• "Концепция архитектурно-художественного облика и дизайн-проект с. Боробул МО «Жохсогонский наслег» Таттинского улуса"

  • Скачать 204.15 Kb.


    Дата31.08.2018
    Размер204.15 Kb.

    Скачать 204.15 Kb.

    "Концепция архитектурно-художественного облика и дизайн-проект с. Боробул мо «Жохсогонский наслег» Таттинского улуса"



    "СОГЛАСОВАНО" "УТВЕРЖДАЮ"

    Главный архитектор Глава МО "Жохсогонский наслег"

    МР "Таттинский улус"

    _____________ Григорьева Е.Н. ____________ Захаров П.Е.

    "____" декабря 2016 г. "____" декабря 2016 г.

    "Концепция архитектурно-художественного облика и дизайн-проект с. Боробул МО «Жохсогонский наслег» Таттинского улуса"


    с. Боробул 2016 год.



    "Концепция архитектурно-художественного облика и дизайн-проект с. Боробул МО «Жохсогонский наслег» Таттинского улуса"

    Настоящая Концепция формирования архитектурно-художественного облика МО «Жохсогонский наслег» Таттинского улуса (далее - Концепция) разработана с целью определения главных стратегических направлений развития сельской среды, обеспечения престижа МО «Жохсогонский наслег» Таттинского улуса (далее – сельское поселение), повышения его инвестиционной привлекательности, вовлечения в концептуальный процесс роста интеллектуального и творческого потенциала сельского поселения, создания условий для внедрения новых технологий и современных материалов при проведении работ по дизайнерскому и архитектурному оформлению городского поселения.

    Реализация Концепции обеспечит сохранение архитектурного и градостроительного своеобразия внешнего облика сельского поселения, и, как следствие, окажет влияние на повышение культурного и духовного уровня селян, создаст незабываемый образ у жителей и гостей нашего сельского поселения.

    Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

    Концепция носит рекомендательный характер для разработки и реализации целевых и ведомственных программ и планов действий, практической деятельности органов местного самоуправления, МО «Жохсогонский наслег» Таттинского улуса организаций, осуществляющих свою деятельность на территории сельского поселения, а также общественных организаций и средств массовой информации.

    1. Общие положения

    Термины и определения

    Гостевой маршрут - маршрут (маршруты) движения туристов к сложившимся территориям исторической застройки (зданиям, строениям, сооружениям, ландшафтным территориям) согласно схеме гостевых маршрутов. Территории, прилегающие к гостевым маршрутам - территории ландшафтно-визуального восприятия исторической застройки (здания, строения, сооружения, ландшафтные территории).

    Архитектурная среда - совокупность облика и пространства зданий и сооружений, предназначенных для определенных функций и наделенных необходимой и достаточной для потребителя информативностью, в том числе с помощью архитектурной пластики.

    Комплексное благоустройство территории - деятельность, направленная на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности поселенческой среды, осуществляемая с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации, рекламы и иных средств.

    Поселенческая среда - это постоянное взаимодействие поселенческого сообщества и предметно-пространственного окружения.

    Комплексное благоустройство - совокупность работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных условий жизни на территории городского поселения и организацию досуга в местах массового отдыха.

    Концепция - генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ.

    Ландшафтный дизайн - дизайнерская деятельность, направленная на формирование окружающей предметно-пространственной среды с использованием в качестве основного материала творчества природных объектов, комплексов и явлений.

    Световой дизайн - функционально-художественное средство визуализации и виртуализации предметных и пространственных решений создаваемой человеком среды, объективная основа формирования зрительных образов в дизайнерском искусстве за счет использования осветительных приборов и техники.

    Стратегия - долговременные планы, установки, намерения в отношении чего-либо.

    Цветовая среда - часть среды обитания человека, оказывающая на него психофизиологическое и психоэмоциональное воздействие и зрительно воспринимаемая во времени и пространстве.

    Геопластика - пластическая обработка поверхности земли с использованием приемов вертикальной планировки для достижения решения утилитарных и архитектурно-художественных задач.

    Единая визуальная информация - организованная совокупность графических и технических средств, информации об управлении объектами, об их местонахождении, направлениях движения к ним, предписывающая определенные правила поведения в среде и т.п.

