• Опережающее домашнее задание
  • Список литературы

  • Скачать 41.02 Kb.


    Дата22.10.2018
    Размер41.02 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 41.02 Kb.

    «кому и зачем нужна поэзия?»



    Бурцева Е.В., МОУ СОШ №8,

    учитель русского языка и литературы


    ТЕМА: «КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНА ПОЭЗИЯ?»
    Форма урока: урок-сказка в 5 классе по литературе.

    Цель: формировать культуру восприятия поэтического слова.

    Опережающее домашнее задание: выразительное чтение стихотворений о природе какого-либо времени года.

    Вступительное слово учителя:

    - Мы уже много читали, учили стихотворения разных авторов. Мы представляем себе, чем отличаются стихи от прозы. Но для чего, для кого создаются, пишутся стихи? Ведь в обыденной жизни нам и в голову не приходит, разговаривая друг с другом, говорить в рифму! Зачем же нужна поэзия? Что дают стихи? Для того, чтобы лучше это понять, послушаем сказку:

    Жил-был город. Дома в нём были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. Так что даже самые давние жители легко могли в них заблудиться. Город был большой, люди в нём жили разные, но каждый, кто приезжал в город и видел его жителей, утверждал, что все они очень похожи, и вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому.

    Когда им было холодно или больно, они хмурились и даже плакали. Но никому из них не было грустно, когда солнце закрывалось тяжёлыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно или холодно. Если они видели поскользнувшегося и упавшего человека, они могли засмеяться. Но никто из них не улыбался от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже воробья, озорные лучики солнца, пробивающиеся сквозь густую листву деревьев.

    Но ведь все люди не могут быть одинаковыми. Вот и в этом городе жил один чудак. Это был обыкновенный человек, такой же, как мы с вами. Но жителям города он казался чудаком, потому что мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чём-то с воробьями, мог услышать и даже записать, о чём шелестят между собой деревья. А порой он произносил фразы, которые казались жителям города странными и непонятными, вроде таких:



    Не то, что мните вы природа-

    Не слепок, не бездушный лик.

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    И был в этом городе большой старый сад. В нём росли деревья, распускались цветы, пели птицы. Но люди не замечали всего этого. Они приходили сюда только потому, что это было полезно-полезно двигаться, полезно дышать воздухом, насыщенным кислородом. И только чудак приходил сюда весной и осенью, зимой и летом, чтобы полюбоваться красотой сада. Стоило ему появиться, как к нему опускали свои ветки деревья, к нему тянулись головки цветов, только для него пели птицы. Ведь чудак замечал то, чего не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом рассказать. И благодарный сад становился ещё прекраснее, открывал человеку свои тайны.

    Представьте себе… Сентябрь. Облетают листья. Ночью был первый заморозок. Ещё вчера цвели георгины. А сегодня? Что случилось с ними? Как сказали бы об этом жители города? Они подумали и сказали бы: «Цветы завяли. Надо их вытащить и вскопать клумбы». А наш чудак, посмотрев на цветы, написал:

    Осыпал лес свои вершины,

    Сад обнажил своё чело.

    Дохнул сентябрь. И георгины

    Дыханьем ночи обожгло.

    - Какие слова в этих строчках вам кажутся необычными, неожиданными?



    - «Дохнул сентябрь». Ночью налетел холодный ветер, как будто ледяной великан, дохнул на сад. Заморозок - «и георгины дыханьем ночи обожгло».

    - Как вы думаете, почему именно это слово выбрал наш герой?



    - Георгины поникли, опустили свои головки, кончики лепестков почернели, как будто обгорели.

    Пришла осень, изменилась вся природа вокруг. Наш герой видит, чувствует это новое и читает стихи./Звучит начало поэмы И.А.Бунина «Листопад». Анализ стихотворения/.

    Проходят дни, месяцы. Наступает зима. Мороз сковывает землю, закрывает её белым пологом. Деревья в лесу стоят «по колено», а то и «по пояс» в снегу. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, ещё более холодит её, и снег ярко блестит под его лучами./Звучит стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою». Анализ стихотворения/.

    Наш чудак тоже любовался красотой зимней природы. Но ждал самого лучшего времени года, когда она проснётся под лучами солнца. И видел то, чего не видели другие люди. Чуткой душой он ощущал малейшие изменения в природе, раньше других чувствовал приближение весны. /Звучит стихотворение Ф.И.Тютчева «Ещё земли печален вид». Анализ стихотворения/.

    Видите, как прекрасна природа в любое время года! И чудаку, который умел видеть её красоту, радоваться ей, она каждый день открывала что-то новое. Чудак хорошо знал жизнь птицы и зверя, умел понять горе и радость любого живого существа, потому что чувствовал их горе и радость, как свои.

    Вот какие стихи рождались у чудака, когда он бродил по городу, когда вспоминал виденное и слышанное раньше. Его стихи слушали деревья в саду, звери и птицы.

    А люди не хотели слушать и понимать их. Но ведь человеку очень трудно живется, когда его не понимают, когда он одинок. И чудак ушёл из города. Он ушёл искать людей, близких ему, которые видели и понимали прекрасное. Ему было очень больно покидать сад, и он ушёл, даже не попрощавшись с ним. А сад ждал своего друга. Без него повяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал. Жители города не могли понять, отчего это происходит. Но вот один из них вспомнил, что сад начал погибать тогда, когда ушёл из города чудак. И тогда эти люди кинулись разыскивать его и сказали: «Погибает наш сад. Верни нам его». Чудаку было очень жаль своего друга-сад, и он вернулся. Он вошёл в умирающий сад и… случилось чудо. Он шёл, и на глазах изумлённых жителей города оживали цветы и деревья, начали петь птицы. И тогда люди увидели, как прекрасен их сад. Поняли они и того, кто вернул им красоту и радость. Они больше никогда не будут называть его чудаком. А будут называть его как? Поэтом. Ведь это поэзия учит людей видеть красоту окружающей природы, открывает им души других людей, цветов и деревьев, зверей и птиц, делает человека добрее и красивее, передаёт ему чувства любви и сострадания ко всем живым существам. И когда люди поняли, зачем нужна поэзия, они полюбили стихи чудака и других поэтов.

    И когда жители города гуляли по своему саду, который стал ещё гуще и был прекрасен в любое время года, они часто вспоминали эти стихи. Давайте и мы с вами вспомним и почитаем ваши любимые стихи о природе. /До конца урока дети читают стихи/.


    Список литературы:

    1. Кленицкая И.Я. Беседы с молодыми словесниками. - М.,1964г.

    2. Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. - М.:, «Просвещение», 1990г., с.96-105.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «кому и зачем нужна поэзия?»

    Скачать 41.02 Kb.