Скачать 259.38 Kb.


Дата22.12.2017
Размер259.38 Kb.

Скачать 259.38 Kb.

Комитет по делам архивов




Выступление на НМС

архивных учреждений ПФО,

г. Саранск, 9-10.09.2015
Информация

по теме «Общественные и научные советы – анализ работы на первом этапе»


Изучение представленных архивными службами регионов Приволжского федерального округа информаций, раскрывающих назначение, спектр задач и функций, практическую деятельность общественных и научных советов при органах власти, уполномоченных в области архивного дела, государственных архивах показало, что эти консультационно-экспертные, совещательные органы в своей сущности значительно отличаются. Однако разными путями они преследуют одну цель - совершенствование, развитие архивного дела в интересах государства, общества и граждан.

Обобщение полученных сведений привело к осознанию сложности проведения сравнительного анализа работы данных советов, даже на их первом этапе деятельности. Погружение в поступившие материалы обозначило проблему подготовки итоговой информации, в которой деятельность советов удалось бы донести доступно и содержательно. Представилось, что изложение информации по единой схеме в отношении каждого совета, но о каждом совете - отдельное повествование, будет наиболее понятным. Поскольку научные советы имеют преимущество в возрасте, немалую историю жизни, то первоначально будет дана характеристика их функционирования.

В современной истории России необходимость создания, переформатирования научных советов оформилась в решении коллегии Росархива от 30.11.1993 «О работе научно-исследовательских учреждений Росархива и перспективах развития отраслевой науки». Правовой основой образования научных советов стал приказ Росархива от 21.02.1994 № 19 «Об утверждении Примерного положения о Научном совете государственного архива, центра документации». Основные позиции этого положения актуальны и в организационно-распорядительных документах действующих ныне советов как уполномоченных органов, так и государственных архивов.

При уполномоченных органах созданы научные советы в Башкирии, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Нижегородской и Самарской областях. В Республике Татарстан при Главном архивном управлении действует научно-консультативный совет. В Оренбургской области и Чувашской Республике научные советы образованы в конкретных государственных архивах, а в Пермском крае функционирует Объединенный научный совет государственных архивных учреждений края. Таким образом, экспертные органы разного статуса, но одноцелевые, действуют в 10 регионах ПФО. Не заявлено существование научных советов в Кировской, Пензенской и Саратовской областях.



В Ульяновской области в 2014 году, по инициативе Губернатора - Председателя Правительства Ульяновской области создана историко-архивная комиссия, нацеленная на долгосрочную реализацию конкретного проекта «Архивы: время, события, лица» (2014-2022 годы), разработанного архивистами. И поскольку это уникальный коллегиальный орган, работу которого сложно сопоставлять в рамках деятельности научных советов, поэтому о нем будет отдельная информация.

История образования и действия научных советов в архивной отрасли охватывает более полувековой период. В Удмуртии такой совет при начальнике Архивного отдела МВД был образован в 1950 году. В представленных информациях хронология рождения современных научных советов выглядит следующим образом: Татарстан – апрель 1994, Марий Эл – июнь 1997, Мордовия – ноябрь 2001, Башкирия – июнь 2006, Пермский край – ноябрь 2008, Оренбургская область (государственные архивы) - ноябрь 2011, Чувашия (государственный исторический архив) - май 2012, Самарская область – март 2013, Нижегородская область - октябрь 2014. Научные советы созданы приказами уполномоченных органов и государственных архивов на основании положений и уставах о них.

Названными правовыми актами утверждены действующие положения о научных советах: Мордовия – июнь 2003, Марий Эл – март 2004, Башкирия – июнь 2006, Удмуртии – август 2006 (современный вариант), Татарстан – декабрь 2006, Пермский край – ноябрь 2008, Оренбургская область – ноябрь 2011, Чувашии – май 2012, Самарская область – март 2013, Нижегородская область – октябрь 2014. Регламенты работы советов утверждены в Пермском крае и в Марий Эл.

Создание научных советов нацелено на осуществление коллегиального и экспертного определения основных направлений научной деятельности и информационного обеспечения в области архивного дела в регионе, координацию научно-исследовательской и информационной деятельности архивных учреждений, укрепление и развитие творческого взаимодействия архивной и научной общественности в интересах повышения качества и эффективности работы учреждений архивной отрасли. В Самарской области предназначение совета расширено до рассмотрения основных вопросов реализации государственной политики в области архивного дела на территории области, что, при отсутствии общественного совета при уполномоченном органе, вполне оправдано.