    2. Основные цели и задачи

    Основной целью Концепции является формирование основных направлений развития архитектурно-художественного облика сельского поселения.

    В процессе реализации Концепции решаются следующие приоритетные задачи:

    - устойчивое развитие территорий сельского поселения на основании утвержденной градостроительной документации и проекта зон охранных зон;

    - сохранение и регенерация историко-культурного, ландшафтного и архитектурно- пространственного своеобразия сельского поселения;

    - обеспечение эффективного использования сельских территорий;

    - комплексность благоустройства и озеленения территории сельского поселения;

    - создание благоприятной среды жизнедеятельности человека;

    - создание необходимой нормативно-правовой базы, инженерно-технической базы;

    - формирование благоприятного социального климата для привлечения материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов в развитие поселенческой среды, создание инвестиционной привлекательности сельского поселения.

    Комплексное формирование сельского поселения предполагает общую социально-культурную идею оформления, которая складывается из развития общественных потребностей и индивидуальных запросов населения. Эта идея включает характерные связи архитектуры с ландшафтом, историческое прошлое (наследие) территории и настоящее ее развитие.

    Чем более четко и однозначно будут разработаны эти основные направления (вектора) комплексного формирования сельского поселения, тем эффективнее можно скоординировать действия всех участников архитектурно-строительной деятельности.

    Комплексное преобразование облика сельского поселения предполагает повысить качество сельского окружения человека, перестроить его на благо людей, притом с максимальной эффективностью и наименьшими расходами.

    3. Анализ проблемы

    Формирование поселенческой среды - процесс постоянный, включающий в себя не только формирование застройки поселенческой территории, но и создание архитектурно-художественной среды в целом. Облик городского поселения напрямую связан с созданием новых архитектурных объектов и сохранением старых, наиболее ценных. Социально-экономические и культурные условия являются предпосылками по созданию пространственной среды, в которой мы живем и развиваемся. Качество среды проживания, которую мы формируем, является главным фактором, влияющим на архитектурно-художественный облик городского поселения.

    В настоящее время при строительстве и оформлении фасадов зданий стали применяться современные материалы. Собственники нежилых зданий, помещений (торговых магазинов, офисов и др.) стремятся к индивидуальному решению оформления фасада, как правило, не учитывая общий облик архитектуры здания и сложившейся застройки в целом.

    Регулярно возникает вопрос о необходимости проведения реконструкции и строительства объектов с использованием современных технологий и материалов, отвечающих требованиям времени, с перспективой будущего развития городского поселения.

    Появилась необходимость разработки муниципальных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с оформлением фасадов зданий и помещений.

    В сфере рекламы в застройке сельского поселения, ранее не предполагалось размещение большого количества рекламных конструкций. Сегодня трудно представить поселение без многочисленных рекламных щитов и вывесок. Наружная реклама изменила облик сельского поселения. При производстве рекламы применяются современные материалы и новые технологии. Следует отметить, что все эти положительные тенденции не всегда приводят к улучшению внешнего вида населенных пунктов сельского поселения, так как имеют один общий недостаток - нет гармоничного сочетания рекламы с окружающей средой.

    Поэтому только оптимизация рекламного пространства, в части разработки проектных решений, и комплексный подход к размещению реклам носителей и информационных конструкций позволят снять значительную часть обозначенных проблем.

    Благоустройство является неотъемлемой частью художественного оформления сельского поселения.

    Особо остро стоит проблема озеленения сельского поселения, закладки новых, реконструкции и развития существующих парков и скверов, бульваров и аллей, оформления летних цветников.

    Существенную роль в формировании облика улиц, скверов и парков сельского поселения играют малые архитектурные формы. Это скамейки, цветочные вазоны, декоративные скульптуры, урны. Наличие малых архитектурных форм позволит сформировать неповторимый и комфортный облик сельского поселения.

    В исторической части сельского поселения следует развивать комплексную систему освещения, иллюминации, архитектурно-художественную подсветку зданий.

    Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день на территории сельского поселения действует большое количество интернет провайдеров, операторов связи, иных владельцев линейных объектов. Многие владельцы используют преимущественно воздушный способ прокладки кабеля связи, что приводит к бесконтрольному росту количества трасс на опорах освещения, ведет к перегрузке последних. Подобный способ прокладки кабельных систем негативно сказывается на внешнем облике городского поселения и его эстетического восприятия в целом.

    4. Принципы формирования архитектурно-художественной поселенческой среды

    Архитектурно-художественная сельская среда представляет собой совокупность природных и искусственных компонентов, социальных явлений, формирующих определенное предметно-пространственное окружение во взаимосвязи с протекающей жизнедеятельностью людей. Основой ее функционирования выступает человек и его деятельность.

    В системном дизайне поселенческая среда рассматривается как постоянно развивающаяся и изменяющаяся. Поэтому формирование ее должно осуществляться комплексно, в три этапа:

    - архитектурно-строительная организация среды при проектировании и возведении объектов;

    - архитектурно-художественное формирование среды в процессе освоения объекта;

    - совершенствование среды как результат инициативной деятельности при эксплуатации объекта.

    Концептуальная модель поселенческой среды формируется на основе следующих основных направлений (аспектов) в их совокупности:

    - архитектурная среда;

    - цветовая среда;

    - комплексное благоустройство территорий;

    - ландшафтный дизайн;

    - световой дизайн;

    - единая система организации визуальной информации и наружной рекламы;

    - праздничное оформление;

    - создание произведений монументально-декоративного искусства и городской скульптуры;

    - свето-планировочная структура сельского поселения.

    Архитектурная среда

    В сельском поселении постоянно проводится градостроительная политика, в ходе реализации которой меняется качество архитектурной среды. В конечном итоге, сельское поселение получает больше красивых, выразительных объектов, формируется неповторимое и уникальное лицо сельского поселения.

    В настоящее время сеть улиц, площадей и пешеходных пространств следует формировать как единую обще поселенческую систему, взаимоувязанную с функционально-планировочной организацией сельского поселения. Общее архитектурное решение улиц, дорог и открытыхсельских пространств должно быть направлено на достижение органичной связи с окружающим ландшафтом и учитывать требования охраны окружающей среды.

    Для системного решения градостроительных проблемсельского поселения и создания многообразия и высоких эстетических качеств застройки необходимо проведение комплексной реконструкции существующих улиц и кварталов с целью гармонизации поселенческой среды, завершенности застройки центра, архитектурно-пространственной связи старых и новых частей сельского поселения.

    Существующие объекты жилого, социального и производственного назначения должны получить новые потребительские качества, соответствующие возросшим требованиям общества.

    Вывод: в целях создания целостного визуального восприятия архитектурной среды необходимо проводить формирование облика сельского поселения в соответствии с проектной документацией, индивидуальными проектными решениями, разработанными с учетом исторически сложившейся поселенческой среды.

    Цветовая среда

    В современных условиях с появлением новых отделочных материалов и технологий происходит активное развитие цветовой среды, влияющей на общий облик сельского поселения.

    Основным пунктом разработки цветовой среды сельского поселения являются не определенные цвета и цветовые сочетания, а степень цветового контраста. Не только сила контраста в целом решении элементов поселенческой среды (большой, средний, малый), но и характер по отношению к архитектурному окружению (контраст по цветовому тону, контраст по светлоте, контраст по насыщенности улицы), создание цветовых и тональных ритмов.

    Основными принципами в построении комплексной системы цветовой среды сельского поселения служат:

    - выявление функциональных зон;

    - выделение цветом пространственных ориентиров;

    - соответствие стилистики архитектурного сооружения;

    - создание "переменных" (изменяющаяся цветовая гамма рекламы, витрин, входов и вывесок организаций) и "постоянных" цветов цветовой среды;

    - повышение информативности среды;

    - влияние географического расположения на колористическое решение различных участков сельского поселения.

    При комплексном использовании вышеперечисленных принципов можно получить:

    - визуально комфортную среду;

    - неограниченную цветовую палитру в руках проектировщиков;

    - гибкую развивающуюся во времени структуру цветовой среды;

    - своеобразный неповторимый цветовой облик сельского поселения.

