страница1/3
Дата30.08.2017
Размер0.81 Mb.
ТипЛитература

«Классный руководитель социальный организатор»


  1   2   3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Стемасская средняя общеобразовательная школа

Вешкаймского района Ульяновской области

Конкурс

классных руководителей общеобразовательных школ

«Самый классный классный»

Номинация

«Классный руководитель –

социальный организатор»

автор:


Курицына Анна Ивановна

учитель истории, первой квалификационной категории,

классный руководитель 8 класса

2010 год

Содержание

  1. Описание опыта работы классного руководителя

«Программа воспитания школьников «Я – гражданин России»»

  1. Проект воспитательного мероприятия на тему «Наш выбор»

  2. Организационное, методическое, педагогическое сопровождение деятельности классного руководителя

  3. Представление «Портрет нашего классного руководителя»

  4. Литература


I. Описание опыта работы

классного руководителя

«ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

« Я - гражданин России»»




Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, коллективу,  к родной школе,  своей семье,  к родному краю, городу, Отечеству. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя и потребителя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.


Главное в программе «Я - гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа используется в классе. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России от воспитания собственного «Я»  до «Я - Гражданин России».

Цели воспитательной  программы  

Для классного руководителя:
управление процессом развития личности,
взаимодействие всех участников воспитательного процесса,
создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к качественной учёбе и реализации своих способностей   развивать коллектив по ступеням от «песчаной россыпи» до «горящего факела».
Для учащихся:
формирование  индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков,
самореализация,
формирование Я - концепции и Мы - граждане.
Для родителей:
научение социальным навыкам;
воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней;
адаптация к социуму.
Для школы:
активное  участие класса в воспитательной системе школы в качестве ее компонента:
создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей,
Задачи воспитательной программы
- способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;
- внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей,  поддерживать и обеспечивать ее становление;
- пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.
Принципы деятельности
- Все дела творчески, иначе зачем?
- Коллективные Творческие Дела - это жизнь рядом и вместе.
- На рассвете вставать и, помышляя о чуде, рукой обнажённой солнце достать и подарить его людям.
- Чтобы дети выросли  такими, какими мы хотим их видеть, нужно самим стать такими.
- Воспитывай душой и сердцем.
Диагностика

Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную работу более качественной   и эффективной.
Направления диагностики:
-общие сведения;                                                   
-способности;                                                         
-темперамент;                                                          

-тип личности в общении;


-самооценка;
-успешность в деятельности;
-уровень воспитанности;
-уровень развития коллектива;
-социометрия;
-социально-психологический климат в классе
Формы диагностики:
анкетирование
тестирование
наблюдение    
беседы
Направления воспитательной работы
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, определения ступени развития коллектива, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях.
Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.

Формирование гражданского отношения к себе «Я - самый обаятельный и привлекательный»;


Формирование гражданского отношения к коллективу «Мы - сто тысяч Я»;
Формирование гражданского отношения к школе «Дом, в котором я учусь»;
Формирование гражданского отношения к своей семье «Мир дому твоему» ;
Формирование гражданского отношения к родному краю, городу «Я здесь родился, здесь родина моя»;
Формирование гражданского отношения к Отечеству «Я – гражданин России».

Механизмы  реализации программы

Выбирая механизмы направления реализации проекта, я не просто ставлю задачу информационного сопровождения педагогического процесса, но стремлюсь открывать детям новое, то, что пригодится им в жизни, поможет почувствовать себя более комфортно в наше информационное время.
Выбор тематики мероприятий неслучаен, потому что только темы, затрагивающие интересы и чувства ребят могут быть эффективными. И главным механизмом является игра и коллективное творческое дело (методика И.П. Иванова). Это подтверждает видный отечественный ученый – психолог Л.С. Выгодский – «Только через игру в своем развитии и движется ребенок». И только пройдя по ступеням развития от «Песчаной россыпи» до ступени «Горящий факел» (методика А. Н. Лутошкина), коллектив может называться сплочённым. Очень интересны ребятам интеллектуальные игры: КВН, дебаты, конкурсы, викторины, коллективное обсуждение, а также и другие методы и формы: театрализация,  книжные выставки, экскурсии, предметные недели (математики, естественных наук, русского языка и литературы, искусства и книги), библиотечные уроки.

Данный проект может быть реализован только тогда, когда у детей сформированы мотивы совершенствования отношений друг с другом.


А эти мотивы формируются, когда дети убеждаются в преимуществе оптимального общения для самореализации и самоутверждения.
Обновление жизненного пространства учащихся. Оформление тематической предметно-пространственной среды в  классе (оформление классного уголка,  выпуск различных стенгазет и презентаций, организация встреч с ветеранами ВОВ и локальных войн, с трудовыми династиями города, посещение музеев, театра и других культурно-просветительских заведений, экскурсионно-познавательные поездки), классные часы, праздники.
Внедрение в практику  педагогических технологий проектной деятельности (проектные игры, школы социального проектирования, социальные практики, конкурсы проектов и т.д.), современных коммуникативных образовательных технологий.