Сопоставление задач, функций и прав научных советов, представленных в информациях на основе положений о советах, подтверждают активное взаимодействие, плодотворный обмен опытом уполномоченных органов при разработке организационных документов, регулирующих деятельность советов. В положениях о научных советах задачи, функциональные обязанности и права закреплены в большей части унифицировано и обобщенно, но в некоторых регионах наблюдается определенная детализация, конкретизация действий. Поэтому их представление будет происходить не по степени значимости, а по частоте включения в положения. В результате сформировался следующий рейтинг.

В качестве преобладающей, ключевой задачей научного совета закреплено в 7 регионах - определение основных направлений научной деятельности и информационного обеспечения в области архивного дела. В формулировании этой задачи Нижегородского научного совета дано важное уточнение в части формирования основных направлений научного использования документов в интересах общества и государства и инициатив по историко-архивному обеспечению знаменательных и памятных дат в истории России и региона. В Удмуртии и Нижегородской области присутствует еще одна детализация этой задачи - определение основных направлений публикаторской деятельности архивных учреждений.

Также в 7 регионах решается задача по реализации совместных проектов, укреплению и развитию творческих контактов с научной общественностью. В Марий Эл, Татарстане и Башкирии эта задача сформулирована как организация сотрудничества с зарубежными, региональными ВУЗами, архивами, музеями в интересах развития, пополнения и использования Архивного фонда, популяризации отечественной истории и культуры, а в Нижегородской, Оренбургской и Самарской областях - повышение эффективности творческого сотрудничества архивной службы, ВУЗов, библиотек, музеев, общественных организаций в подготовке и реализации издательских проектов, проведении научно-практических конференций, форумов, краеведческих чтений, выставок архивных документов и других информационных мероприятий.

Важная задача решается в 7 регионах в части рассмотрения научных проблем формирования, хранения и использования документов Архивного фонда, оптимизации его состава и содержания.

В 6 научных советах реализуют задачи по определению перспектив и путей совершенствования работы в области использования и публикации документов, созданию научно-справочного аппарата архивных фондов, отвечающего современным требованиям; а также актуальна задача проведения анализа и распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы архивных учреждений, дополненная в Марий Эл и Оренбургской области - решением вопросов развития международных и межрегиональных научных связей, в Оренбургской области и Пермском крае - профессиональной подготовки кадров.

Научные советы Башкирии, Марий Эл и Татарстана нацелены на определение приоритетных направлений и проблематики научных исследований в области архивоведения, документоведения, археографии, источниковедения, геральдики, их взаимосвязи со смежными научными дисциплинами, в то время как научные советы Чувашии, Оренбургской области и Пермского края осуществляют только рассмотрение и оценку итогов научно-исследовательской работы, конечных результатов конкретных НИР в названных областях.

В 3 регионах сохраняется задача по формированию Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда субъекта России. Неожиданно, что в Марий Эл и Татарстане в сферу задач советов входит изучение научных проблем оптимизации информационного обеспечения деятельности архивных учреждений на основе использования автоматизированных архивных технологий. И опять же объяснимо, что научный совет Самарской области решает задачи анализа и оценки проектов нормативных правовых актов Самарской области в сфере архивного дела; содействия в подготовке и выполнении решений, направленных на реализацию государственной политики в сфере архивного дела.

В целях выполнения поставленных задач осуществляются следующие функции. Советы 7 регионов рассматривают и проводят оценку итогов, определяют основные направления и тематику научно-исследовательской работы в области архивоведения, документоведения, археографии и других смежных научных дисциплин.

Утверждение долгосрочных планов по изданию сборников архивных документов и справочно-информационной литературы о составе и содержании документов Архивного фонда предусмотрено функциональными обязанностями 7 научных советов; в Пермском крае на заседаниях совета обсуждаются проекты комплексных программ отрасли и архивных учреждений, долгосрочные планы работы архивных учреждений.