    Комплексное благоустройство

    Палитра комплексного благоустройства городского поселения состоит из обработки пешеходных зон современными материалами, озеленения, цветочного оформления, архитектурного освещения, средств визуальной коммуникации, малых архитектурных форм.

    Исходя из этого, объектом благоустройства являются все сельские территории, дифференцируемые на три основные группы:

    - сложившаяся застройка (исторически сформированная центральная часть сельского поселения, жилые кварталы; промышленные зоны, транспортные артерии);

    - вновь возводимые объекты;

    - озелененные территории в зависимости от категории защиты (рекреационные зоны, лесопосадки и т.д.).

    Неотъемлемой частью комплексного благоустройства являются малые архитектурные формы. В зависимости от функционального назначения их подразделяют на три группы:

    1) малые архитектурные сооружения (торгово-остановочные комплексы, павильоны, киоски, беседки);

    2) оборудование территорий:

    - уличная мебель;

    - средства благоустройства (пандусы, лестницы на откосах, покрытие дорожек);

    - ограждения (ворота, заборы, турникеты, шлагбаумы);

    - водные устройства (фонтаны, поливочный водовод);

    - осветительные устройства (декоративные светильники, газонные светильники, прожекторные установки), в том числе кабельное хозяйство;

    - оборудование спортивных и детских площадок;

    - носители визуальной информации (стенды, указатели, флагштоки);

    - хозяйственное оборудование (урны, контейнеры для мусора);

    3) декоративное убранство территорий:

    - декоративные скульптуры (бюсты, камни, стелы);

    - емкости для цветов (вазоны, цветочницы).

    Все элементы благоустройства должны быть высокохудожественного качества и вместе с другими объектами создавать композиционно-целостное единство и подчиняться общему дизайну концепции.

    Ландшафтный дизайн

    Одна из основных составляющих, формирующих поселенческую среду - ландшафтный дизайн. В его состав входит планировочная структура газонов, зеленые насаждения, цветочное оформление. Приемы ландшафтной архитектуры должны быть дифференцированы в зависимости от типологии сельских территорий с учетом их функционального назначения.

    Цветочное оформление, как правило, используется в наиболее посещаемых местах: обще поселенческих центрах, местах отдыха, парках, садах, скверах, дворах, на главных улицах села. Ассортимент насаждений необходимо подбирать с учетом соответствия агробиологических свойств растений. Композиция цветника, форма, соотношение объема и цвета, фактура поверхностей, аромат выбираются с учетом места размещения физиологического и эмоционального восприятия.

    Проектирование цветочного оформления дифференцируется в зависимости от значимости территории.

    Проектирование и реализация должны вестись по уровням:

    - территория и объекты поселенческого значения;

    - территория и объекты поселенческого уровня.

    Цветочное оформление следует осуществлять в рамках следующих направлений:

    - исторический центр;

    - общепоселенческие ансамбли;

    - "гостевой маршрут";

    - транспортные развязки, основные магистрали и въезды в сельское поселение.

    Разрабатываемая концептуальная основа цветочного оформления не должна лишать индивидуальности каждый цветник и задавать жесткие рамки их создателям.

    Одним из главных условий для высокохудожественного цветочного оформления является взаимосвязь с элементами благоустройства (бордюры, скамьи, фонтаны, декоративные скульптуры и т.п.).

    Световой дизайн

    Важной задачей освещения города в целом является гармонизация светотехнических параметров всех систем освещения. Это уличное освещение, архитектурное освещение фасадов, освещение инженерных сооружений, витрин, световой информации и рекламы, праздничная иллюминация.

    При подсветке поселенческих объектов решается ряд утилитарно-функциональных, архитектурно-градостроительных и образно-семантических задач (аспектов).

    Утилитарно-функциональный аспект

    Освещение объектов и окружающей территории выполняется с целью обеспечения оптимальной ориентации человека в пространстве и его комфортного пребывания в темное время суток. Светом акцентируются наиболее важные функциональные объекты - входы в здания, остановки общественного транспорта, градостроительные доминанты, силуэты зданий, деревья и т.д.

    Архитектурно-градостроительный аспект

    Выявление светом наиболее характерных для села и художественно значимых с точки зрения архитектуры зданий. Работа со светом проводится в целях создания целостной световой панорамы и силуэта сельского поселения.

