• Проблематика онкологических заболеваний в современных аудиовизуальных СМИ
  • Глава I . Телевидение и общество: социальная функция, влияние
  • 1.1. Социальная журналистика: понятие, цель, задачи.
  • 1.2. Социальные проблемы: определение, алгоритмы освещения.



  • страница1/3
    Дата06.09.2018
    Размер0.78 Mb.
    ТипНаучно-исследовательская работа

    Кифаришина ксения Олеговна Проблематика онкологических заболеваний в современных аудиовизуальных сми


      1   2   3

    Санкт-Петербургский государственный университет

    Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

    Кафедра телерадиожурналистики

    На правах рукописи

    КИФАРИШИНА Ксения Олеговна



    Проблематика онкологических заболеваний в современных аудиовизуальных СМИ

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    по направлению «Журналистика»

    (научно-исследовательская работа)

    Научный руководитель –

    Доцент кафедры телерадиожурналистики

    А. А. Пронин

    Кафедра телерадиожурналистики

    Очно-заочная форма обучения

    Вх. №______от________________

    Секретарь ГАК________________

    Санкт-Петербург

    2016

    Содержание


    Список литературы 63

    40.«Жизнь Юли»: честно и прямо о самом страшном [Электронный ресурс] / АиФ – Электрон. версия издания. – 2014. – Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/1204251, свободный 66




    Введение

    .

    Уровень смертности от злокачественных новообразований (ЗНО) растет как в мире, так и в России. По данным Всемирного доклада о раковых заболеваниях пик роста уровня заболеваемости пришелся на 2012 год – 14 млн. новых случаев, из них 8,2 млн. случаев – смертельны. В ближайшие 20 лет эта отметка вырастет еще на 70%1, а значит, рак становится одной из превалирующих проблем как в медицинской, так и в социальной сфере. По сводным данным государственной онкологической статистики ежегодно в России выявляется 480 тысяч новых случаев заболеваний злокачественными новообразованиями, из них более половины заболевших умирают2.



    Здоровье граждан – это залог здоровья целой страны. Состояние здоровья населения и каждого отдельно взятого индивида зависит от совокупности факторов влияния: система здравоохранения, экология, экономика, культура, поведение самого человека и его образ мыслей и жизни. В этой связи СМИ, в частности телевидение, является мощным инструментом воздействия на умы общества. На отечественном ТВ существует ряд программ медицинской направленности, которые призваны повысить уровень медицинской грамотности населения. Вместе с тем на них возлагается не только просветительская роль в сфере социума, но и роль пропаганды здорового образа жизни: современные аудиовизуальные СМИ, оказывая коммуникативное воздействие, должны мотивировать и побуждать аудиторию к ответственности и принятию мер по сохранению своего здоровья.

    Исходя из вышесказанного, можно резюмировать, что актуальность данного исследования напрямую связана с ситуацией, сложившейся в сфере здравоохранения, а также на телевидении (относительно передач медицинской направленности).

    Цель данного исследования – выявление особенностей освещения темы онкологических заболеваний на телеэкране.

    В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

    - определить алгоритмы, использующиеся при освещении темы онкологии в телевизионных программах, сюжетах и документальных фильмах;

    - охарактеризовать выразительные средства, использованные в телевизионных материалах при освещении темы онкологии;

    - обозначить основные проблемы восприятия телевизионной информации на тему онкологических заболеваний.