В 6 регионах советы рассматривают качество и утверждают рукописи, макеты сборников архивных документов, справочно-информационной литературы о составе и содержании документов Архивного фонда, а также тематико-экспозиционные планы особо значимых, крупных выставок документов, как например выставка, посвященная 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, представленная в Выставочном зале федеральных архивов. Принимают решение о внедрении в практику архивных учреждений передового отечественного и зарубежного опыта работы архивов научные советы 6 регионов.

В 5 регионах рассматриваются предложения по активизации научной работы в области обеспечения сохранности и использования архивных документов, составления научно-справочного аппарата к ним, информационного обеспечения деятельности архивной службы. Функциями научных советов Нижегородской области и Удмуртии предусмотрено осуществление координации действий архивной службы с научными учреждениями, ВУЗами, учреждениями культуры и обществом историков-архивистов по проведению мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам России и региона. Ценно, что в Оренбургской области и Башкирии советы рассматривают вопросы формирования и научной организации документов Архивного фонда, оптимизации его состава и содержания, создания автоматизированных информационных технологий с внедрением баз данных, что было бы полезно для развития комплектования Архивного фонда других регионов.

Актуальную функцию выполняет научный совет Нижегородской архивной службы по внесению предложений о первоочередности рассекречивания архивных документов в региональную межведомственную экспертную комиссию по рассекречиванию архивных документов, созданных организациями КПСС. Научный совет Комитета по делам архивов Марий Эл уполномочен на проведение обсуждения и составление заключений на доклады и сообщения, подготовленные на заседания Научно-методического совета архивных учреждений ПФО и научно-практические конференции, проводимые Росархивом и НМС федеральных округов, архивными органами власти других регионов.

Для реализации установленных задач и функций советы наделены правами:

- в установленном порядке запрашивать и получать заключения, отзывы и предложения от архивных и других научных учреждений по рассматриваемым советом проектам документов и вопросам, относящимся к его компетенции;

- привлекать для рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции совета научные и иные организации, ученых и специалистов; 

- давать рекомендации по рассматриваемым вопросам для принятия архивными органами власти управленческих решений;

- проводить совместные заседания с научно-совещательными органами научных учреждений и общественными объединениями;  

- направлять сборники документов, архивные справочники, научно-методические разработки, подготовленные сотрудниками архивных учреждений, для участия в зональных и всероссийских отраслевых конкурсах научных работ. Многие научные советы уполномочены рекомендовать к изданию сборники документов и архивных справочников; создавать в своем составе комиссии для рассмотрения отдельных вопросов, имеющих важное общественное и культурное значение.

Представителям Научного совета Самарской области дано право участия в заседаниях коллегии управления, расширенных совещаниях и общественных слушаниях по вопросам, относящимся к сфере деятельности архивной службы. Научный совет Исторического архива Чувашской Республики вправе инициировать проведение научных исследований и мониторинга в сфере архивного дела.

Спектр задач и функций предопределил источники формирования состава научных советов. В соответствии с положениями и фактически в научных советах преобладают специалисты архивных органов и государственных архивов (в Башкирии включены муниципальные архивисты). Широко представлены ученые-историки и преподаватели исторических дисциплин региональных государственных университетов и научно-исследовательских институтов академий наук в степенях кандидатов и докторов наук. Включаются в состав советов специалисты других учреждений и организаций, связанных с архивной службой в своей научной деятельности, в их числе музеи и библиотеки; менее всего в советах – представителей общества историков-архивистов.

Практически во всех регионах составы советов утверждаются приказами архивных органов и государственных архивов. Но в Башкирии и Марий Эл кандидатуры членов советов еще рассматриваются коллегиями архивных органов. В настоящее время в научных советах работает от 8 (Нижегородская область) до 24 человек (Государственный архив Оренбургской области), в большинстве регионов 12-15 человек. Председателями советов в 6 регионах являются руководители архивных служб и директора государственных архивов. Научные советы Татарстана, Нижегородской области и Пермского края возглавляют авторитетные ученые-историки. Секретарями советов, как правило, назначаются сотрудники архивных органов или государственных архивов. Почти все советы работают по согласованным, утвержденным планам и заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в году (как установлено в положениях о советах; только в Оренбургской и Самарской областях советы собираются раз в год), но на практике значительно чаще возникает необходимость проведения заседаний, особенно в тех регионах, где идет активная публикаторская работа.

