• Литературная разминка
  • 2. Проверка домашней работы (чтение сочинений) 3. Теперь поработаем над вопросом: «Как понимают счастье разные герои поэмы»
  • : "Кому живется весело, вольготно на Руси"
  • -В чем его счастье Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь
  • Дворянское понимание счастья-это богатство, владение собственностью, всеобщая покорность, неограниченная власть над людьми А народ понимает счастье по-своему
  • Ермиле мало иметь «спокойствие и деньги, и почет»- нужно, чтобы каждый имел это все.
  • Матрену Тимофеевну Корчагину
  • "Народ освобожден, но счастлив ли народ"



  • Дата05.05.2019
    Размер69.8 Kb.
    ТипУрок

    Кому на Руси жить хорошо



    Как понимают счастье герои и автор поэмы "Кому на Руси жить хорошо".

    Цель урока:

    1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест;

    2) показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности:

    3)помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства;

    4) Обозначить понятие счастья для разных героев поэмы, для современного человека.

    5) Определить авторскую позицию по данной проблеме.

    Методические приемы: групповая работа по тексту с элементами беседы, сообщения учащихся.

    Оборудование урока: презентация, портрет Н.А.Некрасова, выставка книг , репродукция с картин, высказывания- строки из произведений поэта.

    Ход урока

    Литературная разминка: «вопросы из коробки»

    1. Вступительное слово учителя

    Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи

    Одна из главных проблем, затронутых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема счастья. В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.

    Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: «Счастье-выдумка, искание его- причина всех бедствий в жизни». Может он прав? Сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы.

    Попробуем определиться с понятиями, для этого вам предлагалось написать мини-сочинение «Счастье-это…»



    2. Проверка домашней работы (чтение сочинений)

    3. Теперь поработаем над вопросом: «Как понимают счастье разные герои поэмы?»

    - Что мы узнаем в «Прологе» (слайд)

    Центральный вопрос поэмы: "Кому живется весело, вольготно на Руси?" не имеет однозначного ответа:

    Роман сказал: помещику,

    Демьян сказал: чиновнику,

    Лука сказал: попу.

    Купчине толстопузому! —

    Сказали братья Губины,

    Иван и Митродор.

    Старик Пахом потужился

    И молвил, в землю глядючи:

    Вельможному боярину,

    Министру государеву

    А Пров сказал: царю...

    В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели:

    -Почему именно с ним встречаются странники?

    -Как происходит встреча со священником?

    -Счастлив ли поп?

    В чем счастие, по-вашему?

    Покой, богатство, честь,

    Не так ли, друга милые?

    Они сказали: "Так".

    Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие "счастье". Для попа счастье — в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который "сам нуждается и рад бы дать, да нечего".

    -Смысл фамилии Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева?

    - О чем жалеет помещик?



    -В чем его счастье?

    Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье — в праздности, роскоши и чревоугодии:

    Французу не привидится

    Во сне — какие праздники,

    Не день, не два — по месяцу

    Мы задавали тут.

    Свои индейки жирные,

    Свои наливки сочные,

    Свои актеры, музыка,

    Прислуги — целый полк!

    Пять поваров, два пекаря...

    в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право:

    Кого хочу — помилую,

    Кого хочу — казню.

    Закон — мое желание!

    Кулак — моя полиция!

    Богатство "прогрессивного" помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из "Киева — с вареньями, из Астрахани — с рыбою". Покой помещика — вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик — отец, а крестьяне — дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует.

    Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика — это спесь, тщеславная гордость своим происхождением.

    Дворянское понимание счастья-это богатство, владение собственностью, всеобщая покорность, неограниченная власть над людьми

    А народ понимает счастье по-своему.