    Следует также отметить, что онкология – проблема высокой социальной значимости. Возрастная отметка болезни снизилась: участились случаи заболеваемости молодого населения (от 20 до 29 лет)3. Столкнувшись с онкологическими заболеваниями, большинство людей не только лишаются трудоспособности, становясь инвалидами, но и также сталкиваются с рядом серьезных психологических проблем «Онкологическое заболевание сопряжено с интенсивными и мучительными переживаниями больного, связанными с угрозой жизни, калечащим характером операции, тяжелым и длительным лечением, изменением социального статуса и материального положения».4 С данным фактором следует связать новизну исследования проблемы онкологических заболеваний в аудиовизуальных СМИ: каким образом телевидение может психологически обезопасить или, напротив, насторожить, напрячь аудиторию, потенциального больного. Следовательно, в процессе работы был использован материал, ранее не исследуемый в теоретических и аудиовизуальных источниках, привлечен новый эмпирический материала. Среди них: синхроны героев, раскрывающие глубоко личностные переживания и страхи, кадры будничной жизни героев, их быта, а также кадры из палат, операционных и процедурных кабинетов онкологического центра. Уникальность данного творческого проекта заключена в методе включенного наблюдения и повествования от первого лица: от лица онкобольных и самого автора фильма (частичное применение монологической наррации)5.

    Объект исследования – выпуски телевизионных передач, освещающие проблематику онкологии.

    Предмет – проблематика освещения, т.е. способы, средства подачи и интерпретации информации о болезни для зрителя.

    Эмпирический материал: программы «Я стесняюсь своего тела», «Жить здорово» (выпуски с октября 2015 по март 2016). Общее количество проанализированных программ: 51. Также были использованы документальные проекты «Победить рак» (Екатерина Гордеева, НТВ, 2012), документальный фильм режиссера Шанталя Теоре на канале 24Doc «Рак»(2009, Канада) и веб-сериалы на канале YouTube «Жизнь Юли» (Павел Руминов, студия «Я буду жить» и «Мой мир» при поддержке «АиФ»,2014), «Дневник Алёны» (студия «Я буду жить»), «Это просто болезнь. Истории людей, победивших рак и тех, кто им в этом помог» (Павел Руминов, 2013). Общее количество проанализированных материалов – 72.

    Основные методы исследования: описательный, сравнительный методы, анализ телевизионного контента, метод включенного наблюдения, интервью.

    Теоретическую основу исследования составляют работы, посвященные теории телевизионной журналистики, среди их авторов: Г. В. Кузнецов, М. А. Бережная, А. А. Пронин, Т. И. Фролова, В. Ф. Познин, В. Г. Осинский, И. Д. Фомичева, Ю. Н. Усов и др.

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Первая глава посвящена теоретическим основам проблемы. В ней раскрываются понятие социальной журналистики, алгоритмы и направления освещения социальных проблем на ТВ, задачи масс-медиа в сфере освещения медицинской тематики, этика на телеэкране. Во второй главе характеризуются выразительные средства социальной журналистики и проводится анализ этих средств и подходов к освещению темы онкологии на примерах ТВ-программ и документальных проектов студии «Я буду жить» и каналов НТВ, Первый, Россия, 24Doc, ТВЦ и Ю. В третьей главе описан процесс работы над творческой частью диплома, а также проанализированы средства художественной выразительности, использованные автором при съемках фильма. В приложении вынесены сценарный план вместе с синхронами врачей, а также героев фильма.



    Глава I. Телевидение и общество: социальная функция, влияние

    Массовые коммуникации находятся в неразрывной связи со всеми сферами современного общества: экономикой, культурой, здравоохранением, международными, межгрупповыми и межличностными отношениями. «В простейшей форме коммуникация исторически понималась как процесс передачи информации от отправителя к получателю по определенному каналу, который обычно оказывает определенного рода воздействие.»6 Информация, отправляемая большому количеству людей считается массовой. Коммуникация – основной критерий при выстраивании коллективного сознания, в этой связи наибольшее значение имеет такое свойство МК, как тотальность. Тотальное воздействие – особенность телевидения, которая выделяет его среди всех видов МК. Телевидение способно оказывать максимальное влияние на все органы восприятия, создавая «эффект присутствия» а также осуществляющая обратную связь с аудиторией. «Вездесущность, глобальность, истинная массовость, всеохватность – вот завидные черты журналистской радиотелевизионной музы. Оперативность, способность наглядностью, живым звучанием, сиюминутностью «картинки» воздействовать не только на сознание, но и на эмоции человека, влиять на общественное мнение<…> – в этом сила электронных каналов СМИ, их исключительная роль в жизни общества»7. В рамках данной работы логично будет обозначить основные функции телевидения. В своем пособии «Телевизионная журналистика»8 Г. В. Кузнецов выделяет следующие функции:



    • Информационная (снабжение актуальной информацией, освещение последних новостей)

    • Культурно-просветительская ( в этом смысле телевидение может являться неким транслятором моделей поведения на примере телеведущих, репортеров,9 а также в счет берутся циклы передач (и телеканалы) определенной направленности, показ спектаклей, концертов, документальных фильмов)

    • Интегративная (т.е. объединяющая; идентификация каждого отдельного индивида с миром и обществом)

    • Социально-педагогическая (т.е. функция государственного влияния на аудиторию, пропаганды определенного образа жизни и формирования мнений; зависит от характера государства)

    • Организаторская (побуждение к действию, сплочение населения; акцентирование внимания на определенные проблемы)

    • Образовательная (к данной функции Г. В. Кузнецов относит трансляции теле-лекций)

    • Рекреативная (развлекательная)

    Телевизионный журналист обязан в полной мере осознавать социальную ответственность, которую он несет, интерпретируя информацию для зрителя. Телевидение формирует для индивида картину мира; по сути, оно преподносит и адаптирует информационные потоки для аудитории, делая их продуктом потребления. Поглощая продукт средств массовой информации, общество потребляет мнение, мировосприятие, оценки, пропагандируемые ими. В связи с этим следует отметить неоднозначную роль ТВ в современном обществе. Оно способно как снабжать знаниями и опытом, помогая человеку ориентироваться в социальном, политическом и культурном пространстве, так и дезориентировать его, осуществляя манипуляции и навязывая определенную точку зрения. СМИ часто становятся инструментом в руках властных структур. По мнению Г. Шиллера, в современном мире практически не существует сферы, не подвластной влиянию государства, а беспристрастность СМИ в большинстве случаев – миф. «Повсюду в социальной сфере к понятиям нейтральности и объективности прибегают всякий раз, когда речь идет о характеристике ценностно-ориентированных, направленных видах деятельности, оказывающих поддержку превалирующей установленной системе. Существенным элементом постоянного функционирования системы управления служит тщательно культивируемый миф о том, что никакие частные группы или взгляды не оказывают доминирующего влияния на важные процессы принятия решений в стране. Традиционная экономическая наука утверждает, что все <…> находятся в условиях рынка примерно в равном положении<...>. Манипуляция в рыночной экономике — это подобие того оптического обмана, которого все опасаются и от которого все пытаются избавиться, но вместо того, чтобы бороться с ним, стараются просто его не замечать. То же самое происходит и на рынке идей.»10 Также по Г. Шиллеру, информационный поток, обрушивающийся на общество из множества источников сразу, создает лишь иллюзию свободного выбора, плюрализма СМИ.11 Телевидение, радио и пресса подчиняются законам коммерции, экономики.

    Тенденции инновационного развития социума диктуют телевизионной отрасли особые критерии соответствия общественным запросам. По мнению Члена Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А. В. Шарикова12[5], телевидение должно отходить от своей рекламно-коммерческой составляющей в пользу некоммерческой, нравственной. Т.е. у новой модели телевидения на современном экране должна преобладать просветительская функция. А. В. Шариков предлагает следующие принципы построения модели современных аудиовизуальных СМИ13[5]:

    1). Реализация комплексной модели ТВ, имеющей как коммерческую, так и некоммерческую стороны.

    2). Преобладание культурно-просветительской и информационной функций над рекреативной.

    3). Обеспечение телевидением трансляции таких ценностей, как образование, знание, творчество, труд, реализация возможностей, духовное совершенствование, любовь, семья, здоровье, здоровый образ жизни и т.п.

    4). Беспрепятственная обратная связь телевидения и общества, без включения в нее коммерческих интересов.