Деятельность научных советов осуществляется в соответствии с планами основных мероприятий уполномоченных органов власти и государственных архивов, исходя из практической целесообразности и актуальности рассмотрения вопросов. План ежегодно составляется секретарем и утверждается председателем совета после одобрения проекта на последнем заседании. Одновременно с обсуждением плана, как правило, рассматриваются итоги работы за год. Тематика заседаний формируется с учетом предложений архивных и научных учреждений, ВУЗов, творческих и общественных организаций, отдельных членов совета.

В 5 регионах для рассмотрения рукописей отдельных научно-справочных изданий дополнительно приглашались представители университетов и научно-исследовательских институтов – доктора и кандидаты наук, специализирующиеся в обсуждаемой проблематике, чаще всего в качестве рецензентов. Контроль исполнения решений осуществляет секретарь и председатель совета. Только в Оренбургской области практикуется закрепление решений совета приказами директора государственного архива. Секретарь совета готовит информации о проведенных заседаниях для размещения на официальных сайтах архивных служб и государственных архивов. Именно сайты являются основным источником информирования о работе советов и лишь в Татарстане его деятельность освещается в ведомственном журнале «Эхо веков». Расходы, связанные с деятельностью советов, предусматриваются в годовой смете уполномоченного органа или государственного архива.

Перечень вопросов, рассмотренных в 2012-2014 гг., и планируемых к обсуждению в 2015 году, свидетельствует об этом. Рассмотренные советами проблемы и темы будут освещены более подробно, поскольку именно раскрытие их практической деятельности позволяет оценить эффективность и полноту реализации ими заявленных в положениях функций и задач.

Закономерно, что почти всеми научными советами систематически происходит обсуждение итогов работы совета и формирования планов текущей деятельности, являющихся основой полноценного функционирования. Содержательное наполнение планов создается с учетом не только среднесрочных и долгосрочных программных документов развития архивной отрасли, но и реализации оперативно возникающих тем. В 5 регионах научными советами проведена оценка и отбор работ на два последних отраслевых конкурса в области архивоведения, документоведения и археографии.

В 2012-2015 годах большинство рассмотренных вопросов касались сферы практической деятельности в использовании архивных документов с преобладанием оценки поэтапных итогов публикаторской работы. В Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, Мордовии и Татарстане были согласованы планы-проспекты 11 сборников документов; в 4 регионах обсуждались концепции наиболее сложных, крупных изданий и тематико-экспозиционных планов выставок документов; в Татарстане, Марий Эл и Удмуртии приняты решения о рекомендации к изданию 22 рукописей архивных справочников, сборников документов и монографий. В Татарстане, Башкирии и Удмуртии контролировался ход работы по подготовке сборников и оценивались результаты выявления документов для изданий, проводившегося в федеральных и региональных архивах. В Татарстане, Удмуртии, Чувашии и Самарской области советы утверждали перспективные и ежегодные планы (основные направления) научно-исследовательской и публикаторской работы, текущие изменения в них. Результаты реализации планов основных мероприятий по подготовке и празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов планируются к обсуждению научными советами Удмуртии и Самарской области. Следует заметить, что практически в каждом совете происходило рассмотрение материалов, посвященных этой знаменательной дате.

Особая форма организации работы научного совета отмечена в Оренбургской области, представляющая собой научно-практические конференции. Так на заседаниях научного совета Государственного архива ежегодно осуществлялось представление тематического доклада и выступлений по определенной теме с последующим изданием материалов совета, например «Первый член-корреспондент РАН, исследователь Оренбургского края П.И.Рычков: его эпоха и современность»; «Оренбург в контексте истории Российского государства» (к 270-летию основания г.Оренбурга); «Оренбуржье в пространстве исторической памяти: интеграция информационных ресурсов региона», в 2015 году тема заседания посвящена Году литературы в России.

Еще из неординарных тем, обсуждавшихся на заседаниях научных советов можно отметить: в Марий Эл - опыт и перспективы работы государственных архивов республики по расширению доступа к архивной информации; перспективы пополнения фондов Государственного архива документами по истории республики из архивов субъектов России на период 2014-2016 годы; в Татарстане – обсуждение тематики ежегодного журнала «Эхо веков» и о создании архива зарубежной Татарики (комплектование документами по истории татарского народа из зарубежных древлехранилищ); в Самарской области - о Государственной программе «Развитие архивного дела в Самарской области на 2015-2016 годы».