Ресурсное обеспечение программы
Кадровое: в проекте принимают участие учащиеся моего класса, родители, учителя.
Занятия проводятся в  классном кабинете, читальном зале библиотеки, массовые мероприятия в актовом зале школы, в сельских учреждениях, экскурсии в других городах России.
Для эффективной реализации программы привлекаются молодежные учреждения, клубы, центры, привлечение специалистов к реализации программы, совет ветеранов, военкомат, родительский комитет, книги и методические  пособия, опыт других ОУ
Материально-техническое обеспечение: к услугам школьников  предоставляются: фонд художественной, справочной, научно-популярной литературы, детская периодика.
Для реализации проекта необходимо создать комфортные условиям участникам  воспитательной программы: приобрести видеокамеру, цифровой фотоаппарат,  компьютер, принтер, сканер, ксерокс, DVD плеер, различные полиграфические плакаты для оформления праздников и мероприятий, государственная символика, диски с музыкальными и видео программами, грамоты и призы для победителей соревнований и памятные подарки для приглашённых ветеранов и гостей, канцтовары (ватман, цветная бумага, фломастеры, клей, магниты для доски, папки с файлами, бумага для ксерокса).

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К КОЛЛЕКТИВУ
«Мы – сто тысяч « Я»

«Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». Б. Шоу


 Задачи:
*    формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность за коллектив и перед коллективом;
*    воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины  в малом коллективе, именуемом «классом» и культуры поведения, ответственности  друг перед другом,  соблюдение Устава школы;
*    формировать потребность к самоуправлению, воспитанию своих морально-волевых качеств, нравственных норм, определяющих отношение учащихся к окружающим людям,  учителям, друг к другу, толерантности;

Вести развитие коллектива  по методике А. Н. Лутошкина от «песчаной россыпи» до  «горящего факела» .


Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень коммуникабельности и самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, толерантного отношения, ответственности друг за друга и друг перед другом.

Мероприятия по реализации программы
1.    «Я и мы» - Коллективная беседа. - Классный  руководитель (сентябрь)
2.    Ответственность дежурных. Залог здоровья каждого. – Беседа. Медработник (сентябрь)
3.    «Что   такое    личность?». «Человек среди людей» -  Беседа. Классный  руководитель (октябрь)
4.    «Нам жизнь дана на добрые дела». Классный  руководитель (октябрь)
5.   «Наркомания и здоровье». Оформление стенда. Творческие  группы. (ноябрь)
6.   «Дороги,    которые мы выбираем». Беседы по профориентации - Классный  руководитель (ноябрь)
7.   «Ступени роста коллектива»    Анкетирование, исследование. Самоуправление класса,  классный  руководитель (декабрь)
8.    «Учеба? Это личное дело  каждого или общее дело?»    Коллективная беседа.  Классный  руководитель. (декабрь)
9.    «Наши    профессиональные намерения». Анкетирование. Кл.руководитель (январь)
10.   Курить   и    пить - здоровью вредить. Выставка    рисунков. Классный  руководитель, учитель  ИЗО (январь)
11.    «Мониторинг успеваемости»    Беседы. Классный  руководитель, актив (февраль)
12.    «Рейд  актива по домам «Мое рабочее место». Дискуссия. Классный  руководитель, самоуправление (февраль)
13.    «Конкурс на лучший дневник». Конкурс. Актив класса (март)
14.   «Твоё и наше». Диспут. Классный  руководитель (март)
15.   «Выход  есть:   живи без наркотиков». Акция. Врач-нарколог (апрель)
16.   «Вместе весело шагать». Экскурсия в музей, театр. Родители, классный руководитель (апрель)
17.   «Фильм! Фильм! Фильм!». Поход в кино. Классный руководитель, актив (май)
18.   «Наши достижения!»  (определение ступени развития коллектива). Составление карты достижений. Самоуправление класса (май)

ФОРМИРОВАНИЕ   ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ
«Дом, в котором я учусь»

Мы учились, мы влюблялись, мы с тобой делили тайны.


Эти десять лет промчались, прозвенел звонок прощальный.
В сентябре откроешь двери ты совсем другим ребятам.
Школа, школа, я не верю, что прошло всё без возврата!
Наша школа, наша школа! Породнились мы с тобою.
Мы обласканы судьбою, что сошлись в твоих стенах.

Задачи:
*    формировать у детей осознание  принадлежности к школьному  коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; за бережное отношение к школьному имуществу;
*    воспитывать у детей сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
*    воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
*    вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
*    способствовать  комфортному  и бесконфликтному проживанию в общем «доме».