    5). Контроль и поддержание баланса между акторами ТВ-вещания со стороны государства, а также осуществление права доступа к полноценному контенту ТВ.

    «Главная цель – сохранить объективность информации и в полной мере освещать различные социальные акции, как официальные, так и оппозиционные. Информирование никогда не должно перетекать в процесс манипулирования общественным мнением.»14[6]

    По принципам такой «идеальной модели» аудио-визуальных СМИ действует социальная журналистика, призванная обслуживать общественные интересы. «Социальная журналистика обладает функциональной спецификой, поскольку ориентируется на непосредственное вмешательство в реальную жизнь».15

    1.1. Социальная журналистика: понятие, цель, задачи.

     «Социальная журналистика – это не только освещение проблем социальной сферы, но, прежде всего, профессиональная идеология, противостоящая коммерческой и PR-практике современных СМИ».16 Вместе с тем, обращаясь к сути журналистики в целом, следует помнить о том, что она социальна в своем принципе. Следовательно, сложно выделить «социальную журналистику» как отдельный сегмент и дать ей четкое определение. Об этом пишет Т. И. Фролова в своей статье «Предметно-функциональные особенности социальной журналистики»: «Дело в многозначности понятия «социальное», пришедшей из практики общественных наук, где социальное понимается и в широком смысле – как «общественное», как «отделившаяся от природы часть мира», которая <…>включает политическую, экономическую, культурную сферы, и в узком – как отдельную, относительно самостоятельную сферу общественных отношений, связанную с удовлетворением жизненных потребностей людей.»17Зачастую понимание явления социальной журналистики ассоциируется с такими ключевыми словами, как «бедность», «ущемление прав», «социальные нормы», «болезни», «кризис» и т.п. Такими тематическими ярлыками социожурналистика обросла в силу исторического контекста и влияния 1990-х гг.18 Именно на ту пору пришелся расцвет социальной журналистики как отдельного явления: распад привычного уклада жизни и традиционных социальных отношений, появление новых слоев населения (изменение стратификации общества), свобода слова – предзнаменовали и новые социальные проблемы, которые смело освещались в СМИ.

    Итак, социальная журналистика – это «предметно, функционально и технологически определенная сфера журналистской практики, которая представляет собой один из путей реализации гуманистической миссии».19 Объект ее – люди, их группы и общество в целом, а также их взаимодействие. Цель социальной журналистики – поддержание стабильности в обществе.20 В этой связи следует отметить организаторскую функцию, которую, несомненно, выполняют СМИ, касаясь социальной проблематики. Данный вид журналистики, акцентируя внимание на актуальные проблемы современного социума, консолидирует потенциальные силы общества и государства, стремясь к конструктивному решению этих проблем. Это один из ключевых сегментов журналистской сферы, перед которым поставлен целый ряд задач. Обращаясь к статье «Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге»21 Т. И. Фроловой, можно выделить следующие задачи:


    • помощь человеку в конкретной ситуации и освещение прецедента, стремление выработать алгоритм решения проблемы;

    • информирование о состоянии социальной сферы, объясняя механизмы ее изменений;

    • освещение «житейских» проблем без умалчивания, придание их огласке;

    • участие в формировании и осуществлении общей социальной политики, вырабатывая общую позицию по назревшим проблемам, подвергать общественной экспертизе все законопроекты и решения с точки зрения их социальных последствий;

    • поддержания равновесия интересов различных социальных групп и стремление к их конструктивному диалогу;

    • оказание моральной помощи человеку, поддерживая его в преодолении чувства безысходности.

    «Сохранение плюрализма мнений и базирование деятельности СМИ на демократических и гуманистических принципах – вот что сделает социальную журналистику журналистикой будущего».22

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальная журналистика следует идеям гуманизма, ставя их превыше коммерческих целей и корыстных интересов отдельных групп. «Гуманизм является идеей по своему общественному содержанию<…> Идея гуманизма – результат огромного исторического опыта в его наиболее глубоком восприятии, результат познания человеком в процессе такого опыта самого себя, своих общественных задач.»23 Обладая такими качествами, как беспристрастность и справедливость, социожурналистика держит руку на пульсе последних событий социальной сферы, предавая огласке инциденты, являющиеся «язвами» на теле общества. Данный вид журналистики стоит на страже общественных интересов, интересов человека как гражданина, как члена современного общества, ориентируя его в социальном пространстве.