Таким образом заметно, что функциональные обязанности советов в практической деятельности реализуются не в полной мере и ориентированы в основном на подготовку научно-справочных изданий, качество которых, следует признать, достаточно высоким, что подтверждается наградами Всероссийского отраслевого конкурса.

Решения большинства научных советов носят рекомендательный характер. Только в информациях Марий Эл, Удмуртии и Самарской области заявлено, что по итогам рассмотрения поставленных вопросов и обсуждения проблем, спорных моментов научным советом принимаются решения, обязательные для исполнения. Однако, несмотря на то, что решения рекомендательные на практике все-таки составителями конкретных изданий они реализуются, поскольку предложения направлены на улучшение качества подготавливаемых изданий или документальных выставок. В Марий Эл зафиксировано полное исполнение решений совета, состоявшихся в 2012-2014 годах. В Чувашской Республике отметили, что своевременное подключение членов совета, в частности представителей научных учреждений и ВУЗов, к обсуждению концепций изданий позволяет по-новому взглянуть на архивные материалы, расширить круг затрагиваемых вопросов и находить новые способы и методы воплощения.


Теперь об общественных советах. Нормативно-правовой основой создания и деятельности институтов общественного контроля и содействия развитию стали Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и указ Президента России от 04.08.2006 № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах,…».

Дополнительным импульсом широкого привлечения общественности к регулированию отношений во всех сферах управления и хозяйствования послужили один из майских указов Президента России № 601, последовавший за ним Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и соответственно нормативные акты субъектов России. Именно комплекс последних нормативных документов активизировал создание общественных советов в архивной отрасли.

Общественные советы при региональных органах государственной власти, уполномоченных в области архивного дела, созданы в 9 субъектах Приволжского федерального округа: Башкирии, Марий Эл, Мордовии, Татарстане, Удмуртии, Кировской, Нижегородской, Оренбургской областях и Пермском крае. В августе 2012 года образован Общественный совет по культуре при Управлении культуры и архива Пензенской области, но рассматривать его деятельность в контексте данного выступления нецелесообразно, поскольку согласно положению о нем его основные задачи - содействие в подготовке предложений по реализации государственной политики в области культуры и в его составе совершенно не представлены представители архивного сообщества.

В большинстве архивных служб регионов ПФО общественные советы были созданы в 2014 году. Только в Республике Татарстан (20 декабря) и Удмуртии (3 декабря) эти коллегиальные органы были созданы в декабре 2010 года, а в Кировской области в октябре 2013 года. В Удмуртии он первоначально назывался общественный экспертный совет. Общественный совет в Татарстане был образован во исполнение постановления Кабинета Министров республики, установившего обязанность их создания при каждом министерстве (ведомстве) республики.



Деятельность всех общественных советов регламентируется утвержденными приказами архивных органов положениями о советах, одновременно с которыми определены их составы. В представленных информациях основаниями для образования советов в Татарстане, Удмуртии и Кировской области послужили постановления правительств регионов. В Кировской области нормативными актами были установлены перечень областных органов исполнительной власти, при которых создаются общественные советы, и Типовое положение о нем.

Цели и основные задачи общественных советов, заявленные в положениях о них, также в содержательной части практически совпадают, различаясь в формулировках, например:

- в Кировской области целями совета определены: обеспечение открытости деятельности архивного управления; повышение эффективности его взаимодействия с институтами гражданского общества, научными, образовательными и иными учреждениями при реализации функций и полномочий, отнесенных к его ведению; осуществление общественного контроля за его деятельностью;

- в Татарстане - учет потребностей и интересов граждан, защита их прав и свобод и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в области архивного дела; привлечение представителей общественных, профессиональных и творческих объединений к разработке основных направлений государственной политики по вопросам, относящимся к архивной деятельности; претворение в жизнь принципа гласности и открытости деятельности архивного управления; развитие принципов открытости, законности и профессионализма в соответствующей сфере; усиление общественного контроля качества государственных услуг, предоставляемых архивным управлением;

- в Удмуртии - привлечение представителей общественных объединений и иных некоммерческих организаций, представителей профессионального сообщества, экспертов и иных граждан к разработке основных направлений государственной политики по вопросам, относящимся к сфере деятельности Комитета; учет потребностей и интересов граждан, защита прав и свобод граждан, прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций, профессионального сообщества при формировании и реализации государственной политики в области архивного дела на территории республики.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач. В 7 регионах главной задачей определена подготовка предложений главе и правительству региона по совершенствованию государственной политики в сфере архивного дела. Значимая задача советов 5 регионов – это содействие организации взаимодействия архивного органа с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, профессиональными союзами, экспертами и иными гражданами по вопросам архивного дела.