Предполагаемый результат деятельности:
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учеников обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия по реализации программы
1. «Устав моего учебного учреждения. Мои права и обязанности». Беседа. Министерство классного органа самоуправления (сентябрь)
2    «Инструктаж по технике безопасности « Как вести себя в кабинетах». Беседа об обязанностях дежурных. Медработник (сентябрь)
3. «Чистота – залог здоровья». Беседы. Учащиеся, классный  руководитель, родители (октябрь)
4. «Комфортно ли тебе в школе?». «Взаимоотношения в классе». Тест. Классный  руководитель, психолог (октябрь)
5. «Инструктаж по технике безопасности « Как вести себя на физкультуре». Конкурс на лучшее письмо самому себе. Творческие  группы. (ноябрь)
6. «Школьная мода – деловой стиль». Фотовыставка причёсок, костюмов и формы. Самоуправление  класса (ноябрь)
7. «Инструктаж по технике безопасности « Как вести себя на переменах». Игра-экспромт. Самоуправление класса. Классный  руководитель (декабрь)
8. «Школьное питание – забота о здоровье детей». Коллективная беседа. Классный  руководитель, зав. столовой, родители (декабрь)
9. «Береги здоровье смолоду. О вреде шума, громкого разговора, звуков мобильных телефонов». Психологический практикум. Классный  руководитель (январь)
10. «Какую пищу  мы едим?». Тест. Классный  руководитель (январь)
11. «Школа – мой дом и я хозяин в нем». Беседа о бережном отношении к имуществу школы. Классный  руководитель (февраль)
12. «Кто за мной должен убирать?». Дискуссия. Классный  руководитель (февраль)
13. «Неделя пятёрок». Смотр дневников. Классный  руководитель (март)
14. «О красоте, моде и хорошем вкусе». Диспут. Классный  руководитель (март)
15. «Книге вторую жизнь». Акция  милосердия по ремонту библиотечных книг. Библиотекарь (апрель)
16. «День рождения школы». Посещение школьного музея. Самоуправление класса    (апрель)
17. «Листая школьные страницы». Летопись класса. Классный  руководитель (май)
18. «Вот и стали мы на год взрослей». Концерт для родителей, выставка наших достижений Самоуправление, классный руководитель (май)
 
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ
«Мир дому твоему»
Дом-это то куда готов ты возвращаться вновь и вновь,
Радостным, добрым, нежным, злым, еле живым, еле живым.
Дом-это там, где  вас поймут, там, где надеются и ждут.
Где ты забудешь обо всём - это твой дом, это твой дом!!!
Задачи:
*    формировать  уважительное отношение к членам своей семьи (маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре);
*    воспитывать  хорошего семьянина, любящего своих родителей;
*    формировать потребность к продолжению и преумножению семейных традиций, созданию семейных династий.
Предполагаемый результат деятельности:
- Сформировано представление о том, что  настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- Сформировано представление о том, что  настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать и терпеть;
- Сформировано представление о том, что  настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботясь о своей семье.
Мероприятия по реализации программы

1. «Знакомьтесь: я и моя семья». Что означает мое имя? Заполнение анкеты    Классный час (фотовыставка, фотоальбом, стенгазета, визитная  карточка, портфолио семьи) (визитная карточка семьи)    Министерство классного органа самоуправления (сентябрь)
2. «Здесь живёт моя семья» (помощь в доме по:….)  Заочное путешествие. Творческие группы (сентябрь)
3. «Мы идем  в гости». Очное  путешествие-знакомство с семьёй. Классный руководитель, родители, учащиеся (октябрь)
4. «Мы принимаем гостей». Очное путешествие в гости к семье. Классный   руководитель, родители, учащиеся (октябрь)
5.  «Золотые бабушкины руки», «Акция ко дню пожилого человека». Конкурсы на лучшее сочинение о маме (бабушке), стихотворений  и     Творческие группы    (ноябрь)
6. «День Матери». Праздник. Самоуправление. Классный   руководитель, родители, учащиеся (ноябрь)
7. «Новый год - семейный праздник». Театрализованное представление. Самоуправление класса,  классный   руководитель, родители (декабрь)
8. «Что значит быть хорошим сыном и дочерью?». Коллективная беседа, анкетирование    Классный   руководитель, психолог (декабрь)
9. «Каково на дому, таково и самому». Психологический практикум на родительском собрании. Классный руководитель (январь)
10. ««Боевой путь моих родственников». Встреча с участниками ВОВ. Совет ветеранов, классный руководитель (январь)
11. «Об отце говорю с уважением». Беседы, сочинения. Классный руководитель (февраль)
12. «А ну-ка, мальчики!». Конкурс. Классный  руководитель,  родители, дети (февраль)
13. «Мамы разные нужны». Кл руководитель, дети, родители     (март)
14. «А ну-ка, девочки!». Конкурс. Классный руководитель, мамы (март)
15. «Путешествие по родному краю». Маршрут выходного дня. Родители    (апрель)
16. «Здоровый образ жизни - наше кредо».  Родители (апрель)
17. «Дружба, любовь, семья».  Беседа. Час  откровенного разговора. Медсестра, классный руководитель (май)
18. «Моя семья»- праздничный концерт, творческий отчет семей. Министерство классного органа самоуправления. Классный   руководитель, родители, учащиеся (май)