    «На всемирных саммитах по информационному обществу в 2003 и 2005 гг. подчеркивалась необходимость заботы о людях, укрепления иммунитета к болезням века, преодоления асоциальных технократических подходов к проектам информационного общества».24 Отсюда следует, что возрастает необходимость медицинских программ как одной из отраслей социальной журналистики. Именно данное тематическое направление напрямую способно позаботиться о физическом здоровье общества, от которого зависит благосостояние целой нации. Телепередачи о здоровье – это один из примеров прагматической информации, которая позволяет говорить об инструментальной, прикладной миссии аудиовизуальных СМИ25 [14]

    1.2. Социальные проблемы: определение, алгоритмы освещения.

    Здравоохранение – один из сегментов социальных проблем. Прежде чем перейти к рассмотрению способов подачи информации относительно социальных проблем населения, следует дать определение этому понятию. В попытке поиска определения понятия «социальных проблем», нужно отталкиваться от слова «социальный» – т.е. «связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный».26 Таким образом, к социальным проблемам относятся проблемы, касающиеся непосредственно быта, повседневной жизни каждого отдельно взятого индивида. «Понятие «социальная проблема» применяется в отношении очень большого числа разнообразных явлений, таких как преступность, бедность, расизм, перенаселенность и т.д.»27 Социальная журналистика охватывает все множество социальных проблем, заполняя обширную нишу в телевизионном вещании и смешиваясь с остальными потоками информации. В этом одна из проблем освещения темы здоровья на телеэкране, о которых будет упомянуто в следующем разделе. «Демография, здравоохранение, жилье, проблемы социально уязвимых групп – актуальные проблемы социальной сферы – составляют сегодня значительную часть телевизионного контента, заполняют как его новостную и аналитическую, так и развлекательную части, формируя при этом довольно пестрый и противоречивый информационный фон, соединяя пиар социальной политики, журналистские расследования, скандалы и светские разговоры, мозаику новостей.<…> Функциональная специфика подобной тематики предполагает включенность в конкретное социальное бытование людей, в их деятельность, которая осуществляется параллельно информационному потоку и не без его влияния.»28 Для того, чтобы адекватно преподносить социальную проблематику для аудитории, следует особым образом сопоставлять прагматическую ценность материала, выразительные средства, психологические нюансы и непосредственно способ подачи информации. Все вышеперечисленные факторы включает в себя понятие «алгоритма», о котором пишет в своем труде М. А. Бережная29. Данное понятие ею определяется как «способ презентации проблемы в публичном дискурсе путем определения ее главного показателя»30. При этом основные показатели:

    - угроза, опасность

    - «неугроза» – показать возможность решения проблемы, «успокоить»

    - субъект проблемы – человек, испытывающий определенные проблемы

    Опираясь на данные маркеры, М. А. Бережная выделяет следующие алгоритмы подачи информации:

    1). «Угроза» – алгоритм некого устрашения, предупреждения, обозначающий проблему/явление/событие как опасность. Предлагает также способы решения проблемы, при этом, не аннулируя ее. Существует два типа алгоритма-«угрозы»: ограниченная (сезонная, относительно определенных категорий периодических проблем) и угроза-процесс (касательно перманентных проблем, длительная).

    2). «Отрасль» – алгоритм постоянного действия, используемый для освещения определенного сегмента проблемы, существующей в обществе по умолчанию. Отслеживает изменения в конкретной отрасли, информирует о них.

    3). «Социальный субъект» – при осуществлении данного алгоритма в центре повествования – всегда человек или группа людей с определенными проблемами. Иногда характеризуется иллюстрированием проблемы на примере отдельного индивида, конкретной истории.