В Марий Эл, Татарстане, Удмуртии и Нижегородской области важной задачей является проведение общественной экспертизы социально значимых проектов, законов, нормативных и правовых актов высшего должностного лица и правительства региона, в том числе обсуждение проектов государственных программ, административных регламентов, разрабатываемых архивным органом власти, проектов правовых актов и иных решений самого архивного органа, направляемых в общественный совет.

Предусмотрены в задачах советов Марий Эл, Татарстана, Удмуртии, Оренбургской области и Пермского края разработка, обсуждение и реализация общественных инициатив, связанных с деятельностью архивного органа и находящихся в его ведении государственных учреждений, а также совершенствование механизма учета общественного мнения при принятии решений архивным органом. Нацелены на повышение информированности общественности по основным направлениям деятельности архивных органов советы в Татарстане, Удмуртии и Пермском крае. Только в Удмуртии и Пермском крае закреплено в задачах советов осуществление общественного контроля за деятельностью архивного органа.

В Мордовии и Оренбургской области решаются советами задачи участия в рассмотрении вопросов, вызвавших повышенный общественный резонанс в сфере деятельности архивной службы, и рассмотрение обращений граждан, общественных организаций, связанных с выявлением и решением наиболее актуальных проблем в архивном деле; в Пермском крае совет ориентирован на создание условий для активного участия общественных организаций в оценке качества оказания услуг, предоставляемых Агентством и государственными архивными учреждениями, а в Нижегородской области совет нацелен и на определение основных направлений публикаторской деятельности государственных архивов, хотя эта же задача находится в компетенции научного совета.

Функции советов в порядке уменьшения повторяемости следующие:

- участвует в разработке правовых актов, концепций и программ по наиболее актуальным вопросам архивного дела (5 регионов);

- проводит анализ проблем в отрасли и подготовку информационно-аналитических документов о деятельности архивных органов и учреждений, дает рекомендации по совершенствованию их деятельности в пределах своей компетенции (5 регионов);

- рассматривает, анализирует и принимает необходимые меры по поступающим в адрес совета обращениям, заявлениям и жалобам организаций и граждан, сообщениям средств массовой информации (3 региона);



- готовит рекомендации по эффективному применению и совершенствованию федеральных законов, законов региона и иных нормативных правовых актов в сфере полномочий и компетенции архивного органа (3 региона).

В Нижегородской и Оренбургской областях, Пермском крае советы уполномочены привлекать граждан и общественные объединения, институты гражданского общества к реализации государственной политики в области архивного дела, в т.ч. социально значимых проектов и мероприятий, а также к проведению независимой оценки качества оказываемых государственными архивами услуг. В Кировской и Оренбургской областях советы могут вырабатывать предложения по совместным действиям общественных объединений, научных, образовательных учреждений, а также средств массовой информации по вопросам архивного дела. В Удмуртии предусмотрена разработка советом для Главы и Правительства республики, для Комитета предложений по обеспечению взаимодействия с гражданами и общественными объединениями, повышению эффективности деятельности Комитета, совершенствованию государственной политики в архивном деле, а также представление руководству республики доклада о работе Комитета. Нижегородский совет нацелен на обеспечение использования потенциала общественных объединений для повышения правовой и историко-документальной культуры населения.