ФОРМИРОВАНИЕ  ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВУ

«Я  - гражданин России»
Россия! Россия! Россия- родина моя!
Задачи:
*    развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
*    воспитывать у детей политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурно, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия по реализации программы

1. «Овеянные славою флаг наш и герб». Заочное путешествие. Министерство классного органа самоуправления  (сентябрь)


2. «История памятников Ульяновска».    Творческие проекты «Семь чудес Симбирского края». Библиотекарь (сентябрь)
3. «Народные промыслы». Беседа – выставка. Учащиеся, классный  руководитель, родители (октябрь)
4. «Забота о стариках – дело совести каждого». Акция заботы о бабушках и дедушках. Классный  руководитель, психолог (октябрь)
5. «19 ноября – день ракетных войск и артиллерии (наступление под Сталинградом). Встреча с участником ВОВ. Совет ветеранов    (ноябрь)
6. «Боевая и трудовая слава Ульяновска». Экскурсия в музей. Самоуправление  класса (ноябрь)
7. «Ульяновск – город  многонациональный». Фестиваль народов Ульяновской области. Самоуправление класса, классный  руководитель (декабрь)
8. «Урок России». Беседа. Классный    руководитель (декабрь)
9. «Я горжусь продукцией местных  производителей». Урок  - дегустация. Классный  руководитель (январь)
10. «Родные картины». Конкурс фото сюжетов о природе. Классный руководитель    (январь)
11. «2 февраля – день победы под Сталинградом». Беседы.    Классный руководитель (февраль)
12. «Русский воин в огне не горит». Дискуссия. Классный руководитель, самоуправление (февраль)
13. «Мать солдата». Праздник. Классный руководитель (март)
14. «Пою мое Отечество». Конкурс патриотического стихотворения и стихотворений собственного сочинения. Классный руководитель (март)
15. «День освобождения узников концлагерей». Классный час. Классный  руководитель,
самоуправление (апрель)
16. «Служу Отечеству». Военкомат, классный руководитель, родители (апрель)
17. «Этот день  Победы». Урок мужества. Классный руководитель (май)
18. «Города – герои и города  воинской славы». Творческие задания. Классный  руководитель, учащиеся, родители (май)

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.12.01. № 1756-Р (определены приоритетные направления образования, среди которых можно выделить: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей, формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способов к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда).

- Письмо Минобразования РФ  от 15 января 2003 года № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»  (главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе).

- Письмо Минобразования РФ  от 02.04.02. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала в общеобразовательном учреждении» (Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма).

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан «Российской Федерации на 2006-2010 годы». (Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных объединений).

- Государственная программа «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005-2010 годы»  (Формирование демократической гражданственности в РФ).

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных объединений в решении широкого спектра проблем  и задач гражданско-патриотического воспитания. Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан РФ. Приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. Главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи, общественных объединений. Важнейшими задачами программы является включение в патриотическую деятельность детских общественных объединений и повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года важнейшими задачами воспитания называет формирование у обучающихся:

- гражданской ответственности и правового самосознания;


- духовности и культуры;
- инициативности;
- самостоятельности;
- толерантности;
- способности к успешной социализации в обществе;
- активной адаптации на рынке труда.

Обновление общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Именно такие задачи и решает данная программа. Особенности содержания Гражданского воспитания в течение последних лет являются проводниками новых образовательных технологий в массовую практику отечественной школы, позволяют отнести их к основным инструментам повышения качества образования. Программа мотивирует к внедрению новых педагогических  технологий в образовательный процесс.

Программа способствует:
- формированию у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, толерантности, общей культуры, инициативности, самостоятельности, способов к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
- становлению общественно-активной, социально-компетентной  личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, наделенной гражданским самосознанием. Программа соответствует требованиям социального заказа общества и основным нормативным документам в области образования.

II. Проект

воспитательного мероприятия

на тему

«Наш выбор»

http://wiki.iot.ru/images/thumb/4/41/%d0%94%d0%b5%d0%b2%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b0.jpg/150px-%d0%94%d0%b5%d0%b2%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b0.jpg
Мероприятие состоит из двух классных часов. Первый классный час посвящен теоретической части избирательного права, второй – практической реализации идей для активизации выборной активности молодежи.

