки, нарцисс, наперсток).
    5. Объясните ребенку, что звук [Н] — согласный. Его нельзя петь, но можно тянуть. Когда мы его произносим, во рту есть преграда.
    6. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них букву Н н. Объясните, что она обозначает звук [Н]. Обратите внимание ребенка на то, что большая и маленькая буквы Н н отличаются только размером.
    7. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы Н н из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы Н н на бумаге и в воздухе.
    8. Пусть ребенок слепит букву Н н из пластилина.
    9. Нарисуйте вместе с ребенком несколько картинок, названия которых начинаются со звука [Н]. Печатными буквами под- пишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Н в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.
    10. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?» Предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [Н]; сначала произнести звук (У], а потом звук [Н]; сначала произнести звук [Н], а потом звук [И]; сначала произнести звук [Н], а потом звук [О]; произнести [НА], а потом [ТА].
    11. Крупно напишите фломастером:

    ан он уи ин на но ну ни

    нота Ната Нина она они

    Тут Ната и Нина.


    Поупражняйте ребенка в чтении.

    Напомните ребенку, что имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Пусть он покажет большие буквы в именах девочек. Пусть выкладывает эти слоги и слова из пластилиновых букв и читает их.




    Х х

    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

    Хвостик длинный у тритона,

    Что живет у Харитона.


    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Х] из этого двустишия (хвостик, Харитона).
    З. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Х] (халат, хомяк, холм, хор).
    4. Предложите ребенку дать характеристику звуков [Х] и [Х’], рассказать, какие они.

    • Звук [Х] — согласный твердый глухой

    5. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов: ха, хо, мох, комментируя свои действия. Например:

    • В слове мох всего три звука; первый звук [М] — твердый со— гласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [О] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [Х] - твердый согласный, я обозначу его синим кружком.


    7. Предложите ребенку определить место звука [Х] в словах мох, пихта, хвост.
    8. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы Х х. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов состоят эти буквы и чем отличаются друг от друга.
    9. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Х х на бумаге и в воздухе.
    10. Нарисуйте вместе с ребенком несколько картинок, в названиях которых есть новые звуки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Х в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.
    11. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Для проверки правильности ответов ребенка можете предложить ему выкладывать получившиеся слоги и слова из кубиков с буквами, разрезной азбуки или из букв на магнитной доске.
    12. Крупно напишите фломастером:

    ха хо ху хи

    хата муха уха ухо мох пихта тахта Хомка

    У Фомы Хомка.

    Под дубом мох.
    Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.



    Фф

    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

    Фиолетовый фломастер все неправильно раскрасил,

    Флаг, жираф, фонтан — все это фиолетового цвета.


    2. Попросите ребенка произнести слова со звуками [Ф] и из этого стихотворения (фиолетовый, фломастер, все, флаг, фонтан, жира ф, фиолетового). Поупражняйте ребенка в определении места звука [Ф) в словах из этого стихотворения. Например, в словах фломастер, флаг, все (произносим [фсе]), фонтан звук [Ф] слышится в начале, а в слове жираф — в конце. Предложите ребенку вспомнить слова, где этот звук слышится в середине (кофта, муфта).
    3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Ф] (флаг, футбол, фарш, форма, фигура).
    4. Предложите ребенку дать характеристику звука [Ф].

    Звук [Ф] — согласный твердый глухой.


    5. Вырежьте полоски цветной бумаги и полукруги и сложите из них большую и маленькую буквы Ф ф. Пусть ребенок объяснит, чем они отличаются друг от друга.
    6. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Ф ф на бумаге и в воздухе.
    7. Нарисуйте вместе с ребенком картинки, в названиях которых есть новые звуки. Подпишите их печатными буквами. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Ф ф в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.
    8. Подготовьте ребенка к чтению, предложите поиграть в игру «Что получится?» Предложите ребенку внимательно послушать слоги и слова: фа, фи, пуф и изобразить их схемы на магнитной доске или листе бумаги, комментируя свои действия, например:
    12. Крупно напишите фломастером:

    фа фо фу фи

    пуф Пиф фото фата фант кофта муфта

    У Кати муфта.

    Тут Пиф. Там Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.
    Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.



    Б б
    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других.

    Бэллочка и Боря, сидя на заборе,

    Булочки, баранки ели спозаранку.
    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Б] в начале из этого стихотворения (Бэллочка, Боря, булочки, баранки).
    З. Возьмите веревочку и сложите из нее большую и маленькую буквы Б б. Обратите внимание ребенка на то, чем они отличаются друг от друга. Объясните, что буква Б б обозначает звуки [Б] и [Б’].
    4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Б] (бант, бусы, бублик, бочка, банка) и со звука [Б’] (бинокль, бинт, береза, билет, бисер).