    Образно-семантический аспект

    Создание художественной подсветкой яркого запоминающегося образа здания осуществляется с целью выявления и обогащения его архитектурной стилистики. Последовательность восприятия световых контрастов с учетом особенностей человеческого зрения строится по системе "от более сильного к более слабому".

    Уровень восприятия - "поселение - площадь - здание - деталь". На основе этих принципов можно реально сформировать комфортную, эстетически значимую для человека световую среду вечернего и ночного города.

    Единая визуальная информация и наружная реклама

    Рекламная деятельность в городе, осуществляемая в рамках, предусмотренных действующим законодательством, нормативными правовыми актами местного самоуправления, направлена на организацию рекламного пространства.

    Анализ существующего положения выявил неудовлетворительное состояние наружного информационного оформления и содержания конструкций, размещенных на фасадах зданий, строений, сооружений и ограждений. Рекламные и информационные конструкции размещены хаотично, без учета архитектурных, колористических, исторических и стилистических особенностей зданий.

    Вопросы рекламной деятельности приобретают большую остроту, актуальность и значимость еще и потому, что в рекламное пространство сельского поселения все активнее входит социальная реклама, которая акцентирует внимание власти и населения на значимых социальных проблемах, способствует развитию конструктивного диалога между селянами и органами местного самоуправления.

    От состояния наружной рекламы и информации, являющейся одним из способов организации рекламной деятельности, во многом зависит эстетический и культурный облик сельского поселения. В связи с этим необходимо более тщательно формировать механизм стратегического и системного подхода к вопросам осуществления единой поселенческой политики в области рекламной деятельности в сельском поселении.

    Первоочередные мероприятия необходимо направить на:

    - упорядочение рекламных и информационных конструкций (вывесок) в границах зон охраны комплекса объектов культурного наследия;

    - формирование полноценной архитектурно-художественной поселенческой среды, сохранение архитектурного своеобразия, декоративного убранства, пластики фасадов;

    - разработку художественных решений вывесок, гармонично сочетающихся с архитектурными, стилистическими и колористическими особенностями зданий;

    - формирование комфортного визуального пространства;

    - применение передовых технологий и материалов на основании изучения отечественного и зарубежного опыта.

    Визуальной коммуникации в сельском поселении отведены специальные задачи прикладной графики, которые имеют существенное практическое и эстетическое значение в рамках формирования поселенческого пространства.

    К таким задачам относятся: ориентация и информация, архитектурно-связанная реклама, политическая агитация, оформление общественных праздников и торжеств. Применяемые при этом графические элементы непосредственно определяют облик сельского поселения.

    Размещение и распространение рекламы необходимо рассматривать как непрерывно развивающийся процесс, и в этой связи актуальна разработка программ по оптимизации и реконструкции рекламного пространства сельского поселения. Все рекламные конструкции должны быть изготовлены с применением современных технологий и материалов, размещены в строгом соответствии с проектными разработками по реконструкции рекламного пространства, гармонировать с элементами благоустройства прилегающей территории и существующей архитектурой зданий и сооружений.

    Вывод: рассмотреть необходимость разработки новых и совершенствования действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области рекламы на территории сельского поселения.

    Праздничное оформление

    На стадии разработки проектной концепции праздничного оформления важное значение имеют:

    - определение адресата (социальных групп);

    - учет закономерностей зрительного восприятия в конкретных пространственных условиях;

    - разработка программы вовлечения зрителя в праздничное действо, превращение его в активного участника происходящего;

    - точный выбор изобразительных и неизобразительных средств праздничного оформления, обусловливающий возможность их взаимодействия в организации аудиовизуальных и кинетических эффектов и соотнесения с культурно-историческими, ландшафтными, архитектурно-пространственными особенностями места проведения праздника;

    - учет реальных технико-экономических, материальных возможностей в изготовлении оборудования для оформления праздника.

    Праздничное оформление в любых его формах должно восприниматься эффективно в дневное и вечерне-ночное время. Выразительность свето графики, форм и конструкций элементов оформления может быть усилена благодаря умелому использованию светотеней естественного освещения и функциональной, декоративной подсветки в ночное время.