Актуальность данной проблемы: необходимость формирования гражданского самосознания в области избирательного права.
Объект проекта: «Учебно-воспитательный процесс в школе, ориентированный на широкую пропаганду избирательного права среди школьников
Гипотеза: Можно предположить, что разработанный комплекс воспитательных мероприятий будет способствовать расширению информации об избирательном праве, его структуре; обучению конкретным действиям в процессе выборов.

Цель проекта:

сформировать у учащихся осознанное понимание необходимости участия в судьбе государства. Для реализации данной цели потребуется решить следующие



задачи:

  • активизировать учащихся;

  • сформировать положительное отношение друг к другу;

  • способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям и т.д.

  • сформировать умение разрешать конфликтные ситуации;

  • привить навыки оценочной деятельности (умение обосновать свое отношение к событиям и их участникам);

  • научить использовать дополнительную информацию в разных источниках.

Для решения поставленных задач наиболее приемлемой формой проведения внеклассного мероприятия выбрана методика обучения в малых группах сотрудничества с использованием современных информационных технологий (в частности, мультимедийная презентация основного материала). Предлагаемая форма проведения мероприятия направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию, что позволит развить следующие компетенции учащихся (помимо указанных выше), такие как:

  • принимать ответственные решения;

  • участвовать в принятии групповых решений;

  • разрешать конфликтные ситуации;

  • находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.

При составлении методической разработки внеклассного мероприятия использовались принципы создания педагогических разработок В.З. Рылова. Представленное мероприятие создано для учеников 8 – 11 классов. Классный час соответствует всем необходимым требованиям, предъявляемым к уроку. Данную методическую разработку можно использовать не только для проведения внеклассного мероприятия, но и для проведения урока по заданной теме в курсе изучения истории или обществознания.

Термины и понятия, используемые в теме: избирательное право, избирательный процесс, избирательные права граждан, нормы права, Конституция РФ, государство, ответственность, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

Теоретическая и практическая значимость данного проекта состоит в том, что в дальнейшем изложенный материал может быть использован в школе на уроках истории и обществознания, в воспитательном процессе. Он может быть реализован на других классах.

План реализации

Название этапа

Содержание работ

Время исполнения

Подготовительный этап работы педагогического коллектива по разработке вводных установок на день проекта

  • определение темы исследования;

  • выделение предполагаемых направлений работ

  • Подготовка площадок к мероприятию.

  • разработка критериев оценки результатов деятельности учеников.

За неделю до проектного дня

Подготовительный этап работы групп учащихся над проектом

  • предварительное ознакомление с вводными установками на проектный день;

  • начало работы по сбору информации о подбор материала для презентации команды класса

  • Создание инициативной группы и штаба.

  • Анализ литературы по данному вопросу.

  • Знакомство с законодательством.

  • Социальный опрос населения.

  • Подготовка рисунков по теме “Выборы и молодежь”

За два - три дня до начала проекта

Основной этап работы

  • Классный час № 1

  • самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность классных руководителей и учащихся по реализации проекта;

  • систематизация и анализ полученных данных;

  • обсуждение способов оформления конечных результатов;

  • подведение итогов, оформление результатов.

В день выполнения проекта.

Заключительный этап

  • Классный час № 2 (презентация проекта);

  • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (рисунки, фото)

  • рефлексия

В день проекта

Рекомендации по организации и методике проведения мероприятия:

  • Мероприятие состоит из двух классных часов и проводится в два этапа: 1-й классный час – информационный – «Основные положения избирательного права»; 2-й классный час – защита творческого проекта на тему «Выборы и молодежь».

  • Для первого классного часа подготовьте заранее мультимедийную аппаратуру, компьютер и саму презентацию; также данное мероприятие можно провести с использованием интерактивной доски.

  • Перед началом классного часа рекомендуется также на доске написать план работы для учащихся.

  • Мультимедийная презентация может содержать основные ключевые моменты мероприятия, сократит время изучения материала. Наглядно передаст необходимую информацию.

  • В том случае, если нет возможности провести мультимедийную презентацию, то необходимо подготовить ряд схем по ключевым моментам темы (примерно такие же, как и в слайдах мультимедиа).

  • Теоретическая часть на классном часе должна занимать не более 10-15 минут.

  • Раздаточный материал должен быть роздан до начала проведения занятия.

  • Группу учащихся необходимо поделить на четыре подгруппы по 4-5 человек до начала занятия.

  • Одного подготовленного учащегося посадить за управление компьютером. Слаженность действий преподавателя и учащегося необходимо отработать заранее.

  • При объяснении домашнего творческого задания важно, что бы учащиеся четко представляли себе, что от них требуется.

  • При проведении второго классного часа состав подгрупп не меняется.

