Скачать 63.46 Kb.


Дата27.08.2018
Размер63.46 Kb.

Скачать 63.46 Kb.

Кирова Ольга Олеговна старший воспитатель



Кирова Ольга Олеговна

старший воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 11 г. Томска

г. Томск, Россия


Экологизация образовательного пространства

как ресурс развития личности дошкольников


Экологизация образовательного пространства — это относительно новое направление дошкольной педагогики. Оно отличается не только от традиционной методики ознакомления детей с природой, но и методики экологического воспитания.

Правильно созданная среда помогает развивать мышление, логику, творчество, позволяет наглядно показать связи между живыми и неживыми объектами природы.

В нашем детском саду, в каждой группе размещен зеленый уголок, где дети имеют возможность общаться с объектам живой природы: поливать, рыхлить, наблюдать за ростом и т.д.

Мини-лаборатория – как новый элемент предметно-развивающей среды, создана для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способу формирования основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка. В мини - лаборатории представлены: шишки, ветви, камни, перья, ракушки, муляжи рыб, насекомых, млекопитающих. Представлен материал для самостоятельной экспериментально-исследовательской деятельности. Имеется обширный наглядный материал, дидактические игры, настольно-печатные игры, картотека элементарных опытов.

Дети активно участвуют в экспериментальной, поисково-познавательной деятельности, в процессе которых формируются необходимые способы действия, отношения детей между собой и со взрослыми, расширяется их кругозор.

Универсальность заключается в том, что ее можно организовать как самостоятельную деятельность или как практическая часть НОД познавательного цикла. Здесь взрослые и дети выступают как партнеры, где последние получают возможность проявить собственную активность.

Нашей гордостью является Зимний сад, который существует много лет на территории ДОУ. Видовое разнообразие растений Зимнего сада велико: около двухсот видов, включая растения, рекомендуемые программой (наше дошкольное учреждение работает по программе «Детство» (О.В. Акулова, Т.И. Бабаева и т.д.).

На территории Зимнего сада оборудован «Живой уголок». В данное время здесь живут черепаха болотная «Тимоша», черепахи сухопутные «Черри» и «Пашка», красноухая черепаха «Красноушка», морские свинки «Маня» и «Татоша», кролики «Тоша» и «Топа», джунгарские хомячки, африканские улитки. В просторных аквариумах обитают неоны, данио, сомики, гуппи, гурами. Можно понаблюдать за золотыми рыбками, обитающими в бассейне. В уголке «Птичий рай» живут волнистые попугайчики, кенар «Кузя», большой попугай «Рома».

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Изучив литературу по данной теме, пришла к выводу, что эволюционное отношение к миру может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому, считаю, важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. А осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

Именно это мы и попытались сделать в своей работе, поставив перед собой следующие задачи:



  1. Формировать основы проектно-исследовательской деятельности в повседневной жизни.

  2. Создать условия для формирования у детей экологической культуры; экологически грамотного поведения на природе, безопасного как для дошкольников, так и для самой природы; воспитать у дошкольников эстетические чувства, умения замечать и беречь красоту окружающей природы.

  3. Познакомить детей с природой ближайшего окружения.

  4. Формировать у родителей потребности в знаниях об экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером.

Для реализации поставленных задач мною был разработан проект по теме «Экологизация образовательного пространства как ресурс личности (в условиях реализации образовательной области «Познание» со сроком реализации 2 года для детей 5-7 лет. (Данный проект был представлен на всероссийском конкурсе «Педагогический проект» и я, как автор проекта стала призером данного конкурса). Цель проекта – формирование экологической культуры и познавательных способностей у детей с помощью экологизации образовательного пространства.

Разработаны и составлены тематические картотеки: прогулок, игр малой подвижности экологического содержания, дидактических игр, сюжетных игр экологического содержания, экспериментально-исследовательской деятельности, оформлен паспорт растений группы, экологические сказки. Составлены и внедрены перспективные планы по опытно-экспериментальной деятельности.

Педагогический процесс при участии одного воспитателя получается однобоким. Важно, что бы работа велась всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать положительных результатов.

Получить положительный результат с детьми не возможно и без систематической работы с родителями. Для активизации педагогических возможностей родителей нашими педагогами используются разнообразные активные формы общения: дискуссионные встречи, круглые столы, вечера вопросов и ответов, тренинги, которые помогают родителям корректировать собственные взгляды на общение с ребенком.

Используем в своей работе и эмоционально насыщенные формы общения – досуги, семейные вечера, викторины и т.д.

Во время дискуссий направляем диалог, а не форму лидерства, в нем, предоставляем каждому участнику свободно высказаться, выслушать других.

Для эффективного общения родителями созданы родительские уголки в каждой группе, где содержаться консультации для родителей в виде тематических папок-передвижек («Времена года: осень, зима, весна, лето», «Правила пожарной безопасности», «Правила дорожного движения» и т.д.), наглядные консультации: «Особенности возраста», «Для чего нужен детский сад», и т.д. Разработаны перспективные планы по работе с родителями, предполагающий ряд бесед, консультаций по интересующим вопросам и основанный на принципах, позволяющих оптимальное взаимодействие родителей и ДОУ.

Регулярно проводятся родительские собрания с обсуждением возникающих вопросов, праздничные утренники («Осенины», «Эко-Елка» «Масленица» и т.д.).

Кроме того, родители принимают активное участие в различного рода конкурсах («Дары Осени», «Сохраним лесную красавицу», участие в областном конкурсе-акции «Покормите птиц зимой, «Огород на окне», «Лучшее зимнее оформление участка», «Лучший цветник детского сада»), спортивных соревнованиях проводимых внутри ДОУ, выставка-конкурс «Светлое воскресенье», конкурсы всероссийского значения, принимают активное участие в благоустройстве территории детского сада («Сотвори руками чудо).

Совместно с родителями мы каждый год ходим в поход в осенний лес, где дети знакомятся с особенностями осеннего леса, жизнью его обитателей, могут непосредственно пообщаться с природой. Это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Огромную помощь родители оказали при создании мини-лаборатории. С помощью родителей был оформлен гербарий растений, приобретены лупы, микроскопы и т.д.

Это свидетельствует об искренней заинтересованности родителей в том, чтобы их дети росли всесторонне развитыми личностями, что обеспечивается тесным взаимодействием с педагогами детского сада.

В результате проделанной работы у детей старшего дошкольного возраста сформирована экологическая культуры; сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети научились практическим действиям по охране природы; сформированы умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Литература:



  1. Богомолова Н.И. Развивающая среда в экологическом образова­нии дошкольников: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2009.–№ 5.–С.19–21.

  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

  3. Маханева М. Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №2. С. 58-67.

  4. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М., 1995.

  5. Рыжова Н.А. Наш дом-природа. М.: «Карапуз-дидактика», 2005.

  6. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.

  7. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 1998.

  8. Что такое экология. Методическое пособие для воспитателей детских садов. – Тамбов: ИПКРО, 1993 .-53с.

  9. Экологизация развивающей среды//Дошкольное воспитание. – 1999.-№ 3.

  10. Материалы всемирной сети Internet.


Коьрта
Контакты

    Главная страница


Кирова Ольга Олеговна старший воспитатель

Скачать 63.46 Kb.