    -Работаем с главой 4 «Счастливые»

    -дьячок

    -старуха старая



    Солдат с медалями

    Каменотес-олончани-мужик с одышкою

    Дворовый человек

    -крестьянин-белорус

    -мужик со скулой свороченной

    -оборванные нищие

    Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях "был, а не убит", "нещадно бит я палками" — а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как "родилось реп до тысячи на небольшой гряде"; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье — в отсутствии несчастья. Для народа богатство — достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим.

    Покой — внутренняя гармония и чистая совесть. Честь — уважение, любовь, сострадание, возможные между людьми.

    Для народа слова: богатство, честь, покой — наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести.

    -Чем интересен этот герой?

    -Почему его история не доведена до конца? Чем она бы могла закончиться?

    -Фамилия «Гирин» имеет ли смысловую нагрузку?

    Да, был мужик единственный!

    Имел он все, что надобно

    Для счастья: и спокойствие,

    И деньги, и почет,лл

    Почет завидный, истинный,

    Не купленный ни деньгами,

    Ни страхом: строгой правдою,

    Умом и добротой.



    Ермиле мало иметь «спокойствие и деньги, и почет»- нужно, чтобы каждый имел это все.

    -Каким путем идет к счастью Ермила Гирин?

    Крестьянину, рассказывающему об Ермиле Гирине задают вопрос:

    Однако знать желательно-

    Каким же колдовством

    Мужик над всей округою

    Такую силу взял?

    В ответ они услышали: «Не колдовством, а правдою».

    -В чем же правда Ермилы Гирина?

    Где хватит силы-выручит,

    Не спросит благодарности,

    И дашь, так не возьмет!

    Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: "Не дело между бабами счастливую искать". Счастливой она была только в молодости:

    Мне счастье в девках выпало:

    У нас была хорошая,

    Непьющая семья

    И добрая работница

    И петь-плясать охотница

    Я смолоду была.

    Хороший муж, лад в семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, "Бог сибирской язвою" трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

    Матрена называет деда Савелия — "богатыря святорусского", который двадцать лет провел на каторге. Но несмотря на это остался добрым человеком, «счастливец тоже был». Эти простые люди — золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков:

    Люди холопского звания —

    Сущие псы иногда!

    Чем тяжелей наказания,

    Тем им милей господа.

    Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением. Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли:

    Еще народу русскому

    Пределы не поставлены:

    Пред ним широкий путь.

    В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.

    Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе "Доброе время — добрые песни", и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит:

    Судьба ему готовила

    Путь славный, имя громкое

    Народного заступника,

    Чахотку и Сибирь.

    Такая судьба типична для русских революционеров-демократов. Фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:

    Доля народа,

    Счастье его,

    Свет и свобода

    Прежде всего!

    Песня "Русь" - гимн крестьянской Руси, которая, преодолев бессилие, холопское терпение, проснется и поднимется на борьбу за свое освобождение:

    Рать подымается

    Неисчислимая!

    Сила в ней скажется

    Несокрушимая.

    "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" — поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир.

    Сознание народное проснулось, странники-правдоискатели хотя получить ответ на вопрос, который звучал в начале урока. Но мысли о революционном преобразовании мира, по мнению Некрасова, еще не вошли в народное сознание.



    Выводы по уроку

    1. К какому итогу приходят странники? Действительно ли счастье в богатстве? Так в чем же народное счастье?

    Рассказы народа о жизни убеждают, что в народном представлении главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и всех счастливей, -воспитанный в условиях классового общества, где все сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного.

    1. В чем особенности представления народа о счастье? Каковы необходимые условия счастья для народа?

    Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения. Поиски счастливого заставили задуматься крестьян о невозможности счастья без измененийусловий жизни народа и поставили их перед вопросом- что делать, чтобы счастье стало возможным?

    1. Почему песнями Гриши Добросклонова заканчивается поэма?

    Домашнее задание

    1. Песню «Русь « выучить наизусть.

    2. Главу «Пир на весь мир» прочитать и ответить на вопрос № 13 (учебник)

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Кому на Руси жить хорошо