  • Учащиеся самостоятельно проводят презентацию плакатов подготовленных дома.

  • Данную часть мероприятия можно провести в виде небольшого конкурса среди подгрупп учащихся (при разработке требований к проведению конкурса и критериев оценок).



      1. Общая характеристика внеклассного мероприятия.

Цели внеклассного мероприятия: Сформировать у учащихся представление о необходимости сознательного участия в жизни государства. Подвести учащихся к критическому осмыслению получаемой информации.

Обучающая цель: Обеспечить изучение материала по теме "Избирательное право", научить выделять главное, существенное в изучаемом материале. Сформировать навыки анализа и систематизации информации.

Развивающая цель: Развивать у учащихся умение искать информацию из разных источников, формировать их познавательную активность и творческое мышление, совершенствовать навыки групповой работы.

Воспитательная цель: Воспитать внимательное отношение к любого рода документации, стремление к сотрудничеству, гражданской ответственности, чувство патриотизма.

К концу мероприятия учащиеся смогут:

  • связно и логично излагать свои мысли;

  • систематизировать информацию, используя графические формы;

  • находить и использовать дополнительную информацию;

  • представлять и обобщать информацию при помощи персонального компьютера;

  • развить навыки практической и аналитической деятельности;

  • развить творческое мышление;

  • совершенствовать навыки групповой работы, умение сотрудничать.

Оборудование и материалы, применяемые на внеклассном мероприятии:

    1. Мультимедийный проектор, компьютер

    2. Мультимедийная презентация «Избирательное право» – призвана активизировать внимание учащихся, нацелить их на восприятие материала, способствовать развитию творческого мышления и умению систематизировать информацию.

    3. Опорный конспект – предназначен для самостоятельной работы с материалом мероприятия в группах.

    4. Задачи по теме «Избирательное право» также предназначены для работы в группах, с целью формирования собственной позиции учащегося на полученную информацию, путём разбора ситуаций, описанных в задачах.


Методы и приемы, используемые в мероприятии:

  • Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс учащихся.

  • Запись на доске для корректировки основных направлений деятельности на уроке.

  • Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.

  • Метод группового сотрудничества используется для наиболее быстрой рефлексии в ходе воспроизведения нового материала, полученного из презентации.

  • Метод временных ограничений – для мобилизации творческой активности при работе на уроке.

  • Метод проектов используется при организации выполнения домашнего задания по мероприятию.




      1. Содержание мероприятия «Выбор».

Классный час № 1. «Основные положения избирательного права». (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)


  1. Оргмомент (2 мин.): тема сегодняшнего мероприятия «Выбор». Здесь имеется в виду ваш собственный выбор, который вам предстоит сделать в скором будущем и соответственно речь пойдет об избирательном праве. Сегодня мы с вами вспомним основные избирательные права и избирательные системы. В связи с чем вы посмотрите небольшую мультимедийную презентацию. Побеседуем над представленной проблемой. Затем вы поработаете в группах над задачами-ситуациями, которые мы обсудим после, и напишете небольшое Эссе на тему: «Зачем необходимы выборы?».

  2. Мотивация (1 мин.): эта тема важна тем, что сегодня мы будем говорить не только о правах человека, но и о гражданском долге, личной ответственности каждого за сделанный выбор.

  3. Ход мероприятия: В начале мероприятия они вспоминают основное содержание Избирательного права. Для этого на экране, при помощи мультимедийной презентации демонстрируются основные моменты с комментариями преподавателя.




Избирательное право
















Избирательные права граждан

Нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной…
























Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления (ст. 3, 23 Конституции РФ)


Избирательные права граждан



















Активные




Пассивные

  • Право избирать




  • Право быть избранным

Основные принципы демократического избирательного права:



  • Всеобщее

  • Равное

  • Прямое избирательное право

  • Тайное голосование

Виды избирательных систем.

Мажоритарная избирательная система:


  • Результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов

  • Выборы могут проводиться как за кандидата, так и за партию

  • Избирательные округа являются одномандатными (может быть избран только один депутат или депутаты по одному списку)

  • Партия или блок, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте.

Пропорциональная избирательная система:



  • Голосование по партийным спискам

  • Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдает свой голос

  • При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов


Вопрос к учащимся: сформулируйте плюсы и минусы данных избирательных систем и приведите примеры.

Обсуждение вопроса проходит по подгруппам. Для мобилизации времени можно предложить двум группам работать над одной избирательной системой, другим двум группам – над другой. Время на работу отводится 5-7 минут и столько же на обсуждение.

После обсуждения положительных и отрицательных сторон избирательных систем учащимся предлагается поработать над задачами-ситуациями и прокомментировать их. Осуждение задач также проходит в группах. Каждая подгруппа решает свою собственную задачу. На решение задач отводится 5-7 минут.
Задача 1.