    В контексте данной дипломной работы важны такие характеристики социальной информации как направление и уровень.31 Направление указывает на интонацию, посыл, с которым СМИ освещает информацию. Восходящая информация – т.е. посыл исходит от СМИ – информация о конкретном событии/явлении, придаваемая огласке, имеет характер некого «запроса», призыва к действиям, просьбы помощи у государства, властных структур. Повествует о том, что происходит. Нисходящая информация - напротив, демонстрирует пути решения проблемы, то, какие меры были предприняты, чтобы найти выход из той или иной ситуации, повествует о том, как происходящее изменяется.

    Другая ключевая характеристика социальной информации – уровень – т.е. источник, определяющий основное содержание материала и авторскую позицию32. Различают микро-, мезо- и макроуровни. Рассмотрим каждый из них. Макроуровень социальной информации касается государственной политики, отражает позицию и действия власти относительно той или иной проблемы. Мезоуровень включает в себя позицию профессиональных слоев общества, т.е. людей, относящихся к определенной профессиональной сфере (учителя, врачи, ученые и т.п.). Наконец, микроуровень – уровень, включающий в себя личные переживания, конкретные истории, отдельных персонажей.

    Для дальнейшего хода данного исследования и рационального анализа эмпирического материала необходимы будут такие понятия, как соотношение и сопоставление информации на разных уровнях. Первое поможет проиллюстрировать степень важности проблемы в государстве и обществе, второе – укажет на противоречия или совпадение мнений по определенной проблеме на разных уровнях. Все вышеперечисленные характеристики позволят объективно оценить ситуацию на отечественном ТВ относительно освещения темы здравоохранения, в частности онкологии. В данном случае также нужно обращать внимание на «информационную кривую»33: то есть баланс восходящей и нисходящей информации. Стабильность и благополучие каждой из составляющих социальной сферы достигается в том случае, если относительно возникающих конфликтов и проблематичных ситуаций своевременно применяются алгоритмы их решений. СМИ являются важным звеном в этом механизме.

    Следует обратить особое внимание на один из показателей, перечисленных М.А. Бережной – «неугроза». В контексте данной дипломной работы, логично было бы использовать понятие «неугроза» не в качестве критерия, определяющего алгоритм, а в качестве самого алгоритма. Опора на алгоритм «неугроза» обусловлена тематикой как теоретической, так и творческой частей этого исследования. Поиск мотива «неугроза» будет вестись в материалах алгоритма «отрасли» и «социального субъекта».

    Подводя итог вышеизложенному, следует сказать о том, что массово-информационная деятельность ТВ подразумевает воздействие на систему взглядов и представлений аудитории. Аудитории предоставляется информационный «продукт» – картина действительности, точнее – образ этой действительности; это в конечном счете представляет собой некое регулирование отношений внутри социума. Основная цель аудиовизуальных СМИ относительно своей аудитории – сохранение объективности, соблюдение хрупкого баланса между информированием и манипуляцией. Таким образом осуществляется социальная функция тележурналистики. В полной мере за социальную функцию отвечает социальная журналистика – условное (поскольку между специалистами до сих пор ведутся споры на тему конкретного определения данного понятия) ответвление журналистики, объектом которого выступают люди, группы людей, общество а также их взаимодействие; освещающее все, что относится к социальной сфере, социальные проблемы. Границы социальной сферы определяются социальным пространством, в котором осуществляется удовлетворение бытовых и духовных потребностей человека34 – т.е. проблемы социальной защиты, здравоохранения, образования, заработной платы, труда и т.п. В центре социальной журналистики всегда – человек, а основная ее функция – это функция социального участия35.

    При освещении социальной тематики в социожурналистике используются три основных алгоритма: «угроза», «отрасль», «социальный субъект». В качестве дополнительного алгоритма в рамках данного исследования следует выделить алгоритм «неугроза».


      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Кифаришина ксения Олеговна Проблематика онкологических заболеваний в современных аудиовизуальных сми