Для выполнения поставленных задач и функций советы наделены такими возможностями как: принимать участие в осуществлении контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных планами по противодействию коррупции в архивных органах и учреждениях; направлять в архивный орган решения в виде заключений, предложений и обращений по организации оценки качества работы государственных архивов, а также об улучшении качества их работы и доступа к информации, необходимой для лиц, обратившихся за предоставлением услуг (5 регионов); создавать рабочие, экспертные группы, попечительские советы, временные комиссии из числа членов Совета (5 регионов); принимать участие в заседаниях коллегии и иных мероприятиях, проводимых архивным органом (4 региона); в установленном порядке запрашивать и получать необходимые для исполнения своих полномочий документы и иные сведения от архивного органа (4 региона); осуществлять мониторинг деятельности архивных органов и учреждений на основе ежегодных отчетов о работе отрасли, в том числе на основе проведенного самим советом мониторинга качества предоставления архивных услуг (4 региона). В Башкирии, Марий Эл, Мордовии, Татарстане и Оренбургской области советы наделены правами: выдвигать, поддерживать и рассматривать инициативы граждан, общественных объединений и иных организаций в сфере архивного дела; проводить слушания по приоритетным направлениям развития архивной отрасли; взаимодействовать со средствами массовой информации по освещению обсуждаемых советами вопросов; рассматривать проекты государственных заданий и сметы расходов, отчеты об их выполнении и вырабатывать по ним рекомендации; определять критерии эффективности работы архивных учреждений. Представители советов могут (и практически участвуют) в работе конкурсных комиссий на замещение должностей, включение в кадровый резерв, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; аттестационной комиссии.

Для реализации достаточно широкого спектра полномочий общественных советов, обеспечения качественного, объективного рассмотрения проблем и вопросов в области архивного дела персональный состав формируется и утверждается архивным органом, но в обязательном порядке проходит согласование с Общественной палатой региона (в Кировской области - еще и с департаментом внутренней и информационной политики). Согласно положениям о советах, в их составе должны быть представлены члены общественных объединений, в т.ч. общества историков-архивистов, иных некоммерческих организаций и Общественной палаты (5 регионов), специалисты в области архивного дела (4 региона) и ученые (3 региона). В Марий Эл и Удмуртии могут включаться представители СМИ, профессиональных сообществ, видные общественные деятели, деятели культуры. В Татарстане при этом учитываются профессиональные качества кандидатов, их образование, и опыт работы в сфере архивного дела, необходимые для обсуждения вопросов, поставленных перед советом. В Кировской области объявление о создании совета размещается на официальном сайте.

Повсеместно советы формируются на основе добровольного участия и их представители выполняют свои обязанности на общественных началах. Сроки полномочий общественных советов установлены от 2 (Удмуртия, Нижегородская область) до 5 лет (Кировская область), преобладает трехлетний цикл работы. Количество членов общественного совета колеблется по регионам от 6 (Кировская область) до 19 (Нижегородская область) человек. В 4 регионах председатель и заместитель председателя совета избираются на первом заседании из числа членов совета. Как показывает практика формирования советов, в их составе преобладают ветераны архивной службы, представители РОИА, ученые-историки, преподаватели исторических дисциплин ВУЗов, действующие сотрудники архивных органов и учреждений. В Оренбургской области и Пермском крае в состав советов включены представители православной церкви; практически во всех советах имеются журналисты, члены различных общественных организаций (ветеранских, охраны памятников и др.).

Работа советов осуществляется на основе годового плана утверждаемого на последнем заседании, проект Плана согласовывается с руководителем архивной службы. План работы формирует ответственный секретарь на основе предложений, поступивших от архивистов и членов совета. Заседания, проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал - в 6 регионах и 1 раз в полгода в Марий Эл и Кировской области. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности совета также осуществляет архивный орган. Несмотря на право совета привлекать дополнительно к рассмотрению вопросов сторонних экспертов, пока этим воспользовались только в Марий Эл, где участие в заседании приняли директора государственных архивов. Основным источником информирования о работе советов также является сайт архивной службы региона. В Татарстане и Удмуртии о деятельности советов было рассказано на страницах журналов «Эхо веков» и «Отечественные архивы».

В представленных информациях в основном рассмотренные и планируемые к обсуждению на советах вопросы находились в пределах установленной их компетенции. Естественно, в первую очередь, это вопросы планирования работы, подведения итогов за год. Далее количественно преобладало изучение деятельности архивных органов и учреждений по противодействию коррупции и реализации соответствующих планов (6 регионов); организации предоставления государственных услуг в области архивного дела, в т.ч. в электронном виде, по работе с обращениями граждан; о проведении мероприятий, приуроченных к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (4 региона). В Мордовии, Татарстане и Удмуртии обсуждались проблемы реализации программ поэтапного совершенствования оплаты труда в архивной отрасли, о качестве информационного наполнения официальных архивных сайтов. Вопросы осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле рассмотрены советами Татарстана и Удмуртии. Внимание качеству подготовки документов стратегического планирования в отрасли и концепций развития автоматизированных архивных технологий уделялось в Удмуртии и Кировской области, советом которой еще одобрен План мероприятий по пожарной безопасности государственных архивов на 2015 - 2018 годы.