«В 1598 г. после смерти царя Федора Иоанновича на Земском соборе царем был избран его шурин (брат жены) Борис Годунов. В состав Земского собора входили: духовенство – 99 человек; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости (купцы) – 22; старосты гостиных (купеческих) сотен – 5 и др.»

Что можно сказать о демократичности состава этого Собора?
Задача 2.

Одним из важнейших признаков демократии являются свободные и честные выборы.

А могут ли выборы быть несвободными и нечестными? Как вы себе такие выборы представляете?
Задача 3.

На выборах в Государственную Думу в декабре 1995 г. из 43 объединений и блоков, участвовавших в выборах по пропорциональной системе, лишь 4 получили место в Думе.

Как вы думаете, целесообразно ли создавать столь большое количество объединений и блоков в предвыборный период? Почему?
Задача 4.

«Все диктатуры в истории отвергали принцип политического выбора как таковой, а все то в политике, что в той или иной степени допускало свободное волеизъявление при формировании власти или решении иных краеугольных государственных проблем, было зачатком демократии, либо её непосредственным проявлением» (Л.Мизес, австрийский экономист).

Попытайтесь подтвердить или опровергнуть эту мысль примерами из всеобщей и отечественной истории.
После обсуждения в подгруппах, учащиеся выбирают одного человека, который и зачитывает ответ, предложенный его подгруппой. Если в ответе есть неувязки, то задачу предлагается обсудить всему коллективу. На устное обсуждение задач не должно отводиться более 13 минут.

В конце работы учащиеся самостоятельно пишут Эссе о необходимости избирательного права и роли гражданина в этом процессе (10 минут).

По окончании написания Эссе, следует прокомментировать домашнее задание для следующего классного часа:


  • Подготовить проект избирательной листовки с призывом к молодежи о принятии участия в выборах.

  • Предварительно оформить макет проекта на компьютере.

  • Критерии: избирательный листок должен быть красочным, звучным, запоминающимся.


Классный час № 2. «Выборы и молодежь».


  1. Оргмомент (2 мин.). Объявляется тема сегодняшнего классного часа «Выборы и молодежь», объясняется предстоящая работа. Учащимся необходимо ответить на насколько вопросов небольшой анкеты, посоревноваться в защите подготовленных ими проектов избирательных листков.

  2. Мотивация (1 мин.): за участие в конкурсе они получат небольшие призы.

  3. Ход мероприятия:

Прежде чем приступить к защите проектов, учащимся предлагается ответить на вопросы небольшой анкеты, которая заранее разложена на партах(7 мин.). (Приложение № 1)

Анкета не содержит сведения о политических приоритетах учащихся, так как это не соответствует цели мероприятия, а исследуется только их избирательная активность.

После анкетирования необходимо выбрать жюри: по одному человеку от каждой подгруппы, а также можно пригласить для судейства другого преподавателя, для более объективной оценки. Можно также сформировать группу судей из учащихся, не принимающих участие в конкурсе или не подготовивших плакат. Если учащиеся не выполнили домашнее задание, можно предложить проделать эту работу прямо на классном часе. В данном случае защита плаката не проводится, а лишь его демонстрация и оценка.

Критерии оценивания (при защите подготовленного плаката):


  • Наглядность

  • Красочность

  • Тактичность материала

  • Яркость выражения мысли

  • Четкое устное изложение идеи

После демонстрации плаката и его комментирования, проводится судейское вставление баллов (по пятибалльной системе). Побеждает та подгруппа, которая набрала больше всего баллов.

По окончании мероприятия проводится подведение итогов. После чего происходит вручение грамот и призов. Важно отметить тот факт, что работала вся группа, и по возможности необходимо вручить символические призы всем участникам мероприятия.



Заключение.

Мероприятия подобного типа формируют гражданское самосознание и гражданскую ответственность. Как показывает опрос учащихся (вариант анкеты изложен выше): большая часть из них считает необходимым принятие участия в выборах любого уровня, не зависимо от их личного отношения к тому или иному представителю власти .Значит, поставленная перед мероприятием цель была достигнута.

Учащиеся принимали активное участие в мероприятии. Внутри подгрупп сложилась атмосфера дружелюбия. Каждый участник подгруппы активно участвовал в деятельности подразделения, отстаивая свою точку зрения. Ребята научились в процессе обсуждения избегать между собой конфликтов, мобилизуя все силы для совместной работы. Несмотря на то, что ребятам пришлось изготавливать плакаты в процессе второго классного часа, зато они пришли с подготовленными компьютерными моделями-распечатками своих проектов ,что свидетельствует об умении использовать дополнительную информацию из разных источников.

Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных задач и формировании таких компетенций как:



  • принимать ответственные решения;

  • участвовать в принятии групповых решений;

  • разрешать конфликтные ситуации;

  • находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.