    5. Предложите ребенку объяснить, гласными или согласными звуками являются звуки [Б] и [Б’], как это можно доказать,


    6. Поупражняйте ребенка в выкладывании большой и маленькой буки Б б из веревочки, в рисовании на бумаге и в воздухе.
    7. Пусть ребенок слепит букву Б б из пластилина.
    8. Нарисуйте вместе с ребенком картинки, названия которых начинаются со звука [Б] , печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Б б в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает те слова, которые сможет.
    9. Не забудьте поиграть с ребенком в уже хорошо знакомую игру «Что получится?» Она подготовит малыша к чтению слогов, слов, предложений с новой буквой.
    10. Крупно напишите фломастером:

    ба бо бу би

    бак бок боб Бим бук Боба бант бинт

    У Томы бант.

    У Наты бинт.
    Пусть ребенок читает эти слоги, слова, предложения. Можно выкладывать слова из букв на магнитной доске или из кубиков с буквами и читать. Этот вид работы особенно полезен и эффективен при обучении ребенка осознанному чтению.


    Д д
    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других.

    Даня делом очень занят,

    Дом для Даши строит Даня.
    2. Помогите ребенку вспомнить имена, начинающиеся со звука [Д] (Дора, Дарина, Давид).
    4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Д] (дом, дым, душ, дуб, дрова).
    4. Вырежьте полоски цветной бумаги разной длины и сложите из них большую и маленькую буквы Д д. Пусть ребенок подумает и скажет, какие звуки обозначает буква Д, чем отличаются друг от друга заглавная и строчная буквы Д д.
    5. Поупражняйте ребенка в выкладывании букв Д д из палочек, карандашей, спичек, в рисовании на бумаге и в воздухе, в лепке из пластилина.

    6. Не забудьте подготовить ребенка к чтению слогов и слов с новой буквой и поиграть в игру «Что получится?»


    7. Крупно напишите фломастером:

    да до ду ди

    дуб дом Дик Дина Дима мода дом идут туда

    Там дом. Дима и Дик идут туда.

    Дима дома. Дик у дома.
    Пусть ребенок читает слоги, слова, предложения. Можно поупражнять его в выкладывании и чтении некоторых слов на магнитной доске.



    Г г
    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

    Галя и Гоша гусей стерегут,

    Гуси гуськом на лужайку бегут.
    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Г] из этого стихотворения (Галя, Гоша, гусей, стерегут, гуси, гуськом, бегут).
    3. Вырежьте полоски разной длины из цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы Г г. Пусть ребенок объяснит, чем они отличаются друг от друга, какие звуки обозначает буква Г.
    4. Поупражняйте ребенка в выкладывании большой и маленькой букв Г г из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы на бумаге и в воздухе, в лепке из пластилина.
    5. Для подготовки ребенка к чтению слогов и слов с новой буквой проведите игру «Что получится?»
    6. Крупно напишите фломастером:

    га го гу ги

    год дог нога губа ноги доги гном Инга дуга

    У Инги дог. У дома гном.


    Поупражняйте ребенка в чтении слогов, слов и предложений с новой буквой. Пусть он выкладывает слоги и слова с этой буквой на магнитной доске.


    В в

    1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

    В ванне Вовочку купают

    И водою поливают.


    2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [В] из этого стихотворения и определить место этого звука в словах (начало слова: ванне, Вовочку, водою; середина слова: поливают, Вовочку). Объясните, что звонкие согласные звуки, такие как звук [В], никогда не встречаются в конце слов.
    3. Вырежьте одну полоску и полукруги из цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы В в. Пусть ребенок расскажет, чем они отличаются друг от друга.
    4. Поупражняйте ребенка в рисовании новой буквы на бумаге и в воздухе.
    5. Подготовьте ребенка к чтению, предложите поиграть в игру «Что получится?»
    6. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов во, ви, вата, комментируя свои действия. Например:

    • В слове вата всего четыре звука; первый звук [В] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [Т]

    твердый согласный, я обозначу его синим кружком; четвертый звук [А] гласный, я обозначу его красным кружком.

    11. Нарисуйте вместе с ребенком картинки, содержащие в названиях новые звуки. Печатными буквами подпишите их. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву В в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.


    7. Крупно напишите фломастером:

    ва во ву ви

    вата ванна вода Вова Вика Вита буква диван вагон

    У Вики вата.


    Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой. Пусть выкладывает и читает слоги и слова с этой буквой на магнитной доске.


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Картотека методических рекомендаций для родителей по подготовке дошкольников к обучению грамоте Материал подготовлен учителем-логопедом

    Скачать 229.92 Kb.