    Необходимо при этом учитывать и времена года. Наличие зеленого покрова и ярких цветов летом, доминирование белого снежного покрова (фона) зимой требует различных цветовых гамм оформления. Продолжительная темная пора суток в осенне-зимний период обуславливает применение светографики, иллюминации, подсветки и других светотехнических средств.

    В праздничном оформлении могут быть использованы:

    - спектральные цветовые композиции;

    - единые, парные и групповые флагштоки с государственными флагами, декоративными полотнищами и вымпелами;

    - элементы поселенческой символики (герб и флаг сельского поселения);

    - настенные и отдельно стоящие сюжетные и декоративные панно;

    - объемно-плоскостные или светящиеся лозунги, а также геральдические элементы, символы, фирменные знаки;

    - перетяжки - транспаранты между опорами, кронштейны;

    - объемно-пространственные установки и декоративные композиции, парусно-вантовые установки;

    - островки флагов;

    - разнообразные светотехнические средства (иллюминация, декоративная подсветка архитектурных сооружений, зеленых насаждений, элементов визуальной информации), светодиодные экраны, кинетические рисунки, наносимые с помощью лазерной установки на фасады зданий или специальные экраны.

    Выбор средств оформления зависит от темы праздника или общественно значимого события:

    - государственные праздники акцентируются оформлением сельского поселения с применением общепринятой символики - государственных флагов, гербов, с использованием торжественной цветовой гаммы и классической композиции;

    - при оформлении новогодних и весенних праздников используются свободные композиционные приемы и веселая цветовая палитра.

    Средства праздничного оформления подразделяются на композиционные, конструкционные и светотехнические.

    К композиционным средствам, в первую очередь, относится цвет. Использование цвета в оформлении праздника связано с символическими стереотипами: красный - любой праздник (в первую очередь политический); белый, синий, темно-зеленый - Новый год; желтый - праздник весны.

    Выбор цветовой гаммы обусловлен и местом проведения праздничного действия (заснеженная улица, площадь, зеленая парковая зона и пр.).

    В палитру праздничного оформления рекомендуется вводить сочетание чистых цветов радуги, оперируя ритмикой контрастных цветов или тональными переходами одного или нескольких близких друг другу.

    При размещении элементов праздничного оформления в обильной рекламной среде следует использовать плоскостное изображение с активным цветовым пятном и доминирующими размерами.

    5. Механизм реализации Концепции

    Механизмом реализации Концепции являются:

    - долгосрочные и муниципальные программы, создаваемые по каждому направлению;

    - разработка новых и совершенствование действующих нормативных актов, регулирующих отношения в области архитектурно-художественного облика городского поселения.


    6. Финансовое обеспечение

    В процессе реализации Концепции необходимое финансирование осуществляется в рамках утвержденных программ по каждому направлению.

    Для реализации концептуального процесса целесообразно привлекать в установленном законодательством порядке следующие источники финансирования:

    - целевые средства муниципального, республиканского и федерального бюджета;

    - средства хозяйствующих субъектов;

    - прочие источники.

    7. Организация реализации Концепции

    Функции координации и контроля за реализацией Концепции возлагаются на Администрации МО «Жохсогонский наслег» Таттинского улуса

    Структурные подразделения администрации определяют последовательность реализации Концепции, образуют в пределах своей компетенции рабочие группы по подготовке отдельных проектов и документов, привлекают к работе творческие силы.

    8. Правовое обеспечение реализации Концепции

    Правовое обеспечение реализации целей, поставленных Концепцией, регулируется существующими нормативными документами согласно законодательным актам Российской Федерации, Республики Саха (Якутии) администрации МО «Жохсогонский наслег» Таттинского улуса Концепция должна реализовываться в тесной связи с программой перспективного развития сельского поселения, решениями, принимаемыми органами местного самоуправления, и рассматриваться как документ, являющийся основой для реализации всех направлений дизайна поселенческой среды.



    Условием успешной реализации Концепции является максимальная публичность процесса выработки и принятия решений по всем поставленным в Концепции проблемам при широком обсуждении с общественностью.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    "Концепция архитектурно-художественного облика и дизайн-проект с. Боробул мо «Жохсогонский наслег» Таттинского улуса"

    Скачать 204.15 Kb.