Следовательно, можно сделать общий вывод по мероприятию: мероприятие в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса; является интересным и необходимым элементом гражданско-патриотического воспитания.

Приложение 1. Результаты анкетирования учащихся.В анкетировании приняли участие учащиеся 8-11 класса – в общей сложности – 18 человек

Анкета.


    1. Волнует ли вас ваше будущее?

а) Да б) Нет

    1. Волнует ли вас судьба вашей страны?

а) Да б) Нет

    1. Хотели бы вы принимать участие в её судьбе?

а) Да б) Нет

    1. Если завтра будут выборы, вы пошли бы голосовать?

а) Да б) Нет

    1. Почему вы бы пошли или не пошли голосовать?

а) Это мой долг б) Потому что все ходят

в) Не знаю г) Понимаю, что надо, но лень идти

д) Это ничего не изменит е) Неинтересно

ж) другое ________________________________

Результат опроса.

По пунктам 1-4



По вариантам ответов пункта 5.







      1. Организационное,

методическое, педагогическое сопровождение деятельности классного руководителя

http://mou079.omsk.edu.ru/mero_clip_image007.jpg

 

 http://wiki.iot.ru/images/thumb/6/6c/%d0%a0%d1%83%d1%87%d0%ba%d0%b0.jpg/200px-%d0%a0%d1%83%d1%87%d0%ba%d0%b0.jpg Дневник



классного руководителя

8 класса

МОУ Стемасской СОШ

http://wiki.iot.ru/images/thumb/9/90/%d0%94%d0%b5%d1%82%d0%b8_%d1%81_%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%84%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%bc.jpg/250px-%d0%94%d0%b5%d1%82%d0%b8_%d1%81_%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%84%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%bc.jpg 

Цели и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.



Задачи классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;

  • организация системной работы с обучающимися в классе;

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

  • организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

  • защита прав и интересов обучающихся;

  • гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;

  • формирование здорового образа жизни;

  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.

  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся


Перечень документации и отчётности

классного руководителя

1.    Классный журнал.

2.    Дневник классного руководителя

3.    Личные дела учащихся.

4.    Дневники учащихся.

5.    План воспитательной работы.

6.    Протоколы родительских собраний.

7.    Журнал посещаемости учащихся.

8.    Журнал по технике безопасности.

9.    Дневник работы с трудными детьми.

10.    Планы-конспекты  классных часов.

11.Папки с разработками проведённых мероприятий, с итогами социально- психологических исследований в классе, с детскими работами.

12. Самоанализ воспитательной работы за год.

 

Список учащихся класса





Ф.И.О. учащегося

Дата

 рождения



Домашний адрес, телефон

Ф.И.О. родителей

(опекунов)



Место работы

Категория семьи (многодетная, неполная, малообеспеченная, опекаемая)

Группа здоровья учащегося

Дом. телефон

1

 Бочкарёв Андрей Алексеевич

 

 д.Красная Эстония

 Бочкарёва Ольга Александровна

 домохозяйка

 Неполная

Мало-обеспеченная



 Д

 

2

 Васильев Александр Иванович

 


15.10.95 

 село Канабеевка

 Васильевы: Альбина Вальтеровна

Иван


 

Техничка Медпункт

безработный


 Мало-обеспеченная

 Д

 

3

 Качилин Виталий Сергеевич

 13.12.94

 Село Стемасс

 Качилины:

Наталья Витальевна

Сергей Геннадьевич


 

домохозяйка

птицефабрика «Луч»


 Мало-обеспеченная

неполная


 Д

 

4

 Кондрухин Денис Васильевич

 21.12.94

 Село Араповка

 Кондрухины:

Тамара Федоровна

Василий


 

домохозяйка

безработный


 Мало-обеспеченная

 Д

 

5

 Кротов Николай Александрович

 24.02.96

 Село Стемасс

 Кротова Альбина Петровна (опекун)

 домохозяйка


 опекаемая

 Д

 

6

 Курицына Татьяна Сергеевна

 19.08.96

 село Канабеевка

 Курицыны:

Анна Ивановна

Сергей Геннадьевич


 

Учитель Стемасской СОШ

Электромонтер БЭС


 

 Д

 

7

 Харитонов Алексей

Владимирович



 19.02.96

 село Канабеевка

 Харитоновы:

Галина Леонидовна

Владимир Михайлович


 

Домохозяйка

безработный


 Мало-обеспеченная

 Д

 

8

Широков Алексей Сергеевич


 27.02.96

 Село Стемасс

 Широковы:

Нина Александровна

Сергей


 

Учитель Стемасской СОШ




 

 Д

 

 

  1   2   3

Коьрта
Контакты

    Главная страница


«Классный руководитель социальный организатор»