В Марий Эл и Удмуртии обсуждены вопросы организации взаимодействия с органами местного самоуправления в целях развития архивного дела на муниципальном уровне. Советы Башкирии, Татарстана, Удмуртии, Кировской и Нижегородской областей, Пермского края рассмотрели результаты реализации договоров о сотрудничестве региональных архивных служб и перспективы развития этого взаимодействия (в Башкирии в частности нацелены на развитие отношений с архивной службой Крыма); о перспективах и итогах оцифровки архивных документов; об использовании бюджетных средств архивным органом; о выполнении планов издательской деятельности. В Татарстане совет изучил вопросы деятельности редакции журнала «Эхо веков» по пропаганде документального наследия архивов республики среди широких слоев общества; о роли историко-просветительских чтений в популяризации исторических источников; о результатах предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах государственных служащих; об итогах рассекречивания архивных документов; об итогах участия членов совета в приеме граждан в государственных архивах и многие другие темы. Пермский совет наметил создание рабочих групп по таким направлениям работы, как оказание государственных услуг, научно-исследовательская деятельность, связи с общественностью, формирование архивного фонда.

Решения данных советов также носят рекомендательный характер. Но, по мнению архивистов Марий Эл, Татарстана, Удмуртии, Кировской области и Пермского края итоги обсуждения, озвученные предложения находят отражение в практической деятельности архивных органов и учреждений, учитываются при формировании основных направлений и определении перспектив работы. В качестве конкретного примера предложения совета в Татарстане были учтены при доработке подраздела «Общественное мнение, анкетирование» на официальном сайте; обсужден вопрос «Предоставление государственных услуг как фактор коррупции»; проведен сравнительный анализ заработной платы работников государственных архивов и работников системы Министерства культуры. В Удмуртии по рекомендациям совета тоже обновлялись разделы на сайте; представители совета приняли участие в 4 заседаниях коллегии Комитета и в 2 заседаниях конкурсной комиссии на замещение должностей государственной службы.

Основными проблемами организации деятельности научных и общественных советов все регионы назвали дефицит рабочего времени его представителей. Большинство регионов отметили важную роль научных советов в развитии архивного дела в регионе, особенно в части популяризации архивных документов. Научные советы способствуют повышению эффективности творческого сотрудничества между архивами, ВУЗами, библиотеками и музеями в подготовке и реализации различных научно-исследовательских и информационных проектов; улучшению качества подготовленных издательских работ; активизируют научную и практическую работу в области использования архивных документов посредством расширения информационных возможностей доступа к ним.

Перспективы деятельности научных советов видятся в усилении их влияния в части определения перспектив и путей совершенствования работы по использованию документов, а также определения приоритетных направлений и проблематики научных исследований в области архивных и смежных научных дисциплин; в развитии координации и расширении взаимодействия архивов с государственными учреждениями, общественными организациями, ВУЗами, краеведами, историками в области комплектования, сохранения и использования Архивного фонда. Многие архивисты видят возможности повышения значимости советов за счет расширения его состава и профессионализма его членов. Безусловно положительно на это повлияет укрепление роли архивной службы и престижа профессии архивиста, а также рост востребованности обществом и государством историко-документальных исследований.

В связи с тем, что общественные советы в большинстве регионов находятся в начале своего пути сложно объективно оценить их значение для архивной отрасли, однако многие отмечают их потенциальную значимость в обеспечении взаимодействия архивной службы с гражданским обществом, в росте информационной открытости, гласности о деятельности архивных органов и учреждений, в том числе популяризации архивного дела; в оказании содействия по повышению доступности оказания услуг государственными архивами, и в итоге в формировании объективной оценки качества работы архивных учреждений.

Заместитель председателя Комитета

по делам архивов при Правительстве



Удмуртской Республики Ю.С. Красноперов

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Комитет по делам архивов

Скачать 259.38 Kb.